Экономический анализ отличительных признаков материальных и нематериальных активов

Абрамов Е.Г.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (8), Август 2007

Цитировать:
Абрамов Е.Г. Экономический анализ отличительных признаков материальных и нематериальных активов // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 8. – С. 88-96.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12879917
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
По своей сути материальные и нематериальные активы фирмы отличаются тем, что у последних отсутствует материально-вещественная структура, из чего следует, что они имеют различные свойства, которыми обладают разнообразные типы активов. Уникальные свойства нематериальных объектов, в свою очередь, обуславливают характер производимых над ними юридических и экономических операций, требующих идентификации и оценки указанных объектов.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, нематериальные активы, свойства нематериальных активов, материальные активы



По своей сути материальные и нематериальные активы фирмы отличаются тем, что у последних отсутствует материально-вещественная структура, из чего следует, что они имеют различные свойства, которыми обладают разнообразные типы активов. Уникальные свойства нематериальных объектов, в свою очередь, обуславливают характер производимых над ними юридических и экономических операций, требующих идентификации и оценки указанных объектов.

Одной из серьезных проблем современного гражданского законодательства в деле оценки нематериальных активов является попытка замены устоявшихся понятий либо путем отождествления нематериальных активов (НМА) с их материальными носителями, либо непризнанием факта существования подобного рода активов в случае отсутствия материального носителя для последующего применения методов, используемых в работе с материальными объектами. Это приводит к недостоверным результатам оценки НМА.

Следствия игнорирования уникальных свойств нематериальных объектов можно проиллюстрировать, скажем, попыткой переноса методов оценки веществ, находящихся в твердом состоянии, на вещества в газообразном состоянии. Например, стремлением измерить его линейные размеры или определить вес облака газа взвешиванием. Ни то ни другое не даст желаемых результатов, и будет бессмысленным. Тем не менее, при знании ключевых свойств газообразных веществ задача по их идентификации с физическими объектами является решаемой в современных условиях.

Отсюда следует, что для принятия решения об использовании конкретных методов оценки нематериальных активов необходимо выявить такие их свойства, которые позволят оценить применимость конкретных методов оценки материальных активов и выбрать наиболее адекватные для этого методы.

В журнале «Креативная экономика» № 7/2007 (с. 77) мы привели ряд отличительных признаков материальных и нематериальных активов (табл. 1), которые важны для дальнейшего рассмотрения особенностей свойств нематериальных активов.

Таблица 1

Отличительные признаки материальных и нематериальных активов

Признак
Материальные
объекты
Нематериальные
объекты
Определяющие признаки
Материально-вещественная структура
Имеют
Не имеют
Представление
Имеют собственное представление
Получают представление в виде своего материального носителя
Измеряемость
Измеряется прямыми количественными параметрами, имеющими конечную величину (вес, размер, кВт/час и т.д.)
Измеряется качественными параметрами («больше-меньше», «лучше-хуже», «быстрее-медленнее» и т.п.) с переводом их с помощью ранжирования или других адекватных инструментов в привычную для человека «количественную» область оценки
Юридические следствия
Отчуждаемость
Является отчуждаемым объектом собственности, может переходить от одного субъекта (собственника) к другому (на этом основано все товарное производство)
Является не отчуждаемым, а распространяемым объектом собственности.
Подверженность хищению
Может быть похищен, что приводит к утере его собственником
При похищении собственник не теряет объект собственности
Приобретение права собственности
Приобретается при получении объекта
Приобретается при передаче объекта остальным пользователям
Реализация прав собственности
Право собственности подразумевает возможность передачи права распоряжения, и не гарантирует такое право у собственника
Право собственности не всегда подразумевает право и возможность передачи, но гарантирует возможность права распоряжения собственнику.
Реализация
Продавец лишается объекта купли-продажи, а покупатель приобретает его.
Покупатель приобретает интересующий его объект, в то же время продавец не лишается объекта купли-продажи
Экономические следствия
Определение стоимости
Имеет собственную стоимость.
Получает стоимость лишь в приложении к материальным ресурсам.
Предельная стоимость воспроизводства
Затраты на воспроизводство последующих экземпляров сопоставимы со стоимостью первого экземпляра
Затраты на воспроизводство последующих экземпляров несоизмеримо малы в сравнении со стоимостью первого экземпляра
Транспортировка
Затраты на транспортировку могут составлять значительную часть стоимости
Затраты на транспортировку и т.п. несоизмеримы со стоимостью самих ресурсов, затраты на информационные потоки не соизмеримы с затратами на материальные потоки
Методы оценки
Наиболее адекватны затратные методы оценки
Наиболее адекватны сравнительные и рыночные методы оценки
Поведение в процессе использования
Уменьшаются (т.е. расходуются). Каждую конкретную единицу можно включить в себестоимость.
Не уменьшаются (как правило, увеличиваются). Увеличение себестоимости определяем рыночным методом, т.е. в зависимости от объема производства, спроса и т.п. Ценность в процессе эксплуатации увеличивается.
Известность на рынке
Не влияет на стоимость.
Влияет на стоимость (снижает стоимость и ценность)
Доступность
(для информационных каналов связи, прочих методов и средств взаимодействия)
Снижает стоимость использования
Повышает стоимость использования
(для коммуникационных ресурсов)
Управление
Субъект управления
Объект управления
Ликвидность
Более высокая ликвидность
Более низкая ликвидность
Износ
Подвержены физическому износу
Подвержены моральному износу
На основе анализа данных, приведенных в табл. 1, можно выявить следующие отличительные свойства нематериальных активов и отличия в принципах работы с ними.

Материальность.

Основополагающим признаком нематериальных активов является отсутствие материально-вещественной структуры. При этом у НМА отсутствуют физические параметры, такие как линейные размеры, вес, плотность и т.п. Отсюда следуют такие принципы как:

‑ хранение (объем хранилищ НМА не связан с материальными параметрами);

‑ транспортировка (для НМА путь транспортировки неподвижен, а затраты на транспортировку МА несоизмеримо больше затрат на транспортировку НМА);

‑ демонстрация (НМА невозможно показать, о них можно рассказать, нарисовать и т.п., т.е. использовать косвенные методы).

Предельная стоимость воспроизводства.

Для МА стоимость воспроизводства последующих единиц обычно снижается по сравнению с первым экземпляром. Однако, вследствие использования материальных компонентов нижняя граница стоимости, как правило, ограничена стоимостью данных компонентов. Это показывает важность использования затратного метода при определении стоимости МА.

Для НМА стоимость производства последующих экземпляров значительно снижается и в пределе стремится к нулю. Поэтому для оценки НМА приобретают наиважнейшее значение сравнительные и доходные методы оценки.

Из этого вытекают различные принципы:

1. Определение конкурентного запаса прочности продукции. Одинаковым является ограничение по стоимости изготовления первого образца, разделенной между потенциальным объемом производства. Однако для МА имеется нижнее ограничение по стоимости, отличное от нуля.

2. Формирование и оценка запасов продукции МА и НМА

3. Текущее ценообразование (по текущей деятельности без учета возврата инвестиций, т.е. вложений в изготовление первого образца)

4. Различие времени воспроизводства (для НМА оно также стремится к нулю)

5. Ограничение потенциального объема производства (для эксклюзивного МА ограничение формируется запасом МА, для НМА в аналогичной ситуации – ограничение диктуется объемом рынка сбыта).

Методы оценки.

Для материальных активов важнейшим методом оценки является затратный метод, поскольку составляющие материального актива также являются материальными объектами. Таким образом, данный способ оценки ограничивает минимальную стоимость материального актива.

Затратный метод определяет объективную стоимость МА. Максимальная стоимость определяется исходя из характеристик конкретного материального актива в рыночных условиях (его ценность, т.е сколько за него готовы заплатить).

Для НМА стоимость воспроизводства последующих экземпляров стремится к нулю, следовательно, оценка затратным методом не имеет смысла. Таким образом, для НМА основным методом оценки будет являться рыночный метод (т.е. оценка стоимости), а также сравнительный метод. Это поясняет отсутствие у НМА такой характеристики как рыночная стоимость. Рыночный метод определяет субъективную стоимость НМА.

Поэтому можно сформулировать следующий принцип: стоимость МА может быть определена объективно, т.е. без учета влияния прочих факторов. Другими словами МА имеет собственную стоимость, тогда как стоимость НМА может быть определена лишь в их приложении к материальным ресурсам, т.е. они не имеют собственной стоимости.

Это объясняется тем, что чистая прибыль, которая является целью деятельности коммерческих предприятий, материальна. При этом для анализа эффективности использования тех или иных активов необходимо привести и цель и средства к единой системе исчисления.

Трансформация активов в процессе товаропроизводства.

МА расходуются, тогда как НМА не расходуются в процессе производства.

Принципы:

‑ запас МА уменьшается пропорционально объему производства и материалоемкости, в то время как запас НМА как минимум не уменьшается, а часто и возрастает вследствие накапливаемого опыта (который также является нематериальным активом).

‑ стоимость запасов МА снижается и возникает необходимость трансформации ликвидных активов в запасы МА. Стоимость запасов НМА не снижается, а зачастую и повышается.

‑ стоимость единицы МА переносится на стоимость единицы продукции. При этом объективная стоимость единицы НМА, вследствие ее отсутствия, не может быть перенесена на стоимость единицы продукции. Для переноса стоимости МА используются методы амортизации.

Реализация НМА

В результате реализации НМА и МА складываются совершенно различные ситуации:

‑ при продаже МА продавец лишается, а покупатель приобретает объект купли-продажи. При продаже НМА покупатель приобретает объект, а продавец его не лишается.

‑ при продаже МА продавец лишается возможности использования проданного МА, так как смысл МА заключается в его физическом воплощении. При продаже НМА продавец фактически не лишается возможности использования проданного НМА, несмотря на то, что юридически право использования для продавца может быть исключено или ограничено.

Следствия:

а) невозможность полной, достаточно эффективной юридической защиты НМА (основной парадокс НМА), т.е. предотвращения их несанкционированного использования. Смысл защиты НМА состоит в ограниченном доступе к информации только для определенного круга лиц.

Для юридической защиты необходимо идентифицировать и определить защищаемый объект и предоставить эти данные в общий доступ, что само по себе является предложением использования такого актива, так как мало кто откажется от соблазна воспользоваться более эффективным активом;

б) по сравнению с монополистом МА возможности монополиста НМА при продаже редких активов в сохранении такой монополии значительно ограничено, так как единственная легально проданная копия может насытить весь рынок. Примером этого может служить аудио-продукция, распространяемая бесплатно в электронных сетях, программное обеспечение, данные информационного характера (в т.ч. новости, аналитические обзоры и т.п.).

в) для МА статус продавца на рынке (монополия и т.п.) определяется в значительной мере на основе производственных возможностей продавца, в то время как статус продавца НМА – на основе развитости каналов связи.

Управление.

Для производства материального продукта (как конечно потребляемого) необходимо управлять использованием МА. При этом способы управления сами по себе являются нематериальными активами.

Здесь может быть выявлен следующий принцип: МА является субъектом управления в производстве, тогда как НМА – объектом.

Дефицитность.

Стоимость МА в условиях дефицита повышается. Для НМА данное правило применимо не во всех случаях.

Как правило, ценность коммуникационных активов невелика при небольшом числе пользователей, однако с повышением их числа возрастает и полезность этого вида активов, что ведет к повышению их рыночной стоимости.

Как видно из проведенного анализа, отличительные свойства нематериальных объектов делают невозможной их идентификацию и оценку с использованием методов, применяемых для материальных объектов. Но в то же время и результаты такой идентификации и оценки могут преследовать другие цели и носить иной характер (табл. 2).

Таблица 2

Идентификация материальных и нематериальных объектов

Методы идентификации
Материальные объекты
Нематериальные объекты
Непосредственный
По физическим параметрам материально-вещественной структуры
Косвенный
По материальным проявлениям использования объекта в хозяйственной деятельности, т.е. по выполняемым функциям на основе результатов выполнения ими функций, возложенных на данные объекты, а также по неотъемлемым носителям, в случае их наличия

Идентифицировать нематериальные объекты можно косвенными методами по материальным результатам выполняемой ими функции, оставляя в стороне материальные проявления носителей этих объектов, поскольку эти носители в большинстве случаев лишь накладывают ограничения на использование нематериальных объектов, но не оказывают решающего влияния на их использование.

В качестве методов количественной и финансовой оценки нематериальных объектов можно использовать сравнительные и доходные методы их рыночной оценки, что вполне адекватно определяет их ценность в каждом конкретном случае (табл. 3).

Таблица 3

Оценка материальных и нематериальных объектов

Методы оценки
Материальные объекты
Нематериальные объекты
Затратный
По фактически понесенным затратам на формирование объекта
Доходный либо сравнительный
По проявлениям использования объекта в хозяйственной деятельности, т.е. по приносимому доходу, либо по упущенной выгоде в случае отказа от использования актива

Экономический эффект от использования нематериальных активов в большинстве случаев можно определить известными методами, разработанными отдельно для других видов этих активов. Используя характер производимого экономического эффекта, нематериальные активы можно выделить в самостоятельный класс активов, сгруппировать их по характерным признакам, что позволит их классифицировать для дальнейших целей оценки и учета.


Источники:

1. Абрамов Е.Г. Предпринимательский доход как функция экономически обоснованного процесса формирования и использования нематериальных активов организации // Российское предпринимательство. – 2006. – № 1. – С. 13-18.
2. Мельников О.Н. Творческая (созидательная) энергия личности как основной социально-экономический показатель трансформации общества // Закономерности и перспективы трансформации общества: Материалы к V Международной Кондратьевской конференции. С.-Пб. 19-22 октября 2004 г. / Под ред. Ю.В. Яковца. – М.: МФК, 2004. Том 3. – С. 201-206.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:16:55