Внутренняя образовательная миграция в России: аналитика и факторы
Пашук Н.Р.1, Вертинова А.А.1, Садовская Л.Е.1
1 Владивостокский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 68
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 2 (Февраль 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63860740
Аннотация:
В настоящее время наблюдаются существенные изменения в структуре населения регионов, что связано и с межрегиональной миграцией населения, а именно молодого населения, целью которых является получение образования. Авторами были выявлены и раскрыты основные отличительные характеристики таких понятий как «академическая мобильность» и «образовательная миграция», которые заключаются в таких характеристиках как время и факт перемещения (физическое или виртуальное). В статье представлены аналитические материалы по данным Росстата, формирующие представление о ситуации относительно межрегиональных потоков образовательной миграции, согласно которым существуют традиционные регионы-доноры и регионы-реципиенты, что обуславливает отток населения в возрасте от 18 до 25 лет, целью которых является выбор места обучения, при котором чаще всего происходит и территориальное закрепление. Авторами предложена модель факторов, оказывающих влияние на образовательную миграцию молодежи, включающие те из них, которые определяют регион обучения и образовательное учреждения.Проведенное исследование может быть полезнообразовательным учреждениям и региональным органам власти при формировании и реализации мероприятий, направленных на привлечение и сохранение молодежи в долгосрочной перспективе
Ключевые слова: академическая мобильность, внутренняя образовательная миграция, факторы внутренней образовательной миграции, регион, образовательные потоки
JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28
Источники:
2. Кузнецов А.А. Философский подход к пониманию академической мобильности // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 3 (100). – c. 35-38.
3. Федина Л.В. Академическая мобильность в высшем образовании: современный дискурс // Kant. – 2019. – № 4 (33). – c. 347-351.
4. Микова И.М. Понятие и сущность академической мобильности студентов // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 10.
5. Мартыненко О. О., Жукова Н. В. Академическая мобильность в России: сегодняшние проблемы и ближайшие перспективы (взгляд из регионального вуза) // Итс. – 2008. – № 2.
6. Рекомендация Комитета Министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности (Страсбург, 2 марта 1995 года). [Электронный ресурс]. URL: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/recomendations/Council_Europe_1995 (дата обращения: 22.01.2024).
7. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробога-това В.И., Безвербный В.А. Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. – 2019. – № 15(2). – c. 420-435.
8. Самитова А.А. Проблемы образовательной миграции и пути ее решения // Вестник экономической безопасности. – 2022. – № 3.
9. Трофимов Е.А. Новые подходы к внутренней образовательной миграции // Baikal Research Journal. – 2023. – № 1. – c. 258-266.
10. Капшук Е.А., Костина Е.Ю., Орлова Н.А., Цэрэн Г. Образовательная миграция в современной России: тенденции и проблемы // Теория и практика общественного развития. – 2022. – № 3(169). – c. 26-32.
11. Как вчерашние студенты построили сервис для подготовки к экзаменам и продали 25% VK. Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/489826-kak-vcerasnie-studenty-postroili-servis-dla-podgotovki-k-ekzamenam-i-prodali-25-vk (дата обращения: 21.01.2024).
Страница обновлена: 15.09.2025 в 14:12:12
Download PDF | Downloads: 68
Internal educational migration in Russia: analytics and factors
Pashuk N.R., Vertinova A.A., Sadovskaya L.E.Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 18, Number 2 (February 2024)
Abstract:
Currently, there are significant changes in the regional population structure, which is also associated with the interregional migration, namely the young population, whose purpose is to receive education. The authors have identified the main features of such concepts as academic mobility and educational migration, which consist in such characteristics as time and the fact of movement (physical or virtual ones). Based on Rosstat data, the article presents analytical materials, which give an idea of the situation of interregional educational migration flows, according to which there are traditional donor and recipient regions. This causes an outflow of the population aged 18-25 years, whose purpose is to choose a place of study, where territorial consolidation most often occurs. The authors propose a model of the factors influencing the educational migration of young people, including those that determine the region of study and the educational institutions. The research conducted can be useful for educational institutions and regional authorities in the design and implementation of policies aimed at attracting and retaining young people in the long term.
Keywords: academic mobility, internal educational migration, internal educational migration factors, region, educational flows
JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28
