Tools for the development of new regions in the Russian economic space: theoretical and functional aspects
Isakov N.A.1, Orlov S.L.1
1 Институт региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 9
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 11 (November 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=76099362
Abstract:
The article examines some tools aimed at the integration and development of the Donetsk People's Republic, Luhansk People's Republic, Kherson and Zaporizhzhya regions into the economy of the Russian Federation. Successful and effective integration of the new regions is complicated by a number of issues related to ensuring security in the returned territories. In this regard, the consideration and comprehensive analysis of individual tools for development and integration of new territories in the framework of intensification of integration processes is of significant research interest.
The authors present separate approaches to the analysis of current problems related to the functional application of integration and development tools of new entities in the national economic space.
In conclusion, the authors formulate the main theoretical directions for improving the current set of tools, which will allow for more effective integration of new regions into the national economy, taking into account the achieved socio-economic status of each constituent entity. The article may be of interest to scientists and experts in regional economy, representatives of executive authorities and local self-government, as well as students in various fields of education, including public and municipal administration, management, etc.
The article is based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds on the state assignment of the Financial University.
Keywords: region, integration, national space, socio-economic development, public security, special military operation
Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета
JEL-classification: H110, H560, А130
Введение
Экономическое развитие страны напрямую зависит от того, насколько эффективно интегрированы регионы в национальное пространство с целью продолжения экономического роста. В условиях глобализации и усиления международной конкуренции особое значение приобретает задача создания гармоничной и сбалансированной экономической системы, в которой каждый регион сможет использовать свои уникальные преимущества, дополняя и усиливая соседствующие субъекты. Эффективная региональная интеграция позволяет не только повышать общий уровень экономического благосостояния страны, но и минимизировать социально-экономические диспропорции, которые могут стать причиной конфликтов и тормозить развитие. В этой связи актуальность темы статьи заключается в возможностях активизации интеграционных процессов в условиях продолжающихся боевых действий не только на территории Украины, но также и на части территорий новых регионов.
Целью настоящей статьи является теоретическое осмысление перспективных направлений применения некоторых уже действующих инструментов, которые позволят обеспечить эффективное развитие и интеграцию новых регионов в экономическое пространство России.
В российском научном сообществе значительное количество работ посвящено вопросам обеспечения экономической безопасности на территории новых регионов, например Анищенко А.Н. [1], Логутова Т.Г. [2] и т.д. Вместе с тем к большинству, пусть и относительно разрозненному можно отнести работы, посвященные отраслевому или комплексному анализу возможностей и перспектив интеграции территорий новых регионов в национальное пространство Российской Федерации (Воловодова Е.В., Биденко Т.В. [3]; Белоконев С.Ю., Конищев Е.С. [4] и т.д.).
Российским научным сообществом в рамках релевантных тем преимущественно предлагаются «классические» инструменты интеграции территорий в национальной пространство. По мнению авторов в этом состоит важный научный пробел данного направления, а именно вопросы адаптации и актуализации различных механизмов и инструментов к комплексу внешних и внутренних особенностей и условий интеграционных процессов новых регионов в национальное пространство Российской Федерации.
Методология авторского исследования сосредоточена вокруг анализа научных работ отечественных и зарубежных авторов, а также нормативно-правовых актов в части выявления возможностей для совершенствования инструментария по интеграции новых регионов. Авторами использован комплекс общенаучных методов, а также различные методы анализа, включая системный, структурно-функциональный и др.
Научная новизна состоит в предложенных теоретических аспектах совершенствования действующего инструментария интеграционных процессов, которые позволят создать условия активизации интеграции возвращенных территорий в национальное пространство Российской Федерации.
В рамках представленного материала категория «экономическая интеграция» применительно к новым субъектам максимально сопряжено с понятием развитие и определяется, как процесс формирования социальной, производственной, транспортно-логистической инфраструктуры на основе разработанных и активно внедряемых федеральных законодательных и нормативных правовых актов, о чём рассматривалось в публикациях ряда авторов [5, 6].
Если проанализировать многие законодательные и нормативные правовые акты и другие документы относительно развития отдельных регионов или федеральных округов Российской Федерации, можно заключить, что основные инструменты, формирующие их будущее, в основном, концентрируются в трех направлениях: экономическое, инфраструктурное и социальное развитие.
Население новых регионов, а также предпринимательское сообщество должно с доверием относиться к работе с государством и к получению от него мер поддержки. Иными словами, обеспечить легитимный спрос на получение соответствующих мер поддержки по каждому из направлений развития и интеграции.
Связано это в первую очередь с тем, что новые регионы до вступления в состав Российской Федерации в октябре 2022 года [7-10] осуществляли деятельность в рамках нормативного и экономического поля другого государства, в котором были выстроены определенные отношения с населением, зачастую не способствующие стремлению граждан к взаимному сотрудничеству.
Косвенным доказательством этого является результат исследования ВЦИОМ [1] в 2024 году, согласно которому 72% населения позитивно оценивает изменения, происходящие на территории новых регионов. Это подтверждает, что работа над репутационной составляющей является одной из важных критериев, которая позволит развить эффективность применения инструментов экономической интеграции и последующего развития [10, 11].
Если обратиться к государственной программе социально-экономического развития новых регионов, соответствующей документам стратегического планирования [13, 14], то можно сделать вывод о направленном воздействии и подразделении на 3 основных блока, о которых упоминалось ранее:
- экономическое развитие;
- инфраструктурное развитие;
- социального развитие.
Необходимо отметить, что влияние инструментов экономической интеграции, которые в практической плоскости консолидируются в направлениях экономического развития, напрямую зависит от других структурных составляющих жизнедеятельности в новых регионах [2, 3].
Именно поэтому при рассмотрении направлений совершенствования инструментов интеграционного развития новых регионов в экономическом пространстве Российской Федерации, необходимо использовать системный подход и рассматривать все направления социального-экономического тренда, а также отдельные механизмы в их совокупности с целью сопряжения наиболее эффективных позиций для получения наилучших результатов.
В связи с постановкой этой проблемы на данном этапе необходимо представить авторское определение понятия «системный подход». Здесь указанная категория рассматривается в качестве направления методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, и уже поэтому ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразия и сведение их в единую теоретическую ретроспективу [5, 6].
Таким образом, можно сделать вывод, что инструменты интеграционного развития новых регионов в экономическом пространстве Российской Федерации, являются элементом системы, которая направлена на социально-экономическое улучшение всех сторон жизнедеятельности указанных регионов, зависящих в свою очередь от развития системы в целом, и в этом прослеживается взаимосвязь с поступательным переходом к практическому решению многих восстановительно-интеграционных задач [4, 15]. При этом можно отметить, что корреляция в данном случае имеет как прямой, так и обратный характер, что подтверждается многочисленными практическими выводами. В данном случае имеется ввиду устранение возможных негативных последствий т.н. ускоренной интеграции, когда экономическое пространство только начинает формироваться после деоккупации соответствующей территории и ещё неясно, насколько эффективно могут быть использованы конкретные инструменты в отдельных муниципалитетах и городских округах регионов Донбасса и Новороссии.
Исходя из изложенного, интеграционное развитие регионов в экономическом пространстве страны — сложный и многофакторный процесс, требующий системного подхода и координации усилий на всех уровнях власти. Возвращаясь к базовым направлениям социально-экономического развития новых субъектов России, представим наиболее характерные варианты эволюции инструментов инфраструктурного блока.
Как известно, одним из главных факторов интеграции регионов в национальное экономическое пространство наряду с законодательным обеспечением данного процесса является всестороннее совершенствование дорожно-транспортной и логистической инфраструктуры. В настоящее время, тем более в период поступательного хозяйственного развития, надёжная сеть автомобильных магистралей, железнодорожных путей, портов и аэропортов должна обеспечить связанность для экономического взаимодействия между регионами Донбасса и Новороссии, внутри каждого из них, а также на межрегиональном уровне в пространстве страны. В условиях продолжающегося военного конфликта это в немалой степени крайне затруднено. Тем не менее, уже в настоящее время можно представить хотя бы в схематичной форме некоторые предложения, имеющие не только фундаментальный, теоретический смысл, но и функционально-прикладной характер:
1. Обеспечение безопасности новых пространственных ареалов в целях наиболее приемлемого и экономически грамотного применения передовых технологий ремонтно-восстановительного характера, создания разнообразных транспортных коммуникаций, схем товародвижения для достижения высокого уровня связанности территории и эффективного использования в хозяйственных, общественных и личных целях [1, 2].
2. Разработка применительно к сложившейся ситуации и будущим потребностям хозяйственной деятельности производственных объектов и социальных запросов населения региональных схем развития различных видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, авиационного и морского. В данном случае, каждый регион рассматривается в пределах административных границ по состоянию на 01.01.1992 г., имея ввиду формирование гармонизированного подхода для развития всей системы коммуникаций в рамках единого народнохозяйственного комплекса. По существу, именно субъект в исторически сложившейся территориальной целостности может решать поставленные задачи в области обеспечения устойчивости энергетической, транспортной, социально-экономической систем, а также в сфере достижения общественной безопасности. Это в полной мере характерно и для регионов Донбасса и Новороссии, освобождение которых будет способствовать достижению указанных принципов [16; 17].
3. Поступательное обеспечение связанности новых регионов с национальным пространством России. Здесь можно отметить две наиболее значимые целевые магистрали: автомобильный ход через Мариуполь-Бердянск – Мелитополь на юг через Чонгарский транспортный коридор в Республику Крым и не менее перспективный железнодорожный маршрут между указанными промышленными центрами, начинающийся от Таганрога (Ростовская область) и завершающийся в Джанкое. В последующие годы к данным магистралям потребуется создать выход для деоккупированных территорий Херсонской области, экономический потенциал которой пока остаётся за пределами влияния действующих транспортных потоков. Кроме экономических и социальных приоритетов, рассматриваемый автомобильно-железнодорожный транспортный коридор будет способствовать развитию курортно-санаторного направления в Приазовье и Северном Причерноморье, обеспечивая приток отдыхающих из других регионов России в центры, исторически зарекомендовавшие себя в области курортного дела: Бердянск, Геническ, Кирилловка, Приморск, Скадовск и др.
4. Создание по существу новых современных магистральных переходов практически через всю плотно примыкающую к приморской зоне территорию освобождённых субъектов России будет также способствовать укреплению безопасности транспортного движения. Кроме того, это будет способствовать усилению пропускной способности в центрах концентрации товарных потоков – будущих высокомеханизированных центрах логистики – в целях сопряжения функционирующих на близлежащих территориях т.н. хабов со строящимися комплексами складирования и распределения товарных активов.
По мнению многих современных экспертов и организаторов промышленного производства, эффективная региональная интеграция требует создания межрегиональных экономических кластеров, в которых будут сосредоточены предприятия одной или нескольких смежных отраслей. Такие кластеры способствуют концентрации ресурсов, ускорению инноваций и повышению общей производительности.
Следует подчеркнуть, что понятие «кластер» в контексте экономической теории согласно М. Портеру определяется как географически соседствующие взаимозависимые компании и связанные с ними институты развития, которые характеризуются общностью экономических интересов и дополняют друг друга [18]. Однако следует отметить, что известный и до недавнего времени популярный автор рассматривал конкурентную модель применительно к деятельности хозяйствующих субъектов отдельных государств почти сорок лет назад, в подавляющем большинстве из которых завершился период послевоенного подъёма и начался переход к поиску более совершенных инструментов конкурентной политики.
В настоящее время на территории новых регионов ситуация принципиально иная. К сожалению, некоторые современные исследователи чрезмерно ангажированы теоретическим багажом прошлого, что зачастую приводит к применению определённых постулатов, что называется, всуе, без учёта складывающейся ситуации и особенностей конкретного исторического периода, экономического пространства и социальных приоритетов. Будущие промышленные кластеры Донбасса и отдельных центров Новороссии необходимо «вписывать» в национальную стратегическую модель России, контуры которой в настоящее время обозначены схематично, а окончательное решение о развитии территориальных промышленных парков и аналогичных структур кластерного типа на данных территориях возможно не ранее 2028года [19].
Поэтому в условиях незавершённости военного конфликта и вплоть до полного освобождения административных территорий новых регионов Донбасса и Новороссии целесообразно акцентировать внимание на федеральных законодательных актах, специально разработанных или скорректированных применительно к сложившейся социально-экономической и политической ситуации в рассматриваемых субъектах [19, 20]. Таковы некоторые теоретические и функционально-прикладные особенности вхождения новых регионов в экономическое пространство страны.
Особенностью современного развития новых субъектов России в национальном пространстве можно назвать контроль репутационной составляющей, о которой упоминалось ранее. Данный имиджевый приоритет базируется на объективной информации для населения о достигнутых результатах в сфере социальной политики и производственной деятельности, способствующих поддержанию в обществе стабильной социальной атмосферы и уверенности в будущем поступательном развитии.
Заключение. Новое экономическое пространство России – Донбасс и Новороссия – начинают собственное развитие в сложной и порою непредсказуемой обстановке. Важнейшим практическим императивом, способствующим ускоренной интеграции этих регионов, следует считать синхронизацию процессов восстановления, интеграции и последующего развития. Первоочередное значение интеграционного направления как определяющего тренда всей деятельности Правительства России [21] является одновременно и функциональным приоритетом государственных органов на долгосрочную перспективу.
[1] Новые регионы России: два года после воссоединения // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/novye-regiony-rossii-dva-goda-posle-vossoedinenija (дата обращения: 15 июня 2024 г.)
References:
Anischenko A.N. (2021). Problemy obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti Rossii v usloviyakh globalnyh vyzovov i ugroz [Problems of ensuring Russia\'s food security in the context of global challenges and threats]. Problemy rynochnoy ekonomiki. (3). 131-147. (in Russian).
Balashova R.I., Grechina I.V., Malygina V.D., Balashov V.Yu. (2023). Regionalnaya ekonomika Donbassa: integratsiya i razvitie promyshlennosti, torgovli i sfery uslug [Regional economy of Donbass: integration and development of industry, trade, and services]. Regional Economics: Theory and Pactice. (8). 1434 – 1457. (in Russian).
Belokonev S.Yu., Konischev E.S. (2022). Transformatsiya ekonomiki rossiyskikh regionov v 2020-2022 gg. i vozmozhnosti sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Donbassa v sostave Rossii [Transformation of the economy of russian regions in 2020-2022 and opportunities for socio-economic development of Donbass as part of Russia]. Problemy rynochnoy ekonomiki. (4). 42-56. (in Russian).
Dombrovskaya A.Yu. (2023). Tekhnologii tsifrovyh kommunikatsiy dlya integratsii zhiteley LNR i DNR v sotsiokulturnoe prostranstvo sovremennoy Rossii [Digital communication technologies for the integration of residents of the LNR and DNR in the socio-cultural space of modern Russia]. Central Russian Journal of Social Sciences. (2). 15–28. (in Russian).
Isakov N.A., Netkachev K.I. (2024). Instrumenty integratsii novyh regionov v natsionalnoe prostranstvo Rossiyskoy Federatsii [Tools for integration of new regions into the national space of the Russian Federation]. Creative Economy. 18 (8). 2125-2140. (in Russian). doi: 10.18334/ce.18.8.121505.
Lepa R.N., Kurnosova O.A. (2023). Prioritety integratsii promyshlennyh predpriyatiy DNR v rossiyskoe ekonomicheskoe i tsifrovoe prostranstvo [Priorities for the integration of industrial enterprises of the DPR into the Russian economic and digital space] (in Russian).
Logutova T.G. (2024). Problemy mezoekonomicheskoy bezopasnosti novyh regionov v usloviyakh integratsii v ekonomicheskoe prostranstvo Rossiyskoy Federatsii [Problems of meso-economic security of new regions in the context of integration into the economic space of the Russian Federation]. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta prosvescheniya. Seriya: Ekonomika. (2). 79-88. (in Russian).
Spivak V. A. (2022). Sistemnyy podkhod i sistemnoe myshlenie kak universalnaya kompetentsiya spetsialista i rukovoditelya [A systematic approach and systems thinking as a universal competence of a specialist and a manager] (in Russian).
Vasileva R. I., Doroshenko S. V. (2023). Analiz perspektiv integratsii novyh regionov Rossii v natsionalnoe ekonomicheskoe prostranstvo [Analysis of the prospects for the integration of new regions of Russia into the national economic space]. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. (18-1). 56-65. (in Russian).
Volovodova E.V., Bidenko T.V. (2022). Teoreticheskie podkhody k formirovaniyu innovatsionnoy infrastruktury v DNR v usloviyakh integratsii v rossiyskuyu ekonomiku [Theoretical approaches to the formation of innovative infrastructure in the dpr in terms of integration into the russian economy]. Vestnik Instituta ekonomicheskikh issledovaniy. (3 (27)). 61-69. (in Russian).
Страница обновлена: 09.04.2025 в 08:20:38