Проблемы логистики в российском АПК

Толмачев О.М.1,2
1 ГОУ ВО Московский государственный областной университет, Россия, Мытищи
2 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, Мытищи

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49998676
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проведен краткий анализ официальных статистических данных относительно динамики развития российского АПК и сельскохозяйственной отрасли, а также рассмотрены некоторые логистические аспекты. На основании полученных данных сформулирован перечень проблем логистики в российском АПК, которые требуют неотложных решений, при этом реализация таких решений вероятно будет наиболее эффективной в рамках государственного и частного партнёрства и при наличии обратной связи от предпринимателей и фермеров к исполнительной власти муниципального, регионального и федерального уровня.

Ключевые слова: АПК, сельское хозяйство, динамика, экономический рост, логистика, проблемы логистики

JEL-классификация: O13, P32, Q1, Q15



Введение. Российский агропромышленный комплекс является одним из важнейших секторов экономики, поскольку обеспечивает продовольственную безопасность граждан и, соответственно, российского государства. Реализованные федеральные проекты и государственные программы поддержки и развития российского АПК во многом обеспечили стимулы для экономического роста в этой отрасли реального сектора экономики.

Однако в последние несколько лет темпы экономического роста в российском АПК и в отрасли сельского хозяйства в частности стали демонстрировать стагнацию, что может стать причиной отраслевой рецессии, которая повлечет за собой дефицит продовольствия на внутреннем рынке. Проблема осложняется еще и тем, что продовольственное эмбарго, введенное российским правительством в 2014 году и с тех пор постоянно пролонгируемое, снижает маневренность продовольственной дистрибуции [16, 18] (Svirida, 2021; Chernikova, Kovaleva, Pytkina, 2020), а также возможности потребителей по удовлетворению своих физиологических потребностей в еде.

В последнем случае немаловажную роль играет и экономическая доступность продовольствия (продуктов питания и услуг по их приобретению), которая, как правило, сокращается в условиях общего сжатия внутреннего спроса из-за падения реальных доходов населения [4, 12] (Belov, Kabatchikova, 2019; Podverbnyh, Mezhova, 2021).

Кроме этого, геополитические события зимы 2022 года негативным образом повлияли на внутреннюю и внешнюю логистику в сфере производства и сбыта продовольственного сырья и продовольственной продукции. Немаловажную роль в этом сыграл уход международных логистических компаний, закрытие некоторых внешних логистических маршрутов, по которым шла доставка комплектующих для основных фондов, полуфабрикатов, а также компонентов производства продовольственной продукции [8, 10, 19] (Drobot, Krivyh, Makarov, Strelnikova, 2021; Morozova, Safin, 2022; Yusufova, Shiboldenkov, Andreeva, 2020). Поэтому актуальной темой является развитие внутренней логистики, которая позволит одновременно обеспечить потребности агропромышленного производства в комплектующих, сырье, полуфабрикатах, а также создаст возможности для удовлетворения потребительского спроса в качественных, безопасных и экономически доступных продуктах питания.

Результаты и обсуждение. Российский АПК одним из первых испытал на себе результаты рыночных реформ и шокового перехода к рынку в 90-х годах прошлого века. Но уже к 2008 году индексы производства сельскохозяйственной продукции достигли достаточно высокого уровня (рис. 1).

Максимум пришелся на 2011 год, а после этого производство продукции сельского хозяйства демонстрирует стагнацию с признаками рецессии. Одновременно с этим индексы производства пищевой продукции не характеризовались волатильностью и были примерно на одном и том же уровне с 2008 по 2021 год включительно.

Рисунок 1. Динамика индекса производства продукции сельского хозяйства и пищевой продукции в России

Источник: [14].

Это указывает на то, что производство пищевой продукции в России в меньшей степени зависит от внутренних поставок, но в большей степени – от внешних, что подтверждают данные рисунка 2.

Рисунок 2. Динамика внешней торговли России продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, млрд долл. США

Источник: [17].

Безусловно, в период с 2008 по 2021 год включительно экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья из России увеличился более чем в четыре раза, но одновременно импорт, показав минимум в 2015 и в 2016 году, в 2021 году вернулся на уровень 2008 года. Если спрогнозировать от достигнутого линейную динамику экспорта и импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, то можно увидеть, что при прочих равных тренд на увеличение экспорта и снижение импорта может сохраниться (рис. 3).

Рисунок 3. Прогноз российского экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, млрд долл. США

Однако доверительный интервал в прогнозе импорта достигает 40%, а в прогнозе экспорта – не более 15–16% от прогнозируемых объемов. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что импортозависимость в сфере АПК может сохраняться в том числе и из-за внутренних логистических проблем, и из-за проблем сжимания внутреннего спроса [2, 5, 13] (Aubakirova, Eneeva, Gazaeva, Sozaeva, 2020; Belokopytov, 2020; Polbitsyn, 2021). В таблице представлены данные о динамике грузооборота на автотранспорте, протяженности и состояния автомобильных дорог в России.

Таблица 1

Динамика грузооборота, протяженности и нормативного состояния автомобильных дорог в России

Год
Грузооборот автотранспорта (тонна/км)
Общая протяженность автодорог, тыс. км
Доля автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям, в %
Регионального или межмуниципального значения
Местного значения
2008
216276
754074,6
37,8
60,1
2009
180136
792717,9
37,1
56,5
2010
199341
825024,7
36,8
55,0
2011
222823
927287,5
36,0
55,4
2012
248862
1278342,5
36,5
58,3
2013
250054
1396496,8
37,9
56,1
2014
246784
1451249,7
37,1
56,6
2015
247134
1480534,7
38,1
55,2
2016
248251
1498497,1
41,5
53,5
2017
254524
1507789,8
43,1
53,2
2018
259084
1531564,7
42,4
52,8
2019
275427
1542202,4
44,2
52,0
2020
271822
1553664,1
45,8
52,8
2021
285333
1566110,3
48,2
53,0
Динамика* в %
2,15
5,78
1,88
-0,97
*среднегодовой прирост / снижение за весь аналитический период

Источник: [14].

Здесь стоит пояснить, что для сферы сельского хозяйства и АПК в целом автотранспорт – это ключевой вид логистики снабжения и логистики сбыта [6] (Bykova, Pustokhina, 2020). Притом что в среднем протяженность автодорог в России прирастала почти на 6% с 2008 по 2021 год включительно, грузооборот увеличивался не более чем на 2,2% в год, и одна из причин – это сокращение доли автодорог местного значения, отвечающих нормативным требованиям.

Следует напомнить, что сельскохозяйственное сырье, продукция растениеводства и животноводства требуют быстрой доставки от места сбора/производства к месту переработки, но для быстрой и беспроблемной доставки необходимы качественные дороги местного значения. В ином случае проще не производить и перерабатывать продукцию сельского хозяйства, но импортировать уже готовую продовольственную продукцию глубокой переработки (с длительным сроком хранения) из-за рубежа. В целом именно такая картина и наблюдается сейчас в российском АПК.

Еще одна значимая проблема – это сокращение реальных доходов населения, что ведет к сжиманию внутреннего спроса и увеличивает издержки граждан, связанные с приобретением продуктов питания. Так, если к 2013–2014 гг. расходы российских граждан на приобретение продуктов питания и безалкогольных напитков сократились до 28–29%, то начиная с 2015 года доля расходов на продовольствие практически всегда увеличивается, достигая в 2021 году максимума в 34% (рис. 4).

Рисунок 4. Доля расходов российского населения на продукты питания и безалкогольные напитки (в среднем на душу населения)

Источник: [14].

Таким образом, на данный момент в российском АПК сложился экстенсивный тип производства, не сформирована эффективная логистика, не до конца решена проблема импортозамещения, что в условиях сокращения реальных доходов населения, нестабильного (до начала 2022 года) и избыточно стабильного (после февраля 2022 года) курса национальной валюты приводит к сокращению физической и экономической доступности продовольствия, т.е. к сокращению продовольственной безопасности населения.

С точки зрения логистики можно выделить несколько ключевых проблем, которые влияют негативно на экономический рост в российском АПК [1, 3, 7, 9, 11, 15] (Anishchenko, Lyasnikov, Romanova, 2021; Bekirova, Dimchenko, 2022; Gusev, 2021; Lukinyh, Chishich, Entoni, 2021; Nosov, 2021; Ryabchikova, 2021):

· во-первых, отсутствие собственного развитого сектора производства средств производства для сельского хозяйства и пищевой промышленности;

· во-вторых, отсутствие собственной базы, обеспечивающей производство современных упаковочных машин, материалов и т.д.;

· в-третьих, низкое качество складских помещений, предоставляемых логистическими операторами для хранения и перераспределения продукции сельского хозяйства с коротким сроком хранения;

· в-четвертых, неразвитая малая логистика и отсутствие коротких производственно-логистических цепочек, когда переработка сельскохозяйственной продукции и сырья осуществляется в непосредственной близости от места ее производства;

· в-пятых, отсутствие нормальной внутренней связанности территорий в рамках логистики распределения с использованием всех наименее издержкоемких видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, речного);

· в-шестых, недостаток отраслевых логистических терминалов, хранилищ и пунктов распределения (оптовой дистрибьюции) сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольственной продукции низких и высоких переделов.

Заключение. Таким образом, проведенное нами исследование подтверждает гипотезу о том, что устойчивое развитие российского АПК ограничивает одновременно и совокупность логистических проблем, и сокращающийся (сжимающийся) внутренний спрос вследствие падения реальных доходов населения. Представляется, что решение перечисленных в этой статье проблем должно стать приоритетной задачей государственного и муниципального управления в тех регионах, которые специализируются на сельскохозяйственных и аграрно-промышленных видах экономической деятельности.

Вместе с тем одновременно хотелось бы отметить, что инициатива, направленная на устойчивое развитие российского АПК, снятие логистических проблем, должна быть встречной – от государственного и муниципального управления к предпринимателям, фермерам, сельскохозяйственным организациям и в обратном порядке. Наличие обратной связи, направленной снизу вверх, позволяет оперативно решать проблемы, возникающие в секторах, отраслях и сферах российской экономики.


Источники:

1. Анищенко А.Н., Лясников Н.В., Романова Ю.А. Совершенствование системы материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса для более полного использования его производственного потенциала и возможности обеспечения продовольственной безопасности страны в целом // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – № 4. – c. 345-360. – doi: 10.18334/ppib.8.4.113827.
2. Аубакирова Г.М., Энеева М.Н., Газаева М.Ш., Созаева Т.Х. Построение новой модели экспортоориентированной экономики // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 811-826. – doi: 10.18334/eo.10.3.110741.
3. Бекирова С.З., Димченко М.В. Теоретико-методические основы управления логистической системой АПК // Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народно-хозяйственных комплексов: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. – c. 19-22.
4. Белов В.И., Кабатчикова Т.А. Сравнительный анализ реальных располагаемых доходов населения в регионах Российской Федерации на современном этапе ее развития // Juvenis scientia. – 2019. – № 1. – c. 19-22. – doi: 10.32415/jscientia.2019.01.04.
5. Белокопытов А.В. Организационно-экономический механизм устойчивого развития аграрного сектора экономики // Экономические отношения. – 2020. – № 1. – c. 217-226. – doi: 10.18334/eo.10.1.41566.
6. Быкова О.Н., Пустохина И.В. Вызовы и перспективы развития рынка транспортно-логистических услуг // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 1. – c. 63-70. – doi: 10.18334/epp.10.1.41562.
7. Гусев А.А. Эффективность лизинга на предприятиях агропромышленного сектора в условиях сезонности деловой активности // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – № 2. – c. 213-227. – doi: 10.18334/ppib.8.2.112147.
8. Дробот Е.В., Кривых Н.Н., Макаров И.Н., Стрельникова Т.Д. Инновационный потенциал развития городских транспортных систем: новые потребности в реальности повторяющихся эпидемий // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 657-680. – doi: 10.18334/vinec.11.2.111857.
9. Лукиных В.Ф., Чишич Д., Энтони А.Д. Концепция усиленной логистики в сфере АПК региона // Логистика-евразийский мост: Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2021. – c. 93-97.
10. Морозова Н.И., Сафин М.И. Особенности и роль АПК в реализации экономической политики государства, направленной на обеспечение продовольственной безопасности, в условиях глобальных вызовов // Управленческий учет. – 2022. – № 2-3. – c. 553-560. – doi: 10.25806/uu2-32022553-560.
11. Носов А.Л. Роль логистики в отраслях сельского хозяйства страны // Инновационное развитие экономики. – 2021. – № 1(61). – c. 92-98. – doi: 10.51832/2223-7984_2021_1_92.
12. Подвербных О.Е., Межова И.А. Денежные доходы населения в системе устойчивого развития региона // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1687-1704. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113844.
13. Полбицын С.Н. Индикаторы конкурентоспособности аграрного предпринимательства // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – № 3. – c. 317-330. – doi: 10.18334/ppib.8.3.112724.
14. Официальная статистика. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения: 01.10.2022).
15. Рябчикова Н.Н. Менеджмент агропромышленного кластера: тенденции и перспективы развития в России // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 4. – c. 555-566. – doi: 10.18334/lim.8.4.113497.
16. Свирида Ю.Ю. Актуальные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Российской Федерации // Матрица научного познания. – 2021. – № 8-2. – c. 72-78.
17. Таможенная статистика. ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: http://stat.customs.ru/documents (дата обращения: 01.10.2022).
18. Черникова С.А., Ковалева Е.Б., Пыткина С.А. Механизм финансовой поддержки инновационной деятельности агропромышленного комплекса пространственно-отраслевой структуры региона // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 543-558. – doi: 10.18334/eo.10.2.110101.
19. Юсуфова О.М., Шиболденков В.А., Андреева А.А. Анализ технологий цифровой логистики для автоматизации и сервисной интеграции складских процессов организации // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1759-1772. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110285.

Страница обновлена: 15.11.2024 в 11:51:13