Printsipy tsifrovogo menedzhmenta

Kalyazina E.G.

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 5 (May 2025)

Citation:



Введение

В настоящее время актуальность теоретических и практико-ориентированных вопросов глобальной цифровизации и цифровой трансформации предприятий не вызывает сомнений. Значимость данных процессов подчеркивается и на государственном уровне. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы является национальной целью развития России. Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления закреплено распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2024 г. № 637-р. Национальную программу «Цифровая экономика РФ» с 2025 года сменила новая национальная программа «Экономика данных». Внимание высшего руководства страны к вопросам распространения новых технологий и их доступности для всех категорий граждан подтверждает высокую социальную и экономическую значимость предмета исследования.

В отрасли промышленности также ведется существенная работа по популяризации цифровых платформ и новых технологий. Так Министерством промышленности и торговли РФ разработана методика оценки уровня цифровой зрелости предприятий; методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием; реализуется проект «Цифровой паспорт». Теме цифровой трансформации и проблематике внедрения новых технологий в деятельность современных организаций посвящено большое количество научных работ, в открытом доступе размещаются успешные бизнес-кейсы корпораций.

Пантеон цифрового семейства постоянно пополняется новыми терминами: цифровая трансформация, цифровая экономика, цифровая инфраструктура, цифровая среда, цифровая экосистема, цифровые платформы, и даже цифровая психология. Объектом данной статьи является новое направление «цифровой менеджмент», которое стремительно развивается как в научной, так и в практической плоскости.

Цифровой менеджмент как явление в практической деятельности современной организации становится все более осознанным и общепризнанным: необходимость изменений в системах управления признают руководители как отечественных, так и зарубежных компаний. В условиях непредсказуемой внешней среды и общей турбулентности недостаточно внедрить новое программное обеспечение, важно его «встроить» в функционирование предприятия, создавать единую инфраструктуру и согласовать новые данные и результаты с стратегическими целями.

С научно-исследовательской точки зрения термин также развивается, новые взгляды и концепции формулируются авторами, появляются новые работы с прогрессивными векторами развития цифрового менеджмента. Анализируя работы отечественных исследователей, рассматривающих теоретические аспекты цифрового менеджмента, можно сделать некоторые выводы.

На сегодняшний день единообразия концепций в публикациях нет. Большинство авторов определяют цифровой менеджмент как инструмент управления процессом внедрения новых технологий в деятельность компании или подменяют цифровой менеджмент цифровизацией отдельных управленческих функций. Часть авторов уходит в другую крайность: цифровой менеджмент представляется новой управленческой парадигмой. Как всегда, истина где-то посередине. В первую очередь необходимо подчеркнуть, что цифровой менеджмент — это не только стратегии и методы работы с новыми технологиями. Понятие намного шире, оно подразумевает системные цифровые преобразования, ведь менеджмент — это система со своими закономерностями, законами, принципами, инструментарием, структурой и т.д. Однако и до устоявшейся парадигмы цифровому менеджменту далеко.

Управленческая парадигма в научной литературе считается собирательным образом, отражающим систему взглядов на управление как науку и как искусство, вытекающую из основополагающих идей и научных результатов признанных ученых: теоретиков и практиков. Важно подчеркнуть, что такая парадигма объективно воспринимается другими исследователями, непрерывно подкрепляется новыми теоретико-методическими разработками сопутствующих или даже несвязанных параллельных научных теорий. Чтобы стать общепринятой концепцией, управленческой парадигме необходимо принять устойчивые формы методологии, пройти апробацию успешными практическими кейсами по построению новой системы управления. Цифровой менеджмент - направление новое, должно пройти время, чтобы идеология была сформирована, теоретическая база накоплена, методы отработаны на практике.

Методология цифрового менеджмента только начинает формироваться, а взгляды и концепции разнятся. Стоит признать, что на сегодняшний день отсутствует цельный взгляд на проблематику, очень ограниченный круг авторов рассматривает понятие цифрового менеджмента в комплексе со стратегическими целями предприятия, его ресурсами и окружением.

Новое видение трансформации менеджмента в условиях цифровой экономики и экономики данных представляют Перепелица Л.А. [10], Клименко О.И. [6], Курьянов С. [7], Александрова Т.В. [4], Татенко Г.И. [11], Шихалиева Д.С. [12] и др. Группа исследователей Морозов В.И. и колл. выделяют шесть подходов (концепций) к цифровому менеджменту [9]: эволюционный, революционный, трансформационный, организационный, стратегический, циклический. Каждый из них детально описан, приведены достоинства и особенности. Такая структурированность исследования с указанием ключевых работ авторов-приверженцев того или подхода представляет высокую ценность для дальнейшего формирования и развития методологии цифрового менеджмента.

Целью данного исследования является выявление и анализ общих закономерностей управленческих процессов при внедрении цифрового менеджмента и формулирование соответствующих принципов.

Научная новизна работы состоит в структуризации рациональных, благоприятных условий, устоев для изменений в системах управления и обосновании их целесообразности для эффективного процесса внедрения цифрового менеджмента.

На основании проведенных исследований и анализа отечественных и зарубежных источников, бизнес-кейсов, посвященных теме цифрового менеджмента и условиям его интеграции в деятельность предприятий, автором предложены принципы с позиции соблюдения обязательных условий и закономерностей управленческих процессов цифровой трансформации.

Определение принципов цифрового менеджмента

В рамках формирования и применения принципов цифрового менеджмента были рассмотрены организации с позиции как уже сформировавшегося цифрового предприятия [8], так и потенциально возможного.

1. Принцип необходимости и достаточности. Внедрение цифрового менеджмента, как и сам процесс цифровой трансформации, не должен становится самоцелью, следованием трендам и обязательным условием успешного функционирования предприятия. Необходимость цифровых изменений должна подтверждаться соответствующим источником цифрового менеджмента [5].

Необходимое условие – условие, отсутствие которого препятствует успешному внедрению цифрового менеджмента. В качестве необходимых условий выступают те ресурсы, которые обеспечивают процесс внедрения: административные (активная поддержка изменений руководством предприятия); человеческие (достаточный уровень знаний и навыков персонала); финансовые и информационные (наличие программных продуктов к внедрению). Кроме ресурсов необходимым условием является сильная корпоративная культура, способствующая и адекватно воспринимающая изменения и инновации.

Перечисленные выше условия могут рассматриваться как необходимые и достаточные в случае начала пути к цифровому менеджменту и цифровой трансформации, когда предприятие считаем потенциально цифровым.

Достаточное условие – условие, наличие которого гарантирует успешное внедрение цифрового менеджмента. Рассматривая уже сформировавшееся цифровое предприятие, можно утверждать о достаточном условии – достижении высокого уровня цифровой зрелости согласно существующим методикам оценки.

2. Принцип оптимальности. Для достижения целей цифрового менеджмента организация должна устанавливать определенные требования по максимально возможным затратам времени и ресурсов и к предполагаемому эффекту. Другими словами, эффект от изменений должен соответствовать затраченным усилиям. Однако стоит отметить, оценка эффективности внедрения цифрового менеджмента должна учитывать не только количественные показатели, но и показатели качественные – социальные, психологические, а также реальные сроки окупаемости внедряемых технологий.

Приведем пример. Одной из метрик эффективности RPA (robotic process automation – роботизированная автоматизация процессов) является количество высвобожденных штатных единиц (FTE). Примем как вводные данные: RPA может обработать 200 заявок в день, в то время как менеджер - 20-25 заявок, тогда при таких условиях можем прогнозировать возможное высвобождение целого подразделения компании в 8-10 человек. По данным разработчиков данного вида ПО срок окупаемости составит от нескольких месяцев. Такие показатели очень наглядно демонстрируют превосходство эффекта над затраченными усилиями. Здесь же, в предложенных условиях, руководитель должен учитывать и другие показатели эффективности внедрения цифровых технологий, зависящие, например, от типа потребительского сегмента. RPA может прекрасно работать на массовом рынке или при дробном/ многопрофильном сегментировании рынка, но и быть совершенно бесполезным в нишевом рынке. Нишевый рынок – это, как правило, эксклюзивный товар и ограниченное количество потребителей, которых обслуживают персональные менеджеры, где важны личные связи, индивидуальный подход, особенное общение. В таком случае RPA может приносить пользу только в определенных бизнес-процессах, но о замене менеджеров речи не идет.

Если рассматривать внедрение цифрового менеджмента как проект, то справедливо будет и оценивать эффективность данного проекта по классическим методикам (возврат инвестиций, сроки окупаемости и др.). Такой расчет будет выглядеть убедительным не только для инвесторов и акционеров, но и для рядовых сотрудников, демонстрируя пользу изменений.

3. Принцип комплексности. Данный принцип подразумевает всестороннее цифровое развитие системы управления и ее воздействие на все элементы предприятия, включая его взаимосвязи с окружающей средой. Взаимосвязь и согласованность со всеми элементами организационной структуры, включая производственные подразделения, является одной из важнейших задач цифрового менеджмента. Построение единой цифровой инфраструктуры охватывает не только само цифровое предприятие, но и коммуникации со всеми стейкхолдерами, что делает их более эффективными. Так принцип комплексности подразумевает некую системность предприятия, как во внутренней среде, так и во внешней.

4. Принцип разделения труда. Разделение труда рассматривается в контексте «люди новые цифровые технологии».

Место цифрового менеджмента в архитектуре цифровой трансформации представлено на рисунке 1. По мнению автора, в будущем состав организационной структуры производственного предприятия, стремящегося к цифровому, будет претерпевать серьезные изменения. Система управления будет представлять собой большие массивы данных, на основании которых будет принимать решения топ-менеджмент. На сегодняшний день активное развитие получают системы поддержки принятия решений (СППР), в том числе и с применением искусственного интеллекта (ИСППР – интеллектуальные системы поддержки принятия решений), что повышает эффективность работы системы управления. В свою очередь производственная структура стремится к полностью цифровой экосистеме. Данный путь мы видим уже сегодня: автоматизация бизнес-процессов, их роботизация и создание полноценной единой цифровой инфраструктуры как конечная цель цифровой трансформации. Люди в производственной структуре представляют собой обеспечивающую линию в целях упреждения нештатных ситуаций в производственном процессе. Количество производственных специалистов будет уменьшаться в результате распространения новых технологий. Цифровой менеджмент оказывает влияние на производственную структуру, целью такого влияния является именно построение цифровой инфраструктуры, а методами влияния являются составляющие цифрового менеджмента – новые цифровые технологии, модели цифрового менеджмента, цифровая стратегия предприятия и т.д. Трансформация системы управления и производственной структуры бизнеса дают потребителям новый продукт высокого качества.

Проблематика данного принципа также строится на корректном распределении работ, задач, функций: следует избегать их дублирования у специалиста и технологий. Такая ситуация предотвращается регулярным процессом департаментализации (соотношением задач и исполнителей с расчетом трудозатрат), и в случае перехода задачи от специалиста к программному продукту/ технологии необходимо учитывать высвобожденную штатную единицу или снижение трудоемкости задачи для человека, так как его полномочии будут меняться: от прямых действий к анализу и обработке данных.

Рисунок 1. Архитектура процесса цифровой трансформации предприятия

Источник: составлено автором

5. Принцип исполнения полномочий и принятия ответственности.

Какие бы сценарии не разрабатывал искусственный интеллект, какие бы данные не предоставляли программные продукты, выбор управленческого решения остается за человеком. И ответственность за него подразумевает не только законность, легитимность, экономический результат, но и социальную ответственность. Например, анализ рисков, предоставляемый новыми технологиями, не учитывает этическую сторону решения, психологические факторы, которые может учесть и почувствовать только руководитель. Также вопрос исполнения полномочий и принятия ответственности лежит в плоскости своевременности управленческих решений. «Цифра» может дать прогноз, но менеджер должен применять комплексный подход (положение на рынке, настроения потребителей, конфиденциальная информация о конкурентах, да и профессиональное чутье, интуиция) в оценке ситуации.

6. Принцип компетентности кадров. Сегодня требования к руководителям становятся все более жесткими. И они обусловлены новым цифровым миром, где технологии распространяются не только в производственной сфере, но и в управленческих процессах. Так компетентность производственных рабочих – в умении пользоваться новым оборудованием (автоматизированные производственные линии, роботизированная автоматизация процессов, применение интернета вещей и др.), умении быстро обучаться и получать необходимые данные от «цифры», а компетентность менеджеров – в умении пользоваться данными, которые получают с помощью цифровых технологий, и принимать эффективные решения на их основе. Одной из ключевых компетенций современного менеджера должна являться его способность эффективной интерпретации получаемых данных о состоянии и развитии объекта управления с целью выработки оперативных решений, способствующих конкурентоспособному функционированию хозяйствующего субъекта в динамично меняющихся условиях. Ведь в случае неиспользования данных и возможных сценариев менеджером, теряется смысл построения цифрового предприятия и самого процесса цифровой трансформации. Так уровень необходимой экспертности в вопросах контроля, например, искусственного интеллекта, должен непрерывно совершенствоваться в целях фактчекинга источников и верного толкования сгенерированных ответов.

Таким образом, соблюдение сформулированных выше принципов цифрового менеджмента способствует успешному процессу внедрения цифрового менеджмента и достижения целей цифровой трансформации предприятия.

Системный подход к реализации принципов цифрового менеджмента

Автор предлагает рассматривать сформулированные принципы с позиции системного подхода: взаимосвязи принципов и условий для их реализации дают целостное видение алгоритма внедрения цифрового менеджмента. Объединение принципов в систему (рис.2) подчеркивает важность рассмотрения каждого элемента в комплексе с другими элементами системы и требованиями к их исполнению.

Рисунок 2. Система принципов цифрового менеджмента

Источник: составлено автором

Системность подхода к исполнению принципов цифрового менеджмента обеспечивается выделением следующих взаимосвязей и условий реализации:

1. Обеспечение принципов разделения труда, исполнения полномочий и принятия ответственности и комплексности наличием программных продуктов и технологий, в той или иной степени объединенных в единую цифровую инфраструктуру (в случае цифрового предприятия – подтверждение работающей инфраструктуры, в случае трансформирующейся организации – подтверждение выбора и закупки необходимого программного обеспечения, обучения сотрудников и готовности его использования).

2. Подтверждение ресурсной обеспеченности (в виде финансовой, административной поддержки, наличие необходимых информационных, нематериальных и др. ресурсов) и сформированной корпоративной культуры для реализации принципов необходимости и достаточности и компетентности кадров. Повышение уровня цифровой зрелости компании и высокой степени развития человеческого потенциала предполагает значительную поддержку топ-менеджмента в виде различных форм мотивации сотрудников и устоявшуюся систему норм и правил поведения в коллективе, направленную на достижение общих целей, а также развитие как профессиональных, так и личностных качеств штатного персонала.

3. Взаимосвязь принципа разделения труда и принципа исполнения полномочий и принятия ответственности. Система управления организацией, представляющая собой аппарат топ-менеджмента, отвечает за принятие управленческих решений на основе данных, полученных с использованием цифровых технологий. Делегирование ответственности разработанному и выбранному как приоритету «цифрой» сценарию невозможно. Окончательное решение остается за руководителем.

4. Взаимосвязь принципа разделения труда и принципа комплексности. Система управления невозможна без производственных подразделений, направленность ее действий способствует повышению эффективности основных бизнес-процессов. Согласованность всех структур предприятия подразумевает включение как руководящего состава и людей в обеспечивающей линии, так и новых технологий в достижение стратегических целей.

5. Взаимосвязь принципа оптимальности и принципа необходимости и достаточности заключается в рациональном выборе программных продуктов, соответствующих задачам и стратегиям цифрового менеджмента конкретной организации [5].

6. Взаимосвязь принципа необходимости и достаточности и принципа компетентности кадров. Оценка существующего уровня цифровой зрелости объекта цифрового менеджмента должна осуществляться компетентными специалистами соответствующей квалификации, и если для оценки можно привлечь сторонние организации (внешний аудит), то для повышения цифровой зрелости (исполнения мероприятий для реализации выбранной стратегии цифровой трансформации и цифровых стратегий подразделений, бизнес-процессов и т.д.) требуется вклад всех штатных специалистов, задействованных в данном процессе. Сотрудники должны понимать важность совершенствования своих знаний и навыков, развития своих компетенций в области цифровых технологий и их применения в деятельности компании.

Таким образом, система принципов цифрового менеджмента наглядно демонстрирует комплексный характер выявленных закономерностей внедрения цифрового менеджмента.

Заключение

По мнению автора, в настоящее время термин «цифровой менеджмент» становится ответом на новые вызовы времени: теоретическое осмысление процессов цифровой трансформации не успевает за практикой распространения цифровых технологий в деятельность компаний. Ощущается нехватка стандартизированных правил, норм, алгоритмов и регламентов для построения цифровой инфраструктуры и ее эффективного использования всеми специалистами. Упорядоченные действия помогут избежать ошибок, сфокусировать внимание на фундаментальных процессах цифровой трансформации и ее управленческих процессах. Поэтому научному сообществу важно предпринимать попытки к формализации данной области знания и формированию новых инструментов и методик. Появление понятия цифрового менеджмента и его популяризация в академической среде способствует новому видению и подходу к цифровой трансформации.

Формирование основных методологических положений термина «цифровой менеджмент» позволит не только обозначить единый подход к новой управленческой науке, но и поможет руководителям более осознанно подходить к процессу цифровизации. В данной работе автором сформулированы принципы цифрового менеджмента как нового обязательного элемента методологии цифрового менеджмента. Принципы представлены исходя из выявленных закономерностей и тенденций протекания управленческих процессов при цифровых изменениях. В целях визуального удобства и выявления устойчивых взаимосвязей предложена система принципов цифрового менеджмента. Такой инструментарий направлен на осмысление и понимание руководителем основных устоев цифрового менеджмента и обязательных условий для его успешного внедрения.


Страница обновлена: 30.04.2025 в 13:28:34