О русском методе обучения
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (11), Ноябрь 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Тюренков В.А. О русском методе обучения // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 11. – С. 47-50.
Ключевые слова: МГТУ им. Н.Э. Баумана
Я часто вспоминаю, как придя студентом-первокурсником в Музей МВТУ, с удивлением и гордостью узнал о том, что Президент Бостонского Технического Колледжа (ныне Массачусетского Технологического Института) еще в конце прошлого века, познакомившись с методикой преподавания в Московском Высшем Императорском Училище, заявил, что постарается внедрить данный метод в Америке. О том, что именно сумели американцы воплотить из Русского метода обучения, могу только догадываться.
Зато, основываясь на опыте учебы в Школе Бизнеса Университета Пеппердайна в Калифорнии, а затем проработав семь лет в Американских инвестиционных компаниях, могу утверждать – МВТУ дает достаточно знаний и навыков для успешной деятельности даже в такой отдаленной от специализаций МВТУ области, как управление инвестиционными портфелями крупнейших корпораций и пенсионных фондов США.
Конечно, приятно доказать некоторым высокомерным американцам, привыкшим все анализировать в одномерном пространстве американского доллара, что мы можем работать с ними на равных, а иногда и побеждать их на их же территории. Намного важнее понять, почему МВТУ является одним из уникальных ВУЗов не только России, но и в мире?
В МВТУ готовят специалистов широкого профиля.
Я с удовольствием посмеялся бы над этой шаблонной фразой, если бы моя собственная судьба со дня окончания МВТУ по сегодняшний день не была ее подтверждением: от аспиранта кафедры ЭВМиС к редактору газеты Бауманец, через аспирантуру Института США и Канады в Школу Бизнеса Университета Пеппердайна в Калифорнии, из Антимонопольного Комитета Российской Федерации к управляющему паевыми инвестиционными фондами в США.
Одной из наиболее ценных особенностей “МВТУшного” подхода является ее глобальность и комплексность, позволяющая системно анализировать и решать задачи из различных предметных областей.
Кстати, о предметных областях. В США, в Школах бизнеса, тоже готовят специалистов супер-широкого профиля. Так, специалист по маркетингу должен уметь продавать все ‑ от танков до зубных щеток. Специалист по инвестициям должен уметь подвести компании из более 60 стран мира и любой индустрии под стандартный набор финансовых показателей.
Мне почти каждый день приходится доказывать моим американским коллегам и брокерам, что невозможно быть специалистом во всех областях. Да, нужно обладать комплексным системным подходом к анализу той или иной проблемы, в нашем случае – комплексном анализе различных корпораций. Но, хорошо бы было еще обладать фундаментальными знаниями в предметной области.
Нельзя на основе только финансового или только маркетингового анализа принимать решения об инвестициях в акции того или иного предприятия. Желательно хорошо понимать, что данное предприятие производит, какими технологиями обладает, каков уровень профессионального мастерства управленцев данного предприятия и т.д.
К сожалению, в США сегодня насчитывается не более пяти Школ бизнеса, специализирующихся на подготовке менеджеров по коммерциализации технологий. Среди них наиболее успешные – Школы бизнеса Массачусетского Технологического Института и Университета Пеппердайна в Калифорнии. В нашей индустрии количество специалистов с двойным образованием в технической и финансовой сферах весьма ограничено. Это стало одной из причин “инвестиционного пузыря” завышенной оценки стоимости акций интернет-компаний и технологических компаний, который теперь на наших глазах успешно сдувается. Это еще раз подтвердило, что очень опасно, когда каждая кухарка думает, что может либо управлять Государством (СССР), либо управлять инвестиционным портфелем (США).
Сочетание фундаментальных теоретических знаний с умением их практического использования.
Я не буду говорить о глубине технических знаний, преподаваемых на специальных кафедрах МВТУ. Это известно всем. Уникальность метода МВТУ заключается в обучении студентов применять данные знания на практике.
Если бы мне в 1984 году на практике в городе Киеве сказали, что два месяца работы в технологическом отделе завода Электронмаша помогут мне в 2000 году при сравнительной оценке инвестиционной привлекательности трех крупнейших производителей микросхем на Тайване, я бы сильно удивился. Однако, еще как помогли!
Еще пример: два года назад мы запускали новый ивестиционный фонд с одной из ведущих инвестиционных компаний мира ‑ СаломонСмисБарней. Все аналитики и портфельные управляющие были разбиты на команды: по два аналитика из нашей компании и региональный представитель СмисБарней. Нужно было в течение двух недель выступать с презентациями перед брокерами по пять-шесть раз в день в различных штатах и объяснять, чем мы лучше других сотен портфельных управляющих в США.
Только опыт школы лектора-международника (как мы ее еще называли школой междугородника) и спецсеминара при кафедре научного коммунизма МВТУ, когда еще студентами ездили с лекциями по всей России, позволил нашей команде собрать больше денег, чем коллегам-соперникам. А регион нам достался почти Российский. В дополнение к Западному побережью США пришлось летать и на Аляску. Так что, широко распространенные в Университетах США “дебат-команды”, имеют в лице студентов МВТУ достойную конкуренцию.
Коллективное воспитание и товарищество выпускников МВТУ.
В любом американском вузе и американской компании вы только и будете слышать о необходимости работать в коллективе и решать задачи коллективно. Не напоминает ли это вам первую лабораторную работу в МВТУ, не говоря уже о всех мероприятиях Комсомольских и профсоюзных организаций?
Еще одно сходство. Лучшие Американские Университеты в прямом и переносном смысле богаты своими выпускниками. Начиная с первого курса, с американским студентами проводятся занятия о том, как надо использовать базу данных выпускников в своей будущей карьере. Многие учебные комплексы и целые факультеты построены за счет дотаций выпускников.
В МВТУ всегда была очень хорошая традиция, когда студент или выпускник может обратиться к другому выпускнику независимо от занимаемой должности. Если идея стоит того, всегда можно надеяться на помощь. Я испытал это правило на собственном опыте, когда благодаря Андрею Афанасьевичу Кокошину около десяти выпускников были допущены к сдаче экзаменов в аспирантуру. Хочу подчеркнуть – допушены. Если человек сумел окончить МВТУ, он имеет право на получение возможности. Реализация данной возможности зависит только от него самого.
Один из основных законов стратегического планирования бизнеса гласит, что мало разработать стратегию, ее еще важно реализовать.
МВТУ за 170 лет своего существования доказало (несмотря на революции, войны, и смену названий), что знает свою стратегию и умеет воплощать ее в жизнь.
Советую всем студентам и выпускникам зайти в Музей и ощутить на себе эту историю с самого момента создания МВТУ. А заодно и узнать о Русском методе обучения от профессионалов, а не от дилетанта.
Тюренков В. А.
выпускник МВТУ им. Баумана 1986 года, красный диплом.
Во время обучения был членом Комитета Комсомола МВТУ и председателем совета спецсеминара при кафедре Научного Коммунизма. После окончания МВТУ поступил в аспирантуру кафедры ЭВМиС, затем стал редактором газеты “Бауманец”. Окончил аспирантуру института США и Канады Российской Академии Наук и Школу Бизнеса Университета Пеппердайн, Калифорния.
Занимал должность экономического советника Председателя Антимонопольного Комитета Российской Федерации, работал в совместной программе конверсии Университета Пеппердайна и Центра Конверсии Института США и Канады. С 1995 года по настоящее время является Управляющим Директором американской инвестиционной компании – Хансбергер Груп.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:57:04