Российский и международный опыт цифровизации кустарно-ремесленной деятельности
Коростелева В.В.1, Раздроков Е.Н.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Югорский государственный университет
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 5 (Май 2025)
Аннотация:
В статье приводится сравнение динамики экономических показателей кустарно-ремесленного рынка России, США, Европейского Союза, Китая, Индии. Выявлены особенности цифровизации данного сектора экономики, способствовавшие формированию в отдельных странах благоприятного климата для функционирования частных мастерских. Определены причины, сдерживающие развития кустарно-ремесленной деятельности в России. Дана характеристика взаимосвязи ремесленного производства с культурной спецификой, традициями местного населения, экономическими, географическими и прочими условиями. Особое внимание уделено цифровым инструментам, позволяющим ремесленникам удовлетворять возрастающие потребности экономических субъектов и успешно конкурировать с фабричным производством. Данное исследование направлено на поиск путей активизации развития кустарно-ремесленного рынка России, посредством изучения накопленного мирового опыта цифровой трансформации отрасли. Работа адресована мастерам, исследователям, обучающимся, интересующимся мировым опытом производства и продвижения ремесленных товаров
Ключевые слова: ремесленное производство, национальное производство, цифровизация, маркетплейс
JEL-классификация: L51, L52, O25
Введение
Рынок кустарно-ремесленных промыслов в настоящее время является востребованным во всех странах. Популярность изделий ремесленников поддерживается национальными особенностями: традициями, законодательством, менталитетом местного населения. Вместе с тем, мировой рынок ремесленных товаров сталкивается с проблемами, которые по большей части обусловлены конкуренцией с крупными товаропроизводителями и недостатком кадров. Во многом противоречия на кустарно-ремесленном рынке преодолеваются внедрением технологических инноваций, в том числе цифровизацией всех процессов от обучения мастеров до реализации готовых изделий. При этом возникают новые вызовы, связанные с киберугрозами, возрастающими затратами на инвестиции в оборудование и образование, утратой навыка применения традиционных технологий, мастерства вследствие автоматизации и др.
Актуальность темы обусловлена растущим интересом со стороны населения к персонализации потребляемых товаров и услуг и попытками ремесленников удовлетворить этот спрос с использованием современных цифровых технологий.
Зарубежными учеными, заложившими основы изучения ремесленного производства с антропологической точки зрения являются Франц Боас [20], Альфред Гелл [23]. Значимый вклад в исследование ремесленных практик XX веке внесли Джордж Фостер [22], Марсель Мосс [6], Андре Леруа-Гуран [18]. Американский ученый Джордж Фостер [22], акцентировал внимание на национальных аспектах ремесленного дела, Франции Марсель Мосс [6] - на социальных аспектах. Андре Леруа-Гуран [18] проследил эволюцию ремесленных технологий от палеолита до современности. К современным исследованиям ремесла начала XXI в с антропологической точки зрения можно отнести труды Тима Ингольда [24], Гленна Адамсона [17], Элизабет Барбер [19]. Тим Ингольд [24] охарактеризовал связь ремесла и экологии. Гленн Адамсон [17] занимается изучением современного ремесло в глобальном аспекте. Элизабет Барбер [19] считается признанным специалистом по истории текстиля.
Влияние цифровизации на развитие ремесленного производства можно встретить в трудах Нила Гершенфельда [25], Петера Троxлера [26], Эрика фон Хиппеля [21]. Нил Гершенфельд [25] является основателем концепции «Fab Lab», в которой сочетаются традиционные ремесла с цифровым производством. Петер Троxлер [26] исследует изменения ремесленных сообществ с использованием так называемых open-source инструментов. Эрик фон Хиппель [21] является сторонником теории "user innovation", раскрывающей как ремесленники адаптируют цифровые инструменты для своих нужд.
К российским ученым конца XIX в., занимавшимся изучением промыслов относятся С.А. Давыдову [3], Д.А. Ровинский [7]. С.А. Давыдова [3] исследовала кустарные промыслы, особенно кружевоплетение и вышивку. Д.А. Ровинский [7] – занимался изучением народного искусства, в том числе лубочных картинок и гравюр. Национальный аспект ремесленного производства находился в фокусе таких ученых начала XX в., как В.С. Воронов [2], Д.К. Зеленин [4]. В.С. Воронов [2] изучал народные промыслы, включая деревянную резьбу, керамику и ткачество, Д.К. Зеленин [4] – материальную культуру восточных славян. Изучением особенностей ремесла советских народностей занимались С.А. Токарев [11], С.И. Вайнштейн [1], Л.А. Чиндина [15]. С.А. Токарев [11] проводил анализ технологических традиций у разных народов СССР, С.И. Вайнштейн [1] внес существенный вклад в исследование ремесел тюркских народов Сибири, Л.А. Чиндина [15] –народов Севера. К исследователям отраслевых аспектов ремесленного производства в XX в. относятся Г.С. Маслова [5], Б.А. Рыбаков [8], Т.Б. Щепанская [16]. Г.С. Маслова [5] специализировалась на описании русской народной одежды и ткачества. Б.А. Рыбаков [8] изучавший древнерусские ремесла, в том числе кузнечное дело, ювелирное искусство. В работе Т.Б. Щепанской [16] раскрываются особенности современных ремесленных практик в России.
Проблемы цифровизации предпринимательства и малого бизнеса не обделены вниманием российских ученых. К таким исследованиям можно отнести работы Н.Г. Устиновой [13], О. И. Рыжкова [9], С. А. Доронина [9], О. Ю. Абашева [9], Ю. И. Селиверстов [10], А. А. Рудычев [10], Ю. А. Дмитриева [10]. Н.Г. Устинова [13] акцентировала внимание в своей работе на цифровых преобразованиях российского предпринимательства. С. А. Доронина [9] с научным коллективом проанализировали особенности региональных проблем цифровизации предпринимательства. Потенциал цифровизации в повышении конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства раскрыт Ю. И. Селиверстовым [10] со своим авторским коллективом.
Вопросам цифровизации ремесленного производства посвящено не много работ современных российских ученых. К основным из них можно отнести исследования О.И. Федоровой, Л. Н. Турлюна. О.И. Федорова в своей статье раскрыла потенциал ремесленных мастерских в условиях постиндустриальной экономики. Л. Н. Турлюн на примере современных технических процессов печати на ткани обосновывает необходимость использования современных технологий.
Антропологические аспекты кустарно-ремесленного производства, в том числе народных промыслов, достаточно хорошо представлены в многочисленных трудах зарубежных и российских ученых. Так же пристальное внимание исследователи уделяют вопросам цифровизации предпринимательства. Но исследованию цифровизации кустарно-ремесленных промыслов ученые мало уделяют внимание. В свою очередь фактор международной дифференциации цифровой трансформации деятельности частных мастерских вообще не попал в фокус научного сообщества.
Целью исследования является выявление национальных особенностей в функционировании кустарно-ремесленного рынка наиболее развитых в данном сегменте стран.
Научной новизной исследования является выявление межстрановой дифференциации цифровой трансформации кустарно-ремесленного производства.
В качестве гипотезы имеет смысл предположить, что драйвером процесса цифровизации кустарно-ремесленного производства являются факторы, обусловленные культурными особенностями, национальными традициями и географическим положением стран.
В ходе исследования были использованы качественные и количественные подходы к описанию сферы кустарно-ремесленного производства. Количественная характеристика была использована при сравнении динамики развития кустарно-ремесленного рынка исследуемых стран, качественная - в процессе детального описания национальных особенностей производства и реализации ремесленных изделий. Была осуществлена интерпретация количественных изменений экономических показателей кустарно-ремесленной деятельности выбранных стран. В завершении исследования были подведены итоги, проведено научное обобщение.
Основная часть
Ремесленный сектор благодаря цифровизации и поддержке малого бизнеса (специальных государственных программ) демонстрирует устойчивый рост, несмотря на кризисы (таблица 1).
Таблица 1 - Общая характеристика ремесленного производства за 2019-2023 гг.
Показатель
|
Страна
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Выручка,
млрд. руб.
|
ЕС
|
10136
|
12030,4
|
13516
|
11672,5
|
15483
|
Китай
|
5499,5
|
6491,7
|
8475,5
|
8905
|
13206
| |
США
|
2586,4
|
3174
|
4568,2
|
4658
|
6986
| |
Индия
|
905,8
|
865,6
|
1105,5
|
1164,5
|
1704
| |
Россия
|
120
|
110
|
180
|
200
|
250
| |
Число
мастерских, млн.
|
ЕС
|
2,8
|
2,84
|
2,9
|
3
|
3,1
|
Китай
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
| |
США
|
0,32
|
0,35
|
0,41
|
0,42
|
0,5
| |
Индия
|
7
|
7,5
|
8
|
8,6
|
9
| |
Россия
|
0,05
|
0,052
|
0,065
|
0,074
|
0,08
| |
Занятость,
млн. чел.
|
ЕС
|
14
|
14,2
|
14,5
|
14,7
|
15
|
Китай
|
30
|
32
|
35
|
38
|
40
| |
США
|
1,1
|
1,2
|
1,4
|
1,5
|
1,8
| |
Индия
|
35
|
38
|
41
|
43
|
45
| |
Россия
|
0,3
|
0,35
|
0,4
|
0,46
|
0,5
| |
Онлайн-продажи,
млрд. руб.
|
ЕС
|
419,9
|
700,4
|
880,7
|
870
|
1336
|
Китай
|
2264,5
|
4111,4
|
5232,7
|
5822,5
|
8520
| |
США
|
647
|
865,6
|
2211
|
2192
|
3834
| |
Индия
|
77,64
|
144,3
|
257,9
|
328,8
|
553,8
| |
Россия
|
20
|
30
|
70
|
95
|
120
|
Одной из ведущих стран по уровню распространения кустарно-ремесленного производства является Китай, который превосходит остальные страны по количеству мастерских и онлайн-продаж. Индия обгоняет Китай по численности занятых в ремесленном производстве, что вызвано сопоставимой населенностью в данных странах. Евросоюз, сочетая многовековые традиции с современными технологиями, лидирует по величине выручки, получаемой ремесленниками, численность которых составляет около пяти процентов рабочей силы ЕС. Ремесленный сектор США растет на 15% в год, что в два раза превышает темпы в ЕС.
В среднем доля производимой европейскими ремесленниками продукции составляет 2,5–4% ВВП (в Италии, Германии, Франции данный показатель выше). Ключевыми факторами роста ремесленного производства в Европе стали увеличение объемов онлайн-продаж на 120% за 5 лет, реализация программы поддержки ремесленников ЕС «Crafts of the Future» (гранты до 50 тыс. евро на модернизацию), что помогает конкурировать с масс-маркетом.
Наибольшая доля производимых ремесленниками ЕС товаров сосредоточена в Италии, Франции, Германии, Испании, Польше (таблица 2).
Таблица 2 - ТОП-5 стран ЕС по выручке в 2023 г.
Страна
|
Выручка,
млрд. евро
|
Ключевые
отрасли
|
Италия
|
48
|
Кожа,
стекло (Murano), мебель (Милан)
|
Франция
|
35
|
Вино,
парфюмерия, текстиль (Лион)
|
Германия
|
32
|
Автотюнинг,
игрушки (Нюрнберг)
|
Испания
|
25
|
Керамика
(Валенсия), гастрономия
|
Польша
|
12
|
Янтарь,
деревообработка
|
Основными направлениями ремесленного производства в ЕС являются изготовление пищевых продуктов, текстильное и керамической производство, сфера моды (таблица 3).
Таблица 3 - Отраслевая структура ремесленного производства в ЕС в 2023 г.
Отрасль
|
Выручка,
млрд. евро
|
Уд.
вес, %
|
Пищевые
продукты (сыры, вино)
|
52
|
31,0
|
Текстиль
и мода
|
34
|
20,2
|
Керамика
и стекло
|
28
|
16,7
|
Мебель
и деревообработка
|
22
|
13,1
|
Ювелирные
изделия
|
18
|
10,7
|
Другие
(игрушки, кожа)
|
14
|
8,3
|
Традиционные ремесленные кластеры ЕС сформировали люкс-сегмент. Всем известные сейчас Gucci, Prada, Ferragamo, Bottega Veneta и даже Hermès начинали как ремесленные мастерские. Германия связывает ремесленное производство с инженерией. Например, деревянные часы с кукушкой экспортируются в США и Японию, также востребованы цифровые двойники изделий (QR-коды с историей производства). Во Франции развита haute couture (высокая мода) и гастрономия: в Лионе шелкоткачество появилось в XIII веке, сейчас насчитывается 120 мастерских, Прованс славится лавандовыми фермами и мыловарнями (1,2 млрд. евро/год). Для защиты от подделок вин и сыров производители используют NFT-сертификаты. В Испании применяют 3D-печать для изготовления традиционной плитки «азулежу». В Барселоне создан кооператив «Artisans 4.0», который является маркетплейсом для 200 мастеров.
Маркетплейсы получили большое распространение при реализации производимых ремесленными мастерскими товаров. Около 60 % производимой европейскими ремесленниками продукции реализуются через маркетплейсы Etsy/Amazon Handmade. Есть и локальные платформы: «Майстерка» в Польше – аналог Etsy для Восточной Европы, «Atelier de France» – агрегатор французских люкс-брендов.
Внедрение технологий в производстве повышает экономическую эффективность. Например, ювелиры Антверпена, применяя 3D-печать, получают восковые модели за 5 евро вместо 50 евро, немецкие гончары и текстильщики используют сервисы ИИ-дизайна компании Midjourney для генерации орнаментов. Ремесленниками ЕС используются и другие цифровые инструменты (таблица 4).
Таблица 4 - Успешные кейсы ремесленников ЕС
Мастерская
|
Что
сделали
|
Результат
|
«Ceramica
Suro» (Испания)
|
Перевели
каталог в 3D-конфигуратор на сайте
|
+70%
экспорта в США за 2 года
|
«Black
Forest Clockmakers» (Германия)
|
Внедрили
инновацию - часы с цифровым паспортом (блокчейн)
|
Рост
средней чека с €200 до €1500
|
«Savonnerie
de Provence» (Франция)
|
Краудфандинговая
линейка «Мыло с NFT»
|
€1,2
млн предзаказов за месяц
|
Тем не менее в секторе ремесленного производства ЕС имеются проблемы и риски:
- конкуренция с Азией: китайские «handmade» товары на Amazon в 3–5 раз дешевле;
- 45% мастерских испытывают нехватку молодежи: средний возраст мастеров – 54 года (молодежь уходит в IT);
- энергозатраты: стеклодувы Венеции платят 250 тыс. евро в год за газ (рост в 3 раза с 2021 г.).
Будущее ремесленничества в ЕС на 2025–2030 связано с активным внедрением AI-ассистентов для дизайна, что позволит увеличить прибыль примерно на пять процентов в год. В то же время угрозой станет полная автоматизация части процессов (например, роботы-портные в Италии), которая приведет к потере индивидуальности и эксклюзивности, а значит отразится на спросе.
Можно сделать вывод, что европейские ремесленные мастерские не исчезают, а эволюционируют: внедряют цифровые инструменты (3D, ИИ, блокчейн), снижая этим затраты, переходят на онлайн-продажи, которые открывают глобальные рынки, а поддержка ЕС в формате госпрограммы помогает конкурировать с масс-маркетом.
Ремесленный сектор США также переживает бум. Наибольшую долю здесь занимают ремесленное производство ювелирных изделий, элементов декораций интерьера, а также изготовление одежды и аксессуаров к ней (таблица 5).
Таблица 5 - Отраслевая структура ремесленного рынка США в 2023 г.
Отрасль
|
Выручка,
млрд. долл.
|
Доля
рынка, %
|
Ювелирные изделия
|
22
|
27
|
Декор и интерьер
|
18
|
22
|
Одежда и
аксессуары
|
15
|
18
|
Крафтовая
еда/напитки
|
12
|
15
|
Керамика/стекло
|
8
|
10
|
Другое (игрушки,
книги)
|
7
|
8
|
Наибольшее количество мастерских сосредоточено в таких штатах как Калифорния, Нью-Йорк, Техас, Флорида, Пенсильвания. Эти штаты характеризуются достаточно высокой плотностью населения, что обуславливает необходимость развития сферы услуг и имеют выход к океану (кроме Пенсильвании), что способствует развитию туризма (таблица 6). Самыми быстрорастущими рынками США являются рынки штатов Колорадо и Орегона. Первый демонстрирует рост на 20 % в сегменте эко-товаров и гаджетов для туризма, второй – на 15% в сегменте веганской косметики, деревянных аксессуаров.
Таблица 6 - ТОП-5 штатов по числу мастерских
Штат
|
Число
мастерских, тыс.
|
Специализация
|
Калифорния
|
85
|
Ювелирка,
дизайн, крафт-еда
|
Нью-Йорк
|
65
|
Мода,
арт-объекты, handmade-люкс
|
Техас
|
50
|
Кожа,
мебель, ковка
|
Флорида
|
40
|
Сувениры,
текстиль, декор
|
Пенсильвания
|
35
|
Стекло,
керамика, крафтовое пиво
|
Успех в развитии ремесленного производства на американском рынке обеспечивается за счет заинтересованности покупателей в handmade-продукции, цифровом сопровождении ее производства и продаж, а также в государственной поддержке данной сферы в виде грантов и налоговых льгот.
По результатам опроса сообщества Craft Industry Alliance около 67 % американских потребителей рассматривают возможность покупки таких товаров.
Помимо спроса драйвером роста ремесленного рынка США стала цифровизация труда ремесленников:
¾ 75% мастерских продают через веб-сайт Etsy или социальную сеть Instagram [1]. Например, Etsy обеспечил 13,3 млрд. долл. оборота в 2023 г.;
¾ TikTok Shop обеспечил рост по новым брендам в четыре раза в 2023 год;
¾ применение искусственного интеллекта позволило сэкономить до 50 % времени при изготовлении прототипов ювелирных изделий;
¾ сервисы компании Midjourney с чат-ботом ChatGPT помогают к каждому третьему дизайнеру в создании эскизов;
¾ NFT-сертификаты обеспечивают защиту прав собственности на люксовые handmade-товары;
¾ при изготовлении керамических изделий применяется комбинация 3D-глины и ручной росписи (около 50 млн).
Ключевой проблемой ремесленничества США является конкуренция с Китаем. Об этом свидетельствует тот факт, что 45% покупателей путают «handmade in USA» с дешевыми аналогами из КНР. Кроме этого, наблюдается рост издержек, например, стоимость аренды мастерских в Калифорнии за последние пять лет выросла на 35%, а доставка почтовой службой USPS за 2021–2024 гг. подорожала на 25%. Аналитики Etsy, Craft Industry Alliance до 2030 г. прогнозируют рост рынка примерно на 10% в год. Сохранятся тренды на дальнейшую цифровизацию сферы ремесленного производства за счет гиперперсонализация (ИИ-конструкторы для покупателей), устойчивого производства (использования переработанных материалов), создания цифровых двойников изделий. Для США перспективными нишами являются эко-ремесло (компостируемая упаковка, производство на принципах zero-waste), производство изделий для домашних животных (рынок 1,5 млрд. долл.) и коллаборации с блогерами (TikTok-мастера зарабатывают 50–500 тыс. долл./год).
Ремесленное производство в Китае охватывает множество отраслей, каждая из которых имеет свои традиции, центры производства и рыночные ниши. Китайские ремёсла исторически привязаны к конкретным регионам, где передаются из поколения в поколение. Наиболее развитым на рынке ремесленных товаров является сегмент производства чая и чайной утвари, которое распространено на территориях, традиционного возделывания чайных культур Фуцзянь, Чжэцзян, Цзянсу, Юньнань, Сычуань, Гуандун. Также национальный колорит Китая проявляется в производстве фарфоровых и керамических изделий (таблица 7).
Таблица 7 - Традиционные ремесла Китая в 2023 г.
Регион
|
Категория
|
Характеристика
|
Выручка,
млрд. руб.
|
Цзиндэчжэнь,
Исин,
Гуандун |
Фарфор
и керамика
|
Сочетание
древних технологий и современных дизайнов.
Экспорт в Европу и США предметов искусства. |
1278
|
Сучжоу,
Ханчжоу, Сычуань
|
Шёлк
и вышивка
|
Производство
изделий, популярных в люксовом сегменте (шарфы, платья, веера).
|
852
|
Чжэцзян,
Фуцзянь
|
Резьба
по дереву/камню
|
Производство
товаров, связанных с религиозными и культурными мотивами, товаров, используемых
в интерьерах, украшениях, сувенирах.
|
426
|
Фуцзянь,
Гуандун
|
Лаковые
изделия
|
255,6
| |
Хубэй,
Шэньси
|
Бронза
и металл
|
Производство
с использованием древней техники литья.
Производство этнических украшений |
170,4
|
Аньхой,
Ханчжоу
|
Бумага
и каллиграфия
|
Развито
частично ручное производство товаров, популярных среди коллекционеров и
художников.
|
213
|
Чжэцзян,
Фуцзянь, Сычуань, Гуанси
|
Бамбук
и плетёные изделия
|
Использование
экологичных материалов, популярных в современном дизайне
|
596,4
|
Фуцзянь, Чжэцзян, Цзянсу, Юньнань, Сычуань,
Гуандун
|
Чаеводство
и чайная утварь
|
Ручное
производство чая (пуэр, улун, жасминовый чай).
Изготовление чайников из исинской глины, деревянных и бамбуковых подносов для чайных церемоний. |
3408
|
Нинся,
Синьцзян, Тибет, Шаньдун, Гуандун
|
Этнические
и региональные ремёсла
|
Производство
тибетских ковров и украшений, серебряных изделий и вышивки национальности мяо,
деревянных строений без гвоздей национальности дун
|
852
|
Шанхай,
Гуанчжоу
|
Современные
ремесленные направления
|
Распространено
производство handmade-бижутерии, изделий с экодизайном (их переработанных
материалов), коллаборации с мировыми брендами (например, китайский шёлк для
люксовых домов моды)
|
нд
|
Ремесленное производство в Китае — это уникальный симбиоз тысячелетних традиций и современных технологий. Оно играет ключевую роль в сохранении культурного наследия, экономике и экспорте. Рассмотрим его ключевые особенности и актуальные тренды:
¾ связь с философией: многие ремёсла (например, чайная церемония или резьба по нефриту) отражают принципы даосизма и конфуцианства;
¾ символизм: узоры на тканях, фарфоре и лаковых изделиях часто несут скрытые смыслы (например, пионы – богатство, драконы – власть);
¾ семейные мастерские: в деревнях до сих пор работают цеха, где технологии хранятся в секрете (например, рецепты глазури для фарфора).
Государственная поддержка национальных промыслов реализуется через программу «Нематериальное культурное наследие», в которую включено более 1400 видов ремёсел. Поддерживаются туристические кластеры, создаются «деревни ремёсел» (например, Цзиндэчжэнь – музей-город гончаров). Помимо субсидий, государство предоставляет налоговые льготы мастерам, участвующим в международных выставках.
Несмотря на древность традиций, китайские мастера умело адаптировались к цифровой экономике. Рассмотрим особенности технологических трендов ремесленного производства Китая:
¾ использование Live-стримов и маркетплейсов. Платформы Taobao, Douyin, Xiaohongshu стали ключевыми каналами сбыта. Например, в 2023 году через Taobao Maker продано ремесленных товаров на 30 млрд. долл.;
¾ демонстрация мастерами процесса создания изделий в реальном времени, например, лепка чайников;
¾ оцифровка традиционной каллиграфии и живопись для метавселенных;
¾ развитие инноваций в материалах: наблюдаются эко-тренды - бамбук заменяет пластик при производстве посуды, мебели; используются биоразлагаемые краски для тканей; применяются гибридные технологии: 3D-печать керамики с традиционными орнаментами, лазерная гравировка на дереве и камне;
¾ автоматизация ручного труда: роботы-помощники. Например, в крупных мастерских роботы готовят глину, но формовку делают мастера. При этом сохраняется handmade-эстетика, так как даже на фабриках финальная обработка часто выполняется вручную, например, роспись фарфора.
К современным трендам ремесленного производства в Китае можно также отнести коллаборации с известными дизайнерскими домами. Китайские ремесленники создают коллекции для Louis Vuitton, Gucci (например, вышитые аксессуары). Еще одним трендом является популяризация ремесленничества через поп-культуру: сериалы в стиле «сянься» («Путешествие на Запад», 2023 г.) возродили интерес к традиционным украшениям.
Основными проблемами, с которыми сталкиваются китайские мастера являются:
¾ конкуренция с массовым производством. Дешёвые фабричные аналоги подрывают рынок, снижают доверие к товарам национальных промыслов;
¾ уход мастеров. Семейное дело становится непривлекательным для молодёжи из из-за низкой прибыли.
Будущее китайского ремесленного производства связано с усилением акцента на «умное ремесло» – сочетание традиций с AR/VR, экологичными материалами и премиальным позиционированием.
Индийское ремесленное производство — это многовековое культурное наследие, сочетающее в себе этническое разнообразие, традиционные техники и современные инновации. Оно остается важной частью экономики, обеспечивая занятость миллионам мастеров и привлекая внимание мирового рынка. Наиболее развитыми региональными рынками ремесленных товаров являются рынки штатов Раджастхана, Гуджарата, Тамил-Наду, в которых сосредоточено производство ювелирных изделий, национальных тканей, бронзовые статуи богов (таблица 8).
Таблица 8 - Традиционные ремесла Индии в 2023 г.
Регион
|
Специализация
|
Особенности
|
Выручка,
млрд. руб.
|
Джайпур
(Раджастхан)
|
Ювелирные
изделия (эмаль «минакари»), синяя керамика, текстиль с блок-принтом
|
Ориентация
на экспорт в США и ОАЭ
|
340,8
|
Варанаси
(Уттар-Прадеш)
|
Шёлковые
сари «баннараси» с золотой нитью
|
Популярность
на свадебных рынках Индии и диаспоры
|
170,4
|
Кашмир
|
Пашминовые
шали, деревянная резьба (кашмирский орех)
|
Конкуренция
с подделками из Китая
|
127,8
|
Гуджарат
|
Вышивка
«шиша», ткань «бандани», медная посуда
|
Экспорт
в Европу (эко-текстиль)
|
255,6
|
Морадабад
(Уттар-Прадеш)
|
Латунные
изделия с чеканкой
|
Ключевые
рынки - Ближний Восток (декор для отелей)
|
85,2
|
Тамил-Наду
|
Бронзовые
статуи богов, ткань «канчипурам» (шёлковые сари)
|
Религиозный
туризм: 60% продаж — храмы и паломники
|
213
|
Карнатака
|
Сандаловые
резные фигуры, розовое дерево
|
Экспорт
в Юго-Восточную Азию и Японию
|
102,2
|
Одиша
|
Филигранное
серебро, пальмовые рукописи «патачитра»
|
Господдержка:
программы для племенных ремёсел.
|
59,6
|
Западная
Бенгалия
|
Терракотовая
керамика, джутовые изделия
|
Тренд:
эко-упаковка для Amazon и Flipkart
|
85,2
|
Мадхья-Прадеш
|
Бамбуковые
изделия, племенные украшения «гонд»
|
Инновации:
бамбуковые велосипеды для эко-туризма
|
68
|
Национальные особенности ремесленного производства Индии:
¾ многие изделия создаются для религиозных церемоний. Например, лампы «дипа» для праздника Дивали;
¾ использование натуральных материалов: хлопка, шёлка, глины, растительных красок (турмерик, индиго);
¾ некоторые ремёсла исторически связаны с определёнными кастами (например, ткачи-«джатавы»);
¾ нанесение географической маркировки для защиты брендов, таких как кашмирские пашмины или майсорский шёлк;
¾ создание кооперативов для продвижения продукции. Например, Self-Employed Women’s Association, SEWA);
¾ поддержка государства. Например, программа «One District One Product» (ODOP) направлена на развитие более 700 уникальных ремёсел в отдельных районах.
Противостоять конкуренции с крупным производством и продвигать ремесленные товары на рынок позволяют следующие технологические тренды:
¾ привлечение маркетплейсов Amazon Handmade, Etsy, Jaypore обеспечивает рост продаж на 25-30% в год. Прямые продажи ремесленных товаров (чаще всего украшений и элементов домашнего декора) через соцсети (Instagram [2]-магазины и др.). Активное использование диджитал-маркетинга, в том числе видео-демонстраций процессов создания товаров. Например, размещение видеороликов по ручному ткачеству на видеохостингах;
¾ использование натуральных и переработанных материалов. Например, изготовление сумок из старых сари, бижутерии из отходов бумаги, применение натуральных красителей, возрождение техник «аджракх» и «каламкари», спрос на товары с маркировкой Fair Trade и Organic;
¾ внедрение инноваций в дизайне. Например, фьюжн-стиль - совмещение традиционных узоров с современной модой (например, кроссовки с вышивкой «зардози»);
¾ развитие коллабораций с брендами. Например, FabIndia и Good Earth продвигают ремесла через премиум-сегмент;
¾ расширение автоматизации и гибридных технологий: использование станков для предварительной обработки тканей, с последующей ручной отделкой, эксперименты с 3D-печатью ювелирных украшениями в Джайпуре.
Для ремесленного рынка в Индии характерны такие же проблемы, как и в других странах: конкуренция с фабричными товарами и утечка кадров. Перспективными направлениями в проникновении цифровизации в производственный процесс ремесленников являются нацеленность на люксовый сегмент (например, высококачественные пашминовые шали) и развитие ремесленного туризма (мастер-классы в деревнях Раджастхана).
Ремесленный рынок России в 2020 году пострадал из-за пандемии и ограничений, оборот ремесленного рынка сократился особенно в сфере туристических сувениров и ярмарок (см. таблица 1). В этом же году были введены льготные кредиты и налоговые каникулы для малого бизнеса, в том числе и ремесленников. В 2022 году запущены программы поддержки народных художественных промыслов и локальных производителей. Наибольшая доля рынка в 2023 г. приходится на изготовление одежды, производство сувениров и ювелирных украшений (таблица 9).
Таблица 9 - Отраслевая структура ремесленного рынка России в 2023 г.
Отрасль
|
Тренды
отрасли
|
Выручка,
млрд. руб.
|
Доля
рынка, %
|
Текстиль и одежда
|
handmade-трикотаж
|
70
|
28
|
Сувениры и декор
|
этно-стиль
|
60
|
24
|
Ювелирные изделия
|
авторские
украшения
|
40
|
16
|
Керамика и стекло
|
гжель, хохлома
|
30
|
12
|
Деревообработка
|
мебель ручной
работы
|
25
|
10
|
Крафт-еда
|
фермерские сыры,
мед
|
25
|
10
|
По регионам России наблюдается некоторая специализация в производстве ремесленных изделий (таблица 10). Москва и Московская область ориентирована на выпуск люксовых, дизайнерских изделий. Ремесленники городов Золотого кольца традиционно удовлетворяют спрос в изделиях с национальными орнаментами: гжель, хохлома, палех. Уральские мастера славятся обработкой минералов, сибирские – деревообработкой и изготовлением этно-сувениров.
Таблица 10 - ТОП-5 регионов по обороту в 2023 г.
Регион
|
Выручка,
млрд. руб.
|
Специализация
|
Москва
и МО
|
80
|
Люкс-бренды,
дизайнерские изделия
|
Санкт-Петербург
|
40
|
Авторские
украшения, арт-декор
|
Золотое
кольцо
|
35
|
Гжель,
хохлома, палех
|
Урал
|
25
|
Камнерезное
искусство, ковка
|
Сибирь
|
20
|
Деревообработка,
этно-сувениры
|
На ремесленном рынке России можно выделить следующие элементы цифровизации:
¾ продажа через маркетплейсы (Ozon, Wildberries, Ярмарка Мастеров), соцсети, мессенджеры (ВКонтакте, Telegram и др.), а также нишевые международные площадки;
¾ использование краудфандинга для запуска коллекций (Planeta.ru, Boomstarter.ru);
¾ внедрение инноваций в производственный процесс: применение 3D-печати для изготовления прототипов распространено среди ювелиров, керамистов; использование эко-материалов при пошиве одежды и изготовлении декора.
Основными причинами низких темпов развития ремесленного производства в России являются: сырьевая зависимость, так как около 70% фурнитуры для бижутерии импортируется из Китая; регулярное удорожание доставки (на 40% за 2022–2024 гг.), связанного с усложнением логистики вследствие международных санкций; нехватка кадров.
Перспективными направлениями в развитии российского ремесленного рынка могут стать активизация коллабораций с дизайнерами, например, вязаные ковры и ZARA Home; возрастание интереса к русскому стилю за рубежом, к этно- и эко-изделиям.
Заключение
Таким образом, ремесленное производство в США, ЕС, Китае, Индии и России развивается под влиянием цифровизации, локального спроса и господдержки, но с разными темпами и структурой:
¾ ремесленный рынок США – лидер по темпам роста благодаря агрессивной цифровизации,
¾ европейский ремесленный сегмент – лидер по выручке, древнейший и крупнейший рынок по числу предприятий,
¾ китайское ремесло – технологичное, но сохраняющее душу ручной работы. Его успех зависит от баланса между инновациями и культурной аутентичностью,
¾ индийское ремесленное производство – это живая традиция, которая адаптируется к глобальному рынку. Его уникальность – в сочетании архаичных техник с трендами устойчивой моды и цифровизации,
¾ российское ремесленное производство – среднерастущий сегмент, преимуществом которого является использование многовековых традиций, воплощенных в уникальных изделиях мастеров, с ограниченным доступом к современным технологиям и маркетингу.
Перспективными направлениями в исследовании цифровизации кустарно-ремесленного рынка являются определение региональных особенностей развития данной сферы в России, способов активизации развития российского ремесленного производства, противодействия неблагоприятным последствиям этого процесса для сектора народных промыслов.
[1] соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в РФ
[2] соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в РФ
Источники:
2. Воронов В.С. Крестьянское искусство. – М.: Государственное издательство, 1924. - 139 с. https://gpa.cfuv.ru/courses/monvnsh/Doc/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%
3. Давыдова С. А. Русское кружево и русские кружевницы. / Исслед. ист, техн. и статист. - СПб. : Типография С. А. Суворина, 1892. – 174 c.
4. Восточнославянская этнография. / Пер. с нем. К. Д. Цивиной. Примеч. Т. А. Бернштам, Т. В. Станюкович и К. В. Чистова. Послесл. К. В. Чистова. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. – 511 c.
5. Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX в. - М.: Наука, 1984.
6. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. / М. Мосс; Сост., пер. с φρ., предисловие, вступит, статья, комментарии А. Б. Гофмана. - М. : КДУ, 2011. – 416 c.
7. Ровинский Д.А. Русские народные картинки. - С.-Пб.: Типография императорской академии наук, 1881. – 536 c.
8. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. - М.: Изд-во АН СССР, 1948. – 792 c.
9. Рыжкова О. И., Доронина С. А., Абашева О. Ю. Возможности и проблемы цифровизации предпринимательства в Удмуртии // Наука Удмуртии. – 2022. – № 2. – c. 162-170.
10. Селиверстов Ю.И., Рудычев А.А., Дмитриева Ю.А. Цифровая трансформация бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства как фактор роста конкурентоспособности // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-3. – c. 531-539. – doi: 10.17513/vaael.1459.
11. Токарев С. А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // Советская этнография. – 1980. – № 3. – c. 26-36. – url: https://www.booksite.ru/etnogr/1980/1980_3.pdf.
12. Турлюн Л. Н., Францева Н. В. Текстильный орнамент: путь эволюции от набойки до компьютерных технологий в печати // Художественное образование и наука. – 2021. – № 1. – c. 157-163. – doi: 10.36871/hon.202101018.
13. Устинова Н. Г. Цифровая экономика и предпринимательство: вопросы взаимодействия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – № 3. – c. 32-37.
14. Федорова О. И. Ремесленное производство в условиях четвертой промышленной революции: «шаг в прошлое» или «комфортное настоящее»? // Креативная экономика. – 2021. – № 5. – c. 1595-1608. – doi: 10.18334/ce.15.5.112061.
15. Чиндина Л.А. Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа. - Томск: Изд-во ТГУ, 1984. – 256 c.
16. Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. - М.: «Индрик», 2003. – 528 c.
17. Adamson Glenn (2013). The Invention of Craft. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bloomsburycollections.com/monograph?docid=b-9781350036123 (дата обращения: 05.05.2025).
18. André Leroi-Gourhan Gesture and Speech (Cambridge, Massachusetts & London: MIT Press, 1993). [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/prehistoricman0000lero/page/n5/mode/2up (дата обращения: 05.05.2025).
19. Barber E. J. W. Women’s Work : The First 20,000 Years : Women, Cloth, and Society in Early Times. 1st ed., Norton, 1994. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/womensworkfirst20000barb (дата обращения: 05.05.2025).
20. Boas, Franz (1897). \The Decorative Art of the Indians of the North Pacific Coast\» (PDF). Science. Bulletin of the American Museum of Natural History. IX (82) X. New York: American Museum of Natural History: 101–3. https://open.library.ubc.ca/media/download/pdf/bcbooks/1.0342328/0 (дата обращения: 05.05.2025) URL: https://open.library.ubc.ca/media/download/pdf/bcbooks/1.0342328/0 (дата обращения: 05.05.2025).
21. Eric von Hippel E., Friedmann J. C., Wu N., Altman E. J., Szulanski G. A Journey into User Innovation: An Interview with Eric von Hippel // Research-Technology Management. – 2023. – № 66. – p. 32-37. – doi: 10.1080/08956308.2023.2188010.
22. Foster G.M. (1967), Tzintzuntzan. Mexican peasants in a changing world, Little, Brown, Boston, USA. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/tzintzuntzanmexi00fost/page/n387/mode/2up (дата обращения: 05.05.2025).
23. Gell Alfred (1998). Art and Agency: An Anthropological Theory. Clarendon Press. [Электронный ресурс]. URL: https://monoskop.org/images/archive/4/4d/20150328075023%21Gell_Alfred_Art_and_Agency_An_Anthropological_Theory.pdf (дата обращения: 05.05.2025).
24. Ingold Timothy (2013). Making. Anthropology, Archaeology, Art and Architecture. [Электронный ресурс]. URL: https://ndl.ethernet.edu.et/bitstream/123456789/8315/1/179.pdf (дата обращения: 05.05.2025).
25. Gershenfeld N. Fab: the Coming Revolution on your Desktop — from Personal Computers to Personal Fabrication. - New York: Basic Books, 2005. – 278 p.
26. Troxler P. (2024). \Chapter 6: The self-production economy\. In Framing the Economy of the Future. - Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 2025. – 6 p.
Страница обновлена: 13.05.2025 в 20:24:15