Цифровые технологии как фактор устойчивого развития малого бизнеса
Мызрова К.А.1, Мявлина Н.Ж.2, Захарова Ю.Н.3, Заводцков А.С.1
1 Ульяновский государственный университет
2 Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
3 Краснознамённое училище имени генерала армии С.М. Штеменко
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 9 (Сентябрь 2024)
Цитировать:
Мызрова К.А., Мявлина Н.Ж., Захарова Ю.Н., Заводцков А.С. Цифровые технологии как фактор устойчивого развития малого бизнеса // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 9. – С. 2193-2210. – doi: 10.18334/ce.18.9.121528.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71960656
Аннотация:
Целью научной публикации стало описание цифровых технологий как одного из факторов обеспечения устойчивого развития малого бизнеса в современный период цифровой трансформации. В исследовании применён авторский подход к анализу цифровых технологий, применяемых малым бизнесом в современный период цифровой трансформации как фактора, обеспечивающего устойчивое развитие малого бизнеса.
Малый бизнес обладает достаточной гибкостью и мобильностью, способен адаптироваться под изменение внешних условий, а современные инструменты менеджмента позволяют быстрее переформатироваться. Применение цифровых технологий малым бизнесом неизбежно ведёт его к цифровой трансформации, но для того чтобы этот переход состоялся нужны, прежде всего, квалифицированные кадры, способные выстроить новые бизнес-модели, тем самым осуществляя поиск устойчивых стратегий развития бизнеса. Описаны проблемы, препятствующие внедрению цифровых технологий и переходу к цифровой трансформации бизнеса.
Научная статья будет интересна широкому кругу читателей, интересующихся малым бизнесом в современный период цифровой трансформации
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, устойчивость, устойчивое развитие, малый бизнес
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
Согласно целям и задачам устойчивого развития ООН [17], сформулированным на период 2016–2030 гг., применение информационно-коммуникационных технологий, развитие малого бизнеса (далее – МБ) будут способствовать экономическому росту государства. Учитывая национальные особенности, каждое правительство ставит свои национальные цели.
Концепция перехода России к устойчивому развитию (далее - УР), утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440 [3] предполагает высокую эффективность экономики, использование минимума ресурсов для получения единицы результата. Это должно обеспечиваться не только влиянием рыночных структур, но и гибкой системой государственного управления. В условиях неопределённости внешней среды, правительства начинают использовать МБ как важный элемент УР и инклюзивного экономического роста. Ещё в 40-х годах XX в. Й.А. Шумпетер [26] отметил, что межотраслевой перелив ресурсов в масштабах экономики происходит через взаимодействие конкретных фирм и именно этот, межфирменный формат распределения оказывает решающее влияние на экономический рост.
Если рост предприятия ведёт к экономическому росту, то он же ведёт экономику к экономическому развитию поэтапно: Экономический рост - Экономическое развитие - УР.
«МБ является экономической категорией, отвечающей определенным критериям и свойствам открытых организационных систем и является фактором, одновременно определяющим и формирующим устойчивый экономический рост на макро- и микроуровне» [13].
Решение насущных задач государственного управления может быть по силам не только крупному бизнесу, в связи со своей гибкостью и мобильностью МБ быстрее адаптируется под изменение внешних условий, сохраняя при этом высокую заинтересованность в получении результата эффективной деятельности, а современные инструменты менеджмента позволяют быстрее переформатироваться. Устойчивость МБ может придать его своевременный переход на «цифровые рельсы», ведущий к цифровой трансформации бизнеса, который существенно расширяет возможности не только для центральных регионов, но и для периферии [15].
Изменение внешних факторов вынуждает МБ трансформироваться, выводя его на новый уровень развития, тем самым вызывая необходимость поиска более устойчивых стратегий развития. В современных условиях особенно повышается значимость выявления факторов, как способствующих УР МБ, так и ему препятствующих. Все факторы могут как потенцировать УР, так и понижать данный уровень до состояния полной или предельной неустойчивости развития МБ [19]. Остаются вопросы, не решённые в полной степени, в частности, не достаточно описаны цифровые технологии как один из факторов обеспечения УР МБ в период цифровой трансформации, этим и определяется актуальность темы исследования.
Результаты исследования категории «устойчивое развитие» на макроуровне отражены в публикациях Р.Дорфмана [36], М.Портера [18], П.Самуэльсона [20] и др., связывающих его с непрерывным процессом управления объёмами производства, сбыта продукции и пр.
На микроуровне проблемам анализа УР как комплексного понятия посвящены работы В.М. Баутина [5], Т.Ю. Ивановой [10], Е.В. Корчагиной [12], Е.В. Щербенко [27] – они исследовали УР как движение по заданной траектории с отсутствием неустойчивости. Такая траектория может рассматриваться как линия в многомерном пространстве параметров (далее - МПП) с ортогональными осями, причём каждый из параметров может быть измерен (оценен) количественно. В этом случае могут быть применены специальные методы оценки характеристик таких траекторий на основе данных, представленных в виде многомерных временных рядов [6].
Анализу цифровой трансформации в МБ посвящены публикации зарубежных авторов П. Вайла и С. Ворнера [7], исследователей МГИМО Г.Ф. Варнаковой, А.О. Фадеевой [8], коллективом авторов БГТУ им. В.Г. Шухова [22], а также публикации последних лет российских исследователей Ю.А.Дмитриевой, Д.Ф. Касимовой [11], А.И.Мордовец [14], А.А. Рудычева, Ю.И.Селиверстова [21], М.М.Степанова [23] и др., рассмотрению проблем и перспектив МБ в цифровой экономике публикации авторов Г.Б. Новосельцевой, Н.В.Рассказовой [16].
Сопоставление тематической структуры исследовательских фронтов в мире и в России показывает схожесть приоритетов. Различия наблюдаются в фокусировке: если в мире большее внимание уделяется технологической составляющей, то в России конкретным методам, которые являются определяющей частью будущих технологий. Иными словами, российские исследования более фундаментально ориентированы [29].
Цель данной научной работы: описать цифровые технологии как один факторов обеспечения УР МБ в современный период цифровой трансформации.
Методология и методы научного исследования. Методологической основой работы послужили Указы Президента РФ, национальные проекты. Использованы открытые источники, в том числе: публикационные, статистические. В работе применялись общенаучные методы исследования (анализ, синтез, наблюдение, сравнение и обобщение, а также методы индукции и дедукции).
Теоретическая значимость работы заключается в описании цифровых технологий в период цифровой трансформации как фактора обеспечения УР МБ.
Практическая значимость исследования определяется выявлением проблем и особенностей применения цифровых технологий российским МБ.
Научная новизна заключается в авторском подходе к анализу цифровых технологий, применяемых МБ в современный период цифровой трансформации как фактора, обеспечивающего УР МБ.
Гипотеза исследования: для обеспечения УР МБ необходимо учитывать факторы, обеспечивающие УР - цифровые технологии.
Интересны результаты исследования Лиги зелёных брендов, компании IFORS Researchb и Общественного объединения и комиссии по социальному предпринимательству «Опора России» (при участии около 800 компаний): в 2023 г. 73% респондентов смогли дать определение УР в 2022 г. - 70%. Из них, 28 % считают, что УР означает постоянный рост бизнеса, без падений, вне зависимости от внешних факторов, 26% связывают это понятие с конкретными показателями: ростом доходов, продаж (14%), расширением и оптимизацией производства и ассортимента (8%), количеством и профессионализмом сотрудников (4%), а часть респондентов считают, что УР - это стабильность в широком смысле этого слова (18%) [30].
Понятия устойчивости и неустойчивости, как и большинство понятий, двойственны. И нестабильность, и кризис, а также неустойчивость несут в себе зародыши развития....Неустойчивость далеко не всегда есть зло, подлежащее устранению, или же некая досадная неприятность. Неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического развития» [37]. Устойчивость -способность системы приходить в равновесное состояние после воздействия внутренних и внешних (окружающей среды) возмущений [10, с.14–15].
Устойчивость организаций МБ является одним из важнейших факторов оценки его конкурентоспособности, т.е. чем выше устойчивость организаций МБ, тем меньше она зависит от изменений рыночной конъюнктуры и тем менее риск ухода с рынка.
Организации, предприятия как социально-экономические системы способны преодолевать препятствия, изменения во внешней среде через своё прогрессивное развитие. «Прогрессивное развитие характеризуется повышением уровня организации системы и её усложнением. Главное в направлении развития – возникновение новых возможностей в реализации основных целей системы» [10, с. 75], что актуализирует тесноту связи развития с необратимыми, качественными, структурными и направленными изменениями организаций. Высокоустойчивая система не способна к развитию в связи с подавлением любых отклонений от слишком устойчивого положения. Например, переход в новое качественное состояние для МБ актуализирует необходимость некоторой степени неустойчивости.
Считаем, что устойчивость МБ представляет собой способность к изменениям взаимосвязанных бизнесс-процессов организаций МБ, как реакция на вызовы цифровой трансформации.
МБ способен преодолевать препятствия через своё прогрессивное развитие, используя открывающиеся новые возможности в современных условиях цифровой трансформации и осуществлении перехода к цифровой экономике. Трансформация МБ является необходимым условием не только для получения максимальной прибыли, но и для того чтобы не стать банкротом. Не все организации МБ готовы к переменам, и прежде чем осуществлять трансформацию необходим внутренний анализ деятельности.
В силу изменений, происходящих в правовой среде и институционального закрепления понятия «цифровая экономика», созданы условия для УР организаций, а изменения неизбежны в следствии неустойчивости среды, а также таких свойств системы, как самоорганизация, саморазвитие.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг.» [1]: «цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объёмов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2] и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [4], в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждённая протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 [34].
Основой формирования цифровой экономики является процесс цифровизации (digitization, digitalization) экономики и общества, подразумевающий массовое внедрение и усвоение цифровых технологий, что приводит к социально-экономической трансформации общества [16], которая имеет глобальное влияние на современный бизнес.
Цифровизация продолжает охватывать все субъекты российского МБ, который только начинает включаться в данный процесс, используя открывающиеся возможности цифровых технологий, но ещё не в полной мере, о чём свидетельствует индекс цифровизации бизнеса в России, который в 2018 г. составил только 31 пункт, отставая от лидеров: Финляндия (50), Бельгия (49), Япония (48), Нидерланды (48), Дания (47) [25]. В результате исследования банка «Открытие», компании Mail.ru Group, Московской школы управления «СКОЛКОВО» и РАЭК, индекс цифровизации бизнеса в 2020 г. был равен 50 пунктам (по шкале от 0 до 100), тем самым увеличившись на 5 пунктов по сравнению с предыдущим годом [32]. Для проведения данного опроса с 2019 г. используется пять параметров: каналы передачи и хранения информации (применение облачных технологий, корпоративной почты, мессенджеров, системы автоматизации и др.); интеграция цифровых технологий (уровень внедрения в рабочие процессы электронного документооборота, технологий искусственного интеллекта и т. д.); использование интернет-инструментов (интернет-сайта, страница в социальных сетях, задействованные каналы продвижения); информационная безопасность (готовность предпринимателей к потенциальным цифровым угрозам для бизнеса); человеческий капитал (организация обучения персонала навыкам работы с цифровыми технологиями).
Улучшение показателей опросов связано, прежде всего, с тем, что ковидный период оказал существенно влияние на деятельность МБ и ускорило использование цифровых технологий бизнесменами.
Таким образом, в связи с изменением внешних условий возникают проблемы с устойчивостью развития МБ, и необходим поиск новых путей для развития и эффективного сотрудничества, например, с потребителями, поставщиками, на основе применения цифровых технологий.
Уточним, что под цифровой трансформацией субъектов МБ мы понимаем изменения организации, которые позволят ей быстро адаптироваться к новым внешним условиям, а также позволят самим субъектам МБ задавать эксклюзивные тренды, такие как: разработка и реализация новых бизнес-моделей; МБ сам может быть производителем цифровых технологий; МБ формирует цифровую культуру организации и её трансформирует; применяет инновационные методы работы с персоналом; обучает и развивает цифровые компетенций своих сотрудников и др.
Решения задач управления организаций МБ посредством цифровой трансформации включают (табл. 1) цифровизацию таких процессов как: планирование производственной деятельности, процесса управления финансами, управления персоналом, управления затратами, управления продажами и клиентами [21].
Таблица 1.
Возможности решения задач управления организаций МБ посредством цифровой трансформации
№
п/п |
Решение
задач управления организаций МБ
|
Возможности
решить задачу
при помощи цифровых технологии |
1.
|
Цифровизация процесса планирования производственной
деятельности
|
Цифровые технологии обеспечивают поддержку
решения задач составления производственных планов различного уровня и
проверки возможности исполнения производственных планов при имеющихся
производственных мощностях, трудовых и иных видов ресурсов, что позволяет
существенно повысить обоснованность принимаемых планов.
|
2.
|
Цифровизация
процесса управления финансами
|
Цифровые технологии обеспечивают
поддержку решения задач составления и контроля исполнения системы бюджетов
предприятия и составления прогнозов движения денежных средств, позволяющих
вовремя предвидеть сроки возможного наступления разрывов ликвидности.
|
3.
|
Цифровизация управления
персоналом
|
Современные технологии
цифровой экономики поддерживают не только основные функции кадрового учета,
но и позволяют планировать повышение квалификации и карьерный рост персонала,
эффективно отслеживать условия применения различных форм мотивации.
|
4.
|
Цифровизация процесса
управления затратами
|
Цифровые технологии позволяют
более эффективно управлять затратами предприятия за счет максимальной
детализации учета всех затрат компании и существенного повышения
оперативности калькуляции себестоимости готовой продукции и услуг. Это, в
свою очередь, создает условия для совершенствования системы норм и
нормативов, оптимизации системы цен и ассортиментной политики предприятия.
|
5.
|
Цифровизация процесса управления продажами и
клиентами
|
Инновационные возможности
современных технологий для создания новых предложений для клиентов велики,
если понимать их потребности.
У поставщиков оборудования нет достаточного понимания глубинных потребностей заказчиков. Необходим анализ того, как использование технологий может привести к совместному созданию ценностей, повышению благосостояния партнеров и созданию на основе сотрудничества инноваций. |
В настоящее время выделяют следующие цифровые технологии: искусственный интеллект (ИИ), сквозные технологии, роботизация, «Интернет вещей», технологии блокчейн, финансовые инструменты онлайн-платежей; инструменты таргетированной рекламы в социальных сетях, бухгалтерские программы, CRM-системы и др.
Наиболее часто МБ использует следующие цифровые технологии в своей деятельности [16]:
‒ customer relationship management (СRM) – системы для управления отношениями с клиентами;
‒ enterprise resource planning (ERP) – управление ресурсами предприятия (понятие ресурсов включает: материалы, оборудование, трудовые ресурсы и др.). ERP-системы обеспечивают контроль, управляемость и прозрачность финансовых, кадровых и товарно-материальных потоков в компании;
‒ сервис облачных вычислений – используется для проведения сложных расчётов, обмена информацией, хранения данных, получения доступа к возможностям искусственного интеллекта и др.
Мы не ставили целью описать все имеющиеся цифровые технологии, применяемые МБ, остановимся на основным проблемах, связанных с внедрением цифровых технологии и его переходом к цифровой трансформации.
МБ сталкивается с трудностями при внедрении цифровых технологий и переходе к цифровой трансформации.
1. Главная проблема - это недостаточный уровень финансирования при переходе к цифровой трансформации МБ. Так, согласно результатам исследования «Цифровой поворот. Экономические последствия пандемии и новые стратегии развития» от Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС и компании Google [33], у 25% российских компаний, относящихся к категории малого и среднего предпринимательства практически не запущены процессы цифровизации, наюлюдается дефицит финансовых ресурсов - 39%.
Для исправления такой ситуации Минцифры России в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [31] была разработана и запущена специальная программа, направленная на поддержку процесса цифровизации сектора МСП. Фирмы, относящиеся к субъектам МСП, получили возможность приобретать отечественное программное обеспечение за полцены. Из средств федерального бюджета компенсируется 50% стоимости его производителям.
2. Отсутствие квалифицированных кадров, способных взять ответственность за осуществление цифровой трансформации бизнеса [Например, 9]. По итогам исследования, проведённого Банком «Открытие», Mail.ru Group, Московской школы управления СКОЛКОВО и РАЭК о индексах цифровизации малого и среднего бизнеса доля компаний, в которых прошли обучение руководители, в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличилась с 26% до 32%. Доля таких организаций, где обучение проходили рядовые сотрудники, – с 28% до 43%. Треть субъектов МСП проводят обучение собственными силами (34%). Важно отметить, что среди субъектов МСП увеличивается спрос на обучение со стороны банков и корпоративных университетов, хотя ещё в 2019 г. 32% респондентов считали, что подобные структуры не могут проводить обучение [32]. Нехватку квалифицированных сотрудников, которые могут руководить процессами цифровизации испытывают 38% [33].
Государство поддерживает цифровую трансформацию компаний и, в частности, способствует развитию таких обучающих программ, как Chief Digital Transformation Officer (CDTO), т.е. программ, связанных с обучением директоров цифровой трансформации компании. Это очень важное и востребованное на сегодняшний день направление, так как основная задача CDTO заключается в стратегическом обновлении организации путём преобразования процессов в цифровые [9] .
3. МБ пренебрегает информационной безопасностью. Так, зачастую бизнес сектор более заинтересован в оснащении современной техникой и технологиями, нежели в затратах, связанных с информационной безопасностью [24]. Доля компаний, не использующих инструменты обеспечения безопасности данных, по сравнению с сентябрём 2020 года снизилась на 7 п.п. (с 28% до 21%). Каждая третья компания сектора МСБ в 2021 г. имела утверждённую политику информационной безопасности (34%), каждая вторая — политику конфиденциальности информации (53%).
Самые распространённые средства защиты – антивирусные программы для физических лиц, ими пользуются 43% опрошенных. 35% компаний используют антивирусные программы для юридических лиц и лишь 11% – специализированные программы для комплексной защиты бизнеса (межсетевые экраны, защиту от DDoS-атак) [28].
4. Нехватка готовых решений для бизнеса [35]. Рынок готовых решений (кастомных разработок) находится только на начальной стадии своего развития. Готовые разработки стоят довольно дорого, что является барьером на пути цифровой трансформации МБ, поэтому переход в облачные сервисы - главный тренд нынешнего года.
Заключение
В заключении отметим, что нами рассмотрены методологические аспекты устойчивого развития МБ, а также важность выявления факторов для его УР. Особенно велика значимость применения МБ цифровых технологий.
Под устойчивостью МБ понимаем способность к изменениям взаимосвязанных бизнесс-процессов организаций МБ, как реакция на современные вызовы, связанные с цифровой трансформацией.
Цифровая трансформация субъектов МБ подразумевает такие изменения организации, которые позволят ей быстрее адаптироваться к новым внешним условиям, а также - создавать тренды, такие как: разработка и реализация новых бизнес-моделей; самостоятельно производить цифровые технологий; формировать цифровую культуру организации; использовать инновационные методы работы с персоналом; обучать и развивать цифровым компетенциям своих сотрудников и др.
Прогрессивное развитие МБ неизбежно при применении цифровых технологий, но это надо делать грамотно, и не каждая организация и бизнес способен справиться с этой непростой задачей. Одного применения отдельных цифровых технологий уже недостаточно, так как цифровая трансформация МБ требует комплексного подхода, что связано с изменением бизнес-моделей МБ.
Описаны основные проблемы, связанные с переходом к цифровой трансформации МБ и применением цифровых технологий:
недостаточность финансирования, отсутствие квалифицированных кадров, способных трансформировать МБ в современных условиях, МБ пренебрегает информационной безопасностью, нехватка готовых решений для бизнеса.
Отметим, что единой и универсальной бизнес-модели бизнеса не существует, условия его ведения видоизменяются, скорость трансформации огромна, но тем не менее направлениями будущих исследований может быть быть поиск модели УР МБ в различных отраслях и сферах деятельности.
Источники:
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/4302 (дата обращения: 03.07.2024).
3. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440. Президент России «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата обращения: 01.08.2024).
4. Каз Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 10.07.2024).
5. Баутин В. М., Черникова А. А. Экономическая устойчивость и доходность промышленных предприятий. , 2002. – 202 c.
6. Брумштейн Ю. М., Иванова М. В. Анализ методов исследования процессов, описываемых взаимосвязанными временными рядами // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2011. – № 3(76). – c. 45–51.
7. Вайл П. Цифровая трансформация бизнеса: Изменение бизнес-модели для организации нового поколения. / Питер Вайл, Стефани Ворнер: Пер. с англ. - М.: Альпина Палишер, 2019. – 257 c.
8. Варнакова Г.Ф., Фадеева А.О. Малый бизнес на пути цифровизации экономики // Аллея науки. – 2019. – № 1(28). – c. 825-828.
9. Зайцева А.С. Влияние цифровых компетенций субъектов малого и среднего предпринимательства на развитие бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 313-322. – doi: 10.18334/epp.11.2.111640.
10. Иванова Т. Ю. Методология организационных изменений: синергетический подход. - Ульяновск : УлГУ, 2006. – 196 c.
11. Касимова Д.Ф. Малый и средний бизнес России: цифровая трансформация // Калужский экономический вестник. – 2022. – № 1. – c. 8 -11.
12. Корчагина Е. В. Разработка модели анализа устойчивого развития компании // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 4. – c. 133-136.
13. Меретукова Т.А. Развитие малого бизнеса как фактор устойчивого роста экономики региона: на материалах Республики Адыгея. / Диссерт. на соиск. уч.ст. канд. экон. наук. - Майкоп, 2009.
14. Мордовец А.И. Особенности управления предприятиями малого бизнеса в условиях цифровой трансформации национальной экономики // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 4(182). – c. 104 - 108.
15. Мызрова К.А., Спектор А.А., Заводцков А.С. Малый бизнес: тенденции, перспективы, условия развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 5. – c. 2141-2158. – doi: 10.18334/epp.14.5.120885.
16. Новосельцева Г.Б., Рассказова Н.В. Перспективы малого бизнеса в цифровой экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 521-532. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100580.
17. Преображение нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. - ООН, Нью-Йорк, 2015.
18. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. / пер. с англ. / М. Портер. – 3-е изд. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2007. – 453 c.
19. Савичев В.А. Факторы и условия устойчивого развития малого и среднего предпринимательства // Вестник университета. – 2015. – № 4. – c. 144-149.
20. Самуэльсон Пол, Вильям Нордхаус Economics. - Москва : Вильямс, 2006. – 1360 c.
21. Селиверстов Ю.И., Рудычев А.А., Дмитриева Ю.А. Цифровая трансформация бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства как фактор роста конкурентоспособности // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-3. – c. 531-539.
22. Селиверстов Ю.И., Рябова А.А. Совершенствование деятельности хозяйствующих субъектов в условиях цифровой экономики. / монография. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2019. – 191 c.
23. Степанов М. М. Механизм цифровой трансформации субъектов малого бизнеса // Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. – 2022. – № 3. – c. 88-97. – doi: 10.18413/2408-9346-2022-8-3-0-8.
24. Туганова Э.А., Мызрова К.А., Захарова Ю.Н., Качагина О.В. Информационная безопасность как драйвер развития экономических процессов региона в условиях цифровой экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 5-2. – c. 319-326.
25. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Цифровая экономика: 2020. / краткий статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 112 c.
26. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. / пер. с англ. В.С. Автономова, Ю.В. Автономова, Л.А. Громовой, К.Б. Козловой, Е.И. Николаенко, И.М. Осадчей, И.С. Семененко, Э.Г. Соловьева. - М.: Эксмо, 2008. – 864 c.
27. Щербенко Е. В. Механизмы устойчивого развития экономики отрасли // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 3(27).
28. Банк «Открытие» исследовал готовность бизнеса к цифровизации. Пресс-релизы на РБК+. [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/pressrelease/60a4d5277a8aa90725099c9c (дата обращения: 05.08.2024).
29. Вклад России в глобальные исследовательские фронты (ИФ) по цифровым технологиям. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/7086/ (дата обращения: 22.06.2024).
30. Исследование: что малый и средний бизнес в России знает про устойчивое развитие. [Электронный ресурс]. URL: https://forbes-ru.turbopages.org/forbes.ru/s/forbeslife/ (дата обращения: 07.07.2024).
31. Паспорт федерального проекта «Цифровые технологии» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9). [Электронный ресурс]. URL: https:// turov.pro/wp-content/uploads/2019/09 (дата обращения: 03.08.2024).
32. Отчет Банка «Открытие», Mail.ru Group, Московской школы управления СКОЛКОВО и РАЭК о индексах цифровизации малого и среднего бизнеса. Сайт Банка «Открытие». [Электронный ресурс]. URL: https://www.open.ru (дата обращения: 06.07.2024).
33. Цифровой поворот. Экономические последствия пандемии и новые стратегии развития. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-145852070_1456 (дата обращения: 03.07.2024).
34. Цифровая экономика РФ. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858 (дата обращения: 10.07.2024).
35. Четыре барьера на пути цифровизации малого и среднего бизнеса: как их преодолеть. [Электронный ресурс]. URL: CNewshttps://www.cnews.ru/articles/2024-02-14_igor_mandikgeneralnyj_direktor (дата обращения: 02.08.2024).
36. Dorfman R.,Samuelson P. and Solow R. Linear Programming and economic analysis. - New York – Toronto – London : McGraw-Hill, 1958. – 525 p.
37. Prigogine I. The Philosophy of Instability. - Futures, 1989. – 396–400 p.
38. Богатырев М. Организационная культура предприятия // Проблемы теории и практики управления. – 2005. – № 1. – c. 104–111.
Страница обновлена: 08.10.2024 в 15:43:42