Механизмы цифровизации процессов формирования и использования услуг в сфере развития социального капитала

Шмидт Н.И.

Статья в журнале

Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать эту статью:



Введение

В условиях ускоренной цифровизации мировой экономики компании сталкиваются с необходимостью адаптации к цифровой среде, что требует инновационных подходов к управлению социальным капиталом и повышению его роли в стратегическом развитии. Несмотря на актуальность темы, в экономической науке недостаточно изучены направления, которые обеспечат успешную цифровую интеграцию бизнеса в современное экономическое пространство [15].

Развитие социального капитала на цифровой основе позволяет компаниям укреплять внутренние связи, расширять внешнее взаимодействие и гибко реагировать на изменения. Важными элементами таких механизмов становятся ERP-системы управления, аналитические информационные системы и инструменты интеграции с внешними цифровыми ресурсами и виртуальными платформами [2].

В настоящей статье исследуются ключевые направления цифровизации социального капитала и определяются механизмы для их эффективного внедрения, при этом особое внимание уделяется интеграции цифровых решений для повышения качества управленческих решений.

Основная часть

Цифровизация в современном экономическом пространстве представляет собой один из самых стремительно развивающихся процессов. Однако в экономической науке пока недостаточно исследованы различные подходы и направления, способствующие стратегической интеграции компаний в цифровую экономику [3, 4].

По нашему мнению, можно обозначить несколько ключевых направлений для цифровой трансформации деятельности коммерческих организаций различных секторов, форм собственности и масштабов. Эти направления также включают развитие социального капитала хозяйствующих субъектов в условиях цифровизации (таблица 1).

Таблица 1

Основные варианты стратегий цифровизации деятельности современных фирм и их влияние на процесс экономического развития социального капитала

Наименование стратегии цифровизации организации
Основное содержание
стратегии цифровизации
Влияние на процесс экономического развития социального капитала
1. Стратегия фрагментарной цифровизации
Ситуативное использование отдельных элементов цифровой экономики (АСУ, поисковые системы, социальные сети, различные виртуальные сервисы) для текущего повышения эффективности отдельных направлений развития компании. В рамках данной стратегии компании практически не используют финансовый потенциал виртуальных рынков капитала, не пользуются возможностями интернет-аутсорсинга бизнес-процессов и иных сложных механизмов интеграции организаций в пространстве современной цифровой экономики.
Недостаточная эффективность автоматизации процесса экономического развития социального капитала фирмы. Недостаточная оперативность реагирования на изменение параметров воспроизводства социального капитала субъекта хозяйствования.
2. Стратегия интенсивной цифровизации
Политика максимально полного использования широкого круга ресурсов и механизмов цифровой экономики (SEO-маркетинг, SММ-маркетинг, технологии удаленной занятости и т.п.). Активное реагирование на различные типы инноваций, формирующиеся на различных типах виртуальных рынков.
Комплексная автоматизация процессов управления развитием социального капитала фирмы. Эффективная виртуальная “обратная связь” с конечными получателями социальной помощи.
3. Стратегия превентивной цифровизации
Сценарное планирование и прогнозирование возможных вариантов развития цифровой экономики в целом и отдельных виртуальных рынков ресурсов, информации, финансов и опережающая модернизация IT-менеджмента организации в соответствии с такого рода наиболее вероятными трансформациями внешней цифровой среды. Максимально оперативное реагирование компанией на все типы цифровых инноваций.
Активное внедрение инноваций, связанных с цифровизацией процесса управления экономическим развитием социального капитала. Интенсивная и результативная интеграция ресурсов цифровой платформы развития СК с виртуальными рынками специальной информации, трудовых ресурсов, консультирования и т.п.
4. Стратегия полной виртуализации бизнес-процессов компании
Комплексная виртуализация подавляющего большинства функций менеджмента и бизнес-процессов организации, трансформация компании в виртуальный проект или виртуальную корпорацию.
Ускоренное развитие виртуальных функций, обеспечивающих рост эффективности воспроизводства социального капитала фирмы (широкое использование краудсорсинговых и краудфаундинговых цифровых платформ, интеграция с виртуальными благотворительными фондами и проектами).
Источник: составлено автором по материалам [1; 7-16].

Выбор одной из предложенных стратегий цифровизации для коммерческих организаций современного типа, включая компании, активно участвующие в развитии социального капитала, определяется совокупностью ряда ключевых факторов [5]. Эти факторы охватывают как внутренние аспекты управления, так и внешние условия функционирования бизнеса. Приоритетная стратегия цифровизации должна учитывать стратегические цели компании и ее текущие возможности. Ключевые факторы:

- стратегические задачи компании на отраслевых рынках;

- понимание руководством важности цифровизации как инструмента для долгосрочного роста конкурентоспособности в современных условиях;

- наличие финансовых ресурсов для реализации масштабных цифровых проектов;

- кадровый потенциал, необходимый для цифрового управления и развития компании;

- перспективы формирования партнерств в цифровой экономике;

- структура и особенности социального капитала компании, а также информационное и коммуникационное обеспечение его развития;

- институциональные особенности и законодательные аспекты регулирования национального сегмента цифровой экономики, включая налоговые льготы для IT-компаний или инвесторов в цифровые стартапы (такие режимы существуют в странах, как Канада, Япония, Германия, США, и с января 2021 года введены и в России для отечественных разработчиков ПО).

Проведём систематический анализ основных преимуществ и ограничений каждой из предложенных стратегий цифровизации для организаций (таблица 2).

Таблица 2

Достоинства и недостатки основных стратегий цифровизации деятельности современных организаций

Наименование стратегии цифровизации организации
Основные типы организаций,
которые могут использовать
данную стратегию
Достоинства
стратегии
Недостатки
стратегии
1. Стратегия фрагментарной цифровизации
Традиционные производственные компании
Сравнительно низкая капиталоемкость реализации стратегии
Недостаточное использование потенциала цифровой экономики для обеспечения повышения финансово-экономической эффективности деятельности компании.
2. Стратегия интенсивной цифровизации
Относительно динамичные современные компании (организации
ритейла, телекоммуникаций
и т.п.)
Максимально полный маркетинговый и финансовый охват потенциала цифровой экономики, использование последнего для роста объема продаж и снижения суммарных затрат компании.
Сравнительно высокие удельные капитальные и текущие издержки, связанные с процессами цифровизации деятельности. Возможная недостаточная конгруэнтность квалификации персонала компании и содержания механизмов цифрового управления.
3. Стратегия превентивной цифровизации
Высокотехно-логичные компании, организации, осуществляющие системный менеджмент
стартапов и т.п.
Формирование конкурентных преимуществ за счет опережающего по сравнению с другими компаниями внедрения в системы производства и управления основных цифровых инноваций
Сложности корректного, репрезентативного планирования и прогнозирования вероятных трендов модернизации пространства различных сегментов цифровой экономики.
4. Стратегия полной виртуализации бизнес-процессов компании
Компании, ориентированные преимущественно
на виртуальные
рынки ресурсов
и сбыта,
имеющие существенный инновационный потенциал
Наиболее комплексное использование экономического потенциала виртуализации хозяйственных, финансовых, кадровых и иных процессов развития организации
Достаточно существенные риски, связанные с институциональной неопределенностью и финансовой волатильностью виртуальных рынков различного типа.
Источник: составлено автором по материалам [1; 7-16].

Исходя из этого, выделенные автором ключевые преимущества и потенциальные ограничения в разработке и реализации стратегий цифровизации могут быть полезны при формировании целей и направлений интеграции бизнеса в современное цифровое пространство, включая виртуальные рынки капитала и ресурсов. Это актуально для компаний разного масштаба и профиля, что позволяет обосновать или скорректировать долгосрочные приоритеты развития социального капитала.

В работе Шмидт Н.И. «Востребованность компетенций работников в условиях цифровизации услуг» был представлен общий вариант цифровой платформы, направленной на развитие социального капитала компании [17]. Современным крупным и средним компаниям целесообразно использовать такие платформы в более сложном, диверсифицированном и интегрированном формате, связав их с внешними ресурсами цифровой экономики (рисунок 1).

Рисунок 1. Усовершенствованные структура и комплекс внешних связей цифровой платформы развития социального капитала фирмы

Источник: составлено автором.

Была разработана усовершенствованная структура цифровой платформы для развития социального капитала компании, которая повышает эффективность его воспроизводства. Это достигается за счёт использования смарт-контрактов, создания банка идей и социально-ориентированных стартапов, а также участия в национальных и международных венчурных платформах. Платформа также включает внутренние модули краудфандинга и краудсорсинга и интегрируется с российскими государственными цифровыми ресурсами, ориентированными на социальные проекты.

Как представлено на рисунке 1, важным направлением интеграции этой цифровой платформы становится её взаимодействие с информационно-коммуникационными ресурсами и системами цифрового кластера.

Территориальные межотраслевые кластеры играют ключевую роль в повышении эффективности развития компаний [8]. Согласно М. Портеру, кластер — это система устойчивого взаимодействия и интеграции предприятий разных отраслей, вузов, исследовательских и консалтинговых организаций. Похожее определение кластера дает И. Адизес [6].

Типичная структура кластера включает следующие ключевые элементы:

- крупное промышленное предприятие или группа технологически связанных производств (например, функционирующих в форме холдинга);

- компании-партнеры кластера — малые и средние предприятия, ориентированные на выпуск материалов, комплектующих, полуфабрикатов и других ресурсов, которые преимущественно потребляются основным предприятием кластера, а также компании, предоставляющие транспортные, логистические, строительные и иные услуги, чья деятельность в значительной степени зависит от экономических показателей крупного предприятия;

- образовательные учреждения (высшего, среднего специального и начального профессионального уровней), тесно взаимодействующие с производственными и сервисными предприятиями кластера;

- научно-исследовательские институты, которые на постоянной основе проводят НИОКР и поддерживают инновационные проекты для организаций кластера;

- специализированные консалтинговые компании и другие профильные структуры.

Крупные территориальные кластеры могут дополнительно включать такие экономические субъекты, как банки, страховые компании, инвестиционные фонды, венчурные организации и другие финансовые структуры.

Рисунок 2. Организационно-экономический механизм системной, унифицированной цифровизации развития кластерных образований, ориентированной на согласованную автоматизацию программ развития социального капитала субъектов

Источник: составлено автором.

Цифровой кластер является этапом развития традиционной кластерной модели, где создается единая для всех участников ERP-система, позволяющая управлять операционными, финансовыми, кадровыми и другими бизнес-процессами. В его рамках используются единая аналитическая информационная система (АИС) и стандартизированные протоколы для автоматизированной разработки и принятия управленческих решений (рисунок 2).

Таким образом, разработан организационно-экономический механизм системной, унифицированной цифровизации развития кластерных образований, позволяющий, за счет использования единой или конгруэнтных цифровых платформ, ERP-систем менеджмента, аналитических информационных систем (АИС), иного программного обеспечения, повысить эффективность информационного менеджмента всех групп субъектов, входящих в состав кластера, обеспечить объективные условия для повышения оперативности и роста качества управленческих решений, формируемых и реализуемых в рамках кластера, в т.ч. по вопросам совершенствования процесса воспроизводства социального капитала.

В целом, формирование рациональной структуры цифровой платформы развития социального капитала, определение наиболее потенциально результативной как в собственно финансово-экономическом, так и в социальном плане стратегии цифровизации деятельности фирмы, эффективная интеграция с субъектами виртуального сегмента цифровой экономики на современной стадии эволюции постиндустриальных экономических коммуникаций являются базовыми предпосылками обеспечения долгосрочного, устойчивого роста качества воспроизводства социального капитала как самого субъекта хозяйствования, так и некоторых субъектов внешней общественно-экономической среды.


Страница обновлена: 30.11.2024 в 14:07:22