Handicrafts in the digital economy
Korosteleva V.V.1, Razdrokov E.N.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Югорский государственный университет
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 19, Number 5 (May 2025)
Abstract:
Handicrafts have passed through several stages in their development process.
They went from being the main form during the period of the emergence and development of commodity production to being auxiliary and limited to certain products during the period of "developed" socialism. Currently, factory production meets the demand for mass-market goods. However, when it comes to exclusive goods and copyrighted works that require an individual approach to fulfill customer orders, small-scale artisanal production is necessary. While craftsmen only needed a little mechanization during the heyday of handicraft production, modern conditions require them to be universal specialists in various fields, such as art history, engineering, financial and managerial accounting, marketing, and psychology. In such conditions, appropriate technological solutions born in the process of the digital transformation of production are necessary. The article addresses the issue of embedding handicraft production in the modern digital environment. This study discloses the features of the digital transformation of private workshops and identifies the opportunities and disadvantages that arise from operating such entities in the digital space. The article studies strategic solutions that increase their effectiveness. The article is intended for practitioners and economic researchers interested in leveraging digital opportunities to address urgent issues.
Keywords: crafts, handicrafts, handicraft production, digital economy
JEL-classification: L51, L52, O25, O 31
Введение
Современное общество заинтересовано не только в потребительских свойствах продуктов, оно предъявляет повышенные требования к учету производителем индивидуальных потребностей представителей этого общества, а также и к форме потребления. Если в период расцвета кустарно-ремесленного производства, в период, так называемой, конкуренции потребителя для того, чтобы удовлетворить потребности достаточно было применения преимущественно ручного труда, то в настоящее время конкуренции производителя требуются технологии, которые не только повышают производительность труда, но и обеспечивают необходимые качество продуктов и способы их доставки до конечного потребителя. Цифровые технологии со своей стороны отчасти позволяют обеспечить такие эффекты.
В отечественных экономических исследованиях индивидуальной трудовой деятельности можно выделить этапы повышения интереса и, напротив, его охлаждения. А.К. Корсака [8] можно считать одним из первых исследователей, применившим научных подход в изучении кустарной промышленности. Александр Казимирович считал эту деятельность важной, но второстепенной по отношению к основной производственной деятельности. Ученый провел сравнительный анализ промышленного производства в России и Западной Европе.
Народнические взгляды о важном значении кустарного производства для крестьянского хозяйства поддерживал В.П. Воронцов [2]. Василий Павлович акцентировал внимание на связи промыслов с земледелием, на их особенностях, обусловленных видом населенных пунктов – город или сельская местность и территорией распространения, затронул финансовые аспекты кустарной деятельности. В.С. Пругавин [15] отмечал, наличие проблем в развитии кустарного производства и необходимости государственной поддержки посредством кредитования, содействия в реализации продукции и обучении. Общим для представителей народнического направления в исследованиях экономического развития России является отсутствие обоснований встроенности народных промыслов в капиталистический тип производственных отношений.
Противоположных народничеству взглядов придерживались представители либерально-буржуазного направления в развитии российской экономики, к которым относят П. Б. Струве [21], М. И. Туган-Барановского [22] и их сторонников. Они отводили капитализму значительную роль в преобразовании надомного производства в промышленное. А.А. Рыбников [19] исследовал природу кустарного производства, вопросы его государственной поддержки в России.
В.И. Ленин [9], как сторонник марксистского направления, рассматривал кустарное производство как переходный этап между феодализмом и капитализмом, и по этой причине не нуждается в государственной поддержке.
В. И. Гриневицкий [7] прогнозировал присутствие ремесленного труда в течение длительного периода в таких отраслях как деревообработка и одежно-галантерейная отрасль.
П. И. Лященко [11] и А. Г. Рашин [16] рассматривали ремесленно-кустарный опыт в качестве основы для формирования кадров на начальном этапе развития фабричного производства советской России.
До 60-х гг. XX в. кустарное производство выпало из сферы научных интересов советских ученых – экономистов. С возрастанием значения надомного производства в народном хозяйстве активизировались и научные исследования этой формы хозяйствования, по большей части у этнографов и историографов П.Г. Рындзюнский [20]. В экономической науке надомное производство свелось к понятию народных промыслов.
Постсоветский период и период начала XXI в. характеризуется бурным ростом интереса к кустарно-ремесленному производству у представителей разных научных специальностей, в т.ч. историографов С.Ф. Гребениченко [5], Я.Е. Водарского [1] В.А. Григоровой [6] и др., культурологов Ю.М. Лужкова с соавторами [10], Л. В. Миненко [12], представителей педагогических наук Т. М. Аминова, Е. Ю. Бычковой, А. В. Ефанова [17], Г.М. Романцева с соавторами [14], А. В. Ефанова с соавторами [18], экономистов Д. Е. Гаврилова, А. Г. Мокроносова [3], Ю. М. Плюсниным [13], В. В. Гассия, О. А. Кривошапкиной, И. М. Потравного [4]. Д. Е. Гаврилов, А. Г. Мокроносов [3] подошли с теоретической точки зрения к раскрытию вопросов ремесленной деятельности, раскрыли концептуальные основы, содержательную часть понятий «промысел», «ремесло», «кустарная деятельность» видовой состав ремесленной промышленности. М. Плюснин исследовал особенности промыслов в провинциальных регионах страны. В. В. Гассий, О. А. Кривошапкина, И. М. Потравный [4] в своей работе рассмотрели экономические механизмы поддержки традиционных промыслов малочисленных народов Севера.
Для оценки уровня исследовательского интереса к проблемам ремесленно-кустарного производства были использованы ресурсы научной электронной библиотеки Elibrary.ru. Согласно рисунку 1 можно наблюдать цикличный рост публикаций по темам, связанным с ремесленно-кустарным промыслом. В выборке тем по следующим направленностям исследований: 1) «История. Исторические науки» [1]; 2) «Экономика. Экономические науки»; 3) «Искусство. Искусствоведение. Культура. Культурология»; 4) «Народное образование. Педагогика, преобладают первые две направленности» (рисунок 2). При этом, нужно учитывать, что темы не строго выстроены по направленностям. Некоторые темы могут иметь несколько направленностей и склонятся при этом к одной из них (рисунок 2).
Рис. 1. Количество публикаций по теме ремесленно-кустарного промысла
Составлено авторами с использованием данных elibrary.ru. Настройки фильтра: ключевые слова: кустарный, промысел, ремесло; область поиска: «в названии публикаций»; тип публикаций: «статьи в журналах», «книги», «материалы конференций»; параметры: «искать с учетом морфологии», «искать похожий текст»
Рис.2. Структура публикаций по теме ремесленно-кустарного промысла, экономической, педагогической, искусствоведческой и исторической направленности за 2015-2024 гг.
Составлено авторами с использованием данных elibrary.ru. Настройки фильтра: ключевые слова: кустарный, промысел, ремесло; область поиска: «в названии публикаций»; тип публикаций: «статьи в журналах», «книги», «материалы конференций»; Тематика: «История. Исторические науки»; «Экономика. Экономические науки»; «Искусство. Искусствоведение. Культура. Культурология»; «Народное образование. Педагогика, преобладают первые две направленности» параметры: «искать с учетом морфологии», «искать похожий текст»
В процессе изучения литературы систематизированных публикаций по влиянию цифровизации на кустарно-ремесленную деятельность найти не удалось.
Кустарно-ремесленные промыслы являются достаточно изученной сферой экономических отношений, подробно раскрыта их содержательная сторона, явно определено значение для экономики, в том числе постиндустриальной. При этом недостаточное внимание уделено технической стороне процесса создания и продвижения кустарно-ремесленной продукции и услуг, что является следствием укоренившегося в обществе мнения о таком типе производства как основанном на использовании ручного труда. Необходимо учитывать тот факт, что технологии, используемые ремесленниками, развиваются вместе с совершенствованием их мастерства. В современных условиях цифровые технологии, проникая во все сферы общественно-экономических отношений, находят широкое применение в условиях частного мелкотоварного производства, усиливая его сильные качества и минимизируя недостатки.
Целью данного исследования является становление степени влияния цифровых технологий на результаты производственной деятельности кустарно-ремесленных мастерских, выявление возможностей и недостатков цифровизации их бизнес-процессов.
Научная новизна исследования состоит в обосновании определяющей значимости цифровых технологий для «выживаемости» производства кустарно-ремесленного типа в современных условиях. По нашему мнению, одним из существенных способов упрочить позиции ремесленников в конкурентной среде является использование передовых технологий, в том числе цифровых.
В ходе исследования были использованы научный эксперимент и наблюдение за процессом его реализации. В качестве объекта наблюдения использовался пример производства кустарно-ремесленного типа. В результате реализации этого эксперимента были выявлены возможности и специфические ограничения. Были применены качественные и количественные подходы к описанию сферы кустарно-ремесленного производства. Качественная характеристика была использована в процессе описания эффектов цифровизации кустарно-ремесленного промысла, ключевых стратегий адаптации ремесленников; количественная – при сопоставлении масштабов кустарно-ремесленного производства сравниваемых стран. Была осуществлена интерпретация динамики объемов производственной деятельности ремесленников. В завершении исследования были подведены итоги, проведено научное обобщение
Основная часть
В первой четверти XXI в наблюдается устойчивое развитие состояния частных мастерских (таблица 1). Этот период охватывает пятый и шестой технологические уклады. Принято считать, что ремесло это процесс, который характеризуется использованием в основном ручного труда. Но сравнение производительности труда в частных мастерских по выручке шестого технологического уклада с предыдущим дает основание считать, что технологии имеют значение.
Таблица 1 – Экономические показатели развития частных мастерских в России
Показатели
|
Среднее 2006-2010 [2]
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Среднее 2019-2023 [3]
|
Выручка, млрд. р.
|
115,00
|
120,00
|
110,00
|
180,00
|
200,00
|
250,00
|
170,00
|
Число мастерских, млн. ед.
|
-
|
0,05
|
0,05
|
0,07
|
0,07
|
0,08
|
0,06
|
Занятость, млн. чел.
|
0,29
|
0,30
|
0,35
|
0,40
|
0,46
|
0,50
|
0,40
|
Онлайн-продажи, млрд. р.
|
-
|
20,00
|
30,00
|
70,00
|
95,00
|
120,00
|
67,00
|
Выручка на одного занятого, тыс. р.
|
396,55
|
400,00
|
314,29
|
450,00
|
434,78
|
500,00
|
422,89
|
Промысел — это деятельность, которая направлена на получение дохода в основном для простого воспроизводства посредством добывания ресурсов или производства товаров. В связи с чем можно выделить следующие добывающие и кустарно-ремесленные группы промыслов, которая включает: народные промыслы, художественные промыслы, производство товаров народного потребления и оказание бытовых услуг.
Общими для ремесленного и кустарного производства являются наличие права собственности мастера-руководителя на средства производства, высокий профессионализм и взаимозаменяемость мастеров. Основным отличием является результат труда. Для ремесленной разновидности промыслов результатом труда является штучный, эксклюзивный продукт, кустарный труд, в свою очередь, связан с мелкосерийным производством. Остальные отличительные признаки являются производными (таблица – 1).
Таблица 2 - Сравнение ремесленного и кустарного производства
Критерий
|
Ремесленное производство
|
Кустарное производство
|
1.
Определение
|
Создание
уникальных изделий с акцентом на искусство и традиции.
|
Мелкосерийное
производство простых товаров для местного рынка.
|
2.
Масштабы
|
Индивидуальная
работа или маленькие мастерские (1–5 человек).
|
Часто
семейные или небольшие артели (до 10–20 человек).
|
3.
Технологии
|
Основной
инструмент — мастерство, второстепенный – технологии
|
Простые
инструменты, иногда полумеханизированные процессы
|
4.
Ассортимент
|
Эксклюзивные,
часто штучные изделия (украшения, керамика, резные предметы).
|
Стандартизированные
товары повседневного спроса (посуда, мебель, инструменты).
|
5.
Цель
|
Сохранение
культурного наследия, художественная ценность.
|
Удовлетворение
бытовых потребностей, заработок.
|
6.
Материалы
|
Натуральные
и дорогие (серебро, кожа, редкие породы дерева).
|
Доступные
и дешевые (глина, лоза, бытовой металл).
|
7.
Рынок сбыта
|
Известный
рынок (производство «на заказ»)
|
Неизвестный
рынок
|
8.
Средняя цена готового продукта
|
Более
высокая
|
Менее
высокая
|
Перечисленные отличия влияют на чувствительность к используемым технологиям. Ремесленное производство требует большего внимания к запросам потребителей, поэтому востребованы технологии, позволяющие точнее определить потребности клиентов и возможности мастера, такие как виртуальная реальность, цифровые двойники. Также в связи с ограниченными возможностями технических устройств бывает необходимо дорабатывать продукт вручную, что требует большего времени и ресурсов на каждое изделие. Кустарное производство требует обработать большего количество заявок, что может быть обеспечено информационными системами управления взаимоотношениями с клиентами, так называемыми CRM-системами, маркетплейсами. Для тиражирования применяются 3D-принтеры, станки с ЧПУ, позволяющими загрузить цифровой макет продукта.
При осуществлении производственного процесса отдельно взятым мастером граница между ремесленным и кустарным производством не всегда бывает четкой. Ремесленный труд требуется при создании прототипа, а затем вступает кустарное производство для его тиражирования. Также выбор между специализацией и универсальностью или тиражированием и эксклюзивностью зависит от способностей и заинтересованности мастера и от потребностей рынка. В дальнейшем при рассмотрении общих вопросов ремесленного и кустарного производства будем использовать термин «ремесленное производство». При акцентировании особенностей того или иного вида промыслов будем использовать название, соответственно, «ремесленное производство» или «кустарное производство».
В эпоху цифровизации ремесленничество сталкивается с двойственным воздействием: с одной стороны, технологии создают новые возможности для роста, с другой — усиливают конкуренцию и требуют адаптации (таблица 3).
Таблица 3 – Позитивные и негативные эффекты цифровизации для ремесленного производства
Позитивные
эффекты
|
Негативные
эффекты
| ||||
эффект
|
характеристика
|
эффект
|
характеристика
| ||
Расширение
рынков сбыта
|
Онлайн-платформы
(Etsy, Amazon Handmade, Ярмарка Мастеров) позволяют ремесленникам выходить на
глобальную аудиторию. В 2023 году оборот Etsy составил 13,3 млрд. долл.,
причем 43% покупателей приобретали товары из других стран
|
Конкуренция
с массовым производством
|
Китайские
платформы (AliExpress, Temu) предлагают дешевые аналоги ручных изделий.
| ||
Социальные
сети (Instagram, Pinterest, TikTok) как инструмент продвижения. Хештег
#handmade в Instagram – более 200 млн публикаций.
|
Исследование
2023 г.: 60% покупателей выбирают «похожий, но дешевый» вариант вместо
handmade.
| ||||
Цифровые
инструменты для производства
|
3D-печать
и лазерная резка – ускорение создания прототипов и малых серий. Ювелирные
мастерские используют 3D-принтеры для восковых моделей, сокращая время
производства на 40%.
|
Цифровой
разрыв
|
Не
все ремесленники готовы к цифровизации: в ЕС только 35% малых мастерских
используют интернет-продажи (Eurostat, 2024).
| ||
CAD/CAM-программы
(AutoCAD, Rhino) – точное проектирование изделий.
|
В
развивающихся странах (Африка, Латинская Америка) доступ к цифровым
инструментам ограничен.
| ||||
Зависимость
от технологий
|
трата
навыков: Молодые мастера полагаются на цифровые инструменты, не осваивая
традиционные методы в полной мере.
| ||||
Технические
сбои: Отсутствие доступа к интернету или электричеству
| |||||
Защита
авторского права
|
Блокчейн
для подтверждения подлинности и этичности производства
|
Проблемы
авторского права
|
Копирование
дизайнов китайскими фабриками – убытки до 30% для независимых мастеров (WIPO,
2023).
| ||
Финансовая
доступность и краудфандинг
|
Краудфандинг
(Planeta.ru, Boomstarter) помогает собрать средства на запуск коллекций.
|
Экономические
риски
|
Высокие
затраты на цифровые инструменты (3D-принтеры, подписки на ПО) для небольших
мастерских.
| ||
Микрогранты
и онлайн-конкурсы поддерживают ремесленников.
| |||||
Дропшиппинг
и маркетплейсы избавляют от необходимости содержать склады
|
Зависимость
от платформ: Комиссии маркетплейсов (до 15-20%) снижают доходы ремесленников.
| ||||
Криптовалюты
и NFT – новые способы монетизации уникальных изделий
| |||||
Сохранение
и популяризация традиций
|
Цифровые
архивы (базы данных узоров, техник) помогают сохранять культурное наследие
|
Девальвация
ручного труда
|
Фабрики
используют "поддельный хендмейд" (например, штампованные
"ручные" узоры), вводя покупателей в заблуждение.
Пример: Китайские фабрики выпускают "этно-сувениры", имитирующие ручную работу мастеров | ||
Виртуальные
музеи и выставки знакомят широкую аудиторию с ремеслами
| |||||
Видеохостинги
позволяют мастерам делиться знаниями и привлекать учеников
| |||||
Потеря
аутентичности
|
Цифровые
шаблоны упрощают производство, но лишают изделия индивидуальности.
| ||||
Стандартизация:
Использование CAD-программ и автоматизации может унифицировать стиль,
уменьшая разнообразие традиционных техник.
|
Кроме перечисленных преимуществ использования цифровых технологий в частных мастерских можно назвать:
¾ устойчивое развитие и экологичность: цифровые чертежи сокращают расход материалов на пробные версии; цифровые шаблоны для раскроя кожи уменьшают отходы; функционирование онлайн-маркетплейсов для перепродажи ручных изделий (например, «Авито Хендмейд»);
¾ формирование коллабораций и сообществ: онлайн-форумы и чаты (Telegram, VK Мессенджер и др.) объединяют ремесленников для обмена опытом; коллаборации с дизайнерами и брендами через цифровые платформы.
Происходящий в настоящее время процесс цифровой трансформации требует от товаропроизводителей соответствующих мер реагирования на усиление конкуренции как со стороны крупного бизнеса, таки с частными мастерскими. Мировой опыт показывает об успешности таких основных стратегий адаптации ремесленников в цифровой среде, как использование гибридных бизнес-моделей, усиление эксклюзивности, применение сторителлинга и расширение образовательных инициатив (таблица 4).
Таблица 4 - Ключевые стратегии адаптации ремесленников в цифровой среде
Стратегия
|
Характеристика
|
Пример
|
Гибридные бизнес-модели
|
Традиционная
модель характеризуется продажей преимущественно через локальные ярмарки, эскизы
- преимущественно ручные, распространение - через сарафанное радио.
|
Испанские
гончары объединились в кооператив «Ceramica Digital», где используют
онлайн-конструктор для индивидуальных заказов
|
Мастерские,
пережившие цифровую трансформацию, продают изделия через Etsy, Shopify.
Эскизы разрабатываются через 3D-визуализация в Blender. Распространение - таргетированная
реклама в FB/Instagram.
ИИ-дизайн: генерация уникальных узоров. VR-мастерские: обучение ремеслу в виртуальной реальности. Умные материалы: 3D-печать керамикой с памятью формы. В качестве угроз можно обозначить риск потери уникальности. | ||
Упор на эксклюзивность и сторителлинг
|
Подчеркивание
уникальности:
- видео процесса создания («сделано вручную»), - сертификаты подлинности (блокчейн-технологии). |
Японские
мастера мечей продают NFT-истории о каждом клинке.
|
Образовательные
инициативы
|
Онлайн-курсы
для ремесленников:
- «Цифровой маркетинг для handmade» (Coursera, Skillbox), - «3D-моделирование для ювелиров». |
В
ЕС господдержка осуществляется через программу «Crafts of the Future»,
которая финансирует цифровизацию малых мастерских.
|
Заключение
Проведенные исследования показали эффективность применения цифровых технологий в процессе производственной деятельности кустарно-ремесленных мастерских. При этом наряду с возможностями, которые генерируются цифровой средой, в которой функционируют ремесленники возникают и проблемы, которые не всегда могут быть решены силами отдельных микропредприятий. Последующие исследования могут быть направлены на поиск мер по преодолению неблагоприятных побочных эффектов цифровой трансформации.
Наблюдаемый в настоящее время период развития цифровой экономики показал, что часть ремесленников активно включились в этот процесс, часть знакома с возможностями, появляющимися с использованием современных технологий, остальная часть, представленная по большей части народными промыслами, придерживается традиций, передающихся из поколения в поколение. И если первые успешно преодолевают препятствия рыночных условий хозяйствования благодаря внедрению стратегических решений, соответствующих современному этапу научно-технического развития, то последним по объективным причинам необходима поддержка со стороны государства.
[1] В формулировке научной электронной библиотеки Elibrary.ru
[2] Часть пятого технологического уклада
[3] Часть шестого технологического уклада
References:
Aminov T. M., Bychkova E. Yu., Efanov A. V. (2021). Craft education in Russia: theory and practice
Efanov A. V. (2014). Craft education in Russia: values, content, technologies
Gassiy V. V., Krivoshapkina O. A., Potravnyy I. M. (2020). Economic mechanisms for supporting the traditional crafts of the indigenous peoples of the North in the industrial development of the Arctic
Gavrilov D. E., Mokronosov A. G. (2014). The development of handicraft activity as a socio-economic phenomenon
Grebenichenko S. F. (1990). Statistics of small enterprises, handicraft production and rural crafts (1917-20-ies)
Grigorova V. A. (2011). The role of handicrafts in the creation of a metallurgical plant base in the Chernozem South of Russia : mid-17th-mid-18th centuries
Lenin V.I. (1971). The development of capitalism in Russia
Luzhkov Yu. M., Linovich S. M. (2009). An art that cannot be lost! Folk art crafts of Russia: flourishing, decline, prospects of revival
Lyaschenko P.I. (1956). History of the national economy of the USSR. Vol. 2. Capitalism
Minenko L. V. (2006). Decorative and applied arts and folk art crafts in the structure of the traditional culture of Russia and the art crafts of Western Siberia
Plyusnin Yu. M. (2024). Crafts of the Russian province: Informal economic practices of the population
Prugavin B.C. (1891). Handicraft industry, its fate and significance. The 2nd Bulletin of Europe
Rashin A. G. (1958). Formation of the Russian working class
Romantsev G.M. (2012). The problems of the formation of professional craft education in Russia
Rybnikov A. A. (1913). Handicraft industry and the sale of handicrafts
Ryndzyunskiy P. G. (1966). Krestianskaya promyshlennost v poreformennoy Rossii
Struve P. B. (1894). Critical notes on the economic development of Russia
Tugan-Baranovskiy M. I. (1912). An essay on the development of the manufacturing industry in Russia
Vodarskiy Ya. E., Istomina E. G. (2004). Rural handicrafts of European Russia at the turn of the 19th and 20th centuries
Vorontsov V.P. (1886). Essays on the handicraft industry of Russia
Страница обновлена: 19.05.2025 в 16:58:52