Mechanisms for implementing regional policy in the context of digitalization

Asalieva Z. A.1, Sedova N.V.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 12 (december 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80348006

Abstract:
Digitalization processes and digital transformations are an integral feature of modern society, determining the level and prospects of its socio-economic development. It is necessary to manage digital development not only at the state level, but also at the level of each region. In Russia, the level of digitalization in the regions is very different, depending both on the general socio-economic situation of the region and on the demand for digital technologies. The scientific results of the study are aimed at solving problems related to the uneven digital development of the economy at the regional level (on the example of the Republic of Dagestan). To solve this problem, the authors have identified the sectoral specialization of the region, highlighted the prospects for the introduction of digital technologies in industries important for the region, and developed a set of mechanisms for the implementation of regional digitalization policy. The study will be of interest to specialists in the field of regional management; scientists dealing with the problems of regional development in the context of digitalization.

Keywords: region, digitalization level, regional policy, digital transformation

JEL-classification: L60, L80, L86



Введение.

Современный период развития можно охарактеризовать как переход от VUCA-мира (volatile – изменчивый, uncertain – неопределенный, complex – сложный, ambiguous – неоднозначный) к BANI-миру (brittle – хрупкий, anxious – беспокойный, non-linear – нелинейный, incomprehensible - непостижимый), когда определяется необходимость решения общих проблем несмотря на беспокойство и нелинейный характер социально-экономических и других процессов [15]. Также современный этап – это формация шестого технологического уклада, которая определяет цифровые трансформации как осознанную необходимость, обеспечивающую высокие темпы экономического развития, высокий уровень конкурентоспособности и жизни населения. Процессы цифровизации и цифровые трансформации являются стратегически обоснованными процессами, связанными с «гибридизацией управления, создания и преобразования блага через цифровые системы, решения и устройства» [1, С.91]. При этом, возрастает роль управления на государственном и региональном уровнях, определяющего векторы устойчивого экономического развития страны. Это определяет актуальность проводимого исследования.

В качестве методологической базы исследования были изучены труды российских и зарубежных ученых по вопросам реализации региональной политики цифровых трансформаций. Различные подходы к определению понятия «регион» и «региональная политика» социально-экономического развития отражены в трудах российских исследователей: Безпалова В. В., Власовой Е. Ю., Мариен Л. С., Есиной О. И. [3]; Гагариной Г.Ю., Седовой Н.В., Чайниковой Л.Н., Архиповой Л.С. [4]; Глазуновой В.В. [5]; Мирохиной А.А., Полуяновой Н.В. [7]; Орловой Л.Н. [10]; Ракова Д.А., Мисяутовой Е.К., Алиева М.Х. [11]: Устинович Е.С. [12]. В общем виде регион как самостоятельная хозяйствующая единица, чья политика социально-экономического развития связана с государственной политикой и национальными целями, но осуществляется самостоятельно с учетом особенностей регионального развития. Вопросам реализации стратегий цифровых трансформаций посвящены труды Абрамова В. И., Андреева В. Д. [1]; Асалиевой З.А. [2]; Ермишиной А.В., Клименко Л.В., Будаева П.Е. [6]; Мусиной Д.Р., Янгирова А.В., Насыровой С.И. [9]; исаксена А., Рипестёла Дж. (Isaksen, A., Rypestøl, J. O.) [14]; Седовой Н.В., Архиповой Л.С., Мельниковой Д.Н., Алешиной И.Ф. [16]. Также ряд авторов исследую конкретные цифровые технологии, которые могут применяться в различных отраслях для повышения эффективности их функционирования: Меликян А.В., Оруджова Д.Х. [8]; Шуганов В.М. [13]. Однако, нерешенной научной проблемой является недостаточная обоснованность и согласованность направлений реализации цифровых трансформаций на национальном и региональном уровнях, а также их ресурсная обеспеченность.

Целью исследования является разработка направлений реализации региональной политики социально-экономического развития региона (на примере Республики Дагестан) в условиях цифровизации. Задачами исследования являются: 1) определение необходимости учета при реализации цифровых трансформаций особенностей регионального развития; 2) проведение анализа отраслевой специализации региона и выделение цифрового; 3) определение направлений и механизмов региональной политики социально-экономического развития в условиях необходимости цифровых изменений.

Научная новизна и значимость исследования заключается в разработке направлений формирования региональной политики цифровизации и механизмов ее реализации.

Гипотезой исследования выступает положение, что цифровые технологии и трансформации обеспечивают качественный рост экономики и благосостояния населения регионов. При этом, особенности развития регионов (территориальные, природные, экономические, социальные, этнические, культурные и др.) влияют на скорость цифровых трансформаций и определяют необходимость их реализации.

В качестве основных методов исследования в работе были использованы контент-анализ научной литературы, статистический и экономический анализ (показатели отраслевой локализации региона и показатели конвергенции цифрового развития), обеспечивающие в совокупности научное обоснование предлагаемых управленческих решений.

1. Цифровые трансформации и особенности регионального развития.

В рамках достижения национальных целей и решения стратегических задач развития страны [1]реализуется программа «Цифровая экономика Российской Федерации», имеющая целью создания экосистемы цифровой экономики. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики в период с 2020 по 2022 год составили 2,1%; 2,2%; 2,1% от валового внутреннего продукта соответственно. [2] Цифровое развитие социально-экономических процессов осуществляется не только на уровне государства, но и на уровне каждого отдельного региона. Поэтому, для достижения амбициозных целей необходимо разрабатывать, реализовывать и интегрировать в социально-экономические процессы политику цифрового развития и на региональном уровне. Уровень цифровизации в регионах России имеет существенное различие, зависит как от уровня общего социально-экономического положения региона, так и от предъявляемого спроса на цифровые технологии. По мнению исследователей Московской школы управления Сколково «цифровой разрыв российских регионов в большей степени определяется спросом — потребностями и запросами жителей, чем услугами и сервисами поставщиков и провайдеров, то есть предложением». [3]

Реализация региональной социально-экономической политики охватывает многие сферы деятельности и отрасли народного хозяйства. В современных условиях, когда цифровые трансформации представляют собой приоритетные цели долгосрочного развития национальной экономики, реализация экономико-управленческих решений на региональном уровне неразрывно связана с цифровыми процессами [2]. Однако, стоит обозначить некоторые определения, взятые за основу исследования. В научной литературе можно встретить разделение понятий «государственная региональная экономическая политика» и «региональная экономическая политика». Например, Устинович Е.С. предлагает рассматривать их как самостоятельные категории: государственная региональная экономическая политика – политика «федерального центра в отношении экономического развития региона» [12, С.67], а региональная экономическая политика – это «политика самого региона, направленная на его экономическое развитие» [12, С.67]. В рамках данного исследования мы используем понятие региональной политики только в контексте действий региональных органов власти, направленных на повышение уровня социально-экономического развития региона. Основной задачей региональной политики в новых экономических реалиях является разработка механизмов стимулирования экономического развития, повышение конкурентоспособности тех регионов, чей потенциал использует неполностью [3]. Так, объект нашего исследования – республику Дагестан – можно определить как субъект федерации, входящий в группу регионов (кластер) с низким уровнем инфраструктурного развития и инвестиционной привлекательности, высоким уровнем инвестиционных рисков [5].

Цифровизация и цифровые технологии очень плотно интегрировались в процессы развития экономики и общества. Они влияют на уровень жизни населения [16], производительность труда и продуктивность в отраслях реального сектора экономики [4]. По сути, цифровые трансформации являются одним из проявлений инновационного развития экономики, тесно взаимосвязаны с принципами инновационного развития экономических систем [10]. Цифровые технологии «становятся одним из ключевых инструментов конкуренции городов и регионов на национальном и глобальном рынках человеческого капитала, помогая привлекать, развивать и удерживать успешных, амбициозных, инновационных людей, тех, которые способны придать новый импульс региональному социально-экономическому развитию». [4] Встает объективный вопрос – как оценивать уровень и качество проводимых цифровых трансформаций, как выбирать направления дальнейшего их развития. Одним из значимых индикаторов цифровых изменений является увеличение доли сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в масштабе валового регионального продукта (ВРП) [11]. При этом, ИКТ настолько трансформировали социальные взаимоотношения и ценностные ориентиры, что появился новый общественный феномен – цифровая культура. В результате цифровизации возникают новое общество, новая экономика, новая система ценностей [6].

В настоящее время существует достаточное количество методик оценки [9] процессов цифровизации, определения степени достижения целей национальных программ и проектов по цифровизации, определения уровня цифровой зрелости и т.д. Однако, практика оценки процессов цифровизации на региональном уровне остается еще не до конца сформированной, многие авторы выдвигают свои идеи и предложения по оценке эффективности тех или иных цифровых процессов или реализации программ цифровизации. Например, ряд авторов [11] формируют статистические модели зависимостей средних темпов информатизации и темпов роста ВРП, квалиметрические модели оценки уровня достижения целей цифровизации.

В то же время, при разработке региональной политики по цифровизации необходимо учитывать региональную направленность: является ли регион полифункциональным или имеет тенденцию к специализации отраслей [7]. Такой подход важен с точки зрения устранения диспропорций между ядром и периферией региона, сельскими и городскими территориями как полюсами экономического роста. При этом, можно выделить несколько типов регионов, в зависимости от уровня экономического потенциала (запаса материальных и нематериальных активов, имеющих отношение к цифровизации) и уровня развития региональной инновационной системы [14]. Системным и высоким потенциалом к цифровизации обладают те регионы, у которых процессы цифровизации институционально развиваются и поддерживаются через формирование региональной инновационной системы [14].

2. Направления реализации региональной политики в условиях цифровизации

В рамках представленного исследования в качестве объекта была выбрана Республика Дагестан. Регион характеризуется не высокими показателями цифровизации, что обусловлено, в первую очередь спецификой развития и структурой регионального продукта. Цифровые приоритеты социально-экономической стратегии региона затрагивают в Республике только 7 сфер (образование и наука, здравоохранение, развитие городской среды, транспорт и логистика, государственное управление, социальная сфера, промышленность). [5] В структуре валового регионального продукта наибольший вес имеют такие отрасли как сельское хозяйство и строительство, при этом затраты на цифровые технологии в сельском хозяйстве составили всего 0,9 млн. рублей (0,09%).

Исходя из концепции региональной полифункциональности или специализации для определения степени специализации региона нами был рассчитан коэффициент локализации производства на территории региона, характеризующий уровень развития каждой отрасли и ее значимость для экономики региона (формула 1):


(1)

где, Кл - коэффициент локализации; Dr – удельный вес отрасли в экономике региона (объем производства товара отрасли в регионе / объем производства всех товаров в регионе); Dc – удельный вес отрасли в экономике страны (объем производства товара отрасли в стране / объем производства товаров в стране).

Расчет степени специализации выполнен за период 2020 – 2022 гг. для всех отраслей, в таблице 1 представлены значения валовой добавленной стоимости в разрезе отдельных отраслей, характеризующих отраслевую специализацию региона.

Таблица 1.

Направления отраслевой специализации региона

Валовая добавленная стоимость, млн. рублей
в том числе
Сельское, лесное, рыбное хозяйство
Строительство
Торговля
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

2020 год
РФ
94410215,3
4446791,8
5418603, 1
12849389,9
761227,8
Республика Дагестан
740 798,8
137514,3
129776,7
135288,5
24931,9
Доля отрасли в ВВП страны
-
0,05
0,06
0,14
0,01
Доля отрасли в ВРП (Дагестан)
-
0,19
0,18
0,16
0,03
Коэффициент локализации
-
3,94
3,05
1,34
4,17

2021 год
РФ
122199665,2
5479903,2
6280886,2
17738383,8
1077135,7
Республика Дагестан
802523,3
148164,2
136129,2
147711,2
27404,1
Доля отрасли в ВВП страны
-
0,16
0,11
0,15
0,02
Доля отрасли в ВРП (Дагестан)
-
0,18
0,17
0,18
0,03
Коэффициент локализации
-
1,37
1,56
1,22
4,5

2022 год
РФ
140670816,5
5976530,1
7730269,9
21037 427,8
1267247,9
Республика Дагестан
3111332,1
493832,8
331 927,4
475191,9
70812,5
Доля отрасли в ВВП страны
-
0,04
0,05
0,15
0,01
Доля отрасли в ВРП (Дагестан)
-
0,18
0,17
0,18
0,04
Коэффициент локализации
-
4,24
3,18
1,2
4,5

Источник: составлено и рассчитано авторами на основе https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts

Источник: составлено и рассчитано авторами на основе: Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения 23.09.2024)

Таким образом, можно определить, что региональной специализацией Республики Дагестан являются сельское хозяйство и строительство.

В качестве отдельных показателей цифрового развития в регионе можно привести данные по произведенной продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей, использованию широкополосного доступа в Интернет (таблица 2). Для сравнения показатели цифровизации приведены по двум регионам – Республике Дагестан и Ставропольскому краю.

Таблица 2.

Показатели цифровизации экономики региона

Показатель
2020 год
2021 год
2022 год
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей, % от ВРП
Республика Дагестан
0,17
0,19
0,21
Ставропольский край
0,72
0,86
0,9
Использование широкополосного доступа в Интернет организациями, %
Республика Дагестан
29,0
57,5
58,2
Ставропольский край
64,8
85,3
85,3
Использование широкополосного доступа в Интернет домашними хозяйствами,%
Республика Дагестан
74,2
83,6
87,5
Ставропольский край
74,1
76,8
84,6
Источник: составлено на основе https://rosstat.gov.ru/statistics/science

https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Reg_Rus_Pokaz_2023.htm

Источник: составлено авторами на основе: Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science

https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Reg_Rus_Pokaz_2023.htm (дата обращения 23.09.2024)

Для определения цифровых разрывов и цифрового неравенства нами были рассчитаны показатели конвергенции - периода времени, необходимого экономике одного региона для сближения с экономическими показателями другого региона (формула 2).



(2)

где T - период времени; Y1 – показатель экономического развития региона 1; Y2 – показатель экономического развития региона 2; g1 – темп роста показателя экономического развития региона 1(%); g2 - темп роста показателя экономического развития региона 2 (%).

По показателю «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей, % от ВРП» Ставропольский край имеет явное преимущество, коэффициент конвергенции для Республики Дагестан равен 29,1. Это означает, что для преодоления технологического разрыва экономике Дагестана потребуется почти 30 лет. По показателю «Использование широкополосного доступа в Интернет организациями» лучшее значение имеет Ставропольский край, коэффициент конвергенции для Республики Дагестан равен 3,3. А вот по показателю «Использование широкополосного доступа в Интернет домашними хозяйствами» лучшую позицию с 2021 года занимает Республика Дагестан, поэтому для ликвидации цифрового разрыва уже Ставропольскому краю требуется не больше года.

Так как двумя основными отраслями, формирующими валовый региональный продукт, являются отрасли сельского хозяйства и строительства, то, на наш взгляд, именно они должны стоять в приоритете при реализации региональной политики цифровизации. Необходимо отметить, что несмотря на «традиционность» этих двух отраслей, использование ими цифровых технологий носит обоснованный и перспективный характер (таблицы 3 и 4).

Таблица 3.

Перспективы применения цифровых технологий в строительной отрасли

Направления инноваций
Цифровые технологии
Возможности применения и повышения эффективности деятельности
Проектные и технологические инновации
- Совместные программные решения
- Информационное моделирование зданий (BIM)
- Digital Twin
- Искусственный интеллект
- Роботы и дроны
- «Умная» одежда
Передача информации и координация действий в режиме реального времени (как внутри компаний, так и между компаниями и контрагентами);
Расчет проектных решений, обоснование затрат строительных материалов;
Моделирование, мониторинг и управление зданиями;
Информирование сотрудников для избежания аварий, обеспечение безопасности;
Выполнение однотипных операций, повышение производительности труда;
Отслеживание состояния здоровья работников, обеспечение безопасности.
Продуктовые инновации
- Модульное и выездное строительство
Готовые проектные решения «под ключ» с возможностью быстрого возведения.
Финансовые инновации
- Смарт-контракты
- Цифровые финансовые активы
- Цифровые ипотечные ценные бумаги
Привлечение инвестиций, снижение рисков строительных проектов, снижение количества объектов незавершенного строительства;
Доступность финансирования жилищного рынка;
Снижение затрат и рисков для инвесторов и заемщиков.
Маркетинговые инновации
- Дополненная и виртуальная реальность
Визуализация проектных решений, повышение коммуникаций архитекторов, дизайнеров и клиентов
Источник: составлено авторами с использованием Цифровые технологии, которые необходимы в строительстве сейчас и в будущем https://habr.com/ru/articles/555254/; Меликян А.В., Оруджова Д.Х. Перспективы применения финансовых технологий (real estate fintech) в сфере строительства // Вопросы российской юстиции. – 2023. – №28. – С.140-155

Источник: составлено авторами с использованием [8].

Расширение практик применения цифровых технологий в строительстве обеспечивает привлечение инвестиций, снижение рисков реализации строительных проектов. В сельском хозяйстве цифровые технологии также позволяют выделять риски, управлять продуктивностью сельскохозяйственного производства, адаптировать стратегии развития под изменяющиеся внешние условия.

Таблица 4.

Перспективы применения цифровых технологий в строительной отрасли

Направления использования цифровых технологий и инноваций
Цифровые технологии
Возможности применения и повышения эффективности деятельности
Растениеводство
- Технологии точного земледелия: навигационные системы, дистанционное, зондирование, геоинформационные системы, дифференциальное внесение удобрений
Управление продуктивностью посевов на основе использования спутниковых и компьютерных технологий.
Оптимизация процесса обработки сельскохозяйственных угодий.
Фиксация и контроль собранной продукции
Анализ проб почв и определение необходимого количества удобрений
Животноводство
- Технологии RFID (радиочастотная идентификация) и маркировка животных
Мониторинг здоровья и поведения животных, предотвращение заболеваний, повышение продуктивности
Управление производством
- Сельскохозяйственные роботы;
- Беспилотные транспортные средства и летательные аппараты;
- Облачные вычисления и аналитика данных
Прогнозирование погоды;
Раннее выявление признаков заболеваний растений или животных;
Контроль качества;
Реализация принципов устойчивого развития
Аналитика и принятие решений
- AIoT-платформы (контроль данных, поступающих с датчиков)
Составление точных прогнозов;
Оценка рисков и разработка адаптивных стратегий
Источник: составлено авторами с использованием Цифровизация сельского хозяйства и https://agrosturman.ru/blog/tpost/zs3kbc9a51-tsifrovizatsiya-selskogo-hozyaistva?ysclid=m2jqy5e63l556791762 ;

Шуганов В.М. Основные направления развития цифровизации сельского хозяйства // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2021. № 2(100). С. 77-85.

Источник: составлено авторами с использованием: Официальный сайт компании Агроштурман. Цифровизация сельского хозяйства [Электронный ресурс]. URL: https://agrosturman.ru/blog/tpost/zs3kbc9a51-tsifrovizatsiya-selskogo-hozyaistva?ysclid=m2jqy5e63l556791762 (дата обращения 23.09.2024); [13].

Поэтому, разработка механизмов реализации региональной политики в условиях цифровизации должна осуществляться через призму особенностей регионального развития и учитывать экономическую специализацию региона.

3. Направления и механизмы региональной политики социально-экономического развития в условиях цифровизации.

Для того, чтобы региональная политика цифровизации осуществлялась на качественном уровне, необходимо при ее разработке и реализации учитывать а) отраслевую специализацию региона; б) ориентацию политики на сбалансированное формирование спроса и предложения на цифровые технологии. Комплекс административно-законодательных и экономических механизмов реализации региональной политики социально-экономического развития региона в условиях цифровизации можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1).

Механизмы реализации
Реализация проектов ГЧП, связанных с внедрением цифровых технологий в сельском хозяйстве;
Льготное налогообложение и субсидирование малого бизнеса, использующего цифровые технологии;
Развитие центров общего доступа к цифровым технологиям;
Реализация программ повышения цифровой грамотности населения;
Формирование цифровой культуры;
Поддержка IT-компаний, цифровых и инновационных стартапов (гранты, венчурное финансирование);
Создание цифровой инфраструктуры
Развитие цифровых государственных сервисов
Формирование институциональных условий цифровых процессов (правовой статус смарт-контрактов, правовые условия применения ряда цифровых технологий)

Рисунок 1 - Механизмы реализации региональной политики цифровизации

Источник: составлено авторами

Таким образом, необходимо, чтобы региональная политика социально-экономического развития в условиях цифровизации (политика цифровизации) включала в себя следующие положения и отвечала условиям:

- согласованность с национальными целями развития и реализуемыми государственными программами;

- учет финансовых возможностей реализации программ цифровизации, эффективное распределение ресурсов, направляемых на цифровизацию между отраслями экономики региона. В качестве приоритетных отраслей цифровизации необходима ориентация на отраслевую специализацию региона, инвестирование в цифровое развитие отраслей, обеспечивающих формирование ВРП и занятость населения;

- учет особенностей регионального развития (культурные особенности, цифровая культура, социально-экономическое положение, цифровые разрывы и т.д.);

- одновременное формирование и стимулирование спроса и предложения на цифровые технологии.

Заключение.

Региональная политика цифрового развития имеет стратегическую направленность и призвана обеспечить повышение уровня жизни населения и конкурентоспособности экономики, переход на качественно новых уровень хозяйствования. На примере Республики Дагестан в исследовании показана необходимость учета региональных особенностей и отраслевой специализации при реализации региональной политики цифровизации.

Ориентация политики на сбалансированное формирование спроса и предложения на цифровые технологии возможно за счет реализации комплекса механизмов поддержки бизнеса и населения при разработке, внедрении и использовании цифровых технологий, формирования институциональных условий цифровых процессов.

[1] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

[2] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения 09.10.2024)

[3] Коровкин В. Цифровая жизнь российских регионов // https://www.skolkovo.ru/researches/digital-life-of-russian-cities/?ysclid=m291exweni842180443 (дата обращения 09.10.2024)

[4] Коровкин В. Цифровая жизнь российских регионов // https://www.skolkovo.ru/researches/digital-life-of-russian-cities/?ysclid=m291exweni842180443 (дата обращения 09.10.2024)

[5] Министерство цифрового развития, связи и коммуникаций РФhttps://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1064/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения 09.10.2024)


References:

Abramov V.I., Andreev V.D. (2023). Analiz strategiy tsifrovoy transformatsii regionov Rossii v kontekste dostizheniya natsionalnyh tseley [Analysis of strategies for digital transformation of Russian regions in the context of achieving national goals]. Public administration issues. (1). 89-119. (in Russian). doi: 10.17323/1999-5431-2023-0-1-89-119.

Asalieva Z.A. (2022). Prioritety tsifrovogo razvitiya regionov Rossiyskoy Federatsii [Priorities of digital development in Russian Federation regions]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. 19 (6(126)). 78-88. (in Russian). doi: 10.21686/2413-2829-2022-6-78-88.

Bezpalov V.V., Vlasova E.Yu., Marien L.S., Esina O.I. (2021). Regionalnaya politika v kontekste snizheniya sotsialno-ekonomicheskogo neravenstva subektov Rossiĭskoĭ Federatsii [Regional policy in the context of reducing socio-economic inequality in the constituent entities of the Russian Federation]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 1 (3). 62-69. (in Russian). doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.03.01.006.

Ermishina A.V., Klimenko L.V., Budaev P.E. (2020). Tsifrovizatsiya kak faktor sotsialno-ekonomicheskoy integratsii polikulturnyh regionov yuga Rossii [Digitalization as a factor in socio-economic integration of multicultural regions in southern Russia]. Regionalnaya ekonomika. Yug Rossii. 8 (4). 114-124. (in Russian). doi: 10.15688/re.volsu.2020.4.10.

Gagarina G.Yu., Sedova N.V., Chaynikova L.N., Arkhipova L.S. (2019). Regionalnyy aspekt analiza proizvoditelnosti truda kak pokazatelya effektivnosti ekonomiki Rossii [Regional aspect of the analysis of labor productivity as an indicator of the effectiveness of the Russian economy]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (3(59)). 10. (in Russian).

Glazunova V.V. (2022). Regionalnaya politika investirovaniya infrastruktury i stimulirovaniya ekonomicheskogo rosta [Regional policy for investing in infrastructure and promoting economic growth]. Vestnik Yuzhno-Rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Sotsialno-ekonomicheskie nauki. 15 (2). 125-139. (in Russian). doi: 10.17213/2075-2067-2022-2-125-139.

Grabmeier S. BANI versus VUCA: a new acronym to describe the worldStephangrabmeier.de. Retrieved October 09, 2024, from https://stephangrabmeier.de/bani-versus-vuca/

Isaksen A., Rypestøl J.O. (2022). Policy to support digitalisation of industries in various regional settings: A conceptual discussion Norsk Geografisk Tidssksrift. 76 (2). 82-93. doi: 10.1080/00291951.2022.2060857 .

Melikyan A.V., Orudzhova D.Kh. (2023). Perspektivy primeneniya finansovyh tekhnologiy (real estate fintech) v sfere stroitelstva [Prospects of applying financial technologies (real estate fintech) in the construction industry]. Voprosy rossiyskoy yustitsii. (28). 140-155. (in Russian).

Mirokhina A.A., Poluyanova N.V. (2021). Regionalnaya sotsialno-ekonomicheskaya politika: razlichiya v gorodskikh i negorodskikh territoriyakh [Regional socio-economic policy: differences in urban and non-urban areas]. Business. Education. Law. (2(55)). 75-79. (in Russian). doi: 10.25683/VOLBI.2021.55.202.

Musina D.R., Yangirov A.V., Nasyrova S.I. (2020). Tsifrovizatsiya regionov: metody otsenki [Digitalization of regions: assessment methods]. Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. (1(31)). 32-38. (in Russian). doi: 10.17122/2541-8904-2020-1-31-32-38.

Orlova L.N. (2016). Osnovnye printsipy i podkhody k upravleniyu ustoychivym innovatsionnym razvitiem ekonomicheskikh sistem [Basic principles and approaches to management of sustainable innovative development of economic systems]. Management in Russia and abroad. (3). 3-9. (in Russian).

Rakov D.A., Misyautova E.K., Aliev M.Kh. (2023). Regionalnaya politika kak faktor tsifrovoy transformatsii regionov Rossii [Regional policy as an agent of digital transformation of Russian regions]. Sustainable Development Economics. (2(54)). 62-68. (in Russian). doi: 10.37124/20799136_2023_2_54_62.

Sedova N.V., Arkhipova L.S., Melnikova D.N., Aleshina I.F. (2022). Digitalization of economy and living standarts of population in Russian regions Regional Science Inquiry. 14 (1). 47-56.

Shuganov V.M. (2021). Osnovnye napravleniya razvitiya tsifrovizatsii selskogo khozyaystva [Main directions of development of digitalization of agriculture]. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN. (2(100)). 77-85. (in Russian). doi: 10.35330/1991-6639-2021-2-100-77-85.

Ustinovich E.S. (2020). Voprosy operatsionalnogo opredeleniya kategoriy «gosudarstvennaya regionalnaya ekonomicheskaya politika» i «regionalnaya ekonomicheskaya politika» v sovremennoy politicheskoy nauke [Issues of operational definition of categories “state regional economic policy” and “regional economic policy” in modern political science]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya i pravo. 10 (3). 63-69. (in Russian).

Страница обновлена: 09.04.2025 в 23:16:34