Dynamics of ensuring energy security in the BRICS countries
Rudenko M.N.1
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
Download PDF | Downloads: 25
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 7, Number 11 (November 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=76506241
Abstract:
The article examines the collective energy dynamic of the BRICS countries, which represents the intersection of national interests, regional energy security, and global sustainable development goals.
Promising projects in the BRICS energy sector are identified, with China standing out.
The comparative analysis of the energy intensity of the BRICS, OECD and G7 countries shows that the BRICS countries are more committed to the implementation of SDG7: Affordable and Clean Energy.
The problems of energy security of the BRICS countries have been updated.
The potential and dynamics of the main indicators of the BRICS countries in energy security are analyzed.
Measures to strengthen cooperation among BRICS countries in energy security are proposed.
Keywords: BRICS, energy security, energy infrastructure, international energy relations, energy project, energy policy
JEL-classification: O10, O13, P28, P48
Введение. В современном мире обеспечение энергетической безопасности становится все более актуальным вопросом. «Необходимость в её обеспечении обусловлена не только экономическими и социальными факторами, но и геополитическими и экологическими» [9]. Поэтому все страны без исключения стремятся разработать и реализовать эффективные стратегии/политики и меры по обеспечению своей энергетической безопасности. Доступ к более дешевой энергии стал необходимым условием функционирования современных экономик. Международные энергетические отношения способствовали интеграции национальных экономик, что привело одновременно к глобальной энергетической безопасности и уязвимости. Следовательно, без надлежащего обеспечения энергетической безопасности, страны сталкиваются с многочисленными проблемами, включая экономическую нестабильность и потенциальные перебои в предоставлении основных услуг.
Глобальное энергоснабжение, будучи неравномерно распределенным, подвержено влиянию различных факторов, в их числе:
– физические факторы – регионы с преимущественно осадочным геологическим строением обладают большим количеством доступных ископаемых видов топлива, чем другие регионы;
– расходы – истощение невозобновляемых энергетических ресурсов приводит к очень дорогим процессам добычи. Эксплуатация таких ресурсов становится возможной только при увеличении спроса, поскольку это приводит к росту цен на энергию, необходимую для покрытия затрат на добычу и производство;
– технологии – технологические достижения привели к эксплуатации новых источников энергии, и, хотя несут в себе высокий риск создания экологических угроз, помогают сделать возобновляемую энергетику более рентабельной;
– политические факторы – социально-политические проблемы, такие как международные конфликты, имеют высокую степень нарушения поставок энергии и уничтожения ее источников, что затрудняет поддержание энергетической безопасности.
Одной из ключевых стратегий повышения энергетической безопасности является диверсификация источников энергии. «Зависимость от одного источника энергии (нефти/природного газа) может сделать страну уязвимой к колебаниям цен, перебоям в поставках и геополитической напряженности» [5]. В связи с чем, многие страны инвестируют в технологии возобновляемой энергии (солнечная/ветровая энергия), чтобы преобразовать свой энергетический баланс и снизить зависимость от ископаемого топлива, тем самым способствуя усилиям по борьбе с изменением климата.
Создание устойчивой энергетической инфраструктуры является еще одним фактором энергетической безопасности. Надежная и хорошо обслуживаемая инфраструктура способна противостоять стихийным бедствиям, кибератакам и другим потенциальным сбоям [8]. Инвестируя в системы мониторинга на основе технологий, проводя регулярные оценки уязвимости и внедряя эффективные планы реагирования, страны могут повысить устойчивость своей энергетической инфраструктуры.
Энергоэффективность и энергосбережение играют решающую роль в достижении энергетической безопасности. Снижая потребление энергии и оптимизируя ее использование, страны могут снизить свою зависимость от внешних источников энергии.
Очевидно, что энергетическая безопасность является фундаментом экономической и стратегической стабильности любого государства. «Для стран БРИКС это императив не только в обеспечении стабильных поставок энергии для удовлетворения внутренних потребностей, но и в формировании будущего, которое в меньшей степени будет зависеть от нестабильных мировых рынков и геополитической неопределенности» [1; 16]. Поиск энергетической безопасности среди этих стран с развивающейся экономикой представляет собой сложную сеть проблем, включая огромные запасы природных ресурсов в одних странах, быстрое развитие технологических достижений в других и общую проблему сбалансированного роста.
Значимость исследования заключается в том, что оно позволит оценить текущее состояние и перспективы развития энергетического сектора в каждой из стран БРИКС, выявить общие проблемы, и в последствии разработать совместные подходы к их решению.
Целью исследования является выявление тенденций и изменений в обеспечении энергетической безопасности в странах БРИКС.
Задачи исследования:
– рассмотреть коллективную энергетическую динамику стран БРИКС;
– проанализировать потенциал и проблемы стран БРИКС в области энергетической безопасности;
– предложить меры по укреплению сотрудничества стран БРИКС в сфере энергетической безопасности.
Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть применены государственными и частными структурами стран БРИКС для укрепления сотрудничества в сфере энергетики как в рамках группы, так и с другими заинтересованными странами.
Коллективная энергетическая динамика стран БРИКС. Совместная энергетическая динамика стран БРИКС представляет собой пересечение национальных интересов, региональной энергетической безопасности и глобальных целей устойчивого развития. Каждая страна привносит в эти процессы свой собственный набор энергетических ресурсов, технологических возможностей и политических подходов, что делает БРИКС макрорегионом мирового энергетического ландшафта. Их сотрудничество заключается не только в обеспечении энергетических ресурсов, но и в гармонизации их стратегий/политик по содействию стабильности, росту и инновациям в их национальных энергетических секторах. Составляющие компоненты коллективной энергетической динамики стран БРИКС представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Составляющие компоненты коллективной энергетической динамики
стран БРИКС
Источник: составлено автором.
Совместное использование ресурсов и технологический обмен. Страны БРИКС активно участвуют в соглашениях о совместном использовании ресурсов. Например, Россия заключила соглашения о поставках нефти и природного газа в Китай и Индию, способствуя стабилизации их энергетических потребностей [17]. Программы обмена технологиями позволили добиться прогресса в области возобновляемых источников энергии, к примеру, «опыт Бразилии в производстве биотоплива был передан другим странам-участницам БРИКС» [7].
Совместные энергетические проекты. Ярким примером является «Инициатива БРИКС по возобновляемой энергии», которая направлена на развитие совместных возобновляемых энергетических активов, таких как солнечные и ветровые электростанции в странах-участницах. Эта инициатива не только укрепляет энергетический потенциал блока, но и сокращает их коллективный углеродный след.
Перспективные проекты в сфере энергетики компаний стран БРИКС представлены в таблице 1.
Таблица 1. Перспективные проекты в сфере энергетики стран БРИКС
Страна
инициатор
|
Проекты по
направлению деятельности
|
Бразилия
|
Атомная
энергетика и технологии
Тепловая диспетчируемая генерация и энергетическое оборудование Электротехническое оборудование Консультационные и инжиниринговые услуги |
Россия
|
Достижение
технологической нейтральности в энергетической сфере:
компетенции и технологии для достижения технологического суверенитета Атомная энергетика, включая технологии СМР и замкнутого ядерного цикла Энергетическое машиностроение и электрическое оборудование |
Индия
|
Реализация
проектов возобновляемой энергетики, включая гидрогенерацию
Атомная энергетика и технологии Энергетическое и электротехническое оборудование Поставки энергетических ресурсов (угля, газа, нефти) Консультационные и инжиниринговые услуги |
Китай
|
Масштабирование
инфраструктуры для экспорта энергетических ресурсов (нефти, угля, газа) из
России
Проекты в газохимической отрасли и производстве СПГ в Арктической зоне России Сотрудничество в области водородной энергетики и технологий Импорт и локализация китайских технологий ВИЭ и систем хранения и накопления энергии Сотрудничество в атомной энергетике, включая обмен опытом для технологий реакторов на быстрых нейтронах и замыкания ядерного топливного цикла |
ЮАР
|
Атомная
энергетика и технологии
Геологоразведка нефтяных и газовых месторождений; реализация инфраструктурных проектов нефтегазоснабжения Техническое перевооружение и модернизация объектов электроэнергетики Реализация проектов возобновляемой энергетики Консультационные и инжиниринговые услуги по проектированию энергосистемы и энергорынков |
Египет
|
Развитие
атомных проектов в энергосистеме Египта
Сотрудничество в газовых проектах по освоению месторождений и развитию газотранспортной инфраструктуры Энергетическое машиностроение и электрическое оборудование |
Иран
|
Строительство
и техническое перевооружение объектов электроэнергетики
Гидроэнергетика и технологии гидрогенерации, включая малые и средние ГЭС Сотрудничество в атомных проектах и проектах возобновляемой энергетики Энергетическое и электротехническое оборудование Консультационные и инжиниринговые услуги по проектированию энергосистем и энергорынков |
ОАЭ
|
Атомная
энергетика и технологии
Традиционная и низкоуглеродная энергетика и технологии Энергетическое и электротехническое оборудование Сотрудничество в нефтяной и газовой отрасли Консультационные и инжиниринговые услуги |
Эфиопия
|
Атомная
энергетика и технологии (малые модульные реакторы)
Гидроэнергетика и технологии гидрогенерации Энергетическое и электротехническое оборудование Консультационные и инжиниринговые услуги |
Как видно из систематизированных в таблице 1 данных, ключевыми направлениями проектной деятельности в сфере энергетики выступают:
– атомная энергетика и технологии;
– консультационные и инжиниринговые услуги;
– энергетическое машиностроение и электрическое оборудование;
– реализация проектов возобновляемой энергетики.
Необходимо отметить, что среди всех стран БРИКС особенно выделяется Китай. Его проектные инициативы более масштабны и прогрессивные.
Гармонизация энергетической политики. Чтобы обеспечить коллективный подход к энергетической безопасности, страны БРИКС работают над гармонизацией политики [2]. Это включает синхронизацию нормативных рамок по содействию трансграничной торговле энергией и инвестициям. Примером служит Исследовательская группа по энергетической политике БРИКС, которая предоставляет платформу для обсуждения реформ в этой области. Положение о Платформе предоставляет участникам широкий мандат для сотрудничества в различных областях, в их числе:
– угольный сектор. Несмотря на то, что доля угля в энергобалансе стран БРИКС значительно различается, все они продолжат эффективно использовать этот ресурс в электроэнергетике и промышленности. Совместная оценка развития угольного сектора может быть полезна как для стран-экспортеров, так и для стран-импортеров в целях планирования производства и поставок;
– природный газ, включая СПГ остается доступным и относительно чистым топливом. Большой потенциал сотрудничества в секторе природного газа между странами БРИКС очевиден, включая разведку, добычу, обеспечение стабильных поставок, надежную транспортировку и развитие инфраструктуры;
– возобновляемая энергетика активно развивается благодаря экологическим преимуществам, и страны БРИКС могут обмениваться передовым опытом и технологиями, связанными с увеличением доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе и расширением распределенной генерации;
– использование биологических источников энергии и биотоплива способствует устойчивому увеличению производства энергии. Совместный анализ экономических и экологических выгод от применения биоэнергетики и обмен технологиями будет способствовать глобальному лидерству стран БРИКС в этой сфере.
Инвестиции в энергетическую инфраструктуру. Признавая важность надежной инфраструктуры, страны БРИКС вкладывают значительные средства в модернизацию и расширение своих энергетических сетей. Например, инициатива Китая «Один пояс, один путь» содержит инвестиции в энергетическую инфраструктуру по всей Азии и за ее пределами, что может принести значительные эффекты странам БРИКС за счет повышения взаимосвязанности.
Цели устойчивого развития. Согласование энергетической политики с ЦУР является приоритетом для стран БРИКС. Переход к устойчивым моделям производства и потребления играет одну из ключевых ролей в рамках Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г., принятой ООН в октябре 2015 г. [4; 15]. Данная тема содержит не только одноименную ЦУР 12, но и отдельные аспекты ЦУР 7 «Недорогая и чистая энергия», связанные с потреблением ресурсов и антропогенным воздействием на климат.
Сравнительный анализ энергоемкости (% ВВП) [1] по странам – БРИКС, ОЭСР и G7 отражён на рисунке 2.
Рисунок 2. Энергоемкость стран БРИКС*, ОЭСР** и G7***, % ВВП
*Без учёта новых стран-участниц, присоединившихся в 2024 г. (Ирана, Египта, ОАЭ, Эфиопии).
** ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) – международная экономическая организация развитых стран (38 государств).
*** G7 – межправительственный политический и экономический форум, членами которого являются крупнейшие развитые экономики (Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания и США).
Источник: составлено автором по материалам «» [18].
На графике (рис. 2) видно, что по всем группам стран отмечено сокращение значений показателя. Однако, учитывая экономическое развитие и количество стран в организациях, можно утверждать, что страны БРИКС более привержены к реализации ЦУР 7 «Недорогая и чистая энергия».
Потенциал и проблемы стран БРИКС в области энергетической безопасности. Поиск энергетической безопасности – это многогранная задача, требующая всестороннего понимания энергетических резервов страны. Для стран БРИКС, которые отличаются разнообразием энергетических профилей и моделей потребления, эта задача особенно сложна. Оценка энергетических резервов включает не только количественную оценку физических объемов ресурсов, но и оценку потенциала их устойчивой добычи и использования. Потенциал этих резервов огромен; они представляют собой драйверы промышленного роста, экономической стабильности и социального развития. Однако проблемы столь же значительны, начиная от геополитической напряженности и заканчивая экологическими проблемами:
– геополитическая динамика: энергетические запасы стран БРИКС находятся в регионах, чреватых политической нестабильностью или оспариваемых конкурирующими геополитическими интересами. Например, положение России как крупного поставщика природного газа в Европу осложняется нестабильными отношениями с Западом;
– ограничения инфраструктуры: многие страны БРИКС сталкиваются с препятствиями, которые не позволяют им в полной мере использовать свои энергетические запасы. Например, в Индии, несмотря на огромные запасы угля, отсутствие современных технологий добычи и недостаточно развитая транспортная система ограничивают его использование;
– экологические проблемы: добыча и использование ископаемого топлива представляют значительные угрозы для экологии. Зависимость Китая от угля привела к серьезным проблемам загрязнения воздуха, что побудило страну перейти на дорогие, но более чистые источники энергии;
– экономическая жизнеспособность: глобальный сдвиг по отношению к возобновляемой энергии обусловил решение вопроса, – о долгосрочных инвестициях в добычу ископаемого топлива. В настоящее время стало необходимым учитывать мировую тенденцию к снижению выбросов углерода при оценке перспективности открытия новых месторождений (газа, угля, нефти);
– технологические достижения: темпы технологических инноваций могут как способствовать, так и негативно отразится на энергетическом секторе. Потенциал солнечной энергии в Южной Африке высок, но стоимость солнечных технологий и решений по хранению остаются проблематичными;
– социальные последствия: энергетические проекты могут иметь глубокие социальные последствия, включая перемещение населения и изменения в землепользовании. К примеру, развитие гидроэлектростанций в Бразилии привело к конфликтам с коренными общинами [3].
Для фундаментального понимания энергетической безопасности стран БРИКС [2] проанализируем динамику их основных показателей за период 2019-2023 гг. (рис. 3-8).
Рисунок 3. Динамика альтернативной и атомной энергии в странах БРИКС,
% общего энергопотребления
Примечание: альтернативная и атомная энергия, то есть чистая энергия – это не углеводная энергия, которая не производит углекислый газ при генерации. Она включает в себя гидроэнергетику, а также ядерную, геотермальную и солнечную энергию и др.
Источник: составлено автором по статистическим материалам «Доля чистой энергии – Классация стран» [10].
Как видно из рисунка 3, за анализируемый период 2019-2023 гг. все страны БРИКС показали положительный рост по «альтернативной и атомной энергетики, % от общего потребления энергии». Высокий уровень значений наблюдался у Эфиопии (в диапазоне 89,5-91,06%%), самый низкий у Ирана (в диапазоне 1-1,2%%).
Рисунок 4. Динамика производства возобновляемой электроэнергии
в странах БРИКС, млн. кВт/ч
Источник: составлено автором по статистическим материалам «Возобновляемая электроэнергия, кВт/ч – Классация стран» [6].
Как видно из рисунка 4, за анализируемый период 2019-2023 гг. из всех стран БРИКС по производству электроэнергии из возобновляемых источников снижение значения произошло у Ирана (-106 млн. кВт/ч), в других странах отмечено увеличение значений. Максимальный уровень значений на 2023 г. продемонстрировала Россия (996,9 млн. кВт/ч), минимальный – Бразилия (70,83 млн. кВт/ч).
Рисунок 5. Динамика импорта энергии в странах БРИКС,
в % от общего энергопотребления
Источник: составлено автором по статистическим материалам «Импорт энергии – Классация стран» [14].
Как видно из рисунка 5, за анализируемый период 2019-2023 гг. по объему импорта энергии в % от общего энергопотребления снижение отрицательных значений зафиксировано у Ирана (на -1,8%), ОАЭ (на -13,9%), России (на -4,5%), ЮАР (на -0,6%). Увеличение положительных значений отмечено у Бразилии (на 3,04%), Египта (на 1,61%), Индии (на 8,98%), Китая (на 4,8%), Эфиопии (на 1,6%).
Рисунок 6. Динамика доступа к электричеству в странах БРИКС, % населения
Источник: составлено автором по статистическим материалам «Доступ к электричеству – Классация стран» [11].
Как видно из рисунка 6, за анализируемый период 2019-2023 гг. доступ к электричеству был обеспечен на уровне 100% населения в Египте, Иране, Китае и ОАЭ. В России 100% уровень отмечается с 2021 г. В Бразилии, Индии и ЮАР значения данного показателя колебались в диапазоне 85-98,86%%. Низкий уровень значений зафиксирован у Эфиопии (в диапазоне 48,05-65,38 %%).
Рисунок 7. Динамика доходов от добычи нефти в странах БРИКС, % ВВП
Источник: составлено автором по статистическим материалам «Доходы от добычи нефти – Классация стран» [13].
Как видно из рисунка 7, за анализируемый период 2019-2023 гг. доходы от добычи нефти в странах БРИКС имели следующую динамику:
– у Ирана (+1,92% ВВП), ОАЭ (+0,32% ВВП) и России (+3,04% ВВП) наблюдалось увеличение значений;
– у Бразилии (+1,92% ВВП), Индии (+0,09% ВВП), Китая (+0,13% ВВП) и ЮАР (+0,13% ВВП) также отмечен рост, однако их доходы скромнее, чем у Ирана, ОАЭ и России;
– у Египта отмечено снижение значения (-0,38% ВВП);
– у Эфиопии зафиксирована нулевая динамика.
Рисунок 8. Динамика доходов от природного газа в странах БРИКС, % ВВП
Источник: составлено автором по статистическим материалам «Доход от природного газа – Классация стран» [12].
Как видно из рисунка 8, за анализируемый период 2019-2023 гг. доходы от природного газа из 9-ти стран БРИКС, 8-мь имели положительную динамику:
– Бразилия (+0,03% ВВП), Египет (+0,48% ВВП), Индия (+0,11% ВВП), Иран (+2,41% ВВП), Китай (+0,64% ВВП), ОАЭ (+1,04% ВВП), Россия (+4,63% ВВП), ЮАР (+0,06% ВВП);
– у Эфиопии зафиксирована нулевая динамика.
Проанализировав динамику основных показателей, можно сделать вывод, что страны БРИКС стремятся развивать устойчивые, эффективные, доступные, экологичные энергетические системы, гармонично интегрированные в мировую энергосистему. Стратегические цели развития формулируются на уровне национальной политики каждой страны, а общие приоритеты отражаются в официальных заявлениях и документах БРИКС. В силу существенных различий в энергосистемах стран БРИКС каждая из них сталкивается с различными вызовами в развитии энергетического комплекса, имея при этом ряд схожих задач и приоритетов, к которым можно отнести:
– создание устойчивых, эффективных энергетических систем, диверсификация энергобаланса и структуры поставок для обеспечения бесперебойного, доступного энергоснабжения и удовлетворения внутренних энергетических потребностей в целях создания благоприятных условий для экономического роста;
– расширение доступа к энергии, обеспечение всеобщей энергетической безопасности населения как средства повышения уровня жизни и социальной стабильности;
– максимально эффективное использование собственных энергетических ресурсов;
– создание чистых, низкоуглеродных энергетических систем для снижения негативного воздействия на климат и окружающую среду.
Предложения по укреплению сотрудничества стран БРИКС в сфере энергетической безопасности. Возможные совместные действия по укреплению сотрудничества стран БРИКС в сфере энергетической безопасности могут включать, среди прочего, следующее:
– анализ развития мирового и национального энергетического сектора;
– разработка сценариев эволюции глобального энергетического ландшафта;
– оценка наилучших вариантов сотрудничества внутри блока БРИКС в области энергетики;
– разработка механизмов продвижения общих проектов;
– сотрудничество в области исследований, разработок и внедрения передовых энергетических технологий;
– обмен информацией и передовым опытом в области политики, правил и стандартов;
– обмен мнениями по совершенствованию правовой базы для продвижения энергетического сотрудничества стран БРИКС;
– выявление возможностей для сотрудничества между заинтересованными сторонами;
– содействие взаимной торговле товарами/услугами, связанными с энергетикой, включая оборудование;
– содействие взаимным инвестициям в энергетический сектор.
Заключение
Энергетическая безопасность – это многогранная концепция, которая требует комплексного подхода к защите национальных экономических интересов. Благодаря диверсификации источников энергии, устойчивой инфраструктуре и энергоэффективности, страны могут минимизировать риски и обеспечить надежное и устойчивое энергоснабжение.
Проблемы энергетической безопасности, с которыми страны сталкиваются сегодня, не являются проблемами прошлого. Некоторые из традиционных механизмов (геополитика, хранение, поставка ресурсов) не решают их в полном объеме, в то время как другие (производительность, потребление, эффективность и регулирование) являются обоснованными, но требуют корректировки. Следовательно, нужны новые подходы для работы с цифровыми энергетическими активами и системами, расширенными цепочками поставок и новыми технологиями в масштабе.
Энергетическая безопасность и устойчивость являются международными императивами, требующими глобальной координации. В этой связи региональное/национальное участие, государственно-частное сотрудничество и взаимосвязанные трансграничные энергетические системы должны быть непосредственно задействованы в этом процессе. Это особенно важно для стран БРИКС, поскольку их экономики продолжают расти, а потребности в энергии увеличиваются.
Одной из основных проблем, с которой сталкиваются страны БРИКС, является глобальная нестабильность цен на энергоносители. Это может привести к экономическим шокам и угрозам национальной безопасности. Поэтому важно разработать действенные механизмы сотрудничества между странами в области энергетики, направленные на обеспечение стабильности цен.
Положительным аспектом является тот факт, что благодаря совместным усилиям страны БРИКС не только укрепляют свою собственную энергетическую безопасность, но и вносят вклад в стабильность и устойчивость мирового энергетического рынка. Их партнерство является ярким примером того, как сотрудничество и общее видение могут привести к большей устойчивости и прогрессу перед глобальными вызовами современности.
[1] Энергоемкость, % ВВП при постоянном объеме – это количество энергии, которое необходимо для затрат производства продукции/услуг в экономике.
[2] С учётом новых стран-участниц, присоединившихся в 2024 г. (Ирана, Египта, ОАЭ, Эфиопии).
References:
Badov I.Yu., Kharlanov A.S. (2024). Energetika BRIKS: podkhody i resheniya voprosov energodefitsita [Brics energy: approaches and solutions to energy shortage issues]. Economy of construction. (6). 26-29. (in Russian).
Belikova D.A., Malyh A.E., Lyubimov K.A., Poskakalova D.K., Arkhipova U.A. (2023). Energeticheskaya politika stran BRIKS v Arktike [The energy politics of the BRICS countries in the Arctic zone]. Arkticheskoe obozrenie. (9). 52-58. (in Russian).
Global Energy Statistical Yearbook 2023Yearbook.enerdata.net. Retrieved November 03, 2024, from https://yearbook.enerdata.net/
Golovin M.S., Dudkin N.N., Pechatnova A.S. (2024). Osobennosti proizvodstva i ispolzovaniya transportnogo biotopliva v otdelnyh razvivayushchikhsya stranakh (chast I) [Specific features of production and use of transport biofuels in selected developing countries (part i)]. Economics and management. 30 (7). 781-790. (in Russian). doi: 10.35854/1998-1627-2024-7-781-790.
Grabchak E., Loginov E. (2020). Tsifrovaya energetika: povyshenie nadezhnosti upravleniya elektro- i teploenergeticheskimi sistemami na osnove vnedreniya tsifrovyh tekhnologiy [Digital energy: improving the reliability of management of electric and thermal power systems based on the introduction of digital technologies] Moscow: Institut ekonomicheskikh strategiy. (in Russian).
Grabchak E.P., Loginov E.L. (2023). Obespechenie ekonomicheskoy bezopasnosti energetiki Rossii. Problemy importozameshcheniya [Ensuring the economic security of the Russian energy sector. problems of import substitution]. Mirovaya ekonomika: problemy bezopasnosti. (2). 20-22. (in Russian).
Lev M.Yu., Leschenko Yu.G. (2022). Analiz kontseptsii bezopasnosti Organizatsii Obedinennyh Natsiy v protsesse globalnoy integratsii [Analysis of the United Nations security concept amidst global integration]. Economic security. 5 (1). 11-44. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.1.113726.
Lev M.Yu., Medvedeva M.B., Leschenko Yu.G. (2022). Evolyutsiya globalnogo upravleniya ekonomicheskimi protsessami v kontekste mezhdunarodnyh organizatsiy s pozitsii natsionalnoy bezopasnosti [The evolution of global economic governance in the context of international organisations from a national security perspective]. Economic security. 5 (4). 1583-1614. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.4.115231.
Vedernikova E.V., Rudenko M.N. (2024). Dinamika institutsionalnogo razvitiya stran BRIKS i ikh rol v sovremennom miroporyadke [Dynamics of institutional development of the BRICS countries and their role in the modern world order]. Economic security. 7 (8). 1983-1998. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.7.8.121617.
Страница обновлена: 08.04.2025 в 23:50:10