Система электронных расчетов «таможенная карта»: преимущества и перспективы развития

Парфенов А.В., Смирнова Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (62), Февраль 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Трансформация материального потока как основного объекта управления в логистике в товарный поток в сфере внешней торговли обусловлена обязательным использованием товарно-денежных отношений в процессе его перемещения от поставщика к получателю, в том числе и при пересечении таможенной границы любого государства. Следовательно, с позиций таможенной логистики важнейшая роль при оптимизации движения внешнеторгового товарного потока отводится финансовому потоку, обеспечивающему перемещение товарно-материальных и/или товарно-нематериальных ценностей через таможенные границы сопредельных государств.

Ключевые слова: внешняя торговля, электронная Россия, таможенная логистика



Трансформация материального потока как основного объекта управления в логистике в товарный поток в сфере внешней торговли обусловлена обязательным использованием товарно-денежных отношений в процессе его перемещения от поставщика к получателю, в том числе и при пересечении таможенной границы любого государства. Следовательно, с позиций таможенной логистики важнейшая роль при оптимизации движения внешнеторгового товарного потока отводится финансовому потоку, обеспечивающему перемещение товарно-материальных и/или товарно-нематериальных ценностей через таможенные границы сопредельных государств.

Важнейшей составной частью финансового потока в сфере внешней торговли являются обязательные к уплате при пересечении границы таможенные платежи. Государство, устанавливая размеры и виды таможенных платежей, тем самым регулирует объемы, ассортиментный состав и направления перемещения внешнеторговых товарных потоков.

Согласно ст. 331 Таможенного кодекса РФ таможенные пошлины и налоги могут быть уплачены в любой форме в соответствии с законодательством РФ, которое предусматривает либо безналичную форму оплаты, либо наличную, как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБ РФ.

Традиционно денежные средства фирмы-участницы внешнеэкономической деятельности (ВЭД), используемые для оплаты таможенных пошлин и налогов, поступают через сеть сберкасс (при наличной форме расчетов) или через банк плательщика (при безналичной форме расчетов) в Главное управление Федерального казначейства. Из Федерального казначейства через региональные расчетные таможенные центры денежные средства перераспределяются, и информация об их зачислении попадает в соответствующий таможенный орган, где и происходит таможенное оформление и выпуск партии товаров. Данная процедура занимает в среднем около трех банковских дней.

Основным недостатком традиционной схемы расчетов в таможенной сфере является то, что на период выполнения финансовых операций из оборота фирмы-участницы ВЭД изымаются достаточно большие суммы денежных средств. При этом не всегда возможно точно определить размер необходимой суммы (например, с учетом изменений биржевых валютных котировок), что приводит либо к переплате, либо к недоплате таможенных платежей. Случай с переплатой никак не отражается на времени оформления грузовой таможенной декларации по конкретной партии товарно-материальных или нематериальных ценностей.

Излишне уплаченные денежные средства могут быть использованы для оплаты таможенных платежей по следующей партии товаров или в дальнейшем возвращены плательщику. В случае недоплаты недостающие денежные средства нужно внести на счета таможни наличным или безналичным способом, что увеличивает время таможенного оформления партии товаров. Кроме того, при традиционной схеме уплаты таможенных пошлин и налогов необходимо предварительно указывать в платежных документах наименование таможенного органа, конкретные виды и суммы платежей.

С позиций таможенной логистики более эффективной является схема движения денежных средств в рамках специализированной межбанковской системы электронных расчетов по таможенным платежам с использованием пластиковых карт под названием «Таможенная карта», которая была создана в 2000 г. рядом коммерческих и общественных организаций для оптимизации финансовых потоков в таможенной сфере. Основными участниками платежной системы «Таможенная карта» являются:

‑ таможенные органы, оснащаемые электронными терминалами для приема таможенных карт;

‑ единый координатор эмиссии таможенных карт, обеспечивающий координацию всех элементов системы;

‑ банки - эмитенты, заключившие договор на выпуск карт с единым координатором эмиссии таможенных карт;

‑ участники ВЭД, являющиеся держателями карт;

‑ расчетный и процессинговый центры, обеспечивающие клиринговые услуги и информационную поддержку участников системы.

Применение таможенных карт позволяет производить безналичную уплату таможенных платежей непосредственно на таможне (таможенном посту) в момент таможенного оформления товаров и дает возможность осуществлять все виды таможенных платежей в любом таможенном органе на территории РФ круглосуточно и ежедневно. С помощью таможенной карты таможенные платежи переводятся на счета таможенных органов в Федеральном казначействе. При этом уплата каких-либо иных платежей блокируется. Таким образом, денежные средства участника ВЭД, находящиеся на счете в банке, не могут быть использованы не по назначению. Даже в случае утери таможенной карты постороннее лицо не сможет использовать денежные средства в личных целях.

Схема движения финансовых потоков при использовании таможенной карты в качестве средства платежа таможенных пошлин и налогов приведена на рис. 1.

Рис. 1. Усовершенствованная схема движения финансовых средств с применением таможенной карты для оплаты таможенных платежей.

Как видно из рис. 1, фирма-участница ВЭД при оплате таможенных платежей и налогов с помощью таможенной карты дает распоряжение своему банку, который также является участником платежной системы, о перечислении денежных средств на счета таможни. Информация о зачислении денежных средств в электронном виде поступает в таможенный орган и дает возможность сразу приступить к оформлению ГТД по конкретной партии товаров. Вся процедура по передаче информации занимает всего несколько минут.

Применение таможенных карт в таможенной сфере позволяет:

1) сократить срок таможенного оформления товаров. Одновременно с подачей ГТД или таможенного приходного ордера производится оплата таможенных платежей или оформление обеспечения для их уплаты;

2) осуществлять таможенные платежи, как в валюте РФ, так и в иностранной валюте;

3) уплачивать дополнительный сбор за таможенное оформление товаров в валюте РФ;

4) исключить возможность переплаты денежных средств и, следовательно, снизить риски плательщиков и нагрузки на таможенные органы, связанные с их возвратом и учетом;

5) ограничить держателя карты (сотрудника фирмы или таможенного брокера) определенной денежной суммой, установив по каждой карте отдельный платежный лимит;

6) на местах, где установлена автоматизированная система АИСТ РТ-21, производить платеж в режиме реального времени, при этом информация о платеже сразу отражается на лицевом счете плательщика;

7) в случае необходимости (например, корректировки таможенной стоимости) оперативно, не прерывая процесса таможенного оформления, осуществлять доплату недостающей суммы таможенных платежей;

8) производить таможенное оформление на нескольких таможнях одновременно без предварительного планирования, на какой таможне, какой товар, и в каком объеме будет проходить оформление;

9) отказаться от депонирования денежных средств на счете таможенного органа и/или от оформления банковской гарантии в качестве обеспечения выполнения обязательств по уплате таможенных платежей;

10) резервировать или уплачивать денежные средства соответственно для выполнения обязательств импортера при получении акцизных марок или таможенном оформлении подакцизных товаров.

Таким образом, очевидны преимущества использования таможенных карт как для импортеров, так и для экспортеров товаров и услуг. В настоящее время основными пользователями услуг платежной системы являются таможенные брокеры, крупные предприятия нефтяной отрасли, цветной и черной металлургии, лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также импортеры медикаментов и продуктов питания.

В последние годы платежная система «Таможенная карта» стремительно развивается не только в результате вовлечения в систему новых участников ВЭД, но и за счет увеличения количества банков, осуществляющих эмиссию таможенных карт.

За три года существования платежной системы число банков-эмитентов таможенных карт возросло с 2 до 55, причем основной их прирост (более чем в 20 раз) пришелся на 2001 – 2002 гг. – период становления и ускоренного развития системы. Коммерческим банкам участие в системе «Таможенная карта» предоставляет, прежде всего, гарантированный рынок продаж своих услуг, обусловленный большим количеством фирм – экспортеров и импортеров, регулярно осуществляющих уплату таможенных платежей, а также позволяет выстраивать гибкие взаимоотношения с клиентами.

Одним из свидетельств успешного функционирования платежной системы является динамика показателей транзакций по таможенной карте. По данным аналитического отдела ООО «Таможенная карта» - единого координатора платежной системы - в 2003 г. средняя сумма транзакции по таможенной карте превысила 450 000 руб., что примерно в 70 раз больше, чем средняя сумма транзакции по картам международных платежных систем. В целом же, за период с 2002 г. по 2004 г. средняя сумма транзакции по таможенной карте выросла примерно в три раза.

Важным показателем, характеризующим уровень развития платежной системы, является также количество эмитированных таможенных карт (см. рис. 2).

Рис. 2. Количество эмитированных таможенных карт.

Как видно из рис. 2, за два с половиной года (с I квартала 2002 г. по II квартал 2004 г.) количество эмитированных таможенных карт увеличилось в 5 раз и к концу второго квартала 2004 г. составило около 2000 единиц.

С учетом всех отмеченных преимуществ системы «Таможенная карта» по сравнению с традиционной формой оплаты таможенных платежей, можно прийти к выводу о необходимости увеличения ее масштабов как в количественном, так и в качественном отношении, а также в необходимости расширения ее функциональных возможностей.


Страница обновлена: 22.09.2024 в 03:25:57