Digital technology as a factor of sustainable development of small businesses
Myzrova K.A.1, Myavlina N.Zh.2, Zakharova Yu.N.3, Zavodtskov A.S.1
1 Ульяновский государственный университет
2 Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
3 Краснознамённое училище имени генерала армии С.М. Штеменко
Download PDF | Downloads: 27
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 18, Number 9 (September 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=71960656
Abstract:
The purpose of the article was to describe digital technologies as one of the factors ensuring the sustainable development of small businesses in the modern period of digital transformation.
The authors' approach to the analysis of digital technologies used by small businesses in the modern period of digital transformation as a factor ensuring the sustainable development of small businesses is proposed.
Small businesses have the flexibility and mobility to adapt to changing external conditions, and modern management tools allow them to reformat faster.
The use of digital technologies by small businesses inevitably leads them to digital transformation, but for this transition to take place, they first need skilled people who are able to build new business models and thus seek sustainable business development strategies.
The problems that hinder the adoption of digital technologies and the transition to digital business transformation are described.
The scientific article will be of interest to a wide range of readers interested in small businesses in the modern era of digital transformation.
Keywords: digital economy, digital technologies, sustainability, sustainable development, small business
JEL-classification: O31, O32, O33
Введение
Согласно целям и задачам устойчивого развития ООН [17], сформулированным на период 2016–2030 гг., применение информационно-коммуникационных технологий, развитие малого бизнеса (далее – МБ) будут способствовать экономическому росту государства. Учитывая национальные особенности, каждое правительство ставит свои национальные цели.
Концепция перехода России к устойчивому развитию (далее - УР), утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 440 [3] предполагает высокую эффективность экономики, использование минимума ресурсов для получения единицы результата. Это должно обеспечиваться не только влиянием рыночных структур, но и гибкой системой государственного управления. В условиях неопределённости внешней среды, правительства начинают использовать МБ как важный элемент УР и инклюзивного экономического роста. Ещё в 40-х годах XX в. Й.А. Шумпетер [26] отметил, что межотраслевой перелив ресурсов в масштабах экономики происходит через взаимодействие конкретных фирм и именно этот, межфирменный формат распределения оказывает решающее влияние на экономический рост.
Если рост предприятия ведёт к экономическому росту, то он же ведёт экономику к экономическому развитию поэтапно: Экономический рост - Экономическое развитие - УР.
«МБ является экономической категорией, отвечающей определенным критериям и свойствам открытых организационных систем и является фактором, одновременно определяющим и формирующим устойчивый экономический рост на макро- и микроуровне» [13].
Решение насущных задач государственного управления может быть по силам не только крупному бизнесу, в связи со своей гибкостью и мобильностью МБ быстрее адаптируется под изменение внешних условий, сохраняя при этом высокую заинтересованность в получении результата эффективной деятельности, а современные инструменты менеджмента позволяют быстрее переформатироваться. Устойчивость МБ может придать его своевременный переход на «цифровые рельсы», ведущий к цифровой трансформации бизнеса, который существенно расширяет возможности не только для центральных регионов, но и для периферии [15].
Изменение внешних факторов вынуждает МБ трансформироваться, выводя его на новый уровень развития, тем самым вызывая необходимость поиска более устойчивых стратегий развития. В современных условиях особенно повышается значимость выявления факторов, как способствующих УР МБ, так и ему препятствующих. Все факторы могут как потенцировать УР, так и понижать данный уровень до состояния полной или предельной неустойчивости развития МБ [19]. Остаются вопросы, не решённые в полной степени, в частности, не достаточно описаны цифровые технологии как один из факторов обеспечения УР МБ в период цифровой трансформации, этим и определяется актуальность темы исследования.
Результаты исследования категории «устойчивое развитие» на макроуровне отражены в публикациях Р.Дорфмана [36], М.Портера [18], П.Самуэльсона [20] и др., связывающих его с непрерывным процессом управления объёмами производства, сбыта продукции и пр.
На микроуровне проблемам анализа УР как комплексного понятия посвящены работы В.М. Баутина [5], Т.Ю. Ивановой [10], Е.В. Корчагиной [12], Е.В. Щербенко [27] – они исследовали УР как движение по заданной траектории с отсутствием неустойчивости. Такая траектория может рассматриваться как линия в многомерном пространстве параметров (далее - МПП) с ортогональными осями, причём каждый из параметров может быть измерен (оценен) количественно. В этом случае могут быть применены специальные методы оценки характеристик таких траекторий на основе данных, представленных в виде многомерных временных рядов [6].
Анализу цифровой трансформации в МБ посвящены публикации зарубежных авторов П. Вайла и С. Ворнера [7], исследователей МГИМО Г.Ф. Варнаковой, А.О. Фадеевой [8], коллективом авторов БГТУ им. В.Г. Шухова [22], а также публикации последних лет российских исследователей Ю.А.Дмитриевой, Д.Ф. Касимовой [11], А.И.Мордовец [14], А.А. Рудычева, Ю.И.Селиверстова [21], М.М.Степанова [23] и др., рассмотрению проблем и перспектив МБ в цифровой экономике публикации авторов Г.Б. Новосельцевой, Н.В.Рассказовой [16].
Сопоставление тематической структуры исследовательских фронтов в мире и в России показывает схожесть приоритетов. Различия наблюдаются в фокусировке: если в мире большее внимание уделяется технологической составляющей, то в России конкретным методам, которые являются определяющей частью будущих технологий. Иными словами, российские исследования более фундаментально ориентированы [29].
Цель данной научной работы: описать цифровые технологии как один факторов обеспечения УР МБ в современный период цифровой трансформации.
Методология и методы научного исследования. Методологической основой работы послужили Указы Президента РФ, национальные проекты. Использованы открытые источники, в том числе: публикационные, статистические. В работе применялись общенаучные методы исследования (анализ, синтез, наблюдение, сравнение и обобщение, а также методы индукции и дедукции).
Теоретическая значимость работы заключается в описании цифровых технологий в период цифровой трансформации как фактора обеспечения УР МБ.
Практическая значимость исследования определяется выявлением проблем и особенностей применения цифровых технологий российским МБ.
Научная новизна заключается в авторском подходе к анализу цифровых технологий, применяемых МБ в современный период цифровой трансформации как фактора, обеспечивающего УР МБ.
Гипотеза исследования: для обеспечения УР МБ необходимо учитывать факторы, обеспечивающие УР - цифровые технологии.
Интересны результаты исследования Лиги зелёных брендов, компании IFORS Researchb и Общественного объединения и комиссии по социальному предпринимательству «Опора России» (при участии около 800 компаний): в 2023 г. 73% респондентов смогли дать определение УР в 2022 г. - 70%. Из них, 28 % считают, что УР означает постоянный рост бизнеса, без падений, вне зависимости от внешних факторов, 26% связывают это понятие с конкретными показателями: ростом доходов, продаж (14%), расширением и оптимизацией производства и ассортимента (8%), количеством и профессионализмом сотрудников (4%), а часть респондентов считают, что УР - это стабильность в широком смысле этого слова (18%) [30].
Понятия устойчивости и неустойчивости, как и большинство понятий, двойственны. И нестабильность, и кризис, а также неустойчивость несут в себе зародыши развития....Неустойчивость далеко не всегда есть зло, подлежащее устранению, или же некая досадная неприятность. Неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического развития» [37]. Устойчивость -способность системы приходить в равновесное состояние после воздействия внутренних и внешних (окружающей среды) возмущений [10, с.14–15].
Устойчивость организаций МБ является одним из важнейших факторов оценки его конкурентоспособности, т.е. чем выше устойчивость организаций МБ, тем меньше она зависит от изменений рыночной конъюнктуры и тем менее риск ухода с рынка.
Организации, предприятия как социально-экономические системы способны преодолевать препятствия, изменения во внешней среде через своё прогрессивное развитие. «Прогрессивное развитие характеризуется повышением уровня организации системы и её усложнением. Главное в направлении развития – возникновение новых возможностей в реализации основных целей системы» [10, с. 75], что актуализирует тесноту связи развития с необратимыми, качественными, структурными и направленными изменениями организаций. Высокоустойчивая система не способна к развитию в связи с подавлением любых отклонений от слишком устойчивого положения. Например, переход в новое качественное состояние для МБ актуализирует необходимость некоторой степени неустойчивости.
Считаем, что устойчивость МБ представляет собой способность к изменениям взаимосвязанных бизнесс-процессов организаций МБ, как реакция на вызовы цифровой трансформации.
МБ способен преодолевать препятствия через своё прогрессивное развитие, используя открывающиеся новые возможности в современных условиях цифровой трансформации и осуществлении перехода к цифровой экономике. Трансформация МБ является необходимым условием не только для получения максимальной прибыли, но и для того чтобы не стать банкротом. Не все организации МБ готовы к переменам, и прежде чем осуществлять трансформацию необходим внутренний анализ деятельности.
В силу изменений, происходящих в правовой среде и институционального закрепления понятия «цифровая экономика», созданы условия для УР организаций, а изменения неизбежны в следствии неустойчивости среды, а также таких свойств системы, как самоорганизация, саморазвитие.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг.» [1]: «цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объёмов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2] и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [4], в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждённая протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 [34].
Основой формирования цифровой экономики является процесс цифровизации (digitization, digitalization) экономики и общества, подразумевающий массовое внедрение и усвоение цифровых технологий, что приводит к социально-экономической трансформации общества [16], которая имеет глобальное влияние на современный бизнес.
Цифровизация продолжает охватывать все субъекты российского МБ, который только начинает включаться в данный процесс, используя открывающиеся возможности цифровых технологий, но ещё не в полной мере, о чём свидетельствует индекс цифровизации бизнеса в России, который в 2018 г. составил только 31 пункт, отставая от лидеров: Финляндия (50), Бельгия (49), Япония (48), Нидерланды (48), Дания (47) [25]. В результате исследования банка «Открытие», компании Mail.ru Group, Московской школы управления «СКОЛКОВО» и РАЭК, индекс цифровизации бизнеса в 2020 г. был равен 50 пунктам (по шкале от 0 до 100), тем самым увеличившись на 5 пунктов по сравнению с предыдущим годом [32]. Для проведения данного опроса с 2019 г. используется пять параметров: каналы передачи и хранения информации (применение облачных технологий, корпоративной почты, мессенджеров, системы автоматизации и др.); интеграция цифровых технологий (уровень внедрения в рабочие процессы электронного документооборота, технологий искусственного интеллекта и т. д.); использование интернет-инструментов (интернет-сайта, страница в социальных сетях, задействованные каналы продвижения); информационная безопасность (готовность предпринимателей к потенциальным цифровым угрозам для бизнеса); человеческий капитал (организация обучения персонала навыкам работы с цифровыми технологиями).
Улучшение показателей опросов связано, прежде всего, с тем, что ковидный период оказал существенно влияние на деятельность МБ и ускорило использование цифровых технологий бизнесменами.
Таким образом, в связи с изменением внешних условий возникают проблемы с устойчивостью развития МБ, и необходим поиск новых путей для развития и эффективного сотрудничества, например, с потребителями, поставщиками, на основе применения цифровых технологий.
Уточним, что под цифровой трансформацией субъектов МБ мы понимаем изменения организации, которые позволят ей быстро адаптироваться к новым внешним условиям, а также позволят самим субъектам МБ задавать эксклюзивные тренды, такие как: разработка и реализация новых бизнес-моделей; МБ сам может быть производителем цифровых технологий; МБ формирует цифровую культуру организации и её трансформирует; применяет инновационные методы работы с персоналом; обучает и развивает цифровые компетенций своих сотрудников и др.
Решения задач управления организаций МБ посредством цифровой трансформации включают (табл. 1) цифровизацию таких процессов как: планирование производственной деятельности, процесса управления финансами, управления персоналом, управления затратами, управления продажами и клиентами [21].
Таблица 1.
Возможности решения задач управления организаций МБ посредством цифровой трансформации
№
п/п |
Решение
задач управления организаций МБ
|
Возможности
решить задачу
при помощи цифровых технологии |
1.
|
Цифровизация процесса планирования производственной
деятельности
|
Цифровые технологии обеспечивают поддержку
решения задач составления производственных планов различного уровня и
проверки возможности исполнения производственных планов при имеющихся
производственных мощностях, трудовых и иных видов ресурсов, что позволяет
существенно повысить обоснованность принимаемых планов.
|
2.
|
Цифровизация
процесса управления финансами
|
Цифровые технологии обеспечивают
поддержку решения задач составления и контроля исполнения системы бюджетов
предприятия и составления прогнозов движения денежных средств, позволяющих
вовремя предвидеть сроки возможного наступления разрывов ликвидности.
|
3.
|
Цифровизация управления
персоналом
|
Современные технологии
цифровой экономики поддерживают не только основные функции кадрового учета,
но и позволяют планировать повышение квалификации и карьерный рост персонала,
эффективно отслеживать условия применения различных форм мотивации.
|
4.
|
Цифровизация процесса
управления затратами
|
Цифровые технологии позволяют
более эффективно управлять затратами предприятия за счет максимальной
детализации учета всех затрат компании и существенного повышения
оперативности калькуляции себестоимости готовой продукции и услуг. Это, в
свою очередь, создает условия для совершенствования системы норм и
нормативов, оптимизации системы цен и ассортиментной политики предприятия.
|
5.
|
Цифровизация процесса управления продажами и
клиентами
|
Инновационные возможности
современных технологий для создания новых предложений для клиентов велики,
если понимать их потребности.
У поставщиков оборудования нет достаточного понимания глубинных потребностей заказчиков. Необходим анализ того, как использование технологий может привести к совместному созданию ценностей, повышению благосостояния партнеров и созданию на основе сотрудничества инноваций. |
В настоящее время выделяют следующие цифровые технологии: искусственный интеллект (ИИ), сквозные технологии, роботизация, «Интернет вещей», технологии блокчейн, финансовые инструменты онлайн-платежей; инструменты таргетированной рекламы в социальных сетях, бухгалтерские программы, CRM-системы и др.
Наиболее часто МБ использует следующие цифровые технологии в своей деятельности [16]:
‒ customer relationship management (СRM) – системы для управления отношениями с клиентами;
‒ enterprise resource planning (ERP) – управление ресурсами предприятия (понятие ресурсов включает: материалы, оборудование, трудовые ресурсы и др.). ERP-системы обеспечивают контроль, управляемость и прозрачность финансовых, кадровых и товарно-материальных потоков в компании;
‒ сервис облачных вычислений – используется для проведения сложных расчётов, обмена информацией, хранения данных, получения доступа к возможностям искусственного интеллекта и др.
Мы не ставили целью описать все имеющиеся цифровые технологии, применяемые МБ, остановимся на основным проблемах, связанных с внедрением цифровых технологии и его переходом к цифровой трансформации.
МБ сталкивается с трудностями при внедрении цифровых технологий и переходе к цифровой трансформации.
1. Главная проблема - это недостаточный уровень финансирования при переходе к цифровой трансформации МБ. Так, согласно результатам исследования «Цифровой поворот. Экономические последствия пандемии и новые стратегии развития» от Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации РАНХиГС и компании Google [33], у 25% российских компаний, относящихся к категории малого и среднего предпринимательства практически не запущены процессы цифровизации, наюлюдается дефицит финансовых ресурсов - 39%.
Для исправления такой ситуации Минцифры России в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [31] была разработана и запущена специальная программа, направленная на поддержку процесса цифровизации сектора МСП. Фирмы, относящиеся к субъектам МСП, получили возможность приобретать отечественное программное обеспечение за полцены. Из средств федерального бюджета компенсируется 50% стоимости его производителям.
2. Отсутствие квалифицированных кадров, способных взять ответственность за осуществление цифровой трансформации бизнеса [Например, 9]. По итогам исследования, проведённого Банком «Открытие», Mail.ru Group, Московской школы управления СКОЛКОВО и РАЭК о индексах цифровизации малого и среднего бизнеса доля компаний, в которых прошли обучение руководители, в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличилась с 26% до 32%. Доля таких организаций, где обучение проходили рядовые сотрудники, – с 28% до 43%. Треть субъектов МСП проводят обучение собственными силами (34%). Важно отметить, что среди субъектов МСП увеличивается спрос на обучение со стороны банков и корпоративных университетов, хотя ещё в 2019 г. 32% респондентов считали, что подобные структуры не могут проводить обучение [32]. Нехватку квалифицированных сотрудников, которые могут руководить процессами цифровизации испытывают 38% [33].
Государство поддерживает цифровую трансформацию компаний и, в частности, способствует развитию таких обучающих программ, как Chief Digital Transformation Officer (CDTO), т.е. программ, связанных с обучением директоров цифровой трансформации компании. Это очень важное и востребованное на сегодняшний день направление, так как основная задача CDTO заключается в стратегическом обновлении организации путём преобразования процессов в цифровые [9] .
3. МБ пренебрегает информационной безопасностью. Так, зачастую бизнес сектор более заинтересован в оснащении современной техникой и технологиями, нежели в затратах, связанных с информационной безопасностью [24]. Доля компаний, не использующих инструменты обеспечения безопасности данных, по сравнению с сентябрём 2020 года снизилась на 7 п.п. (с 28% до 21%). Каждая третья компания сектора МСБ в 2021 г. имела утверждённую политику информационной безопасности (34%), каждая вторая — политику конфиденциальности информации (53%).
Самые распространённые средства защиты – антивирусные программы для физических лиц, ими пользуются 43% опрошенных. 35% компаний используют антивирусные программы для юридических лиц и лишь 11% – специализированные программы для комплексной защиты бизнеса (межсетевые экраны, защиту от DDoS-атак) [28].
4. Нехватка готовых решений для бизнеса [35]. Рынок готовых решений (кастомных разработок) находится только на начальной стадии своего развития. Готовые разработки стоят довольно дорого, что является барьером на пути цифровой трансформации МБ, поэтому переход в облачные сервисы - главный тренд нынешнего года.
Заключение
В заключении отметим, что нами рассмотрены методологические аспекты устойчивого развития МБ, а также важность выявления факторов для его УР. Особенно велика значимость применения МБ цифровых технологий.
Под устойчивостью МБ понимаем способность к изменениям взаимосвязанных бизнесс-процессов организаций МБ, как реакция на современные вызовы, связанные с цифровой трансформацией.
Цифровая трансформация субъектов МБ подразумевает такие изменения организации, которые позволят ей быстрее адаптироваться к новым внешним условиям, а также - создавать тренды, такие как: разработка и реализация новых бизнес-моделей; самостоятельно производить цифровые технологий; формировать цифровую культуру организации; использовать инновационные методы работы с персоналом; обучать и развивать цифровым компетенциям своих сотрудников и др.
Прогрессивное развитие МБ неизбежно при применении цифровых технологий, но это надо делать грамотно, и не каждая организация и бизнес способен справиться с этой непростой задачей. Одного применения отдельных цифровых технологий уже недостаточно, так как цифровая трансформация МБ требует комплексного подхода, что связано с изменением бизнес-моделей МБ.
Описаны основные проблемы, связанные с переходом к цифровой трансформации МБ и применением цифровых технологий:
недостаточность финансирования, отсутствие квалифицированных кадров, способных трансформировать МБ в современных условиях, МБ пренебрегает информационной безопасностью, нехватка готовых решений для бизнеса.
Отметим, что единой и универсальной бизнес-модели бизнеса не существует, условия его ведения видоизменяются, скорость трансформации огромна, но тем не менее направлениями будущих исследований может быть быть поиск модели УР МБ в различных отраслях и сферах деятельности.
References:
Preobrazhenie nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustoychivogo razvitiya na period do 2030 goda [Transforming our world: The 2030 Agenda for Sustainable Development] (2015). (in Russian).
Abdrakhmanova G.I., Vishnevskiy K.O., Gokhberg L.M. (2020). Tsifrovaya ekonomika: 2020 [Digital Economy 2020] (in Russian).
Bautin V. M., Chernikova A. A. (2002). Ekonomicheskaya ustoychivost i dokhodnost promyshlennyh predpriyatiy [Economic sustainability and profitability of industrial enterprises] (in Russian).
Bogatyrev M. (2005). Organizatsionnaya kultura predpriyatiya [Enterprise organization culture]. Theoretical and Practical Aspects of Management. (1). 104–111. (in Russian).
Brumshteyn Yu. M., Ivanova M. V. (2011). Analiz metodov issledovaniya protsessov, opisyvaemyh vzaimosvyazannymi vremennymi ryadami [The research methods analysis of the processes, described by interconnected time series]. Bulletin of the Volgograd State Technical University. (3(76)). 45–51. (in Russian).
Dorfman R.,Samuelson P. and Solow R. (1958). Linear Programming and economic analysis
Ivanova T. Yu. (2006). Metodologiya organizatsionnyh izmeneniy: sinergeticheskiy podkhod [Methodology of organizational change: a synergetic approach] (in Russian).
Kasimova D.F. (2022). Malyy i sredniy biznes Rossii: tsifrovaya transformatsiya [Small and medium-sized businesses in Russia: digital transformation]. Kaluzhskiy ekonomicheskiy vestnik. (1). 8 -11. (in Russian).
Korchagina E. V. (2011). Razrabotka modeli analiza ustoychivogo razvitiya kompanii [Sustainable development of a company: working out a model of analysis]. Problems of modern economics. (4). 133-136. (in Russian).
Meretukova T.A. (2009). Razvitie malogo biznesa kak faktor ustoychivogo rosta ekonomiki regiona: na materialakh Respubliki Adygeya [Small business development as a factor of sustainable economic growth in the region: based on the materials of the Republic of Adygea] (in Russian).
Mordovets A.I. (2023). Osobennosti upravleniya predpriyatiyami malogo biznesa v usloviyakh tsifrovoy transformatsii natsionalnoy ekonomiki [Features of the management of small business enterprises in the context of digital transformation of the national economy]. Theory and practice of social development. (4(182)). 104 - 108. (in Russian).
Myzrova K.A., Spektor A.A., Zavodtskov A.S. (2024). Malyy biznes: tendentsii, perspektivy, usloviya razvitiya [Small business: trends, prospects, and conditions for development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (5). 2141-2158. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.5.120885.
Novoseltseva G.B., Rasskazova N.V. (2020). Perspektivy malogo biznesa v tsifrovoy ekonomike [The prospects for small business in the digital economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (1). 521-532. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.1.100580.
Porter M. (2007). Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otrasley i konkurentov [Competitive strategy: A methodology for analyzing industries and competitors] (in Russian).
Prigogine I. (1989). The Philosophy of Instability
Samuelson Pol, Vilyam Nordkhaus (2006). Economics [Economics] (in Russian).
Savichev V.A. (2015). Faktory i usloviya ustoychivogo razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva [Factors and conditions sustainable development of small and medium business]. Vestnik Universiteta. (4). 144-149. (in Russian).
Scherbenko E. V. (2008). Mekhanizmy ustoychivogo razvitiya ekonomiki otrasli [Mechanisms of sustainable development of the industry's economy]. Problems of modern economics. (3(27)). (in Russian).
Seliverstov Yu.I., Rudychev A.A., Dmitrieva Yu.A. (2020). Tsifrovaya transformatsiya biznesa subektami malogo i srednego predprinimatelstva kak faktor rosta konkurentosposobnosti [Digital transformation of business by small and medium-sized businesses as a growth factor competitiveness]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (11-3). 531-539. (in Russian).
Seliverstov Yu.I., Ryabova A.A. (2019). Sovershenstvovanie deyatelnosti khozyaystvuyushchikh subektov v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Improving the activities of business entities in the digital economy] (in Russian).
Shumpeter Y.A. (2008). Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya [Theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy] (in Russian).
Stepanov M. M. (2022). Mekhanizm tsifrovoy transformatsii subektov malogo biznesa [The mechanism of digital transformation of small business subjects]. Nauchnyy rezultat. Seriya: Tekhnologiya biznesa i servisa. (3). 88-97. (in Russian). doi: 10.18413/2408-9346-2022-8-3-0-8.
Tuganova E.A., Myzrova K.A., Zakharova Yu.N., Kachagina O.V. (2023). Informatsionnaya bezopasnost kak drayver razvitiya ekonomicheskikh protsessov regiona v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Information security as a driver for the development of economic processes in the region in the digital economy]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (5-2). 319-326. (in Russian).
Varnakova G.F., Fadeeva A.O. (2019). Malyy biznes na puti tsifrovizatsii ekonomiki [Small business on the way to digitalization of the economy]. Alley of Science. (1(28)). 825-828. (in Russian).
Vayl P. (2019). Tsifrovaya transformatsiya biznesa: Izmenenie biznes-modeli dlya organizatsii novogo pokoleniya [Digital Business Transformation: Changing the Business Model for a New Generation of Organizations] (in Russian).
Zaytseva A.S. (2021). Vliyanie tsifrovyh kompetentsiy subektov malogo i srednego predprinimatelstva na razvitie biznesa [The impact of digital competencies of small and medium-sized businesses on business development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (2). 313-322. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.2.111640.
Страница обновлена: 07.04.2025 в 15:05:52