Логистика и экономические науки: проблемы инфильтрации и взаимодействия
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (65), Май 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Кролли О.А., Проценко О.Д. Логистика и экономические науки: проблемы инфильтрации и взаимодействия // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 5. – С. 84-88.
Аннотация:
Особое место в структуре современного рыночного хозяйства занимает страхование, уровень развития которого в совокупности с банковским делом можно считать своеобразным индикатором степени зрелости рыночного механизма любой страны.
Ключевые слова: логистическое управление, страхование, реинжиниринг бизнес-процессов, инфильтрация
Продолжение. Начало в № 2, 4/2005
Особое место в структуре современного рыночного хозяйства занимает страхование, уровень развития которого в совокупности с банковским делом можно считать своеобразным индикатором степени зрелости рыночного механизма любой страны.
Назначение страхования для экономики – снижение рискового характера производственного и инвестиционного климата, формирование нового типа отношений по предупреждению, преодолению, локализации и безусловному возмещению ущерба и возможных потерь для юридических и физических лиц. Что касается страхователей – предприятий и фирм различных форм собственности, - то здесь (как впрочем, и в банковских и биржевых логистических системах) просматриваются два вида сложных комплексных потоков (информационных и финансовых): как связанных с реальными материальными, так и финансовыми потоками, являющимися предметом самостоятельного процесса регулирования в системе.
Речь идет о страховании и возмещении ущерба, вызванного весьма широким спектром причин (например, гибелью или повреждением основных и оборотных фондов), о компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходах и потерях из-за вынужденных простоев по вине снабженческих служб (некомплектности, неритмичности поставки сырья, топлива, полуфабрикатов и комплектующих изделий, потерь из-за отказов или задержек с оплатой продукции со стороны поставщиков).
И если страхование как процесс носит постоянный характер, то вероятностный (стохастический) характер наступления страховых рисков не может повлиять на его логистическую сущность, которая проявляется во всех компонентах (системе, информационных и финансовых потоках, их синхронности и асинхронности, проектировании потоков, их векторах и многовариантной маршрутизации и др.).
Основные направления движения, а, следовательно, маршруты и скорость перемещения финансовых потоков, равно как и экономические результаты их потенциальной логистизации во многом определяются технологией продвижения страховых услуг их потребителям. В принципе, можно говорить о возможности и целесообразности создания комплексных страховых логистических систем, связанных:
‑ с коммерческой деятельностью в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле, сельском и лесном хозяйствах и др. отраслях экономики (имущественное страхование товаров, грузов, транспортных средств; страхование гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности, предприятий -перевозчиков; страхование ответственности за неисполнение обязательств);
‑ с указанными видами страхования в связи с деятельностью государственных логистических систем ФГУПов, естественных монополий (РАО ЕЭС, ГАЗПРОМа, РАО ЖД), силовых и правоохранительных Министерств и ведомств;
с деятельностью Минфина РФ и Банка России (страхование финансовых потоков Гохрана РФ, денежных потоков Гознака РФ);
‑ с формированием и функционированием логистических систем неистощительного природопользования (страхование имущества, гражданской ответственности, личное страхование, страхование рисков и перестрахование в системах экологии различных территорий страны и МЧС РФ);
‑ с логистической деятельностью в индустрии туризма, а также с социальными логистическими системами, призванными осуществлять программы планового переселения населения из районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и других районов РФ;
‑ с формированием и работой банковских, биржевых (товарных, фондовых и валютных) и налоговых логистических систем (страхование активов – товарно-материальных ценностей: основных средств, запасов, возможных потерь по долговым обязательствам и др.).
Страховые логистические системы должны проектироваться таким образом, чтобы в них нашли свое применение как горизонтальные (так называемое «сострахование», при котором страховая компания принимает на себя долю общего риска, получая адекватную часть совокупной страховой премии), так и вертикальные (перестраховочные) технологии.
Логистические методы могут быть эффективно использованы в процессе решения задач о выборе оптимальной схемы страхования, структуры и ареала страхователей, при определении рационального размера страховых резервов и выборе лучшего маршрута финансовых потоков страховых компаний. Конкретные логистические методики избираются в зависимости от того, какие технологии продвижения страховых услуг к их потребителям уже используются, а какие из них предстоит освоить в ближайшем будущем.
С точки зрения проектирования сложных банковско-страховых логистических систем важно правильно определить условия как интеграции, так и дезинтеграции финансовых потоков. Западная практика показывает, что объединение, сращивание (иногда с последующим новым разделением) банковских, страховых, биржевых и других видов финансовых потоков как результат преднамеренных усилий руководства компаний-гигантов и ТНК можно считать нормальной технологической процедурой в крупном бизнесе, обусловленной объективной по своей природе и «естественной» потребностью капитала ко все более интенсивному самовозрастанию.
Одним из требований, которому должна удовлетворять страховая логистическая система и которое существенно изменяет и усложняет финансовые и информационные потоки, является необходимость так называемого «вторичного страхования», что возможно только при наличии перестраховочных компаний, осуществляющих по отношению к наиболее крупным и опасным страховым рискам перестраховку - технологический процесс, ориентированный на их минимизацию. Как показала практика, в современных условиях без этого невозможно страховать крупные объекты: авиакосмические сооружения и самолеты, бизнес-центры, промышленные предприятия и др. виды имущества. После катастрофических событий 11 сентября 2001 года в США деятельность перестраховочных компаний получила большее общественное признание не только в национальном, но и в международном масштабах.
Рассматривая процесс проектирования и постоянного корректирования логистических маршрутов финансовых и информационных потоков, следует выделять и такие специфические контуры, как движение капиталов с участием пенсионных, стипендиальных и иных фондов. Эти фонды вместе с банками (выдача пенсий, зарплаты с использованием карт) и страховыми компаниями удовлетворяют все более возрастающую общественную заинтересованность в дополнительном и эффективном пенсионном обеспечении населения и рациональном использовании связанных с этим крупномасштабных инвестиций.
Несомненно, объединяя «мощности» банков и страховых компаний в единый, логистически регулируемый финансовый поток, можно говорить о том, что количественное увеличение движущейся массы финансовых ресурсов по своим размерам значительно превышает арифметическую сумму интегрируемых потоков. В полной мере это проявляется в тех формах кредитования, которые увязывают движение товарных логистических потоков с банковскими и страховыми, например, потребительский банковский кредит, ипотека.
Миллионы автомобилей, продаваемых в США в рассрочку с нулевой ставкой кредита для покупателей, позволяют оценить производственные, банковские и страховые технологии как надежный фактор противостояния инфляции, а также как логистический катализатор роста масштабов производства, объема торговли, повышения занятости и т.д.
Такой же оценки заслуживает интеграция информационных и финансовых потоков в логистической системе ипотеки. Известно, что пребывание ипотечного кредитования в России в эмбриональном состоянии является сегодня серьезным негативным фактором, тормозящим развитие целой отрасли экономики страны – строительства.
Финансовые потоки могут и должны регулироваться на логистических принципах и в тех случаях, когда речь идет о горизонтальных и вертикально-интегрированных мезологистических структурах в рамках финансово-промышленных групп, включающих в свою структуру предприятия, строительные и транспортные фирмы, банки, инвестиционные, лизинговые, страховые и торговые компании и др. Это, разумеется, создает дополнительные преимущества для централизованного и более эффективного управления всеми видами потоков ресурсов.
В самые последние годы сформировалось новое научно-прикладное направление –реинжиниринговая логистика бизнес - процессов, базирующееся на технологиях постоянно-действующего совершенствования этих процессов на предприятиях, фирмах, корпорациях и других объектах хозяйствования. Реинжиниринг бизнес – процессов (BPR) (создание новых управленческих конструкций и технологий бизнеса) основан на принципах и методах теоретической и практической логистики и предполагает целый набор инструментарных мероприятий, направленных на повышение эффективности различных видов бизнеса.
Окончание следует
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:59:16