Методический подход к оценке угроз кадровой безопасности региона

Данилова Н.Н.1, Бутакова Н.М.1, Жуков М.Ю.1, Бурменко Р.Р.1, Бурменко Т.А.1
1 Сибирский федеральный университет

Статья в журнале

Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье развивается современный подход к оценке угроз кадровой безопасности региона, использующий аналитический инструментарий индикаторного метода оценки кадровой безопасности региона и методик корреляционно-регрессионного анализа. Данный подход отличается тем, что на основании рассчитанного единого интегрального показателя, оценивающего кадровую безопасность региона, одновременно, оценивается влияние основных направлений деятельности региона по проекциям (демографическое развитие, состояние рынка труда, социальное расслоение населения, сферы образования и здравоохранения, инновационное-технологическое развитие региона). При этом, предлагается список индикаторов (на основе которого, собственно, проводится анализ кадровой безопасности региона) расширить, путем введения дополнительных индикаторов, с помощью которых можно определять и контролировать характерные для данного региона угрозы и риски кадровой безопасности. В целом, предлагаемый методический подход позволяет своевременно выявлять наиболее уязвимые опции, исходя из расчета коэффициентов корреляции, оказывающие существенное влияние на уровень кадровой безопасности региона. Это, в свою очередь, позволит своевременно принимать управленческие решения региона по снижению уровня угроз и рисков

Ключевые слова: кадровая безопасность региона, угрозы кадровой безопасности, методы оценки кадровой безопасности региона, единый интегральный показатель кадровой безопасности региона

JEL-классификация: L 10, L 94, Z 31



Введение

Как показывает практика, система оценки угроз кадровой безопасности базируется в основном на демографических и социально-экономических показателях, при этом, для целей оценки, не анализируются и не учитываются специфичные угрозы, характерные для конкретного региона, что, в свою очередь, не позволяет достоверно оценить уровень его налоговой безопасности.

Полагаем, уровень кадровой безопасности региона имеет тесную связь с основными направлениями деятельности региона (демографическое развитие, состояние рынка труда, социальное расслоение населения, сфера образования и здравоохранения, инновационное-технологическое развитие региона). Поэтому кадровую безопасность региона необходимо оценивать с учетом взаимосвязи с данными направлениями. При этом считаем, что необходимо выявлять и учитывать специфичные угрозы, характерные для конкретного региона, и дополнить используемый метод оценки угроз кадровой безопасности новыми показателями, которые учитывают эти угрозы.

В статье раскрываются сущность и методы оценки кадровой безопасности региона, указана взаимозависимость между рисками и угрозами кадровой безопасности региона и основными направлениями его деятельности, на основе анализа выявленных угроз предложено ввести дополнительные показатели в действующий перечень индикаторов состояния кадровой безопасности региона учитывающие его специфику, на основе корреляционного анализа установлены наиболее уязвимые опции, на которые нужно обратить особое внимание каждому региону.

Цель статьи предложить новый методический подход к оценке кадровой безопасности региона.

Основная часть

Анализ результатов ряда научных исследований, посвященных вопросам оценки угроз кадровой безопасности региона позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода у авторов, что говорит о недостаточной проработке данного вопроса. Так, каждый автор имеет собственную интерпретацию этого понятия и разрабатывает собственный комплекс мероприятий или предлагаемых методик для оценки ее угроз [1;4;6;8;11;12;14;15;16;25;26;30].

Рассмотрим подробнее некоторые методы, предлагаемые различными авторами.

Индикаторный метод С.Н. Митякова, М.В. Ширяева, Н.Н. Яковлевой и Ц. Чжао – авторы разработали ряд индикаторов, с помощью которых производится исследование внутренних и внешних угроз кадровой безопасности региона, что позволяет оценить их влияние. Предложенная авторами система индикаторов отражает кадровый потенциал региона [31].

- Индикаторный метод, основанный на оценке кадровой безопасности региона и предприятий базовых отраслей промышленности региона В. Бычковой – при разработке данного метода автор ссылается на важность оценки не только региональных показателей, но и показателей хозяйствующих субъектов [8].

- Индикаторный метод (с классификацией индикаторов по проекциям) Е.В. Максютиной – автором была разработана система индикаторов кадровой безопасности региона [29], в которую вошли 6 проекций, включающих 24 индикатора, характеризующих различные аспекты кадровой безопасности региона (Табл. 1).

Таблица 1 – Система показателей для оценки кадровой безопасности региона Е.В. Максютиной

Название проекции
Название индикатора
Проекция «Демографическое развитие»
1 Прирост численности населения региона, % к предыдущему году
2 Численность родившихся на 1000 чел. населения региона
3 Миграционный прирост (убыль) населения, чел. на 1000 жителей региона
4 Удельный вес населения трудоспособного возраста в общей численности населения региона, в %
5 Удельный вес молодежи в общей численности населения трудоспособного возраста, в %
«Проекция состояние рынка труда»
1 Уровень занятости населения по методологии МОТ, %
2 Уровень безработицы по методологии МОТ, %
3 Коэффициент напряженности на рынке труда, чел/вакансии
4 Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в регионе, руб.
5 Рост производительности труда, % к предыдущему году
Проекция «Социальное расслоение и оценка бедности»
1 Среднедушевые доходы населения региона, руб.
2 Отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму
3 Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, % от общей численности населения
4 Коэффициент дифференциации доходов
Проекция «Образование и подготовка кадров»
1 Выпущено специалистов с высшим образованием на 1000 жителей региона, чел.
2 Выпущено специалистов со средним профессиональным образованием на 1000 жителей региона, чел.
3 Выпущено специалистов с начальным профессиональным образованием на 1000 жителей региона, чел.
Проекция «Состояние здоровья населения»
1 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет
2 Численность умерших на 1000 населения региона
3 Коэффициент заболеваемости населения
Продолжение таблицы 1
Проекция Инновационное развитие и цифровая среда»
1 Число лиц, занятых НИР на 10000 занятого населения региона
2 Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВРП
3 Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников, % к ВРП
4 Доля домохозяйств региона, имеющих широкополосный доступ к сети интернет, %
Источник: Максютина Е.В. Мониторинг кадровой безопасности региона (на примере Республики Татарстан).

Полученные значения индикаторов региона сравниваются со средними значениями по стране, исходя из этого делается вывод об угрозах и оценивается их влияние на кадровую безопасность региона.

- Индикаторный метод Н.В. Боровских, Е.А. Кипервар – авторы описали объекты, субъекты, цели анализа и индикаторы (показатели) кадровой безопасности для государства, региона и предприятия, а также провели оценку угроз кадровой безопасности конкретного региона [4].

По мнению авторов, пороговые значения разрабатываются на уровне региона с ориентиром на среднероссийские показатели.

- Индикаторный метод Ю.С. Бочкаревой, Д.В. Ожгихиной, И.В. Роговой, П.А. Туктаровой – метод разработан на основе индикаторного метода Н.В. Боровских, Е.А. Кипервар, для анализа авторы используют только общие показатели кадровой безопасности региона [5].

Таким образом, существуют различные методы и походы к оценке угроз кадровой безопасности региона, большинство из которых основаны на анализе индикаторов кадровой безопасности регионов. Основными недостатками данных методов является их универсальность, что в данном случае не позволяет достоверно оценить и конкретизировать угрозы для анализируемого региона, а также ни для одного метода не разработаны пороговые значения или пороговыми значениями считаются среднероссийские. Данный подход к определению пороговых значений, на наш взгляд, не является достаточно достоверным, так как каждый регион имеет свои географические, демографические, экономические и др. особенности.

В качестве объекта исследования выбран регион - Красноярский край.

Красноярский край характеризуется высоким уровнем индустриального развития, выгодным географическим положением и богатым природно-ресурсным потенциалом, определяющим его важное геополитическое и экономическое значение для страны. Являясь крупнейшим промышленным регионом, входит в десятку субъектов Российской Федерации по объему валового регионального продукта, лидирует по ряду показателей социально-экономического развития среди регионов Сибирского Федерального округа.

В рамках нашего исследования рассчитан интегральный показатель кадровой безопасности региона на основе индикаторного метода оценки угроз кадровой безопасности региона Е.В. Максютиной. При этом, список индикаторов предлагаем расширить, путем введения новых индикаторов, с помощью которых можно определять и контролировать характерные для данного региона угрозы кадровой безопасности.

Предлагаемый методический подход расчета интегрального показателя кадровой безопасности региона включает следующие этапы применения и реализации:

1. Распределение выявленных угроз кадровой безопасности по стратегически важным направлениям деятельности региона (проекциям): демографическое развитие, состояние рынка труда, социальное расслоение и оценка бедности, образование и подготовка кадров, состояние здоровья населения, инновационное развитие и цифровая среда, а также определение индикаторов оценки для выявленных угроз;

Для этого, во-первых, мы предлагаем провести исследование экспертных мнений по определению характерных для региона угроз кадровой безопасности. Предлагается провести опрос (если это является возможным) или проанализировать выступления и отчетные документы руководителей организаций регионов и специалистов кадровых служб, имеющих опыт работы в области управления персоналом, руководителей и специалистов служб безопасности, имеющих опыт работы в области обеспечения кадровой безопасности организации, руководителей и специалистов региональных и федеральных органов власти, отвечающих за реализацию социально-трудовых отношений (представители Министерства труда, служб занятости, государственной инспекции труда и пр.), ученых, занимающихся проблемами управления человеческими ресурсами и обеспечения кадровой безопасности, а также руководителей и специалистов кадровой службы и службы безопасности компаний, занимающих ведущие позиции по основным видам экономической деятельности, характерной для исследуемого региона.

На основе такого исследования и изучения федеральных и региональных нормативно-правовых актов, научных публикаций и исследовании экспертных мнений формируется итоговый перечень внутренних и внешних угроз.

Во-вторых, для целей определения степени остроты выявленных угроз, предлагаем провести анкетирование на базе итогового перечня внутренних и внешних угроз с региональными экспертами (руководителями и специалистами кадровой службы, руководителями и специалистами службы безопасности компаний, занимающих ведущие позиции по основным видам экономической деятельности, характерной для исследуемого региона, руководителей и специалистов региональных и федеральных органов власти, отвечающих за реализацию социально-трудовых отношений (представители Министерства труда, служб занятости, государственной инспекции труда и пр.). Для определения степени остроты выявленных угроз каждому эксперту предлагается проставить оценку по шкале от 1 (острота и актуальность угрозы минимальны) до 7 (острота и актуальность угрозы максимальны), что позволит обеспечить максимально полный охват субъектов обеспечения кадровой безопасности организации и региона в целом.

2. Дополнение действующего перечня индикаторов состояния кадровой безопасности региона в соответствии с выявленными угрозами. В таблице 2 представлен скорректированный перечень индикаторов для расчета интегрального показателя кадровой безопасности региона;

3. Определение весового коэффициента для каждого выделенного направления (проекции) на основе выявленных угроз;

4. Расчет пороговых значений для каждого индикатора;

5. Расчёт коэффициента значимости для каждого частного показателя;

6. Суммирование полученных индексов и получение среднего значения по проекции;

7. Расчет итогового значения кадровой безопасности региона.

В целях реализации первого этапа мы предлагаем провести анкетирование с региональными экспертами на базе сформированного перечня внутренних и внешних угроз. Учитывая, что в рамках данной статьи данный шаг невозможно реализовать, распределение оценок для выявления остроты угроз нами будет произведено на основе контент-анализа и некоторых экспертных мнений, а также множества научных публикаций [2;3;7;9;10;11;16-24;27;28;32]. В таблице 2 представлена оценка остроты выявленных угроз.

Таблица 2 – Оценка остроты угроз кадровой безопасности Красноярского края

Угроза
Оценка
Демографические сдвиги в сторону старения населения
7
Увеличение числа лиц старше трудоспособного возраста
7
Отток квалифицированных кадров
6
Уменьшение численности населения в целом по краю
7
Значительный удельный вес в незанятом населении лиц, имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих особые трудности в поиске работы (впервые ищущие работу, длительно неработающие граждане; женщины, имеющие детей (преимущественно в возрасте до 6 лет), молодежь)
6
Возрастающий дефицит квалифицированных специалистов в сельских территориях Красноярского края
6
Сохранение неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки с профессиональной заболеваемостью и неудовлетворительным состоянием условий и охраны труда в Красноярском крае
3
Высокая неопределенность перспективных потребностей бизнеса в отношении профессиональных кадров
4
Разновекторность действий органов исполнительной власти в вопросах кадрового обеспечения инвестиционных проектов
4
Отсталость в сфере инноваций и модернизации экономики, низкий инновационный потенциал работников
5
Недостаточная эффективность государственного и регионального управления человеческими ресурсами
4
Коррупция в российских органах власти, административных и предпринимательских структурах
4
Отсутствие системы профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров по наиболее значимым направлениям экономики региона
5
Высокий уровень дифференциации доходов и заработной платы
5
Недостаточно эффективная реализация инновационного потенциала региональной экономики
5
Ослабление трудовой мотивации работников и кризис нравственных ценностей
2
Источник: составлено авторами

Все угрозы кадровой безопасности можно определить и контролировать с помощью индикаторов оценки кадровой безопасности, при этом для описания отдельных угроз в действующий перечень индикаторов предлагаем ввести дополнительно следующие показатели:

- численность населения старше трудоспособного возраста (проекция «Демографическое развитие»);

- удельный вес потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест (проекция «Состояние рынка труда»);

- используемые передовые производственные технологии (проекция «Инновационное развитие и цифровая среда»).

В таблице 3 рассчитан скорректированный перечень индикаторов для оценки кадровой безопасности, а также их пороговые значения и фактические значения за 2021-2023 гг.

Таблица 3 –Перечень индикаторов для оценки угроз кадровой безопасности Красноярского края

Показатель
Проекция «Демографическое развитие»
1 Прирост численности населения региона, % к предыдущему году
2 Численность родившихся на 1000 чел. населения региона (промилле)
3 Коэффициент миграционного прироста (на 10 тыс. человек)
4 Удельный вес населения трудоспособного возраста в общей численности населения региона, в %
5 Удельный вес молодежи в общей численности населения трудоспособного возраста, в %
Проекция «Состояние рынка труда»
1 Уровень занятости населения по методологии МОТ, %
2 Уровень безработицы по методологии МОТ, %
3 Коэффициент напряженности на рынке труда, чел/вакансии
4 Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в регионе, руб.
5 Рост производительности труда, % к предыдущему году
6. Коэффициент текучести кадров региона, %
7. Число организаций, на которых были забастовки, орг.
Проекция «Социальное расслоение и оценка бедности»
1 Среднедушевые доходы населения региона, руб.
2 Отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму
3 Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, % от общей численности населения
4 Коэффициент дифференциации доходов, раз
Проекция «Образование и подготовка кадров»
1 Выпущено специалистов с высшим образованием на 1000 жителей региона, чел.
2 Выпущено специалистов со средним профессиональным образованием на 1000 жителей региона, чел.
3 Выпущено специалистов с начальным профессиональным образованием на 1000 жителей региона, чел.
4. Уровень образования, %
5. Количество образовательных организаций высшего и среднего образования, орг.
6. Подготовка рабочих кадров и специалистов для ведущих отраслей экономики региона, %
Проекция «Состояние здоровья населения»
1 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет
2 Численность умерших на 1000 населения региона, (промилле)
3 Коэффициент заболеваемости населения, чел.
4. Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, чел
Проекция «Инновационное развитие и цифровая среда»
1 Число лиц, занятых НИР на 10000 занятого населения региона, чел.
2 Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВРП
3. Уровень инновационной активности организаций, %
4 Доля домохозяйств региона, имеющих широкополосный доступ к сети интернет, %
Источник: Составлено авторами

В проекцию «Состояние рынка труда» были добавлены коэффициент текучести кадров региона и число организаций, на которых были забастовки. Данные показатели могут указать на возможные проблемы с обеспечением организаций работниками, позволит вовремя принимать управленческие решения.

В проекцию «Образование» были добавлены показатели, характеризующие количество образовательных организаций высшего и среднего образования, уровень образования, а также способность региональных образовательных учреждений предоставлять кадры для ведущих отраслей экономики. Данные показатели необходимы для того определить возможности региона для предоставления необходимого уровня образования и развития трудовых ресурсов в целом.

В проекцию «Инновационное развитие и цифровая среда» необходимо добавить показатель «Уровень инновационной активности организаций», так как он характеризует интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот.

Следующим шагом были определены весовые значения для каждой проекции:

- Демографическое развитие – 0,15

- Состояние рынка труда – 0,25

- Социальное расслоение и оценка бедности –0,15

- Образование и подготовка кадров – 0,2

- Состояние здоровья населения – 0,15

- Инновационное развитие и цифровая среда – 0,1

После определения весовых значений по проекциям необходимо установить пороговые значения (ПЗ) для каждого индикатора. При определении пороговых значений важно учитывать текущее состояние региона, его географические и ресурсные особенности, специфику экономической деятельности, а также ориентироваться на среднероссийское значение.

Расчет пороговых значений происходит по следующей формуле:

(1)

Далее необходимо рассчитать значения показателей значимости и произвести суммирование полученных индексов, а также рассчитать среднее значение по проекции.

После нахождения коэффициентов значимости и средних значений по проекциям определяется интегральный коэффициент, путем суммы произведений коэффициента значимости и весового коэффициента для каждого показателя.

(2)

где – Проекция «Демографическое развитие»;

– Проекция «Состояние рынка труда»;

– Проекция «Социальное расслоение и оценка бедности»;

– Проекция «Образование и подготовка кадров»;

– Проекция «Состояние здоровья населения»;

– Проекция «Инновационное развитие и цифровая среда».

Полученное значение итогового интегрального показателя сравнивается с его критериальными границами (Табл. 4).

Таблица 4 – Уровни кадровой безопасности региона

Уровень кадровой безопасности
Описание
Критериальные границы
Высокий
Такое значение показателя говорит об устойчивом развитии, достаточной стабильности и эффективности реализуемой управленческой политики на исследуемой территории.
1,1 и выше
Нормальный
Нахождение в данном секторе также указывает на стабильное развитие региона и эффективную деятельность по управлению территорией.
1,0 – 1,09
Низкий
Нахождение индикатора в обозначенном секторе указывает на недостаточно оперативное принятие управленческих решений по стабилизации ситуации, а также подчеркивает необходимость своевременного мониторинга и актуализации информации.
0,70-0,99
Кризисный
Нахождение в данном секторе так же считается крайне нежелательным и указывает на наличие кризисной ситуации на территории.
0,5-0,69
Критический
Значение индикатора в этой зоне считается абсолютно недопустимым, требуется незамедлительное принятие мер по минимизации последствий и локализации причин.
0,49 и ниже
Источник: составлено авторами

Практически все угрозы кадровой безопасности можно определить и контролировать с помощью индикаторов оценки кадровой безопасности, при этом для описания отдельных угроз в действующий перечень индикаторов предлагаем ввести следующие показатели:

- численность населения старше трудоспособного возраста (проекция «Демографическое развитие»);

- удельный вес потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест (проекция «Состояние рынка труда»);

- используемые передовые производственные технологии (проекция «Инновационное развитие и цифровая среда»).

В таблице 5 представлен скорректированный перечень индикаторов для оценки кадровой безопасности Красноярского края, а также их пороговые значения и фактические значения за 2021-2023 гг.

Таблица 5 – Индикаторы для оценки угроз кадровой безопасности Красноярского края за 2021-2023 гг.

Показатель
Пороговое значение
Красноярский край
Весовое значение
2021
2022
2023
Проекция «Демографическое развитие»
1. Прирост численности населения региона, % к предыдущему году
не менее 100,00
99,8
99,7
99,7
0,15
2. Численность родившихся на 1000 чел. населения региона (промилле)
не менее 10,10
10,5
10,1
10,2
3. Коэффициент миграционного прироста (на 10 тыс. человек), %
не менее 15,80
-9,7
5,4
41,7
4. Удельный вес населения трудоспособного возраста в общей численности населения региона, в %
не менее 51,26
51,5
51,0
51,3
5. Удельный вес молодежи в общей численности населения трудоспособного возраста, в %
не менее 32,03
34,0
33,0
32,0
6. Удельный вес населения старше трудоспособного возраста, %
не более 23,77
22,5
22,7
22,2
Проекция «Состояние рынка труда»
1. Уровень занятости населения по методологии МОТ, %
не менее 64,48
65,1
63,1
65,2
0,25
2. Уровень безработицы по методологии МОТ, %
не более 4,88
4,5
6,0
3,6
3. Коэффициент напряженности на рынке труда, чел/вакансии
не более 1,60
1,0
1,4
0,6
4. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в регионе, тыс. руб.
не менее 53,57
49,9
54,4
60,6
5. Рост производительности труда, % к предыдущему году
не менее 100,13
99,9
97,6
97,6
6. Коэффициент текучести кадров региона, %
не более 7,10
7,5
6,1
7,4
7. Число организаций, на которых были забастовки, орг.
не более 1,17
0,0
0,0
0,0
8. Удельный вес потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест, %
не более 3,85
2,7
3,3
5,2
Проекция «Социальное расслоение и оценка бедности»
1. Среднедушевые доходы населения региона, тыс. руб.
не менее 35,46
31,8
32,9
36,1
0,15
2. Отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму
не менее 2,88
2,5
2,5
2,5
3. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, % от общей численности населения
не более 14,27
17,3
17,0
15,9
4. Коэффициент дифференциации доходов
не более 6,60
6,3
6,1
6,2
Проекция «Образование и подготовка кадров»
1. Выпущено специалистов с высшим образованием на 1000 жителей региона, чел.
не менее 5,42
4,7
4,7
4,6
0,2
2. Выпущено специалистов со средним профессиональным образованием на 1000 жителей региона, чел.
не менее 2,02
1,3
1,3
1,3

Окончание таблицы 5

Показатель
Пороговое значение
Красноярский край

2021
2022
2023
3. Выпущено специалистов с начальным профессиональным образованием на 1000 жителей региона, чел.
не менее 0,70
0,9
0,7
0,7
4. Уровень образования, %
не менее 75,27
74,5
75,3
75,6
5. Количество образовательных организаций высшего и среднего образования, орг.
не менее 109,80


165,0
6.Подготовка рабочих кадров и специалистов для ведущих отраслей экономики региона, %
не менее 20,0
17,0
17,0
17,0
0,2
Проекция «Состояние здоровья населения»
1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет
не менее 70,72
71,2
69,8
68,4
0,15
2. Численность умерших на 1000 населения региона
не более 14,43
12,2
14,3
16,5
3. Коэффициент заболеваемости населения
не более 331,28
350,4
352,8
395,1
4. Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, чел
не более 458,18
616,0
654,0
718,0
Проекция «Инновационное развитие и цифровая среда»
1. Число лиц, занятых НИР на 10000 занятого населения региона
не менее 39,85
30,5
31,2
30,6
0,1
2. Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВРП
не менее 1,08
1,0
1,0
1,0
3. Уровень инновационной активности организаций, %
не менее 8,74
6,9
6,7
7,0
4. Доля домохозяйств региона, имеющих широкополосный доступ к сети интернет, %
не менее 73,98
66,4
70,1
74,2
5. Используемые передовые производственные технологии, ед.
не менее 3535,72
4275,0
3932,0
4145,0
Источник: составлено авторами

В таблице 6 определены значения интегрального показателя кадровой безопасности по Красноярскому краю в 2021-2023 гг.

Таблица 6 – Значение интегрального показателя кадровой безопасности по Красноярскому краю в 2021-2023 гг.

Год
Значение интегрального показателя
Уровень кадровой безопасности
2021
0,946
Низкий уровень кадровой безопасности
2022
0,926
Низкий уровень кадровой безопасности
2023
1,051
Нормальный уровень кадровой безопасности
Источник: составлено авторами

На рисунке 1 наглядным образом представлено изменение интегральных значений по проекциям с 2021 по 2023 года в Красноярском крае.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, диаграмма, число

Автоматически созданное описание2023 2022 2021Изображение выглядит как текст, снимок экрана, диаграмма, число

Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, диаграмма, число

Автоматически созданное описание

Рисунок 1 –Интегральные значения по проекциям за 2021-2023 гг.

в Красноярском крае (составлено авторами)

Затем производится суммирование полученных интегральных значений по проекциям и получаем итоговый интегральный показатель для Красноярского края, результаты расчета представлены на рисунке 2.

2021 2022 2023

Рисунок 2 – Интегральный показатель для Красноярского края

в 2021-2023 гг. (составлено авторами)

Как видно, положительное изменение уровня кадровой безопасности Красноярского края, из низкого уровня интегральный показатель перешел в нормальный, а в 2023 году практически достиг высокого.

Как отмечалось ранее, для целей оценки угроз кадровой безопасности региона необходимо определить угрозы какой сферы деятельности региона оказывают наибольшее влияние на состояние кадровой безопасности (демографическое развитие, состояние рынка труда, социальное расслоение населения, сферы образования и здравоохранения, инновационное-технологическое развитие региона). Для выявления взаимосвязи кадровой безопасности и угрозами воспользуемся корреляционно-регрессионным анализом взаимосвязи между состояние кадровой безопасности (интегрального показателя) и основными направлениями деятельности региона (проекциями). Где зависимой величиной (Y) является значение интегрального показателя, а независимой (Xi) среднее значение коэффициента значимости по каждой проекции [13].

Результаты расчета показателя представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Коэффициенты корреляции

Проекция 1
Проекция 2
Проекция 3
Проекция 4
Проекция 5
Проекция 6
КБР
Проекция 1
1,00
высокая прямая связь
очень высокая прямая связь
высокая прямая связь
очень высокая обратная связь
высокая прямая связь
очень высокая прямая связь
Проекция 2
0,73
1,00
средняя прямая связь
очень высокая прямая связь
средняя обратная связь
очень высокая прямая связь
очень высокая прямая связь
Проекция 3
0,99
0,64
1,00
средняя прямая связь
очень высокая обратная связь
высокая прямая связь
высокая прямая связь
Проекция 4
0,70
0,96
0,61
1,00
средняя обратная связь
очень высокая прямая связь
очень высокая прямая связь
Проекция 5
-0,98
-0,60
-1,00
-0,56
1,00
средняя обратная связь
высокая обратная связь
Проекция 6
0,79
0,97
0,71
0,99
-0,67
1,00
очень высокая прямая связь
КБР
0,92
0,94
0,86
0,93
-0,83
0,91
1,00
Источник: составлено авторами

Как видим, наибольшее влияние на изменение уровня кадровой безопасности оказывают угрозы из проекций демографическое развитие, состояние рынка труда, образование и подготовка кадров, а также инновационное развитие и цифровая среда. Результат анализа позволяет своевременно выявлять наиболее уязвимые опции, исходя из расчета коэффициентов корреляции, оказывающие существенное влияние на уровень кадровой безопасности региона. Это, в свою очередь, позволит своевременно принимать управленческие решения региона по снижению уровня угроз и рисков.

Заключение

Предлагаемый новый подход базируется на расчете единого интегрального показателя кадровой безопасности региона и основными направлениями деятельности региона (проекция), где зависимой величиной (Y) является значение интегрального показателя кадровой безопасности региона, а независимой (Xi) среднее значение коэффициента значимости по каждой проекции.

На первом этапе расчета интегрального показателя кадровой безопасности региона распределены выявленные угрозы кадровой безопасности по стратегически важным направлениям деятельности региона (проекциям): демографическое развитие, состояние рынка труда, социальное расслоение и оценка бедности, образование и подготовка кадров, состояние здоровья населения, инновационное развитие и цифровая среда, а также определение индикаторов оценки для выявленных угроз.

Предложен список индикаторов (на основе которого, собственно, проводится анализ кадровой безопасности региона) расширить, путем введения дополнительных индикаторов, с помощью которых можно определять и контролировать характерные для данного региона угрозы и риски кадровой безопасности.

В дальнейшем, рамках нового подхода, предлагается корреляционно-регрессионный анализ с целью установления степени влияния основных направлений деятельности региона, с учетом его специфики, на кадровую безопасность региона.

Полагаем, предлагаемый новый подход, является одним из возможных решений по своевременному выявлению рисков угроз кадровой безопасности региона в частности, и оценке кадровой безопасности региона в целом, а также принятию своевременных управленческих решений для целей обеспечения кадровой безопасности региона.


Источники:

1. Алавердов А. Р. Кадровая безопасность как фактор конкурентоспособности современной организации. - М.: Синергия, 2019. – 242 c.
2. Астахова Е.А., Ларионова Н.А., Панькова Л.Н., Чупрова Д.Б. Анализ современного состояния научных исследований в сфере кадровой безопасности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2019. – № 5. – c. 31-40.
3. Борисов И. А., Гиниева С. Б. Кадровая безопасность России: ключевые проблемы и пути решения // Достойный труд - основа стабильного общества: мат-лы VI Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Т. 1. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та. Екатеринбург, 2018. – c. 290.
4. Боровских Н. В., Кипервар Е. А. Кадровая безопасность как элемент экономической безопасности региона // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. – 2021. – № 2. – c. 122-127.
5. Бочкарева Ю.С., Ожгихина Д.В., Рогова И.В., Туктарова П.А. Кадровая безопасность как фактор экономической безопасности республики Башкортостан // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2020. – № 3. – c. 328-332.
6. Бугаёва В.С., Федченко С.С. Система кадровой безопасности как важнейший элемент обеспечения экономической безопасности региона // Финансово-экономическая безопасность российской федерации и ее регионов: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2022. – c. 17-19.
7. Быстров В. В., Маслобоев А. В., Путилов В. А. Информационно-аналитическая поддержка управления кадровой безопасностью арктических регионов (методология и инструментарий) // Арктика: экология и экономика. – 2020. – № 2. – c. 122-133.
8. Бычкова В. Кадровая безопасность как подсистема экономической безопасности региона // Современные проблемы социально-экономических систем в условиях глобализации: Сборник научных трудов XIII Международной научно-практической конференции. Белгород. Белгород, 2019. – c. 176-179.
9. Волкова Н.И. Нормативно-правовое регулирование кадровой безопасности государственных органов в России // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2021. – № 4. – c. 98-106.
10. Воротилов А. Ю. Обеспечение экономической безопасности в управлении персоналом и реализации кадровой политики в регионе // Инновационное развитие экономики. – 2020. – № 4-5. – c. 213-202.
11. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А., Комиссаров Р.С., Назаренко В.С. Кадровая безопасность регионов в развитых, развивающихся и периферийных странах: сравнительный анализ // Креативная экономика. – 2021. – № 4. – c. 1501-1522. – doi: 10.18334/ce.15.4.111543.
12. Еремина И. В. Человеческий капитал как фактор повышения экономической безопасности региона и организации. / автореф. дис.,.. канд. Экономических наук: 5.2.3. - Йошкар-Ола, 2024. – 36 c.
13. Забродская С. А. Основы корреляционного анализа. Примеры анализа прямолинейной связи при парной корреляции. 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ekonomika-st.ru/drugie/metodi/metodi-statistika-1-8.html (дата обращения: 01.05.2024).
14. Залозная Д. В. Индикаторный подход к оценке кадровой безопасности предприятия // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2022. – № 2. – c. 7-10.
15. Калина А. В., Савельева И. П. Формирование пороговых значений индикативных показателей экономической безопасности России и ее регионов // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: «Экономика и менеджмент». – 2019. – № 4. – c. 15-24.
16. Клюева Т. Ю. Трудовая составляющая экономической безопасности региона. Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]. URL: scienceforum.ru/2019/article/2018011795 (дата обращения: 25.02.2025).
17. Козлова Е.А., Петров А.Р. Кадровое обеспечение региональной экономики: анализ и прогнозирование // Труды Поволжского государственного технологического университета. Серия: Социально-экономическая. – 2018. – № 6. – c. 21-27.
18. Колосовский А.М. Анализ и оценка кадровой составляющей экономической безопасности предприятий Калининградской области // Вестник МФЮА. – 2018. – № 2. – c. 42-51.
19. Красноярский край. Законы. О содействии занятости населения в Красноярском края: закон Красноярского края от 01.12.2011 № 13-6604. КонсультантПлюс : справочная правовая система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.02.2025).
20. Красноярский край. Законы. Об образовании в Красноярском крае: Закон Красноярского края от 26 июня 2014 года N 6-2519. КонсультантПлюс : справочная правовая система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.02.2025).
21. Красноярский край. Постановления. Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие образования»: Постановление Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N 508-п. КонсультантПлюс : справочная правовая система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.02.2025).
22. Красноярский край. Постановления. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года: Постановление Правительства Красноярского края №647-п. КонсультантПлюс : справочная правовая система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2025).
23. Красноярский край. Распоряжения. Об утверждении Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2030 года: Распоряжение Правительства Красноярского края от 5 марта 2021 года N 127-р. КонсультантПлюс : справочная правовая система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.02.2025).
24. Красноярский край. Распоряжения. Об утверждении Стратегии управления рынком труда Красноярского края до 2030 года: Распоряжение Правительства Красноярского края от 20 июля 2021 года N 460-р. КонсультантПлюс : справочная правовая система. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.02.2025).
25. Кузнецова Н.В., Тимофеева А. Ю. Проблемы и инструментарий выявления угроз кадровой безопасности региона // Экономика региона. – 2019. – № 4. – c. 1123-1134.
26. Кузнецова Н.В., Носырева И. Г. Виды и структура угроз кадровой безопасности региона // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2018. – № 3. – c. 48-52.
27. Кушнарева И.А., Фатеева С.В. Проблемы развития человеческого потенциала в РФ и пути их решения // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – № 4. – c. 363–367.
28. Литовченко О. Ю. Формирование кадровой безопасности предприятий АПК. / автореф дис.,.. канд. экон. наук. - Киев, 2019. – 26 c.
29. Мониторинг кадровой безопасности региона (на примере Республики Татарстан). / Экономическая безопасность региональных и отраслевых систем. - Издательство: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. – 309-327 c.
30. Мишина С.В. Подходы к определению сущности понятия «кадровая безопасность». [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru (дата обращения: 22.02.2025).
31. Митяков С.Н. Новая система индикаторов экономической безопасности России // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов. Нижний Новгород, 2017. – c. 123-148.
32. Соловова Н.В., Васяйчева В. А., Новоселова О. В. Кадровая безопасность: нормативное и административное обеспечение. / учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2. - Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. – 80 c.

Страница обновлена: 31.03.2025 в 11:09:42