Концептуальная основа обеспечения экономически безопасного управления имуществом вуза
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 11 (Ноябрь 2024)
Введение
Появление новых тенденций в развитии современных образовательных организаций высшего образования, связанных с масштабной реализацией программ развития вузов в нашей стране, делает актуальным пересмотр подходов к управлению имуществом, которое становится одним из важнейших факторов экономической безопасности этих организаций. Проводимая в направлении развития имущественных комплексов государственная политика реализуется посредством федеральных проектов в рамках национального проекта «Наука и университеты». Данный проект осуществляется в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [19, 25].
В исследовании проведен анализ работ, посвященных этой области менеджмента образовательных организаций, который показал их небольшое число в сравнении с изучением вопросов обеспечения безопасности в других функциональных областях управления вузом. При этом в основе исследований находились процессы и инструменты управления функционированием и развитием имущества сложившиеся в образовательных организациях десятилетиями. Необходимо отметить, что и понятие имущественного комплекса, которое выполняет системообразующую роль в формировании подходов к управлению, трактовалось авторами по-разному, в основном преобладал ракурс рассмотрения имущества как совокупности объектов, относительно осуществляется их использование в процессе текущей деятельности образовательной организации [9,16,20,23]. Рассмотрение имущественного комплекса вузов в стратегическом управлении в аспекте экономической безопасности его деятельности было представлено эпизодически, при этом практически не ставился вопрос относительно взаимодействия менеджмента образовательных организаций со стейкходерами, влияние которых в последнее время на все процессы обеспечения экономической безопасности вузов все более возрастает. Внешние стейкхолдеры – работодатели, индустриальные партнеры и др. выступают партнерами при разработке и реализации программ развития вузов и отдельных совместных проектов в их составе, а внутренние стейкхолдеры – сотрудники, обучающиеся все активнее включаются в процессы совершенствования научной, образовательной и воспитательной деятельности образовательных организаций, которая неизбежно приводит к необходимости преобразований имущественного комплекса.
В этой связи в представленном в статье исследовании была поставлена цель разработки концептуальных положений организации управления имуществом образовательных организаций, которые обеспечивают необходимое и достаточное обоснование этих процессов в условиях расширения взаимодействия со стейкходерами и направлены на обеспечение экономической безопасности за счет расширения спектра инструментов управления, используемых на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях управления имуществом вузов. Авторская гипотеза в этой связи состоит в том, что менеджмент образовательных организаций может получить полноценный управленческий инструментарий управления имуществом при условии пересмотра подходов к организации управления имуществом, в процессы которого все больше стали вовлекаться стейкхолдеры, чье участие требует расширения информационной базы и для этого - оценки состояния имущества при котором обеспечивается экономическая безопасность вуза.
В качестве базовых методологических подходов были приняты системный и стейкхолдерский подходы, которые были дополнены другими, наиболее часто используемые при решении проблемных вопросов в организации управления - ситуационным, функциональным, процессным, ресурсным, составляющими основу для разрабатываемых методологических положений. Научная новизна проведенного исследования состоит в разработке комплекса взаимосвязанных концептуальных положений по управлению имуществом вузов, сформированных с учетом новых условий их деятельности, характеризующихся расширением состава участников управленческих процессов за счет включения в него стейкхолдеров, а на этой основе - достижение такого состояния имущественного комплекса вуза, при котором обеспечиваются условия для его эффективного функционирования и развития и осуществляется интеграция этой области управления в общероссийскую систему планирования и контроля использования ресурсов со стороны государства, что в совокупности характеризует необходимые условия экономической безопасности современных образовательных организаций.
Основная часть
Под концептуальными положениями в выполненной автором работе понимаются теоретико-методологические положения, позволяющие дать описание организации процессов управления имуществом образовательной организации в условиях взаимодействия со стейкхолдерами, определяющее содержательную характеристику этой области управления, ее элементы и причинно-следственные взаимосвязи между ними с присущими им свойствами и характеристиками, рассматриваемыми в различных управленческих ситуациях, связанных с обеспечением экономической безопасности. При формировании концептуальных положений использовано авторское понятие «имущественный комплекс» (ИК) образовательной организации, которое было представлено в ранее опубликованных работах, и сформулированно следующим образом: «под имущественным комплексом (ИК) образовательной организации понимается полный состав ее активов, включая имущество (движимое и недвижимое, материальное и нематериальное имущество) и имущественные права, направленные на обеспечение деятельности организации, включая реализацию ее основной (образовательной, научной), а также сопутствующих им видов деятельности, порядок использования которых определяется учредителем с учетом организационно-правовой формы образовательной организации» [5,12]. Концептуальные положения организации управления ИК образовательной организации во взаимодействии со стейкхолдерами сгруппированы в шесть взаимосвязанных между собой блоков, последовательность которых позволяет однозначно охарактеризовать предлагаемую логику организации управления ИК современных вузов.
Охарактеризуем их. Первый блок содержит положения, позволяющие идентифицировать современные условия организации управления ИК образовательной организации, которые формируются на основе анализа государственной политики, тенденций развития и состояния ИК вузов и при совместном рассмотрении позволяют определить направления актуализации подходов и инструментов менеджмента, способствующих обеспечению его экономической безопасности. Важным в исследовании законодательной основы деятельности вузов, национальных и федеральных проектов, государственных программ в сфере высшего образования, ориентированных на достижение мирового академического лидерства российскими образовательными организациями высшего образования, является необходимость их осуществления на основе формирования безопасной и комфортной среды для научной и образовательной деятельности за счет развития ИК по всем его составляющим, начиная от недвижимости, заканчивая нематериальными активами образовательных организаций. Важно отметить также появление тенденции усиления внимания государства к совершенствованию воспитательной работы с обучающимися, базой для выполнения которой необходимо обеспечить соответствие ИК вуза современным стандартам для такого рода коммуникаций.
Проведенное исследование показало и ряд других существенных тенденций, непосредственно влияющих на необходимость преобразований управления ИК, в том числе: выделение на конкурсной основе финансирования со стороны государства программ развития материально-технической базы вузов на условиях софинансирования с их стороны, реализация новых форм сотрудничества образовательных организаций с индустриальными партнерами, при условии развития ИК образовательных организаций за счет привлечения ресурсов этих партнеров, осуществление проектов строительства кампусов в целом ряде образовательных организаций страны, которые аккумулируют в себе передовые решения, связанные с развитием ИК. Однако, рассмотрение этих позиций в проекции состояния ИК показало наличие определенных противоречий между фактическим состоянием имущества образовательных организаций и его состоянием, которое требуется с учетом новых условий деятельности вузов, в том числе и при расширении взаимодействия со стейкхолдерами в условиях ориентации на обеспечение экономической безопасности. В частности, анализ показал, что присутствует высокий уровень износа определенной части ИК, имеются неиспользуемые объекты имущества, на которые направляются эксплуатационные затраты, низкий процент обновления ИК в целом. Все это дополняется различием показателей, характеризующих состояние ИК вузов не в пользу региональных образовательных организаций, еще сохраняется приоритет крупных образовательных организаций в больших городах РФ. В этой связи было сформулировано концептуальное положение о необходимости проведения преобразований в организации управления ИК в целях его приведения в соответствие современным условиям функционирования и развития образовательных организаций.
Во втором блоке представлены особенности взаимодействия образовательной организации со стейкхолдерами и положения, позволяющие определить отличающиеся от традиционных показатели для организации управления ИК, обеспечивающие эффективные взаимодействия со стейкхолдерами. В основе этого – положение о необходимости выбора стейкхолдеров, в наибольшей степени заинтересованных в развитии ИК образовательных организаций, взаимодействие с которыми положительно сказывается на их экономической безопасности. На основании проведения комплексного анализа такого рода взаимодействий, автором был определен круг стейкхолдеров, интересы и участие которых существенно для образовательной организации [4,10,17, 24]:
1) собственник, в лице государства определяет основные стратегические цели развития системы образования, которые далее трансформируются в планы и программы развития вуза;
2) клиенты:
2.1) абитуриенты и обучающиеся, которым предоставляется возможность обучения в современных зданиях и на современном оборудовании, имеется инфраструктура (наличие общежитий, коворкингов, спортивных объектов) для личного роста и развития деловых связей, что напрямую зависит от состояния ИК образовательной организации;
2.2) работодатели, которые заинтересованы в том, чтобы на рынке труда появлялись специалисты, имеющие основные и надпрофессиональные навыки, получение которых от состояния ИК образовательной организации;
3) сотрудники, которые заинтересованы в возможности качественно выполнять свои трудовые функции и повышать свой трудовой потенциал, что требует достаточного ресурсного обеспечения деятельности, то есть также зависит от состояния ИК вуза;
4) местное сообщество, которое, является одним из активных пользователей инфраструктуры вуза – являясь посетителями ее спортивных сооружений, культурно-массовых мероприятий и т.д.
При этом анализ показывает, что взаимодействие с данными группами стейкхолдеров является динамичным, что определяет необходимость оценивания имущества, которое позволяет идентифицировать происходящие изменения в составе ИК образовательной организации, в любой управленческой ситуации обеспечения экономической безопасности, а на этой основе – сформировать сбалансированные с учетом заинтересантов управленческие решения на основе выбора соответствующих показателей. Автором сформулированы ключевые положения, обеспечивающие возможность менеджменту образовательных организаций сформировать требуемый для управления состав показателей состояния ИК, которым относится: необходимость обоснования распределения видов имущества в составе ИК вуза по стейкхолдерам в соответствии с уровнем их заинтересованности, определение методики расчета показателей и источников получения информации для их определения, а также особенностей интерпретации значений показателей в целях управления в зависимости от управленческой ситуации.
Третий блок содержит положения, определяющие две основные позиции – цели и принципы организации управления ИК вузов в условиях достижения эффективного взаимодействия образовательной организации и стейкхолдеров, ориентиром для которых выступают показатели, характеризующие состояние ИК, удовлетворяющее интересам стейкхолдеров в условиях ориентации на обеспечение экономической безопасности. В исследовании приняты системообразующие положения по определению целей, выполнение которых обеспечивает базисные условия эффективной управленческой деятельности в выбранной области и соответствующую этому структуризацию систему управления образовательной организации в части, касающейся ее имущества [21,22]:
- постановка целей опирается на наличие выявленных или прогнозируемых проблем или потребностей, в том числе и обеспечения экономической безопасности;
- постановка целей организации зависит от целей стейкхолдеров организации, к которым, прежде всего, относится собственник. В отношении многих вузов нашей страны – это государство;
- при постановке целей в обязательном порядке учитывается ресурсное обеспечение ее реализации, то есть наличие возможностей для ее достижения;
- должна быть реализована возможность сопоставления уровня достижения цели с некоторым определенными показателями сравнения (база сравнения), характеризующими состояние имущества.
Анализ теоретических источников и практических материалов позволил в проведенном исследовании определить основные принципы организации управления ИК вузов, которые могут быть использованы как основа для разработки управленческого инструментария, связанного с информатизацией этой деятельности, в условиях ориентации на обеспечение экономической безопасности [6,7,8]. (таблица 1).
Таблица 1
Принципы организации управления ИК вузов и их использование при формировании управленческого инструментария
Принципы
организации управления |
Особенности
реализации
|
«Информационная»
основа инструментов управления
|
Целостность
|
Необходимо
обеспечить неразрывность всех составляющих организации управления, которые
взаимосвязаны и взаимозависимы
|
Определение
составляющх
управления и инструментов их информационного обеспечения на основе взаимосвязей в управлении вуза и его стейкхолдеров |
Иерархия
|
Требуется
обеспечить подчиненность составляющих организации управления низшего уровня
высшему уровню
|
Информация
о структуре и процессов управления ИК в условиях выделения в отдельную
функциональную область управление ИК, обеспечив ее целевую ориентацию на
интересы стейкхолдеров
|
Взаимодействие
|
Необходимо
обеспечить эффективные коммуникации всех звеньев системы управления на основе
создания неразрывных цепочек взаимодействий стейкхолдеров
|
Формирование
мониторинга результатов взаимодействий звеньев системы управления ИК при
рассмотрении этапов приобретения, использования, вывода из эксплуатации
объектов
|
Самоорганизация
|
Требуется
обеспечить гибкость и адаптивность управления в условиях меняющейся среды,
возможности системы управления быстро перестраиваться
|
Введение
в систему управления ИК вуза информации об оценке результативности
управления и формирование управленческих решений по требуемым изменениям
|
Обратная
связь
|
Определение
информации на основе которой возможно вносить корректирующие изменения в
организацию управления с учетом интересов стейкхолдеров относительно ИК ООВО
|
Определяется
содержание информации о процессах управления ИК и их результатах для оценки и
осуществления корректирующих воздействий
|
Использование представленных выше положений, характеризующих цели и принципы управления, в практической деятельности современных образовательных организаций, позволяют рассматривать управление в условиях увеличения состава участников управленческих процессов за счет стейкхолдеров и используя возможности их взаимодействия – перейти к расширению спектра инструментов управления, применяемых на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях управления имуществом вузов в условиях обеспечения их экономической безопасности.
Четвертый блок представляет особенности информационного обеспечения деятельности по управлению ИК в современных условиях и оценка его результативности на этой основе. Учитывая сложность и масштаб исследуемой области управления в образовательной организации, многообразие ее взаимоотношений со стейкхолдерами, а также современные тенденции в сфере информатизации управленческой деятельности предлагается использовать возможности получения и статистических данных «Data Driven Decision Making»,(DDDM) [2,3]. Уже первый опыт использования таких данных в практике организаций, относимых к различным сферам деятельности, показал существенный управленческий эффект за счет наличия качественно иной информационной базы принятия управленческих решений, повышающей в том числе и возможности при обеспечении их экономической безопасности. Использование DDDM для организации управления ИК вузов во взаимодействии со стейкхолдерами позволяет перейти к новому уровню отношений заинтересованных сторон и прежде всего с основным стейкхолдером для любых организаций системы высшего образования страны - Минобрнауки России. При этом обеспечивается интеграция этой области управления в общероссийскую систему планирования и контроля использования ресурсов со стороны государства, относительно которой Минобрнауки России уже предпринимались усилия по созданию единых подходов к организации управления имуществом подведомственных организаций высшего образования. В частности, в этой области в масштабах всей страны используется единая система учета и отчетности, что уже является важным шагом на пути к экономической безопасности государственных вузов страны. Автором ранее были проведены исследования и представлены в публикациях, касающихся структуры, содержательной характеристики и особенностей создания таких информационных систем, которые в настоящей работе выступили исходным материалом для обобщений и формулировки настоящих концептуальных положений [13].
Располагая требуемым объемом информации, получаемой на основе современных информационных технологий, менеджмент образовательной организации может осуществлять объективную оценку состояния ИК, которая учитывает и его характеристики с точки зрения стейкхолдеров вуза, а на этой основе – поставить вопрос об оценке результативности управления. В данном исследовании под результативностью управления понимается степень соответствия результатов управления ИК поставленным целям. Автором предлагается осуществлять оценку в разрезе отдельных категорий имущества образовательных организаций, дифференцируя ее по стейкхолдерам. Показатели оценивания имеют объективную основу, постулированную в основополагающих документах государственной политики в сфере высшего образования. В них неоднократно определялись три миссии современных вузов – образовательная, научная и воспитательная, для полноценную реализацию которых в итоге развивается имущественный комплекс современных образовательных организаций. Важную компоненту в обеспечении экономической безопасности вузов в настоящее время вносит и коммерческое использование объектов имущества, которое в условиях дефицита бюджетного финансирования призвано обеспечить стабильность деятельности образовательных организаций во взаимодействии со стейкхолдерами. Автором были проведены разработки набора показателей, методов их оценки и правил интерпретации результатов, которые были апробированы на примере деятельности ряда образовательных организаций. Полученные результаты позволили выявить сильные и слабые стороны управления и стали основой для разработки и реализации управленческих решений, направленных на повышение результативности управления ИК образовательной организаций. Апробация подтверждает правомерность такого подхода и позволяет на концептуальном уровне обобщать положения, его характеризующие.
В пятом блоке представлены положения, связанные с необходимостью менеджмента образовательных организаций проводить отбор проектов развития ИК и формировать портфель проектов на основе проведенного выбора. Проведенный анализ управленческой практики показал, что потребности в развитии ИК вузов практически всегда превышают возможности их финансирования, даже при условии привлечения значительных средств со стороны стейкхолдеров образовательной организации. Поэтому в условиях обеспечения экономической безопасности важным становится вопрос определения такого подхода к выбору объектов инвестирования, который бы был принимаем всеми участниками этих процессов – менеджментом образовательной организации и ее стейкхолдерами. В основе выбора предлагается использовать результаты оценивания состояния ИК вуза, охарактеризованные в предшествующем блоке. С их использованием можно определить наиболее проблемные области в составе ИК образовательной организации и оценить имеющиеся ресурсы для выполнения мероприятий по его развитию. В зависимости от источников финансирования предлагаемые к рассмотрению проекты делятся на две группы: первая охватывает проекты, связанные с основной деятельностью образовательной организации, вторая – проекты инфраструктурного характера. Источник финансирования первой группы – бюджетные и внебюджетные с приоритетом источников первого вида. Отметим, что возможным является использование средств, направляемых стейкхолдерами. Для проектов второй группы структура источников может быть аналогичной, но среди них будет отмечаться преобладание внебюджетных средств и доля стейкхолдеров может существенно возрасти.
Процедуры отбора проектов и формирования их портфеля в условиях предварительного определения размера средств, доступных для финансирования, достаточно широко были представлены в научной литературе [1,11,14,15]. Особенности настоящего исследования, связанные с расширением состава участников управленческих процессов за счет включения в него стейкхолдеров в условиях обеспечении экономической безопасности вузов, обусловили необходимость разработки авторского подхода к организации отбора. При этом были приняты следующие условия:
- формирование портфеля должно обеспечивать максимально возможное увеличение как общей оценки результативности управления ИК вуза, так и увеличение степени удовлетворенности стейкхолдеров по отдельным компонентам ИК;
- основными источниками финансирования являются бюджетные средства и собственные средства образовательной организации, однако часть проектов может реализовываться и с привлечением средств заинтересованных стейкхолдеров;
- формирование портфеля и распределение средств проводится в два этапа: первоначально направления деятельности вуза ранжируются на основе оценок результативности, что определяет соответствующее распределение средств, затем в рамках каждого направления отбираются конкретные проекты и суммы на их реализацию;
- не рассматриваются управленческие ситуации, связанные с обеспечением выполнения требований нормативных документов (ФГОС ВО, мониторинг деятельности вузов и т.п.), поскольку это первоочередная задача, решаемая «по определению».
Алгоритм отбора и соответствующий ему аналитический аппарат формирования портфеля был разработан автором и представлен в ранее опубликованных материалах [13]. В дополнении к ним на теоретическом уровне было проведено было сравнение механизмов распределения средств – пропорционально величинам поданных заявок и на основе установления приоритетов (прямых и обратных) и были возможности их использования при условии определения менеджментом вуза приоритетов сторон в конкретной управленческой ситуации. Особое внимание к обеспечению экономической безопасности вузов требует наряду с формализуемыми процедурами отбора осуществлять при необходимости и дополнительно к ним экспертную оценку получаемых результатов, основываясь на идее «двойного контроля» принимаемых решений.
Шестой блок охватывает вопросы структуризации этой области управления в составе общей системы управления деятельностью образовательной организации. Предложено для идентификации этой области управления использовать термин система управления ИК вуза (сокр. – СУИК вуза), которая по отношению к системе управления образовательной организации является определенной частью или «подсистемой управления». С учетом возрастания значимости этой области управления вузом в современных условиях положение о выделении управления имуществом в самостоятельную область управления (наряду с другими, например – управление финансами, персоналом и др.) было конкретизировано в исследовании комплексной характеристикой организации этой деятельности в трех ракурсах – как целеориентированной системы, как упорядоченной структуры и на основе рассмотрения процессов и взаимосвязей с учетом теоретических подходов к структуризации, ведущими среди которых стали системный и стейкхолдерский подходы, используемые в сочетании [18]. С их использованием были сформулированы следующие положения:
- системный подход, определяет базовые положения по формированию структуры управления ИК, определению элементов соответствующей подсистемы управления, и позиционированию этой деятельности в составе организационной системы управления вуза, закрепляемых в его внутренних регламентах;
- стейкхолдерский подход, определят целеориентацию управления ИК вуза, особенности управленческих процессов и показатели их оценивания, а также состав инструментов управления и области их применения в зависимости от управленческих ситуаций и определения с их учетом соответствующих задач управления.
Содержательная характеристика СУИК вуза, которая должна быть положена в основу организации управления его имуществом в условиях ориентации на обеспечение экономической безопасности, осуществляется на практике путем определения следующих позиций, конкретизирующих процессы управления во взаимодействии со стейкхолдерами [8,16,18]:
- состав участников СУИК, на основе взаимодействий которых обеспечивается заданная целеориентация этой подсистемы;
- структура СУИК, которая может быть представлена как совокупность организованных взаимосвязей между ее участниками;
- задачи и функции участников СУИК, на основе которых определяются взаимосвязи участников при принятии управленческих решений;
- информация, которая доступна стейкхолдерам для выбора по определенным правилам из одного из множества допустимых решений;
- порядок получения информации в СУИК стейкходерами с учетом возможностей цифровизации и последовательности формирования управленческих решений.
Таким образом, решение вопросов, связанных с созданием концептуальных основ экономически безопасной деятельности по управлению имуществом вуза в современных условиях представлено в исследовании шестью содержательными блоками, каждый из которых ориентирован на представление исследуемой проблематики в определенном ракурсе, но в совокупности позволяют представить целостное видение организации этой деятельности, начиная с условий ее реализации в нашей стране, заканчивая структуризацией в организационной системе управления образовательной организации.
Выводы
Динамичные условия функционирования и развития образовательных организаций в современных условиях определяют необходимость исследования и актуализации подходов к организации управления имуществом вузов. В этой связи автор осуществил разработку концептуальных положений, которые выполняют системообразующую роль в развитии теоретической базы исследования этой предметной области в условиях ориентации на обеспечение экономической безопасности, характерными особенностями которой стало расширение участников управленческих процессов за счет включения в них стейкхолдеров образовательных организаций, привлекаемых к выполнению программ и проектов по их развитию. Сгруппированные в шесть смысловых блоков концептуальные положения имеют объективный характер и основываются на анализе современной управленческой практики вузов. Полученные результаты позволяют определить направления, условия и содержание мероприятий по совершенствованию этой деятельности в вузах нашей страны.
Страница обновлена: 04.12.2024 в 17:15:55