Классификация интеллектуально-креативных услуг

Горн А.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (74), Февраль 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Горн А.П. Классификация интеллектуально-креативных услуг // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 2. – С. 38-40.

Аннотация:
У общественной системы, особенно той, где используются рыночные принципы хозяйствования, имеется определенный селекционный механизм предпочтения и отбора лучших работников. Однако делается это путем эмпирической оценки их вклада в общие результаты деятельности, что часто приводит к сбоям и ошибкам. Поэтому назрела необходимость в разработке новых подходов в априорной оценке стоимости интеллектуально-креативных ресурсов любой структуры или индивидуума, которые бы дали возможность управлять формированием стоимости бизнеса и рынка креативных услуг.

Ключевые слова: услуги, интеллектуально-креативные ресурсы, нематериальные активы, стоимость бизнеса, интеллектуальные активы, человеческие ресурсы



У общественной системы, особенно той, где используются рыночные принципы хозяйствования, имеется определенный селекционный механизм предпочтения и отбора лучших работников. Однако делается это путем эмпирической оценки их вклада в общие результаты деятельности, что часто приводит к сбоям и ошибкам. Поэтому назрела необходимость в разработке новых подходов в априорной оценке стоимости интеллектуально-креативных ресурсов любой структуры или индивидуума, которые бы дали возможность управлять формированием стоимости бизнеса и рынка креативных услуг.

Удачной попыткой в этом направлении следует признать работы О.Н. Мельникова с его суждением о том, что основополагающими активами компаний, воздействие на которые приводит к нарастающему эффекту изменений в других видах активов, являются именно человеческие, точнее – его интеллектуально-креативные активы [1].

На основании аналитического исследования всех видов активов им разработана структурная графо-аналитическая модель, определяющая логическую последовательность процесса трансформации активов компании при формировании ее стоимости как основных объектов управления, представленная упрощенно в виде конуса, в основании которого лежит интеллектуальный капитал ее сотрудников — субъектов управления, являющийся первопричиной изменений всех остальных видов активов.

Данная модель представляется наиболее адекватной для высокотехнологичных организаций, эффективность функционирования которых в решающей степени зависит от производительности работников умственного труда, то есть от интенсивности их созидательных (креативных) действий. То есть все более и более значимыми становятся активы, не имеющие материальной структуры. Тем не менее, для большинства подобных активов в настоящее время не существует официально признанных систем оценки. Причина этого кроется, в том числе, в системе бухгалтерского учета, которая формировалась в эпоху индустриальной экономики, где основными объектами являлись материальные объекты, обладающие вполне определенными свойствами. Объекты же «новой» экономики имеют, в основном, совершенно иные свойства. Здесь уже нельзя использовать для их учета традиционные методы оценки.

Автором этой модели обоснована актуальность и острая необходимость тщательного изучения интеллектуального (духовного, «неосязаемого») труда, который на практике проявляется только через созидательные (креативные, или творческие) действия любого субъекта рынка. При этом такие действия должны оцениваться только через их потребительную (а не «потребленную») стоимость, т.е. полезность не только вещи, но и тех действий, которые совершают субъекты рынка для удовлетворения возникших потребностей, причем в строго рациональных, не приносящих разрушительного вреда объемах.

Более того, в работе показана анатомия интеллектуально-творческих ресурсов и собственно креативной энергии путем анализа их вектор-составляющих и источников получения. На базе разработанных автором модели экономического и биосоциального показателей, а также показателя склонности к определенным видам деятельности проведен пофакторный анализ интеллектуально-креативных ресурсов и источников креативной энергии, который позволяет не только использовать продуцентов креативных услуг по их максимальной отдаче в определенной сфере деятельности, но и априори оценить их вклад в позитивные изменения объекта обслуживания, определив на этой основе реальный эффект креативной услуги и ее стоимость.

Условия возникновения такого эффекта требуют от многих партнеров-соисполнителей креативных услуг и, особенно от их потребителей или пользователей интерактивного контакта с их продуцентами, т.е. потенциальной способности воспринимать творческую энергию оказываемых услуг по назначению. Без этого креативная услуга не может быть эффективно использована или потреблена.

Так, например, часто бывает так, что чрезвычайно одаренные в одной области, скажем, в физике, инженерии или медицине, люди остаются совершенно равнодушными по отношению к талантливым и даже гениальным творениям в области литературы, живописи и музыки и наоборот.

Платность креативных услуг. Большинство видов креативных услуг отпускаются на сторону и на платной основе. Однако это не только не истощает интеллектуально-творческий потенциал личности или организации (коллективный ресурс), но и приумножают его за счет углубления знаний об объектах управления или обслуживания и обмена информацией между различными продуцентами этих услуг.

Более того, у последних часто сохраняется право собственности на все виды ноу-хау (интеллектуальная собственность в виде патентов, лицензий и др.), запрещающая тиражировать и распространять полученные креативные услуги, особенно с целью получения дохода и прибыли.

Классификация интеллектуально-креативных услуг. Перечисленные особенности интеллектуально-креативных услуг дают возможность произвести их классификацию по ряду наиболее актуальных признаков (рис.1).

Для понимания общих закономерностей и социально-экономического механизма формирования и развития рынка креативных услуг в транзитивной экономике России, а также его эффективного регулирования необходимо исследовать специфику продуцирования, реализации и потребления (пользования) креативных услуг (креативными услугами) в наиболее важных для общественной системы областях и сферах.

При этом общественная система не отождествляется с государством и не противопоставляется личности и ее интересам. Благополучие общественной системы рассматривается в современном мире как наиболее надежный гарант защиты интересов и благополучия граждан, хотя речь не идет о полном совпадении этих интересов.


Источники:

1. Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функции затрат творческой энергии субъектов рынка. — 2-е изд. перераб. и дополн. - М.: ИД «МЕЛАП», 2004. — 172 с.: ил.
2. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Машиностроение, 2004, 400 с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:01:19