Инновационные приоритеты государственного прогнозирования и программирования развития предпринимательства

Игнатова Т.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В настоящее время подавляющая часть нововведений возникает не стихийно, а в результате планирования, программирования и прогнозирования инновационной деятельности, применения мер ее финансовой поддержки и стимулирования, и, прежде всего, путем определения целей и принципов научной и научно-технической политики государства. Прогнозирование инноваций как постоянный процесс подкрепляется программированием и планированием, предполагающими дискретные нормативные сроки и мероприятия.

Ключевые слова: предпринимательство, инновации, научно-техническая политика, развитие предпринимательства, государственная политика, научная политика, прогнозирование инноваций



В настоящее время подавляющая часть нововведений возникает не стихийно, а в результате планирования, программирования и прогнозирования инновационной деятельности, применения мер ее финансовой поддержки и стимулирования, и, прежде всего, путем определения целей и принципов научной и научно-технической политики государства. Прогнозирование инноваций как постоянный процесс подкрепляется программированием и планированием, предполагающими дискретные нормативные сроки и мероприятия.

Правительство России утвердило «Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.)», в которой в разделе «Реформирование науки и стимулирование инноваций» предусмотрено развитие системы фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства, в том числе создание инновационного фонда в сфере информационных технологий. Это позволит сформировать благоприятную институциональную среду инновационного процесса на основе государственно-частного партнерства.

Модернизация органов власти в процессе административной реформы определила функции «сервисного государства» в развитии инновационной сферы. Так, Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) на сегодняшний день осуществляют:

1) формирование приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности;

2) функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность:

‑ федеральных центров науки и высоких технологий;

‑ государственных научных центров;

‑ уникальных научных стендов и установок;

‑ федеральных центров коллективного пользования;

‑ ведущих научных школ;

‑ национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения;

3) информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

После реализации Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002–2006 гг. в настоящее время начата реализация ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно- технологического комплекса России на 2007-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613.

Планирование поддержки и стимулирования инновационной деятельности в 2007 г. проводится по следующим направлениям:

‑ разработка долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года;

‑ разработка концепции федеральной целевой программы по развитию электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы;

‑ подготовка концепции о разработке федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика на период до 2020 года», включая подготовку подпрограммы стимулирования развития нефтеперерабатывающих мощностей на территории РФ, предусматривающей модернизацию и строительство новых нефтеперерабатывающих заводов;

‑ разработка программы создания автотранспортных средств нового поколения, работающих на альтернативных видах топлива, в том числе газовом, а также с применением комбинированных энергетических установок.

Таким образом, при разработке государственных прогнозов и программ ключевыми отраслями для осуществления государственной поддержки разработки и внедрения инноваций выбраны автомобильная, электронная и энергетическая. Выбор ключевых сфер показывает, что основными методами прогнозирования в данном случае являлись экстраполяционный и поисковый, а также нормативный прогноз.

По мнению Ю.В. Яковца, именно «государство должно финансировать разработку прогнозов, на их основе с привлечением ученых выбрать узкий круг стратегических инно-вационно-технологических приоритетов, исходя их технологических потребностей экономики, структуры научно-технического переворота и имеющегося задела для освоения новых поколений техники» [1], то есть поддерживать метод экспертных оценок в прогнозировании.

К государственным фондам поддержки научной и научно-технической деятельности относятся три некоммерческие организации: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы. Последний занимается непосредственно финансированием и стимулированием инноваций. Правительством Российской Федерации установлено, что в Фонд направляются 1,5 процента средств федерального бюджета на науку (1075500 тыс. рублей в 2006 году). К основным задачам Фонда относятся:

‑ проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

‑ оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;

‑ создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

По данным Фонда, профинансировано за 12 лет работы более 4000 проектов на сумму более 2500,0 млн. рублей. Основные средства Фонда направлены на проекты НИОКР, создание сети инновационно-технологических центров, развитие инфраструктуры трансфера технологий, вовлечение студенчества и молодых ученых в инновационное предпринимательство, поддержку участия компаний в выставках, семинарах, подготовку менеджеров.

Поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве свыше 1000 запатентованных изобретений. Их отчисления государству в виде налогов превышают в 2,4 раза сумму полученных ими бюджетных средств. Стоимость основных фондов этих предприятий увеличилась в 11,3 раза, а выработка на одного сотрудника ‑ в 12,7 раза (в компаниях по информационным технологиям достигла 1,5 млн. рублей) [2]. Доля продукции малых инновационных организаций и выросших из них за эти годы средних компаний в общем объеме российской продукции по ряду изделий составляет десятки процентов, а по некоторым (программный продукт, научное и экологическое приборостроение) приближается к 100%.

Следует поддержать точку зрения Федорова В.А. о том, что «государство как ключевой институт должно всемерно и энергично содействовать формированию в России эффективной институциональной системы, продуктивной рыночной среды, стимулирующей спрос на инновационную продукцию», для чего требуется «прямая финансово-ресурсная поддержка инновационных проектов» [3].

Важную роль в поддержании творческого потенциала разработчиков инноваций играет государственная финансовая поддержка их деятельности не только через три государственных научных фонда, но и через президентские гранты для молодых ученых, поддержки ведущих научных школ, правительственные гранты поддержки инновационных вузов, развития фондов целевого капитала (эндаументов). Создание последних станет возможным с принятием Федерального закона о целевом капитале.


Источники:

1. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. – М.: Экономика, 2004. – С.390.
2. Фонд содействию развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. [Электронный ресурс] www.fasie.ru.
3. Федоров В.А. Социально-философский анализ прогнозирования и управления инновационными процессами. Автореф. дисс. … докт. филос. наук. М:Б.и., 2006. – С.48.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 01:50:05