Региональные особенности реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Республике Дагестан
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (101), Ноябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Агропромышленный комплекс (АПК) занимает одно из важнейших мест в хозяйственной системе Республики Дагестан и формирует, в значительной степени, основу социально-экономического развития региона. В настоящее время АПК Дагестана представлен более 900 сельхозпредприятиями всех форм собственности. Кроме того, в системе АПК функционируют более 42 тыс. крестьянских (фермерских) и около 469 тыс. личных подсобных хозяйств.
Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, экономика региона, Республика Дагестан, развитие АПК
Агропромышленный комплекс (АПК) занимает одно из важнейших мест в хозяйственной системе Республики Дагестан и формирует, в значительной степени, основу социально-экономического развития региона. В настоящее время АПК Дагестана представлен более 900 сельхозпредприятиями всех форм собственности. Кроме того, в системе АПК функционируют более 42 тыс. крестьянских (фермерских) и около 469 тыс. личных подсобных хозяйств.
Как известно, аграрная политика нашей страны предусматривает разработку конкретных законодательных актов и других официальных решений, регламентирующих функционирование отрасли. С этих позиций важным достижением государственной поддержки сельского хозяйства является приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Он представляет собой классический среднесрочный индикативный план, который определяет ключевые направления развития сельскохозяйственного производства и формы государственной поддержки участников национального проекта.
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» в Республике Дагестан предусматривает реализацию трех магистральных направлений:
– технико-технологическое переоснащение сельского хозяйства («Ускоренное развитие животноводства»), в результате которого планируется увеличить к 2008 году производство мяса на 14,8%, молока – на 9,8%;
‑ развитие рыночной инфраструктуры в сельской местности и смягчение социальных рисков предстоящего присоединения к ВТО («Стимулирование развития малых форм хозяйствования»);
‑ преодоление демографического кризиса («Обеспечение жильем молодых семей»).
Сельское хозяйство является одной из базовых отраслей экономики Республики Дагестан, доля которого в ВРП составляет порядка 28%. В аграрном секторе работает около трети всего занятого населения, из которых 27% - в животноводстве, а 73% - в растениеводстве. По производству сельскохозяйственной продукции на душу населения республика занимает 8 место в Южном федеральном округе и 54 место в России.
Под влиянием природно-климатических условий на территории Дагестана сформировалась своеобразная структура сельскохозяйственных угодий, где на долю пастбищ и сенокосов приходится более 80%. Исторически это предопределило особенности АПК, в структуре которого выделяются такие отрасли как овцеводство, виноградарство, садоводство, овощеводство. По уровню развития этих отраслей Дагестан среди других субъектов РФ занимает ведущее место, а по поголовью овец (4,4 млн. голов) – первое.
Для Республики Дагестан национальный проект «Развитие АПК» имеет исключительно большое значение. Существуют проблемы воспроизводства стада, улучшения породности, приобретения племенного скота. Подавляющее большинство сельскохозяйственной продукции в Дагестане (около 80%) производят личные подсобные хозяйства. Они же лидируют среди субъектов РФ по получению кредитов. Более 1000 хозяйств в 35 районах республики получили займы на сумму более 130 млн. руб. На строительство, реконструкцию и модернизацию крупных животноводческих комплексов выданы кредиты и открыты кредитные линии по семи предприятиям на сумму 178,5 млн. руб.
Яркой отличительной особенностью Дагестана является наличие системы отгонного животноводства, в соответствии с которой два раза в год – весной и осенью – осуществляется перегон скота, в основном овец, с летних на зимние пастбища и обратно. Это вызвано четко выраженным географическим делением региона на равнинную и горную территории и неравномерным размещением населения и пахотных земель между ними.
Площадь земель отгонного животноводства составляет почти 1,7 млн. га (из которых 362,6 тыс. га – летние пастбища) и закреплена за 837 сельхозтоваропроизводителями. Большинство хозяйств, особенно в горной и предгорной территориях, имеют земельные участки, изолированные от основного земельного массива, часто удаленные от него на значительные расстояния, порой до 500 километров. Протяженность скотопрогонных маршрутов составляет 3200 км. В среднем ежегодно перегоняется около полутора миллионов овец и коз, из которых 250-300 тысяч перевозится на железнодорожном транспорте.
Поскольку отгонная система охватывает большой спектр вопросов, не регулируемых земельным законодательством, принят специальный республиканский закон «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан». Использование земель отгонного животноводства имеет ряд ограничений, эти земли находятся в республиканской собственности, распоряжается ими исключительно Правительство Республики Дагестан. Кроме того, на них запрещается строительство капитальных производственных объектов.
Рост овцепоголовья на пастбищах, усиление ветровой и водной эрозии, сокращение объемов работ по сохранению и восстановлению плодородия почв на зимних пастбищах привели к резкому ухудшению их агрономического состояния. В результате нарушения естественного почвенного растительного покрова этой территории под влиянием бессистемного выпаса и перегрузки скота произошло вырождение природных пастбищ и падение их продуктивности, резкое увеличение перевиваемых песков. Восстановление данных земель имеет федеральное значение.
Овцеводство является традиционной отраслью аграрного сектора экономики Республики Дагестан. Однако в силу неблагоприятной рыночной конъюнктуры в последние годы производство шерсти приносит производителю в основном убытки. В 2005 году при себестоимости 1 кг шерсти в среднем 30 руб. реализационная цена составила всего около 20 руб. с уровнем рентабельности в 30-35%. В силу разных причин шерсть оказалась невостребованной. В условиях несовершенного рынка снижение поддержки такой приоритетной отрасли АПК Дагестана, какой является овцеводство, является неоправданным. Необходимо сохранение этой отрасли, играющей заметную роль в жизнеобеспечении значительной части сельского населения республики.
Наличие значительных земель, обремененных рядом ограничений, создают определенные трудности в полноценном участии сельхозпредприятий и фермерских хозяйств республики в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В частности, животноводческие объекты, расположенные на отгонных землях, нельзя включать в залоговую базу, поскольку невозможно оформить на эти объекты право собственности – земли отгонного животноводства предоставляются на праве аренды.
Более того, даже для сельхозпроизводителей, не имеющих отгонные земли, получение документов, удостоверяющих право собственности, представляет чрезвычайную трудность в силу дороговизны и длительности оформления соответствующих бумаг. И для сельхозпредприятий, объективно наиболее готовых и остро нуждающихся в получении субсидируемых кредитов, практически закрыта возможность участия в реализации нацпроекта. Инструкции банков не должны носить унифицированную форму, а должны учитывать специфику таких регионов, как Дагестан, где аграрная структура представлена в основном малыми формами хозяйствования, не имеющими больших залоговых сумм. Тем более что сельхозпредприятия региона в среднем имеют объем выручки от реализации по 2 млн. руб., т.е. почти в 8 раз меньше, чем в среднем по стране.
Таким образом, равнодоступность участия в национальном проекте «Развитие АПК» должна быть основополагающим принципом, особенно с учетом необходимости вовлечения в проект регионов, в наибольшей степени нуждающихся в модернизации и создании технико-технологической инфраструктуры, позволяющей повысить конкурентоспособность продукции агропромышленного комплекса.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 07-02-00033а.
Источники:
2. Курбанов К.К. Региональные аспекты реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» // Материалы Международной научно-практической конференции «Основные проблемы, тенденции и перспективы устойчивого развития сельскохозяйственного производства». – Махачкала: ДГСХА. ‑ 2006.
3. Петросянц В.З. Экономическая политика депрессивного региона: проблемы формирования и реализации. – М.: Наука, 2005. – 189 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:32:01