Цифровые технологии как фактор устойчивого развития малого бизнеса

Мызрова К.А.1, Мявлина Н.Ж.2, Захарова Ю.Н.3, Заводцков А.С.1
1 Ульяновский государственный университет
2 Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
3 Краснознамённое училище имени генерала армии С.М. Штеменко

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 9 (Сентябрь 2024)

Цитировать:
Мызрова К.А., Мявлина Н.Ж., Захарова Ю.Н., Заводцков А.С. Цифровые технологии как фактор устойчивого развития малого бизнеса // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 9. – С. 2193-2210. – doi: 10.18334/ce.18.9.121528.

Аннотация:
Целью научной публикации стало описание цифровых технологий как одного из факторов обеспечения устойчивого развития малого бизнеса в современный период цифровой трансформации. В исследовании применён авторский подход к анализу цифровых технологий, применяемых малым бизнесом в современный период цифровой трансформации как фактора, обеспечивающего устойчивое развитие малого бизнеса. Малый бизнес обладает достаточной гибкостью и мобильностью, способен адаптироваться под изменение внешних условий, а современные инструменты менеджмента позволяют быстрее переформатироваться. Применение цифровых технологий малым бизнесом неизбежно ведёт его к цифровой трансформации, но для того чтобы этот переход состоялся нужны, прежде всего, квалифицированные кадры, способные выстроить новые бизнес-модели, тем самым осуществляя поиск устойчивых стратегий развития бизнеса. Описаны проблемы, препятствующие внедрению цифровых технологий и переходу к цифровой трансформации бизнеса. Научная статья будет интересна широкому кругу читателей, интересующихся малым бизнесом в современный период цифровой трансформации

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, устойчивость, устойчивое развитие, малый бизнес

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

Согласно целям и задачам устойчивого развития ООН [17], сформулированным на период 2016–2030 гг., применение информационно-коммуникационных технологий, развитие малого бизнеса (далее – МБ) будут способствовать экономическому росту государства. Учитывая национальные особенности, каждое правительство ставит свои национальные цели.

Концепция перехода России к устойчивому развитию (далее - УР), утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440 [3] предполагает высокую эффективность экономики, использование минимума ресурсов для получения единицы результата. Это должно обеспечиваться не только влиянием рыночных структур, но и гибкой системой государственного управления. В условиях неопределённости внешней среды, правительства начинают использовать МБ как важный элемент УР и инклюзивного экономического роста. Ещё в 40-х годах XX в. Й.А. Шумпетер [26] отметил, что межотраслевой перелив ресурсов в масштабах экономики происходит через взаимодействие конкретных фирм и именно этот, межфирменный формат распределения оказывает решающее влияние на экономический рост.

Если рост предприятия ведёт к экономическому росту, то он же ведёт экономику к экономическому развитию поэтапно: Экономический рост - Экономическое развитие - УР.

«МБ является экономической категорией, отвечающей определенным критериям и свойствам открытых организационных систем и является фактором, одновременно определяющим и формирующим устойчивый экономический рост на макро- и микроуровне» [13].

Решение насущных задач государственного управления может быть по силам не только крупному бизнесу, в связи со своей гибкостью и мобильностью МБ быстрее адаптируется под изменение внешних условий, сохраняя при этом высокую заинтересованность в получении результата эффективной деятельности, а современные инструменты менеджмента позволяют быстрее переформатироваться. Устойчивость МБ может придать его своевременный переход на «цифровые рельсы», ведущий к цифровой трансформации бизнеса, который существенно расширяет возможности не только для центральных регионов, но и для периферии [15].

Изменение внешних факторов вынуждает МБ трансформироваться, выводя его на новый уровень развития, тем самым вызывая необходимость поиска более устойчивых стратегий развития. В современных условиях особенно повышается значимость выявления факторов, как способствующих УР МБ, так и ему препятствующих. Все факторы могут как потенцировать УР, так и понижать данный уровень до состояния полной или предельной неустойчивости развития МБ [19]. Остаются вопросы, не решённые в полной степени, в частности, не достаточно описаны цифровые технологии как один из факторов обеспечения УР МБ в период цифровой трансформации, этим и определяется актуальность темы исследования.

Результаты исследования категории «устойчивое развитие» на макроуровне отражены в публикациях Р.Дорфмана [36], М.Портера [18], П.Самуэльсона [20] и др., связывающих его с непрерывным процессом управления объёмами производства, сбыта продукции и пр.

На микроуровне проблемам анализа УР как комплексного понятия посвящены работы В.М. Баутина [5], Т.Ю. Ивановой [10], Е.В. Корчагиной [12], Е.В. Щербенко [27] – они исследовали УР как движение по заданной траектории с отсутствием неустойчивости. Такая траектория может рассматриваться как линия в многомерном пространстве параметров (далее - МПП) с ортогональными осями, причём каждый из параметров может быть измерен (оценен) количественно. В этом случае могут быть применены специальные методы оценки характеристик таких траекторий на основе данных, представленных в виде многомерных временных рядов [6].

Анализу цифровой трансформации в МБ посвящены публикации зарубежных авторов П. Вайла и С. Ворнера [7], исследователей МГИМО Г.Ф. Варнаковой, А.О. Фадеевой [8], коллективом авторов БГТУ им. В.Г. Шухова [22], а также публикации последних лет российских исследователей Ю.А.Дмитриевой, Д.Ф. Касимовой [11], А.И.Мордовец [14], А.А. Рудычева, Ю.И.Селиверстова [21], М.М.Степанова [23] и др., рассмотрению проблем и перспектив МБ в цифровой экономике публикации авторов Г.Б. Новосельцевой, Н.В.Рассказовой [16].

Сопоставление тематической структуры исследовательских фронтов в мире и в России показывает схожесть приоритетов. Различия наблюдаются в фокусировке: если в мире большее внимание уделяется технологической составляющей, то в России конкретным методам, которые являются определяющей частью будущих технологий. Иными словами, российские исследования более фундаментально ориентированы [29].

Цель данной научной работы: описать цифровые технологии как один факторов обеспечения УР МБ в современный период цифровой трансформации.

Методология и методы научного исследования. Методологической основой работы послужили Указы Президента РФ, национальные проекты. Использованы открытые источники, в том числе: публикационные, статистические. В работе применялись общенаучные методы исследования (анализ, синтез, наблюдение, сравнение и обобщение, а также методы индукции и дедукции).

Теоретическая значимость работы заключается в описании цифровых технологий в период цифровой трансформации как фактора обеспечения УР МБ.

Практическая значимость исследования определяется выявлением проблем и особенностей применения цифровых технологий российским МБ.

Научная новизна заключается в авторском подходе к анализу цифровых технологий, применяемых МБ в современный период цифровой трансформации как фактора, обеспечивающего УР МБ.

Гипотеза исследования: для обеспечения УР МБ необходимо учитывать факторы, обеспечивающие УР - цифровые технологии.

Интересны результаты исследования Лиги зелёных брендов, компании IFORS Researchb и Общественного объединения и комиссии по социальному предпринимательству «Опора России» (при участии около 800 компаний): в 2023 г. 73% респондентов смогли дать определение УР в 2022 г. - 70%. Из них, 28 % считают, что УР означает постоянный рост бизнеса, без падений, вне зависимости от внешних факторов, 26% связывают это понятие с конкретными показателями: ростом доходов, продаж (14%), расширением и оптимизацией производства и ассортимента (8%), количеством и профессионализмом сотрудников (4%), а часть респондентов считают, что УР - это стабильность в широком смысле этого слова (18%) [30].

Понятия устойчивости и неустойчивости, как и большинство понятий, двойственны. И нестабильность, и кризис, а также неустойчивость несут в себе зародыши развития....Неустойчивость далеко не всегда есть зло, подлежащее устранению, или же некая досадная неприятность. Неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического развития» [37]. Устойчивость -способность системы приходить в равновесное состояние после воздействия внутренних и внешних (окружающей среды) возмущений [10, с.14–15].

Устойчивость организаций МБ является одним из важнейших факторов оценки его конкурентоспособности, т.е. чем выше устойчивость организаций МБ, тем меньше она зависит от изменений рыночной конъюнктуры и тем менее риск ухода с рынка.

Организации, предприятия как социально-экономические системы способны преодолевать препятствия, изменения во внешней среде через своё прогрессивное развитие. «Прогрессивное развитие характеризуется повышением уровня организации системы и её усложнением. Главное в направлении развития – возникновение новых возможностей в реализации основных целей системы» [10, с. 75], что актуализирует тесноту связи развития с необратимыми, качественными, структурными и направленными изменениями организаций. Высокоустойчивая система не способна к развитию в связи с подавлением любых отклонений от слишком устойчивого положения. Например, переход в новое качественное состояние для МБ актуализирует необходимость некоторой степени неустойчивости.

Считаем, что устойчивость МБ представляет собой способность к изменениям взаимосвязанных бизнесс-процессов организаций МБ, как реакция на вызовы цифровой трансформации.

МБ способен преодолевать препятствия через своё прогрессивное развитие, используя открывающиеся новые возможности в современных условиях цифровой трансформации и осуществлении перехода к цифровой экономике. Трансформация МБ является необходимым условием не только для получения максимальной прибыли, но и для того чтобы не стать банкротом. Не все организации МБ готовы к переменам, и прежде чем осуществлять трансформацию необходим внутренний анализ деятельности.

В силу изменений, происходящих в правовой среде и институционального закрепления понятия «цифровая экономика», созданы условия для УР организаций, а изменения неизбежны в следствии неустойчивости среды, а также таких свойств системы, как самоорганизация, саморазвитие.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг.» [1]: «цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объёмов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2] и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [4], в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждённая протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 [34].

Основой формирования цифровой экономики является процесс цифровизации (digitization, digitalization) экономики и общества, подразумевающий массовое внедрение и усвоение цифровых технологий, что приводит к социально-экономической трансформации общества [16], которая имеет глобальное влияние на современный бизнес.

Цифровизация продолжает охватывать все субъекты российского МБ, который только начинает включаться в данный процесс, используя открывающиеся возможности цифровых технологий, но ещё не в полной мере, о чём свидетельствует индекс цифровизации бизнеса в России, который в 2018 г. составил только 31 пункт, отставая от лидеров: Финляндия (50), Бельгия (49), Япония (48), Нидерланды (48), Дания (47) [25]. В результате исследования банка «Открытие», компании Mail.ru Group, Московской школы управления «СКОЛКОВО» и РАЭК, индекс цифровизации бизнеса в 2020 г. был равен 50 пунктам (по шкале от 0 до 100), тем самым увеличившись на 5 пунктов по сравнению с предыдущим годом [32]. Для проведения данного опроса с 2019 г. используется пять параметров: каналы передачи и хранения информации (применение облачных технологий, корпоративной почты, мессенджеров, системы автоматизации и др.); интеграция цифровых технологий (уровень внедрения в рабочие процессы электронного документооборота, технологий искусственного интеллекта и т. д.); использование интернет-инструментов (интернет-сайта, страница в социальных сетях, задействованные каналы продвижения); информационная безопасность (готовность предпринимателей к потенциальным цифровым угрозам для бизнеса); человеческий капитал (организация обучения персонала навыкам работы с цифровыми технологиями).

Улучшение показателей опросов связано, прежде всего, с тем, что ковидный период оказал существенно влияние на деятельность МБ и ускорило использование цифровых технологий бизнесменами.

Таким образом, в связи с изменением внешних условий возникают проблемы с устойчивостью развития МБ, и необходим поиск новых путей для развития и эффективного сотрудничества, например, с потребителями, поставщиками, на основе применения цифровых технологий.

Уточним, что под цифровой трансформацией субъектов МБ мы понимаем изменения организации, которые позволят ей быстро адаптироваться к новым внешним условиям, а также позволят самим субъектам МБ задавать эксклюзивные тренды, такие как: разработка и реализация новых бизнес-моделей; МБ сам может быть производителем цифровых технологий; МБ формирует цифровую культуру организации и её трансформирует; применяет инновационные методы работы с персоналом; обучает и развивает цифровые компетенций своих сотрудников и др.

Решения задач управления организаций МБ посредством цифровой трансформации включают (табл. 1) цифровизацию таких процессов как: планирование производственной деятельности, процесса управления финансами, управления персоналом, управления затратами, управления продажами и клиентами [21].

Таблица 1.

Возможности решения задач управления организаций МБ посредством цифровой трансформации


п/п
Решение задач управления организаций МБ
Возможности решить задачу
при помощи цифровых технологии
1.
Цифровизация процесса планирования производственной деятельности
Цифровые технологии обеспечивают поддержку решения задач составления производственных планов различного уровня и проверки возможности исполнения производственных планов при имеющихся производственных мощностях, трудовых и иных видов ресурсов, что позволяет существенно повысить обоснованность принимаемых планов.
2.
Цифровизация процесса управления финансами
Цифровые технологии обеспечивают поддержку решения задач составления и контроля исполнения системы бюджетов предприятия и составления прогнозов движения денежных средств, позволяющих вовремя предвидеть сроки возможного наступления разрывов ликвидности.
3.
Цифровизация управления персоналом
Современные технологии цифровой экономики поддерживают не только основные функции кадрового учета, но и позволяют планировать повышение квалификации и карьерный рост персонала, эффективно отслеживать условия применения различных форм мотивации.
4.
Цифровизация процесса управления затратами
Цифровые технологии позволяют более эффективно управлять затратами предприятия за счет максимальной детализации учета всех затрат компании и существенного повышения оперативности калькуляции себестоимости готовой продукции и услуг. Это, в свою очередь, создает условия для совершенствования системы норм и нормативов, оптимизации системы цен и ассортиментной политики предприятия.
5.
Цифровизация процесса управления продажами и клиентами
Инновационные возможности современных технологий для создания новых предложений для клиентов велики, если понимать их потребности.
У поставщиков оборудования нет достаточного понимания глубинных потребностей заказчиков. Необходим анализ того, как использование технологий может привести к совместному созданию ценностей, повышению благосостояния партнеров и созданию на основе сотрудничества инноваций.

В настоящее время выделяют следующие цифровые технологии: искусственный интеллект (ИИ), сквозные технологии, роботизация, «Интернет вещей», технологии блокчейн, финансовые инструменты онлайн-платежей; инструменты таргетированной рекламы в социальных сетях, бухгалтерские программы, CRM-системы и др.

Наиболее часто МБ использует следующие цифровые технологии в своей деятельности [16]:

‒ customer relationship management (СRM) – системы для управления отношениями с клиентами;

‒ enterprise resource planning (ERP) – управление ресурсами предприятия (понятие ресурсов включает: материалы, оборудование, трудовые ресурсы и др.). ERP-системы обеспечивают контроль, управляемость и прозрачность финансовых, кадровых и товарно-материальных потоков в компании;

‒ сервис облачных вычислений – используется для проведения сложных расчётов, обмена информацией, хранения данных, получения доступа к возможностям искусственного интеллекта и др.

Мы не ставили целью описать все имеющиеся цифровые технологии, применяемые МБ, остановимся на основным проблемах, связанных с внедрением цифровых технологии и его переходом к цифровой трансформации.

МБ сталкивается с трудностями при внедрении цифровых технологий и переходе к цифровой трансформации.

1. Главная проблема - это недостаточный уровень финансирования при переходе к цифровой трансформации МБ. Так, согласно результатам исследования «Цифровой поворот. Экономические последствия пандемии и новые стратегии развития» от Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС и компании Google [33], у 25% российских компаний, относящихся к категории малого и среднего предпринимательства практически не запущены процессы цифровизации, наюлюдается дефицит финансовых ресурсов - 39%.

Для исправления такой ситуации Минцифры России в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [31] была разработана и запущена специальная программа, направленная на поддержку процесса цифровизации сектора МСП. Фирмы, относящиеся к субъектам МСП, получили возможность приобретать отечественное программное обеспечение за полцены. Из средств федерального бюджета компенсируется 50% стоимости его производителям.

2. Отсутствие квалифицированных кадров, способных взять ответственность за осуществление цифровой трансформации бизнеса [Например, 9]. По итогам исследования, проведённого Банком «Открытие», Mail.ru Group, Московской школы управления СКОЛКОВО и РАЭК о индексах цифровизации малого и среднего бизнеса доля компаний, в которых прошли обучение руководители, в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличилась с 26% до 32%. Доля таких организаций, где обучение проходили рядовые сотрудники, – с 28% до 43%. Треть субъектов МСП проводят обучение собственными силами (34%). Важно отметить, что среди субъектов МСП увеличивается спрос на обучение со стороны банков и корпоративных университетов, хотя ещё в 2019 г. 32% респондентов считали, что подобные структуры не могут проводить обучение [32]. Нехватку квалифицированных сотрудников, которые могут руководить процессами цифровизации испытывают 38% [33].

Государство поддерживает цифровую трансформацию компаний и, в частности, способствует развитию таких обучающих программ, как Chief Digital Transformation Officer (CDTO), т.е. программ, связанных с обучением директоров цифровой трансформации компании. Это очень важное и востребованное на сегодняшний день направление, так как основная задача CDTO заключается в стратегическом обновлении организации путём преобразования процессов в цифровые [9] .

3. МБ пренебрегает информационной безопасностью. Так, зачастую бизнес сектор более заинтересован в оснащении современной техникой и технологиями, нежели в затратах, связанных с информационной безопасностью [24]. Доля компаний, не использующих инструменты обеспечения безопасности данных, по сравнению с сентябрём 2020 года снизилась на 7 п.п. (с 28% до 21%). Каждая третья компания сектора МСБ в 2021 г. имела утверждённую политику информационной безопасности (34%), каждая вторая — политику конфиденциальности информации (53%).

Самые распространённые средства защиты – антивирусные программы для физических лиц, ими пользуются 43% опрошенных. 35% компаний используют антивирусные программы для юридических лиц и лишь 11% – специализированные программы для комплексной защиты бизнеса (межсетевые экраны, защиту от DDoS-атак) [28].

4. Нехватка готовых решений для бизнеса [35]. Рынок готовых решений (кастомных разработок) находится только на начальной стадии своего развития. Готовые разработки стоят довольно дорого, что является барьером на пути цифровой трансформации МБ, поэтому переход в облачные сервисы - главный тренд нынешнего года.

Заключение

В заключении отметим, что нами рассмотрены методологические аспекты устойчивого развития МБ, а также важность выявления факторов для его УР. Особенно велика значимость применения МБ цифровых технологий.

Под устойчивостью МБ понимаем способность к изменениям взаимосвязанных бизнесс-процессов организаций МБ, как реакция на современные вызовы, связанные с цифровой трансформацией.

Цифровая трансформация субъектов МБ подразумевает такие изменения организации, которые позволят ей быстрее адаптироваться к новым внешним условиям, а также - создавать тренды, такие как: разработка и реализация новых бизнес-моделей; самостоятельно производить цифровые технологий; формировать цифровую культуру организации; использовать инновационные методы работы с персоналом; обучать и развивать цифровым компетенциям своих сотрудников и др.

Прогрессивное развитие МБ неизбежно при применении цифровых технологий, но это надо делать грамотно, и не каждая организация и бизнес способен справиться с этой непростой задачей. Одного применения отдельных цифровых технологий уже недостаточно, так как цифровая трансформация МБ требует комплексного подхода, что связано с изменением бизнес-моделей МБ.

Описаны основные проблемы, связанные с переходом к цифровой трансформации МБ и применением цифровых технологий:

недостаточность финансирования, отсутствие квалифицированных кадров, способных трансформировать МБ в современных условиях, МБ пренебрегает информационной безопасностью, нехватка готовых решений для бизнеса.

Отметим, что единой и универсальной бизнес-модели бизнеса не существует, условия его ведения видоизменяются, скорость трансформации огромна, но тем не менее направлениями будущих исследований может быть быть поиск модели УР МБ в различных отраслях и сферах деятельности.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг. Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41919 (дата обращения: 20.04.2023).
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/4302 (дата обращения: 03.07.2024).
3. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440. Президент России «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата обращения: 01.08.2024).
4. Каз Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 10.07.2024).
5. Баутин В. М., Черникова А. А. Экономическая устойчивость и доходность промышленных предприятий. , 2002. – 202 c.
6. Брумштейн Ю. М., Иванова М. В. Анализ методов исследования процессов, описываемых взаимосвязанными временными рядами // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2011. – № 3(76). – c. 45–51.
7. Вайл П. Цифровая трансформация бизнеса: Изменение бизнес-модели для организации нового поколения. / Питер Вайл, Стефани Ворнер: Пер. с англ. - М.: Альпина Палишер, 2019. – 257 c.
8. Варнакова Г.Ф., Фадеева А.О. Малый бизнес на пути цифровизации экономики // Аллея науки. – 2019. – № 1(28). – c. 825-828.
9. Зайцева А.С. Влияние цифровых компетенций субъектов малого и среднего предпринимательства на развитие бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 313-322. – doi: 10.18334/epp.11.2.111640.
10. Иванова Т. Ю. Методология организационных изменений: синергетический подход. - Ульяновск : УлГУ, 2006. – 196 c.
11. Касимова Д.Ф. Малый и средний бизнес России: цифровая трансформация // Калужский экономический вестник. – 2022. – № 1. – c. 8 -11.
12. Корчагина Е. В. Разработка модели анализа устойчивого развития компании // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 4. – c. 133-136.
13. Меретукова Т.А. Развитие малого бизнеса как фактор устойчивого роста экономики региона: на материалах Республики Адыгея. / Диссерт. на соиск. уч.ст. канд. экон. наук. - Майкоп, 2009.
14. Мордовец А.И. Особенности управления предприятиями малого бизнеса в условиях цифровой трансформации национальной экономики // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 4(182). – c. 104 - 108.
15. Мызрова К.А., Спектор А.А., Заводцков А.С. Малый бизнес: тенденции, перспективы, условия развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 5. – c. 2141-2158. – doi: 10.18334/epp.14.5.120885.
16. Новосельцева Г.Б., Рассказова Н.В. Перспективы малого бизнеса в цифровой экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 521-532. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100580.
17. Преображение нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. - ООН, Нью-Йорк, 2015.
18. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. / пер. с англ. / М. Портер. – 3-е изд. - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2007. – 453 c.
19. Савичев В.А. Факторы и условия устойчивого развития малого и среднего предпринимательства // Вестник университета. – 2015. – № 4. – c. 144-149.
20. Самуэльсон Пол, Вильям Нордхаус Economics. - Москва : Вильямс, 2006. – 1360 c.
21. Селиверстов Ю.И., Рудычев А.А., Дмитриева Ю.А. Цифровая трансформация бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства как фактор роста конкурентоспособности // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11-3. – c. 531-539.
22. Селиверстов Ю.И., Рябова А.А. Совершенствование деятельности хозяйствующих субъектов в условиях цифровой экономики. / монография. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2019. – 191 c.
23. Степанов М. М. Механизм цифровой трансформации субъектов малого бизнеса // Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. – 2022. – № 3. – c. 88-97. – doi: 10.18413/2408-9346-2022-8-3-0-8.
24. Туганова Э.А., Мызрова К.А., Захарова Ю.Н., Качагина О.В. Информационная безопасность как драйвер развития экономических процессов региона в условиях цифровой экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 5-2. – c. 319-326.
25. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Цифровая экономика: 2020. / краткий статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 112 c.
26. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. / пер. с англ. В.С. Автономова, Ю.В. Автономова, Л.А. Громовой, К.Б. Козловой, Е.И. Николаенко, И.М. Осадчей, И.С. Семененко, Э.Г. Соловьева. - М.: Эксмо, 2008. – 864 c.
27. Щербенко Е. В. Механизмы устойчивого развития экономики отрасли // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 3(27).
28. Банк «Открытие» исследовал готовность бизнеса к цифровизации. Пресс-релизы на РБК+. [Электронный ресурс]. URL: https://plus.rbc.ru/pressrelease/60a4d5277a8aa90725099c9c (дата обращения: 05.08.2024).
29. Вклад России в глобальные исследовательские фронты (ИФ) по цифровым технологиям. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/7086/ (дата обращения: 22.06.2024).
30. Исследование: что малый и средний бизнес в России знает про устойчивое развитие. [Электронный ресурс]. URL: https://forbes-ru.turbopages.org/forbes.ru/s/forbeslife/ (дата обращения: 07.07.2024).
31. Паспорт федерального проекта «Цифровые технологии» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9). [Электронный ресурс]. URL: https:// turov.pro/wp-content/uploads/2019/09 (дата обращения: 03.08.2024).
32. Отчет Банка «Открытие», Mail.ru Group, Московской школы управления СКОЛКОВО и РАЭК о индексах цифровизации малого и среднего бизнеса. Сайт Банка «Открытие». [Электронный ресурс]. URL: https://www.open.ru (дата обращения: 06.07.2024).
33. Цифровой поворот. Экономические последствия пандемии и новые стратегии развития. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-145852070_1456 (дата обращения: 03.07.2024).
34. Цифровая экономика РФ. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858 (дата обращения: 10.07.2024).
35. Четыре барьера на пути цифровизации малого и среднего бизнеса: как их преодолеть. [Электронный ресурс]. URL: CNewshttps://www.cnews.ru/articles/2024-02-14_igor_mandikgeneralnyj_direktor (дата обращения: 02.08.2024).
36. Dorfman R.,Samuelson P. and Solow R. Linear Programming and economic analysis. - New York – Toronto – London : McGraw-Hill, 1958. – 525 p.
37. Prigogine I. The Philosophy of Instability. - Futures, 1989. – 396–400 p.
38. Богатырев М. Организационная культура предприятия // Проблемы теории и практики управления. – 2005. – № 1. – c. 104–111.

Страница обновлена: 25.09.2024 в 19:48:23