Analysis of the possibilities of the educational system in the field of reproduction of agricultural personnel in the Novosibirsk region

Volkova A.S.1, Konstantinova D.S.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 3 (July-september 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=73654393

Abstract:
The article is devoted to the consideration of the opportunities provided by the currently operating educational system of the Novosibirsk region for the reproduction of the personnel of the agro-industrial complex. The authors analyzed the implementation of higher and secondary vocational education programs in the region that are relevant to this area, studied their relevance among applicants, considered the main sources of funding, and also studied the features of retraining and advanced training that are implemented both by educational institutions and on the basis of agricultural organizations in the region. The measures of financial support for the training of qualified personnel within the framework of the implementation of the State Program of the Russian Federation "Integrated Development of Rural Areas" are studied separately. In conclusion, the authors highlight the main strengths and weaknesses of the educational system in terms of personnel reproduction in the agro-industrial complex, and also make recommendations for the development of the system.

Keywords: educational system, personnel reproduction, agro-industrial complex

JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28, Q13



Введение

Одним из ключевых факторов, определяющих кадровое обеспечение в любом секторе экономике, являются возможности образовательной системы воспроизводства кадров, складывающиеся на определённой территории. Агропромышленный комплекс Новосибирской области (АПК НСО) не является исключением. Так, в федеральной «Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года» признается, что для их развития, важное значение имеет создание качественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства, пищевой промышленности, рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), а также в области государственного и муниципального управления [1].

Отметим, что система образования в Новосибирской области прошла большой исторический путь и на сегодняшний день прочно занимает лидирующие позиции в стране. В основе её успеха — высокий научно-образовательный потенциал Сибирского отделения Российской академии наук, высшей школы региона, системная работа педагогического сообщества всех уровней образования [2]. В то же время в части возможностей образовательной системы воспроизводства кадров для АПК в Новосибирской области можно выделить определенную специфику.

Цель исследования – провести анализ образовательной системы воспроизводства кадров АПК в Новосибирской области и предложить пути ее совершенствования.

Объектом исследования выступила образовательная система воспроизводства кадров АПК в Новосибирской области.

Теоретико-методологическую основу настоящей работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей: Комиссаровой О.Г. [3] (Komissarova O.G., 2007); Кузнецовой А.Р. [4] (Kuznetsova A.R., 2011), Стуковой И.В. [5] (Stukova I.V., 2007); Коротнева В.Д. [6] (Korotnev V.D., 2004); Гришаевой О.Ю. [7] (Grishaeva O.Yu.) и других.

В современной периодике вопросы воспроизводства кадров для АПК рассматриваются в работах Шулякова Л.В., Хруцкой Н.П., Жаренкова П.В. [8] (Shulyakov L.V., Khrutskaya N.P., Zharenkov P.V, 2023.), Коваленко Е.Г. [9] (Kovalenko E.G., 2023), Будзко В.И., Меденникова В.И. [10] ( Budzko V.I., Medennikov V.I., 2023); Ким И.Н., Солоненко А.А [11] (Kim I.N., Solonenko A.A., 2023); Кондратьевой О.В., Слинько О.В. [12] (Kondratieva O.V., Slinko O.V., 2023); Коваленко Е.Г., Марабаевой Л.В., Терентьева К.С. [13] (Kovalenko E.G., Marabayeva L.V., Terentyev K.S., 2023) и другими.

Эмпирической базой исследования выступили официальные статистические данные, опубликованные на сайте Росстата и в статистических ежегодниках, данные ведомственной статистки Министерства сельского хозяйства Новосибирской области и данные представленные на сайтах учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Результаты исследования:

Для анализа возможностей образовательной системы в части воспроизводства кадров за основу был взят перечень учреждений сферы профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов для агропромышленного комплекса региона, представленный на сайте Министерства сельского хозяйства НСО [14]. В данный перечень входят одно учреждение высшего образования, и десять учреждений, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. В перечень объектов наблюдения также были добавлены образовательные учреждения, не включённые в вышеуказанный список, но осуществляющие подготовку по профессиям и специальностям, относящимся к АПК в области пищевой промышленности.

Вышеперечисленные анализируемые образовательные учреждения, осуществляют подготовку по направлениям как имеющим отношение к воспроизводству кадров для АПК, так и общей направленности, например, по укрупненным группам специальностей (УГС) 38.00.00 Экономика и управление, 40.00.00 Юриспруденция и другие. Для анализа были выбраны УГС и направления в рамках них специализирующиеся на адресной подготовке специалистов АПК: 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии, 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.00.00 Ветеринария и зоотехния.

В результате проведённого анализа было выявлено, что не по всем утвержденным и действующим (приём по которым не прекращен в 2023 г.) федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) [15] указанных укрупненных групп специальностей в разрезе профессий, специальностей и направлений подготовки квалифицированных кадров для АПК ведется обучение в анализируемых учебных заведениях. В частности, по основной для АПК УГС 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство в регионе ведется подготовка по двум из девяти ФГОС подготовки квалифицированных рабочих, служащих; по пяти из одиннадцати специальностей подготовки специалистов среднего звена; по пяти из девяти направлений бакалавриата; по пяти из восьми направлений магистратуры.

Дальнейший анализ проводился в разрезе уровней основного и дополнительного профессионального образования.

Анализ подготовки кадров для АПК на программах высшего образования

Для анализа контрольных цифр приема (КЦП) в высшие учебные заведения (ВУЗы) на 2023/2024 учебный год (см. табл. 1-2) была исследована информация, представленная на сайтах анализируемых учебных заведений.

Таблица 1

КЦП и распределение контингента в ВУЗах НСО, осуществляющих подготовку кадров для АПК по программам подготовки бакалавриата и специалитета [составлено авторами по 16;17]

Источник финансирования
19.00.00
35.00.00
36.00.00
Итого
19.03.03 Продукты питания животного происхождения
19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания
35.03.01 Лесное дело
35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение
35.03.04 Агрономия
35.03.06 Агроинженерия
35.03.07 Технология производства и переработки с/х продукции
36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза
36.03.02 Зоотехния
36.05.01 Ветеринария
КЦП на 2023–2024 гг, мест
Фед. бюджет
21
21
55
-
120
268
90
50
70
170
865
По договорам
9
114
8
-
19
52
38
11
21
62
334
Контингент обучающихся по всем курсам на 01.10.2023г., чел.
Фед. бюджет
69
235
174
82
269
1092
345
181
289
554
3290
По договорам
6
270
25
10
53
255
51
45
49
153
917

Таблица 2

КЦП в ВУЗах НСО, осуществляющих подготовку кадров для АПК по программам подготовки магистратуры [составлено авторами по 16;17]

Источник финансирования
19.00.00
35.00.00
36.00.00
Итого
19.04.01 Биотехнология
19.04.03 Продукты питания животного происхождения
19.04.04 Технология продукции и организация общественного питания
35.04.01 Лесное дело
35.04.03 Агрохимия и агропочвоведение
35.04.04 Агрономия
35.04.06 Агроинженерия
35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура
36.04.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза
36.04.02 Зоотехния
КЦП на 2023–2024 гг, мест
Фед. бюджет
-
-
8
8
10
22
45
6
19
23
141
По договорам
25
20
10
5
5
5
15
2
10
2
99
Контингент обучающихся по всем курсам на 01.10.2023г., чел.
Фед. бюджет
10
46
-
10
16
42
61
-
37
62
284
По договорам
1
13
9
4
7
9
23
-
5
2
73

По программам высшего образования на 2023-2024 учебный год было выделено 1006 бюджетных мест: 695 по программам бакалавриата, 170 специалитета и 141 магистратуры. Больше всего бюджетных мет было выделено по УГС 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство – 624 бюджетных места (62% от общего числа бюджетных мест). По УГС 36.00.00 Ветеринария и зоотехния на 2023-2024 учебный год - 332 бюджетных места (33% от общего числа бюджетных мест).

Меньшая поддержка за счет средств бюджета была оказана УГС 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии – выделено 50 бюджетных мест (5% от общего числа бюджетных мест). 42 бюджетных места только по программам бакалавриата и 8 бюджетных мест по направлению подготовки магистров 19.04.04 Технология продукции и организация общественного питания.

По данным исследования распределения контингента обучающихся по уровням образования, укрупненным группам специальностей, направлениям и специальностям подготовки, формам финансирования было выявлено, что наибольшую долю суммарно занимают обучающиеся на программах бакалавриата (76,7%), доля обучающихся на программах специалитета – 15,5%, магистратуры – 7,8%. В бакалавриате больше всего студентов обучается на направлении Агроинженерия (38,5% от всех обучающихся по программам бакалавриата для АПК), второе место занимает 19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания, но доля обучающихся на данном направлении студентов значительно ниже (14,4%). В магистратуре распределение обучающихся более пропорциональное: наибольшая доля также приходится на Агроинженерию (23,5% от всех обучающихся по программам магистратуры для АПК), но ненамного меньше студентов обучается на направлениях Зоотехния (17,9%), Продукты питания животного происхождения (16,5%). Превалирование вышеперечисленных направлений подготовки в основном обусловлено значительным количеством мест, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Тем самым можно сделать заключение, что основная поддержка подготовки кадров с высшим образованием в сфере АПК, осуществляется за счет средств федерального бюджета, так в настоящее время по данной форме финансирования проходят обучение по всем уровням высшего образования 3574 студентов (78,3%). В то же время региональный бюджет не участвует в финансировании в анализируемых высших учебных заведениях.

В то же время за счет средств регионального бюджета в НСО осуществляется финансовая поддержка молодых специалистов, получивших высшее образование и принятых в течение года со дня окончания обучения на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство в сельской местности. В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области им осуществляется единовременная выплата из областного бюджета в размере 500 тыс. руб.

Согласно представленным данным Министерства сельского хозяйства НСО в период с 2020 по 2022 гг. наблюдается положительная динамика трудоустройства выпускников всех уровней образования и направлений подготовки, подлежащих анализу. Так по направлениям подготовки бакалавриата, в рассматриваемом периоде, доля трудоустроенных выпускников увеличилась с 79 до 100%; специалитета с 73 до 100%; по направлениям подготовки магистратуры с 88 до 100%. Наиболее низкие показатели трудоустройства в рассматриваемом периоде наблюдались на направлении 19.03.04 Технология продукции и организации общественного питания: в 2021 г., доля трудоустроенных выпускников составила 69% (36 из 52 человек).

Нужно отметить, что в рассматриваемом периоде наблюдается уменьшение на 22% численности выпускников-бакалавров, с 472 человек в 2020 г. до 367 человек в 2021 г. В тоже время число выпускников специалистов выросло на 40% с 66 до 111 человек. Количество выпускников магистратуры увеличилось на 3% с 84 до 87 человек.

Анализ подготовки кадров для АПК на программах среднего профессионального образования (СПО)

Для анализа контрольных цифр приема (КЦП) на 2023/2024 учебный год была исследована информация, представленная на сайтах анализируемых учебных заведений.

По анализируемым специальностям среднего профессионального образования на 2023-2024 учебный год на факультете среднего профессионального образования в Новосибирского государственного аграрного университета было выделено 195 бюджетных мест Наибольшее количество бюджетных мест выделено на УГС 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (130 мест или 66% от общего количества), 65 бюджетных мест (34%) на специальностях УГС 36.00.00 Ветеринария и зоотехния.

В остальных анализируемых образовательных учреждениях СПО Новосибирской области подготовка специалистов осуществляется за счет областного бюджета (см. таблицу 3).

Таблица 3

КЦП и фактический набор на УГС в учебных заведениях НСО, финансируемых из бюджета субъекта РФ (согласно данным, представленным на сайтах учебных заведений)

Показатель
Укрупненные группы специальностей
Итого
19.00.00
35.00.00
36.00.00
Суммарно бюджетных мест:
200
600
25
825
Суммарно набор:
184
511
25
720

Суммарное количество бюджетных мест по УГС 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии, 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.00.00 Ветеринария и зоотехния составило в 2023-2024 учебных годах составило 825. Наибольшее количество бюджетных мест – 250, выделено на профессию 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства. 175 бюджетных мест выделено на профессию 35.01.23 Хозяйка(ин) усадьбы, 100 бюджетных мест на специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, 50 бюджетных мест на специальности 35.02.05 Агрономия и 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, по 25 бюджетных мест на специальностях: 19.01.18 Аппаратчик-оператор производства продуктов питания из растительного сырья, 35.02.13 Пчеловодство, 36.02.01 Ветеринария, 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов, 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов, 19.01.04 Пекарь, 19.01.14 Оператор процессов колбасного производства.

Согласно информации, представленной на сайтах образовательных учреждений, по состоянию на 08.10.2023 заполнено 720 (87,3%) из 825 анализируемых бюджетных мест. Наименьшая заполняемость бюджетных мест по профессиям и специальностям: 19.01.18 Аппаратчик-оператор производства продуктов питания из растительного сырья (44%), 35.02.05 Агрономия (60%), 35.02.13 Пчеловодство (72%).

Как показал анализ в рассматриваемом периоде наблюдалось уменьшение сокращение численности выпускников на 38% в 2021 г., но 2022 г. наоборот характеризуется их существенным ростом на 103,2%

Также отметим, что Правительство НСО оказывает финансовую поддержку в виде единовременной выплаты в размере 350 тыс. руб. молодым специалистам, получившим среднее профессиональное образование и принятым в течение года со дня окончания обучения на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство в сельской местности.

Анализ переподготовки и повышения квалификации кадров для АПК

Подготовка по программам дополнительного образования (ДО) в регионе ведется в высших учебных заведениях. В частности, к программам, направленным на воспроизводство кадров АПК можно отнести 55 программ (см. табл. 4), из них 15 программ по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов, 40 программ профессионального обучения рабочих кадров.

Таблица 4

Программы дополнительного образования, по которым осуществляется подготовка для воспроизводства кадров для АПК [составлено авторами по 16]

Переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов (к-во программ, относящихся к АПК)
Профессиональное обучение рабочих кадров (к-во программ, относящихся к АПК)
Профессиональная переподготовка свыше 250
ПК от 16 часов
подготовка
переподготовка
повышение квалификации
5
10
23
17
0

В то же время как показал анализ в настоящее время отсутствуют программы повышения квалификации в области обязательной маркировки продукции средствами идентификации. При этом введённая в РФ в 2019 г. система маркировки, обязательна для таких групп товаров [18] АПК как молочная продукция, сыры и мороженое (с 2021 г.), упакованная вода (с 2021-2022 гг.), напитки безалкогольные и сидр (с 2023 г.). К 2024 г. система маркировки должна охватить большую часть потребительских товаров в РФ и, следовательно, данный список будет становится шире. Соответственно, необходимость в повышении квалификации кадров АПК (занятых в соответствующих областях) принципам работы цифровых систем маркировки существует в настоящее время и будет увеличиваться в будущем.

Помимо учебных заведений дополнительное обучение рабочих кадров сельскохозяйственных организаций НСО ведется на производстве, в том числе в учебно-курсовых комбинатах (см. табл. 5).

Таблица 5

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров на производстве для сельскохозяйственных организаций за 2020-2022 гг. [составлено авторами по данным Министерства сельского хозяйства НСО]

Показатели
Чел.
Темпы прироста, %
2020
2021
2022
2021/
2020
2022/
2021
Прошли подготовку и переподготовку на производстве (во всех формах, кроме ПУ), всего
1041
1029
727
-1,2
-29,3
в том числе





трактористы-машинисты, трактористы, комбайнеры
289
185
113
-36,0
-38,9
водители автомобилей
164
123
53
-25,0
-56,9
рабочие животноводства, всего
414
661
561
59,7
-15,1
в том числе операторы машинного доения
174
274
156
57,5
-43,1
Повысили квалификацию (все формы обучения), всего
274
138
287
-49,6
108,0
трактористы-машинисты, трактористы, комбайнеры
40
46
140
15,0
204,3
водители автомобилей
16
51
31
218,8
-39,2
рабочие животноводства - всего
149
41
83
-72,5
102,4
из них операторы машинного доения
85
20
41
-76,5
105,0
Из числа прошедших подготовку, переподготовку или повышение квалификации было обучено в учебно-курсовых комбинатах
76
99
149
30,3
50,5

Исходя из приведенной информации наблюдается сокращение рабочих кадров, проходящих подготовку и переподготовку на производстве (-1,2% в 2021 г., -29,3% в 2022 г. по сравнению с предыдущим периодом). При этом, если в 2021 г. число прошедших подготовку и переподготовку сократилось только среди трактористов, комбайнёров и водителей, то в 2022 г. эта тенденция затронула все рабочие кадры. Назвать данную ситуацию однозначно негативной нельзя, т.к. возможно она обусловлена общим сокращением числа работников, нуждающихся в данных формах профессиональной подготовки. В качестве положительной можно отметить тенденцию увеличения в целом количества работников, прошедших повышение квалификации: после резкого снижения в 2021 г. на 49,6%, их число выросло в 2022 г. на 108%. В разрезе профессий: в два раза (по сравнению с 2021 г.) в 2022 г. выросло число трактористов и комбайнеров, прошедших повышение квалификации, по рабочим животноводства рост составил 2%, а по водителям характерна обратная тенденция снижения количества обучающихся.

Анализ подготовки квалифицированных кадров в рамках реализации Государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий»

Подготовка квалифицированных кадров для АПК является частью Государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий», включающей в себя такие мероприятия как [14]:

- возмещение части затрат по ученическим договорам, связанных с обучением работников;

- возмещение части затрат, связанных с оплатой труда и проживанием студентов, привлеченных для прохождения производственной практики.

В соответствии с информацией, размещенной на сайте Министерства сельского хозяйства НСО [14] о реализации вышеуказанной Государственной программы в регионе за 2020-2022 гг. оказана финансовая поддержка более 500 договоров на обучение и практику.

Затраты на вышеперечисленные мероприятия по данным Министерства сельского хозяйства НСО за 2020-2021 г. представлены в таблице 6.

Таблица 6

Показатели реализации мероприятий по подготовке квалифицированных кадров (в рамках Государственной программы) в НСО за 2020-2022гг. [составлено авторами по и данным Министерства сельского хозяйства НСО]

Показатели
2020
2021
2022
Темп прироста,%
2021/
2020
2022/ 2021
Возмещение затрат, связанных с оплатой труда студентов:

количество заключенных договоров
76
239
350
214,5
46,4
общий объем средств, млн. руб.
1,7
10,2
11,7
500
14,7
в т.ч. средства федерального бюджета,
млн. руб.
1,3
9,8
нет данных
653,8
-
объем средств в среднем на 1 заключенный договор, тыс. руб.
22,4
42,7
33,4
90,6
-21,8
По заключенным с работниками ученическим договорам:

количество заключенных договоров
-
20
20
-
0
общий объем средств, млн. руб.
-
1,34
1,7
-
26,9
в т.ч. средства федерального бюджета,
млн. руб.
-
1,28
нет данных
-
-
объем средств в среднем на 1 заключенный договор, тыс. руб.
-
67
85
-
26,9
Процент возмещения затрат по заключенным с работниками ученическим договорам и по заключенным договорам о целевом обучении и связанных с оплатой труда и проживанием студентов, %
30
90
нет данных
200
-

Отметим, что с момента начала реализации мероприятий Программы значительно выросло количество договоров, связанных с возмещением затрат на оплату труда студентов, привлеченных для прохождения производственной практики (с 76 в 2020 г. до 350 в 2022 г.). При этом в 2022 г. снизился объем средств в среднем на 1 заключённый договор (на 21,8% по сравнению с предыдущим годом), что следует отнести к отрицательным явлениям, свидетельствующем о сокращении финансирования. В то же время, хотя за последние два года количество заявок по заключенным ученическим договорам не увеличилось, на 26,9% вырос объем финансирования в среднем на 1 заключенный договор. В целом, приведенные данные, свидетельствуют об успешной реализации в НСО мероприятий Государственной программы.

Выводы и рекомендации.

В качестве сильных сторон образовательной системы с позиции возможностей воспроизводства кадров для АПК НСО можно отметить следующие: подготовка по направлениям и специальностям ВО ведется по большинству действующих ФГОС, оказывается существенная финансовая поддержка со стороны федерального бюджета подготовки кадров на всех уровнях высшего образования по всем анализируемым УГС и со стороны бюджета НСО подготовки кадров для АПК во всех анализируемых учебных заведениях СПО. Кроме того, наблюдается усиление мер по финансовой поддержке областным бюджетом молодых специалистов ВО и СПО, принятых в течение года со дня окончания обучения на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство в сельской местности. Также выявлено значительное количество программ дополнительного образования, по которым осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, направленная на воспроизводство кадров для АПК.

В качестве слабых сторон можно отметить отсутствие подготовки по таким перспективным направлениям как 19.03.01 Биотехнологии и 19.04.05 Высокотехнологичные производства пищевых продуктов функционального и специализированного назначения и также то, что подготовка по профессиям и специальностям в системе среднего профессионального образования НСО ведется не по всем действующим ФГОС. В этой связи для соответствия пакета образовательных программ учебных заведений СПО потребностям рынка труда и внесения необходимых корректив в распределение финансовых средств на обучение из областного бюджета в разрезе востребованных профессий и специальностей необходимо проводить регулярный мониторинг в данной области. Кроме того, выявлены трудности с заполнением мест, финансируемых за счет средств областного бюджета в ряде анализируемых учебных заведений СПО. В связи с чем требуется комплексная профориентационная работа среди школьников, направленная на повышение популярности профессий и специальностей АПК, а также информационное сопровождение программ финансовой поддержки молодых специалистов СПО, принятых в течение года со дня окончания обучения на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство в сельской местности. Также в качестве недостатка можно отметить отсутствие статистической информации о мониторинге в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов АПК

Для повышения адаптивности системы подготовки, кадров АПК к меняющимся потребностям рынка труда и возникающим новым форматам обучения в условиях цифровой экономики целесообразно рекомендовать внедрение системы мониторинга данных (на базе единой цифровой платформы) по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров АПК. Это позволит составлять ежегодный прогноз потребности в кадрах в разрезе профессионально-квалификационных групп, а также осуществлять прогнозирование численности работников на средне- и долгосрочную перспективу и формировать на этой основе региональный перечень необходимых профессий и специальностей. Кроме того, на основе мониторинга данных, в случае необходимости, следует осуществлять корректировку выделяемых объемов финансовых средств из регионального бюджета.

Существенное значение имеет развитие системы непрерывной профессиональной ориентации в рамках агропромышленного комплекса, которая должна базироваться на формировании системы ценностей молодежи, основанных на экологичности, стабильности и комфортности проживания в сельской местности, а также создании реального представления о характере и содержании труда на современном предприятии АПК.

Немаловажным также представляется увеличение участия предприятий АПК в подготовке кадров, что может найти отражение в развитии механизма целевого обучения в сфере профессионального образования, привлечении представителей бизнес-сообщества для разработки, актуализации и реализации образовательных программ с целью их соответствия требованиями современной аграрной экономики (особенно по профессиям и специальностям, наиболее востребованным в АПК), развитии практико-ориентированности в процессе обучения.

В условиях цифровой экономики важна поддержка реализации программ повышения квалификации, направленных на развитие цифровых компетенций работников АПК; развитие электронного и дистанционного обучения на всех уровнях подготовки и переподготовки работников АПК, расширение количества реализуемых в данной форме программ.


References:

Budzko V.I., Medennikov V.I. (2023). Sistemnyy analiz obrazovatelnyh tsifrovyh ekosistem v APK [System analysis of educational digital ecosystems in the agro-industrial complex]. Sistemy vysokoy dostupnosti. 19 (1). 46-58. (in Russian). doi: 10.18127/j20729472-202301-04.

Grishaeva O.Yu. (2014). Vosproizvodstvo kvalifitsirovannyh kadrov rabochikh professiy v selskom khozyaystve [Reproduction of qualified personnel of working professions in agriculture] Saint Petersburg. (in Russian).

Kim I.N., Solonenko A.A. (2023). Vliyanie tsifrovizatsii argopromyshlennogo kompleksa na modernizatsiyu agrarnogo obrazovaniya [The impact of digitalization of the argo-industrial complex for the modernization of agricultural education]. Izvestiya Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki. (3(65)). 167-175. (in Russian). doi: 10.46845/2071-5331-2023-3-65-167-175.

Komissarova O.G. (2007). Vosproizvodstvo kvalifitsirovannyh kadrov selskogo khozyaystva v sisteme regionalnogo APK (na primere selskogo khozyaystva Kurganskoy oblasti) [Reproduction of qualified agricultural personnel in the system of the regional agro-industrial complex (on the example of agriculture in the Kurgan region)] Kurgan. (in Russian).

Kondrateva O.V., Slinko O.V. (2023). Razvitie regionalnyh informatsionno-konsultatsionnyh sluzhb i tsentrov kompetentsiy v APK [Development of regional information consulting services and competence centers in the agricultural sector]. Professional education in the modern world. 13 (2). 299-306. (in Russian). doi: 10.20913/2618-7515-2023-2-12.

Korotnev V.D. (2004). Formirovanie sistemy obespecheniya selskogo khozyaystva kadrami upravleniya [Formation of a system for providing agriculture with management personnel] Moscow: OOO «Petit». (in Russian).

Kovalenko E.G. (2023). Razvitie chelovecheskogo kapitala agrarnoy sfery ekonomiki [Development of human capital in the agrarian economy] Modern science as a factor and resource of advanced development. 76-82. (in Russian).

Kovalenko E.G., Marabaeva L.V., Terentev K.S. (2023). Integrirovannaya sistema vosproizvodstva chelovecheskogo kapitala agrarnoy sfery ekonomiki regiona [Integrated system of human capital reproduction agricultural sector of the regional economy]. Bulletin NGII. (8(147)). 130-142. (in Russian). doi: 10.24412/2227-9407-2023-8-130-142.

Kuznetsova A.R. (2011). Vosproizvodstvo kvalifitsirovannyh kadrov selskogo khozyaystva respubliki Bashkortostan [Reproduction of qualified agricultural personnel of the Republic of Bashkortostan] Moscow: Tip. Rosselkhozakademii. (in Russian).

Nelyubov S.A. (2017). Sistema obrazovaniya Novosibirskoy oblasti: istoriya, vyzovy vremeni, proektirovanie budushchego [The education system of the Novosibirsk region: history, challenges of the time, designing the future]. Sibirskiy uchitel. (4(113)). 5-12. (in Russian).

Shulyakov L.V., Khrutskaya N.P., Zharenkov P.V. (2023). Praktiko-orientirovannoe obuchenie pri podgotovke spetsialistov selskogo khozyaystva [Practice - oriented training in the preparation of agricultural specialists] Innovative experience of ideological, educational and informational work at the university. 108-112. (in Russian).

Stukova I.V. (2007). Upravlenie vosproizvodstvom kvalifitsirovannyh kadrov v selskom khozyaystve [Management of reproduction of qualified personnel in agriculture] Yoshkar-Ola. (in Russian).

Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:57:16