Changing the paradigm of defense-civilian cooperation as part of a new model of the Russian economy
Baydarov D.Yu.1, Ivanov V.V.2
, Faykov D.Yu.3,4
1 Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
2 Информационно-аналитический Центр «Наука» РАН
3 Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики
4 НИЯУ МИФИ
Download PDF | Downloads: 9
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 7, Number 12 (december 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80404916
Abstract:
The article considers the participation of the defense sector of the economy in the development of the economic model of the state in the changed geopolitical and geo-economic conditions. The research purpose was to substantiate the need for a new paradigm of interaction between the defense and civilian sectors. The current paradigm can be considered as a relatively independent development of these sectors. Issues of their interaction are often considered through the prism of diversification of activities of the defense sector or its production of civilian products. It was noted that there are serious institutional and organizational gaps in this area that need to be filled, as evidenced by both international and domestic experience. New possibilities of interaction are beginning to emerge, which are considered on the example of state corporations. It is argued that the interaction of sectors should be broader than just in the economic sphere. It is concluded that a new paradigm of interaction between the defense and civilian sectors is needed: it is defense-civilian integration based on national goals, including economic, social, managerial, institutional, and other interactions.
Keywords: military-industrial complex, diversification, military-civilian integration, state corporation
JEL-classification: H50, H56, H59
Введение
После распада СССР вектор развития отечественной экономики был направлен на встраивание в глобальные производственные и сбытовые цепочки, на использование технологий мировых лидеров. Резкое изменение геополитических условий, санкции в отношении России со стороны ведущих стран Запада обусловили необходимость быстрого перехода на отечественные и дружественные технологии и продукты; необходимость ориентации на импортозамещение и технологический суверенитет, а в перспективе - укрепления своего технологического лидерства. Все это требует изменений в принципах и способах организации экономической деятельности в стране.
Другой тенденцией являются изменения в принципах технологического развития. Экономика становится платформенной, владельцы технологических платформ приобретают и геоэкономическую, и геополитическую силу.
Налицо серьезные вызовы, ответ на которые Россия должна дать в кратчайшие сроки. Действия по мобилизации ресурсов сегодня показывают хорошие результаты, однако, необходимо уже сейчас закладывать базис новой экономической модели, переход к экономике полного инновационного цикла [25], что обеспечит государству не только устойчивую обороноспособность и технологический суверенитет, но и лидерство по ключевым направлениям в длительной перспективе. Такая модель должна включать разные аспекты. В рамках статьи остановимся на одном из них - взаимодействии оборонного и гражданского секторов экономики.
Оборонный сектор производит ряд общественных благ, таких как, военная безопасность государства, его геополитический статус [9, с.24-25]; также он обеспечивает стимулирование совокупного спроса, развитие науки и технологий, развитие образования, социальную и политическую стабильность, помогает территориальному развитию. Сегодня оборонный сектор в России является ведущим высокотехнологичным сектором экономики. Он включает в себя все отрасли, входящие в список высокотехнологичных [7]. В нем ведутся собственные разработки, налажены и создаются максимально полные технологические цепочки, основанные на отечественных технологиях. Все это может и должно использоваться для укрепления долгосрочного технологического суверенитета и достижения лидерства в приоритетных для страны областях.
Выстраивание эффективного взаимодействия оборонного и гражданского секторов экономики – задача не новая. Ее решали разные страны, обладающие крупным оборонно-промышленным комплексом (ОПК) [9, с.36-49]. Однако до сих пор такое взаимодействие в нашей стране не обеспечивало серьезного подъема экономики.
В этой связи авторы выдвигают гипотезу, о том, что необходима новая парадигма взаимодействия оборонного и гражданского секторов экономики, которая должна базироваться на системности этой деятельности, общегосударственных целях, и не только экономического характера; взаимодействие должно основываться на государственной политике, направленной на обеспечение суверенитета (включая технологический), лидерства в необходимых сферах при оптимальном использовании всех ресурсов экономики. Цель статьи - обоснование необходимости новой парадигмы взаимодействия оборонного и гражданского секторов, которая может стать одной из основ новой модели российской экономики. Такая постановка цели определяет задачи исследования: институциональный анализ ОПК, оценка взаимодействия ОПК с гражданским сектором, формализация существующей парадигмы взаимодействия секторов, обоснование недостающих элементов, формулировка новой парадигмы. В практическом плане понимание новой парадигмы взаимодействия оборонного и гражданского секторов экономики позволит организовать эффективную систему мер по использованию компетенций, ресурсов ОПК для укрепления технологического суверенитета и достижения технологического лидерства.
Обзор литературы
Вопросы изменения экономической модели государства [23], изменения парадигмы развития [12], отдельных ее аспектов широко обсуждаются отечественными ученым и экспертами. Можно отметить несколько тезисов по реформированию отечественной экономики, которые близки к теме взаимодействия оборонного и гражданского секторов экономики, и на которых в целом сходятся разные авторы. Прежде всего, это необходимость изменения совокупного предложения, которая включает инвестиции в реальный сектор отечественной экономики [18]; производство не только прибыльной, но и плановоубыточной продукции, если она требуется для реализации государственных целей [30]; производство в более высоких переделах, высоко- и среднетехнологичной продукции [26] и др. Формирование предложения требует ускоренного технологического развития, создания или переориентации на дружественных поставщиков во всех звеньях технологических цепочек, удлинение национальных технологических цепочек [8;38], что невозможно сделать без качественного усиления науки, образования, перехода к экономике знаний [24].
Параллельно необходимо активизировать спрос на отечественную продукцию [30], чему должны способствовать государственные закупки, преференциальные меры для отечественных товаров и пр. [38].
Сильные внешние воздействия, неустойчивое равновесие российской экономики требуют четкого целеполагания, согласованной экономической политики [13], стратегического планирования [18;34, с.53], прогнозирования [38], а также построения новой системы международной интеграции, ориентированной на дружественные страны [10;12], приоритетного регионального развития, связанного со стратегиями научно-технического, отраслевого развития [8].
Оборонно-промышленный комплекс участвует во всех вышеуказанных аспектах экономической, исследовательской и управленческой деятельности. Возможно именно поэтому, сегодня стало часто использоваться понятие интеграции оборонного и гражданского секторов экономики, пришедшее, по видимости, из китайской управленческой практики, где целью «военно-гражданской интеграции» является создание интегрированной системы, позволяющей эффективно использовать политику, экономику, вооруженные силы, науку и технику, культуру для повышения государственной мощи [39].
Как понимают военно-гражданскую интеграцию отечественные авторы? Можно выделить два подхода. Первый основан на использовании данного термина к относительно узкому набору общественных отношений, сопровождающих взаимодействие оборонного и гражданского секторов: вовлечение ОПК в производство товаров народного потребления; импортозамещение; технологический трансфер из ОПК в гражданское производство; реверсивный инжиниринг; внутрикорпоративный технологический трансфер (подробный перечень авторских определений приведен в работе [11]). Второй подход более широкий, включает структурную и технологическую политику, ориентацию на национальные цели [14]; необходимость единой системы целей в экономике, политике [21] и т.д.
Рост экономики ОПК в условиях высоких оборонных расходов становится важным драйвером экономического роста в целом [27], но пока он слабо влияет на высокотехнологичное развитие других отраслей, прежде всего, в силу отсутствия необходимой системы управления. Поэтому вопросы взаимодействия с гражданским сектором, диверсификации деятельности ОПК, формирования многоуровневой системы управления стоят на повестке дня.
Методические вопросы
Важно отметить, что процессы конверсии ОПК, проходившие в 1990-х годах, диверсификации деятельности ОПК, начавшиеся в 2010-х годах, военно-гражданской интеграции, как новой категории взаимодействия ОПК и гражданской экономики, технологического трансфера, импортозамещения и другие отличны друг от друга. Каждый из них имеет свою цель, осуществляется с помощью своих методов, инструментов и механизмов, должен быть формализован, как отдельный институт с необходимым правовым обеспечением. Для ряда приведенных понятий формализации нет или она недостаточна, ее надо выстраивать.
Технологический суверенитет рассматривается в статье в авторском определении [9, с. 71-72], авторские подходы к понятию «технологическое лидерство» также рассматривались ранее [10].
В силу значительного объема информации, необходимого для подтверждения рассматриваемых явлений и процессов, некоторые вопросы освещены тезисно, со ссылками на работы (в том числе, авторские) и материалы, где они рассмотрены подробнее.
Взаимодействие ОПК с гражданским сектором экономики
Что такое «оборонно-промышленный комплекс»
Несмотря на историческое применение данного понятия в официальном и научном дискурсе, его однозначной юридической и научной интерпретации пока не существует. Вероятно, единственным определением ОПК является косвенное, данное в Постановлении Правительства РФ от 20.02.2004 № 96 «О сводном реестре организаций ОПК», которое обозначает оборонно-промышленный комплекс, как совокупность организаций с едиными характеристиками, такими как «обладание обособленным имуществом, включая оборудование и производственные площади, и квалифицированными кадрами для разработки, производства, ремонта и утилизации вооружения, военной и специальной техники, вещевого имущества», а также «участие в выполнении заданий государственного оборонного заказа» [2]. Однако, из этого определения не понятно, что это за совокупность - единый комплекс или просто организации с похожими характеристиками.
Указанные в реестре организации относятся к разным отраслям промышленности, входят в разные госкорпорации, относятся к разным министерствам и ведомствам и т.д. У этой совокупности организаций есть единый орган, курирующий их деятельность только в рамках выполнения государственного оборонного заказа (ГОЗ) - Военно-промышленная комиссия при Президенте РФ. Единой системы управления этими организациями нет.
Основная цель ОПК
Оборонно-промышленный комплекс вместе с вооруженными силами государства создают одно из ключевых общественных благ – военную безопасность государства. Военная безопасность обеспечивает условия, в которых граждане государства спокойно могут заниматься деятельностью, направленной на повышение благосостояния общества и улучшение качества жизни. Она минимизирует трансакционные издержки, которые общество может понести в случае военной агрессии, деятельности террористов; повышает переговорную силу резидентов страны на мировых рынках и т.д. [28]. Вместе с тем, к основным целям ОПК государство относит также экономическую безопасность и научно-технологическое развитие [3].
Институциональный анализ ОПК, сравнение с гражданским сектором
Нарабатываемая практика взаимоотношений оборонного и гражданского секторов экономики показывает определенные пробелы в институциализации как самого процесса взаимодействия, так и базовых для него элементов. Часто они связаны с неформализованностью институтов. К таким «недоформализованным» институтам можно отнести оборонные предприятия; продукцию гражданского назначения; продукцию двойного назначения; правовой режим производства гражданской продукции на предприятиях ОПК; технологический трансфер и пр.
В то же время, деятельность ОПК включает ряд вполне формализованных и устоявшихся институтов, таких как государственный оборонный заказ, процессы его формирования, финансирования, ответственность, систему контроля и пр.; кооперацию; процессы разработки новой продукции, ее испытания, запуска в производство и т.д. Эти институты или их основные принципы могут быть использованы при построении систем управления и в экономике страны в целом [9, с.117-127].
Стоит обратить внимание и на отличия в производстве продукции в оборонном и гражданском секторах. Их подробные описания можно найти в специально посвященных этому работах (например, [37]), поэтому кратко приведем только общий итог сравнений. Принципиальные различия обусловлены характером производимых благ – общественные в оборонном секторе и частные – в гражданском. К различиям в текущей деятельности можно отнести, во-первых, принципы, закладываемые в основу производства: рентабельность и прибыльность в гражданском секторе; целевые характеристики в оборонном. Во-вторых, механизмы координации хозяйственной деятельности: конкуренция в гражданском секторе (преимущественно), плановость в оборонном секторе, что влияет на способы взаимодействия с заказчиками и поставщиками, возможности финансирования, организационные структуры, возможности изменений в номенклатуре, объеме выпуска и т.д. В-третьих, необходимость для оборонного сектора поддерживать технологический уровень своей продукции сравнимый с мировым, что требует затрат на исследования и разработки; необходимость собственных разработок; потребность в кооперации с лучшими отечественными разработчиками и т.д.
Как происходит взаимодействие ОПК с гражданским сектором
Мировой опыт. Сосуществование оборонной и гражданской промышленности в ХХ веке практически во всех странах с крупным оборонным комплексом было относительно независимым друг от друга. Обычно гражданская промышленность подстраивалась под оборонную, в случае войны переходя на выпуск военной продукции, а после окончания войн – обратно на гражданскую.
Развитие научно-технического прогресса, появление сложного (и дорогого) высокотехнологичного оружия, расширение его арсеналов в условиях «холодной» войны привели к включению в оборонный сектор экономики все большего количества отраслей и предприятий, повышению расходов государств на оборону. Увеличивающиеся военно-промышленные комплексы накапливали значительное количество новых знаний, технологий, многие из которых были или недоступны гражданскому сектору или получались очень дорогими. Все это привело к необходимости поиска новых принципов взаимодействия оборонного и гражданского секторов, к необходимости расширения технологического трансфера между секторами.
Например, в США одним из известных примеров взаимодействия секторов стала деятельность DARPA и подобных агентств, связывающая передовые разработки секторов и обеспечивающая трансфер технологий между ними. Однако деятельности таких агентств для широкого взаимодействия оборонного и гражданского секторов было недостаточно, тем более, что основной их целью было развитие оборонных технологий за счет гражданских.
Взаимодействие секторов активизировалось после окончания «холодной войны», прежде всего, в форме диверсификации деятельности «оборонки», расширения технологического трансфера между секторами, привлечения частных подрядчиков к деятельности ОПК. Подробно опыт взаимодействия гражданского и оборонных секторов ведущих в производстве вооружения стран: США, ЕС, Китая, рассмотрен в разных источниках [21;36] и др. Приведем ряд важных принципов, которые заложены в процессах диверсификации и реорганизации ОПК в указанных странах:
- создание институциональной базы взаимодействия оборонного и гражданского секторов и диверсификации ОПК: нормативно-правовой базы; планирования процессов на государственном уровне; формирования системы управления диверсификацией ОПК и пр.;
- развитие системы работы с интеллектуальной собственностью: технологического трансфера из оборонного сектора в гражданский и обратно; широкого анализа возможностей гражданского использования оборонных технологий; участия авторов разработок в управлении результатами интеллектуальной деятельности и пр.;
- выстраивание государством инновационной и прогнозной инфраструктуры с использованием крупных научных центров, компаний и университетов;
- ориентация при развитии диверсификации «оборонки» на расширение международного сотрудничества и экспорт высокотехнологичной продукции.
Отечественный опыт. В постсоветский период выделяют, как минимум, две попытки переориентации ОПК на выпуск гражданской продукции: конверсию 1990-2000-х годов и диверсификацию ОПК, начавшуюся в 2010-х годах, которые не привели к заметному расширению взаимодействия секторов. Основными проблемами для ОПК в выпуске гражданской продукции в это время обычно называют неумение работать на рынках, отсутствие необходимых для этого компетенций, нехватка средств, отсутствие спроса на их гражданскую продукцию, конкуренция и пр. [19].
Анализ практики взаимодействия оборонного и гражданского секторов экономики России (например, [11;14;21]) позволяет отметить, что в последние десятилетия в этой сфере в основном воспроизводился предыдущий опыт последней трети ХХ – начала XXI веков:
- оборонный сектор продолжал оставаться наиболее наукоемким и высокотехнологичным сектором экономики [19];
- оборонный сектор старался воспроизводить необходимые технологии и продукцию внутри себя или использовать высокотехнологичные комплектующие, производимые ведущими мировыми корпорациями (прежде всего, западными);
- заказы ОПК на высокотехнологичные решения в отечественном гражданском секторе и передача технологий в него от ОПК незначительны.
Примеры взаимодействия секторов. К ним отнесем деятельность государственных корпораций, объединяющих оборонные и гражданские организации, диверсификацию деятельности ОПК, взаимодействие организаций ОПК с территориями присутствия, частными подрядчиками, образованием и наукой.
Явными или неявными целями взаимодействия секторов в текущих реалиях можно назвать импортозамещение, техсуверенитет, движение в сторону техлидерства, увеличение доли гражданской продукции в выпуске организаций ОПК. Все эти направления требуют как гибкости и скорости разработки новых решений (что проще в гражданском секторе), так и умения переводить разработки в массовое производство, наличия крупных производств, достаточного количества квалифицированного персонала, умения работать с бюджетными деньгами, широкой кооперации (что может делать ОПК).
К государственным корпорациям, включающим в свой состав оборонные и гражданские организации, относятся «Росатом», «Ростех», «Роскосмос». Их системы управления обеспечивают взаимодействие организаций для решения целевых задач. Пример такого взаимодействия рассматривался авторами подробно в работе [9, с.112-116].
Диверсификация деятельности организаций ОПК, как расширение выпуска ими гражданской продукции, невозможна без системы взаимодействия секторов, включая организацию взаимодействия поставщиков и заказчиков, технологический трансфер, кооперацию и пр. Сегодня такая система находится в стадии формирования, и, несмотря на внешне уверенное движение к поставленным Президентом РФ показателям [4] (рис.1), требует серьезной организационной, правовой, институциональной доработки.
Рис.1. Доля гражданской продукции в общем объеме производства предприятий ОПК, %
Составлено авторами по: [17;20;22]
Взаимодействие оборонных и гражданских организаций проявляется в их участии в социально-экономическом развитии территорий присутствия. Прежде всего, речь идет о городах, где организации ОПК являются градообразующими или одними из градообразующих. Сегодня таких городов более 150. Организации ОПК, холдинги и госкорпорации в которые они входят, принимают участие в создании инфраструктуры в таких городах, инициировании или помощи в создании там новых гражданских производств, участии в решении жилищных, социальных, транспортных и пр. вопросов, относящихся формально к задачам местного самоуправления и т.д. [35].
Организации госкорпораций, в том числе, и оборонные, привлекают в качестве поставщиков частные предприятия, например, в 2023 году организации «Росатома» заключили 92040 договоров с организациями малого и среднего предпринимательства на сумму 491,3 млрд рублей [32].
Организации ОПК исторически развивают взаимодействие с вузами и научными организациями. Например, в 2021 году по заказам организаций госкорпорации «Ростех» вузы выполнили исследований и разработок на 2,6 млрд рублей, научные организации - на 16,7 млрд рублей, создаются корпоративные кафедры, лаборатории и пр. [33].
Правовые основы диверсификации ОПК. Формализацию взаимоотношений оборонного и гражданского секторов можно рассматривать на примере правовой базы выпуска гражданской продукции в ОПК. Вероятно, единственной формализацией этого процесса стало законодательство о конверсии оборонной промышленности 1990-х годов [1] - заявленные цели конверсии ориентированы на развитие всей отечественной промышленности на основе эффективного использования научно-технического и производственного потенциала оборонных организаций, что можно интерпретировать, как определенный способ взаимодействия секторов.
В целом же взаимоотношения секторов остаются вне правового поля. Несмотря на то, что Президентом России неоднократно подчеркивалась важность увеличения доли выпуска гражданской продукции организациями ОПК [15], отдельное нормативно-правовое регулирование этого процесса пока отсутствует.
Оценка взаимодействия секторов
Количественно оценить взаимодействие оборонного и гражданского секторов достаточно сложно. Это можно сделать скорее, качественно, с помощью набора показателей, демонстрирующих уровень развития отечественных высокотехнологичных отраслей, в которых работают и оборонные, и гражданские организации, и которые, исходя из имеющегося представления, успешно развиваются в ОПК.
Один из возможных показателей - выпуск высокотехнологичной гражданской продукции государственными корпорациями «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», в котором участвуют и оборонные, и гражданские организации, входящие в корпорации. Рост выпуска позволяет говорить об эффективности их взаимодействия (рис 2,3).
Рис. 2. Выручка от гражданской продукции госкорпорации «Ростех», млрд. руб.
Составлено авторами по: [16;29]
Рис.3. Выручка от новых (гражданских) продуктов Госкорпорации «Росатом» и цель на 2030 год, млрд руб.
Составлено авторами по: [32]
Качественно оценить взаимодействие оборонного и гражданского секторов можно и по доле выпуска гражданской продукции в общем объеме выпуска организаций ОПК (рис.1). Можно спорить о методах расчета этого показателя [28], но его наличие способствует развитию процессов диверсификации в ОПК и взаимодействия с гражданским сектором, а динамика показывает активизацию этих процессов.
Косвенным показателем взаимодействия секторов может служить уровень импортозависимости в ключевых отраслях и динамика его изменения. Так, доля импорта электронной продукции в 2018 году составляла 49,2%, к 2030 году планируется ее снижение до 40,9% [5]. В микроэлектронной продукции доля импорта в 2023 году составляла 92% обычного рынка и 64% регулируемого рынка, к 2030 году эти показатели должны составить 30% и 5% соответственно [31]. Доля импорта в потреблении станкоинструментальной продукции в 2019 году составляла 77%, к 2035 году планируется ее снижение до 57-62% [6].
Как видно, снижение импортозависимости идет постепенно, что имеет объективные причины. Встраивание в эти процессы компетенций и возможностей ОПК может повысить их динамику, особенно на горизонте в несколько лет.
Обсуждение
Текущая парадигма
В настоящее время общую парадигму сосуществования оборонного и гражданского секторов экономики можно представить как относительно независимое друг от друга развитие. В этой парадигме передовые разработки и технологии поступают, прежде всего, в оборонную сферу (а часто и разрабатываются там). Созданная с их помощью продукция проходит многочисленные циклы проверки и отработки, прежде чем поступит на вооружение. Передача таких технологий в гражданский сектор (естественно тех, которые не содержат секретной информации) является скорее случайной, чем системной. Однако это уже отработанные технологии с допустимым уровнем безопасности. То есть наблюдается не полная изоляция секторов, а отсутствие системности в их взаимодействии, которое сегодня чаще регулируется в «ручном» режиме. Существующие принципы взаимодействия секторов не обеспечивают необходимых для развития страны и достижения национальных целей результатов.
Что надо добавить
Исходя из того, что система взаимодействия оборонного и гражданского секторов может рассматриваться как часть новой экономической модели, она должна быть направлена на достижение принципиальных целей национального развития – увеличения ВВП за счет развитии высокотехнологичных отраслей, занятия лидерских позиций в мировом сообществе, в том числе, через технологическое лидерство, обороноспособность, повышение качества жизни. С таких позиций, взаимодействие должно осуществляться, как минимум, в следующих сферах:
- развитие системы прогнозирования, в том числе, научно-технологического;
- прикладные и фундаментальные исследования;
- разработка технологий и внедрение их в производство;
- формирование собственных, или с дружественными странами технологических платформ;
- производство, в том числе, массовое;
- выведение отечественной продукции на внешние рынки, занятие лидерских (как минимум, сильных) позиций в приоритетных направлениях;
- создание и поддержание «точек» и инструментов влияния в дружественных странах, формирование корпоративных и межгосударственных партнерств;
- развитие системы образования;
- пространственное развитие.
Почему думаем именно так? Во-первых, в российском ОПК сосредоточены значительные возможности и компетенции по разработке новых технологий, большинство инженерных и технологических кадров, максимально длинные технологические цепочки, имеется и восполняется научно-технический задел. Однако, объективны и тенденции гражданского сектора – количество пользователей в нем на порядки превышает количество пользователей продукции ОПК, отработка многих технологий происходит быстрее, на очень широкой выборке конечных пользователей, массовость высокотехнологичной продукции позволяет поддерживать невысокие цены, широта распространения технологий и продуктов формирует умение неквалифицированного пользователя применять их (и сильно затрудняет массовый переход на любой другой, даже похожий продукт или технологию). Поэтому необходимо формировать систему, которая сможет совместить современное «ядро» разработок – ОПК, с возможностями гражданского сектора. Безусловно, с учетом требований безопасности.
Такое взаимодействие должно способствовать созданию и распространению собственных технологических платформ, без чего невозможно говорить о технологическом лидерстве. Сделать это силами только России, учитывая относительно небольшой внутренний рынок, сложно. Необходимы партнерства с дружественными странами, формируемые на базе равноправного сотрудничества и коллективного технологического суверенитета [10], чему может способствовать сильная российская оборонная промышленность, помогая обеспечивать не только технологическую независимость других стран, но и их военную безопасность.
Во-вторых, для занятия места лидера, для гарантированного обеспечения собственного суверенитета, необходимо понимание тенденций развития общества, технологий, экономики и пр. на долгосрочный период. Для этого необходима сильная система аналитики и прогнозирования, в том числе, военных угроз и развития вооружений (что проще делать оборонному сектору), технологических, энергетических, социальных и иных угроз и трендов развития. Без этого сложно формировать национальные планы развития. Система должна быть общегосударственная, иметь единое управление, но может включать в себя разные по форме собственности, принадлежности к ведомствам, отраслям, способам деятельности и пр. структуры.
В-третьих, взаимодействие секторов связано с пространственным развитием государства. Есть виды деятельности, которые невозможно осуществлять в агломерациях, например, по причинам безопасности, секретности. Поэтому оборонная промышленность распределена по территории страны. Но современное производство нуждается в высококвалифицированных кадрах, которые требовательны к качеству жизни. Их привлечение в нецентральные и, особенно, небольшие города ставит задачу создания в них достойных условий проживания, транспортной доступности. Сосредоточение высококвалифицированных кадров позволяет, и, более того, требует, развития на этих территориях иных высокотехнологичных, наукоемких видов деятельности, что, с одной стороны, дает определенный выбор специалистам, с другой стороны, помогает максимально использовать кадровый потенциал для разработки и создания современной продукции, развития науки. Как один из примеров - развитие фундаментальной науки в Национальном центре физики и математики в Сарове Нижегородской области, который изначально являлся центром ядерно-оружейной промышленности страны [9, с. 221-225].
В современной системе регионального и местного управления и бюджетирования сложно создать в небольших городах условия жизни, сопоставимые с крупными агломерациями. Поэтому градообразующие организации и госкорпорации активно помогают в развитии местным властям и сообществам [9, с.258-266]. Однако, думается, что такая помощь должна в большей степени заключаться в создании новых рабочих мест и лоббировании интересов территорий, а не подмене деятельности органов местного самоуправления.
В-четвертых, передача знаний, опыта, технологических и экспериментальных возможностей ОПК в вузы, в систему образования в целом, позволяет формировать специалистов высокого класса. И если они после окончания вуза пойдут работать не в оборонную, а в гражданскую сферу, это можно рассматривать как реальный трансфер технологий, позволяющий развиваться гражданскому сектору. Организации ОПК давно осуществляют взаимодействие с вузами, сегодня необходимо уделить внимание тому, чтобы такой же подход использовали и гражданские предприятия. Тогда студенты получат комплексный набор знаний, что даст синергетический эффект. Оборонный сектор должен активнее взаимодействовать не только с естественнонаучными специальностями, но и с экономическими, юридическими, медицинскими, педагогическими и пр., передавая опыт работы крупных научно-производственных систем и ставя задачи соответствующего профиля, которые известны в ОПК, в государственном управлении оборонным комплексом и пр.
Для реализации рассмотренных направлений взаимодействия оборонного и гражданского секторов экономики необходима единая государственная политика, которая позволит использовать ресурсы и компетенции секторов для достижения стратегических целей государства, включая обеспечение национального суверенитета и занятия лидерских позиций в мировом сообществе. Такая политика должна обеспечиваться системой управления федерального уровня с декомпозицией целей и задач на отрасли, регионы, государственные корпорации и пр.
Новая парадигма
На основании приведенных выше рассуждений считаем, что необходима новая парадигма взаимодействия оборонного и гражданского секторов экономики, которую можно назвать «оборонно-гражданской интеграцией».
Оборонно-гражданская интеграция - это система организационных и институциональных действий в отношении оборонного и гражданского секторов экономики, которая основана на достижении общегосударственных целей – безусловного обеспечения обороноспособности государства, обеспечения суверенитета, в том числе, технологического и лидерства в приоритетных сферах на международном уровне. Оборонно-гражданская интеграция должна базироваться на следующих принципах:
- единство стратегических целей, институциализированное, как в нормативно-правовой, так и в организационной формах;
- единое планирование деятельности, основанное, в том числе, на научно-технологическом прогнозировании;
- быстрый переток лучших (возможных) технологий и практик между секторами; безусловно, не говорим о передовых оружейных технологиях, рассекречивание которых опасно для обороноспособности;
- трехуровневая система управления взаимодействием секторов, включая федеральный, отраслевой и уровень предприятия.
Заключение
Рассмотрев теоретические и практические аспекты взаимодействия оборонного и гражданского секторов экономики, можно сделать вывод о том, что в настоящее время они развиваются относительно независимо друг от друга, что не может оказать значительного положительного влияния на ускоренное развитие отечественной высокотехнологичной промышленности, укрепления технологического суверенитета и достижения технологического лидерства в необходимых направлениях. Для достижения заявленных целей необходима новая парадигма взаимодействия оборонного и гражданского секторов, которую можно представить, как оборонно-гражданскую интеграцию, базирующуюся на общегосударственных целях, включающую не только экономические, но и социальные, управленческие, институциональные взаимодействия.
Такая интеграция может стать частью новой экономической модели страны, поскольку помогает решению ряда ключевых задач: увеличение ВВП за счет развитии высокотехнологичных отраслей и направлений, занятие лидерских позиций в мировом сообществе, в том числе, через технологическое лидерство, формирование дружественных международных партнерств и пр., а также предполагает использование как уже имеющихся эффективных механизмов управления, так и формирование на их основе новых, исходя из вызовов и задач долгосрочного развития.
Настоящая статья носит в значительной степени постановочный характер, обозначает ту сферу, в которой необходимы дальнейшие исследования и разработки, и позволяет, по мнению авторов, активизировать научную и практическую дискуссию в данном направлении с выходом на создание необходимых программных и нормативных документов.
References:
Adaptatsiya rossiyskoy ekonomiki k smene tekhnologicheskikh i mirokhozyaystvennyh ukladov [Adaptation of the Russian economy to a change in technological and world economic patterns]. (2023). Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 244 (6). 95-102. (in Russian). doi: 10.38197/2072-2060-2023-244-6-95-102..
Aganbegyan A.G. (2023). Vozmozhnyy stsenariy budushchego: dvukhetapnoe sotsialno-ekonomicheskoe razvitie Rossii do 2030–2035 [Possible futurescenario: two-stage socio-economic development of Russia until 2030-2035]. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 244 228-260. (in Russian). doi: 10.38197/2072-2060-2023-244-6-228-260..
Berkutova T.A., Makhova A.V., Kovtun B.A. (2023). Voenno-grazhdanskaya integratsiya: ponyatie i vidy [Civil-military integration: concept and types]. Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. (2(57)). 81-90. (in Russian). doi: https://doi.org/10.25686/2306-2800..2023.2.81.
Bezrukov A.O., Baydarov D.Yu., Faykov D.Yu. (2024). Tekhnologicheskoe liderstvo gosudarstva: kontseptualnoe ponimanie i mekhanizmy formirovaniya [State technological leadership: conceptual understanding and formation mechanisms]. The Economic Revival of Russia. (1(79)). 75-89. (in Russian). doi: 10.37930/1990-9780-2024-1-79-75-89..
Bodrunov S.D. (2024). Integratsiya kak faktor globalnoy transformatsii obshchestvennogo ustroystva [Integration as a factor of global transformation of social structure]. The Economic Revival of Russia. (2(80)). 5-11. (in Russian). doi: 10.37930/1990-9780-2024-2-80-5-11..
Buklemishev O.V. (2023). «Strukturnaya transformatsiya» rossiyskoy ekonomiki i ekonomicheskaya politika [«structural transformation» of the russian economy and economic policy]. Problems of forecasting. (4(199)). 42-53. (in Russian). doi: 10.47711/0868-6351-199-42-535..
Chernysheva G.N., Savich Yu.A., Prokhorova O.K. (2023). Problemy ekonomiki oboronno-promyshlennogo kompleksa [Problems of the economy of the military-industrial complex]. Territory of science. (1). 19-26. (in Russian).
China’s Military-Civil Fusion StrategyGov.cn. Retrieved September 09, 2024, from http://www.gov.cn/zhengce/content/2017–12/04/content_5244373.htm
Drogovoz P.A., Kulikov S.A., Raldugin O.V. (2016). Natsionalnye modeli strategicheskogo razvitiya oboronnoy promyshlennosti: zarubezhnyy opyt i otechestvennaya praktika [National models of strategic development of the defense industry: foreign experience and domestic practice]. Economic strategies. 18 (4(138)). 20-37. (in Russian).
Faykov D.Yu., Baydarov D.Yu. (2020). Osobennosti organizatsii proizvodstva grazhdanskoy produktsii v natsionalnyh laboratoriyakh SShA [Features of civil engineering in US national laboratories]. Russian Foreign Economic Bulletin. (8). 40-62. (in Russian).
Faykov D.Yu., Baydarov D.Yu. (2022). Diversifikatsiya oboronno-promyshlennogo kompleksa kak sposob razvitiya territorii prisutstviya [Diversification of the military - industrial complex as a way of development of the territory presence]. Nauchnyy vestnik oboronno-promyshlennogo kompleksa Rossii. (2). 46-54. (in Russian). doi: 10.52135/2410-4124_2022_2_45.
Faykov D.Yu., Baydarov D.Yu. (2024). Diversifikatsiya v atomnoy otrasli Rossii: na puti k tekhnologicheskomu suverenitetu [Diversification in the Russian nuclear industry: towards technological sovereignty] M.: «Pero». (in Russian).
Ivanov V.V. (2023). Globalizatsiya 4.0: vyzovy i vozmozhnosti [Globalization 4.0: challenges and opportunities]. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 241 149-155. (in Russian). doi: 10.38197/2072-2060-2023-241-3-149-155..
Ivanov V.V. (2023). Reformy nauki – novyy vektor [Reforms of science: a new vector]. Ekonomika nauki. 9 (1). 8–20. (in Russian). doi: 10.22394/2410-132X-2023-9-1-8-20.
Ivanov V.V. (2024). Gosudarstvennaya politika obespecheniya tekhnologicheskogo suvereniteta [State policy of ensuring technological sovereignty]. Scientific Journal «Economy of the North-West: Issues and Prospects of Development». (1(76)). 70-74. (in Russian). doi: 10.52897/2411-4588-2024-1-70-74..
Ivanov V.V., Afinogenov D.A., Alferov S.Yu. i dr. (2024). Strategicheskoe planirovanie i natsionalnaya bezopasnost. Teoriya, metodologiya, praktika [Strategic planning and national security. Theory, methodology, practice] M.: Krasand. (in Russian).
Klepach A.N. (2022). Rossiyskaya ekonomika v novoy geoekonomicheskoy realnosti [Russian economy in the new geoeconomic reality]. The Economic Revival of Russia. (3). 45-51. (in Russian). doi: 10.37930/1990-9780-2022-3-73-45-51..
Klepach A.N. (2023). Srednesrochnyy prognoz razvitiya rossiyskoy ekonomiki: otsenki 2023 goda i perspektivy 2024–2026 godov [Medium-term forecast of the Russian economy: estimates for 2023 and prospects for 2024-2026]. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 244 158-174. (in Russian). doi: 10.38197/2072-2060-2023-244-6-158-174..
Klochkov V.V. (2021). Diversifikatsiya rossiyskogo oboronno-promyshlennogo kompleksa: problemy tselepolaganiya i planirovaniya [Diversification of the Russian military-industrial complex: problems of goal setting and planning]. Aktualnye problemy ekonomiki i upravleniya na predpriyatiyakh mashinostroeniya, neftyanoy i gazovoy promyshlennosti v usloviyakh innovatsionno-orientirovannoy ekonomiki. 1 114-123. (in Russian).
Lavrovskiy B.L. (2023). Importozameshchenie i rezervy moshchnostey2023 [Import substitution and capacity reserves]. Problems of forecasting. (3(198)). 58-69. (in Russian). doi: 10.47711/0868-6351-198-58-69..
Shirov A.A. (2023). Razvitie rossiyskoy ekonomiki v srednesrochnoy perspektive: riski i vozmozhnosti [Development of the russian economy in the medium term: risks and opportunities]. Problems of forecasting. (2(197)). 6-17. (in Russian). doi: 10.47711/0868-6351-197-6-17..
Vlaskin G.A. (2019). Diversifikatsiya OPK kak prioritetnoe napravlenie postroeniya vysokotekhnologichnoy otechestvennoy promyshlennosti [Diversification of the defence industry as a priority direction in building high-tech domestic industry]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (5). 97-113. (in Russian). doi: 10.24411/2073-6487-2019-10061.
Страница обновлена: 28.04.2025 в 04:49:49