Состояние и развитие индустрии общественного питания в регионе (на примере Новосибирской области)
Шнорр Ж.П.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)
Цитировать:
Шнорр Ж.П. Состояние и развитие индустрии общественного питания в регионе (на примере Новосибирской области) // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 4. – С. 1357-1370. – doi: 10.18334/epp.14.4.120861.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65667612
Аннотация:
Цель статьи – результативная попытка выявления и систематизации ключевых направлений развития индустрии общественного питания в регионе в современных условиях на примере Новосибирской области – одного из крупнейших регионов по масштабности индустрии общественного питания. В статье рассмотрены основные общероссийские тренды развития сферы услуг общественного питания: трансформация рынка услуг общественного питания из-за ухода известных зарубежных игроков; дефицит кадров; рост цен на продукты питания и сырье; постепенное восстановление отраслевой индустрии, в контексте которых обоснованы ключевые направления развития индустрии гостеприимства в Новосибирской области. Выполнена аналитическая оценка динамики оборота общественного питания, наличия заведений и уровня обеспеченности населения услугами общественного питания. Перечислены драйверы развития отраслевой индустрии. Приведена характеристика современных форматов, гастрономических концепций, инструментов масштабирования ресторанного бизнеса в регионе. Сформулированы проблематика и перспективы развития индустрии общественного питания в Новосибирской области.
Ключевые слова: общественное питание, услуги, Новосибирская область
JEL-классификация: L80, L83, L84
Введение. Сфера услуг общественного питания относится к ключевому сегменту услуг и рассматривается важнейшей социально-экономической составляющей регионального развития, оказывающей значительное влияние на продовольственную безопасность и уровень жизнеобеспечения населения регионов. Услуги общественного питания призваны удовлетворять разнообразные потребности широких слоев населения в организации питания и досуга, туристском обслуживании, а индустрия общественного питания, как совокупность предприятий общественного питания разного типа по реализации вышеперечисленных потребностей, является привлекательной для предпринимательских инициатив, инвестиций и внедрения инноваций [1, 2, 3, 4, 5].
Индустрия общественного питания, по мнению экспертов, до наступления пандемии новой коронавирусной инфекции «ускоренно развивалась и являлась площадкой для применения современных технологий сервиса, приготовления блюд и обслуживания клиентов» [4, с. 89]. На современном этапе своего развития российская индустрия общественного питания находится в условиях ярко выраженной турбулентности. Это обусловлено влиянием глобальных кризисных явлений из-за последствий ограничительных мер в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции и постпандемийными изменениями, а также новыми вызовами, ограничениями и рисками, возникшими в результате введенных экономических санкций на фоне сложной геополитической обстановки.
Сфера услуг общественного питания является неотъемлемой частью региональной экономической повестки и повышения уровня жизни населения, поэтому в современных условиях представляет интерес осмысление состояния и развития индустрии общественного питания на уровне региона, что сформирует основу для разработки региональных программ и проектов в сфере потребительских услуг, достижения экономической устойчивости субъектов отраслевой индустрии и прогнозирования траектории развития общественного питания. В этой связи актуальность темы исследования не вызывает сомнения.
Цель исследования – результативная попытка выявления и систематизации ключевых направлений развития индустрии общественного питания в регионе в современных условиях на примере Новосибирской области.
Представленное исследование отличается научной новизной, поскольку систематизированы и ообоснованы новые направления развития индустрии общественного питания Новосибирской области с позиций субъектного и комплексного подходов в контексте общероссийских трендов развития сферы услуг общественного питания в современных условиях, что позволяет более полно обосновать проблематику и перспективы развития отраслевой индустрии на региональном уровне.
Методы исследования. Исследование выполнено на основе синтеза общенаучных эмпирических и теоретических методов познания, библиометрического анализа научных работ, опубликованных в рецензируемых изданиях; экспертно-аналитических отчетов и статистических материалов, размещенных в открытом доступе в сети Интернет.
При выполнении исследования использованы труды отечественных ученых касательно вопросов и проблематики развития сферы услуг, общественного питания и механизмов развития потребительского рынка услуг, таких как: Ю.Ю. Суслова, Н.Н. Терещенко, О.А. Яброва [1, 2], Л.Б. Нюренбергер [3], Е.В. Поклонова [4], Е.В. Вишневская, И.В. Семченко [5], И.Н. Феденёва, И.Ю. Севрюков, О.В Леушина [6], Н.В. Горошко, С.В. Пацала [7] и других.
Результаты исследования. В процессе исследования установлено, что развитие индустрии общественного питания в Новосибирской области созвучно общероссийским трендам: сфера услуг общественного питания меняется под влиянием экономической турбулентности, волатильности и высоких рисков, адаптируясь к новым вызовам и эволюционным изменениям.
Согласно оценкам агентства «INFOLine» главными вызовами для индустрии общественного питания в исследуемом периоде стали уход с российского рынка крупнейших иностранных игроков («McDonald’s», «Sibylla», «Costa Coffee», «Papa John’s», «Hesburger», «KFC» и другие бренды), которые были не просто лидерами отрасли, но формировали тренды и направления развития; высокий уровень инфляции и рост себестоимости готовой продукции; дефицит персонала; усиление внутриотраслевой конкуренции и конкуренции с розничными торговыми сетями, сервисами доставки и dark kitchens [8, 9].
По оценке INFOLine, оборот рынка общественного питания в России в 2023 году превысил 4-4,2 трлн. рублей, прирост составил 14%, что указывает не некоторое восстановление отраслевой индустрии и заслуживает положительной оценки. В масштабе сраны наблюдается рост количества заведений или объектов общественного питания, их приближение к допандемийному уровню. Так, в исследуемом периоде количество заведений составило 326 тыс. ед., что в целом соответствует значениям 2019 года [9].
Максимальное количество предприятий общественного питания приходится на заведения современных форматов – QSR (quick-service restaurant), TSR (table-service restaurant), Grab&go. В 2023 году количество заведений современных форматов составило 189,4 тыс. ед., или 58,1% от общего числа заведений (для сравнения в 2019 году 170,9 тыс. ед., или 52,1%, соответственно). Среди форматов предприятий общественного питания максимальный рост отмечен у заведений формата QSR на 20,4 тыс. ед., или на 74,5%. Лидерами среди форматов предприятий общественного питания являются заведения формата Grab&go, то есть формата, который пришел на смену уже привычному Fast Food, качественно обновив концепцию быстрого питания (сочетание высокой скорости доставки и здорового питания) [9].
Среди сегментов общественного питания в 2023 году бесспорное доминирование у QSR, TSR, Grab&go и питания в гостиницах, что соответствует ключевому тренду развития – привлекательности питания вне дома, которое постепенно становится основным способом потребления продуктов питания для многих россиян. Оценка развития форматов сетевых компаний показывает, что наблюдается рост заведений следующих форматов: Casual / Fine Dining, Fast Food, пекарен и пиццерий (14,0%, 4,0%, 8,0% и 13,0%, соответственно). Сокращение численности заведений наблюдается у кофеен и заведений формата суши-шоп (5,0% и 21,0%, соответственно) [9].
К ведущим игрокам рынка и индустрии общественного питания по количеству заведений относятся сети быстрого питания «Rostic's», «Вкусно и точка», «Burger King», сеть пиццерий «Додо Пицца», сеть пекарен «Хлебница», сеть кофеен «Шоколадница» и другие. Наибольшее количество новых объектов отмечено у сетей «Вкусно и точка», «Шоколадница» и «Додо Пицца» – 111 ед., 62 ед. и 41 ед., соответственно [9].
В региональном разрезе наблюдается наличие диспропорций. Так, в 2023 году на 10 крупнейших регионов приходится около 40% заведений общественного питания и свыше 50% объема оборота общественного питания. В первую пятерку по развитию сферы услуг общественного питания входят г. Москва и Московская область, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, Новосибирская область и Республика Татарстан [9].
Новосибирская область относится регионам с диверсифицированной структурой экономки, в структуре которой преобладают обрабатывающие отрасли. Хорошо развиты сельское хозяйство, пищевая промышленность и сфера услуг. В регионе имеется ряд факторов и параметров, формирующих предпосылки для развития индустрии общественного питания: высокая доля городского населения, выгодное географическое положение и удобная логистика, выраженный научный и инновационный потенциал, сибирская кухня и богатые гастрономические традиции.
Масштабы индустрии общественного питания в Новосибирской области являются одними из крупнейших в стране. В исследуемом периоде Новосибирская область демонстрирует положительную динамику развития индустрии общественного питания, основными индикаторами которой являются показатели динамики оборота общественного питания, наличия объектов общественного питания и обеспеченности населения услугами общественного питания.
Так, в 2023 году оборот общественного питания в Новосибирской области увеличился по сравнению с 2019 годом на 13 344 млн. руб., или на 38,3%. Положительной оценки заслуживает рост оборота общественного питания не только в действующих, но и сопоставимых ценах, а также рост оборота общественного питания на душу населения. Вместе с тем, темпы роста оборота в действующих ценах превышают темпы роста оборота в сопоставимых ценах, что указывает на повышение уровня цен и оказываемых услуг общественного питания (таблица 1)
Таблица 1 – Динамика оборота общественного питания в Новосибирской области за 2019-2023гг.*
Показатели
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Абсолютное отклонение
2023 от 2019 (+;-)
|
2023
в % к 2019 |
Оборот общественного питания, млн. руб.
|
36
419
|
26
415
|
34
127
|
45
198
|
50
360
|
13 344
|
138,3
|
Индексы физического объема оборота общественного питания
|
112,0
|
71,6
|
122,9
|
117,9
|
103,2
|
-8,8
|
-
|
Оборот общественного питания на душу населения, руб.
|
13 023
|
9 461
|
12 662
|
16 166
|
18 056
|
5 033
|
138,6
|
Количество заведений общественного питания в Новосибирской области составило 3 675 ед., и пока не достигло допандемийного уровня. По сравнению с 2019 годом наблюдается сокращение общедоступных столовых и закусочных на 39 ед., или на 4,6%, столовых, находящихся на балансе учебных заведений и организаций промышленных предприятий на 43 ед., или на 3%. Рост заведений общественного питания достигнут у ресторанов, кафе, баров на 35 ед., или на 2,4%. В структуре сети заведений общественного питания свыше 40% приходится на рестораны, кафе, бары, то есть на предприятия, оказывающие более дорогие услуги питания для населения (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика состава сети заведений общественного питания в Новосибирской области за 2019-2023 гг. *
Показатели
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Абсолютное отклонение
2023 от 2019 (+;-)
|
2023
в % к 2019 |
Всего объектов, ед.
|
3 722
|
3 626
|
3 631
|
3 632
|
3 675
|
-47
|
98,7
|
в
том числе
столовые, закусочные, ед. |
850
|
833
|
804
|
799
|
811
|
-39
|
95,4
|
столовые,
находящиеся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных
предприятий, ед.
|
1 413
|
1 390
|
1 384
|
1 380
|
1 370
|
-43
|
97,0
|
рестораны,
кафе, бары, ед.
|
1 459
|
1 403
|
1 443
|
1 453
|
1 494
|
35
|
102,4
|
В 2023 году вместимость заведений общественного питания составила почти 200 000 посадочных мест. Обеспеченность населения посадочными местами в открытой сети составила 49,8%. Наибольшая вместимость наблюдается у столовых, находящихся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных предприятий. Обеспеченность посадочными местами в регионе увеличивается, преимущественно, за счет роста посадочных мест в ресторанах, кафе, барах (таблица 3)
Таблица 3 – Динамика состава посадочных мест сети заведений общественного питания в Новосибирской области за 2020-2023 гг. *
Показатели
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Абсолютное отклонение
2023 от 2020 (+;-)
|
2023
в % к 2020 |
Всего посадочных мест, ед.
|
196 576
|
195 018
|
196 028
|
197 955
|
1 379
|
100,7
|
в
том числе
столовые, закусочные, ед. |
21 273
|
19 918
|
19 699
|
19 793
|
-1480
|
93,0
|
столовые,
находящиеся на балансе учебных заведений, организаций, промышленных
предприятий, ед.
|
98 734
|
98 783
|
99 257
|
99 316
|
582
|
100,6
|
рестораны,
кафе, бары, ед.
|
76 569
|
76 317
|
77 072
|
78 846
|
2 277
|
103,2
|
Наблюдается повышение обеспеченности населения услугами общественного питания, в частности, посадочными местами в расчете на 1 000 жителей. Так, в 2023 году «обеспеченность посадочными местами в общедоступных предприятиях общественного питания в целом по области составила 36 мест, по муниципальным районам области и городским округам (без Новосибирска) – 25 посадочных мест, в Новосибирске – 44 посадочных мест на 1 000 жителей» [13]. Несмотря на общую положительную динамику развития индустрии общественного питания, удельная обеспеченность заведениями общественного питания и посадочными местами в расчете на 1 000 населения области недостаточная [7, с. 86], что заслуживает отрицательной оценки и указывает на наличие нереализованного потенциала сферы услуг и инфраструктуры общественного питания.
По экспертным оценкам, рынок услуг общественного питания освоен далеко не полностью [6], индустрия питания имеет факторы дальнейшего роста, реализации новых проектов и концепций. Характерной чертой индустрии общественного питания является ее разнообразие, «многосегментная дифференциация по форматам предприятий, ценовому фактору, специализации кухни и видам оказываемых услуг» [6, с. 167].
За последнее время в индустрии общественного питания отмечены значительные изменения, что подтверждается как закрытиями, так и открытиями новых заведений, отличающихся концепциями, целевыми сегментами, экономическим поведением и бизнес-моделями. Так, в 2023 году в Новосибирске закрылось около 10 знаковых заведений питания, преимущественно баров и кофеен, среди которых наиболее заметным стал уход сети кофеен «Шоколадница» [14]. Открылись рестораны кавказской и грузинской кухонь (рестораны сетей «Аджикинежаль», «Южане Горожане», «Дядя Вано»), винный ресторан «Pinot», пабы «Нюра» и «Beer Bistrot», кафе с завтраками весь день «BLAZE», кафе премиального сегмента «Лето», авторские кондитерские «Biscuit House», «Kook, i Dolci», «A.Ganziy» и «Панакота», кофейни «Skuratov Coffee», арт-бар «Улицы», тапас-бар «Pil Pil», паназиатский бар «No Spicy», заведения формата Street Food, кофейни красноярской сети «Green House» и другие заведения общественного питания. Из федеральных сетей в Новосибирск вышел проект сети «FRANK by Basta» – заведение делает акцент на авторские мясные блюда, в частности, фирменные рёбрышки [14].
Драйверами отраслевой индустрии остаются форматы демократичных и более массовых сегментов (заведения форматов QSR и Grab&go), заведения кавказской, грузинской, паназиатской кухонь с яркой, но достаточно понятной и доступной концепцией. Данные форматы и сегменты востребованы и популярны среди жителей региона.
Большим спросом пользуются фудхоллы – форматы общественного питания с выраженной территориальной концентрацией объектов отраслевой индустрии на площади в среднем от 1 до 5 тыс. кв. м. Уникальность формата фудхоллов заключается в локализованной интеграции нескольких гастрономических концепций, разнообразии меню, высокой скорости обслуживания. Сочетание ресторанного сервиса, комфортной посадки клиентов, авторской кулинарной рецептуры, микс впечатлений и развлечений по доступным ценам выгодно отличают фудхоллы от других концепций, трансформируя фудхоллы в места с разнообразными ресторанными концепциями в пределах одной локации.
В Новосибирске сравнительно недавно функционирует «Гастрокорт» – в фудхолле представлено свыше 130 гастрономических концепций (корнеров) и кухонь мира. Новосибирский «Гастрокорт» по своим масштабам является крупнейшим предприятием среди российских регионов, современной гастрономической площадкой и местом организации досуга, а по количеству концепций даже опережает аналогичные столичные заведения [13]. В начале 2024 году состоялось открытие первого сетевого фудхолла «6/1» в ТВК «Калейдоскоп» – нового концептуального гастрономического пространства стильного интерьера в Новосибирске на площади 2,5 тыс. кв. м, где достигнуто уникальное сочетание не только в еде, но и в досуге, где можно найти время для завтрака, бизнес-встречи, отдыха [15, 17].
Следует отметить, что субъекты отраслевой индустрии открывают новые заведения и осваивают модные гастрономические концепции не только в пределах Новосибирской области, но и за ее пределами, осуществляя активную региональную экспансию как в России, так и за рубежом. В 2023 году новосибирская сеть пиццерий «Пицца синица» открыла свои заведения в Новокузнецке и Норильске, ресторан кавказской кухни «Аджикинежаль» открылся в Барнауле, ресторан итальянской кухни «Перчини» – в Ульяновске и Набережных челнах. Группа ресторанных компаний из Новосибирска «Ясно рестораны» запустила проект ресторана «Хочу Пури» в Кемерово, Набережных челнах, Нижневартовске и Перми. Мясной ресторан «Горячий цех» находится в стадии запуска в Тюмени, а основанная в Новосибирске группа компаний «DNK Food» открыла свое первое заведение – паназиатское бистро «NEMO» в Красноярске [14].
В исследуемом периоде новосибирская сеть чебуречных «Cheburek.Me» открыла свои заведения в Литве, в настоящее время под этим брендом функционирует 375 заведений в 12-ти странах (Беларусь, Латвия, Казахстан, Грузия, Узбекистан, Армения, Эстония и другие страны ближнего зарубежья) [14, 16]. Сети новосибирских бургерных «Spot&Chose» и «Burger Records» объявили о выходе в Индонезию и Таиланд. Другой новосибирский проект – ресторан паназиатской кухни «TomYumBar» – объявил о выходе на рынки общественного питания Турции и ОАЭ [14].
Основным инструментом региональной экспансии является франчайзинг. По мнению экспертов, г. Новосибирск имеет статус так называемой «франчайзинговой столицы» России с точки зрении развития индустрии общественного питания и находится в центре внимания за счет масштабирования своих проектов в сфере общественного питания, являясь катализатором роста и усиления позиций субъектов отраслевой индустрии в Новосибирской области и за ее пределами [14].
Устойчивым трендом развития общественного питания в регионе является удовлетворение спроса населения на доставку «готовой еды» и еды навынос. По оценкам Сибирского ГУ Банка России, в исследуемом периоде г. Новосибирск входит в число городов-лидеров по количеству заведений общественного питания с данным сервисом, положительно влияя на рост удельной обеспеченности населения подобными услугами [18]. В расчете на 1 000 жителей в Новосибирске приходится 1 724 заведений с доставкой «готовой еды», являясь третьим по уровню показателем в стране среди городов-миллионников [13, 18]. Сегмент доставки «готовой еды» является самым быстрорастущим сегментом не только отраслевой индустрии, но и рынка электронной коммерции в целом. Рост данного сегмента происходит на фоне ужесточения конкуренции между розничными торговыми сетями, производителями продуктов питания и сервисами доставки, которая в дальнейшем только усилится. Также оказание подобных услуг в индустрии общественного питания приводит к обострению проблемы дефицита персонала, в том числе курьеров, являясь одним из барьеров и вызовом для развития индустрии общественного питания в регионе.
Благоприятное влияние на индустрию общественного питания оказывает внутренний туризм, который получил активное развитие в последнее время. В регионе сформированы предпосылки тесной интеграции общественного питания с сибирским гостеприимством, развития гастрономического туризма и событийных гастро- мероприятий. Акцентируется внимание на меню с включением аутентичных и уникальных блюд сибирской гастрономии, интересной подаче блюд, стиле и дизайнерских решениях заведений общественного питания. Наблюдается рост бизнес-взаимодействий с локальными поставщиками сырья, экологически чистой фермерской продукции и расширение ассортимента традиционных местных блюд на основе использования локальных продуктов [7, с. 87].
Отмечается рост конкурсов и фестивалей гастротуристической направленности как в регионе, так и за его пределами, проводимых в целях продвижения локальных гастрономических концепций и блюд сибирской кухни. Вместе с тем, очевидна проблематика отсутствия регионального гастрономического бренда, что требует активного сотрудничества всех заинтересованных субъектов в формировании и продвижении сильного и эффективного бренда на основе выявления продуктов, которые вызывают ассоциации с Новосибирской областью [7, с. 90], следовательно, усиливают мотивацию туристов к посещению и знакомству с регионом.
Заключение. Выполненное исследование показало, что, несмотря на всю сложность и неоднозначность влияния внешних факторов, индустрия общественного питания в Новосибирской области демонстрирует высокую адаптационную способность и развивается. Это находит свое подтверждение в усилении позиций и росте объемов деятельности, увеличении количества заведений, повышении удельной обеспеченности населения услугами общественного питания, формировании новых элементов инфраструктуры, сервисов и форматов обслуживания клиентов, масштабировании бизнеса в регионе и за его пределами, усилении внутриотраслевой конкуренции и конкуренции предприятий общественного питания с другими субъектами на рынке доставки «готовой еды» и еды навынос, развитии новых и современных гастрономических концепций в регионе.
Среди проблематики развития индустрии общественного питания в Новосибирской области необходимо отметить проблемы: сохраняющуюся недостаточную удельную обеспеченность населения услугами общественного питания, в частности, обеспеченность населения заведениями современных форматов; территориальный дисбаланс размещения заведений питания, преимущественно, на городском сегменте рынка услуг общественного питания; превалирование заведений более дорогого ценового сегмента (ресторанов, кафе, баров) над общедоступной сетью предприятий питания умеренного ценового сегмента (столовыми и закусочными, включая школьные столовые и столовые промышленных предприятий); приоритет масштабов деятельности по сравнению с качественными характеристиками оказываемых услуг; сохраняющийся дефицит сотрудников и низкий престиж занятости в исследуемой сфере деятельности; отсутствие регионального гастрономического бренда и недостаточная вовлеченность в туристскую деятельность региона, в частности, развитие гастротуризма.
Перспективы развития индустрии общественного питания в Новосибирской области будут определяться общероссийской динамикой, трендами сферы услуг общественного питания, состоянием региональной экономики, паттернами потребительского поведения. Особе внимание, по нашему мнению, следует уделить разнообразию форматов и гастрономических концепций, открытию новых заведений в арт-пространствах и других знаковых локациях Новосибирска, более тесной интеграции локальной кухни в меню рестораторов и создании уникальных рецептов, совершенствованию логистики и деятельности служб доставки, внедрению цифровых высокотехнологичных решений в деятельность хозяйствующих субъектов, трансформации индустрии питания в индустрию развлечений, зрелищных мероприятий и впечатлений, что нуждается в дополнительных исследованиях и будет продолжено в дальнейшем.
Источники:
2. Суслова Ю.Ю, Терещенко Н.Н., Александров Ю.Л., Анопченко Т.Ю., Бутова Т.Г., Волошин А.В., Воронина Н.Ф. и др. Проблемы и тенденции развития сферы услуг в условиях цифровизации. / Монография. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2023. – 260 c.
3. Нюренбергер Л.Б., Аршинова А.Н., Глотко А.В., Зотова Е.Г., Игошин А.В., Леушина О.В., Лучина Н.А., Маневич Я.В. и др. Влияние современных трансформационно-интеграционных процессов на развитие отраслевых региональных рынков услуг. / Монография. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2022. – 228 c.
4. Поклонова Е.В. Общественное питание Красноярского края: статистический анализ основных показателей // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. – 2021. – № 1(35). – c. 89-97.
5. Вишневская Е.В., Семченко И.В. Развитие индустрии общественного питания региона (на примере Белгородской области) // Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. – 2018. – № 3. – c. 89-97. – doi: 10.18413/2408-9346-2018-4-3-0-4.
6. Феденёва И.Н., Севрюков И.Ю., Леушина О.В., Якшигулов Р.А. Общественное питание в структуре туристской индустрии (на примере г. Новосибирска) // Человек. Спорт. Медицина. – 2021. – c. 166-170. – doi: 10.14529/hsm21s125.
7. Горошко Н.В., Пацала С.В. Ресторанная индустрия как инструмент продвижения регионального гастрономического туризма в Новосибирской области // Экономика. Информатика. – 2023. – № 1. – c. 79-93. – doi: 10.52575/2687-0932-2023-50-1-79-93.
8. Макаревич Ю. Какие форматы общепита выделяются на рынке 2024?. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/food/1052026-kakie-formaty-obshchepita-vydelyayutsya-na-rynke-2024 (дата обращения: 18.03.2024).
9. Федяков И. HoReCa-2024: новый ландшафт рынка. T.me. [Электронный ресурс]. URL: https://t.me/INFOLine_HoReCa_bot (дата обращения: 18.03.2024).
10. Новосибирская область. 2023. / Статистический ежегодник. - Новосибирск: Территориальный орган ФСГС по Новосибирской области, 2023. – 140 c.
11. Емисс. Fedstat.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 19.03.2024).
12. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11188 (дата обращения: 19.03.2024).
13. Год ресторанного бума. Андрей Гончаров об общепите в Новосибирской области. Nsk.aif.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nsk.aif.ru/society/god_restorannogo_buma_andrey_goncharov_ob_obshchepite_v_novosibirskoy_oblasti (дата обращения: 20.03.2024).
14. Катаев Д. Самые яркие открытия и закрытия в ресторанной сфере Новосибирска в 2023 году. Ksonline.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ksonline.ru/519944/horeca2023/ (дата обращения: 20.03.2024).
15. Фуд-холл 6/1. Foodhall.kaleidockop.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://foodhall.kaleidockop.ru/ (дата обращения: 21.03.2024).
16. Соколов С. Нажарил на миллионы: новосибирская сеть общепита вошла в топ-10 самых масштабных в России — сколько она зарабатывает. Ngs.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ngs.ru/text/business/2023/12/04/72971981/ (дата обращения: 22.03.2024).
17. Андрианова Д. Чемпионат России по фуд-холлу. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6536156 (дата обращения: 22.03.2024).
18. Доклад «Региональная экономика: комментарии ГУ». Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/analytics/dkp/reg_review/report_04/ (дата обращения: 22.03.2024).
Страница обновлена: 19.07.2024 в 10:33:24