Социально-экономическая политика по формированию и развитию малого предпринимательства в Вологодской области

Буданов Г.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (97), Сентябрь 2007
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В течение последних десяти лет в Вологодской области сформирована система господдержки малого бизнеса. Она базируется на нормах федерального и регионального законодательства и реализуется в ходе выполнения государственных и местных программ действующими объектами региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, государственная поддержка, экономика региона, социально-экономическая политика



В течение последних десяти лет в Вологодской области сформирована система господдержки малого бизнеса. Она базируется на нормах федерального и регионального законодательства и реализуется в ходе выполнения государственных и местных программ действующими объектами региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Для контроля выполнения нормативных актов, регулирующих вопросы функционирования малого бизнеса, при правительстве области была создана межведомственная комиссия по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства.

В 14 районах области созданы советы предпринимателей, в 16 районах приняты целевые программы поддержки малого бизнеса. Работниками органов региональной исполнительной власти проводятся выездные совещания-семинары по проблемам развития малого бизнеса.

В Череповце функционирует Агентство городского развития, через которое реализуются программы «Самозанятость», «Бизнес-инкубатор», «Реструктуризация». В Вологде заканчивается создание инновационной структуры «Технопарк» с целью оказания помощи начинающим предпринимателям.

Со стороны областного правительства малый бизнес получает имущественную поддержку: около 80% государственного имущества, сдаваемого в аренду, находится в пользовании субъектов малого бизнеса.

Информационную поддержку бизнесу оказывают Вологодская торгово-промышленная палата и Вологодский Центр научно-технической информации. С 2001 года в области работает межрегиональный маркетинговый центр «Вологда-Москва», который предлагает субъектам малого предпринимательства широкий спектр информационных услуг.

Для улучшения предпринимательского климата правительство области систематически проводит различные общественные консультации, в том числе с областным Советом предпринимателей, Ассоциацией промышленников и предпринимателей, Клубом деловых людей и т.д. Положительную роль в общественном признании вклада малого бизнеса играет ежегодный областной конкурс «Вологодский предприниматель года», который проводится с 2002 года.

Однако данные статистики свидетельствуют, что после 1995 года проводимая исполнительной властью региона социально-экономическая политика не способствовала созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, не оказывала на благосостояние граждан должного положительного воздействия. Малый бизнес так и не стал значительным сектором экономики (таблица 1).

Таблица 1

Развитие малого предпринимательства в Вологодской области


1997 г.
2000 г.
2005 г.
Число малых предприятий
3834
6017
4794
Среднесписочная численность работников, чел.
56640
64664
62025
Распределение числа малых предприятий пор отраслям экономики, в %
Промышленность
17,5
17,4
13,0
Строительство
21,3
16,8
16,8
Торговля, общепит, заготовки
45,7
45,2
36,4
Транспорт и связь
2,7
3,0
5,1
Сельское и лесное хозяйство
3,4
6,3
7,5
Другие отрасли
9,4
11,3
21,2
Рассчитано: 1. С. 121, 122, 123, 125; 2. С. 142, 144, 145.

С 2000 года сокращается число малых предприятий, уменьшается среднесписочная численность их работников. А ведь это главный показатель развития малого бизнеса, на основе которого должен формироваться такой структурный элемент современного общества, как средний класс, и обеспечиваться занятость населения.

С 1994 по 2005 год меняется и доля денежных доходов населения от предпринимательской деятельности в процентах от общего объема доходов. В исследуемый период она колеблется от 11% в 1994 году до 10,2% в 2005 году (1. С.69; 2. С. 72).

Неэффективность политики в отношении малого предпринимательства, в частности, обусловлена тем, что разрабатывают и осуществляют ее не только органы региональной и муниципальной власти, но и государственные и муниципальные чиновники с соответствующими полномочиями. Стандарты, которые позволяют измерить результаты развития этого сектора экономики, отсутствуют. Каждый чиновник задачи развития малого бизнеса понимает по-своему, что приводит к появлению административных барьеров.

Административный ресурс предоставляет чиновникам широкие возможности для злоупотреблений. Это вытекает из самой сущности административной власти, характеризующейся анонимностью, безличностью, огромным влиянием почти во всех областях общественной жизни, обладанием информацией по животрепещущим проблемам развития региона, большим арсеналом принудительных средств. Риск, сопряженный с должностными правонарушениями, несопоставим с теми материальными преимуществами, которые приобретает чиновник в результате своих порой противоправных действий.

Отрицательно сказывается на развитии малого бизнеса и отсутствие подготовленных кадров, способных заниматься предпринимательской деятельностью профессионально. Ни одно высшее учебное заведение в области не имеет пока материальной базы для учебной практики по курсам предпринимательства, поэтому выпускники вузов, молодые специалисты, в большинстве случаев не являются организаторами малого бизнеса.

Для развития малого бизнеса, по нашему мнению, необходимо создание специализированного государственного банка России – банка поддержки предпринимательства, который кредитовал бы только малые и средние предприятия, выдавал бы ссуды под нематериальные активы в виде лицензий и патентов. Необходимость учреждения такого специализированного банка назрела давно, поскольку ныне существующие государственные, региональные и муниципальные институты поддержки малого бизнеса весьма ограничены в финансовых средствах; в них существует бюрократическая система выделения денежных ресурсов, не способная заинтересовать бизнес вкладывать финансы в инвестиционные процессы, что в конечном итоге сдерживает развитие малого бизнеса в национальной экономике.

Следует сформировать механизм государственных гарантий, способный осуществить распределение риска между всеми участниками кредитного процесса, а именно малыми предприятиями, кредитными организациями, государством, что будет способствовать не только объединению экономических интересов всех агентов хозяйственного процесса, но и утверждению принципа социальной справедливости между участниками договорных отношений.

Вместе с тем следует признать, что малый бизнес сегодня плохо организован и тем самым слабо включен в хозяйственный оборот при своих огромных потенциальных возможностях. Он обособлен от кооперативных форм хозяйства, хотя по своей природе должен быть экономическим партнером данной системы, поскольку в различных своих отраслевых проявлениях у этих структур много общего, что позволяет им координировать производство, сбыт и реализацию продукции.

Итак, исполнительной властью региона должны быть разработаны и реализованы меры по устранению препятствий, сдерживающих предпринимательскую активность, для чего нужно определить показатели конечной работы чиновников. Общую же оценку деятельности региональной власти по развитию экономики должна давать общественность, а не сами должностные лица.


Источники:

1. Статистический ежегодник Вологодской области, 2000 г. – Вологда: Б.и., 2001.
2. Статистический ежегодник Вологодской области, 2005 г. – Вологда: Б.и., 2007.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:32:51