Современное состояние рентных отношений в Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-2 (102), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Регулирование нефтяной промышленности, характеризующейся высокой долей частной собственности, является одним из приоритетных направлений экономической политики России. Важнейшим элементом такого регулирования рассматривается система налогообложения и сборов в отрасли.
Ключевые слова: налогообложение, нефтяная промышленность, рентные отношения, нефтегазовая отрасль
Регулирование нефтяной промышленности, характеризующейся высокой долей частной собственности, является одним из приоритетных направлений экономической политики России. Важнейшим элементом такого регулирования рассматривается система налогообложения и сборов в отрасли.
Нефтяная промышленность России характеризуется рядом особенностей, учет которых необходим при оценке и распределении ренты, регулировании работы отрасли:
- около 80% нефти добывается в северных регионах с суровыми природно-климатическими условиями, в перспективе с учетом распределения сырьевой базы эта доля будет увеличиваться;
- в отрасли не происходит воспроизводства минерально-сырьевой базы, увеличение добычи ведется в основном за счет открытых ранее запасов;
- качество сырьевой базы продолжает ухудшаться, растут объем и доля трудноизвлекаемых запасов, на значительной части месторождений плохие коллекторы, низкие дебиты;
- высокая доля неработающих скважин в эксплуатационном фонде;
- основные фонды нефтяного комплекса имеют высокую степень износа, амортизировано более чем 50% оборудования в нефтедобыче, 80% - в нефтепереработке;
- более 50% магистральных нефтепроводов эксплуатируются свыше 25 лет при нормативе 30 лет, износ основных фондов нефтепродуктопроводов и резервуарных мощностей превышает 70%;
- от устойчивости развития нефтяной промышленности зависит социально-экономическая обстановка в преимущественно многоотраслевых нефтедобывающих регионах [1].
В этих условиях часть доходов нефтяной отрасли России, формально оцениваемых как рента и распределяемых между государством и компаниями, реально представляет собой недофинансирование ряда направлений, необходимых для ее нормальной работы в перспективе.
Природная (сырьевая) рента – часть прибыли, обусловленная использованием природного ресурса в процессе производства [2]. В зависимости от условий добычи и транспорта нефти, направлений ее использования доля рентной составляющей в цене колеблется от 31-72%, при продаже сырья на внутреннем рынке, до 65-81%, при экспорте сырья.
С позиции коммерческой эффективности наиболее доходным сегментом бизнеса является экспорт сырья, за которым следует экспорт нефтепродуктов, который даже с учетов высоких пошлин и гипертрофированной структуры (в основном это мазут и дизельное топливо) несколько превышает по рентабельности продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке. Наименее выгодны - продажи сырья на внутреннем рынке, что объясняется отсутствием внутреннего рынка сырой нефти в условиях соответствующего структурирования отрасли, когда почти все НПЗ входят в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний и получают сырье по трансфертным ценам.
В распоряжении компаний осталось около 48 млрд. долл. ренты, что составляет 24% их выручки. Кроме того, компании получили почти 22 млрд. долл. нормативной прибыли (11% от выручки). Объем свободных средств нефтяных компаний составил около 60 млрд. долл., инвестиции в основной и оборотный капитал (методологически все расходы на геологоразведочные работы в нефтяной промышленности до начала промышленной эксплуатации месторождения относятся к инвестиционным вложениям) - 13,7 млрд. долл. В целом по отрасли на геологоразведочные работы было направлено более 50 млрд. руб. (1,75 млрд. долл.), в том числе из федерального бюджета - 4,47 млрд. руб. (0,16 млрд. долл.). Доля расходов на геологоразведочные работы в объеме конечных продаж снизилась по сравнению с 2003 г. более чем на 7% до 0,9%. Т. е. в условиях роста цен и доходов не произошло соответствующего увеличения расходов на геологоразведочные работы [1].
Исходя из вышесказанного, необходимо проведение научной и общественной экспертизы деятельности нефтяных компаний. В случае если финансирование по приоритетным направлениям (геологоразведочные работы, социальная сфера, модернизация производства), зафиксированное на определенном уровне от консолидированной выручки, компаниями не проводится, то эти средства должны изыматься в бюджет и расходоваться целевым назначением.
В связи с разработкой новой редакции Закона "О недрах" необходимо четко разграничить права собственности на недра, разработать основы регулирования рентными отношениями, рассмотреть возможности усиления роли платежей при недропользовании, включающих:
- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
- регулярные платежи за пользование недрами;
- плата за геологическую информацию о недрах;
- сбор и участие в конкурсе (аукционе);
- сбор за выдачу лицензий.
Налог на добычу полезных ископаемых, наряду с налогом на добавленную стоимость, налогом на прибыль и акцизами, относится к числу основных источников поступлений налоговых доходов федерального бюджета 2007 года, хотя в дальнейшем предусмотрено некоторое снижение его доли в общем объеме доходов. Сейчас налоговая ставка имеет натуральный характер (419 руб./т), хотя Налоговым кодексом РФ предусмотрен перевод на стоимостную оценку по углеводородному сырью.
Следующим шагом должна стать дифференциация налога на добычу полезных ископаемых по каждому месторождению. Также рост эффективности разовых платежей при недропользовании повысит платежи при получении лицензии. Это можно сделать только на неналоговой основе, совершенствуя тендерные процедуры предоставления прав пользования недрами, вводя институт нефтяного аудита, укрепляя систему независимой экспертизы. Реализация указанных мер позволит привлечь к освоению различных месторождений не только крупнейшие компании, но и массу средних и мелких компаний, что положительно скажется на всей экономики добывающей отрасли.
Таким образом, есть несколько основных подходов к дальнейшему совершенствованию налогообложения добычи нефти. Стимулирующий характер налогообложения в этой отрасли может быть обеспечен только в том случае, если будет введена такая система платежей, которая в максимально возможной степени будет учитывать особенности месторождений. В связи с этим необходимо использовать весь положительный опыт стран, которые уже внедрили рентные подходы в регулирование отношений государства и недропользователя.
Действующая налоговая система в нефтегазовом секторе экономики России таит реальную и очень серьезную угрозу национальной безопасности страны. Федеральный бюджет поставлен в зависимость от мировых цен на нефть и газ. Никакие «запасы» (стабилизационный фонд и золотовалютные резервы) не смогут обеспечить устойчивое развитие России при падении мировых цен на нефть. Поэтому целесообразно обезопасить бюджет от влияния возможных колебаний мировой конъюнктуры на энергоносители, для чего необходимо снизить таможенные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых. Выпадающие при этом доходы федерального бюджета необходимо получать из перерабатывающих отраслей и других секторов экономики, на развитие которых должны направляться накапливаемые средства.
Изъятие государством рентных доходов, обусловленных природными качествами объектов природопользования, направлено также на выравнивание конкурентных позиций хозяйствующих субъектов. Поскольку если рента не изымается государством-собственником, то это равносильно прямым дотациям государства соответствующим хозяйствующим субъектам, то есть данные компании становятся в заведомо привилегированное положение по сравнению с другими участниками производства. Поэтому изъятие природной ренты — проблема не только фискального характера, но и необходимое условие для создания предпосылок эффективного функционирования рыночного механизма хозяйствования.
Поскольку часть рентного дохода обусловлена предпринимательской деятельностью недропользователя механизм изъятия и распределения рентных доходов должен обеспечивать баланс интересов инвестора и государства и не подавлять инвестиционную активность в отрасли.
Таким образом, механизм изъятия и распределения рентных доходов должен стимулировать более рациональное и эффективное использование природного ресурса.
Источники:
2. Данилов-Данильян В.И. Бегство к рынку: десять лет спустя. - М. : МНЭПУ, 2001.
3. "Библиотечка" "Российской Газеты". – 2007.- № 4.
4. Перчик А.И. Налоговая система в нефтедобывающей промышленности за рубежом // Экономика нефтяной промышленности. - 1973. - № 7.
5. Перчик А.И. Налогообложение нефтегазодобычи. Право. Экономика. – М. : ООО «Нестор Академик Паблишерз», 2004.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:35:58