Механизмы цифровизации процессов формирования и использования услуг в сфере развития социального капитала
Статья в журнале
Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Введение
В условиях ускоренной цифровизации мировой экономики компании сталкиваются с необходимостью адаптации к цифровой среде, что требует инновационных подходов к управлению социальным капиталом и повышению его роли в стратегическом развитии. Несмотря на актуальность темы, в экономической науке недостаточно изучены направления, которые обеспечат успешную цифровую интеграцию бизнеса в современное экономическое пространство [15].
Развитие социального капитала на цифровой основе позволяет компаниям укреплять внутренние связи, расширять внешнее взаимодействие и гибко реагировать на изменения. Важными элементами таких механизмов становятся ERP-системы управления, аналитические информационные системы и инструменты интеграции с внешними цифровыми ресурсами и виртуальными платформами [2].
В настоящей статье исследуются ключевые направления цифровизации социального капитала и определяются механизмы для их эффективного внедрения, при этом особое внимание уделяется интеграции цифровых решений для повышения качества управленческих решений.
Основная часть
Цифровизация в современном экономическом пространстве представляет собой один из самых стремительно развивающихся процессов. Однако в экономической науке пока недостаточно исследованы различные подходы и направления, способствующие стратегической интеграции компаний в цифровую экономику [3, 4].
По нашему мнению, можно обозначить несколько ключевых направлений для цифровой трансформации деятельности коммерческих организаций различных секторов, форм собственности и масштабов. Эти направления также включают развитие социального капитала хозяйствующих субъектов в условиях цифровизации (таблица 1).
Таблица 1
Основные варианты стратегий цифровизации деятельности современных фирм и их влияние на процесс экономического развития социального капитала
Наименование стратегии цифровизации организации
|
Основное содержание
стратегии цифровизации |
Влияние на процесс экономического развития
социального капитала
|
1.
Стратегия фрагментарной цифровизации
|
Ситуативное
использование отдельных элементов цифровой экономики (АСУ, поисковые системы,
социальные сети, различные виртуальные сервисы) для текущего повышения
эффективности отдельных направлений развития компании. В рамках данной
стратегии компании практически не используют финансовый потенциал виртуальных
рынков капитала, не пользуются возможностями интернет-аутсорсинга
бизнес-процессов и иных сложных механизмов интеграции организаций в
пространстве современной цифровой экономики.
|
Недостаточная
эффективность автоматизации процесса экономического развития социального
капитала фирмы. Недостаточная оперативность реагирования на изменение
параметров воспроизводства социального капитала субъекта хозяйствования.
|
2.
Стратегия интенсивной цифровизации
|
Политика
максимально полного использования широкого круга ресурсов и механизмов
цифровой экономики (SEO-маркетинг, SММ-маркетинг,
технологии удаленной занятости и т.п.). Активное реагирование на различные
типы инноваций, формирующиеся на различных типах виртуальных рынков.
|
Комплексная
автоматизация процессов управления развитием социального капитала фирмы.
Эффективная виртуальная “обратная связь” с конечными
получателями социальной помощи.
|
3.
Стратегия превентивной цифровизации
|
Сценарное
планирование и прогнозирование возможных вариантов развития цифровой
экономики в целом и отдельных виртуальных рынков ресурсов, информации,
финансов и опережающая модернизация IT-менеджмента организации в
соответствии с такого рода наиболее вероятными трансформациями внешней
цифровой среды. Максимально оперативное реагирование компанией на все типы
цифровых инноваций.
|
Активное
внедрение инноваций, связанных с цифровизацией процесса управления экономическим
развитием социального капитала. Интенсивная и результативная интеграция
ресурсов цифровой платформы развития СК с виртуальными рынками специальной
информации, трудовых ресурсов, консультирования и т.п.
|
4.
Стратегия полной виртуализации бизнес-процессов компании
|
Комплексная
виртуализация подавляющего большинства функций менеджмента и бизнес-процессов
организации, трансформация компании в виртуальный проект или виртуальную
корпорацию.
|
Ускоренное
развитие виртуальных функций, обеспечивающих рост эффективности
воспроизводства социального капитала фирмы (широкое использование
краудсорсинговых и краудфаундинговых цифровых платформ, интеграция с
виртуальными благотворительными фондами и проектами).
|
Выбор одной из предложенных стратегий цифровизации для коммерческих организаций современного типа, включая компании, активно участвующие в развитии социального капитала, определяется совокупностью ряда ключевых факторов [5]. Эти факторы охватывают как внутренние аспекты управления, так и внешние условия функционирования бизнеса. Приоритетная стратегия цифровизации должна учитывать стратегические цели компании и ее текущие возможности. Ключевые факторы:
- стратегические задачи компании на отраслевых рынках;
- понимание руководством важности цифровизации как инструмента для долгосрочного роста конкурентоспособности в современных условиях;
- наличие финансовых ресурсов для реализации масштабных цифровых проектов;
- кадровый потенциал, необходимый для цифрового управления и развития компании;
- перспективы формирования партнерств в цифровой экономике;
- структура и особенности социального капитала компании, а также информационное и коммуникационное обеспечение его развития;
- институциональные особенности и законодательные аспекты регулирования национального сегмента цифровой экономики, включая налоговые льготы для IT-компаний или инвесторов в цифровые стартапы (такие режимы существуют в странах, как Канада, Япония, Германия, США, и с января 2021 года введены и в России для отечественных разработчиков ПО).
Проведём систематический анализ основных преимуществ и ограничений каждой из предложенных стратегий цифровизации для организаций (таблица 2).
Таблица 2
Достоинства и недостатки основных стратегий цифровизации деятельности современных организаций
Наименование стратегии цифровизации организации
|
Основные типы организаций,
которые могут использовать данную стратегию |
Достоинства
стратегии |
Недостатки
стратегии |
1.
Стратегия фрагментарной цифровизации
|
Традиционные
производственные компании
|
Сравнительно
низкая капиталоемкость реализации стратегии
|
Недостаточное
использование потенциала цифровой экономики для обеспечения повышения
финансово-экономической эффективности деятельности компании.
|
2.
Стратегия интенсивной цифровизации
|
Относительно
динамичные современные компании (организации
ритейла, телекоммуникаций и т.п.) |
Максимально
полный маркетинговый и финансовый охват потенциала цифровой экономики,
использование последнего для роста объема продаж и снижения суммарных затрат
компании.
|
Сравнительно
высокие удельные капитальные и текущие издержки, связанные с процессами
цифровизации деятельности. Возможная недостаточная конгруэнтность
квалификации персонала компании и содержания механизмов цифрового управления.
|
3.
Стратегия превентивной цифровизации
|
Высокотехно-логичные
компании, организации, осуществляющие системный менеджмент
стартапов и т.п. |
Формирование
конкурентных преимуществ за счет опережающего по сравнению с другими
компаниями внедрения в системы производства и управления основных цифровых
инноваций
|
Сложности
корректного, репрезентативного планирования и прогнозирования вероятных
трендов модернизации пространства различных сегментов цифровой экономики.
|
4.
Стратегия полной виртуализации бизнес-процессов компании
|
Компании,
ориентированные преимущественно
на виртуальные рынки ресурсов и сбыта, имеющие существенный инновационный потенциал |
Наиболее
комплексное использование экономического потенциала виртуализации
хозяйственных, финансовых, кадровых и иных процессов развития организации
|
Достаточно
существенные риски, связанные с институциональной неопределенностью и
финансовой волатильностью виртуальных рынков различного типа.
|
Исходя из этого, выделенные автором ключевые преимущества и потенциальные ограничения в разработке и реализации стратегий цифровизации могут быть полезны при формировании целей и направлений интеграции бизнеса в современное цифровое пространство, включая виртуальные рынки капитала и ресурсов. Это актуально для компаний разного масштаба и профиля, что позволяет обосновать или скорректировать долгосрочные приоритеты развития социального капитала.
В работе Шмидт Н.И. «Востребованность компетенций работников в условиях цифровизации услуг» был представлен общий вариант цифровой платформы, направленной на развитие социального капитала компании [17]. Современным крупным и средним компаниям целесообразно использовать такие платформы в более сложном, диверсифицированном и интегрированном формате, связав их с внешними ресурсами цифровой экономики (рисунок 1).
Рисунок 1. Усовершенствованные структура и комплекс внешних связей цифровой платформы развития социального капитала фирмы
Источник: составлено автором.
Была разработана усовершенствованная структура цифровой платформы для развития социального капитала компании, которая повышает эффективность его воспроизводства. Это достигается за счёт использования смарт-контрактов, создания банка идей и социально-ориентированных стартапов, а также участия в национальных и международных венчурных платформах. Платформа также включает внутренние модули краудфандинга и краудсорсинга и интегрируется с российскими государственными цифровыми ресурсами, ориентированными на социальные проекты.
Как представлено на рисунке 1, важным направлением интеграции этой цифровой платформы становится её взаимодействие с информационно-коммуникационными ресурсами и системами цифрового кластера.
Территориальные межотраслевые кластеры играют ключевую роль в повышении эффективности развития компаний [8]. Согласно М. Портеру, кластер — это система устойчивого взаимодействия и интеграции предприятий разных отраслей, вузов, исследовательских и консалтинговых организаций. Похожее определение кластера дает И. Адизес [6].
Типичная структура кластера включает следующие ключевые элементы:
- крупное промышленное предприятие или группа технологически связанных производств (например, функционирующих в форме холдинга);
- компании-партнеры кластера — малые и средние предприятия, ориентированные на выпуск материалов, комплектующих, полуфабрикатов и других ресурсов, которые преимущественно потребляются основным предприятием кластера, а также компании, предоставляющие транспортные, логистические, строительные и иные услуги, чья деятельность в значительной степени зависит от экономических показателей крупного предприятия;
- образовательные учреждения (высшего, среднего специального и начального профессионального уровней), тесно взаимодействующие с производственными и сервисными предприятиями кластера;
- научно-исследовательские институты, которые на постоянной основе проводят НИОКР и поддерживают инновационные проекты для организаций кластера;
- специализированные консалтинговые компании и другие профильные структуры.
Крупные территориальные кластеры могут дополнительно включать такие экономические субъекты, как банки, страховые компании, инвестиционные фонды, венчурные организации и другие финансовые структуры.
Рисунок 2. Организационно-экономический механизм системной, унифицированной цифровизации развития кластерных образований, ориентированной на согласованную автоматизацию программ развития социального капитала субъектов
Источник: составлено автором.
Цифровой кластер является этапом развития традиционной кластерной модели, где создается единая для всех участников ERP-система, позволяющая управлять операционными, финансовыми, кадровыми и другими бизнес-процессами. В его рамках используются единая аналитическая информационная система (АИС) и стандартизированные протоколы для автоматизированной разработки и принятия управленческих решений (рисунок 2).
Таким образом, разработан организационно-экономический механизм системной, унифицированной цифровизации развития кластерных образований, позволяющий, за счет использования единой или конгруэнтных цифровых платформ, ERP-систем менеджмента, аналитических информационных систем (АИС), иного программного обеспечения, повысить эффективность информационного менеджмента всех групп субъектов, входящих в состав кластера, обеспечить объективные условия для повышения оперативности и роста качества управленческих решений, формируемых и реализуемых в рамках кластера, в т.ч. по вопросам совершенствования процесса воспроизводства социального капитала.
В целом, формирование рациональной структуры цифровой платформы развития социального капитала, определение наиболее потенциально результативной как в собственно финансово-экономическом, так и в социальном плане стратегии цифровизации деятельности фирмы, эффективная интеграция с субъектами виртуального сегмента цифровой экономики на современной стадии эволюции постиндустриальных экономических коммуникаций являются базовыми предпосылками обеспечения долгосрочного, устойчивого роста качества воспроизводства социального капитала как самого субъекта хозяйствования, так и некоторых субъектов внешней общественно-экономической среды.
Страница обновлена: 30.11.2024 в 14:07:22