Конкурентоспособность в глобальной экономике: теоретический аспект
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (79), Июль 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Понятие конкурентоспособности наиболее полно отражает требования современной экономики и ориентирует субъекты хозяйствования на активные действия по завоеванию рыночных позиций, их укреплению и расширению.
Ключевые слова: предпринимательство, конкурентоспособность, конкуренция, глобальная экономика
Понятие конкурентоспособности наиболее полно отражает требования современной экономики и ориентирует субъекты хозяйствования на активные действия по завоеванию рыночных позиций, их укреплению и расширению.
Конкурентоспособность страны рассматривается как показатель, интегрирующий три составляющие: ценовую, технологическую и структурную. М. Портер [1] выделил четыре детерминанта конкурентного преимущества:
‑ факторы производства;
‑ внутренний спрос;
‑ наличие родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировых рынках;
‑ стратегию фирм, их структуру и соперничество, создающие систему, в которой рождаются и действуют предприятия данной страны. На последнюю существенное влияние оказывают такие два фактора как: случай (прорывные изобретения) и политика правительства, которая может усилить или подорвать конкурентное преимущество страны.
Конкурентоспособность страны может быть ресурсной и технологической, однако, учитывая то, что ни одна страна не обладает ни тем, ни другим преимуществом в чистом виде, можно говорить лишь о преобладании какого-либо одного из них. Конкурентоспособность современных высокоразвитых стран основана, главным образом, на технологических преимуществах, в то время как развивающихся – в большей степени на ресурсных [2]. При этом источник конкурентоспособности страны характеризует этап ее экономического развития, поскольку исторически на передний план последовательно выдвигались следующие источники национальной конкурентоспособности:
‑ выгодное географическое положение;
‑ обладание богатыми природными ресурсами;
‑ наличие благоприятных относительных цен на основные факторы производства, прежде всего, на труд и природные ресурсы;
‑ высокая производительность и качество жизни (современный этап);
‑ обладание новейшей технологией, экономической средой, рождающей технологическое лидерство, и глобальной конкурентной стратегией (источники XXI века).
Можно выделить три основных типа конкурентного поведения:
‑ креативный (разработка и выпуск нового товара),
‑ приспособленческий (опережение действий соперников в смысле модернизации производства)
‑ гарантирующий (стремление вырвавшихся вперед предпринимателей сохранить достигнутое превосходство, например, путем оказания дополнительных услуг по послепродажному обслуживанию потребителя).
Конкуренция по формам проявления подразделяется на отраслевую (сопоставление одноименных товаров) и межотраслевую (более выгодные вложения капитала) [3].
Для России, заметно отстающей от мировых экономических лидеров, задача повышения национальной конкурентоспособности отраслей и предприятий становится первоочередной общенациональной проблемой.
Конкурентоспособность отрасли имеет свои технико-экономические показатели:
‑ производительность труда;
‑ удельную оплату труда;
‑ капиталоемкость;
‑ наукоемкость и технический уровень продукции отрасли;
‑ степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли;
‑ степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства;
‑ индекс цен на продукцию отрасли и степень ее соответствия с динамикой цен в национальной экономике в целом;
‑ экспансию отрасли (степень использования ее продукции в различных отраслях хозяйства).
Конкурентоспособность предприятия проявляется, прежде всего, в сохранении и увеличении его доли на рынке профилирующих товаров (работ, услуг). Оценку конкурентоспособности производимой продукции целесообразно осуществлять в динамике, повышая тем самым обоснованность разрабатываемых программно-целевых решений по укреплению рыночных позиций фирмы [4].
Центральную роль в росте эффективности производства и, следовательно, в формировании международной конкурентоспособности играют новые технологии. Они могут воздействовать на производительность двояко: посредством собственных, разработанных в стране нововведений, и заимствованных, благодаря процессу диффузии технологий, который осуществляется разными путями. Например, через импорт технологически сложных машин, оборудования и компонентов; посредством приобретения лицензий и патентов; путем заимствования идей и опыта, через обмен студентами и специалистами, пользование научной литературой, участие в международных научных конференциях. Характерно, что собственные исследования и разработки и внутренние потоки технологий являются основой роста производительности труда в Японии и США, а, например, для Канады, Австралии, Дании и Голландии более важным является импорт технологий.
По сравнению с другими странами Россия имеет достаточно высокую конкурентоспособность в таких секторах как:
‑ добыча минерального сырья (4-е место после Австралии, Великобритании и ЮАР);
‑ транспортное машиностроение и производство химической продукции (в обоих случаях 15-е место).
Напротив, в пищевой промышленности наша страна явно отстает (75-е место) даже от Украины (54-е место), которую опережает по всем другим отраслям.
Политика повышения конкурентоспособности отечественной экономики требует координации инвестиций в технологии с развитием человеческого капитала, поскольку в условиях быстрого изменения технологий необходима система адекватного обеспечения работников новыми профессиями.
В настоящее время в различных странах делаются попытки, с одной стороны, более тесно привязать образование и обучение к потребностям производства, а с другой – с помощью расширения рамок профессий подвести фундамент под идею непрерывного образования, которое теперь считается жизненно важной частью человеческого существования. Более того, именно знания, закрепленные в человеческом капитале и технологии, считаются сейчас двигателями производительности и экономического роста.
Создание благоприятной среды для развития экономики, ведомой знанием, является главным содержанием национальной научной и технологической политики, а также политики увеличения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности, в том числе, и для российского Правительства.
В условиях экономики постмодерна основной вектор глобальной конкуренции находится в области постоянно изменяющихся преимуществ, базирующихся на инновациях. Принципиально новые технологии (например, интернет-бизнес, сотовая связь, космические и биотехнологии), и обеспечиваемый ими рост эффективности позволяют достигать принципиального условия национальной и отраслевой конкурентоспособности, а именно, производства соответствующих требованиям мировых рынков товаров и услуг при одновременном повышении реальных доходов населения страны.
Источники:
2. Конкурентоспособность России в 90-е годы. – Межстрановой макроэкономический анализ. – Коллект. моногр. –
Рук. направления д.э.н., член-корр. РАН Королев И.С. – М.:ИМЭМО РАН. – 2000. – с.23.
3. Колесов Н.Д., Сидоров А.Ф. Экономическая теория. – С-Пбг:Изд-во С-Пб ГУ. – 2002. – с. 125.
4. Шмулевич Т.В. Методические основы оценки конкурентоспособности предприятия / В сб. «Экономическая наука:
проблемы теории и методологии»: Материалы международной научной конференции. С-Пбг: Изд-во С-Пб ГУ. – 2002.
– с.177.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:01:43