Российский и международный опыт цифровизации кустарно-ремесленной деятельности

Коростелева В.В.1, Раздроков Е.Н.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Югорский государственный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 5 (Май 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье приводится сравнение динамики экономических показателей кустарно-ремесленного рынка России, США, Европейского Союза, Китая, Индии. Выявлены особенности цифровизации данного сектора экономики, способствовавшие формированию в отдельных странах благоприятного климата для функционирования частных мастерских. Определены причины, сдерживающие развития кустарно-ремесленной деятельности в России. Дана характеристика взаимосвязи ремесленного производства с культурной спецификой, традициями местного населения, экономическими, географическими и прочими условиями. Особое внимание уделено цифровым инструментам, позволяющим ремесленникам удовлетворять возрастающие потребности экономических субъектов и успешно конкурировать с фабричным производством. Данное исследование направлено на поиск путей активизации развития кустарно-ремесленного рынка России, посредством изучения накопленного мирового опыта цифровой трансформации отрасли. Работа адресована мастерам, исследователям, обучающимся, интересующимся мировым опытом производства и продвижения ремесленных товаров

Ключевые слова: ремесленное производство, национальное производство, цифровизация, маркетплейс

JEL-классификация: L51, L52, O25



Введение

Рынок кустарно-ремесленных промыслов в настоящее время является востребованным во всех странах. Популярность изделий ремесленников поддерживается национальными особенностями: традициями, законодательством, менталитетом местного населения. Вместе с тем, мировой рынок ремесленных товаров сталкивается с проблемами, которые по большей части обусловлены конкуренцией с крупными товаропроизводителями и недостатком кадров. Во многом противоречия на кустарно-ремесленном рынке преодолеваются внедрением технологических инноваций, в том числе цифровизацией всех процессов от обучения мастеров до реализации готовых изделий. При этом возникают новые вызовы, связанные с киберугрозами, возрастающими затратами на инвестиции в оборудование и образование, утратой навыка применения традиционных технологий, мастерства вследствие автоматизации и др.

Актуальность темы обусловлена растущим интересом со стороны населения к персонализации потребляемых товаров и услуг и попытками ремесленников удовлетворить этот спрос с использованием современных цифровых технологий.

Зарубежными учеными, заложившими основы изучения ремесленного производства с антропологической точки зрения являются Франц Боас [20], Альфред Гелл [23]. Значимый вклад в исследование ремесленных практик XX веке внесли Джордж Фостер [22], Марсель Мосс [6], Андре Леруа-Гуран [18]. Американский ученый Джордж Фостер [22], акцентировал внимание на национальных аспектах ремесленного дела, Франции Марсель Мосс [6] - на социальных аспектах. Андре Леруа-Гуран [18] проследил эволюцию ремесленных технологий от палеолита до современности. К современным исследованиям ремесла начала XXI в с антропологической точки зрения можно отнести труды Тима Ингольда [24], Гленна Адамсона [17], Элизабет Барбер [19]. Тим Ингольд [24] охарактеризовал связь ремесла и экологии. Гленн Адамсон [17] занимается изучением современного ремесло в глобальном аспекте. Элизабет Барбер [19] считается признанным специалистом по истории текстиля.

Влияние цифровизации на развитие ремесленного производства можно встретить в трудах Нила Гершенфельда [25], Петера Троxлера [26], Эрика фон Хиппеля [21]. Нил Гершенфельд [25] является основателем концепции «Fab Lab», в которой сочетаются традиционные ремесла с цифровым производством. Петер Троxлер [26] исследует изменения ремесленных сообществ с использованием так называемых open-source инструментов. Эрик фон Хиппель [21] является сторонником теории "user innovation", раскрывающей как ремесленники адаптируют цифровые инструменты для своих нужд.

К российским ученым конца XIX в., занимавшимся изучением промыслов относятся С.А. Давыдову [3], Д.А. Ровинский [7]. С.А. Давыдова [3] исследовала кустарные промыслы, особенно кружевоплетение и вышивку. Д.А. Ровинский [7] – занимался изучением народного искусства, в том числе лубочных картинок и гравюр. Национальный аспект ремесленного производства находился в фокусе таких ученых начала XX в., как В.С. Воронов [2], Д.К. Зеленин [4]. В.С. Воронов [2] изучал народные промыслы, включая деревянную резьбу, керамику и ткачество, Д.К. Зеленин [4] – материальную культуру восточных славян. Изучением особенностей ремесла советских народностей занимались С.А. Токарев [11], С.И. Вайнштейн [1], Л.А. Чиндина [15]. С.А. Токарев [11] проводил анализ технологических традиций у разных народов СССР, С.И. Вайнштейн [1] внес существенный вклад в исследование ремесел тюркских народов Сибири, Л.А. Чиндина [15] –народов Севера. К исследователям отраслевых аспектов ремесленного производства в XX в. относятся Г.С. Маслова [5], Б.А. Рыбаков [8], Т.Б. Щепанская [16]. Г.С. Маслова [5] специализировалась на описании русской народной одежды и ткачества. Б.А. Рыбаков [8] изучавший древнерусские ремесла, в том числе кузнечное дело, ювелирное искусство. В работе Т.Б. Щепанской [16] раскрываются особенности современных ремесленных практик в России.

Проблемы цифровизации предпринимательства и малого бизнеса не обделены вниманием российских ученых. К таким исследованиям можно отнести работы Н.Г. Устиновой [13], О. И. Рыжкова [9], С. А. Доронина [9], О. Ю. Абашева [9], Ю. И. Селиверстов [10], А. А. Рудычев [10], Ю. А. Дмитриева [10]. Н.Г. Устинова [13] акцентировала внимание в своей работе на цифровых преобразованиях российского предпринимательства. С. А. Доронина [9] с научным коллективом проанализировали особенности региональных проблем цифровизации предпринимательства. Потенциал цифровизации в повышении конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства раскрыт Ю. И. Селиверстовым [10] со своим авторским коллективом.

Вопросам цифровизации ремесленного производства посвящено не много работ современных российских ученых. К основным из них можно отнести исследования О.И. Федоровой, Л. Н. Турлюна. О.И. Федорова в своей статье раскрыла потенциал ремесленных мастерских в условиях постиндустриальной экономики. Л. Н. Турлюн на примере современных технических процессов печати на ткани обосновывает необходимость использования современных технологий.

Антропологические аспекты кустарно-ремесленного производства, в том числе народных промыслов, достаточно хорошо представлены в многочисленных трудах зарубежных и российских ученых. Так же пристальное внимание исследователи уделяют вопросам цифровизации предпринимательства. Но исследованию цифровизации кустарно-ремесленных промыслов ученые мало уделяют внимание. В свою очередь фактор международной дифференциации цифровой трансформации деятельности частных мастерских вообще не попал в фокус научного сообщества.

Целью исследования является выявление национальных особенностей в функционировании кустарно-ремесленного рынка наиболее развитых в данном сегменте стран.

Научной новизной исследования является выявление межстрановой дифференциации цифровой трансформации кустарно-ремесленного производства.

В качестве гипотезы имеет смысл предположить, что драйвером процесса цифровизации кустарно-ремесленного производства являются факторы, обусловленные культурными особенностями, национальными традициями и географическим положением стран.

В ходе исследования были использованы качественные и количественные подходы к описанию сферы кустарно-ремесленного производства. Количественная характеристика была использована при сравнении динамики развития кустарно-ремесленного рынка исследуемых стран, качественная - в процессе детального описания национальных особенностей производства и реализации ремесленных изделий. Была осуществлена интерпретация количественных изменений экономических показателей кустарно-ремесленной деятельности выбранных стран. В завершении исследования были подведены итоги, проведено научное обобщение.

Основная часть

Ремесленный сектор благодаря цифровизации и поддержке малого бизнеса (специальных государственных программ) демонстрирует устойчивый рост, несмотря на кризисы (таблица 1).

Таблица 1 - Общая характеристика ремесленного производства за 2019-2023 гг.

Показатель
Страна
2019
2020
2021
2022
2023
Выручка, млрд. руб.
ЕС
10136
12030,4
13516
11672,5
15483
Китай
5499,5
6491,7
8475,5
8905
13206
США
2586,4
3174
4568,2
4658
6986
Индия
905,8
865,6
1105,5
1164,5
1704
Россия
120
110
180
200
250
Число мастерских, млн.
ЕС
2,8
2,84
2,9
3
3,1
Китай
12
13
14
15
16
США
0,32
0,35
0,41
0,42
0,5
Индия
7
7,5
8
8,6
9
Россия
0,05
0,052
0,065
0,074
0,08
Занятость, млн. чел.
ЕС
14
14,2
14,5
14,7
15
Китай
30
32
35
38
40
США
1,1
1,2
1,4
1,5
1,8
Индия
35
38
41
43
45
Россия
0,3
0,35
0,4
0,46
0,5
Онлайн-продажи, млрд. руб.
ЕС
419,9
700,4
880,7
870
1336
Китай
2264,5
4111,4
5232,7
5822,5
8520
США
647
865,6
2211
2192
3834
Индия
77,64
144,3
257,9
328,8
553,8
Россия
20
30
70
95
120
Составлено авторами на основе источников: Eurostat, European Crafts Monitor, Ministry of Textiles, Export Promotion Council for Handicrafts (EPCH), Ministry of Micro, Small & Medium Enterprises (MSME), Etsy Annual Reports, EC Craft Market Analysis, U.S. Census Bureau, Etsy Annual Report, Handmade Marketplace Study, Handmade Industry Report, Росстат, "Ярмарка Мастеров", Ozon, Wildberries

Одной из ведущих стран по уровню распространения кустарно-ремесленного производства является Китай, который превосходит остальные страны по количеству мастерских и онлайн-продаж. Индия обгоняет Китай по численности занятых в ремесленном производстве, что вызвано сопоставимой населенностью в данных странах. Евросоюз, сочетая многовековые традиции с современными технологиями, лидирует по величине выручки, получаемой ремесленниками, численность которых составляет около пяти процентов рабочей силы ЕС. Ремесленный сектор США растет на 15% в год, что в два раза превышает темпы в ЕС.

В среднем доля производимой европейскими ремесленниками продукции составляет 2,5–4% ВВП (в Италии, Германии, Франции данный показатель выше). Ключевыми факторами роста ремесленного производства в Европе стали увеличение объемов онлайн-продаж на 120% за 5 лет, реализация программы поддержки ремесленников ЕС «Crafts of the Future» (гранты до 50 тыс. евро на модернизацию), что помогает конкурировать с масс-маркетом.

Наибольшая доля производимых ремесленниками ЕС товаров сосредоточена в Италии, Франции, Германии, Испании, Польше (таблица 2).

Таблица 2 - ТОП-5 стран ЕС по выручке в 2023 г.

Страна
Выручка, млрд. евро
Ключевые отрасли
Италия
48
Кожа, стекло (Murano), мебель (Милан)
Франция
35
Вино, парфюмерия, текстиль (Лион)
Германия
32
Автотюнинг, игрушки (Нюрнберг)
Испания
25
Керамика (Валенсия), гастрономия
Польша
12
Янтарь, деревообработка
Составлено авторами на основе Eurostat (Crafts, 2024), European Commission – Small Business Act

Основными направлениями ремесленного производства в ЕС являются изготовление пищевых продуктов, текстильное и керамической производство, сфера моды (таблица 3).

Таблица 3 - Отраслевая структура ремесленного производства в ЕС в 2023 г.

Отрасль
Выручка, млрд. евро
Уд. вес, %
Пищевые продукты (сыры, вино)
52
31,0
Текстиль и мода
34
20,2
Керамика и стекло
28
16,7
Мебель и деревообработка
22
13,1
Ювелирные изделия
18
10,7
Другие (игрушки, кожа)
14
8,3
Составлено авторами на основе Eurostat (2024), European Crafts Monitor

Традиционные ремесленные кластеры ЕС сформировали люкс-сегмент. Всем известные сейчас Gucci, Prada, Ferragamo, Bottega Veneta и даже Hermès начинали как ремесленные мастерские. Германия связывает ремесленное производство с инженерией. Например, деревянные часы с кукушкой экспортируются в США и Японию, также востребованы цифровые двойники изделий (QR-коды с историей производства). Во Франции развита haute couture (высокая мода) и гастрономия: в Лионе шелкоткачество появилось в XIII веке, сейчас насчитывается 120 мастерских, Прованс славится лавандовыми фермами и мыловарнями (1,2 млрд. евро/год). Для защиты от подделок вин и сыров производители используют NFT-сертификаты. В Испании применяют 3D-печать для изготовления традиционной плитки «азулежу». В Барселоне создан кооператив «Artisans 4.0», который является маркетплейсом для 200 мастеров.

Маркетплейсы получили большое распространение при реализации производимых ремесленными мастерскими товаров. Около 60 % производимой европейскими ремесленниками продукции реализуются через маркетплейсы Etsy/Amazon Handmade. Есть и локальные платформы: «Майстерка» в Польше – аналог Etsy для Восточной Европы, «Atelier de France» – агрегатор французских люкс-брендов.

Внедрение технологий в производстве повышает экономическую эффективность. Например, ювелиры Антверпена, применяя 3D-печать, получают восковые модели за 5 евро вместо 50 евро, немецкие гончары и текстильщики используют сервисы ИИ-дизайна компании Midjourney для генерации орнаментов. Ремесленниками ЕС используются и другие цифровые инструменты (таблица 4).

Таблица 4 - Успешные кейсы ремесленников ЕС

Мастерская
Что сделали
Результат
«Ceramica Suro» (Испания)
Перевели каталог в 3D-конфигуратор на сайте
+70% экспорта в США за 2 года
«Black Forest Clockmakers» (Германия)
Внедрили инновацию - часы с цифровым паспортом (блокчейн)
Рост средней чека с €200 до €1500
«Savonnerie de Provence» (Франция)
Краудфандинговая линейка «Мыло с NFT»
€1,2 млн предзаказов за месяц
Составлено авторами

Тем не менее в секторе ремесленного производства ЕС имеются проблемы и риски:

- конкуренция с Азией: китайские «handmade» товары на Amazon в 3–5 раз дешевле;

- 45% мастерских испытывают нехватку молодежи: средний возраст мастеров – 54 года (молодежь уходит в IT);

- энергозатраты: стеклодувы Венеции платят 250 тыс. евро в год за газ (рост в 3 раза с 2021 г.).

Будущее ремесленничества в ЕС на 2025–2030 связано с активным внедрением AI-ассистентов для дизайна, что позволит увеличить прибыль примерно на пять процентов в год. В то же время угрозой станет полная автоматизация части процессов (например, роботы-портные в Италии), которая приведет к потере индивидуальности и эксклюзивности, а значит отразится на спросе.

Можно сделать вывод, что европейские ремесленные мастерские не исчезают, а эволюционируют: внедряют цифровые инструменты (3D, ИИ, блокчейн), снижая этим затраты, переходят на онлайн-продажи, которые открывают глобальные рынки, а поддержка ЕС в формате госпрограммы помогает конкурировать с масс-маркетом.

Ремесленный сектор США также переживает бум. Наибольшую долю здесь занимают ремесленное производство ювелирных изделий, элементов декораций интерьера, а также изготовление одежды и аксессуаров к ней (таблица 5).

Таблица 5 - Отраслевая структура ремесленного рынка США в 2023 г.

Отрасль
Выручка, млрд. долл.
Доля рынка, %
Ювелирные изделия
22
27
Декор и интерьер
18
22
Одежда и аксессуары
15
18
Крафтовая еда/напитки
12
15
Керамика/стекло
8
10
Другое (игрушки, книги)
7
8
Составлено авторами

Наибольшее количество мастерских сосредоточено в таких штатах как Калифорния, Нью-Йорк, Техас, Флорида, Пенсильвания. Эти штаты характеризуются достаточно высокой плотностью населения, что обуславливает необходимость развития сферы услуг и имеют выход к океану (кроме Пенсильвании), что способствует развитию туризма (таблица 6). Самыми быстрорастущими рынками США являются рынки штатов Колорадо и Орегона. Первый демонстрирует рост на 20 % в сегменте эко-товаров и гаджетов для туризма, второй – на 15% в сегменте веганской косметики, деревянных аксессуаров.

Таблица 6 - ТОП-5 штатов по числу мастерских

Штат
Число мастерских, тыс.
Специализация
Калифорния
85
Ювелирка, дизайн, крафт-еда
Нью-Йорк
65
Мода, арт-объекты, handmade-люкс
Техас
50
Кожа, мебель, ковка
Флорида
40
Сувениры, текстиль, декор
Пенсильвания
35
Стекло, керамика, крафтовое пиво
Составлено авторами

Успех в развитии ремесленного производства на американском рынке обеспечивается за счет заинтересованности покупателей в handmade-продукции, цифровом сопровождении ее производства и продаж, а также в государственной поддержке данной сферы в виде грантов и налоговых льгот.

По результатам опроса сообщества Craft Industry Alliance около 67 % американских потребителей рассматривают возможность покупки таких товаров.

Помимо спроса драйвером роста ремесленного рынка США стала цифровизация труда ремесленников:

¾ 75% мастерских продают через веб-сайт Etsy или социальную сеть Instagram [1]. Например, Etsy обеспечил 13,3 млрд. долл. оборота в 2023 г.;

¾ TikTok Shop обеспечил рост по новым брендам в четыре раза в 2023 год;

¾ применение искусственного интеллекта позволило сэкономить до 50 % времени при изготовлении прототипов ювелирных изделий;

¾ сервисы компании Midjourney с чат-ботом ChatGPT помогают к каждому третьему дизайнеру в создании эскизов;

¾ NFT-сертификаты обеспечивают защиту прав собственности на люксовые handmade-товары;

¾ при изготовлении керамических изделий применяется комбинация 3D-глины и ручной росписи (около 50 млн).

Ключевой проблемой ремесленничества США является конкуренция с Китаем. Об этом свидетельствует тот факт, что 45% покупателей путают «handmade in USA» с дешевыми аналогами из КНР. Кроме этого, наблюдается рост издержек, например, стоимость аренды мастерских в Калифорнии за последние пять лет выросла на 35%, а доставка почтовой службой USPS за 2021–2024 гг. подорожала на 25%. Аналитики Etsy, Craft Industry Alliance до 2030 г. прогнозируют рост рынка примерно на 10% в год. Сохранятся тренды на дальнейшую цифровизацию сферы ремесленного производства за счет гиперперсонализация (ИИ-конструкторы для покупателей), устойчивого производства (использования переработанных материалов), создания цифровых двойников изделий. Для США перспективными нишами являются эко-ремесло (компостируемая упаковка, производство на принципах zero-waste), производство изделий для домашних животных (рынок 1,5 млрд. долл.) и коллаборации с блогерами (TikTok-мастера зарабатывают 50–500 тыс. долл./год).

Ремесленное производство в Китае охватывает множество отраслей, каждая из которых имеет свои традиции, центры производства и рыночные ниши. Китайские ремёсла исторически привязаны к конкретным регионам, где передаются из поколения в поколение. Наиболее развитым на рынке ремесленных товаров является сегмент производства чая и чайной утвари, которое распространено на территориях, традиционного возделывания чайных культур Фуцзянь, Чжэцзян, Цзянсу, Юньнань, Сычуань, Гуандун. Также национальный колорит Китая проявляется в производстве фарфоровых и керамических изделий (таблица 7).

Таблица 7 - Традиционные ремесла Китая в 2023 г.

Регион
Категория
Характеристика
Выручка, млрд. руб.
Цзиндэчжэнь, Исин,
Гуандун
Фарфор и керамика
Сочетание древних технологий и современных дизайнов.
Экспорт в Европу и США предметов искусства.
1278
Сучжоу, Ханчжоу, Сычуань
Шёлк и вышивка
Производство изделий, популярных в люксовом сегменте (шарфы, платья, веера).
852
Чжэцзян, Фуцзянь
Резьба по дереву/камню
Производство товаров, связанных с религиозными и культурными мотивами, товаров, используемых в интерьерах, украшениях, сувенирах.
426
Фуцзянь, Гуандун
Лаковые изделия
255,6
Хубэй, Шэньси
Бронза и металл
Производство с использованием древней техники литья.
Производство этнических украшений
170,4
Аньхой, Ханчжоу
Бумага и каллиграфия
Развито частично ручное производство товаров, популярных среди коллекционеров и художников.
213
Чжэцзян, Фуцзянь, Сычуань, Гуанси
Бамбук и плетёные изделия
Использование экологичных материалов, популярных в современном дизайне
596,4
Фуцзянь, Чжэцзян, Цзянсу, Юньнань, Сычуань, Гуандун
Чаеводство и чайная утварь
Ручное производство чая (пуэр, улун, жасминовый чай).
Изготовление чайников из исинской глины, деревянных и бамбуковых подносов для чайных церемоний.
3408
Нинся, Синьцзян, Тибет, Шаньдун, Гуандун
Этнические и региональные ремёсла
Производство тибетских ковров и украшений, серебряных изделий и вышивки национальности мяо, деревянных строений без гвоздей национальности дун
852
Шанхай, Гуанчжоу
Современные ремесленные направления
Распространено производство handmade-бижутерии, изделий с экодизайном (их переработанных материалов), коллаборации с мировыми брендами (например, китайский шёлк для люксовых домов моды)
нд
Составлено авторами по данным источников: Национальное бюро статистики КНР (NBS) – раздел «Cultural Industries», Министерство культуры и туризма Китая (отчёты по экспорту), отчёты Alibaba Group (Taobao Maker, Tmall Global), исследования Daxue Consulting и Mintel.

Ремесленное производство в Китае — это уникальный симбиоз тысячелетних традиций и современных технологий. Оно играет ключевую роль в сохранении культурного наследия, экономике и экспорте. Рассмотрим его ключевые особенности и актуальные тренды:

¾ связь с философией: многие ремёсла (например, чайная церемония или резьба по нефриту) отражают принципы даосизма и конфуцианства;

¾ символизм: узоры на тканях, фарфоре и лаковых изделиях часто несут скрытые смыслы (например, пионы – богатство, драконы – власть);

¾ семейные мастерские: в деревнях до сих пор работают цеха, где технологии хранятся в секрете (например, рецепты глазури для фарфора).

Государственная поддержка национальных промыслов реализуется через программу «Нематериальное культурное наследие», в которую включено более 1400 видов ремёсел. Поддерживаются туристические кластеры, создаются «деревни ремёсел» (например, Цзиндэчжэнь – музей-город гончаров). Помимо субсидий, государство предоставляет налоговые льготы мастерам, участвующим в международных выставках.

Несмотря на древность традиций, китайские мастера умело адаптировались к цифровой экономике. Рассмотрим особенности технологических трендов ремесленного производства Китая:

¾ использование Live-стримов и маркетплейсов. Платформы Taobao, Douyin, Xiaohongshu стали ключевыми каналами сбыта. Например, в 2023 году через Taobao Maker продано ремесленных товаров на 30 млрд. долл.;

¾ демонстрация мастерами процесса создания изделий в реальном времени, например, лепка чайников;

¾ оцифровка традиционной каллиграфии и живопись для метавселенных;

¾ развитие инноваций в материалах: наблюдаются эко-тренды - бамбук заменяет пластик при производстве посуды, мебели; используются биоразлагаемые краски для тканей; применяются гибридные технологии: 3D-печать керамики с традиционными орнаментами, лазерная гравировка на дереве и камне;

¾ автоматизация ручного труда: роботы-помощники. Например, в крупных мастерских роботы готовят глину, но формовку делают мастера. При этом сохраняется handmade-эстетика, так как даже на фабриках финальная обработка часто выполняется вручную, например, роспись фарфора.

К современным трендам ремесленного производства в Китае можно также отнести коллаборации с известными дизайнерскими домами. Китайские ремесленники создают коллекции для Louis Vuitton, Gucci (например, вышитые аксессуары). Еще одним трендом является популяризация ремесленничества через поп-культуру: сериалы в стиле «сянься» («Путешествие на Запад», 2023 г.) возродили интерес к традиционным украшениям.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются китайские мастера являются:

¾ конкуренция с массовым производством. Дешёвые фабричные аналоги подрывают рынок, снижают доверие к товарам национальных промыслов;

¾ уход мастеров. Семейное дело становится непривлекательным для молодёжи из из-за низкой прибыли.

Будущее китайского ремесленного производства связано с усилением акцента на «умное ремесло» – сочетание традиций с AR/VR, экологичными материалами и премиальным позиционированием.

Индийское ремесленное производство — это многовековое культурное наследие, сочетающее в себе этническое разнообразие, традиционные техники и современные инновации. Оно остается важной частью экономики, обеспечивая занятость миллионам мастеров и привлекая внимание мирового рынка. Наиболее развитыми региональными рынками ремесленных товаров являются рынки штатов Раджастхана, Гуджарата, Тамил-Наду, в которых сосредоточено производство ювелирных изделий, национальных тканей, бронзовые статуи богов (таблица 8).

Таблица 8 - Традиционные ремесла Индии в 2023 г.

Регион
Специализация
Особенности
Выручка, млрд. руб.
Джайпур (Раджастхан)
Ювелирные изделия (эмаль «минакари»), синяя керамика, текстиль с блок-принтом
Ориентация на экспорт в США и ОАЭ
340,8
Варанаси (Уттар-Прадеш)
Шёлковые сари «баннараси» с золотой нитью
Популярность на свадебных рынках Индии и диаспоры
170,4
Кашмир
Пашминовые шали, деревянная резьба (кашмирский орех)
Конкуренция с подделками из Китая
127,8
Гуджарат
Вышивка «шиша», ткань «бандани», медная посуда
Экспорт в Европу (эко-текстиль)
255,6
Морадабад (Уттар-Прадеш)
Латунные изделия с чеканкой
Ключевые рынки - Ближний Восток (декор для отелей)
85,2
Тамил-Наду
Бронзовые статуи богов, ткань «канчипурам» (шёлковые сари)
Религиозный туризм: 60% продаж — храмы и паломники
213
Карнатака
Сандаловые резные фигуры, розовое дерево
Экспорт в Юго-Восточную Азию и Японию
102,2
Одиша
Филигранное серебро, пальмовые рукописи «патачитра»
Господдержка: программы для племенных ремёсел.
59,6
Западная Бенгалия
Терракотовая керамика, джутовые изделия
Тренд: эко-упаковка для Amazon и Flipkart
85,2
Мадхья-Прадеш
Бамбуковые изделия, племенные украшения «гонд»
Инновации: бамбуковые велосипеды для эко-туризма
68
Составлено авторами по данным источников: отчеты EPCH (Export Promotion Council for Handicrafts), India Brand Equity Foundation (IBEF), данные платформ Amazon и Flipkart.

Национальные особенности ремесленного производства Индии:

¾ многие изделия создаются для религиозных церемоний. Например, лампы «дипа» для праздника Дивали;

¾ использование натуральных материалов: хлопка, шёлка, глины, растительных красок (турмерик, индиго);

¾ некоторые ремёсла исторически связаны с определёнными кастами (например, ткачи-«джатавы»);

¾ нанесение географической маркировки для защиты брендов, таких как кашмирские пашмины или майсорский шёлк;

¾ создание кооперативов для продвижения продукции. Например, Self-Employed Women’s Association, SEWA);

¾ поддержка государства. Например, программа «One District One Product» (ODOP) направлена на развитие более 700 уникальных ремёсел в отдельных районах.

Противостоять конкуренции с крупным производством и продвигать ремесленные товары на рынок позволяют следующие технологические тренды:

¾ привлечение маркетплейсов Amazon Handmade, Etsy, Jaypore обеспечивает рост продаж на 25-30% в год. Прямые продажи ремесленных товаров (чаще всего украшений и элементов домашнего декора) через соцсети (Instagram [2]-магазины и др.). Активное использование диджитал-маркетинга, в том числе видео-демонстраций процессов создания товаров. Например, размещение видеороликов по ручному ткачеству на видеохостингах;

¾ использование натуральных и переработанных материалов. Например, изготовление сумок из старых сари, бижутерии из отходов бумаги, применение натуральных красителей, возрождение техник «аджракх» и «каламкари», спрос на товары с маркировкой Fair Trade и Organic;

¾ внедрение инноваций в дизайне. Например, фьюжн-стиль - совмещение традиционных узоров с современной модой (например, кроссовки с вышивкой «зардози»);

¾ развитие коллабораций с брендами. Например, FabIndia и Good Earth продвигают ремесла через премиум-сегмент;

¾ расширение автоматизации и гибридных технологий: использование станков для предварительной обработки тканей, с последующей ручной отделкой, эксперименты с 3D-печатью ювелирных украшениями в Джайпуре.

Для ремесленного рынка в Индии характерны такие же проблемы, как и в других странах: конкуренция с фабричными товарами и утечка кадров. Перспективными направлениями в проникновении цифровизации в производственный процесс ремесленников являются нацеленность на люксовый сегмент (например, высококачественные пашминовые шали) и развитие ремесленного туризма (мастер-классы в деревнях Раджастхана).

Ремесленный рынок России в 2020 году пострадал из-за пандемии и ограничений, оборот ремесленного рынка сократился особенно в сфере туристических сувениров и ярмарок (см. таблица 1). В этом же году были введены льготные кредиты и налоговые каникулы для малого бизнеса, в том числе и ремесленников. В 2022 году запущены программы поддержки народных художественных промыслов и локальных производителей. Наибольшая доля рынка в 2023 г. приходится на изготовление одежды, производство сувениров и ювелирных украшений (таблица 9).

Таблица 9 - Отраслевая структура ремесленного рынка России в 2023 г.

Отрасль
Тренды отрасли
Выручка, млрд. руб.
Доля рынка, %
Текстиль и одежда
handmade-трикотаж
70
28
Сувениры и декор
этно-стиль
60
24
Ювелирные изделия
авторские украшения
40
16
Керамика и стекло
гжель, хохлома
30
12
Деревообработка
мебель ручной работы
25
10
Крафт-еда
фермерские сыры, мед
25
10
Составлено авторами

По регионам России наблюдается некоторая специализация в производстве ремесленных изделий (таблица 10). Москва и Московская область ориентирована на выпуск люксовых, дизайнерских изделий. Ремесленники городов Золотого кольца традиционно удовлетворяют спрос в изделиях с национальными орнаментами: гжель, хохлома, палех. Уральские мастера славятся обработкой минералов, сибирские – деревообработкой и изготовлением этно-сувениров.

Таблица 10 - ТОП-5 регионов по обороту в 2023 г.

Регион
Выручка, млрд. руб.
Специализация
Москва и МО
80
Люкс-бренды, дизайнерские изделия
Санкт-Петербург
40
Авторские украшения, арт-декор
Золотое кольцо
35
Гжель, хохлома, палех
Урал
25
Камнерезное искусство, ковка
Сибирь
20
Деревообработка, этно-сувениры
Составлено авторами

На ремесленном рынке России можно выделить следующие элементы цифровизации:

¾ продажа через маркетплейсы (Ozon, Wildberries, Ярмарка Мастеров), соцсети, мессенджеры (ВКонтакте, Telegram и др.), а также нишевые международные площадки;

¾ использование краудфандинга для запуска коллекций (Planeta.ru, Boomstarter.ru);

¾ внедрение инноваций в производственный процесс: применение 3D-печати для изготовления прототипов распространено среди ювелиров, керамистов; использование эко-материалов при пошиве одежды и изготовлении декора.

Основными причинами низких темпов развития ремесленного производства в России являются: сырьевая зависимость, так как около 70% фурнитуры для бижутерии импортируется из Китая; регулярное удорожание доставки (на 40% за 2022–2024 гг.), связанного с усложнением логистики вследствие международных санкций; нехватка кадров.

Перспективными направлениями в развитии российского ремесленного рынка могут стать активизация коллабораций с дизайнерами, например, вязаные ковры и ZARA Home; возрастание интереса к русскому стилю за рубежом, к этно- и эко-изделиям.

Заключение

Таким образом, ремесленное производство в США, ЕС, Китае, Индии и России развивается под влиянием цифровизации, локального спроса и господдержки, но с разными темпами и структурой:

¾ ремесленный рынок США – лидер по темпам роста благодаря агрессивной цифровизации,

¾ европейский ремесленный сегмент – лидер по выручке, древнейший и крупнейший рынок по числу предприятий,

¾ китайское ремесло – технологичное, но сохраняющее душу ручной работы. Его успех зависит от баланса между инновациями и культурной аутентичностью,

¾ индийское ремесленное производство – это живая традиция, которая адаптируется к глобальному рынку. Его уникальность – в сочетании архаичных техник с трендами устойчивой моды и цифровизации,

¾ российское ремесленное производство – среднерастущий сегмент, преимуществом которого является использование многовековых традиций, воплощенных в уникальных изделиях мастеров, с ограниченным доступом к современным технологиям и маркетингу.

Перспективными направлениями в исследовании цифровизации кустарно-ремесленного рынка являются определение региональных особенностей развития данной сферы в России, способов активизации развития российского ремесленного производства, противодействия неблагоприятным последствиям этого процесса для сектора народных промыслов.

[1] соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в РФ

[2] соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в РФ


Источники:

1. Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. - Москва : Наука, 1974. – 224 c.
2. Воронов В.С. Крестьянское искусство. – М.: Государственное издательство, 1924. - 139 с. https://gpa.cfuv.ru/courses/monvnsh/Doc/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%
3. Давыдова С. А. Русское кружево и русские кружевницы. / Исслед. ист, техн. и статист. - СПб. : Типография С. А. Суворина, 1892. – 174 c.
4. Восточнославянская этнография. / Пер. с нем. К. Д. Цивиной. Примеч. Т. А. Бернштам, Т. В. Станюкович и К. В. Чистова. Послесл. К. В. Чистова. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 511 c.
5. Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX в. - М.: Наука, 1984.
6. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. / М. Мосс; Сост., пер. с φρ., предисловие, вступит, статья, комментарии А. Б. Гофмана. - М. : КДУ, 2011. – 416 c.
7. Ровинский Д.А. Русские народные картинки. - С.-Пб.: Типография императорской академии наук, 1881. – 536 c.
8. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. - М.: Изд-во АН СССР, 1948. – 792 c.
9. Рыжкова О. И., Доронина С. А., Абашева О. Ю. Возможности и проблемы цифровизации предпринимательства в Удмуртии // Наука Удмуртии. – 2022. – № 2. – c. 162-170.
10. Селиверстов Ю.И., Рудычев А.А., Дмитриева Ю.А. Цифровая трансформация бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства как фактор роста конкурентоспособности // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-3. – c. 531-539. – doi: 10.17513/vaael.1459.
11. Токарев С. А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // Советская этнография. – 1980. – № 3. – c. 26-36. – url: https://www.booksite.ru/etnogr/1980/1980_3.pdf.
12. Турлюн Л. Н., Францева Н. В. Текстильный орнамент: путь эволюции от набойки до компьютерных технологий в печати // Художественное образование и наука. – 2021. – № 1. – c. 157-163. – doi: 10.36871/hon.202101018.
13. Устинова Н. Г. Цифровая экономика и предпринимательство: вопросы взаимодействия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – № 3. – c. 32-37.
14. Федорова О. И. Ремесленное производство в условиях четвертой промышленной революции: «шаг в прошлое» или «комфортное настоящее»? // Креативная экономика. – 2021. – № 5. – c. 1595-1608. – doi: 10.18334/ce.15.5.112061.
15. Чиндина Л.А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. - Томск: Изд-во ТГУ, 1984. – 256 c.
16. Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. - М.: «Индрик», 2003. – 528 c.
17. Adamson Glenn (2013). The Invention of Craft. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomsburycollections.com/monograph?docid=b-9781350036123 (дата обращения: 05.05.2025).
18. André Leroi-Gourhan Gesture and Speech (Cambridge, Massachusetts & London: MIT Press, 1993). [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/prehistoricman0000lero/page/n5/mode/2up (дата обращения: 05.05.2025).
19. Barber E. J. W. Women’s Work : The First 20,000 Years : Women, Cloth, and Society in Early Times. 1st ed., Norton, 1994. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/womensworkfirst20000barb (дата обращения: 05.05.2025).
20. Boas, Franz (1897). \The Decorative Art of the Indians of the North Pacific Coast\» (PDF). Science. Bulletin of the American Museum of Natural History. IX (82) X. New York: American Museum of Natural History: 101–3. https://open.library.ubc.ca/media/download/pdf/bcbooks/1.0342328/0 (дата обращения: 05.05.2025) URL: https://open.library.ubc.ca/media/download/pdf/bcbooks/1.0342328/0 (дата обращения: 05.05.2025).
21. Eric von Hippel E., Friedmann J. C., Wu N., Altman E. J., Szulanski G. A Journey into User Innovation: An Interview with Eric von Hippel // Research-Technology Management. – 2023. – № 66. – p. 32-37. – doi: 10.1080/08956308.2023.2188010.
22. Foster G.M. (1967), Tzintzuntzan. Mexican peasants in a changing world, Little, Brown, Boston, USA. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/tzintzuntzanmexi00fost/page/n387/mode/2up (дата обращения: 05.05.2025).
23. Gell Alfred (1998). Art and Agency: An Anthropological Theory. Clarendon Press. [Электронный ресурс]. URL: https://monoskop.org/images/archive/4/4d/20150328075023%21Gell_Alfred_Art_and_Agency_An_Anthropological_Theory.pdf (дата обращения: 05.05.2025).
24. Ingold Timothy (2013). Making. Anthropology, Archaeology, Art and Architecture. [Электронный ресурс]. URL: https://ndl.ethernet.edu.et/bitstream/123456789/8315/1/179.pdf (дата обращения: 05.05.2025).
25. Gershenfeld N. Fab: the Coming Revolution on your Desktop — from Personal Computers to Personal Fabrication. - New York: Basic Books, 2005. – 278 p.
26. Troxler P. (2024). \Chapter 6: The self-production economy\. In Framing the Economy of the Future. - Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 2025. – 6 p.

Страница обновлена: 13.05.2025 в 20:24:15