Japanese management: evolution, current status and the prospects of implementation in Russia

Uzlyuk A. V.

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 4 (October-December 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=79990504

Abstract:
The article examines in detail the history of the development of the Japanese management system and highlights its main features. Special attention is paid to the advantages and disadvantages of the described system, as well as to its basic principles, such as "parent-child relationship", "understanding at a glance", "willingness to compromise", "rotation around the root", and "sense of unity". The author draws conclusions about the possibility of introducing the principles of Japanese management into the management system of an organization in the Russian Federation. The prospects of their application are analyzed. To this end, in order to determine the degree of readiness of the organizational culture to implement the principles of Japanese management, a survey among employees of large Russian companies of various industries was conducted. The article may be useful for management specialists, as well as managers of various levels.

Keywords: Japanese management, organization management, corporate governance, Japanese management principle

JEL-classification: G30, G34, G39



Введение

Япония на протяжении нескольких десятилетий показывает высокие темпы экономического роста, заняв 3 место в мире в 2023 году по ВВП на душу населения и 4 по ВВП по ППС [39]. Японскую модель управления организацией, принято считать эффективной, так как она позволяет обеспечить достойный уровень качества, добиться повышения производительности труда, поддерживать стабильность внутри коллектива; учитывает мнение всех сотрудников, а также отличается гуманностью и созданием действенных стимулов.

В 2023 году Япония впервые заняла 1 место в индексе NBI (Nation Brand Index) [43], став первой по таким показателям как привлекательность продукта и креативность среды. Данный индекс показывает восприятие глобальной аудиторией различных аспектов национальных брендов. А высокое место Японии свидетельствует о качестве производимой продукции, что в свою очередь является результатом эффективного управления организацией.

Методология

Предполагается, что японский менеджмент является эффективным за счёт ряда принципов, лежащих в основе японской управленческой культуры. В связи с этим цель настоящей работы – выяснить ключевые принципы эффективности японского менеджмента и потенциал их имплементации в российскую управленческую культуру.

Методологическая основа данного исследования базируется на использовании общенаучных методов, таких как количественно-статистический анализ, синтез и сравнение.

Теоретическую базу исследования составляют работы таких специалистов по менеджменту как Синг Онг Ю [36, с. 195–235] «Азиатский стиль управления»; Кеничи Омае [40, с. 89–269] «Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски»; Джо Стадвелл [10, с. 273—345] «Азиатская модель управления: удачи и провалы самого динамичного региона в мире»; Ингио Оу [15, с. 34–145] «Японский менеджмент: прошлое, настоящее и будущее»; Акио Морита [1, с. 121–232] «Сделано в Японии».

Для анализа российской системы управления были использованы работы Камолова С. Г. [17, с. 56—128] и Большаковой А. С. [5, с. 15—214].

Исследование опирается на международные и российские стандарты управления организацией. Среди них стандарт управления качеством ISO 9001, ГОСТ Р ИСО 10014–2008 Руководящие указания по достижению эффекта в системе менеджмента качества, ГОСТ Р ИСО 9004–2019 Руководство по достижению устойчивого успеха организации;.

Эмпирическую базу исследований составили данные, полученные путём проведения опроса среди крупных российских компаний, а также Обзор практики корпоративного управления в российских публичных обществах по итогам 2022 года.

Основная часть

1. О генезисе японской системы управления организацией

История современной системы японского менеджмента начинается в XIX веке, когда после долгого закрытия Японии [1], в 1854 году в страну начали завозить иностранные товары, что привело к существенному обеднению населения [2, c 215–217]. Тогда часть крупных феодалов начали заниматься предпринимательской деятельностью. Их стали называть «дзайбацу», что в переводе с японского означает «денежный клан». Крупные дзайбацу были привлечены к модернизации экономики страны: они имели опыт управления, а также обладали имуществом и успешно привлекали инвестиции. Во многом успех дзайбацу заключался в уникальном способе организации компании, которые формировались вокруг банка и старались занять несколько секторов экономики одновременно. Что в случае кризиса в какой-либо отрасли позволяло компании спокойно существовать. Изначально модель управления дзайбацу была выстроена вокруг строгой вертикальной иерархии, завязанной на одной семье. Право управлять организацией передавалось по наследству, а почти все значимые руководящие должности занимали родственники главы компании.

Со временем дзайбацу стали более узконаправленными, начали фокусироваться на достижении успеха в какой-то одной области. Государство активно взаимодействовало с дзайбацу, поскольку подобные компании, оказались очень эффективными и поспособствовали быстрому техническому развитию и индустриализации Японии. В результате к концу XIX века дзайбацу стали не просто крупными компаниями; они буквально составляли всю экономику страны. Так, к 1889 фактически всё управление экономикой Японии находилось в руках нескольких семей – владельцев крупных дзайбацу [27, c. 74–78].

Первая мировая война принесла их владельцам огромные доходы от выполнения государственных военных заказов. К 30-м около 30% всей добычи природных ресурсов и около 50% производства контролировались четырьмя крупнейшими дзайбацу – Митсубиси, Мицуи, Сумитомо, Ясудa [27, c. 16].

Однако после Второй Мировой Войны начался процесс реорганизации дзайбацу. Так как Япония оказалась в числе проигравших стран, именно дзайбацу были обвинены в поставках вооружения для японской армии. Под давлением США японскому бизнесу пришлось отойти от семейного владения компаниями, и на смену дзайбацу пришла новая форма организации предприятий– кэйрэцу, что в переводе с японского означает «иерархический порядок».

Кэйрэцу так же, как и дзайбацу, представляли собой форму организации бизнеса, в которой одна крупная компания формировалась вокруг банка, который финансировал её деятельность. Однако имелся и ряд отличий между этими двумя системами. Так, кэйрэцу стали управляться наёмными менеджерами, а не семьями; вертикальные управленческие отношения заменились горизонтальными. В это время в Японии стали набирать популярность профсоюзные движения, что поспособствовало всё большей концентрации внимания на личности работника, стала развиваться система пожизненного найма, начали внедряться западные методики управления, в частности система, разработанная Генри Фордом. К примеру, благодаря деятельности профсоюзов на многих японских предприятиях руководители повышали зарплаты рядовым работникам, что должно было привести к увеличению эффективного спроса работающих семей [4, c. 11]. Однако применение используемых в США методов не принесло ожидаемого успеха. В целом, модель кэйрэцу начала приводить к монополизации рынка, что, в свою очередь, сказалось на качестве товара. Кроме того, кэйрэцу имели максимально непрозрачную структуру: совещания управляющей верхушки проходили в формате закрытых встреч, а акции компаний были запутанно распределены между организациями, входившими в холдинг.

Всё это привело к тому, что к началу 21 века предприятий, использующих принципы кэйрэцу, практически не осталось [22, c. 33—58]. Перед многими компаниями встал вопрос о необходимости совершенствования существовавших моделей менеджмента.

Таблица 1:

Сходства и отличия японских исторических систем менеджмента

Критерий
Дзайбацу
Кэйрэцу
Общая характеристика
Объединение ряда корпораций, осуществляющих свою деятельность в таких отраслях, как чёрная металлургия, банковское дело, международная торговля
Объединение ряда корпораций, которые сохраняют собственную операционную независимость, но обмениваются активами и ресурсами
Структура
Формируются вокруг банка
Формируются вокруг банка
Управленческая иерархия
Строгая иерархическая (пирамидальная) структура, выстроенная вокруг одной семьи
Компании управляются менеджерами, горизонтальные связи получают большее распространение; появляется система взаимного владения акциями
Продукция
Обширная диверсификация продукта
Каждая компания, входящая в холдинг, специализируется на определённой отрасли
Время существования
Вторая половина XIX века – 1945 год
Вторая половина XX века – начало XXI
Источник: составлено автором

2. Основные характеристики современной японской модели менеджмента

Современная модель управления организацией в Японии основывается на нескольких основных принципах, которые выделил специалист по менеджменту Хидеки Йосихара: гарантия занятости, обстановка доверия в коллективе, гласность и прозрачность, контроль качества, подход, основанный на информации и порядок.

Гарантия занятости для каждого сотрудника

В японских корпорациях широко распространена система пожизненного найма. То есть корпорации обеспечивают занятость работникам в течение всего трудоспособного возраста [2]. Интересной особенностью системы является то, что компания принимает новых работников сразу после окончания школы или высшего учебного заведения. При том в отличие от привычного нам способа привлечения новых работников на конкретные должности японские компании набирают работников на перспективу, заполняя освободившиеся вакансии сотрудниками, которые уже какое-то время трудятся в этой фирме.

В Японской культуре принято, что работник отождествляет себя с компанией, поэтому работа в одной организации в течение всей жизни является стандартной практикой. Сотрудник регулярно меняет сферу деятельности, но трудится в пределах своего направления, что позволяет сохранять интерес к работе. От трудового стажа работника зависит возможность его карьерного роста и заработная плата. Японская система назначения заработной платы получила название нэнко дзёрэцу, что в переводе означает «повозрастная». То есть чем дольше человек работает в компании, тем больше он получает. Подобная стабильность уменьшает текучесть кадров и служит стимулом для рабочих, так как у трудоустроенных граждан пропадает необходимость волноваться о возможном увольнении, а соответственно, появляется возможность сконцентрироваться на своём занятии. Помимо этого, система позволяет работнику почувствовать свою важность для коллектива.

Чтобы подобные практики могли существовать и не приводить к постоянному росту безработицы в Японии очень строго относятся к увольнениям. Как только работник достигает пенсионного возраста, его принудительно увольняют. [26, c. 60–77].

Создание доверительной обстановки

Компания прививает работникам общие корпоративные ценности, такие как приоритет качественного обслуживания, сотрудничество как внутри коллектива, так и между работниками и администрацией, кооперация отделов. Система пожизненного найма, описанная выше, также позволяет работникам быть уверенными в том, что они будут работать в конкретной компании ещё на протяжении многих лет. А повозрастная заработная плата стимулирует их оставаться преданными организации.

Помимо этого, в Японии развита система бонусов и надбавок к заработной плате, что позволяет работнику ощущать заинтересованность компании в его личных проблемах.

Гласность и прозрачность

В японских корпорациях распространена практика использование общей базы информации, доступ к которой имеют все сотрудники. Это повышает прозрачность деятельности фирмы позволяет, во-первых, вовлекать весь коллектив в принятие решений; во-вторых, создавать атмосферу доверия в коллективе.

Контроль качества

Управление качеством занимает центральное место в японском менеджменте. Контроль качества происходит на каждом этапе производства и осуществляется менеджерами и руководителями всех уровней управления. При этом, в японских компаниях менеджер – это не высококвалифицированный профессионал со стороны, а человек, который большую часть своей жизни проработал в конкретной компании и постепенно поднялся по карьерной лестнице. Такой человек знает все особенности данной организации, поэтому его основной задачей является сохранение и по возможности увеличение доли компании на рынке.

Так же интересной особенностью японских компаний является постоянное нахождение руководства на производстве. Если возникает проблема, работника не вызывают в кабинет к начальнику, как принято во многих западных странах, а начальник сам идёт в цех, чтобы понять причину проблемы. Такой принцип получил название «гэмбасюги», что в переводе означает «решение проблем на месте».

Информационный подход

В крупных компаниях уделяется много внимания сбору информации. Производится мониторинг данных каждого этапа производства, что позволяет быстро выявлять и устранять недостатки. Ежемесячно проверяются объёмы производства, статьи доходов и расходов, чтобы следить за тем, достигаются ли заданные показатели. Информационный подход к управлению организацией позволяет не только быстро и качественно решать возникающие проблемы и осуществлять контроль, но и позволяет организовывать эффективную коммуникацию как между отдельными сотрудниками и отделами, так и между целыми уровнями управления в компании.

Порядок

В японских компаниях огромное внимание уделяется организации. Порядок должен быть везде: начиная от рабочего места сотрудника и заканчивая грамотным хранением документов фирмы. Только при упорядочивании всего, с чем взаимодействуют сотрудники, возможно достижение высоких показателей компании.

3. Положительные черты японской модели менеджмента

Одним из основных преимуществ японской системы управления является её гибкость, которая позволяет компаниям быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка. Современная система управления в Японии функционирует во многом за счёт того, что новые сотрудники в любой японской организации обучаются разным видам работы. Это позволяет управляющей верхушке быстро переводить сотрудников с одного вида работ на другие в случае необходимости. Помимо этого, все японские фирмы придерживаются принципа непрерывности обучения рабочих, что даёт им возможность идти в ногу со временем и не отставать от новейших достижений науки. В японских компаниях развита система управления знаниями. В соответствии с концепцией Икуджиро Нонака (Ikujiro Nonaka) и Хиротака Такеучи (Hirotaka Takeuchi), общепризнанных экспертов в области бизнеса, самое большое значение имеет именно процесс создания знаний, поэтому японская компания представляется как организация, способная создавать новое знание и воплощать его в своей продукции и услугах [13, c. 98].

Система найма персонала заслуживает отдельного внимания. Как было сказано в первой главе, это сложный процесс, предполагающий прохождение большого количества разнообразных отборов. В среднем на отбор одного кандидата в Японии уходит порядка 48 часов, для сравнения в США на этот процесс уходит 16—18 часов [9, c. 125—130]. В японских компаниях собирают подробную информацию о будущем сотруднике: семейное положение, рекомендации преподавателей, результаты выпускных экзаменов. После этого будущему работнику назначают годовой испытательный срок, в течение которого он проходит обучение; и только после его успешного прохождения, сотрудник может быть зачислен в постоянный штат организации.

Помимо описанных выше принципов, для японских корпораций характерна особая модель принятия решений ринги: в соответствии с ней выработка решений осуществляется по принципу снизу вверх. То есть изначально проект документа с предложениями по любому вопросу разрабатывается менеджером на самом низком уровне и направляется по цепочке вверх, получая одобрение на каждом последующем уровне корпоративной иерархии.

Заслуживает внимания и сам принцип распределения ролей внутри организации. В Японии считается, что компания принадлежит не только акционерам и управляющим, которые являются её собственниками, но и всем её работникам [1, c. 73]. Так, большинство сотрудников имеют акции компании, в которой работают, а организации, в свою очередь, стремятся обеспечить получение работниками большой прибыли от их капиталовложений. Каждый может внести свой вклад в развитие организации и принять участие в управлении ею.

Само отношение к рядовым работникам в Японии существенно отличается от Западных практик: работник очень высоко ценится. Это может подтвердить существующая система заработных плат на японских предприятиях. Если из-за финансовых проблем требуется урезать зарплаты сотрудникам, то сначала руководство сокращает свои собственные зарплаты и только потом проводит переговоры с профсоюзом, объясняя необходимость сокращения зарплат рядовыми работникам. Профсоюзы, в свою очередь, никогда не выдвигают требования о повышении зарплат в трудные для компании временa [33, c. 21—31].

4. Недостатки

Японская система найма подразумевает наличие некой стандартизации: вне зависимости от квалификации работника в новой компании он начинает работать на одной из низших должностей, медленно продвигаясь по карьерной лестнице. Во-первых, это препятствует реальной оценке способностей человека и выявлению по-настоящему талантливых сотрудников. Во-вторых, подобная система может поспособствовать появлению чувства неоцененности у работников и неудовлетворённости своей зарплатой и положением в служебной иерархии, так как занять действительно высокую должность в Японии представляется возможным лишь за несколько лет до выхода на пенсию. В целом, получить повышение в японской компании достаточно сложно. Нужно не просто быть хорошим работником, но и посвящать своей организации большую часть свободного времени. Это приводит к появлению скрытой конкуренции между работниками.

Помимо этого, система пожизненного найма может лишать молодых работников трудовой мотивации, так как продвижение по карьерной лестнице, а соответственно и зарплата, почти полностью зависят именно от возраста, а не от индивидуальных достижений. В японских компаниях зачастую можно встретить пожилых работников, не умеющих, к примеру, пользоваться компьютерами на должном уровне. Их не увольняют, и они либо продолжают использовать устаревшие методы, либо занимают должности, не требующие применения подобных навыков. К примеру, они могут осуществлять контроль за молодыми сотрудниками.

Так же возникают трудности с избавлением от неэффективного персонала: увольнение является самой крайней мерой; в большинстве случаев работодатель просто переводит работника на более низкую должность [26, c. 60—77].

Можно заметить, что люди в Японии трудятся намного больше, чем в других странах. Хотя официально рабочий день и составляет 8 часов, в среднем японцы находятся на рабочем месте по 10–12 часов в день [26, c.62].

В данном контексте интересно рассмотреть само отношение японцев к труду. Для них работа сверхурочно или даже работа в выходной день не является наказанием. Скорее наоборот – японцы готовы приходить на работу в свой отпуск или в праздничный день, поскольку считают своё занятие действительно важным и нужным [40, c. 228]. Подобное отношение к труду заложено в японской культуре: для японцев компания, в которой они работают, – второй дом, поэтому они готовы столько времени отдавать труду. С одной стороны, это безусловно идёт на пользу компании, но с другой оказывает очень сильную психологическую нагрузку на работника, негативно сказываясь на его здоровье.

Помимо всего вышеперечисленного, из-за культурных особенностей в Японии сохраняется гендерное разделение в вопросах трудоустройства – женщины практически не участвуют в трудовой деятельности. Японская трудовая среда ориентирована на мужчин, а по уровню возможностей для женщин страна занимает одно из самых низких мест в мире. [3] Большинство работодателей стремятся нанимать на работу мужчин, зарплата женщин значительно ниже. Многие японцы считают, что женщина занимает подчинённое положение на рабочем месте, поэтому на неё частно возлагаются обязанности обслуживающего персонала [21, c. 11—19]. Всё это приводит к тому, что значительная доля хорошо образованного, трудоспособного населения, представленная женщинами, оказываются не вовлечённой в процесс труда.

Таблица 2:

Преимущества и недостатки некоторых аспектов японского менеджмента

Аспект
Положительные черты
Отрицательные черты
Пожизненный найм
Гарантия занятости
Трудности с избавлением от неэффективного персонала
Отбор персонала
Тщательный подбор кадров
Начало карьеры на одной из низших должностей вне зависимости от квалификации
Принцип принятия решений «снизу-вверх»
Работники могут участвовать в принятии решений
Длительный процесс, т. к. необходимо получить одобрение на каждом уровне корпоративной иерархии
Карьера
Карьера на всю жизнь: работа в одной области в одной компании
Медленное продвижение по карьерной лестнице.
Атмосфера в коллективе
Работники высоко ценятся; преобладают неформальные отношения в коллективе
Возможна скрытая конкуренция между сотрудниками за возможность быть хорошо оценёнными работодателем
Отношение работников к труду
Осознание важности труда, готовность много работать
Психологическая нагрузка на работников
Источник: составлено автором

5. Изменение в традиционных принципах японского менеджмента в условиях современности

Ннастоящий момент из-за глобализации и возрастающего взаимодействия между странами японская система управления организацией трансформируется, подстраиваясь под меняющиеся реалии.

Как было сказано выше, из-за системы пожизненного найма молодым сотрудникам сложно найти хорошо оплачиваемую работу и практически невозможно занять высокую должность, не проработав десятки лет в компании. Поэтому японская молодёжь постепенно разрушает принципы пожизненного найма. Молодые сотрудники нацелены на поиск более интересной работы, а компании, в свою очередь, могут это обеспечить только если вся их система работы с сотрудниками будет направлена на выявление и развитие творческого потенциала каждого человека в отдельности. Поэтому всё меньше компаний заключает пожизненный контракт с работниками. Также участились случаи увольнения сотрудников, всё-таки заключивших такой контракт [25, c. 50—61].

В целом, современная модель японского менеджмента претерпевает значительные изменения [24, c. 126—148]: распространяются более гибкие формы найма, к примеру, обычный найм, который предполагает привлечение новых сотрудников в период экономического подъёма и их беспрепятственное увольнение в период спада.

Так же распространяется временный найм. Организации нанимают сотрудников на неполную рабочую неделю или на короткий срок для выполнения каких-либо единоразовых работ. В Японии подобные временные заработки называются «арубайто» и выгодны они, в первую очередь, работодателям, так как позволяют привлекать достаточно недорогую рабочую силу, без необходимости предоставлять большой объём социальных гарантий [31, c. 132—137].

Правительство Японии постепенно решает описанные в предыдущей главе проблемы, связанные с вовлечения женщин в трудовую деятельность. Несмотря на то, что многие законы против дискриминации по половому признаку, принимаемые ещё с конца прошлого века оказались малоэффективными [4]. После финансового кризиса 2008 года и разрушительного землетрясения 2011 года из-за ухудшения экономической ситуации в стране стали приниматься более активные меры, способствующие расширению возможностей женщин в трудовой сфере: гибкий график работы, ослабление связи между уровнем оплаты труда и продолжительностью стажа, возможность работать удалённо. На современном этапе власти Японии придерживаются двух основных принципов в данном вопросе: увеличение доли женщин на руководящих должностях и создание обстановки, которая позволит женщинам не делать выбор между построением карьеры и рождением детей.

Помимо этого, в Японии постепенно распространяются так называемые «женские предприятия». Чаще всего это пекарни, рестораны, различные волонтёрские организации. Большинство работников в таких организациях – женщины. В них учитываются потребности отдельных сотрудников, к примеру возможность трудится в рамках гибкого графика. Информация о женских предприятиях чаще всего распространяется через узкий круг друзей и знакомых, без использования стандартных методов рекламы. Такие организации позволяют женщинам вносить свой вклад в развитие японского общества и при наличие достаточной поддержки со стороны правительства могут положительно повлиять на всю экономику страны в целом.

В коммерческом секторе в Японии функция власти реализуется через следование принципу amae – «заботы о подчинённых». Особенно ярко это отражено в концепции Oyakokankei (отношение «родитель – ребёнок»), которая предполагает особое устройство модели лидерства. В соответствии с ней основная цель руководителя не контроль за исполнением указов, а создание комфортной среды для дальнейшего развития сотрудников. Руководители в Японии предоставляют своим работникам медицинские страховки, стажировки, льготное жильё, определённые социальные гарантии после выхода на пенсию (выходные пособия, пенсии). Всё это позволяет говорить о наличии у руководителей определённой ответственности, подобной семейной в отношении к подчинённым.

Интересен и сам стиль коммуникации, в котором особую роль играет поддержание доброжелательной обстановки независимо от реального содержания беседы. Чтобы избежать конфликтов при проведении переговоров, японцы соблюдают дружелюбную интонацию, улыбаются на протяжении всей беседы, извиняются и кланяются, чтобы выразить своё уважение к собеседнику. Наличие подобной невербальной коммуникации сформулировано в принципе Ishindenshin, что в переводе с японского означает «понимание с полуслова». Для развития таких навыков в бизнесе разрабатываются специальные тренинги для сотрудников.

При этом стремление японцев к бесконфликтности во время переговоров выражено ещё в одном принципе: dakyou позволяет прийти к компромиссу при наличие существенных разногласий путём снижения собственных требований. Подобная практика демонстрирует готовность японцев пойти на встречу конкуренту для достижения общей выгоды и перспектив дальнейшего сотрудничества.

Сам же процесс принятия решения в японском менеджменте предполагает длительную подготовку перед внедрением какого-либо изменения, включающую проведение переговоров с заинтересованными сторонами, анализ возможных противоречий и последствий принятого решения, многосторонние совещания в неформальной обстановке. Подобный принцип получил название Nemawashi, что в переводе означает «вращение вокруг корня». При подробном рассмотрении практику Nemawashi можно разделить на три составляющие:

-дискуссии в малых группах перед основным совещанием, где каждый может честно выразить свою позицию по поставленной проблеме.

-введение в курс дела руководителей перед основным совещанием, что позволяет узнать их мнение о предложениях, которые будут озвучены на основном совещании.

-общение один на один с каждым членом группы, принимающем решение перед официальной встречей.

Описанный принцип позволяет избежать конфликтов и повысить эффективность выбранного решения в сфере деловых отношений, политике и при принятии законов.

Помимо этого, японские компании следуют принципу ittaikan – «чувство единства». Организации проводят разнообразные мероприятия, в которых принимают участие все сотрудники, что позволяет сплотить коллектив и повысить эффективность командной работы.

Таблица 3:

Исследуемые принципы японского менеджмента


Принцип
Характеристика
1
Oyakokankei (отношение «родитель-ребёнок»)
Ответственность руководителя за создание комфортной среды для дальнейшего развития сотрудников
2
Ishin Denshin (понимание с полуслова)
Невербальная коммуникация, позволяющая воздействовать на собеседника
3
Dakyou (готовый пойти на компромисс)
Снижение собственных требования для достижения компромисса
4
Nemawashi (вращение вокруг корня)
Детальное обсуждение предложения с заинтересованными сторонами перед основным совещанием
5
Ittaikan (чувство единства)
Проведение неформальных мероприятий для сплочения коллектива
Источник: составлено автором

6. Применимость принципов японского менеджмента в Российской Федерации

Для того, чтобы оценить возможности внедрения описанных выше принципов японского менеджмента в управленческие структуры Российской Федерации, необходимо проанализировать сложившуюся в нашей стране корпоративную культуру. Для этого с 01.06.24 по 01.09.24 был проведён онлайн-опрос, в котором приняли участие более 30 крупных российских компаний и государственных организаций в различных сферах, среди которых ООО «ЛЛК-Интернешнл» (ПАО «ЛУКОЙЛ»), ПАО НЛМК, РусБИТех-Астра (ГК «Астра»), ПАО «Сбербанк России», ООО «Стальтехно», Министерство внутренних дел Российской Федерации, Госкорпорация «Росатом», Центр «Мой бизнес», Московская городская Дума, АКБ Абсолют Банк, Проектный офис Правительства Российской Федерации и другие. Одному сотруднику от каждой организации предлагалось ответить на несколько вопросов.

Данные опроса представлены в таблице 4 и диаграммах 1, 2 и 3.

Анализ собранных данных позволяет сделать выводы о комфортности рабочей среды. Так, компании частного сектора предоставляют больше дополнительных социальных гарантий, чем организации государственного сектора. Кроме того, в частных компаниях сотрудники чаще проходят курсы повышения квалификации. Это может быть связано с большей консервативностью государственного сектора и отсутствием инициативности в вопросах внедрения инновационных технологий.

В частном секторе больше внимания уделяется развитию soft-skills сотрудников, таких как грамотное ведение переговоров и развитие эмоционального интеллекта. Однако оба сектора уделяют большое внимание сплочению коллективов.

Таким образом, в организациях как частного, так и в государственного можно говорить о формировании благоприятной атмосферы в коллективе, что является основой для успешного функционирования любой организации.

В соответствии с данными, проиллюстрированными на диаграмме 2, большая часть сотрудников готова пойти на компромисс во время проведения переговоров и могут согласиться на менее выгодные для себя условия ради достижения компромисса. Это позволяет сделать вывод о существовании развитой бизнес-среды, участники которой понимают ценность долгосрочного сотрудничества.

Тем не менее, сотрудники, особенно в организациях государственного сектора, указывают на отсутствие дополнительных привилегий, вследствие чего именно работники таких организаций стремятся сменить работу. В целом, отношение работников к своей организации скорее можно охарактеризовать как положительное, однако значительная часть опрошенных всё же не стремится связать всю свою жизнь с работой только в одной организации, что говорит об отсутствии ценности организации для работника и превалировании таких стимулов, как доход.

Кроме того, значительная часть опрошенных в государственном секторе отмечает некомпетентность сотрудников.

Таблица 4:

Результаты опроса


Респонденты в государственном секторе, %
Респонденты в частном секторе, %

Да
Нет
Да
Нет
Считаете ли Вы, что сотрудники в Вашей организации соответствуют высоким профессиональным стандартам?
46,4
53,6
97
3
Согласны ли Вы с тем, что Ваш непосредственный руководитель хороший лидер, учитель и наставник?
62
38
71,4
28,6
Имеют ли сотрудники Вашей организации доступ к дополнительным привилегиям (абонемент в спортзал, оплата питания/ мобильной связи и др.)?
42
58
71,4
28,6
Считаете ли Вы, что способность понимать эмоции, намерения и мотивацию других людей необходима для эффективного ведения переговоров?
97,3
3,7
98
2
Обучаются ли сотрудники в Вашей организации навыкам ведения переговоров/ особенностям деловой коммуникации?
33
67
42,9
57,1
Часто ли Вы принимаете менее выгодное для Вашей стороны решение ради сохранения дружественных отношений с другой стороной?
67
33
28,6
71,4
Узнаёте ли Вы мнение всех заинтересованных сторон о конкретном предложении по решению насущных проблем до начала основного совещания?
58
42
82
18
Считаете ли Вы эффективным/ необходимым проводить обсуждение нового предложения по улучшению в маленьких группах, где каждый сотрудник может высказать своё мнение?
92
8
90,3
9,7
Участвуют ли рядовые сотрудники Вашей организации в принятии решений, соответствующих профилю их деятельности?
48
52
85,7
14,3
Проводятся ли в Вашей организации неформальные мероприятия, в которых принимают участие ВСЕ сотрудники отдела/ подразделения?
47
53
85,7
14,3
Согласны ли Вы с тем, что сотрудники Вашего подразделения доверяют и поддерживают друг друга?
58
42
85,7
14,3
Есть ли у Вас хорошие друзья на работе?
75
25
85,7
14,3
Считаете ли Вы свою работу важной и полезной?
62
38
93
7
Источник: составлено автором

Диаграмма 1. Источник: составлено автором

Диаграмма 2. Источник: составлено автором

Диаграмма 3. Источник: составлено автором

Заключение

Подводя итог, стоит отметить, что организационная культура Российской Федерации значительно отличается от японской. На сегодняшний день внедрение принципов японского менеджмента в том виде, в каком они применяются в рассматриваемых зарубежных компаниях, невозможно. Это обусловлено как консервативностью большинства современных управленцев, которые не стремятся изменять удобные для них способы официального взаимодействия с сотрудниками и внедрять более гибкие, но совершенно непривычные для них японские принципы; так и нежеланием самих сотрудников приспосабливаться к новым реалиям.

Тем не менее многие современные компании здраво оценивают преимущества внедрения принципов японского менеджмента, поэтому стремятся применять их аналоги в своей деятельности.

В целом, для успешного функционирования элементов японской модели менеджмента в российских реалиях необходима высокая профессиональная подготовка, сотрудников, постоянное совершенствование климата в коллективе, а также сближение руководства и подчинённых в процессе принятия решений.

[1] Внешняя политика самоизоляции Японии, проводимая сёгунами из рода Токугава с 1641 по 1853 годы.

[2] На 2022 год возраст выхода мужчин и женщин на пенсию в Японии составляет 64 года. C 2025 года выход на пенсию в Японии как для мужчин, так и для женщин будет осуществляться в возрасте 65 лет. (Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии).

[3] По состоянию на 2024 год в рейтинге среди стран мира по уровню возможностей для женщин Япония заняла 118 место из 146 (Отчёт Всемирного форума о гендерном неравенстве Global Gender Gap Report)

[4] В 1985 году был принят закон о равных возможностях найма, но он носил рекомендательный характер и не обозначал меры по устранению неявной дискриминации. Законы 1997 и 2006 года, дополняющие закон 1985 года, хоть и расширили права женщин, в том числе добавили гарантии защиты молодых матерей, но не решили проблемы гендерной дискриминации.


References:

Akio Morito (2014). Sdelano v Yaponii [Made in Japan] Moscow: Alpina Pablisher. (in Russian).

Alekseev A.I. (2021). Rol dzaybatsu v transformatsii yaponskogo gosudarstva i prava perioda Meydzi (1868–1912) [The role of zaibatsu in the process of japanese law and state transformation during the Meiji era (1868-1912)]. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. (1(63)). 217-227. (in Russian). doi: 10.33184/pravgos-2021.1.18.

Atos A., Paskal R. (1987). Iskusstvo yaponskogo upravleniya [The Art of Japanese Management] Moscow. (in Russian).

Babich B. (2009). Yaponskoe «ekonomicheskoe chudo»: prichiny dostizheniy i neudach [The Japanese "economic miracle": the reasons for achievements and failures] M.: MGIMO – Universitet. (in Russian).

Bolshakov A.S. (2000). Menedzhment [Management] SPb.: «Izdatelstvo Piter». (in Russian).

Danilova E.M. (2021). Tendentsii yaponskogo korporativnogo menedzhmenta segodnya i ikh vozmozhnye izmeneniya posle pandemii COVID-19 [The trends in japanese corporate management today and their possible change after the COVID-19 pandemic]. Vostochnaya Aziya: fakty i analitika. (2). 6-17. (in Russian). doi: 10.24412/2686-7702-2021-2-6-17.

Demina N.V. (2015). Preimushchestva i nedostatki otbora personala v yaponskikh kompaniyakh [Advantages and disadvantages of staff selection in japanese firms]. Gumanizatsiya obrazovaniya. (3). 125-131. (in Russian).

Druker P. (2014). Effektivnyy rukovoditel [An effective leader] M.: Mann, Ivanov i Ferber. (in Russian).

Gordienko Yu.F., Obukhov D.V., Zaynalabidov M.S. (2011). Menedzhment [Management] M.: BINOM. (in Russian).

Ilyshev A.V. (2007). Gosudarstvennaya sluzhebnaya ierarkhiya v Yaponii [The civil service hierarchy in japan]. Law and management. XXI Century. (2(5)). 96-100. (in Russian).

Ingiu Ou (2007). Yaponskiy menedzhment. Proshloe, nastoyashchee i budushchee [Japanese management. Past, present and future] M.: EKSMO. (in Russian).

International Monetary Fund. Retrieved from https://www.imf.org/external/datamapper/profile/JPN

Isaev R.A. (2010). Osnovy menedzhmenta [Management] M.: Izdatelsko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K.». (in Russian).

Jayabalan N., Makhbul Z.Kh.M., Senggaravellu S.N., Subramaniam M., Ramly N.A.B. (2021). The Impact of Digitalization on Human Resource Management Practices in the Automotive Manufacturing Industry Journal of Southwest Jiaotong University. 56 (5). 524-537. doi: 10.35741/issn.0258-2724.56.5.48.

Kamolov S.G. (2023). Teoriya upravleniya [Management theory] Moscow: MGIMO – Universitet. (in Russian).

Kaoru I. (1996). Yaponskie metody upravleniya kachestvom [Japanese quality management methods] M.: Deka. (in Russian).

Kenichi Ohmae (1982). The mind of the strategist: the art of Japanese business New York : McGraw-Hill.

Kostyukova K.S. (2021). Tsifrovizatsiya ekonomiki Yaponii na primere bankovskogo sektora: tekushchie rezultaty, perspektivy i problemy [Digitalization of the japanese economy by the example of the banking sector:current results, prospects and problems]. MIR (Modernization. Innovation. Research). 12 (4). 434-449. (in Russian). doi: 10.18184/2079-4665.2021.12.4.434-449.

Kulikov V.I. (2020). Sistemnyy analiz upravleniya [System management analysis] Ivanovo: Ivanovskiy gosudarstvennyy universitet. (in Russian).

Kurkov V.V., Doronkina M.A. (2021). Gendernyy vopros v Yaponii: osobennosti istoricheskoy dinamiki [Gender in japan: features of historical dynamics]. Nauka bez granits. (7(59)). 11-19. (in Russian).

Lebedeva I.P. (2012). Globalizatsiya yaponskogo promyshlennogo proizvodstva [Globalization of Japanese industrial production] M.: Institut vostokovedeniya RAN. (in Russian).

Lebedeva I.P. (2018). Ideologiya pozhiznennogo nayma i eyo vliyanie na sovremennoe yaponskoe obshchestvo [The ideology of life-time employment and its influence on contemporary japanese society]. Ezhegodnik Yaponiya. 47 126-148. (in Russian). doi: 10.24411/0235-8182-2018-10006.

Lebedeva I.P. (2018). Yaponiya: problema zanyatosti pozhilyh rabotnikov [Japan: the problems of employment of elderly workers]. Yaponskie issledovaniya. (4). 60-77. (in Russian). doi: 10.24411/2500-2872-2018-10028.

Lebedeva I.P. (2020). Strukturnye problemy yaponskogo rynka truda [The structural problems of the japanese labor market]. Yaponskie issledovaniya. (1). 48-68. (in Russian). doi: 10.24411/2500-2872-2020-10003.

Leonteva E.L. (2009). Yaponskie korporatsii i korporativnye gruppy. Evolyutsiya institutov [Japanese corporations and corporate groups. The evolution of institutions] M.: IMEMO RAN. (in Russian).

Matrusova T. N. (2008). Osobennosti upravleniya trudom v yaponskikh firmakh [Features of labor management in Japanese firms] M.: Institut vostokovedeniya RAN. (in Russian).

Meskon M., Albert M., Khedouri F. (2016). Osnovy menedzhmenta [Management] M.: Izdatelstvo «Vilyams». (in Russian).

Morita Akio (2014). Sdelano v Yaponii [Made in Japan] Moscow: Alpina Pablisher. (in Russian).

Nonaka I. Takeuchi Kh. (2011). Kompaniya – sozdatel znaniya. Zarozhdenie i razvitie innovatsiy v yaponskikh firmakh [The company as the creator of knowledge. The origin and development of innovations in Japanese companies] Moscow: ZAO «Olimp-Biznes». (in Russian).

Nosogaya N. (2021). Development of Telework and its Effects on Japan’s Human Resource Management: Artificial Sociality as a Focus Monitoring of public opinion: economic and social changes. (1(161)). 71-90. doi: 10.14515/monitoring.2021.1.1840.

Novikova A.A. (2013). 028–030. Problemy yaponskogo rynka truda na primere zanyatosti po vremennomu trudovomu dogovoru [Problems of the Japanese labor market on the example of employment under a temporary employment contract]. Sotsialnye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 9: Vostokovedenie i afrikanistika: Referativnyy zhurnal. (2). 132-137. (in Russian).

Ouchi G.U. (1984). Metody organizatsii proizvodstva: yaponskiy i amerikanskiy podkhody [Methods of production organization: Japanese and American approaches] Moscow: Ekonomika. (in Russian).

Palenko A.A. (2022). Korporativnaya kultura Yaponii: sovremennye podkhody k izucheniyu [Corporate culture in japan: modern approaches to research]. Izvestiya Vostochnogo instituta. (2(54)). 21-31. (in Russian). doi: 10.24866/2542-1611/2022-2/21-31.

Palenko A.A. (2023). Yaponskaya korporativnaya kultura v novyh realiyakh postkovidovogo obshchestva [Japanese corporate culture in the new realities of post-covid society]. Rossiya i ATR. (2(120)). 89-107. (in Russian). doi: 10.24412/1026-8804-2023-2-89-107.

Panteleeva E. (2009). Sovremennyy yaponskiy menedzhment [Modern Japanese management]. Staff management. (14). 41-45. (in Russian).

Shaposhnikov S.V., Sadoi Yu. (2022). Transformatsiya menedzhmenta, delovoy kultury i stilya raboty yaponskikh kompaniy [The transformation of management, business culture, and work style in japanese companies]. Yaponskie issledovaniya. (1). 63-77. (in Russian). doi: 10.24412/2500-2872-2022-1-63-77.

Sing Ong Yu (2018). Aziatskiy stil upravleniya. Kak rukovodyat biznesom v Kitae, Yaponii i Yuzhnoy Koree [Asian management style. How to run a business in China, Japan and South Korea] M.: Alpina Didzhital. (in Russian).

Stadvell D. (2013). Aziatskaya model upravleniya: Udachi i provaly samogo dinamichnogo regiona v mire [The Asian Management Model: The Successes and Failures of the World's Most Dynamic Region] Moscow: Alpina Pablisher. (in Russian).

Tanaka Hideo (1976). The Japanese Legal System Tokyo: University of Tokyo Press.

The Anholt-Ipsos nation Brands IndexIpsos.com. Retrieved from https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news/documents/2023-10/NBI-2023-Press-Release-Supplemental-Deck-December-23.pdf

Timonina I.L. (2023). Problemy reformirovaniya korporativnogo upravleniya v kontekste novoy strategii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Yaponii [The problems of reforming the entrepreneurial structure and business competitiveness in the modern strategy of socio-economic development of Japan]. Yaponskie issledovaniya. (2). 105-128. (in Russian). doi: 10.55105/2500-2872-2023-2-105-128.

Vikhanskiy O.S., Naumov A.I. (2014). Menedzhment [Management] M.: Magistr: INFRA-M. (in Russian).

Zelentsova L.S., Dokashenko L.V. (2007). Upravlenie personalom. Yaponskiy opyt [Personnel management. The Japanese experience] Orenburg: GOU VPO OGU. (in Russian).

Страница обновлена: 08.05.2025 в 10:45:20