Основные формы организационных структур управления корпоративных образований
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (82), Октябрь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Современные тенденции развития рыночных отношений порождают необходимость формирования нового экономического мышления и новых подходов к управлению экономикой. Эти требования рынка, усложнение внутренней и внешней среды и их взаимосвязей привели к развитию новой концепции организационных структур управления.
Ключевые слова: организационная структура, корпоративные образования
Современные тенденции развития рыночных отношений порождают необходимость формирования нового экономического мышления и новых подходов к управлению экономикой. Эти требования рынка, усложнение внутренней и внешней среды и их взаимосвязей привели к развитию новой концепции организационных структур управления.
Роль стратегических альянсов состоит в том, что они находят не только пути удовлетворения текущих потребностей рынка и успешного ведения конкурентной борьбы, но и определяют перспективные направления его развития, способствуют разработке и внедрению передовых технологий, ускорению научно-технического прогресса. Это позволяет формировать рынок и определять, с большой долей вероятности, самые востребованные услуги в ближайшем будущем, концентрируя имеющиеся ресурсы на этих направлениях. При этом минимизируются те ресурсы, которые необходимы для достижения поставленной цели.
Стратегические альянсы отличаются не только разнообразием форм сотрудничества внутри него (вертикальными и горизонтальными связями), они также способны видоизменяться и эволюционировать, например, создавать как региональные, так и глобальные сети.
Поскольку стратегические альянсы являются (по крайней мере, на данный момент) одной из наиболее эффективных разновидностей объединенных структур, представляет интерес оценка влияния подобных союзов на функционирование рынка. Такой анализ целесообразно проводить с учетом:
а) определения количества стратегических альянсов в процентном отношении к общему количеству фирм, работающих на данном рынке, и сравнения их экономических показателей;
б) зависимости основных экономических показателей деятельности стратегических альянсов от степени объединения участников альянса;
в) нахождения конкурентного преимущества участников стратегических альянсов.
В этой связи целесообразно осуществить анализ ряда рынков (вооружений, автомобильных, пищевых и телекоммуникационных) некоторых западноевропейских стран: Франции, Германии, Италии и Финляндии [1]. Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод о том, что количество созданных стратегических альянсов зависит от целого ряда параметров:
– темпов развития рынка;
– инвестиций;
– особенностей национального рынка;
– регулирования, открытости, экономического развития данной страны;
– востребованности (необходимости) предлагаемой услуги на данном рынке;
– отношений между партнерами и т.д.
Например, стремительное развитие рынка телекоммуникаций во всем мире и, в частности, в ЕС нашло отражение в следующем: чем выше темпы развития рынка, тем выше количество стратегических альянсов, работающих на данном рынке. Этот вывод совпадает с результатами, полученными для других регионов мира, в частности азиатского.
В самые благоприятные годы доли стратегических альянсов составляли порядка 38% от всего количества крупных и средних компаний, функционирующих на рынке. Причем различия по странам крайне незначительны. Например, в Финляндии эта величина составила 35%, а в Италии – 41%. Объем прибыли участников стратегических альянсов составил в среднем 72% от общего объема, стратегические альянсы захватили 62% объема работ и 52% инвестиций [2].
Кроме того, компании, объединившиеся в стратегические альянсы, практически вытеснили фирмы-«одиночки» и монополизировали наиболее рентабельные и доходные секторы рынка телекоммуникационных технологий, где стратегические альянсы присутствуют почти на 100%. Конкурентная борьба развивается уже между отдельными стратегическими альянсами, представляющими интересы не только национальных рынков, но и отслеживающие глобальные выгоды данного стратегического альянса.
Аналогичная картина наблюдается и на других рынках, в частности, на рынке вооружений. Но поскольку темпы роста на данном рынке в странах ЕС не столь высоки как в телекоммуникационной индустрии, то количество стратегических альянсов от общего количества участников рынка ниже и составляет, в среднем, около 25%.
Еще ниже это значение на пищевом рынке – 12%. Оно, в основном, выражается в создании союзов между поставщиками сырья, производителями и торговлей. Тогда как стратегические альянсы на рынках телекоммуникаций и вооружений имеют очень развитую и многообразную структуру, включающую в свой состав практически весь набор фирм-участников данного рынка (вплоть до собственных научных центров и охранных фирм).
Анализ воздействия объединенных структур на эффективность рынков позволяет сделать однозначный вывод: объем прибыли, получаемый каждым участником стратегических альянсов, зависит от степени концентрации компаний, конкурирующих в данном секторе рынка. Даже при слабой степени концентрации прибыль каждого участника стратегического альянса увеличивается в среднем на 10 – 15%.
Под определением слабой степени концентрации будем понимать следующее: каждый участник вносит не более 20% от своего объема финансов и не более 10% людских ресурсов без планирования дальнейшего сотрудничества. При сильной степени концентрации, объем прибыли, получаемой каждым участником стратегического альянса, увеличивается до 35%. Такая степень концентрации характеризуется привлечением финансовых, технологических средств и иных ресурсов участников с направлением их на реализацию данного проекта, а также ведется работа по дальнейшей координации совместной деятельности на рынке на долгосрочной основе. Эти данные являются средними для Германии и Франции, но при этом необходимо учесть, что в этих странах цены на сырье, налоги и зарплата достаточно высоки (по сравнению с азиатскими рынками, где данные по увеличению прибыли несколько выше).
На развитие современной экономики большое влияние оказывает разнообразие форм сотрудничества. Совместное создание дополнительной потребительской ценности требует определенных взаимоотношений между партнерами. Если участники альянсов не могут в полной мере оценить имеющиеся ресурсы и возможности друг друга, то партнерство быстро прекратится. Некоторые стратегические альянсы, тем не менее, предполагают соглашения о приобретении одним или несколькими участниками долей в уставном фонде других участников.
Такие альянсы наиболее значимы, так как позволяют партнерам устранять возникшие между ними противоречия, эффективно действовать в течение длительного времени, оперативно реагировать на технологические и конкурентные новшества, на тенденции, диктуемые рынком, а также на изменения в их собственных приоритетах.
[1], [2] Дятлов А. Конкуренция на рынке пейджинга // Недвижимость Петербурга. – 1995. – №4. – С. 26.
Жан-Жак Ланбен. Стратегический маркетинг // СПб. : Наука, 1996.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:55:44