Проблемы логистики в российском АПК
Толмачев О.М.1,2
1 ГОУ ВО Московский государственный областной университет, Россия, Мытищи
2 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, Мытищи
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)
Цитировать:
Толмачев О.М. Проблемы логистики в российском АПК // Экономика и социум: современные модели развития. – 2022. – Том 12. – № 3. – С. 183-194. – doi: 10.18334/ecsoc.12.3.116387.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49998676
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье проведен краткий анализ официальных статистических данных относительно динамики развития российского АПК и сельскохозяйственной отрасли, а также рассмотрены некоторые логистические аспекты. На основании полученных данных сформулирован перечень проблем логистики в российском АПК, которые требуют неотложных решений, при этом реализация таких решений вероятно будет наиболее эффективной в рамках государственного и частного партнёрства и при наличии обратной связи от предпринимателей и фермеров к исполнительной власти муниципального, регионального и федерального уровня.
Ключевые слова: АПК, сельское хозяйство, динамика, экономический рост, логистика, проблемы логистики
JEL-классификация: O13, P32, Q1, Q15
Введение. Российский агропромышленный комплекс является одним из важнейших секторов экономики, поскольку обеспечивает продовольственную безопасность граждан и, соответственно, российского государства. Реализованные федеральные проекты и государственные программы поддержки и развития российского АПК во многом обеспечили стимулы для экономического роста в этой отрасли реального сектора экономики.
Однако в последние несколько лет темпы экономического роста в российском АПК и в отрасли сельского хозяйства в частности стали демонстрировать стагнацию, что может стать причиной отраслевой рецессии, которая повлечет за собой дефицит продовольствия на внутреннем рынке. Проблема осложняется еще и тем, что продовольственное эмбарго, введенное российским правительством в 2014 году и с тех пор постоянно пролонгируемое, снижает маневренность продовольственной дистрибуции [16, 18] (Svirida, 2021; Chernikova, Kovaleva, Pytkina, 2020), а также возможности потребителей по удовлетворению своих физиологических потребностей в еде.
В последнем случае немаловажную роль играет и экономическая доступность продовольствия (продуктов питания и услуг по их приобретению), которая, как правило, сокращается в условиях общего сжатия внутреннего спроса из-за падения реальных доходов населения [4, 12] (Belov, Kabatchikova, 2019; Podverbnyh, Mezhova, 2021).
Кроме этого, геополитические события зимы 2022 года негативным образом повлияли на внутреннюю и внешнюю логистику в сфере производства и сбыта продовольственного сырья и продовольственной продукции. Немаловажную роль в этом сыграл уход международных логистических компаний, закрытие некоторых внешних логистических маршрутов, по которым шла доставка комплектующих для основных фондов, полуфабрикатов, а также компонентов производства продовольственной продукции [8, 10, 19] (Drobot, Krivyh, Makarov, Strelnikova, 2021; Morozova, Safin, 2022; Yusufova, Shiboldenkov, Andreeva, 2020). Поэтому актуальной темой является развитие внутренней логистики, которая позволит одновременно обеспечить потребности агропромышленного производства в комплектующих, сырье, полуфабрикатах, а также создаст возможности для удовлетворения потребительского спроса в качественных, безопасных и экономически доступных продуктах питания.
Результаты и обсуждение. Российский АПК одним из первых испытал на себе результаты рыночных реформ и шокового перехода к рынку в 90-х годах прошлого века. Но уже к 2008 году индексы производства сельскохозяйственной продукции достигли достаточно высокого уровня (рис. 1).
Максимум пришелся на 2011 год, а после этого производство продукции сельского хозяйства демонстрирует стагнацию с признаками рецессии. Одновременно с этим индексы производства пищевой продукции не характеризовались волатильностью и были примерно на одном и том же уровне с 2008 по 2021 год включительно.
Рисунок 1. Динамика индекса производства продукции сельского хозяйства и пищевой продукции в России
Источник: [14].
Это указывает на то, что производство пищевой продукции в России в меньшей степени зависит от внутренних поставок, но в большей степени – от внешних, что подтверждают данные рисунка 2.
Рисунок 2. Динамика внешней торговли России продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, млрд долл. США
Источник: [17].
Безусловно, в период с 2008 по 2021 год включительно экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья из России увеличился более чем в четыре раза, но одновременно импорт, показав минимум в 2015 и в 2016 году, в 2021 году вернулся на уровень 2008 года. Если спрогнозировать от достигнутого линейную динамику экспорта и импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, то можно увидеть, что при прочих равных тренд на увеличение экспорта и снижение импорта может сохраниться (рис. 3).
Рисунок 3. Прогноз российского экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, млрд долл. США
Однако доверительный интервал в прогнозе импорта достигает 40%, а в прогнозе экспорта – не более 15–16% от прогнозируемых объемов. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что импортозависимость в сфере АПК может сохраняться в том числе и из-за внутренних логистических проблем, и из-за проблем сжимания внутреннего спроса [2, 5, 13] (Aubakirova, Eneeva, Gazaeva, Sozaeva, 2020; Belokopytov, 2020; Polbitsyn, 2021). В таблице представлены данные о динамике грузооборота на автотранспорте, протяженности и состояния автомобильных дорог в России.
Таблица 1
Динамика грузооборота, протяженности и нормативного состояния автомобильных дорог в России
Год
|
Грузооборот
автотранспорта (тонна/км)
|
Общая протяженность
автодорог, тыс. км
|
Доля автомобильных
дорог, отвечающих нормативным требованиям, в %
| |
Регионального или
межмуниципального значения
|
Местного значения
| |||
2008
|
216276
|
754074,6
|
37,8
|
60,1
|
2009
|
180136
|
792717,9
|
37,1
|
56,5
|
2010
|
199341
|
825024,7
|
36,8
|
55,0
|
2011
|
222823
|
927287,5
|
36,0
|
55,4
|
2012
|
248862
|
1278342,5
|
36,5
|
58,3
|
2013
|
250054
|
1396496,8
|
37,9
|
56,1
|
2014
|
246784
|
1451249,7
|
37,1
|
56,6
|
2015
|
247134
|
1480534,7
|
38,1
|
55,2
|
2016
|
248251
|
1498497,1
|
41,5
|
53,5
|
2017
|
254524
|
1507789,8
|
43,1
|
53,2
|
2018
|
259084
|
1531564,7
|
42,4
|
52,8
|
2019
|
275427
|
1542202,4
|
44,2
|
52,0
|
2020
|
271822
|
1553664,1
|
45,8
|
52,8
|
2021
|
285333
|
1566110,3
|
48,2
|
53,0
|
Динамика* в %
|
2,15
|
5,78
|
1,88
|
-0,97
|
Источник: [14].
Здесь стоит пояснить, что для сферы сельского хозяйства и АПК в целом автотранспорт – это ключевой вид логистики снабжения и логистики сбыта [6] (Bykova, Pustokhina, 2020). Притом что в среднем протяженность автодорог в России прирастала почти на 6% с 2008 по 2021 год включительно, грузооборот увеличивался не более чем на 2,2% в год, и одна из причин – это сокращение доли автодорог местного значения, отвечающих нормативным требованиям.
Следует напомнить, что сельскохозяйственное сырье, продукция растениеводства и животноводства требуют быстрой доставки от места сбора/производства к месту переработки, но для быстрой и беспроблемной доставки необходимы качественные дороги местного значения. В ином случае проще не производить и перерабатывать продукцию сельского хозяйства, но импортировать уже готовую продовольственную продукцию глубокой переработки (с длительным сроком хранения) из-за рубежа. В целом именно такая картина и наблюдается сейчас в российском АПК.
Еще одна значимая проблема – это сокращение реальных доходов населения, что ведет к сжиманию внутреннего спроса и увеличивает издержки граждан, связанные с приобретением продуктов питания. Так, если к 2013–2014 гг. расходы российских граждан на приобретение продуктов питания и безалкогольных напитков сократились до 28–29%, то начиная с 2015 года доля расходов на продовольствие практически всегда увеличивается, достигая в 2021 году максимума в 34% (рис. 4).
Рисунок 4. Доля расходов российского населения на продукты питания и безалкогольные напитки (в среднем на душу населения)
Источник: [14].
Таким образом, на данный момент в российском АПК сложился экстенсивный тип производства, не сформирована эффективная логистика, не до конца решена проблема импортозамещения, что в условиях сокращения реальных доходов населения, нестабильного (до начала 2022 года) и избыточно стабильного (после февраля 2022 года) курса национальной валюты приводит к сокращению физической и экономической доступности продовольствия, т.е. к сокращению продовольственной безопасности населения.
С точки зрения логистики можно выделить несколько ключевых проблем, которые влияют негативно на экономический рост в российском АПК [1, 3, 7, 9, 11, 15] (Anishchenko, Lyasnikov, Romanova, 2021; Bekirova, Dimchenko, 2022; Gusev, 2021; Lukinyh, Chishich, Entoni, 2021; Nosov, 2021; Ryabchikova, 2021):
· во-первых, отсутствие собственного развитого сектора производства средств производства для сельского хозяйства и пищевой промышленности;
· во-вторых, отсутствие собственной базы, обеспечивающей производство современных упаковочных машин, материалов и т.д.;
· в-третьих, низкое качество складских помещений, предоставляемых логистическими операторами для хранения и перераспределения продукции сельского хозяйства с коротким сроком хранения;
· в-четвертых, неразвитая малая логистика и отсутствие коротких производственно-логистических цепочек, когда переработка сельскохозяйственной продукции и сырья осуществляется в непосредственной близости от места ее производства;
· в-пятых, отсутствие нормальной внутренней связанности территорий в рамках логистики распределения с использованием всех наименее издержкоемких видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, речного);
· в-шестых, недостаток отраслевых логистических терминалов, хранилищ и пунктов распределения (оптовой дистрибьюции) сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольственной продукции низких и высоких переделов.
Заключение. Таким образом, проведенное нами исследование подтверждает гипотезу о том, что устойчивое развитие российского АПК ограничивает одновременно и совокупность логистических проблем, и сокращающийся (сжимающийся) внутренний спрос вследствие падения реальных доходов населения. Представляется, что решение перечисленных в этой статье проблем должно стать приоритетной задачей государственного и муниципального управления в тех регионах, которые специализируются на сельскохозяйственных и аграрно-промышленных видах экономической деятельности.
Вместе с тем одновременно хотелось бы отметить, что инициатива, направленная на устойчивое развитие российского АПК, снятие логистических проблем, должна быть встречной – от государственного и муниципального управления к предпринимателям, фермерам, сельскохозяйственным организациям и в обратном порядке. Наличие обратной связи, направленной снизу вверх, позволяет оперативно решать проблемы, возникающие в секторах, отраслях и сферах российской экономики.
Источники:
2. Аубакирова Г.М., Энеева М.Н., Газаева М.Ш., Созаева Т.Х. Построение новой модели экспортоориентированной экономики // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 811-826. – doi: 10.18334/eo.10.3.110741.
3. Бекирова С.З., Димченко М.В. Теоретико-методические основы управления логистической системой АПК // Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народно-хозяйственных комплексов: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. – c. 19-22.
4. Белов В.И., Кабатчикова Т.А. Сравнительный анализ реальных располагаемых доходов населения в регионах Российской Федерации на современном этапе ее развития // Juvenis scientia. – 2019. – № 1. – c. 19-22. – doi: 10.32415/jscientia.2019.01.04.
5. Белокопытов А.В. Организационно-экономический механизм устойчивого развития аграрного сектора экономики // Экономические отношения. – 2020. – № 1. – c. 217-226. – doi: 10.18334/eo.10.1.41566.
6. Быкова О.Н., Пустохина И.В. Вызовы и перспективы развития рынка транспортно-логистических услуг // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 1. – c. 63-70. – doi: 10.18334/epp.10.1.41562.
7. Гусев А.А. Эффективность лизинга на предприятиях агропромышленного сектора в условиях сезонности деловой активности // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – № 2. – c. 213-227. – doi: 10.18334/ppib.8.2.112147.
8. Дробот Е.В., Кривых Н.Н., Макаров И.Н., Стрельникова Т.Д. Инновационный потенциал развития городских транспортных систем: новые потребности в реальности повторяющихся эпидемий // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 657-680. – doi: 10.18334/vinec.11.2.111857.
9. Лукиных В.Ф., Чишич Д., Энтони А.Д. Концепция усиленной логистики в сфере АПК региона // Логистика-евразийский мост: Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Красноярск, 2021. – c. 93-97.
10. Морозова Н.И., Сафин М.И. Особенности и роль АПК в реализации экономической политики государства, направленной на обеспечение продовольственной безопасности, в условиях глобальных вызовов // Управленческий учет. – 2022. – № 2-3. – c. 553-560. – doi: 10.25806/uu2-32022553-560.
11. Носов А.Л. Роль логистики в отраслях сельского хозяйства страны // Инновационное развитие экономики. – 2021. – № 1(61). – c. 92-98. – doi: 10.51832/2223-7984_2021_1_92.
12. Подвербных О.Е., Межова И.А. Денежные доходы населения в системе устойчивого развития региона // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1687-1704. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113844.
13. Полбицын С.Н. Индикаторы конкурентоспособности аграрного предпринимательства // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – № 3. – c. 317-330. – doi: 10.18334/ppib.8.3.112724.
14. Официальная статистика. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения: 01.10.2022).
15. Рябчикова Н.Н. Менеджмент агропромышленного кластера: тенденции и перспективы развития в России // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 4. – c. 555-566. – doi: 10.18334/lim.8.4.113497.
16. Свирида Ю.Ю. Актуальные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Российской Федерации // Матрица научного познания. – 2021. – № 8-2. – c. 72-78.
17. Таможенная статистика. ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: http://stat.customs.ru/documents (дата обращения: 01.10.2022).
18. Черникова С.А., Ковалева Е.Б., Пыткина С.А. Механизм финансовой поддержки инновационной деятельности агропромышленного комплекса пространственно-отраслевой структуры региона // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 543-558. – doi: 10.18334/eo.10.2.110101.
19. Юсуфова О.М., Шиболденков В.А., Андреева А.А. Анализ технологий цифровой логистики для автоматизации и сервисной интеграции складских процессов организации // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1759-1772. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110285.
Страница обновлена: 31.07.2024 в 21:51:21