Foreign experience of state regulation and integration of people with disabilities into working life
Mirzabalaeva F.I.1,2, Pashkova S.E.2
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
2 ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 34
Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 10 (October 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=74116305
Abstract:
The article analyzes the problems of integration of people with disabilities into the open labor market.
The article examines international experience in creating conditions for promotion of employment of people with disabilities.
The authors consider mechanisms of job quotas for people with disabilities and analyze the strategies used to develop an inclusive labor market and prospects for expansion of employment of people with disabilities based on digitalization of workplaces.
The article summarizes the main directions of integration of people with disabilities into working life, used in international practice.
The authors emphasize the unacceptability of social isolation of people with disabilities and the need to develop a decent working environment for them.
Based on the analysis of the modern practice of state regulation of social and labor relations in the labor market, the main directions of integration of people with disabilities into working life are formulated. The results of the study may be of interest to organizations responsible for the implementation of measures to promote the employment of people with disabilities, as well as specialists in the field of social work and a wide range of readers interested in the problems of integration of people with disabilities into working life.
Keywords: people with disabilities, labor market, integration into working life, disability discrimination, inclusive labor market, labor market state regulation
JEL-classification: J21, J23, J24
ВВЕДЕНИЕ
Продвижением прав инвалидов объединяет различные подразделения и специализированные учреждения ООН: по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ); Всемирный банк. Международные организации на протяжении последнего десятилетия взаимодействуют с правительствами над надлежащим выполнением подписанных соглашений на национальном уровне в полном объеме в части содействия занятости инвалидов, в том числе поддерживают практические инициативы (финансирование проектов доступности среды для инвалидов, программ инклюзивного образования, профессионального обучения и других мероприятий, расширяющих возможности для их трудоустройства).
Эксперты МОТ утверждают, что большинство граждан с инвалидностью хотят работать, но сталкиваются с многочисленными барьерами на пути к трудоустройству, сохранению занятости и построению карьеры. Для людей с инвалидностью пути к формальному трудоустройству, особенно в развивающихся странах, зачастую затруднены. Для улучшения ситуации необходимо использовать «подход с двух сторон: с одной – преодоление конкретных барьеров и дискриминации, а с другой – включение инвалидов в рынок труда, предоставление соответствующей социальной защиты, поддержки и охраны труда» [1]. К основным препятствиям на пути к трудоустройству, инклюзивному для инвалидов, относятся укоренившиеся негативные представления о низкой производительности труда рассматриваемой категории граждан [2].
Решение вышеперечисленных проблем требует действенных мер со стороны правительственных и региональных органов власти через формирование целевых программ, проектов, которые обеспечивают поддержку инвалидов на рынке труда, их сопровождение, производственную адаптацию и обучение.
Международные организации (ООН, ВОЗ, МОТ, Всемирный банк и другие) разработали принципы и рекомендации по продвижению прав людей с инвалидностью, их эффективной трудовой интеграции в рынок труда. Эти принципы часто фокусируются на таких областях, как доступная инфраструктура, инклюзивное образование, возможности трудоустройства и социальная защита. Реализуя данные принципы, страны работают над созданием среды, в которой инвалиды могут в полной мере участвовать в жизни общества, иметь доступ к открытому рынку труда, профессиональному образованию, поддерживать материальное благополучие [3].
Внимание к положению и соблюдению прав людей с инвалидностью обусловлено увеличением их абсолютной и относительной численности, что является мировой и российской тенденцией. По оценкам экспертов МОТ, действующие Конституции в 22 странах напрямую гарантируют право на труд или запрещают дискриминацию в сфере занятости в отношении людей с инвалидностью [4]. Эти усилия направлены на то, чтобы обеспечить равные возможности и содействовать развитию инклюзивного общества, где каждый имеет право на работу и развитие своих способностей. Повышение в последние годы доступности услуг для инвалидов, в том числе рабочих мест, способствовало увеличению их экономической активности.
Актуальность исследования определили цель исследования - обобщение международного опыта интеграции инвалидов в рынок труда, а также определение направлений адаптации положительного опыта на российском рынке труда. Гипотеза исследования состоит в предположении о развитии новых подходов к интеграции инвалидов в трудовую занятость в зарубежной практике, которые можно адаптировать на российском рынке труда. Новизна исследования заключается в обобщении и обосновании развития вопросов интеграции инвалидов в трудовую сферу в международной практике, которые позволили повысить занятость инвалидов и сократить дискриминационные неравенства на рынке труда. Информационной базой послужили аналитические материалы, размещенные на официальных сайтах общественных и научных организаций и др.; материалы периодической печати, в т.ч. интернет-изданий; научные публикации: статьи в реферируемых научных журналах, тезисы докладов и выступлений на российских и международных научных и научно-практических конференциях, семинарах и круглых столах. В ходе выполнения работы использованы статистические методы анализа и выявления тенденций изменения показателей занятости инвалидов; методы контентного анализа и сравнительного анализа научной, методической и интернет-источников, сравнительно-правового анализа правовых актов международных организаций (ООН, МОТ, Всемирного банка); общенаучные методы анализа и синтеза, аналогии и обобщения и др.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВ ИНВАЛИДОВ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ В ДОКУМЕНТАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Конвенция о правах инвалидов является международным договором Организации Объединенных Наций по правам человека, которая воплощает и закрепляет ключевые принципы защиты прав инвалидов [5]. Данный международный документ является знаковым достижением в инклюзивном законотворчестве для правозащитного сообщества. Конвенция не устанавливает новых прав для инвалидов, а, скорее, «разъясняет обязательства и юридические обязанности государств уважать и обеспечивать равное пользование всеми правами инвалидов» [6]. Подписание и ратификация Конвенции о правах инвалидов [7] является свидетельством согласия нашей страны выполнять нормы юридически обязательного международного документа, гарантирующего защиту прав людей с инвалидностью.
В Конвенции о правах инвалидов зафиксировано понятие, что инвалидность – это «результат взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и поведенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Конвенция гласит, что «все люди равны перед законом и перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту и равные преимущества закона» (статья 5). Для государств-участников, которые подписали вышеуказанный документ, его статус является обязательным в международном праве [8]. Российская Федерация, как страна участница Конвенции, обязуется совершенствовать правовое регулирование в части предотвращения дискриминации инвалидов во всех сферах, в том числе право на труд и занятость на рынке труда [7].
ЮНЕСКО в 2020 году приняла план действий, включающий «исследования и сбор материалов на основе фактических данных, разработку политики и стратегий по включению лиц с ограниченными возможностями, создание благоприятной среды и повышение осведомленности, разработку соответствующих инструментов для обучения и наращивания потенциала» [9].
ООН согласовала Резолюцию «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», которая включают задачи, направленные на создание позитивных действий со стороны органов власти для обеспечения того, чтобы каждый инвалид мог осуществлять свои права [10]. В данном документе подчеркивается, что для осуществления деятельности в рассматриваемом направлении и проведения обзора достигнутого прогресса необходимы качественные, доступные, актуальные и достоверные данные статистических и мониторинговых исследований.
В подготовленном «Докладе об инвалидности и развитии – 2024: ускорение реализации целей в области устойчивого развития ООН» отмечено, что лишь каждый третий инвалид трудоспособного возраста имеет работу (по сравнению с 56% лиц без инвалидности). Уровень безработицы в мире среди инвалидов составляет 10%, что выше, чем 8 п.п. у работников без инвалидности. Молодые люди с ограниченными возможностями в два раза чаще, чем молодые люди без инвалидности, не имеют ни работы, ни образования, ни профессиональной подготовки. Инвалиды сталкиваются с более низкой заработной платой и чрезмерной представленностью в неформальной экономике и самозанятости [11].
В докладах МОТ подчеркивается, что инвалиды сталкиваются с ограниченными возможностями в сфере труда: концентрация на низкооплачиваемых и неквалифицированных работах; отсутствие представительств на различных управленческих уровнях; ограниченность мобильного доступа к рабочим местам, транспорту; низкая коллективная адаптация [12].
Стандарты МОТ в области социального обеспечения, занятости включают ряд конвенций и рекомендаций. Так, в Рекомендации МОТ № 202 о национальных минимальных уровнях социальной защиты приводятся основные базовые стандарты для государств в отношении установления и соблюдения национальных минимальных уровней социальной защиты [13]. Обосновывая соответствующие преимущества инклюзивных, специально оборудованных рабочих мест для рассматриваемой категории граждан, МОТ делает акцент на:
- доступе к талантам, которые все чаще, по мнению экспертов, например, Санчес-Байон А., Хэнкока Б., Шарингера Б., Калианнан М., становятся основой менеджмента и могут стать ключом к развитию компании [14, 15,16];
- росте инноваций, исходя из различного опыта инвалидов, которые могут предложить новые подходы для решения проблем;
- на повышенной мотивации и вовлеченности [17].
Среди доминант в управлении занятостью инвалидов, определенных международными организациями, на первое место выходит их эффективная интеграция в рынок труда, что включает в себя: реализацию равных прав на достойный труд; формирование доступной среды; комплексную социальную защиту и поддержку и др.
В рамках реализации рекомендаций международных организаций и положений Конвенции в Евросоюзе принята новая «Европейская Стратегия в области инвалидности на 2010-2030 годы (Стратегия в области инвалидности)», которая является не только частью «Европейского плана действий по социальным правам», но и ключевым инструментом для содействия реализации как на уровне ЕС, так и на национальных уровнях соблюдения норм Конвенции о правах инвалидов (UNCRPD) [18]. Стратегия содержит «7 флагманских инициатив»: внедрение «Платформы ЕС по вопросам инвалидности» (2021 г.); запуск «Европейского пакета мер по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями»; создание ресурсного центра «Доступный ЕС» (2022 г.); внедрение «Европейской карты инвалидности» (2023 г.) [1]; формирование «Рамки передового опыта в области социальных услуг для инвалидов» (2024 г.) и др.
Принятие данной Стратегии связано с тем, что инвалиды продолжают сталкиваться с неблагоприятными условиями трудоустройства, адаптации на рынке труда, что приводит в итоге к длительной безработице, снижению их уровня жизни по сравнению с люди без инвалидности. На это указывается и в отчете ОЭСР «Инвалидность, труд и инклюзивность: учет во всех политиках и практиках», который содержит развернутый анализ по выявлению сложившихся тенденций в положении инвалидов на открытом рынке труда [19].
В ближайшей перспективе вовлечение людей с инвалидностью в цифровую экономику имеет решающее значение для обеспечения их полного участия и использования возможностей в трудовой сфере [20]. Одним из способов расширения трудовых прав людей с инвалидностью с помощью цифровизации – является технологически поддерживаемая рабочая среда. Такая среда может включать: предоставление вспомогательных технологий и инструментов, помогающих инвалидам выполнять свою работу. Технологии могут создавать виртуальные и гибкие рабочие пространства, которые позволяют данной категории граждан работать дистанционно (из дома или в других местах, которые доступны для них).
Еще одна область, где цифровые технологии могут оказать реальное влияние — это создание цифровых рабочих мест, а инструменты на основе искусственного интеллекта могут использоваться в процессе найма, чтобы ограничить предвзятость в отношении людей с инвалидностью. Наряду с этим, цифровые технологии играют важную роль и в улучшении доступа к образованию для молодых инвалидов. С развитием онлайн- и дистанционного обучения данная категория граждан не ограничены присутствием в учебных заведениях и могут получать образование через Интернет [21].
Международными организациями признано, что среди доминант в управлении сферой занятости инвалидов на первое место выходит реализация права на достойный труд, формирование соответствующей производственной среды и обучения. Основные стратегии, предлагаемые экспертами, которые могут помочь улучшить условия их труда, отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основные стратегии улучшения условий труда инвалидов
Источник: Составлено авторами на основе аналитического материала European Bank for Reconstruction and Development’s (EBRD) [22].
АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ
В законодательстве большинства стран есть прямые правовые нормы по запрету дискриминации людей с инвалидностью во всех видах деятельности, связанных с трудоустройством и занятостью (найм, оплата труда, увольнение и продвижение по службе). Ряд стран включают вопросы занятости инвалидов в разработку государственных стратегий и программ параллельно с инициативами, ориентированными конкретно на данную категорию граждан.
Швеция, например, включила меры по содействию занятости и обучению людей с инвалидностью в общую политику регулирования национального рынка труда [23]. Ряд стран приняли специальные нормативные документы для преодоления барьеров, с которыми сталкиваются лица с инвалидностью при доступе к обучению, самозанятости, предпринимательству, возможностям трудоустройства. В США инвалиды могут воспользоваться программой «Билет на работу», чтобы получить услугу по трудоустройству от Сети служб занятости по штату своего проживания [24]. Испания и Финляндия разработали соответствующие законы, направленные на то, чтобы пособия по инвалидности не служили препятствием для поиска работы и были сохранены при трудоустройстве, в том числе и в качестве самозанятого лица.
Важно отметить, что одной из форм трудоустройства инвалидов за рубежом, предполагающих пролонгированную поддержку, является - «поддерживаемое трудоустройство» (или модель «поддерживаемая занятость»). Отличительной характеристикой данной модели является гибкость используемых схем взаимодействия между различными ведомствами, фондами, службами занятости, кадровыми агентствами, благотворителями и другими структурами при содействии трудоустройству, обучении, адаптации инвалидов с тяжелыми формами заболеваний.
Основные меры, используемые в международной практике на государственном уровне по содействию занятости инвалидом отображены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Основные государственные меры содействия занятости инвалидов, используемые в международной практике
Источник: Составлено авторами
Как уже отмечалось выше, на основе норм утвержденной «Европейской Стратегии в области инвалидности на 2010—2030 годы» во всех странах Еврозоны были дополнительно разработаны соответствующие национальные нормативные документы с области содействия занятости инвалидов. Так, в Румынии принята Национальная стратегия «Общество без барьеров для людей с ограниченными возможностями», которая направлена на включение инвалидов в открытый рынок труда. В рамках Стратегии осуществляется: реализация программ для инвалидов по адаптированному обучению для повышения мотивации и подготовке их к работе; программ ознакомления с организацией предпринимательской деятельности; программ поддерживаемого трудоустройства и др.
В Испании принят «Закон о правах инвалидов и их социальной интеграции», который также ориентирован на доступ людей с инвалидностью к открытому рынку труда. В этом законе регламентированы нормы по: предотвращению или компенсации неблагоприятных условий труда для инвалидов; поощрению служб занятости к оказанию поддержки в их трудоустройстве; организации контроля за выделением квотируемых рабочих мест в государственных и частных организациях и др. [25]. В Италии (Ломбардия) реализуются комплексные мероприятия по содействию занятости инвалидов на основе принятого законодательства, продвигающая политику их социальной интеграции и трудоустройства [26]. Конкретные программы разрабатываются на уровне провинций (метрополических городов), а органы власти области Ломбардия обеспечивают финансирование, а также координируют реализацию принятых решений в части содействия занятости инвалидов [27].
Разрабатываемые программы направлены на поощрение и поддержку:
- зависимых, автономных и предпринимательских компаний для людей с ограниченными возможностями;
- интеграции и социальной инклюзивности через создание скоординированной системы действий органов власти и адаптации инвалидов на рабочем месте;
- скоординированной деятельности сети служб по трудоустройству, а также служб социальной помощи, образования и обучения, действующих в провинциях.
Для достижения этих целей власти области Ломбардия обеспечивают реализацию:
- инициатив по обучению, стажировке, ориентации, переходу на работу после переобучения, а также переподготовки, в том числе через пути восстановления образования в сочетании с системой образования;
- моделей поддержки работодателей при выполнении требований законодательства в сфере социальной поддержки инвалидов;
- условий по формированию региональных фондов занятости людей с инвалидностью, целью которых является финансирование инициатив по трудоустройству и закреплению на рабочих местах инвалидов [28].
На основе проведенного анализа, можно выделить основные направления по созданию условий для содействия занятости инвалидов, реализуемые в международной практике.
Совершенствование механизма квотирования рабочих мест для инвалидов. В зарубежных странах работодатели выполняют свои обязательства по квотированию рабочих мест для инвалида различными способами: трудоустройство работника-инвалида на оборудованное рабочее место или путем субподряда в защищенной мастерской, на специализированных предприятиях.
Во многих странах (Италия, Франция, Германия, Испания) компании обязаны нанимать работников-инвалидов с разными степенями ограниченности в здоровье в рамках квотирования. В случае несоблюдения условий квотирования предусмотрены различные санкции: ассоциации, защищающие интересы работников-инвалидов, могут подать гражданский иск о несоблюдении положений законодательства; работодатели исключаются из процедур государственных закупок; компании выплачивают штрафы и др. В странах Еврозоны несоблюдение условий и порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, считается серьезным административным правонарушением и может повлечь за собой взимание штрафов в размере от 600 до 10 000 евро в зависимости от размера компании.
В Таблице 1 приведены примеры выполнения условий по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов по отдельным странам ЕС, а также контроля за соблюдением обязательных требований, касающихся трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места.
Таблица 1 – Механизмы квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в отдельных странах Еврозоны
Страны
|
Реализуемый механизм квотирования рабочих мест для
трудоустройства инвалидов и система штрафных санкций
|
Франция
|
В соответствии с французским законодательством работодатели
обязаны нанимать инвалидов в количестве не менее 6% от общей численности работающего
персонала (для компаний - 20 и более сотрудников). В случае несоблюдения норм
законодательства, предусмотрены различные санкции: судебные иски о
несоблюдении положений законодательства в части выполнения норм квотирования;
компании исключаются из процедур государственных закупок; наложение штрафов и
др.
|
Германия
|
В Германии работодатели, имеющие не менее 20 сотрудников,
обязаны заполнить не менее 5% должностей - лицами с тяжелой формой
инвалидности или лицами с равным статусом. В соответствии с законодательством
работодатель должен выплатить компенсационный сбор за каждое обязательное
квотируемое рабочее место, которое не заполнено. Размер сбора (штрафа) варьируется
в зависимости от невыполнения условий выделения квотируемых рабочих мест (с
2024 года сумма, подлежащая выплате, составила от 140 до 720 евро в случае
нарушения условий квотирования рабочих мест для инвалидов). Федеральное
агентство по трудоустройству Германии («Bundesagentur für Arbeit») оказывает
поддержку работодателям в найме инвалидов с тяжелой формой инвалидности
посредством предоставления субсидий на заработную плату (на временной
основе).
|
Испания
|
В Испании компании обязаны в соответствии с нормами
национального законодательства гарантировать, что не менее 2% работников
являются инвалидами (для компаний с численностью 50 и более сотрудников). В
случае несоблюдения условий квотирования - применяются штрафные санкции,
которые варьируются от 751 евро до 7500 евро.
|
Италия
|
Законодательством Италии регламентированы условия по найму
инвалидов в зависимости от размера компании (один работник с ограниченными
возможностями для компаний с 15 сотрудниками; два для компаний с 35более сотрудников;
и семь процентов - для компаний, имеющих в штате 50 сотрудников). В случае
несоблюдения норм по квотированию рабочих мест предусмотрен административный
штраф (153,20 евро) за каждый рабочий день задержки найма работника-инвалида.
|
В европейских странах существует три типа моделей квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов: необязательная квота без санкций; обязательная квота без санкций; обязательная квота с санкциями [30].
По мнению экспертов, несмотря на широкое распространение система квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов имеет определенные недостатки и не всегда дает эффективные результаты, что обусловлено следующими причинами [31]:
1. система квотирования не всегда создает оптимальные условия для найма инвалидов соответствующей квалификации;
2. система квотирования может привести к «зарегулированности» процессов найма инвалидов, ограничивая возможности работодателей выбирать лучших кандидатов на конкретные должности на основе навыков и опыта;
3. компании могут сосредоточиться на соблюдении законодательных норм квотирования, а не на развитии подлинно инклюзивной культуры, что приводит к поверхностному соблюдению квотирования, а не к значимым изменениям [32].
В целом на эффективность применяемых моделей квотирования рабочих мест для инвалидов влияют многие факторы: общая ситуация на рынке труда; уровень финансирования мероприятий по содействию занятости; уровень контроля за выделением рабочих мест для инвалидов в рамках квотирования рабочих мест; объемы предоставляемых услуг по профессиональной реабилитации; мотивация работодателей к трудоустройству работников-инвалидов и др. [33].
Содействие предпринимательству и самозанятости среди инвалидов. Существует несколько примеров механизмов, реализуемых на государственном уровне в развитых странах, предусматривающих включение людей с ограниченными возможностями в трудовую сферу, в том числе посредством содействия развития предпринимательских навыков. Например, Национальный план действий по занятости (2022) Болгарии предусматривает меры по развитию самозанятости людей с ограниченными возможностями через региональные программы создания бизнеса, реализуемых Агентством по делам людей с ограниченными возможностями [34]. В Испании принятая «Стратегия поддержки инвалидов в 2022-2030 гг.» включает меры по продвижению и поддержке новых бизнес-возможностей для инвалидов, а также предпринимательства и самозанятости [35].
Основными приоритетами для государственной поддержки развития предпринимательских инициатив у людей с ограниченными возможностями являются:
- формирование предпринимательских навыков;
- предоставление консультантов по организации бизнеса с целью нивелирования негативных тенденций ведения бизнеса в перспективе;
- предоставление финансовой (грантовой) поддержки;
- проведение мониторинговых исследований в части определения воздействия реализации программ (проектов) развития предпринимательства на общую занятость инвалидов на рынке труда и др.
Развитие социальных специализированных предприятий для инвалидов, развитие социальной занятости. В большинстве стран наряду с политикой по расширению возможностей для занятости инвалидов на открытом рынке труда, реализуются и меры по поддержке и развитию особых форм занятости инвалидов, таких как закрытые мастерские, специализированные предприятия для граждан с тяжелыми формами инвалидности, а также социальные предприятия и организации [36].
Предприятия и организации социальной экономики – это предприятия, кооперативы, трастовые фонды развития, кредитные союзы и микрокредитные ассоциации, которые имеют четкие социальные цели и характеризуются демократической, некоммерческой и инклюзивной деятельностью. Они предоставляют широкий спектр социальных товаров и услуг, включая: социальную защиту; образование; здравоохранение; банковское дело; страхование; ремесла и обучение. В Европе эти организации обеспечивают 10% всех рабочих мест для инвалидов. Однако росту этого сектора препятствуют недостаточная осведомленность о его роли, недостаточная поддержка со стороны государства и ограниченность финансовых ресурсов [37].
Во многих европейских странах существует та или иная форма защищенной системы занятости. К странам, где социальные предприятия интегрируют большую долю инвалидов, относятся Италия, Германия и Испания. Социальные предприятия обладают большим потенциалом для увеличения возможностей их трудоустройства. Во Франции и Люксембурге занятость людей с инвалидностью выросла в последние годы благодаря развитию программ защищенной (поддерживаемой) занятости [38].
Примеры передовой практики по поддержке социальных предприятий со стороны государственных и региональных органов власти, общественных организаций включают следующие проекты:
1. Проект «Accessability in Ireland», в рамках которого предусмотрено предоставление пакета услуг: обучение; консультации по поддерживаемым правительством грантам по трудоустройству инвалидов; консультации по мерам стимулирования найма инвалидов сверх установленных квот и др.
2. Проект «Fundación ONCE» в Испании предусматривает реализацию подпроектов по различным направлениям: содействие полной трудовой интеграции людей с ограниченными возможностями в открытый рынок труда; повышение профессиональной квалификации, профессиональных компетенций и профессиональных навыков с целью повышения уровня конкурентоспособности инвалидов; содействие продвижению инициатив, направленных на развитие предпринимательских талантов людей с ограниченными возможностями (конкурса «Desafío Emprende» и «Emprende Talent Awards»). Реализуемые мероприятия направлены: на повышение самостоятельности инвалидов; повышение их мотивации к работе; развитие необходимых навыков в рамках поддерживаемого режима трудоустройства [39].
Поддерживаемая социальная занятость различается по странам и включает следующие ключевые меры:
1. реализация инклюзивных программ профессионального обучения, развития навыков;
2. предоставление услуг по трудоустройству и наставничеству для поддержки людей с инвалидностью в поиске и сохранении работы;
3. организация специально оборудованных рабочих мест, обеспечивающих эффективное выполнение работниками с инвалидностью своих трудовых обязанностей;
4. продвижение инклюзивной практики найма и повышение осведомленности о преимуществах приема на работу инвалидов с различной степенью инвалидности;
5. поддержка инициатив самозанятости и предпринимательства для людей с инвалидностью посредством выделение достаточной финансовой помощи, разработка программ обучения и организация сопровождаемого наставничества.
Содействие инвалидам в повышении квалификации, профессиональной подготовке. Профессиональная поддержка и повышение квалификации с ориентацией на работу (как для поиска, так и для выполнения работы) имеют важное значение для интеграции инвалидов в трудовое пространство [40].
Создание механизмов для стимулирования работодателей с целью повышения уровня занятости инвалидов. Разрабатываемые на протяжении последнего десятилетия механизмы стимулирования работодателей в странах ЕС, направлены не только на увеличение объемов занятости людей с инвалидностью, но и на создание инклюзивного трудового пространства. В большинстве случаев законодательно определенные стимулирующие меры, имеют форму финансовой выгоды для компенсации предполагаемого или фактического увеличения финансовых затрат работодателей, которые могут возникнуть при приеме на работу людей с инвалидностью.
В Германии со стороны государства разработаны меры по компенсации для организаций (государственный и частный сектора) для покрытия перспективных затрат, связанных с низкой производительностью труда инвалидов. Как правило, сумма выплачиваемых средств зависит от уровня предполагаемых финансовых потерь организаций, необходимости оплаты курсов по повышению квалификации, а также мероприятий по адаптации и оплаты труда наставников. В ряде случаев возможна поддержка до 70% заработной платы инвалидов, но выплаты предоставляются на срок не более 24 месяцев. Люди с особо тяжелыми формами инвалидности – например, инвалиды, пришедшие из закрытых мастерских, могут получать поддержку в течение 60 месяцев [41].
Работодатели могут оказать поддержку инвалидам в трудоустройстве и продвижении по карьерной лестнице, реализуя следующие стратегии:
1. внедрить разумные приспособления для инвалидов на рабочем месте, чтобы гарантировать им равный доступ к возможностям трудоустройства и выполнения обязанностей через предоставление вспомогательных технологий, изменение графиков работы или дополнительное оборудование на рабочем месте;
2. поддерживать сотрудников-инвалидов в части предоставляя возможности прохождения обучения и переквалификации, которые помогут им приобрести новые навыки и продвинуться по карьерной лестнице. это может включать новые специализированные программы обучения на рабочем месте, программы наставничества, кураторства, доступ к дистанционным ресурсам профессионального развития;
3. создавать благоприятную и инклюзивную рабочую среду, в которой инвалиды могут реализовать свои навыки м профессиональные умения. это может включать: продвижение инициатив разнообразия и инклюзивности; предложение вспомогательных услуг, таких как консультирование или ресурсы по психическому здоровью;
4. поощрять открытое общение с сотрудниками-инвалидами, чтобы понять их потребности и предпочтения в осуществлении своих обязанностей на рабочем месте. это может помочь выявить потенциальные препятствия на пути к успеху, разработать индивидуальные решения для поддержки карьерного роста сотрудника-инвалида.
Важное место среди мер по содействию занятости инвалидов занимают меры по адаптации, сопровождению и наставничеству для инвалидов. Процесс адаптации инвалида к рабочему месту может сопровождаться материальной поддержкой (предоставлением различных вспомогательных средств и сопровождающих, приспособлением рабочего места под потребности инвалида) или нематериальной (корректировка рабочего времени и организация удаленной работы) и варьироваться от разовой поддержки до комплексной и периодической организации помощи инвалиду).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Большинство стран достигли цели в области интеграции инвалидов в трудовое пространство в соответствии с реализацией положений Конвенции о правах инвалидов и других документов международных организаций. В последние годы ускорился процесс принятия антидискриминационных законов, законов о квотах, которые обязывают работодателей резервировать определенную долю рабочих мест для людей с инвалидностью. Многие страны разработали и укрепили национальные механизмы продвижения, защиты и мониторинга мероприятий в части обеспечения права на труд и содействия занятости инвалидов (принятие стратегий; разработка систем мониторинговых и социологических исследований; информационных компаний; создание межведомственных органов и советов и др.).
В большинстве стран реализация мер содействия занятости инвалидов базируется на основе: внесения поправок в законодательные и иные нормативно-правовые документы; гармонизации правил обеспечения доступа к инфраструктурной среде (транспорту, информации и связи, работе и др.); создание согласительных комиссий на региональном, местном уровне в части поддержки различных проектов и инициатив в сфере трудоустройства инвалидов.
В целом, содействие интеграции людей с инвалидностью в открытый рынок труда требует многогранного подхода, устраняющего барьеры на индивидуальном, организационном и системном уровнях. На индивидуальном уровне важно предоставлять комплексную поддержку, чтобы люди с инвалидностью могли продемонстрировать свои навыки. При этом, на системном уровне существует необходимость в реализации государственных мер, способствующих обеспечению равных возможностей, антидискриминационных мер и стимулов для работодателей в части найма рассматриваемой категории граждан.
Как показал проведенный анализ зарубежных практик, основной целью национальных и региональных программ (проектов) поддержки занятости и содействия трудоустройству инвалидов (в том числе и инвалидов с тяжелыми ментальными расстройствами), является формирование комплексного стимулирующего механизма для работодателей. Стимулирующие инструменты в основном включают: субсидии на заработную плату, компенсации расходов по обучению; скидки по взносам в систему социального обеспечения; предоставление кредитов, грантов и др.
Целевые ориентиры в зарубежных странах по трудоустройству инвалидов – это, прежде всего, создание более инклюзивного и доступного рынка труда путем реализации превентивных мер, диверсификации схем рынка труда и улучшения доступа к возможностям трудоустройства. Кроме того, решающими аспектами этой политики являются повышение осведомленности и развитие новых возможностей в части «защищенности» на рабочем месте работников, имеющих инвалидность различной тяжести.
Использование зарубежных технологий в части содействия занятости инвалидов в отечественной практике, позволит осуществить перевод услуг по трудоустройству, адаптации и обучению инвалидов в «проактивный» формат.
[1] Национальные карты инвалидности предоставляют держателям преимущественный доступ к мероприятиям в сфере досуга, культуры, спорта и транспорта. С 2016 по 2018 год Европейская комиссия реализовала пилотный проект Европейской карты инвалидности. Восемь государств-членов, Бельгия, Кипр, Эстония, Финляндия, Италия, Мальта, Румыния и Словения, ввели Европейскую карту инвалидности в качестве пробного запуска.
References:
Implementation of the Right of Disabled People to Independent Living (2012). London: Joint Committee on Human Rights.
Inclusion of people with disabilities in vocational training: a practical guide (2013). Geneva: ILO.
Beyer St., Meek A. The opportunities and barriers of different employment models for persons with disabilitiesEaspd.eu. Retrieved July 13, 2024, from https://easpd.eu/fileadmin/user_upload/Publications/s.beyer_report_-_opport_and_barriers_of_diff_employment_models_final.pdf
Buchanan J., Haydn Hammersley European human rights report. The Right to Work: The employment situation of persons with disabilities in EuropeEuropean Disability Forum. Retrieved July 07, 2024, from https://www.edf-feph.org/content/uploads/2023/05/hr7_2023_press-accessible.pdf
Communication from the commission to the European parliament, the council, the European economic and social committee and the committee of the regions Union of Equality: Strategy for the Rights of Persons with Disabilities 2021-2030European Commission. Retrieved August 11, 2024, from https://www.un.org/development/desa/disabilities/wp-content/uploads/sites/15/2021/04/European-Strategy-2021-2030_EN.pdf
Creating an Inclusive Society: Mainstreaming Disability Based on the Social Economy ExampleEuropean Standing Conference of Co-operatives, Mutual Societies, Associations and Foundations (CEP-CMAF). Retrieved June 14, 2024, from https://hdl.handle.net/1813/76688
Disability and Development Report 2024: Accelerating the realization of the Sustainable Development Goals by, for and with persons with disabilitiesUN Department of Economic and Social Affairs. Retrieved August 01, 2024, from https://reliefweb.int/report/world/disability-and-development-report-2024-accelerating-realization-sustainable-development-goals-and-persons-disabilities
Disability, Work and Inclusion in Italy: Better Assessment for Better Support, OECD PublishingOecd. Retrieved August 06, 2024, from https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/dc86aff8-en.pdf?expires=1726739709&id=id&accname=guest&checksum=851314802E6EF4BB237A745B6BBC88A7
Disability, Work and Inclusion: Mainstreaming in All Policies and PracticesOecd. Retrieved August 16, 2024, from https://www.oecd-ilibrary.org/employment/disability-work-and-inclusion_1eaa5e9c-en
Diversity, Equity and InclusionUndp. Retrieved September 12, 2024, from https://www.undp.org/careers/diversity-equity-inclusion
Economic inclusion for people with disabilities: Challenges and responsesEuropean Bank for Reconstruction and Development’s (EBRD). Retrieved July 15, 2024, from https://www.ebrd.com/what-we-do/projects-and-sectors/economic-inclusion/disabilities-older.html
Estrategia española sobre discapacidad 2022-2030, Ministry of Social Rights and 2030 AgendaSpain. Retrieved September 07, 2024, from https://www.mdsocialesa2030.gob.es/derechossociales/discapacidad/docs/estrategia-espanola-discapacidad-2022-2030-def.pdf
German quota system and forms of financial support for the employment of people with disabilitiesBagwfbm.eu. Retrieved June 12, 2024, from http://www.bagwfbm.eu
Haiqing Yu, Gerard Goggin, Karen Fisher & Bingqin Li (2019). Introduction: disability participation in the digital economy, Information Communication & Society. 22 (4). 467-473. doi: 10.1080/1369118X.2018.1550525.
Hancock B., Schaninger B. (2020). HR says talent is crucial for performance-and the pandemic proves it McKinsey & Company. 27 1-7.
Heymann J., Stein M.A., de Elvira Moreno M.R. (2014). Disability, Employment, and Inclusion Worldwide Oxford: Oxford University Press.
I centri per l’impiego sono un disastroIlpost.it. (in Russian). Retrieved from https://www.ilpost.it/2018/10/17/centri-per-l-impiego/
Il declino (demografico) dell'Italia è totaleIlfoglio.it. Retrieved August 15, 2024, from https://www.ilfoglio.it/dati-e-statistiche/2019/07/03/news/il-declino-demografico-dell-italia-e-totale-263611/
Il vero deficit? La fuga di talenti italiani e la scarsità di cervelli stranieriEconopoly.ilsole24ore.com. Retrieved August 19, 2024, from https://www.econopoly.ilsole24ore.com/2019/08/09/fuga-cervelli/?refresh_ce=1
Inclusion of people with disabilities in national employment policiesIlo. Retrieved September 10, 2024, from https://www.ilo.org/publications/inclusion-people-disabilities-national-employment-policies
Kaliannan M., Darmalinggam D., Dorasamy M., Abraham M. (2023). Inclusive talent development as a key talent management approach: A systematic literature review Human Resource Management Review. 33 (1). 100926. doi: 10.1016/j.hrmr.2022.100926.
La Fundación ONCE para la Cooperación e Inclusión Social de Personas con DiscapacidadFundaciononce. Retrieved June 16, 2024, from https://www.fundaciononce.es/es/quienes-somos/presentacion
Metts R.L. (2000). Disability issues, trends, and recommendations for the World Bank Washington: World Bank.
O’Reilly A. The right to decent work for people with disabilitiesIlo. Retrieved June 07, 2024), from https://www.ilo.org/media/323516/download#:~:text=States%20Parties%20recognize%20the%20right,accessible%20to%20persons%20with%20disabilities
Peer Review on «Work-capacity assessment and employment of persons with disabilities»European Commission. Retrieved August 23, 2024, from https://ec.europa.eu/social/BlobServlet?docId=19518&langId=en
Reina M.V. How the International Disability Caucus Worked during Negotiations for a UN Human Rights Convention on DisabilityGlobal Action on Aging. Retrieved July 15, 2024, from https://globalag.igc.org/agingwatch/events/CSD/2008/maria.htm
Republic of Bulgaria, “National Action Plans for Employment”Ministry of Labour and Social Policy. Retrieved September 03, 2024, from https://www.mlsp.government.bg/natsionalni-planove-za-deystvie-po-zaetostta
Shima I., Zólyomi E., Zaidi A. (2008). The Labour Market Situation of People with Disabilities in EU25 // Policy Brief 2.1/2008 Vienna: European Centre.
Social security for all. Building social protection floors and comprehensive social security systems. The strategy of the International Labour OrganizationIlo. Retrieved July 15, 2024, from https://www.ilo.org/publications/social-security-all-building-social-protection-floors-and-comprehensive
The Revised Text Of The General Law Of Rights Of Persons With Disabilities And Their Social InclusionRoyal Legislative Decree. Retrieved August 15, 2024, from https://www.global-regulation.com/translation/spain/1466413/r
The role of digital technology in empowering people with disabilitiesThe Tech for Good Institute’s. Retrieved September 06, 2024, from https://techforgoodinstitute-org.translate.goog/blog/expert-opinion/the-role-of-digital-technology-in-empowering-people-with-disabilities/?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc
The win-win of disability inclusionInternational Labour Organization. Retrieved August 06, 2024, from https://www.ilo.org/infostories/stories/employment/the-win-win-of-disability-inclusion#the-win-win-of-disability-inclusion
United States Office of Disability Employment PolicyDol.gov. Retrieved from https://www.dol.gov/odep/archives/fact/supportd.htm
Workers with disabilities: comparing current legislation in EU and non-EU countriesInnangard-global.translate.goog. Retrieved June 08, 2024, from https://innangard-global.translate.goog/workers-with-disabilities-comparing-current-legislation-in-eu-and-non-eu-countries-141.html?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc&_x_tr_hist=true
Yasui S. GLADNET Collection. Retrieved September 24, 2024, from https://hdl.handle.net/1813/76346
Страница обновлена: 23.04.2025 в 21:45:09