Экономический патриотизм как направление государственной политики
Савельева Н.К., Созинова А.А., Зонова В.А., Макарова М.В., Копытина Ю.А., Ральникова Е.Л.
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 8 (Август 2025)
Введение
Сегодня экономический патриотизм приобретает особую актуальность и активно изучается учёными разных направлений. Ценности собственной страны и Родины выходят на первый план и обретают особое значение в условиях нарастания кризисных экономических и социальных явлений.
В связи с этим национальные интересы, их реализация и защита на всех административных уровнях управления закладывают основы и перспективы устойчивого стратегического развития современной России.
Анализ статистики всех типов публикаций по расширенному поиску научной электронной библиотеки elibrary.ru (далее – НЭБ), поступивших за все время, показывает, что экономический патриотизм вызывает все больший интерес и наращивает свою актуальность среди представителей научной сферы, однако степень разработанности вопросов формирования и развития его как социально-экономического явления остается низкой. Библиометрический анализ проводился по двум видам поиска: 1) в названии, аннотации, ключевых словах, полном тексте публикации; 2) в названии, аннотации, ключевых словах публикации (табл. 1).
Таблица 1
Анализ статистики публикаций об экономическом патриотизме и патриотизме в целом на базе НЭБ elibrary.ru (на 28.04.2025)
Вид поиска
(«где искать?») |
Запрос
(«что искать?») |
Период
|
Количество публикаций, ед.
|
Удельный вес в общем количестве
публикаций библиотеки, %
|
Название,
аннотация, ключевые слова, полный текст публикации
|
Патриотизм
|
За
все время
|
149915
|
0,212
|
2022-2025
гг.
|
48859
|
0,069
| ||
2020-2025
гг.
|
70999
|
0,100
| ||
2014-2025
гг.
|
128978
|
0,182
| ||
Экономический
патриотизм
|
За
все время
|
101573
|
0,143
| |
2022-2025
гг.
|
23096
|
0,033
| ||
2020-2025
гг.
|
35601
|
0,050
| ||
2014-2025
гг.
|
77553
|
0,109
| ||
Название,
аннотация, ключевые слова
|
Патриотизм
|
За
все время
|
49916
|
0,070
|
2022-2025
гг.
|
18216
|
0,026
| ||
2020-2025
гг.
|
25913
|
0,037
| ||
2014-2025
гг.
|
44092
|
0,062
| ||
Экономический
патриотизм
|
За
все время
|
1574
|
0,002
| |
2022-2025
гг.
|
510
|
0,001
| ||
2020-2025
гг.
|
728
|
0,001
| ||
2014-2025
гг.
|
1430
|
0,002
|
Учитывая статистический объем публикаций в исследуемой области можно заключить, что наиболее активное внимание к вопросам сущности экономического патриотизма, его формирования и развития в обществе стало проявляться со стороны научного сообщества лишь в последнее десятилетие, на которое приходится, по нашим подсчетам, основная масса (более ¾) публикаций НЭБ по исследуемой проблеме.
Значимый вклад в изучении фундаментальных основ теории патриотизма, в частности в истории происхождения данного понятия, в сфере госрегулирования, а также в области реализации фискальной политики, сделан такими зарубежными учеными, как Карайон Б. [46, с. 61-64], Клифт Б., Волл Ц. [47, с. 310-319], МакГрегор Дж., Вилкинсон Б. [48, с. 161-172]. Среди отечественных ученых, изучающих экономический патриотизм как социально-экономическое явление, можно отметить Оринину Л.В., Кашубу И.В., Одинаеву С.А. [7, с. 161-164; 8, с. 111-112; 38, с. 338-339], Проскурину А.С. [14, с. 55-57], Коренко Ю.М. и Минцаева Э.С. [3, с. 54], Рогозину М.Ю. и Першину М.В. [18, с. 205-208], Круглову Е.Л., Родионову М.Е. и Проценко П.А. [4, с. 1473-1474], Новикову Е.Ю. [6, с. 188-192; 37, с. 173], Паниотову Д.Ю. и Щукину Н.Г. [9, с. 265-268], Кононова А.А., Вербицких Т.В. и Н.О. [2, с. 98-103]. Большинство указанных авторов рассматривают экономический патриотизм через призму развития сферы образования и воспитания молодежи в современных условиях. При этом фундаментальные положения в области экономического патриотизма как направления государственной политики остаются малоизученными и неразработанными в полной мере, в частности в отношении институционального обеспечения (субъектов инфраструктуры), форм, механизмов и инструментов его формирования и реализации.
Целью проводимого исследования является развитие теоретических положений экономического патриотизма как стратегического инструмента в формировании и обеспечении национальной безопасности России.
Научная новизна результатов работы состоит в определении системы формирования экономического патриотизма в России на современном этапе развития, охватывающая все уровни административного управления (федеральный, региональный, местный). Выделены такие структурные элементы, как: субъекты инфраструктуры, формы и механизмы, а также инструменты формирования экономического патриотизма, систематизированные по отраслевому признаку.
Авторская гипотеза исследования предполагает, что повышение и обеспечение национальной безопасности в условиях социально-экономической нестабильности возможно за счет политики формирования экономического патриотизма на всех уровнях власти как важной составляющей идеологии демократического общества.
Достижение цели исследования основывается на использовании методологии системного анализа, экспертных оценок, социологических опросов, методов анализа статистических данных. Информационной базой исследования послужили: научные труды отечественных и зарубежных авторов в области развития патриотизма, в том числе экономического; правовые ресурсы справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»; российские нормативно-правовые акты; результаты социологических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения и др.
Результаты исследования
Начиная с двухтысячных годов в российском обществе отмечается рост внимания к вопросам воспитания патриотизма и укрепления патриотической культуры среди граждан посредством передачи патриотических идеалов, уважения героического наследия страны и чувства привязанности к Отечеству [43]. В современных условиях данное направление в формировании сознания ценностных ориентиров общества приобретает особую, острую значимость, так как это связано с повсеместно введенными против России экономическими санкциями и её публичной «травлей» в сочетании с торгово-экономической блокадой [24, с. 2248-2249]. Сложившиеся непростые условия на мировой политической арене послужили стимулом для усиления внимания к национальным интересам, сделав формирование патриотизма и гражданского сознания ключевым элементом стратегии обеспечения национальной безопасности страны, в частности экономической [43].
В большинстве случаев патриотизм как ценность в массовом сознании чаще всего ассоциируется с военно-патриотическим воспитанием и формированием гражданских позиций среди населения, между тем об экономической составляющей данной категории забывают и часто оставляют без внимания. [27, с. 510]
С одной стороны, экономический патриотизм представляет собой разновидность общего понятия патриотизма — любви к Родине и своему народу: невозможно проявлять истинное чувство патриотизма, игнорируя интересы своего государства и сограждан. С другой стороны, экономический патриотизм является самодостаточным феноменом, существенно влияющим на принятие экономических решений как отдельными предприятиями, так и государством в целом. [23, c. 94]
Термин «экономический патриотизм» впервые ввёл французский депутат Б. Карейон («Союз за народное движение», UMP), известный своими предложениями по поддержке французского бизнеса и национального капитала ради улучшения конкурентоспособности местных компаний. Термин появился в 2003 году, когда Франция переживала замедление экономического роста с самыми низкими показателями прироста ВВП за последнее десятилетие (1% в 2002 г., 1,1% в 2003 г.). Сам автор подчёркивал, что речь идёт скорее не об идеологии, а общественной политике [28, c. 33]. Хотя аналогичное явление встречается и в других европейских странах, оно там недостаточно исследовано теоретически, несмотря на активную практику защиты внутреннего рынка от иностранных инвестиций правительствами стран ЕС. [24, с. 2248; 28, с. 33; 46, с. 61]
Хотя понятие «экономический патриотизм» возникло сравнительно недавно, само явление имеет долгую историю, присутствуя не только в западной, но и в российской действительности. Исторические корни российского экономического патриотизма прослеживаются в деятельности предпринимателей, которые создавали благотворительные организации, занимались меценатством и поддерживали социальные инициативы. Примерами служат такие известные фигуры, как Савва Морозов, Павел Третьяков, Сергей Мамонтов. Сегодня продолжателями традиций являются современные российские бизнесмены, организующие крупные фонды помощи и социальной ответственности (например, Сергей Керимов, Михаил Прохоров, Владимир Потанин, Алишер Усманов, Елена и Геннадий Тимченко) [40, с. 175-187]. Западная Европа тоже традиционно поддерживала собственных производителей, применяя различные меры государственного регулирования, такие как налоговые льготы, субсидии и участие в акционерном капитале компаний, особенно интенсивно в послевоенный период, когда национальные экономики были преимущественно замкнутыми и нуждались в защите. [28, с. 33]
Современная Россия остро нуждается в проявлении экономического патриотизма, который, подобно самой стране, претерпевает изменения [25, c. 155-161]. Международные экономические санкции, введенные против России, подчеркивают важность формирования четкой системы ценностей у каждого гражданина [30]. Российские исследователи подтверждают, что в наши дни любовь к собственному Отечеству, ко всей стране и месту своего проживания («малой Родине») выступает главным чувством для большинства россиян. Данную тенденцию в обществе подтверждают и социологические исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее – ВЦИОМ). Сегодня подавляющее большинство россиян (94%) считают себя патриотами страны, что является абсолютным максимумом за последние несколько лет, 62% – безусловными патриотами; при этом категория «безусловный патриотизм» возникла осенью 2014 года, став отражением событий, связанных с присоединением Крыма [39]. Доля «безразличных к стране» составила всего 3%, то есть для большинства россиян быть патриотом — скорее норма [26].
Выражение патриотизма у россиян связано с чувством любви к своей Родине. Для них Родина ассоциируется с семьей, родным домом, поддержкой близких, местом рождения и проживания, благополучием и защищенностью, детьми, природой, Землей и страной. Любовь к Родине выражается в её защите и развитии, знании истории и культурных традиций, жизни в родной стране и гордости за неё. Однако проявить такую любовь способен лишь достойный, ответственный, честный, нравственно устойчивый человек, верный, не предающий своих принципов. [39]
Учитывая твердые патриотические позиции в настроении общества, можно утверждать, что основа экономического патриотизма формируется мировоззренческим отношением к Родине. Оно проявляется как стремление сохранить, поддержать и развить историческое наследие, так и в способности объективно оценивать позитивные и отрицательные факторы, влияющие на социальное и экономическое развитие своей страны, малой Родины. Это может быть представлено в виде критической оценки возникающих «здесь и сейчас» проблем, но при этом сохранении желания и стремлении сделать свою жизнь лучше. [37, с 175; 44, с. 69-71]
Углубляясь в суть термина «экономический патриотизм», принимая во внимание современные условия социального и экономического развития государства, авторы солидарны с точкой зрения Медведевой Т.В., Егорушкиной Т.Н., Беляковой Т.Б. о том, что «это осознанное, основанное на личных убеждениях отношение человека к окружающей реальности, в основе которого лежит стремление к защите и продвижению экономических интересов своего социума, а также поведение личности, соответствующее этому отношению» [30, с. 24-25]. Человек объединяется с другими людьми, чтобы упростить создание и распространение материальных благ, удовлетворяющих личные потребности. Это ведет к формированию общих экономических интересов коллектива относительно производства и потребления. Признавая важность таких коллективных целей, защищая их и способствуя их развитию в социальной среде, индивид демонстрирует экономический патриотизм по отношению к обществу. [30]
Между тем, стоит отметить факторы, которые сдерживают развитие экономического патриотизма, что в жестких геополитических условиях может представлять угрозу экономической безопасности страны. С этой точки зрения эксперты разделяют данные факторы на две группы: внешние и внутренние [31, с. 25] (рис. 1).
Рисунок 1. Факторы, сдерживающие развитие экономического патриотизма
Источник: составлено авторами по [10; 37, c. 175; 38, с. 339; 42, с. 252-267]
Анализируя комплекс выделенных проблем, стоит отметить, что они являются следствием проявления первостепенных причин сдерживания экономического патриотизма, заключающихся в слабом представлении и недостаточной изученности сущности патриотизма как инструмента в системе государственного регулирования, форм его проявления в процессе экономических взаимодействий, механизмов реализации. Все это затрудняет использование экономического патриотизма как эффективного управленческого ресурса в реализации государственной политики и определяет задачу их исследования как фундаментальных и важных проблем в реализации стратегических направлений госполитики. [23, с. 95]
В связи с этим рассмотрим и проанализируем вопросы государственной политики в области защиты национальных интересов, в частности экономической безопасности, не претендуя на полноту их охвата, и представим общую систему формирования экономического патриотизма в России на современном этапе ее развития (рис. 2).
Рисунок 2. Система формирования экономического патриотизма в государственной политике России
Источник: составлено авторами по [1; 5; 10 – 17; 19 – 22; 29; 32; 35; 36; 45]
Проанализировав систему формирования экономического патриотизма в России на различных уровнях административного управления, стоит отметить, что в последние годы государство ведет активную работу в данной области, действуя не в определенном узком направлении, а охватывая многообразные, всевозможные, сферы экономической жизни российского общества. Создаются и развиваются субъекты инфраструктуры, представленные различными институтами, разрабатываются формы, механизмы и инструменты, направленные на формирование экономического патриотизма в нашей стране.
Базу системы формирования экономического патриотизма составляет разработка целого комплекса стратегий, национальных проектов, в основе которых заложена идеология развития демократического общества, заключающаяся, по словам В.В. Путина, в том, чтобы «посвятить себя развитию страны, ее движению вперед» [41]. Указанные проекты определяют форму и механизмы формирования экономического патриотизма и носят стратегический характер, направлены на устойчивое социально-экономическое развитие как внутри страны, так и обеспечение сильных конкурентных позиций на мировом рынке. Кроме того, к формам и механизмам формирования экономического патриотизма в России целесообразно отнести различные государственные и муниципальные программы, а также проекты федерального, регионального и местного значения в различных сферах экономики.
Обеспечение реализации выделенных форм и механизмов формирования экономического патриотизма осуществляется за счет создания организационной инфраструктуры, представленной целой системой различных институтов/субъектов и имеющей тенденцию расширения в последние годы на всех уровнях реализации государственной политики, особенно в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства. В частности, следует отметить, появление таких новых структур как Национальный центр «Россия», Президентский фонд экологических и природоохранных проектов, передовые инженерные школы, специальные отраслевые центры компетенций (к примеру, индустриальные) и др.
В качестве инструментов реализации политики по формированию экономического патриотизма авторами выделены конкретные меры, применяемые в различных направлениях: финансы (кредитование, финансовое обеспечение (включая кредитование, субсидии, гранты, налоговые льготы, фондовые рынки и инвестиции); стимулирование экспорта; поддержка реального сектора экономики; содействие технологическому прогрессу; экологические инициативы; улучшение условий в социальной сфере (образование, здравоохранение, культурное развитие); развитие внутреннего туризма; модернизация инфраструктуры и другие аналогичные мероприятия. Примеры инструментов формирования экономического патриотизма на различных уровнях административного управления наглядно отражены на рис. 3.
Рисунок 3. Примеры инструментов формирования экономического патриотизма в России
Источник: составлено авторами по [1; 5; 10; 11; 13; 16; 17; 29; 32; 35; 36; 45]
Таким образом, в настоящее время проявления экономического патриотизма прочно закрепились в реализации государственной политики на всех уровнях управления, а также успели получить свою оценку со стороны общества. В частности, последнее выражается в ответной реакции граждан нашей страны на применяемые государством формы, механизмы и инструменты проявления экономического патриотизма.
Так, по данным опроса, проведенного ВЦИОМ в 2024 году, было установлено, что осведомленность российских граждан о государственных национальных проектах увеличилась в течение указанного года до уровня 73%, что означает рост на 9 процентных пунктов по сравнению с аналогичным показателем 2023 года. Более детальное знание о национальной политике («знаю хорошо») также выросло, увеличившись с 10% до 15%. Среди наиболее известных национальных проектов выделялись «Демография» и «Здравоохранение», которые известны или хотя бы знакомы большинству респондентов (76%). Также достаточно высокий уровень информированности отмечался о следующих нацпроектах: «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (74%), «Образование» (74%) и «Безопасные качественные дороги» (72%). Одновременно наименее известными проектами оказались «Беспилотные авиационные системы» и «Платформа университетского технологического предпринимательства», с уровнем осведомленности всего лишь 39% и 22% соответственно. При этом наибольший прогресс в уровне информирования населения продемонстрировали такие важные национальные инициативы, как платформа туристических услуг «Путешествуем.рф» (рост с 28% до 53%), развитие инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской железнодорожной магистрали (увеличение показателя с 51% до 67%), а также реализация проекта строительства скоростной автомобильной трассы М12 «Москва–Казань–Екатеринбург» (с 61% до 79%). [34]
Реализуя национальные проекты, жители России обратили внимание на следующие положительные изменения: расширение числа цифровых сервисов в области государственных услуг (отметило 89% участников исследования); значительное улучшение городской инфраструктуры путем увеличения зеленых зон отдыха, игровых и спортивных площадок, благоустроенных набережных (88%); появление большего выбора туристических направлений вместе с доступностью и удобством предоставляемых сведений о достопримечательностях и предложениях туриндустрии (80%). [34]
Также лояльность Россиян к происходящим в стране изменениям можно наблюдать через выбор отечественной продукции на потребительском рынке. Позиция выбора в пользу отечественного производителя растет, демонстрирует стабильность и проявляет себя как акт потребительского патриотизма. Однозначно это можно наблюдать в сфере производства продуктов питания. Данные предпочтения сложились еще в 1990-ые годы. Связано это с большим поступлением на отечественный рынок импортных товаров плохого качества, что привело к разочарованию и критической оценке происходящей ситуации. Российское общество стало понимать, что покупать «свои» продукты более выгодно и безопасно.
В настоящее время, на фоне введенных санкций и политики импортозамещения, тенденция патриотичного поведения россиян на потребительском рынке еще больше закрепилась, что также дополнительно усилило гастрономический патриотизм и создало благоприятные условия для активного продвижения товаров отечественного производства с маркировкой «Сделано в России». Между тем, введенные ограничения со стороны запада расширили границы экономического патриотизма в жизни общества. Это можно наблюдать совершенно на разных рынках потребительских предпочтений. Так, согласно правительственным отчётам Российской Федерации, количество внутренних туристических поездок в стране в 2024 году возросло на 11% относительно показателя предыдущего года. Исследования ВЦИОМ подтверждают данную тенденцию на рынке лекарств, где отечественного производителя предпочтут купить 54% россиян, тогда как зарубежного – 25%. На рынке отечественного автопрома также можно наблюдать положительные сдвиги в предпочтениях российских марок авто. Не смотря на неоднозначное отношение к ним со стороны российского потребителя, наши автомобили смогли встать в один ряд с японскими и немецкими лидерами в категории «желанной покупки». Между тем, в сфере кино- и медиапотребления выбор россиян также остается за отечественным производителем. По данным единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), за последние десять лет в первую десятку лидеров вошли фильмы российского производства, не оставив никаких шансов для зарубежного контента. [26]
Таким образом, тенденция развития потребительских предпочтений в пользу отечественного производителя приобретает уверенную позицию и наращивает себя в различных сферах экономической жизни общества. Однако не смотря на стабильно положительную динамику в данном вопросе для государства и общества в целом важно сохранить и преумножить начатое.
Заключение
Подводя итог, отметим, экономический патриотизм, являясь идеологией демократического общества, позволяет защитить национальные интересы страны и заложить стратегические основы социально-экономического развития, отвечающие современным вызовам нового мироустройства. Несмотря на это существует ряд существенных проблем, как внутри страны, так и во внешней среде, сдерживающих его развитие. Первостепенной причиной сдерживания экономического патриотизма является слабое представление и недостаточная изученность сущности патриотизма как инструмента в системе государственного регулирования, форм его проявления в процессе экономических взаимодействий, механизмов реализации. Все это затрудняет использование экономического патриотизма как эффективного управленческого ресурса в реализации государственной политики. В связи с этим авторами предпринята попытка сформировать общую систему формирования экономического патриотизма в России, в которой определены: субъекты инфраструктуры, формы и механизмы, инструменты. Учитывая актуальность и проблематику данного вопроса, перспективным направлением дальнейших исследований может стать совершенствование и разработка новых подходов к формированию политики экономического патриотизма на разных уровнях управления.
Страница обновлена: 06.06.2025 в 09:05:11