Кустарно-ремесленные промыслы в условиях цифровой экономики
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 5 (Май 2025)
Введение
Современное общество заинтересовано не только в потребительских свойствах продуктов, оно предъявляет повышенные требования к учету производителем индивидуальных потребностей представителей этого общества, а также и к форме потребления. Если в период расцвета кустарно-ремесленного производства, в период, так называемой, конкуренции потребителя для того, чтобы удовлетворить потребности достаточно было применения преимущественно ручного труда, то в настоящее время конкуренции производителя требуются технологии, которые не только повышают производительность труда, но и обеспечивают необходимые качество продуктов и способы их доставки до конечного потребителя. Цифровые технологии со своей стороны отчасти позволяют обеспечить такие эффекты.
В отечественных экономических исследованиях индивидуальной трудовой деятельности можно выделить этапы повышения интереса и, напротив, его охлаждения. А.К. Корсака [8] можно считать одним из первых исследователей, применившим научных подход в изучении кустарной промышленности. Александр Казимирович считал эту деятельность важной, но второстепенной по отношению к основной производственной деятельности. Ученый провел сравнительный анализ промышленного производства в России и Западной Европе.
Народнические взгляды о важном значении кустарного производства для крестьянского хозяйства поддерживал В.П. Воронцов [2]. Василий Павлович акцентировал внимание на связи промыслов с земледелием, на их особенностях, обусловленных видом населенных пунктов – город или сельская местность и территорией распространения, затронул финансовые аспекты кустарной деятельности. В.С. Пругавин [15] отмечал, наличие проблем в развитии кустарного производства и необходимости государственной поддержки посредством кредитования, содействия в реализации продукции и обучении. Общим для представителей народнического направления в исследованиях экономического развития России является отсутствие обоснований встроенности народных промыслов в капиталистический тип производственных отношений.
Противоположных народничеству взглядов придерживались представители либерально-буржуазного направления в развитии российской экономики, к которым относят П. Б. Струве [21], М. И. Туган-Барановского [22] и их сторонников. Они отводили капитализму значительную роль в преобразовании надомного производства в промышленное. А.А. Рыбников [19] исследовал природу кустарного производства, вопросы его государственной поддержки в России.
В.И. Ленин [9], как сторонник марксистского направления, рассматривал кустарное производство как переходный этап между феодализмом и капитализмом, и по этой причине не нуждается в государственной поддержке.
В. И. Гриневицкий [7] прогнозировал присутствие ремесленного труда в течение длительного периода в таких отраслях как деревообработка и одежно-галантерейная отрасль.
П. И. Лященко [11] и А. Г. Рашин [16] рассматривали ремесленно-кустарный опыт в качестве основы для формирования кадров на начальном этапе развития фабричного производства советской России.
До 60-х гг. XX в. кустарное производство выпало из сферы научных интересов советских ученых – экономистов. С возрастанием значения надомного производства в народном хозяйстве активизировались и научные исследования этой формы хозяйствования, по большей части у этнографов и историографов П.Г. Рындзюнский [20]. В экономической науке надомное производство свелось к понятию народных промыслов.
Постсоветский период и период начала XXI в. характеризуется бурным ростом интереса к кустарно-ремесленному производству у представителей разных научных специальностей, в т.ч. историографов С.Ф. Гребениченко [5], Я.Е. Водарского [1] В.А. Григоровой [6] и др., культурологов Ю.М. Лужкова с соавторами [10], Л. В. Миненко [12], представителей педагогических наук Т. М. Аминова, Е. Ю. Бычковой, А. В. Ефанова [17], Г.М. Романцева с соавторами [14], А. В. Ефанова с соавторами [18], экономистов Д. Е. Гаврилова, А. Г. Мокроносова [3], Ю. М. Плюсниным [13], В. В. Гассия, О. А. Кривошапкиной, И. М. Потравного [4]. Д. Е. Гаврилов, А. Г. Мокроносов [3] подошли с теоретической точки зрения к раскрытию вопросов ремесленной деятельности, раскрыли концептуальные основы, содержательную часть понятий «промысел», «ремесло», «кустарная деятельность» видовой состав ремесленной промышленности. М. Плюснин исследовал особенности промыслов в провинциальных регионах страны. В. В. Гассий, О. А. Кривошапкина, И. М. Потравный [4] в своей работе рассмотрели экономические механизмы поддержки традиционных промыслов малочисленных народов Севера.
Для оценки уровня исследовательского интереса к проблемам ремесленно-кустарного производства были использованы ресурсы научной электронной библиотеки Elibrary.ru. Согласно рисунку 1 можно наблюдать цикличный рост публикаций по темам, связанным с ремесленно-кустарным промыслом. В выборке тем по следующим направленностям исследований: 1) «История. Исторические науки» [1]; 2) «Экономика. Экономические науки»; 3) «Искусство. Искусствоведение. Культура. Культурология»; 4) «Народное образование. Педагогика, преобладают первые две направленности» (рисунок 2). При этом, нужно учитывать, что темы не строго выстроены по направленностям. Некоторые темы могут иметь несколько направленностей и склонятся при этом к одной из них (рисунок 2).
Рис. 1. Количество публикаций по теме ремесленно-кустарного промысла
Составлено авторами с использованием данных elibrary.ru. Настройки фильтра: ключевые слова: кустарный, промысел, ремесло; область поиска: «в названии публикаций»; тип публикаций: «статьи в журналах», «книги», «материалы конференций»; параметры: «искать с учетом морфологии», «искать похожий текст»
Рис.2. Структура публикаций по теме ремесленно-кустарного промысла, экономической, педагогической, искусствоведческой и исторической направленности за 2015-2024 гг.
Составлено авторами с использованием данных elibrary.ru. Настройки фильтра: ключевые слова: кустарный, промысел, ремесло; область поиска: «в названии публикаций»; тип публикаций: «статьи в журналах», «книги», «материалы конференций»; Тематика: «История. Исторические науки»; «Экономика. Экономические науки»; «Искусство. Искусствоведение. Культура. Культурология»; «Народное образование. Педагогика, преобладают первые две направленности» параметры: «искать с учетом морфологии», «искать похожий текст»
В процессе изучения литературы систематизированных публикаций по влиянию цифровизации на кустарно-ремесленную деятельность найти не удалось.
Кустарно-ремесленные промыслы являются достаточно изученной сферой экономических отношений, подробно раскрыта их содержательная сторона, явно определено значение для экономики, в том числе постиндустриальной. При этом недостаточное внимание уделено технической стороне процесса создания и продвижения кустарно-ремесленной продукции и услуг, что является следствием укоренившегося в обществе мнения о таком типе производства как основанном на использовании ручного труда. Необходимо учитывать тот факт, что технологии, используемые ремесленниками, развиваются вместе с совершенствованием их мастерства. В современных условиях цифровые технологии, проникая во все сферы общественно-экономических отношений, находят широкое применение в условиях частного мелкотоварного производства, усиливая его сильные качества и минимизируя недостатки.
Целью данного исследования является становление степени влияния цифровых технологий на результаты производственной деятельности кустарно-ремесленных мастерских, выявление возможностей и недостатков цифровизации их бизнес-процессов.
Научная новизна исследования состоит в обосновании определяющей значимости цифровых технологий для «выживаемости» производства кустарно-ремесленного типа в современных условиях. По нашему мнению, одним из существенных способов упрочить позиции ремесленников в конкурентной среде является использование передовых технологий, в том числе цифровых.
В ходе исследования были использованы научный эксперимент и наблюдение за процессом его реализации. В качестве объекта наблюдения использовался пример производства кустарно-ремесленного типа. В результате реализации этого эксперимента были выявлены возможности и специфические ограничения. Были применены качественные и количественные подходы к описанию сферы кустарно-ремесленного производства. Качественная характеристика была использована в процессе описания эффектов цифровизации кустарно-ремесленного промысла, ключевых стратегий адаптации ремесленников; количественная – при сопоставлении масштабов кустарно-ремесленного производства сравниваемых стран. Была осуществлена интерпретация динамики объемов производственной деятельности ремесленников. В завершении исследования были подведены итоги, проведено научное обобщение
Основная часть
В первой четверти XXI в наблюдается устойчивое развитие состояния частных мастерских (таблица 1). Этот период охватывает пятый и шестой технологические уклады. Принято считать, что ремесло это процесс, который характеризуется использованием в основном ручного труда. Но сравнение производительности труда в частных мастерских по выручке шестого технологического уклада с предыдущим дает основание считать, что технологии имеют значение.
Таблица 1 – Экономические показатели развития частных мастерских в России
Показатели
|
Среднее 2006-2010 [2]
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Среднее 2019-2023 [3]
|
Выручка, млрд. р.
|
115,00
|
120,00
|
110,00
|
180,00
|
200,00
|
250,00
|
170,00
|
Число мастерских, млн. ед.
|
-
|
0,05
|
0,05
|
0,07
|
0,07
|
0,08
|
0,06
|
Занятость, млн. чел.
|
0,29
|
0,30
|
0,35
|
0,40
|
0,46
|
0,50
|
0,40
|
Онлайн-продажи, млрд. р.
|
-
|
20,00
|
30,00
|
70,00
|
95,00
|
120,00
|
67,00
|
Выручка на одного занятого, тыс. р.
|
396,55
|
400,00
|
314,29
|
450,00
|
434,78
|
500,00
|
422,89
|
Промысел — это деятельность, которая направлена на получение дохода в основном для простого воспроизводства посредством добывания ресурсов или производства товаров. В связи с чем можно выделить следующие добывающие и кустарно-ремесленные группы промыслов, которая включает: народные промыслы, художественные промыслы, производство товаров народного потребления и оказание бытовых услуг.
Общими для ремесленного и кустарного производства являются наличие права собственности мастера-руководителя на средства производства, высокий профессионализм и взаимозаменяемость мастеров. Основным отличием является результат труда. Для ремесленной разновидности промыслов результатом труда является штучный, эксклюзивный продукт, кустарный труд, в свою очередь, связан с мелкосерийным производством. Остальные отличительные признаки являются производными (таблица – 1).
Таблица 2 - Сравнение ремесленного и кустарного производства
Критерий
|
Ремесленное производство
|
Кустарное производство
|
1.
Определение
|
Создание
уникальных изделий с акцентом на искусство и традиции.
|
Мелкосерийное
производство простых товаров для местного рынка.
|
2.
Масштабы
|
Индивидуальная
работа или маленькие мастерские (1–5 человек).
|
Часто
семейные или небольшие артели (до 10–20 человек).
|
3.
Технологии
|
Основной
инструмент — мастерство, второстепенный – технологии
|
Простые
инструменты, иногда полумеханизированные процессы
|
4.
Ассортимент
|
Эксклюзивные,
часто штучные изделия (украшения, керамика, резные предметы).
|
Стандартизированные
товары повседневного спроса (посуда, мебель, инструменты).
|
5.
Цель
|
Сохранение
культурного наследия, художественная ценность.
|
Удовлетворение
бытовых потребностей, заработок.
|
6.
Материалы
|
Натуральные
и дорогие (серебро, кожа, редкие породы дерева).
|
Доступные
и дешевые (глина, лоза, бытовой металл).
|
7.
Рынок сбыта
|
Известный
рынок (производство «на заказ»)
|
Неизвестный
рынок
|
8.
Средняя цена готового продукта
|
Более
высокая
|
Менее
высокая
|
Перечисленные отличия влияют на чувствительность к используемым технологиям. Ремесленное производство требует большего внимания к запросам потребителей, поэтому востребованы технологии, позволяющие точнее определить потребности клиентов и возможности мастера, такие как виртуальная реальность, цифровые двойники. Также в связи с ограниченными возможностями технических устройств бывает необходимо дорабатывать продукт вручную, что требует большего времени и ресурсов на каждое изделие. Кустарное производство требует обработать большего количество заявок, что может быть обеспечено информационными системами управления взаимоотношениями с клиентами, так называемыми CRM-системами, маркетплейсами. Для тиражирования применяются 3D-принтеры, станки с ЧПУ, позволяющими загрузить цифровой макет продукта.
При осуществлении производственного процесса отдельно взятым мастером граница между ремесленным и кустарным производством не всегда бывает четкой. Ремесленный труд требуется при создании прототипа, а затем вступает кустарное производство для его тиражирования. Также выбор между специализацией и универсальностью или тиражированием и эксклюзивностью зависит от способностей и заинтересованности мастера и от потребностей рынка. В дальнейшем при рассмотрении общих вопросов ремесленного и кустарного производства будем использовать термин «ремесленное производство». При акцентировании особенностей того или иного вида промыслов будем использовать название, соответственно, «ремесленное производство» или «кустарное производство».
В эпоху цифровизации ремесленничество сталкивается с двойственным воздействием: с одной стороны, технологии создают новые возможности для роста, с другой — усиливают конкуренцию и требуют адаптации (таблица 3).
Таблица 3 – Позитивные и негативные эффекты цифровизации для ремесленного производства
Позитивные
эффекты
|
Негативные
эффекты
| ||||
эффект
|
характеристика
|
эффект
|
характеристика
| ||
Расширение
рынков сбыта
|
Онлайн-платформы
(Etsy, Amazon Handmade, Ярмарка Мастеров) позволяют ремесленникам выходить на
глобальную аудиторию. В 2023 году оборот Etsy составил 13,3 млрд. долл.,
причем 43% покупателей приобретали товары из других стран
|
Конкуренция
с массовым производством
|
Китайские
платформы (AliExpress, Temu) предлагают дешевые аналоги ручных изделий.
| ||
Социальные
сети (Instagram, Pinterest, TikTok) как инструмент продвижения. Хештег
#handmade в Instagram – более 200 млн публикаций.
|
Исследование
2023 г.: 60% покупателей выбирают «похожий, но дешевый» вариант вместо
handmade.
| ||||
Цифровые
инструменты для производства
|
3D-печать
и лазерная резка – ускорение создания прототипов и малых серий. Ювелирные
мастерские используют 3D-принтеры для восковых моделей, сокращая время
производства на 40%.
|
Цифровой
разрыв
|
Не
все ремесленники готовы к цифровизации: в ЕС только 35% малых мастерских
используют интернет-продажи (Eurostat, 2024).
| ||
CAD/CAM-программы
(AutoCAD, Rhino) – точное проектирование изделий.
|
В
развивающихся странах (Африка, Латинская Америка) доступ к цифровым
инструментам ограничен.
| ||||
Зависимость
от технологий
|
трата
навыков: Молодые мастера полагаются на цифровые инструменты, не осваивая
традиционные методы в полной мере.
| ||||
Технические
сбои: Отсутствие доступа к интернету или электричеству
| |||||
Защита
авторского права
|
Блокчейн
для подтверждения подлинности и этичности производства
|
Проблемы
авторского права
|
Копирование
дизайнов китайскими фабриками – убытки до 30% для независимых мастеров (WIPO,
2023).
| ||
Финансовая
доступность и краудфандинг
|
Краудфандинг
(Planeta.ru, Boomstarter) помогает собрать средства на запуск коллекций.
|
Экономические
риски
|
Высокие
затраты на цифровые инструменты (3D-принтеры, подписки на ПО) для небольших
мастерских.
| ||
Микрогранты
и онлайн-конкурсы поддерживают ремесленников.
| |||||
Дропшиппинг
и маркетплейсы избавляют от необходимости содержать склады
|
Зависимость
от платформ: Комиссии маркетплейсов (до 15-20%) снижают доходы ремесленников.
| ||||
Криптовалюты
и NFT – новые способы монетизации уникальных изделий
| |||||
Сохранение
и популяризация традиций
|
Цифровые
архивы (базы данных узоров, техник) помогают сохранять культурное наследие
|
Девальвация
ручного труда
|
Фабрики
используют "поддельный хендмейд" (например, штампованные
"ручные" узоры), вводя покупателей в заблуждение.
Пример: Китайские фабрики выпускают "этно-сувениры", имитирующие ручную работу мастеров | ||
Виртуальные
музеи и выставки знакомят широкую аудиторию с ремеслами
| |||||
Видеохостинги
позволяют мастерам делиться знаниями и привлекать учеников
| |||||
Потеря
аутентичности
|
Цифровые
шаблоны упрощают производство, но лишают изделия индивидуальности.
| ||||
Стандартизация:
Использование CAD-программ и автоматизации может унифицировать стиль,
уменьшая разнообразие традиционных техник.
|
Кроме перечисленных преимуществ использования цифровых технологий в частных мастерских можно назвать:
¾ устойчивое развитие и экологичность: цифровые чертежи сокращают расход материалов на пробные версии; цифровые шаблоны для раскроя кожи уменьшают отходы; функционирование онлайн-маркетплейсов для перепродажи ручных изделий (например, «Авито Хендмейд»);
¾ формирование коллабораций и сообществ: онлайн-форумы и чаты (Telegram, VK Мессенджер и др.) объединяют ремесленников для обмена опытом; коллаборации с дизайнерами и брендами через цифровые платформы.
Происходящий в настоящее время процесс цифровой трансформации требует от товаропроизводителей соответствующих мер реагирования на усиление конкуренции как со стороны крупного бизнеса, таки с частными мастерскими. Мировой опыт показывает об успешности таких основных стратегий адаптации ремесленников в цифровой среде, как использование гибридных бизнес-моделей, усиление эксклюзивности, применение сторителлинга и расширение образовательных инициатив (таблица 4).
Таблица 4 - Ключевые стратегии адаптации ремесленников в цифровой среде
Стратегия
|
Характеристика
|
Пример
|
Гибридные бизнес-модели
|
Традиционная
модель характеризуется продажей преимущественно через локальные ярмарки, эскизы
- преимущественно ручные, распространение - через сарафанное радио.
|
Испанские
гончары объединились в кооператив «Ceramica Digital», где используют
онлайн-конструктор для индивидуальных заказов
|
Мастерские,
пережившие цифровую трансформацию, продают изделия через Etsy, Shopify.
Эскизы разрабатываются через 3D-визуализация в Blender. Распространение - таргетированная
реклама в FB/Instagram.
ИИ-дизайн: генерация уникальных узоров. VR-мастерские: обучение ремеслу в виртуальной реальности. Умные материалы: 3D-печать керамикой с памятью формы. В качестве угроз можно обозначить риск потери уникальности. | ||
Упор на эксклюзивность и сторителлинг
|
Подчеркивание
уникальности:
- видео процесса создания («сделано вручную»), - сертификаты подлинности (блокчейн-технологии). |
Японские
мастера мечей продают NFT-истории о каждом клинке.
|
Образовательные
инициативы
|
Онлайн-курсы
для ремесленников:
- «Цифровой маркетинг для handmade» (Coursera, Skillbox), - «3D-моделирование для ювелиров». |
В
ЕС господдержка осуществляется через программу «Crafts of the Future»,
которая финансирует цифровизацию малых мастерских.
|
Заключение
Проведенные исследования показали эффективность применения цифровых технологий в процессе производственной деятельности кустарно-ремесленных мастерских. При этом наряду с возможностями, которые генерируются цифровой средой, в которой функционируют ремесленники возникают и проблемы, которые не всегда могут быть решены силами отдельных микропредприятий. Последующие исследования могут быть направлены на поиск мер по преодолению неблагоприятных побочных эффектов цифровой трансформации.
Наблюдаемый в настоящее время период развития цифровой экономики показал, что часть ремесленников активно включились в этот процесс, часть знакома с возможностями, появляющимися с использованием современных технологий, остальная часть, представленная по большей части народными промыслами, придерживается традиций, передающихся из поколения в поколение. И если первые успешно преодолевают препятствия рыночных условий хозяйствования благодаря внедрению стратегических решений, соответствующих современному этапу научно-технического развития, то последним по объективным причинам необходима поддержка со стороны государства.
[1] В формулировке научной электронной библиотеки Elibrary.ru
[2] Часть пятого технологического уклада
[3] Часть шестого технологического уклада
Страница обновлена: 29.04.2025 в 11:28:49