Внутренняя образовательная миграция в России: аналитика и факторы

Пашук Н.Р.1, Вертинова А.А.1, Садовская Л.Е.1
1 Владивостокский государственный университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 2 (Февраль 2024)

Цитировать:
Пашук Н.Р., Вертинова А.А., Садовская Л.Е. Внутренняя образовательная миграция в России: аналитика и факторы // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 2. – doi: 10.18334/ce.18.2.120537.

Аннотация:
В настоящее время наблюдаются существенные изменения в структуре населения регионов, что связано и с межрегиональной миграцией населения, а именно молодого населения, целью которых является получение образования. Авторами были выявлены и раскрыты основные отличительные характеристики таких понятий как «академическая мобильность» и «образовательная миграция», которые заключаются в таких характеристиках как время и факт перемещения (физическое или виртуальное). В статье представлены аналитические материалы по данным Росстата, формирующие представление о ситуации относительно межрегиональных потоков образовательной миграции, согласно которым существуют традиционные регионы-доноры и регионы-реципиенты, что обуславливает отток населения в возрасте от 18 до 25 лет, целью которых является выбор места обучения, при котором чаще всего происходит и территориальное закрепление. Авторами предложена модель факторов, оказывающих влияние на образовательную миграцию молодежи, включающие те из них, которые определяют регион обучения и образовательное учреждения.Проведенное исследование может быть полезнообразовательным учреждениям и региональным органам власти при формировании и реализации мероприятий, направленных на привлечение и сохранение молодежи в долгосрочной перспективе

Ключевые слова: академическая мобильность, внутренняя образовательная миграция, факторы внутренней образовательной миграции, регион, образовательные потоки

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28

Источники:

1. Андреева К. С. Международная академическая мобильность как фактор развития внутренней академической мобильности // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2012. – № 4(42). – c. 85-88.
2. Кузнецов А.А. Философский подход к пониманию академической мобильности // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 3 (100). – c. 35-38.
3. Федина Л.В. Академическая мобильность в высшем образовании: современный дискурс // Kant. – 2019. – № 4 (33). – c. 347-351.
4. Микова И.М. Понятие и сущность академической мобильности студентов // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 10.
5. Мартыненко О. О., Жукова Н. В. Академическая мобильность в России: сегодняшние проблемы и ближайшие перспективы (взгляд из регионального вуза) // Итс. – 2008. – № 2.
6. Рекомендация Комитета Министров Совета Европы государствам-членам по академической мобильности (Страсбург, 2 марта 1995 года). [Электронный ресурс]. URL: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/recomendations/Council_Europe_1995 (дата обращения: 22.01.2024).
7. Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробога-това В.И., Безвербный В.А. Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. – 2019. – № 15(2). – c. 420-435.
8. Самитова А.А. Проблемы образовательной миграции и пути ее решения // Вестник экономической безопасности. – 2022. – № 3.
9. Трофимов Е.А. Новые подходы к внутренней образовательной миграции // Baikal Research Journal. – 2023. – № 1. – c. 258-266.
10. Капшук Е.А., Костина Е.Ю., Орлова Н.А., Цэрэн Г. Образовательная миграция в современной России: тенденции и проблемы // Теория и практика общественного развития. – 2022. – № 3(169). – c. 26-32.
11. Как вчерашние студенты построили сервис для подготовки к экзаменам и продали 25% VK. Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/489826-kak-vcerasnie-studenty-postroili-servis-dla-podgotovki-k-ekzamenam-i-prodali-25-vk (дата обращения: 21.01.2024).

Страница обновлена: 09.02.2024 в 16:00:11