Methodological approaches to increasing the economic sustainability of small trading companies amid digitalization
Petrenko N.E.1, Konyukova O.G.2
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 1
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 6 (June 2025)
Abstract:
The article examines the conceptual foundations for assessing the economic resource potential of small businesses in the trade sector amid digitalization.
The features of the development, implementation and assessment of the effectiveness of the economic resource potential of small businesses in the Omsk region, contributing to the optimal formation of regional macroeconomic indicators, are analyzed.
It was revealed that small trading companies have a significant impact on the development of the regional economy, contribute to the creation of jobs and replenish the budget. However, at present, there is a decrease in the volume of gross regional product, which is an alarming signal for the development of the region in question. The proposed methodological approach allows to develop effective measures for the restoration and stimulation of activities of small trading companies in the modern conditions of digitalization and crisis economic situations. The application of these methods will ensure an increase in the economic sustainability of small trading companies and enhance their contribution to the economic potential of the region.
Keywords: economic sustainability, regional potential, assessment of economic resource potential, indicative assessment indicator, small business, digitalization, automated program
JEL-classification: R11, L86, L80
Введение
Сегодня малый бизнес является существенным кластером в развитии экономики любого региона России и страны в целом. Переход России к рыночным отношениям определил важную роль малого предпринимательства в увеличении регионального потенциала. Принято ориентироваться на единый подход к формированию состава субъектов малого предпринимательства.
К малому предпринимательству согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся предприятия с численностью персонала до 100 человек и с годовым доходом до 800 млн. руб. [1] В их состав входят физические лица, занимающиеся индивидуальной деятельностью и юридические лица, отвечающие также и другим критериям: выбранной организационно-правовой формы, размером уставного капитала, величины активов и прибыли.
Основными организационно-правовыми формами малого предпринимательства являются ООО, АО, ИП и этот выбор не случаен. Данные организационно-правовые формы просты в регистрации и при их использовании возможны специальные налоговые режимы, что является несомненным плюсом для предприятий сферы торговли.
Сфера торговли в современной России является одной из наиболее быстро развивающейся сфер экономики и входит в сферу услуг. Сфера услуг в России включает 134 вида экономической деятельности, основными из них являются: оптовая и розничная торговля, туризм, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, образование, здравоохранение, предоставление коммунальных, социальных и прочих услуг [2].
Стоит заметить, что в 2024 году около 60% малых предприятий функционировали в сфере услуг. [3] Совершенствование современной экономики невозможно представить без сферы услуг. Услугам присуще ряд характеристик, которые отличают данную экономическую категорию от товара. Так в современном пространстве со сферой услуг связаны многие виды деятельности и исходя из этого можно рассматривать данную сферу как масштабный сектор экономики нашей страны. Эффективная деятельность в сфере услуг способна обеспечивать радикальное повышение национальной экономики.
Основная часть
Малые предприятия сферы торговли оказывают влияние на различные макроэкономические показатели региона: валовый региональный продукт, уровень безработицы, уровень доходов населения, размер инвестиций, объем потребления местных услуг, социальные показатели (уровень жизни, образования, здравоохранения), инновации и производительность [13, с. 12]. (Petrenko, Konyukova, 2024). Валовый региональный продукт по Омской области за последние года вырос, а индекс физического объема валового регионального продукта при этом снизился, данная негативная тенденция свидетельствует об уменьшении количества оказываемых услуг в регионе, сокращении спроса и доходов малых предприятий сферы услуг, снижении вклада таких предприятий в экономику, росте безработицы и пр.
Поскольку торговля является быстроизменяющимся сектором, необходимо разработать понятийный аппарат, а также определить группы и составляющие компоненты оценочных индикативных показателей для оценки экономического ресурсного потенциала с учетом особенностей региональных и отраслевых характеристик.
В научной литературе приведено большое количество определений экономического ресурсного потенциала малых предприятий сферы торговли и оценочного индикативного показателя. Так, многие исследователи отмечают, что экономический ресурсный потенциал малых предприятий сферы торговли объединяет в себе различные аспекты, которые могут быть интерпретированы по-разному. Можно выделить индивидуальные особенности, которые представляют собой совокупность характеристик и факторов, определяющих наличие или недостаток экономических ресурсов предприятий для достижения своих целей.
Авторское определение экономического ресурсного потенциала малых предприятий сферы торговли заключается в имеющихся в наличии экономических ресурсов, возможностей и факторов внешней среды, применяемых для достижения определенных результатов и стратегических целей, ориентированных на устойчивое развитие.
Несмотря на отсутствие консенсуса в экономической литературе в отношении универсального определения оценочного индикативного показателя, в большинстве своем определения схожи между собой по содержательному наполнению с характеристиками экономического и аналитического индикатора.
Авторское определение оценочного индикативного показателя заключается в определении стоимостной оценки резервов и выявлении дефицита экономических ресурсов с целью повышения эффективности и стратегического планирования состояния малых предприятий сферы торговли и развития конкретного рассматриваемого региона.
Одним из промежуточных результатов исследования является определение оптимального количества и видов оценочных индикативных показателей, позволяющих дать объективную, обоснованную характеристику экономического состояния малых предприятий сферы торговли.
Специфика функционирования и развитие современных предприятий малого бизнеса сферы торговли
Малые предприятия в отличие от средних и крупных имеют возможность быстрее реагировать и приспосабливаться к постоянным скачкам и изменениям рыночной конъюнктуры, ориентированы на принятие инноваций, способствуют развитию конкуренции и росту предлагаемых услуг и товаров, обеспечивая тем самым прирост производительности труда. Собственники бизнеса более склоны к инвестированию и сбережению экономических ресурсов и обладают высокой мотивацией в достижении успеха. Иногда только за счет инвестиции становится возможной реализация перспективных бизнес-идей. Процесс привлечения инвестиций связан с длительной подготовительной работой – поиском инвесторов, формированием инвестиционного предложения, изучением рынка и проведением необходимых расчетов. Без грамотного подхода невозможно управлять предприятием и становится трудным спрогнозировать направление и темпы развития.
Преимущественными отличиями малых предприятиях от крупных являются их функции, гибкость и адаптивность в рыночных условиях хозяйствования в условиях цифровизации. Две основные группы функций малого предпринимательства: экономические и социальные [1, с. 194] (Aibosynova et al., 2015). Под экономическими функциями принято понимать мобилизацию экономических ресурсов, обеспечение налоговых поступлений, формирование конкурентного рынка, создание рабочих мест, насыщение рынка товарами и услугами, поддержку малоэффективных территорий [17, с. 111] (Repuyevskaya O.A., 2020). Под социальными функциями понимают социальную защиту населения, обеспечение занятости населения, развитие интеллектуального потенциала, обеспечение диспропорций в доходах разных социальных групп, рост доходов населения и развитие инноваций. Потребности малого бизнеса стимулируют производителей ИТ систем на создание специализированных программ, которые учитывают своеобразие деятельности и особенности их использования различными субъектами экономики [11, с. 69] (Machkasova et al., 2017).
Малые предприятия способны быстро перестроиться и начать коммерциализацию новых услуг и товаров, проявляя креативность и инновационность, помогая развивать другие отрасли и виды деятельности [5, с. 3] (Evseeva et al., 2017). Сегодня выделяется большое количество нововведений у современных предприятий сферы торговли, придающих конкурентные преимущества, основные из них:
1) внедрение современных технологий MySizeID, Good Style, Haut.AI, Get Outfit, Система Retail Rotor Digital Signage, виртуальная 3D-примерочная «Texel» [19, с. 44-45] (Chernonosova, 2022);
2) использование бальной оценки инновационного климата предприятия с помощью выделения оцениваемых компонентов: инновационный микроклимат, уровень конкуренции, отношения с стейкхолдерами, возможность получения инвестиций, состояние рынка труда, наличие ресурсов, рынок образовательных услуг и пр. [12, с. 113] (Panyshev, 2023);
3) расчет дополнительных индикаторов для оценки экономического ресурсного потенциала малых предпприятий и регионального потенциала: удельный вес предприятий, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые инновации, затраты на инновационную деятельность, удельный вес затрат на инновационную деятельность в отгрузке, удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые инновации, затраты на инновационную деятельность в малых предприятиях и пр. [21, с. 559] (Zheleznova et al., 2016);
4) изменение бизнес-процессов с помощью создания коворкинга [6, с. 60] (Yudina et al., 2022);
5) возможность экономии на основных статьях расходов и предоставлении выгодных цен клиентам [9, с. 255] (Komlenok, 2023).
6) развитие технического прогресса, [4, с. 147] (Donskova et al., 2019).;
7) удовлетворение потребительского спроса в виду персонализированных отношений с целевой аудиторией и стратегией, ориентированной на клиента [7, с. 21] (Kabdygaliev et al., 2023);
8) выявление специфических характеристик потребительского поведения и сегментация рынка [3, с. 131] (Gruzdeva et al., 2022);
9) использование методики оценки социальной ответственности бизнеса по следующим категориям: работникам предприятия, органам государственной власти и местного самоуправления, потребителям, бизнес-партнерам [8, с. 138] (Kolesnikova, 2011);
10) применение цифрового бизнес-моделирования и искусственного интеллекта [16, с. 42] (Petrenko, Konyukova, 2025).
Неоспоримым фактом является создание дополнительных рабочих мест особенно в сфере торговли, сокращая уровень безработицы и вовлекая в трудовую деятельность отдельных групп населения, в том числе студентов и инвалидов [2, с. 424] (Gishkaeva, 2022). Как показывает практика социальная этика в малых предприятиях сферы торговли более эффективна и гармонична, создается более дружеская и приятная рабочая атмосфера с работниками и стейкхолдерами [18, с. 64] (Cheglakova et al., 2018). Малый бизнес сферы торговли целенаправленно воздействует на структуру рынка и расширение современных рыночных отношений.
Внимание к малому бизнесу со стороны государства связано с особенностями функционирования, где условия реализации различных процессов наиболее благоприятны. Гибкий и инициативный характер деятельности, возможность прямых контактов с клиентами, ориентация на потребности клиентов и оперативность в принятии управленческих решений являются ключевыми аспектами сферы торговли. Эти факторы свидетельствуют о высокой эффективности реализации финансовых процессов как на уровне государства, так и на уровне предприятия, обеспечивая оптимизацию экономических потоков, управление рисками и устойчивое развитие торговых предприятий [20, с. 71] (Shevchenko, 2010).
Государственная поддержка малых предприятий сферы торговли
В секторе малого предпринимательства сферы торговли широкое распространение находят методы правового, административного и экономического регулирования со стороны государства, основными которыми являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон №129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)и муниципального контроля».
Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства сферы торговли в России: информационная и консультационная, инфраструктурная, инноваций и научно-технических разработок, выставочно-ярмарочная, правовая и бухгалтерская, финансовая, онлайн-продукты.
Предложим для оценки регионального потенциала оценочные индикативные показатели для главных на наш взгляд направлений государственной поддержки малых предприятий сферы торговли. Информационная и консультационная поддержка: количество зарегистрированных торговых предприятий, уровень информированности торговых предприятий, уровень удовлетворенности торговых предприятий консультационными услугами, количество предоставленных консультаций, количество выданных лицензий, время получения регистрации и лицензий, количество случаев защиты прав. Инфраструктурная поддержка: объем предоставленных субсидий торговым предприятиям, уровень развития инфраструктуры для торговли, эффективность использования государственных закупок, количество реализованных инфраструктурных проектов, процент торговых предприятий, использующих поддержку в закупках, уровень цифровизации торговых предприятий. Инноваций и научно-технических разработок: количество патентов и авторских прав, полученных малыми предприятиями сферы торговли, уровень участия в выставках и конкурсах, количество созданных рабочих мест в инновационных проектах, объем финансирования инновационных проектов, количество участников выставок/форумов. Финансовая поддержка: размер общего стартового капитала малого предприятия сферы торговли, стоимость выбора направления торговой деятельности, расходы на расширение ассортимента и выбора удачной локации, место в кредитном рейтинге торговых предприятий в конкретном регионе, уровень риска неплатежеспособности, размер привлеченных средств, эффективность торговой деятельности, оценка эффективности использования ресурсного потенциала и вероятности банкротства.
Регулирование текущей деятельности малого предпринимательства сферы торговли со стороны государства является неотъемлемой частью экономической жизни. Предприятия, принимающие во внимание данные официальные документы, имеют формальные предпосылки для эффективного развития малого бизнеса на всех уровнях управления.
Обзор цифровых решений для оценки экономического ресурсного потенциала
На данный момент доступно большое количество программ, позволяющих собственникам малых предприятий сферы торговли эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность с учетом регулярной оценки экономического ресурсного потенциала. Основные автоматизированные программы различаются по функциональным возможностям, ценовой политике и объёмам анализируемых аспектов: ДельтаБезопасность, СберКорус, Главбух, Контур.Фокус, За Честный Бизнес, 1С: Предприятие 8, экосистема Saby [10, с. 55] (Konyukova, 2025). ДельтаБезопасность позволяет малым предприятиям сферы торговли анализировать информационные риски, мониторить события, проводить аудит соответствия стандартам, оценивать эффективность мер защиты, обучать и подготавливать персонал, составлять отчеты и рекомендации [4]. СберКорус способен проводить оценку текущего состояния малого предприятия сферы торговли, выявлять тренды и аномалии в оценочных индикативных показателях, оценивать кредитный риск клиента и партнера, мониторить платежеспособность и кредитную историю, формировать аналитические отчеты по ключевым оценочным индикативным показателям, выявлять потенциальные угрозы для бизнеса, мониторить соответствия нормативным требованиям, использовать аналитические модели для оценки новых проектов или сделок [5]. Автоматизированная программа Главбух способна анализировать балансовые отчеты, вычислять ключевые оценочные индикативные показатели и их мониторить, оценивать налоговые обязательства и их разрабатывать пути их оптимизации, анализировать налоговые риски, формировать управленческие отчеты для эффективности подразделений или проектов, проверка правильности ведения учета и соблюдения требований законодательства [6]. Контур.Фокус – это система бизнес-аналитики, позволяющая получать данные о текущем состоянии предприятия сферы торговли, анализировать деловую репутацию, оценивать риски сотрудничества с контрагентами, проверять наличия судебных дел, арестов, банкротств или других негативных факторов, мониторинг изменений в учредительных документах и руководстве, проверка связей и аффилированных лиц и отслеживание изменений в деятельности предприятия за определенный период [7]. За Честный Бизнес – это платформа, предназначенная для проверки и оценки деловой репутации предприятия сферы торговли, выявления потенциальных рисков и нарушений. Позволяет проверить наличие штрафов, санкций и других ограничений, оценить уровень честности и прозрачности бизнеса [8]. 1С: Предприятие 8 – это комплекс программных решений для автоматизации учета и управления на малом предприятии сферы торговли, который обладает возможностями для оценки экономического ресурсного потенциала. Позволяет формировать регламентированные на законодательном уровне отчеты, проводить оценку ключевых оценочных индикативных показателей, мониторить финансовые результаты, составлять управленческие отчеты и аналитические панели, оценивать выполнения планов и бюджетов, анализировать продажи, закупки, логистику [9]. Экосистема Saby обладает рядом преимуществ, что и вышеописанные автоматизированные программы. В рамках возможностей Saby позволяет отслеживать эффективность различных процессов в сфере торговли (продажи, закупки, склад, ресурсы), выявлять узкие места и резервы для оптимизации, анализировать динамику ключевых оценочных индикативных показателей, оценивать тренды в реальном времени, рассчитывать эффективность маркетинговых кампаний, иметь возможность интеграции с другими системами [10]. Данные автоматизированные программы активно функционируют в условиях современной цифровизации и существенно облегчают работу сотрудникам и помогают руководителям принимать эффективные управленческие решения. Данные платформы предоставляют широкий спектр инструментов для оценки экономического ресурсного потенциала малых предприятий сферы торговли, деловой репутации, эффективности бизнес-процессов и рисков. Рекомендуется использовать в деятельности данные программные решения, поскольку они значительно повышают уровень аналитики, прозрачности и управляемости малого предприятия сферы торговли, что способствует эффективному использованию экономических ресурсов и укреплению конкурентных позиций в рассматриваемом регионе.
Основные инструменты оценки эффективности экономического ресурсного потенциала
При изучении функциональных возможностей основных автоматизированных программ пришли к выводу, что имеются существенные ограничения. Большинство программных продуктов не учитывают отраслевую специфику деятельности предприятий, не делается акцент о размере рассматриваемого предприятия, о его жизненном цикле, что ведет к ошибочным полученным значениям индикативных оценочных показателей, проблемам понятийного аппарата, неправильной итоговой интерпретации полученных числовых значений, на основании которой принимаются управленческие решения. Следующее ограничение выделяется авторами в части ориентирования проведения расчетов на основании только финансовой отчетности предприятия. Последнее ограничение заключается в использовании разных по названию индикативных оценочных показателей, но тождественных по наполнению и имеющих разные формулы расчета.
Решение данных проблем авторы видят в разработке методического подхода, который может быть представлен в виде алгоритма процесса расчёта оценочных индикативных показателей эффективности использования экономического ресурсного потенциала малых предприятий сферы торговли (рис. 1).
Рисунок 1. Алгоритм процесса расчёта оценочных индикативных показателей эффективности использования экономического ресурсного потенциала малых предприятий сферы торговли
Источник: составлено авторами
Основные расчеты малые предприятия сферы услуг могут осуществлять в доступной программе Microsoft Excel либо в автоматизированных программах, но для этого необходимо расширить функциональные возможности автоматизированных программ.
Формулы расчетов, также разнятся и как показывает практика при обследовании одного предприятия в разных автоматизированных программах, итоговые расчётные значения отличаются. В условиях цифровой трансформации и развития цифровой экономики большой популярностью пользуются автоматизированные программы, позволяющие осуществлять деятельность малых предприятий сферы торговли. Проблема определения компонентного состава индикативных инструментов оценки эффективности использования экономических ресурсов малых предприятий сферы торговли в основных автоматизированных программах заключается в их ограниченном составе, что не дает возможности для полноценной оценки деятельности предприятия.
Проведение оценки эффективности использования экономического ресурсного потенциала малых предприятий сферы услуг является обязательным для выстраивания стратегических и тактических целей [15, с. 2496] (Petrenko, Konyukova, 2024). Данное направление рассматривают с помощью индикативных оценочных показателей, представляющих собой относительные величины, которые рассчитывают на основании обязательных к составлению финансовых отчетов. Выделяют следующие группы оценочных показателей эффективности компонентного состава ресурсного потенциала: кадровые (рентабельность персонала, эффективность труда персонала и пр.), имущественные (индикатор использования площадей для оказания услуг, доля цифрового оборудования и пр.), маркетинговые (индикатор эластичности спроса, емкость рынка услуг и пр.), инновационные (индикатор инновационности, удельный вес затрат на инновации и пр.), экономические (индикатор достаточности ресурсов, индикатор эффективности финансового потока, индикатор устойчивости, индикатор ликвидности, индикатор инвестиционной привлекательности и пр.). Авторы научной статьи подчеркивают, что в практической деятельности малых предприятий сферы услуг перечень используемых индикативных оценочных показателей существенно больше [14, с. 1372] (Petrenko, Konyukova, 2024).
Авторский подход к определению состава индикативных показателей оценки эффективности использования экономических ресурсов потенциала малых предприятий сферы торговли с учетом жизненного цикла, размера и территориального расположения представлен в табл. 1.
Таблица 1
Методика к оценке эффективности использования экономического ресурсного потенциала малых предприятий сферы торговли с учетом жизненного цикла, размера и территориального расположения
Наименование
оценочных индикативных показателей
|
Разработанное
рекомендуемое значение
|
Компонентный
состав (номер строки бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах)
|
1
|
2
|
3
|
Группа
оценочных индикативных показателей погашения обязательств
| ||
Индикатор
мгновенного погашения долгов (Z1)
|
0,3
|
Экономические
ресурсы (стр.1250), краткосрочные инвестиции (стр. 1240), краткосрочные долги
(искл. доходы будущих периодов) (стр. 1500)
|
Кризисный
индикатор погашения долгов
(Z2) |
0,8
|
Экономические
ресурсы (стр. 1250), краткосрочные инвестиции (стр. 1240), задолженность
клиентов (стр. 1230), краткосрочные долги (искл. доходы будущих периодов)
(стр. 1500)
|
Общий
индикатор погашения долгов
(Z3) |
2,0
|
Имущество
предприятия, приносящее экономические ресурсы в течение года (в т.ч.
долгосрочное имущество к продаже) (стр. 1200), краткосрочные долги (искл.
доходы будущих периодов) (стр. 1500)
|
Группа
оценочных индикативных показателей экономической устойчивости
| ||
Индикатор
концентрации собственных источников финансирования (Z4) |
0,4
|
Сумма
собственных источников финансирования (стр. 1300), общая сумма имущества
(стр. 1600)
|
Индикатор
мобильности собственных источников финансирования (Z5) |
1,0
|
Сумма
собственных источников финансирования (стр. 1300), долгосрочные долги (стр.
1400), имущество предприятия, сроком использования более года (вкл.
инвестиционную недвижимость) (стр. 1100)
|
Индикатор
соотношения заемных и собственных экономических ресурсов (Z6)
|
1,3
|
Долгосрочные
долги (стр. 1400), краткосрочные долги (искл. доходы будущих периодов) (стр. 1500),
сумма собственных источников финансирования (стр. 1300)
|
Дополнительная группа индикативных
показателей инновационных затрат
| ||
Индикатор
затрат на внедрение цифровых технологий
(Z7) |
2,0
|
Затраты
на покупку, внедрение и обслуживание цифровых технологий (стр. 1130), выручка
(2110)
|
В методическом подходе представлены группы оценочных индикативных показателей: погашения обязательств, экономической устойчивости и инновационных затрат.
Дополнительный индикатор затрат на внедрение цифровых технологий отражает степень инвестиций и затрат в область цифровизации относительно общего объема ресурсов и расходов малого предприятия сферы торговли. Важность использования автоматизированных программ для достижения успешной текущей деятельности обуславливает необходимость выделения экономических ресурсов на приобретение и обслуживание соответствующих программных решений.
Оценку эффективности использования экономического ресурсного потенциала малых предприятий сферы торговли представляется целесообразным осуществлять на основе использования методического подхода, предполагающего с одной стороны выбора оптимального количества оценочных индикативных показателей группы погашения обязательств и группы экономической устойчивости, а с другой стороны – определение рекомендуемых фиксированных значений для отобранных оценочных индикативных показателей с учетом выделенных особенностей развития отраслевого рынка и специализации конкретных регионов с помощью расчета средней арифметической взвешенной, обусловленной интуитивной ясностью и устойчивостью к выбросам данных и отсутствию влияния крайних экстремальных значений и имеющей следующий вид:
(1),
где - средняя
арифметическая взвешенная;
–
значение осредняемого признака (по фактическому значению оценочных индикативных
показателей группы погашения обязательств, группы экономической устойчивости),
f – вес каждой группы (число малых предприятий сферы торговли).
Полученные на основе расчета средней арифметической взвешенной интервального вариационного ряда рекомендуемые фиксированные значения обладают более реалистичными и устойчивыми оценками центральной тенденции с учетом сглаживания выбросов или экстремальных значений для оценочных индикативных показателей группы погашения обязательств, группы экономической устойчивости малых предприятий сферы торговли в Омской области за 2022 г. Для нахождения рекомендуемых значений было составлено шесть таблиц, включающих расчет каждого индикативного оценочного показателя на основании данных финансовой отчетности рассматриваемых предприятий.
Рисунок 1. Границы рекомендуемых значений для индикативных оценочных показателей погашения обязательств, экономической устойчивости для малых предприятий сферы услуг в Омской области за 2022 г.
Источник: составлено авторами
Выявлено, что в зависимости от региона и данных, представленных в научной литературе рассчитанные рекомендуемые значения для оценочных индикативных показателей группы погашения обязательств, группы экономической устойчивости и дополнительной группы индикативных показателей инновационных затрат для малых предприятий сферы торговли в Омской области за 2022 г. различаются в пределах одной области (рис. 1).
Основные цели проведения таких расчетов: выявление проблемных сторон и предотвращение кризисных ситуаций, осуществление ревизии, инвентаризации финансовых расчетов, судебно-бухгалтерских экспертиз, проверка правильности уплаты налоговых платежей и формирование налоговой декларации, определение кредитного потенциала и возможных критериев сделки при оформлении кредита или лизинга, оценивание процесса инвестирования и возможность претендовать на меры государственной финансовой поддержки.
Заключение
Выявленная динамика понижения индекса физического объема валового регионального продукта является тревожным сигналом, который требует незамедлительного решения со стороны как региональных властей, так и бизнеса в вопросах разработки мер по восстановлению и стимулированию экономической активности малых предприятий сферы услуг в Омской области. Разработка данных мер невозможна без четкого алгоритма формирования, реализации и оценки эффективности использования экономического ресурсного потенциала малых предприятий сферы торговли в возникающих критичных условиях.
Вклад торговли в социально-экономическое развитие страны и отдельных регионов значителен. Торговля занимает одну из лидирующих позиций по вкладу в основные макроэкономические показатели. Но развитие малых предприятий сферы торговли в рассмотренном регионе сдерживается рядом неблагоприятных факторов.
В результаты исследования выделена специфика функционирования и развитие современных предприятий малого бизнеса сферы торговли, представлен обзор цифровых решений для оценки экономического ресурсного потенциала, основные инструменты оценки эффективности экономического ресурсного потенциала и авторский алгоритм процесса расчёта оценочных индикативных показателей эффективности использования экономического ресурсного потенциала малых предприятий сферы торговли.
Методический подход к оценке эффективности использования экономического ресурсного потенциала малых предприятий сферы торговли с предложен с учетом жизненного цикла, размера и территориального расположения. В научной статье систематизирована государственная поддержка и предложены оценочные индикативные показатели эффективности с учётом реализуемых мер поддержки отечественного малого бизнеса, при использовании которых малые предприятия сферы торговли будут более экономически устойчивыми, смогут предугадать кризисные ситуации и смогут увеличить объемы экономического регионального потенциала.
[1] Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 (посл. ред.) // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 01.06.2025)
[2] ОКВЭД 2025 // Справочник с расшифровкой кодов по видам экономической деятельности. URL: https://код-оквэд.рф/ (дата обращения: 04.06.2025)
[3] Предприятия и организации // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 12.05.2025)
[4] ДельтаБезопасность // Автоматизированная программа. URL: https://deltabez.ru/ (дата обращения: 05.06.2025)
[5] СберКорус // Ведущий оператор электронного документооборота. URL: https://www.esphere.ru/company/ (дата обращения: 05.06.2025)
[6] Главбух // Автоматизированная программа. URL: https://glavbukh.ru/ (дата обращения: 05.06.2025)
[7] Контур.Фокус // Автоматизированная программа. URL: https://focus.kontur.ru/ (дата обращения: 08.06.2025)
[8] За Честный Бизнес // Всероссийская система проверки организаций и предпринимателей. URL: https://zachestnyibiznes.ru/ (дата обращения: 07.06.2025)
[9] 1С: Предприятие 8 // Автоматизированная программа. URL: https://v8.1c.ru/ (дата обращения: 09.06.2025)
[10] Saby — экосистема для управления бизнесом // Автоматизированная программа. URL: https://saby.ru/ (дата обращения: 09.06.2025)
References:
Aybosynova D.A., Mukhambetova L.K., Turekulova D.M. (2015). Role and functions of small business in economics development. Vestnik universiteta Turan. (3(67)). 191-197.
Cheglakova L.M., Bataeva B.S., Melitonyan O.A. (2018). Characteristic features of social responsibility and ethics in organizations of small and medium-sized businesses in Russia. Russian Management Journal. 16 (1). 63-94. doi: 10.21638/10.21638/11701/spbu18.2018.103.
Chernonosova N.V. (2022). Application of innovative activities in the field of retail enterprise logistics. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 12 (1-1). 42-47. doi: 10.34670/AR.2022.41.85.005.
Donskova L.I., Redkin A.G., Makarov A.A., Otto O.V., Myagkova E.V. (2019). Features of modern customer-oriented policy in the service: the Russian experience. Service in Russia and abroad. 13 (4(86)). 147-159. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10413.
Evseeva O.A., Evseeva S.A. (2017). Principles stimulating commercialization of innovation of small and medium businesses at the regional level (in St. Petersburg). Regional economics and management: electronic scientific journal. (2(50)). 18.
Gishkaeva L.L. (2022). The role of small business in the modern economy and its development in Russia in the early 2000s. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. (11-3). 423-428. doi: 10.17513/vaael.2584.
Gruzdeva V.V., Klyueva Yu.S., Pyatko L.A., Konova V.V. (2022). Approaches to the development of the service sector based on the results of consumer research. Russian Economic Bulletin. 5 (2). 131-136.
Kabdygaliev K.K., Toktamysova A.B. (2023). Basic concepts in customer expectations and their satisfaction in the field of logistics services. Universum: Economics and Jurisprudence. (11(109)). 20-22.
Kolesnikova A.A. (2011). The impact of business social responsibility on the socio-economic development of the region. Problems of modern economy (Novosibirsk). (3-1). 135-139.
Komlyonok K.S. (2023). Strategic guidelines for the development of small businesses in a competitive environment. Journal of Economy and Entrepreneurship. (7(156)). 255-259. doi: 10.34925/EIP.2023.156.7.041.
Konyukova O.G. (2025). Assessment of the reliability of counterparties as an integral element of the modern economic system. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. (1(52)). 49-58. doi: 10.21777/2587-554X-2025-1-49-58.
Machkasova A.V., Gorbunova O.N., Loskutova M.V. (2017). Features of use of information technologies at small business enterprises. Socio-economic phenomena and processes. 12 (2). 68-73. doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-2-68-73.
Panyshev A.I. (2023). Innovative import substitution as a direction of developing small businesses in oil and gas industry under sanctions. Science and business: development ways. (1(139)). 113-116.
Petrenko N.E., Konyukova O.G. (2024). A model for assessing the company's resource potential in the wholesale and retail services sector. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (4). 1371-1384. doi: 10.18334/epp.14.4.120773.
Petrenko N.E., Konyukova O.G. (2024). Methodologies for assessing the effectiveness of the trade organization's resource potential. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (5). 2495-2506. doi: 10.18334/epp.14.5.120774.
Petrenko N.E., Konyukova O.G. (2024). The contribution of trade services enterprises to the formation of macroeconomic indicators. Nauchnye zapiski NGUEU. (2). 11-18.
Petrenko N.E., Konyukova O.G. (2025). Digital business modeling of the trade sphere. Sotsialno-ekonomicheskoe prostranstvo regionov. 19 (1). 40-47.
Repushevskaya O.A. (2020). Entrepreneurship development as a basis for a competitive environment. Russian journal of management. 8 (2). 111-115. doi: 10.29039/2409-6024-2020-8-2-111-115.
Shevchenko S.A. (2010). The role of small businesses in of russian economy's innovativeness increasing. Creative economy. (12(48)). 68-72.
Yudina S.V., Mingazova O.N., Maev D.V. (2022). To the question of correlation of factors and indicators of innovative activity. Russian Economic Bulletin. 5 (3). 58-66.
Zheleznova O.V., Saginova O.V., Zavyalova N.B. (2016). Marketing approach to provision of the investment business. Creative economy. 10 (6). 553-566. doi: 10.18334/ce.10.6.35298.
Страница обновлена: 24.07.2025 в 10:36:25