Влияние крупных спортивных событий на экономическое развитие России
Симонян А.А.1
1 Московский международный университет
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 1 (Январь-март 2025)
Аннотация:
В данной статье анализируется роль крупных спортивных событий в социально-экономическом аспекте как для страны, так для региона, в частности. Разбирается влияние подготовки и проведения крупных соревнований, проходивших за последние 17 лет на территории России. Отдельно анализируется ситуация последних четырех лет. Разбираются примеры тех сфер, которые в первую очередь подвергаются влиянию крупных спортивных событий. Кроме того, обращается внимание на зарубежный опыт подготовки региона и спортивной инфраструктуры к спортивному мегасобытию. В частности, описан опыт проработки дорожных карт по дальнейшей эксплуатации спортивных объектов на основе программ Олимпийского наследия. На основе всего перечисленного выше автором составляются главные положительные эффекты спортивных событий на социально-экономическое развитие страны.
Ключевые слова: ГЧП, региональная экономика, туризм, внутренний туризм, спортивная инфраструктура, активность населения
JEL-классификация: O15, O18, Z21
Введение
Крупные спортивные события, такие как Олимпийские игры, чемпионаты мира по футболу или Формула-1, давно перестали быть исключительно соревнованиями спортсменов. Сегодня они превратились в глобальные проекты, способные влиять на экономику, инфраструктуру и имидж целых стран. Для России, которая за последние десятилетия приняла ряд престижных международных мероприятий — от Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году до Чемпионата мира по футболу 2018 года — такие события стали не только демонстрацией спортивных достижений, но и стратегическим инструментом экономического развития.
Организация масштабных турниров требует значительных инвестиций, однако их последствия выходят далеко за рамки краткосрочных расходов. Строительство стадионов, модернизация транспортных систем, рост туристического потока и создание новых рабочих мест — всё это формирует долгосрочный экономический импульс для регионов.
Данная статья исследует, как крупные спортивные мероприятия влияют на экономическое развитие России, анализируя их роль в стимулировании инвестиций, развитии инфраструктуры и усилении международного позиционирования страны.
Российский опыт проведения соревнований
Россия смогла зарекомендовать себя в качестве площадки для крупных международных спортивных соревнований. В их числе: Зимние Олимпийские игры 2014 года, Всемирная летняя универсиада 2013 года, чемпионаты мира по легкой атлетике 2013 года и по водным видам спорта 2015 года, Чемпионат мира по хоккею 2016 года, Кубок конфедераций ФИФА 2017 года, Чемпионат мира по футболу ФИФА 2018 года и Всемирная зимняя универсиада 2019 года.
Чтобы оценить долгосрочные экономические и социальные последствия крупных спортивных событий, необходимо проанализировать все вызванные ими изменения.
Чемпионат мира 2018 года (ЧМ-2018) оказывал влияние на ВВП России в период с 2013 по 2018 годы, которое оценивается в 952 миллиарда рублей, что составляет около 1 % годового ВВП. Как мы видим, Чемпионат начал воздействовать на экономику страны задолго до проведения, еще в 2013 году, но более половины этого эффекта пришлись на 2017-2018 годы, когда прирост ВВП благодаря подготовке и проведению Чемпионата достиг 0,4 % в год [8].
По влиянию на экономику России в целом и регионов-организаторов в частности, Чемпионат мира 2018 года сопоставим с мундиалями других лет как в абсолютных, так и в относительных показателях. Общий эффект ЧМ-2018 на ВВП России составил около 15 миллиардов долларов, что превосходит влияние чемпионатов в Бразилии, ЮАР, Германии и Южной Корее, и близок к показателю Японии. В относительном выражении эффект от ЧМ-2018 составил около 1,1 % годового ВВП России, уступая только чемпионату в ЮАР, поскольку ВВП этой страны значительно меньше, чем у других стран-организаторов [5].
Российская экономика получила около 3 миллиардов долларов от туризма во время ЧМ-2018, что превысило доходы от чемпионатов в Бразилии, ЮАР и Японии [7].
Влияние ЧМ-2018 на экономику регионов-организаторов сильно различалось. В Москве суммарное влияние на ВРП составило 290 млрд руб. [6], что составляет 2 % годового ВРП, при этом 44 % эффекта обусловлены туризмом. В Санкт-Петербурге этот показатель достиг 155 млрд руб. (5 % ВРП, 31 % туризма). В Самарской области влияние ЧМ составило 75 млрд руб. (6 % ВРП, 13 % туризма), в Ростовской области – 72 млрд руб. (14 % ВРП), в Нижегородской области – 69 млрд руб. (6 % ВРП, 13 % туризма). В Калининградской области ЧМ-2018 обеспечил прирост ВРП на 67 млрд руб. (20 %), из которых 16 % связано с туризмом. В Волгоградской области влияние составило 45 млрд руб. (6 % ВРП, 12 % туризма), в Краснодарском крае – 65 млрд руб. (3 % ВРП, 72 % туризма). В Свердловской области прирост ВРП составил 41 млрд руб. (2 %), из которых 26 % обеспечил туризм. В Республике Татарстан влияние составило 34 млрд руб. (2 % ВРП, 50 % туризма), а в Республике Мордовия – 33 млрд руб. (17 % ВРП, 14 % туризма).
Различия в масштабах воздействия этого крупного спортивного инвестиционного проекта на экономику субъектов Российской Федерации объясняются несколькими факторами.
В Москве, Свердловской области, Краснодарском крае и Республике Татарстан влияние ЧМ-2018 было наименьшим, составив всего 2-3 % годового ВРП. Это объясняется значительным объемом ВРП и высокой степенью готовности Краснодарского края и Татарстана к проведению турнира, а также их высокой туристической привлекательностью. Эти регионы показывают, как существующая спортивная и транспортная инфраструктура позволяет принимать крупные спортивные соревнования и обеспечивать значительный эффект от туристического потока, причем вклад туризма здесь превышает 50 % [8].
Для подготовки и проведения зимней Олимпиады и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи было израсходовано 324,9 миллиарда рублей на строительство стадионов, спортивных объектов, вспомогательных сооружений и временной инфраструктуры [5]. Из этой суммы 221 миллиард рублей составили частные инвестиции, 103,3 миллиарда рублей выделены из федерального бюджета, а 600 миллионов рублей поступили из бюджетов Краснодарского края и Сочи.
По заявлению Марка Адамса, представителя Международного Олимпийского Комитета, в феврале 2015 года МОК выделил 833 миллиона долларов на проведение Игр в Сочи и получил прибыль в размере 53,15 миллиона долларов, из которых 20% будут переданы Олимпийскому Комитету России [5].
Спорт и туризм
Подробно рассмотрим влияние проведения крупных международных спортивных событий на туристическую отрасль. Во время проведения ЧМ-2018 Россию посетило около 3,4 млн. иностранцев, что более чем вдвое увеличило внешний туристический поток по сравнению с тем же периодом в прошлые годы [18].
Проведение ЧМ-2018 изменило состав туристического потока, привлекая больше гостей из дальнего зарубежья. В этот период Россию посетили граждане более 200 стран, из которых 8 % составляли граждане США, 5 % – Германии и 4 % – Бразилии. Интересно, что многие туристы приехали из стран, чьи команды не прошли отборочные туры, таких как Израиль, Китай, Канада, ОАЭ и Индия [8].
Во время проведения ЧМ-2018 в России активно развивался не только внешний, но и внутренний туризм. Около 605 тысяч российских болельщиков посетили матчи чемпионата, причем 46 % из них приехали из других регионов. Более 70 % зрителей из этих регионов добирались до мест проведения матчей на поезде или автомобиле, а около 30 % российских граждан предпочли останавливаться у родственников и друзей [8].
Влияние на ВВП усилил рост цен на транспорт и проживание во время чемпионата, затронувший как посетителей матчей, так и туристов, прибывших в Россию с другими целями. Этот фактор был учтен при оценке общего воздействия туризма на ВВП.
С учетом изменений в туристическом потоке и расходах туристов, влияние туризма на ВВП России в 2018 году оценивается в 201 миллиард рублей. Развитие внутреннего туризма способствовало приросту ВРП регионов-организаторов на сумму 93 миллиарда рублей. Однако этот эффект напрямую не отражается на ВВП России, поскольку без ЧМ-2018 аналогичные расходы, скорее всего, были бы включены в сметы федерального бюджета.
Проведение Зимних Олимпийских Игр 2014 в Сочи также способствовало повышению туристической привлекательности города. После проведения события число туристских прибытий в Сочи значительно возросло, что подтверждают статистические данные.
В период с 2008 по 2015 гг наблюдалась тенденция к росту числа туристских прибытий в Сочи, данный показатель достиг значения 4,7 млн.чел. в 2015 году, что на 30 % больше, по сравнению с показателем 2008 года [17; 18].
Как видно из представленных данных в период с 2008 по 2015 гг. наблюдалась тенденция к росту числа международных туристских прибытий в Российскую Федерацию, данный показатель достиг значения 33,8 млн.чел. в 2015 году, что на 57 % больше, по сравнению с показателем 2008 года. Что касается структуры въездных туристических потоков, можно отметить, что в 2015 году в числе стран, граждане которых чаще всего целью въезда в Россию называли «туризм» лидируют жители Китая, число въездных туристских поездок, совершенных гражданами КНР, – 1 122 000 [4].
Согласно данным Всемирной туристской организации, в 2012 году Россия впервые вошла в рейтинг самых популярных туристических направлений и заняла девятое место в рейтинге самых популярных туристический направлений мира с туристическим потоком 25,7 млн.чел. [1].
Важную роль в оценки эффективности крупных международных спортивных мероприятий играет использование созданной инфраструктуры. Для подготовки к ЧМ-2018 был дан мощный импульс обновлению городской инфраструктуры в городах-организаторах по пяти основным направлениям:
· междугородний транспорт;
· внутригородской транспорт;
· безопасность;
· благоустройство;
· здравоохранение.
По направлению междугородного транспорта в программу подготовки к ЧМ-2018 вошли 11 аэропортов и 8 железнодорожных объектов. Одним из важнейших проектов стало строительство нового аэропорта в Ростове-на-Дону – первого аэропорта такого масштаба, построенного с нуля в России за последние 20 лет. Новый аэропорт стал одним из крупнейших международных транспортных узлов, соединяя Россию со странами СНГ, Европы и Азии. В десяти других аэропортах были проведены работы по строительству и реконструкции терминалов, взлетно-посадочных полос, стоянок для самолетов и межтерминальных переходов. Чтобы улучшить доступность обновленных аэропортов, также были построены и реконструированы подъездные дороги. Аэропорты в Казани и Сочи не нуждались в реконструкции, так как их модернизация уже была выполнена в рамках подготовки к Универсиаде-2013 и Олимпиаде-2014.
Согласно оценке международной консалтинговой компании «PwC», затраты на транспортную инфраструктуру составили около 247 млрд рублей. Эти средства были потрачены на строительство и реконструкцию аэропортов, дорог, железнодорожных вокзалов и обновление общественного транспорта [16].
Обновленная городская инфраструктура стала основным наследием чемпионата для жителей регионов-организаторов. Согласно социальным опросам [15], 83 % жителей городов-организаторов считают, что чемпионат принесет пользу их городу и стране в целом, а 68 % уверены, что это обеспечит развитие городской инфраструктуры и благоустройство их территорий [14].
С целью увеличения пассажирских перевозок на период ЧМ-2018 были ускорены темпы обновления парка общественного транспорта, ремонта дорожной сети и открытия новых станций метро. Около 33 % парка общественных автобусов, троллейбусов и трамваев было обновлено, закуплено более 4,6 тыс. единиц подвижного состава. Эти меры повысили надежность общественного транспорта.
Спортивные объекты в социальной составляющей региона
Безусловно при проведении подготовительных мероприятий для проведения крупных спортивных событий, организаторам следует подготавливать план использования построенных объектов после непосредтсвенного проведения спортивных мероприятий, чтобы избежать эффекта «белых слонов».
Например, в Китае в 2001 году при подготовке к Олимпиаде 2008 года была разработана и принята на государственном уровдне программа постолимпийского использования олимпйиских объектов, в самом начале предолимпийского этапа, что позволило учитывать постолимпйиское использование объектов при создании объектов инфраструктуры [19]. В Лондоне, в рамках подготовки к Олимпийским играм 2012 г., механизм ГЧП получил наиболее широкое и яркое воплощение. Так, при строительстве нового спортивного сооружения (стадиона) его финансирование объединялось с финансированием рядом торгово-развлекательного центра [10]. Тем самым стадион обеспечивался местом постоянного нахождения большого количества людей, что в дальнейшем способствовало его использованию не только для проведения соревнований, но и для культурно-массовых и общественных мероприятий.
На основании рассмотренного зарубежного опыта можно сделать вывод о том, что в постолимпийский период необходимо использовать механизм государственно-частного партнерства, который может быть реализован за счет создания организации, членами которой являются представители государственного сектора, бизнеса, а также науки, образования и других сфер. Такая схема управления развитием олимпийской инфраструктуры спососбтвует кооперации основных заинтересованных сторон и проведению единонаправленной политики, которая способствует развитию туристической отрасли.
Рассматривая направленность использования объектов на постолимпийском этапе стоит отметить, что на предолимпийском этапе, предполагалось, что спортивные объекты будут разделены на три группы в зависимости от цели их постолимпийского использования:
· Первая группа – объекты, которые сохранят свое целевое назначение – спортивное;
· вторая группа – объекты, которые будут перепрофилированы;
· и третья группа – это объекты, которые предполагалось перенести в другие города для проведения крупных спортивных соревнований.
Однако по мере строительства выяснилось, что в силу особенностей фундамента, переносить объекты в другие регионы затратно, поэтому объекты было решено оставить на первоначальном месте [11].
Сравнивая с планируемым использованием объектов в постолимпийский период, можно сказать о том, что в целом планируемое использование объектов реализуется в соответствии с ранее задуманными направлениями.
Отмечая социальную составляющую эффекта от организации крупных спортивных событий, стоит отметить изменение качества жизни населения, считающуюся основной парадигмой развития цивилизации, учитывающей социальную политику и критерии социально-экономического развития. Важными показателями общественного здоровья являются способность к воспроизводству полноценного потомства [9], продолжительность жизни, трудовая активность и социальное самочувствие. Также к показателям качества жизни относятся такие важные факторы, как образ жизни населения, уровень физической культуры в различных социальных институтах, ценностные ориентиры здоровья среди разных слоев общества, социально-психическое состояние населения, степень распространенности алкоголизма и наркомании, а также доступные условия труда в различных группах населения.
В рамках комплексного подхода к показателям качества жизни образ жизни населения играет значительную роль в состоянии общественного здоровья. Образ жизни включает в себя совокупность критериев, охватывающих все виды жизнедеятельности индивидов, социальных институтов и общества в целом. Понятие охватывает взаимосвязь основных сфер общества, включая труд, культуру, быт и другие. Здоровый образ жизни – субъективный фактор, на который влияют объективные причины, такие как уровень жизни населения, качественное питание и другие.
Физическая активность положительно воздействует на общество – снижается уровень алкоголизма и наркомании, внедряется идеология здорового образа жизни, увеличивается массовый интерес к спорту. Физическая активность формирует социально активную личность и повышает умственную работоспособность. Массовый спорт улучшает двигательные навыки и способствует отказу от вредных привычек. В современном обществе, работающем с огромным потоком информации, ускоряется темп работы и возрастает число эмоциональных и психологических расстройств. Отсутствие физической активности лишает возможности естественным образом снять психическое напряжение.
Основой здорового образа жизни является активное и осознанное участие личности в изменении своих жизненных условий. К предпосылкам здорового образа жизни относятся индивидуально-типологические характеристики, социально-экономические условия, жизнедеятельность и мотивационные особенности. Правильно организованная физическая активность является важнейшим компонентом здорового образа жизни, способствующим личностному росту и повышению продуктивности.
Доступность как территориальная, так и экономическая для всех социальных слоев способствует формированию ценностей здорового образа жизни. Для этого ставятся разные задачи: активное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой, улучшение материальной базы и инфраструктуры спорта, привлечение профессиональных тренеров, возрождение российских традиций спорта высших достижений, активная пропаганда физической культуры и другие меры.
Для организации и проведения ЧМ-2018 было построено и реконструировано множество спортивных объектов, включая 12 стадионов и 95 тренировочных площадок. Построенная спортивная инфраструктура используется для развития массового и профессионального спорта, а проведение чемпионата дало новый толчок развитию физической культуры и массового спорта в стране – по мнению 73 % россиян [14].
Уже сейчас наблюдается значительный рост интереса к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом. В регионах-организаторах этот рост идет быстрее, чем в среднем по стране. Доля населения, занимающегося физической культурой и спортом, увеличилась с 20 до 39 %, а среди школьников и студентов – с 45 до 83 % с 2010 по 2017 год [14].
При проведении крупных спортивных мероприятий поднимается вопрос о дальнейшем использовании созданной инфраструктуры. Для сохранения и эффективного использования стадионов была разработана «Концепция наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года». Согласно этой концепции, новую спортивную инфраструктуру можно разделить на пять категорий по видам дальнейшего использования: крупные стадионы, стадионы для детско-юношеских спортивных школ, для футбольных клубов, для спортивно-оздоровительных комплексов и для профильных высших и средних специальных учебных заведений.
Например, крупные стадионы, построенные и реконструированные, должны стать центрами развития физической культуры и спорта. Они используются для профессиональных и массовых спортивных соревнований, размещения оздоровительных центров для взрослых и детей, а также офисов спортивных школ и ассоциаций. Также на стадионах проводятся крупные культурные мероприятия, городские фестивали и концерты.
Новая спортивная инфраструктура, информационная поддержка подготовки и проведения масштабных спортивных мероприятий, а также разнообразные программы по развитию спорта вносят вклад в рост вовлеченности населения в занятия спортом и физической культурой в долгосрочной перспективе. Эти ожидания подтверждаются опросами ВЦИОМ: 73 % россиян полагают, что проведение ЧМ-2018 дало толчок развитию физической культуры и массового спорта в стране. Более того, 30 % опрошенных отметили, что чемпионат вдохновил их вести более здоровый образ жизни [8].
Основываясь на всех вышеприведенных доводах, мы можем сделать вывод, что Россия не только смогла заслужить организатора крупных международных соревнований, но и воспользоваться положительными эффектами от их проведения. Однако для опыта в проведении таких мероприятий, который развивался с 2007 по 2019 гг., серьезным вызовом стали изменения в международной обстановке последних пяти лет.
Крупные спортивные события в разрезе последних лет
Согласно дайджесту Департамента международного и регионального сотрудничества Счетной Палаты России [13], российские спортсмены не смогли принять участие в 248 международных соревнованиях, 31 из которых должно было пройти на территории России в 2019 и 2020 гг. Министерство спорта было вынужденно отменить тысячи спортивных мероприятий по всей Росси. Однако импульс развития в условиях непроведения соревнований «офлайн» получила киберспортивная индустрия. в марте 2020 года общее время просмотра на стриминговой платформе Twitch, которую используют для трансляции видеоигр, выросло на 23% по сравнению с февралем и на 60% по сравнению с мартом 2019 года – до 1,2 млрд часов. Рост показывают и другие подобные платформы: время просмотра на Mixer увеличилось на 14,9%, YouTube Gaming Live – на 10,7%, Facebook Gaming – на 3,8% [2].
Возросло количество киберспортивных соревнований, проводимых, в том числе, организациями, занятыми «традиционными» видами спорта. Например, РФС 7 апреля 2020 года объявил о запуске турнира по FIFA 20 «Мегафон — Киберфутбольный фестиваль «Наши парни». В 2021 г. был запущен проект «Федерация киберфутбола России». Рост популярности киберспортивного направления способствовал появлению и развитию фиджитал-спорта (сочетанию соревнований как в цифровом, так и в привычном физическом виде), а также принятию решения по целенаправленному и системному развитию этой области спортивной отрасли, что выразилось в придании Федерации компьютерного спорта России статуса общероссийской спортивной федерации в 2022 году. Учитывая приведенные даты, мы можем судить о том, что киберспортивное направление развивалось как планомерное, а не только в качестве альтернативы на период пандемии. Тенденция развития сохраняется до сих пор.
В 2021 году был запущен проект «Игры будущего» - международные соревнования в области фиджитал-спорта. Подготовка к данному международному мероприятию продлилась до 2024 года. Сами соревнования проходили с 21 февраля — 3 марта 2024 года в Казани. Одной из главных причин, послужившей отдать предпочтение этому городу, стало то, что спортивная инфраструктура Казани, обновленная после Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Всемирной зимней универсиады 2019 года, включает в себя разнообразные современные спортивные объекты, что позволило сократить расходы на подготовку к «Играм будущего» со стороны государства. Кроме того, согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, подготовка к проведению «Игр будущего» привела к увеличению инвестиций в спортивной отрасли республики: если в январе-марте 2022 г. объем инвестиций в области культуры и спорта составлял 893,9 млн. руб., то через год - 1 500,1 млрд. руб. [3]. Отдельно укажем, что в 2025 году проведение «Игр будущего» запланировано уже не на территории РФ, а в ОАЭ, связи с нарастающим интересом со стороны международного спортивного сотрудничества [12].
Как мы видим, учитывая вышеописанный опыт России в области организации международных соревнований, проведение крупных спортивных мероприятий положительно сказывается на экономике как страны, так и ее отдельных регионов (в границах которых проводились соревнования) и имеет долгоиграющий эффект. Подготовка к проведению крупных соревнований влияет не только на состояние спортивной инфраструктуры, но и на транспортную инфраструктуру и туристическую индустрию, а также на объем инвестиций. При подготовке к проведению крупных спортивных событий, организаторам стоит заранее продумать будущее строящихся спортивных объектов, чтобы избежать эффекта «белых слонов». Для сохранения положительного эффекта от использования спортивных учитывать зарубежный опыт применения ГЧП. На сегодняшний, сложный для России, день крупные спортивные мероприятия также важны для страны на внешнеполитическом контуре, как то показывает проект «Игры Будущего».
Источники:
2. Данные стримингового ресурсa Streamlabs. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.streamlabs.com/streamlabs-stream-hatchet-q1%E2%80%932020-live-streaming-industry-report-9630bc3e0e1e (дата обращения: 20.12.2024).
3. Доклад «Объем инвестиций в основной капитал январь-март 2024». Официальный сайт Росстат по республике Татарстан. [Электронный ресурс]. URL: https://16.rosstat.gov.ru/investments (дата обращения: 23.11.2024).
4. Доклад о состоянии и развитии туризма в Российской Федерации в 2015 году. Сайт Министерства Культуры Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://culture.gov.ru/documents/o-sostoyanii-i-razvitii-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-2015-godu/ (дата обращения: 15.01.2025).
5. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 10 октября 2017 г. № 55К (1200). [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/9ec/9ec4a42078e3448d0508b472dbc560c9.pdf (дата обращения: 23.12.2024).
6. Инфографика. Официальный сайт Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края URL:https://kurortkuban.ru/ (дата обращения: 26.01.2025). [Электронный ресурс]. URL: https://kurortkuban.ru (дата обращения: 26.01.2025).
7. Иткис, Ю. Экономический эффект чемпионата мира по футболу 2018 года для экономики России // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2019. – № 2 (104). – С. 85-92
8. Итоговый отчет Оргкомитета о ЧМ-2018 в России. [Электронный ресурс]. URL: https://rfs.ru/news/208313 (дата обращения: 12.01.2025).
9. Курамшина К.С. Общественное здоровье как главный показатель качества жизни населения многопромышленного региона // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – № 23. – p. 229-234. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennoe-zdorovie-kak-glavnyy-pokazatel-kachestva-zhizni-naseleniya-mnogopromyshlennogo-regiona.
10. Нуреев Р.М., Маркин Е.В. Олимпийский деловой цикл // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2008. – № 3. – c. 50-64.
11. Программа постолимпийского использования олимпийских объектов: Поручение Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 № 630п-П9 // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
12. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://rsport.ria.ru/20241209/igry-1988174770.html.
13. Спорт в условиях пандемии Covid-19. Дайджест Счетной Палаты РФ. 2020. Дайджест подготовлен Департаментом международного и регионального сотрудничества. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/20200720_%D0%94%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82_%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3.pdf (дата обращения: 11.01.2025).
14. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года/ Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/acts/files/1202011300022.pdf (дата обращения: 23.11.2024).
15. Электронная статья «Месяц после ЧМ в России: рост экономики, туризма и другие горизонты». [Электронный ресурс]. URL: https://finance.rambler.ru/economics/40564323-chemobernulsya-chm-dlya-rossii (дата обращения: 26.01.2025).
16. Электронная статья «Отложенные бонусы ЧМ-2018: поедут ли иностранные туристы в Россию?». [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/отложенные-бонусы-чм-2018-поедут-лииностранные-туристы-в-россию (дата обращения: 04.02.2025).
17. Электронная статья РБК. Турпоток в Сочи побил рекорд последних 15 лет. [Электронный ресурс]. URL: https://kuban.rbc.ru/krasnodar/27/10/2015/562f89199a7947800fbbd861 (дата обращения: 30.11.2024).
18. Электронная статья ТАСС: «Доля россиян, занимающихся спортом, выросла до 39%». [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/sport/4794897 (дата обращения: 21.12.2018).
19. Carbonell J. Olympic Village, ten years on Barcelona: the legacy of the Games 1992-2002. Centre d’Estudis Olímpics Barcelona. [Электронный ресурс]. URL: http://olympicstudies.uab.es/pdf/wp087_eng.pdf.
Страница обновлена: 15.04.2025 в 13:43:31