Инструменты поддержки освоения новых внешних рынков в условиях санкций

Рыбаков В.В.

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Рыбаков В.В. Инструменты поддержки освоения новых внешних рынков в условиях санкций // Экономические отношения. – 2024. – Том 14. – № 3. – doi: 10.18334/eo.14.3.121447.



Введение

В настоящее время, несмотря на постоянно усилившееся санкционное давление со стороны недружественных стран на РФ, роль экспорта остается важнейшей основой российской экономики, обеспечивающей приток валютной выручки, трансферт технологий и повышающей конкурентоспособность российской продукции за счет борьбы за потребителя на внешних рынках нейтральных стран, что предопределило актуальность темы исследования.

Вклад экспортной деятельности в ВВП России в 2023 году упал до минимального значения -23% [1]. Поддерживаемый государством несырьевой неэнергетический экспорт (ННЭ) включает в себя широкий спектр товаров, таких как машины и оборудование, промышленные товары, сельскохозяйственную продукцию. всегда являлся важной частью экономики не только Российской Федерации, но и многих развивающихся стран, так как он способствует развитию промышленности, созданию рабочих мест и увеличению доходов страны от экспорта.

Выстроенная в 2018 году система поддержки несырьевого неэнергетического экспорта [2] (примечание: по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года была утвержден паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт») оказалась довольно устойчивой и адаптивной к внешним вызовам, в первую очередь, связанным с беспрецедентным санкционным давлением стран Запада на Россию и её ключевых хозяйствующих субъектов. Меры поддержки ННЭ, средства на которые были предусмотрены в национальном проекте и в федеральном бюджете с 2018 по 2024 год, остаются востребованными российскими предпринимателями и сейчас. Таким образом вопрос модернизация и продление действия национального проекта до 2030 года в условиях бюджетного дефицита играет решающее значения в развитии всего несырьевого неэнергетического экспорта Российской Федерации, без исключения.

С учетом изложенного, актуальность исследования очевидна.

Агрессивная санкционная политика стран Запада диктует создание в РФ максимально эффективной, адаптивной, сконцентрированной системы комплексной «сквозной» поддержки экспорта. Должна быть налажены долгосрочные торгово-экономические и научно-технические отношения с партнерами из дружественных стран на взаимовыгодной основе и адресная «сквозная» поддержка должна оказываться российским внешнеторговым и производственным компаниям, которые смогут выстроить долгосрочные отношения с зарубежными партнерами.

Обзор литературы

Отдельные российские ученые и профильные эксперты в внешнеэкономической сфере уделяли внимание исследованию наиболее эффективных инструментов освоения новых внешних рынков в условиях санкций.

В частности, А.В. Ратнер в своей статье [3] рассматривала и классифицировала глобальные экономические вызовы, воздействующие на внешнеэкономическую деятельность РФ, а также выделяла проистекающие из них целевые установки поддержки внешнеэкономической деятельности. При этом задача выбора проектов для поддержки с учетом дефицита бюджетных средств не поднимался.

Кроме того, Д.И. Ушкалова в своей работе [4] формулирует краткие предложения, направленные на совершенствование внешнеторговой политики России: «санкции против российского экспорта могут быть эффективными только в случае если они затрагивают его крупнейшие статьи, однако именно на рынках этих товаров Россия является большой страной, и ограничение ее поставок (или даже ожидание подобного ограничения) неминуемо приводит к росту мировых цен, который позволяет финансово компенсировать снижение физических объемов поставок, а также облегчает диверсификацию их географии. Таким образом, формальная эффективность санкций (т. е. их способность ограничивать российский экспорт) противоречит ее стратегической эффективности, т.е. способности ограничивать доходы от экспорта». Вместе с тем санкционное давление со стороны недружественных стран планомерно затрагивает все новые и новые менее масштабные статьи экспорта и импорта РФ, что сказывается на конкурентоспособности и приводит к росту издержек у российских участников ВЭД. Целесообразно определить критерии приоритезации экспортно ориентированных проектов с учетом отраслевых и страновых аспектов.

В статьях [5 и 6] авторы делают вывод, что «российский бизнес смог в целом адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса» (санкциям), хотя проблемы по трансграничным платежам и логистике остаются. «При этом осуществляется поддержка со стороны государства, которая позволяет оптимизировать расходы и создает стимулы для развития предпринимательской деятельности в России». К числу наиболее действенных антисанкционных мер для поддержки российских предпринимателей называются: расширение доступа к кредитам, снижение регуляторной нагрузки на бизнес, поддержка рыночного спроса.

Авторы статьи [7] справедливо делают вывод о том, что роль государственного регулирования в условиях глобального финансово-экономического кризиса и санкций заключается в поддержании отдельных сфер экономики за счет дополнительного государственного финансирования, дополнительном спонсировании экспорта высокотехнологичной продукции, развитии несырьевого экспорта.

Разработанная в 2021 году Кирбитовой С.В. [8] методика комплексной оценки конкурентоспособности предприятий - участников внешнеэкономической деятельности на внешних рынках к настоящему моменту неприменима, поскольку сама оценка конкурентоспособности предприятий-участников ВЭД - получателей государственной поддержки строится, в том числе на международных индексах и рейтингах недружественных к России стран, оценивающих имидж стран.

В 2023 году в условиях нового времени разработаны несколько общегосударственных документов, определяющих в том числе принципы продвижения российской продукции на внешние рынки. Это и Концепция внешней политики Российской Федерации, а также Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2030 года.

Целью статьи является детальное рассмотрение текущих программных документов в сфере переориентации торговли РФ на новые внешние рынки, оценка и приоритезация инструментов и экспортных проектов, которые должны быть поддержаны со стороны государства в первую очередь, принимая во внимание дефицит бюджетных средств.

Научная новизна предмета исследования заключается в поиске перспективных внешнеторговых направлений для российского экспорта и подходящих высокоэффективных инструментов «сквозной» поддержки экспортно ориентированных проектов, принимая во внимание текущую неблагоприятную внешнеполитическую и внешнеэкономическую ситуацию для российского бизнеса.

Гипотеза статьи – предоставление высокоэффективных инструментов «сквозной» поддержки экспорта должно происходить избирательно для проектов ВЭД, которые в обозримой перспективе будут способствовать многократным поставкам российской продукции с добавленной стоимостью на внешние рынки дружественных стран.

При подготовке статьи были использованы следующие научные методы исследования: анализ, синтез, описание, дедукция и логистический метод.

После пиковых показателей 2019-2022 года, в том числе за счет глобальных изменений в географии поставок в сторону дружественных стран, в 2023 г. зафиксирован незначительный спад объема ННЭ в сравнении с показателем 2022 года (см рисунок 1).

Рисунок 1 Структура несырьевого неэнергетического экспорта в 2019-2023 годах в постоянных ценах 2020 года.

Figure 1. – The structure of non-resource non-energy exports in 2019-2023 at constant 2020 prices.

Источник: Составлено автором на основе данных ФТС России

Максимальное значение объема ННЭ было достигнуто в 2021 год – почти 147 млрд. долл. экспорта [9]. Вместе с тем часть ННЭ, относящаяся к агропромышленному комплексу, продемонстрировала значительный рост в 2023 году, во много благодаря наращиванию поставок зерновой и масложировой продукции на экспорт в дружественные страны.

При этом, устойчиво растет экспортная активность отечественных предприятий. По итогам 2023 года общее количество экспортеров-субъектов МСП составило более 83 тысяч. В 2022 году число компаний, осуществлявших экспортные отгрузки и отнесенных к сегменту МСП, составляли чуть более 70 тысяч компаний. К концу 2023 года российский ННЭ практически полностью переориентировался на рынки дружественных стран. Так, на дружественные рынки было направлено 88% экспорта продукции АПК и 79% экспорта промышленной продукции (против 78% и 59% соответственно в 2020 году) [10].

По состоянию на конец 2023 года экспорт позволяет российским предприятиям достигать необходимого уровня окупаемости за счет расширения производства.

Национальный проект включает механизмы поддержки на всех этапах экспортного цикла, однако в настоящее время необходима донастройка и корректировка данного проекта, чтобы соответствовать текущим вызовам и задачам, поставленным Президентом и Правительством Российской Федерации.

Первоочередными направлениями модернизации системы поддержки экспорта должны стать:

- освоение новых внешних рынков для российских экспортеров.

- расширение возможностей международных транспортных коридоров.

- формирование совместно с дружественными странами производственных и сбытовых цепочек.

- создание недискриминационной платежной системы для участников ВЭД.

- повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках действующих и новых программ поддержки экспорта.

Программы содействия освоения новых внешних рынков в опорных странах должны быть разработаны в кратчайшие сроки и стать продолжением Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 г.) и внешнеэкономической стратегии России.

Так, в опубликованном на сайте МИД России тексте Концепции внешней политики Российской Федерации [11] отмечается, что «в целях обеспечения экономической безопасности, экономического суверенитета, устойчивого экономического роста, структурного и технологического обновления, повышения международной конкурентоспособности национальной экономики, сохранения ведущих позиций России в мировой экономике, снижения рисков и использования возможностей в связи с глубокими изменениями в мировой экономике и международных отношениях, а также в связи с недружественными действиями иностранных государств и их объединений необходимо уделять внимание:

1) адаптации мировых торговой и валютно-финансовой систем к реалиям многополярного мира и последствиям кризиса экономической глобализации, прежде всего в интересах снижения возможностей недружественных государств злоупотреблять своим монопольным или доминирующим положением в отдельных сферах мировой экономики, расширения участия развивающихся государств в глобальном экономическом управлении;

2) снижению зависимости российской экономики от недружественных действий иностранных государств, прежде всего посредством развития деполитизированной, безопасной, независимой от недружественных государств международной платежной инфраструктуры и расширения практики использования национальных валют в расчетах с союзниками и партнерами;

3) укреплению российского присутствия на мировых рынках, увеличению несырьевого неэнергетического экспорта, географической диверсификации экономических связей с их переориентацией на государства, проводящие конструктивную и нейтральную политику в отношении Российской Федерации, при сохранении открытости к прагматичному сотрудничеству с деловыми кругами недружественных государств;

4) улучшению условий доступа России на мировые рынки, защите российских организаций, инвестиций, товаров и услуг за ее пределами от дискриминации, недобросовестной конкуренции, попыток иностранных государств в одностороннем порядке регулировать ключевые для российского экспорта мировые рынки;

5) защите российской экономики и международных торгово-экономических связей от недружественных действий иностранных государств посредством применения специальных экономических мер в качестве ответной реакции на такие действия;

6) содействию привлечению в Россию иностранных инвестиций, передовых знаний и технологий, высококвалифицированных специалистов;

7) поощрению отвечающих интересам России процессов региональной и межрегиональной экономической интеграции, прежде всего в рамках Союзного государства, ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, а также в целях формирования Большого Евразийского партнерства;

8) использованию уникального географического положения и транзитного потенциала России для развития национальной экономики, укрепления транспортной и инфраструктурной взаимосвязанности в Евразии».

Из текста Концепции следует что необходимо в двухстороннем и многостороннем формате выстаивать долгосрочные взаимоотношения с дружественными к Российской Федерации странами и объединениями (ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, АСЕАН, АТЭС) для развития кооперационного взаимодействия и сотрудничества в сфере промышленного и технологической развития. Также целесообразно усовершенствовать линейку инструментов финансовой поддержки совместных кооперационных проектов России с дружественными странами с одновременным расширением источников их финансирования, реализации совместных мер по развитию экспорта товаров на рынки третьих стран, объединением усилий по локализации совместного производства на территориях стран-партнёров России по ЕАЭС и СНГ, в приоритетных отраслевых и географических направлениях.

В свою очередь, Минэкономразвития России считает, что внешнеэкономическая стратегия России должна строится на диверсификации экспорта. К концу 2030 года дружественные страны во внешней торговле России должны занимать долю в 68-70% [12].

Россия активно работает над разнообразием своих экспортных направлений и поиску новых внешний рынков. В этом контексте особое внимание уделяется странам, которые не принимают участие в санкционных акциях против России. За последние годы удалось достичь определенных успехов в укреплении взаимовыгодных экономических партнерств.

Реализация внешнеэкономической стратегии позволит РФ диверсифицировать свою экономику и снизить зависимость от отдельных рынков и политической конъюнктуры. Вместе с тем процесс переориентации требует времени и тесного взаимодействия с партнерами по различным направлениям. В качестве перспективных (опорных) стран обозначаются: КНР, Индия, страны-партнеры по ЕАЭС и СНГ, страны Юго-Восточной Азии, страны Латинской Америки – Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Никарагуа, страны Африки – Египет, ЮАР, Кения, Нигерия и Эфиопия, страны исламского мира и Ближнего Востока – Турция и ОАЭ.

В целом, растущая доля дружественных стран во внешней торговле России свидетельствует о стремлении к разностороннему и устойчивому развитию экономики. Постепенное увеличение числа партнеров поможет расширить сферу влияния и повысить конкурентоспособность российских товаров и услуг на мировом рынке. Это важный шаг в направлении строительства открытой и взаимовыгодной экономической системы.

Президент РФ поручил [13] при разработке Стратегии развития внешнеэкономической деятельности РФ на период до 2030 года «продумать улучшение мер и инструментов поддержки несырьевого неэнергетического экспорта, определить объемы и условия их финансирования с учетом необходимости переориентировать поставки на рынки дружественных государств».

Величина экспортных поставок России на рынке дружественных стран в 2023 году превысила 360 миллионов долларов, увеличившись по сравнению с 2021 годом в физическом выражении на 60 процентов, в том числе по объему торговли с Китаем вышли на исторический максимум. По итогам 2023 года российский экспорт в Китай достиг рекордных значений – более 110 миллиардов долларов, а общий товарооборот России и Китая – 210 миллиардов долларов.

По направлению освоение новых внешних рынков в «опорных странах» предлагается следующие инструменты поддержки:

1) Торгово-политическая поддержка: государство активно взаимодействует с дружественными странами, устанавливая и развивая межгосударственные отношения. Это включает встречи на высшем уровне, переговоры и заключение межгосударственных соглашений. Поддержка представителей российского бизнеса становится одним из приоритетов в таких отношениях.

2) Финансовая поддержка: ФОИВ и профильные финансовые институты предоставляют конкурентоспособные финансовые инструменты и программы для поддержки российских компаний, желающих освоить новые внешние рынки. Для выхода российского бизнеса на новые внешние рынки потребуется долгосрочное финансирование, страхование проектов от коммерческих и политических рисков и убытков с привлечением государственных гарантий РФ, льготное финансирование создания современной товаропроводящей инфраструктуры на территории РФ и за рубежом, включая модернизации портов, оптово-распределительных складов, железнодорожных путей и автомобильных дорог.

3) Информационная поддержка: популяризация российской продукции как в целом (единый бренд), так и ее отдельных флагманских брендов за рубежом. Одновременно с этим остается актуальным подготовка в интересах российских участников ВЭД исследований для российского бизнеса по потенциальным рынкам сбыта, формирование и актуализация баз данных потенциальных партнеров и клиентов, а также консультационная поддержку по аспектам введения бизнеса в стране.

4) Устранение барьеров и облегчение экспорта: снижение тарифных и нетарифных барьеров для российских компаний на рынках дружественных стран. Это может включать переговоры о зоне свободной торговли, упрощение процедур экспорта и импорта, содействие в обеспечении соответствия российских товаров и услуг требованиям дружественных стран.

К примеру, быстрорастущие емкие рынки дружественных стран защищены барьерами от поставок из государств-членов ЕАЭС, выход на них предусматривает снижение или снятие барьеров для российской продукции.

В настоящее время ЕАЭС имеет зоны свободной торговли (далее - ЗСТ) с Сербией, Вьетнамом, Ираном (временное соглашение), странами СНГ. Необходимо за счет торгово-политической работы выровнять условия доступа для компаний стран-членов ЕАЭС на перспективные (дружественные) рынки с теми условиями, на которых поставляется высокотехнологичная продукция основных конкурентов компаний из третьих стран.

5) Установление бизнес-контактов: Участие в международных форумах, выставках, деловых-миссиях для установления бизнес-контактов с потенциальными партнерами и клиентами в дружественных странах.

6) Развитие экспортной инфраструктуры: Улучшение транспортной, логистической и коммуникационной инфраструктуры способствует расширению возможностей для экспорта и освоения новых рынков. В этом контексте Россия активно развивает и модернизирует свои транспортные коридоры, порты, аэропорты и другие инфраструктурные объекты.

7) Развитие инфраструктуры: Улучшение транспортной, логистической и коммуникационной инфраструктуры является одной из ключевых мер, предпринимаемых российским правительством для содействия российскому бизнесу в освоении новых внешних рынков. Увеличение доступности и эффективности транспортных маршрутов обеспечивает более быструю и надежную доставку товаров, что способствует развитию экспорта и улучшению конкурентоспособности российских компаний.

Для выхода на емкие и быстрорастущие рынки потребительских товаров первым приоритетом в развитии интеграционных процессов должна оставаться надежная транспортная связность, обеспечение доступного и удобного логистического сервиса через транспортное пространство ЕАЭС для поставок на целевые рынки дружественных стран.

Сложившаяся структура грузопотоков обусловила развитие удобного сервиса для обработки предназначенных для рынков ЕАЭС грузов потребительского назначения, с перегрузкой преимущественно в европейских хабах и последующей доставкой в восточном направлении. В западном направлении были налажены поставки энергоносителей, сельскохозяйственного и промышленного сырья. Тенденция наращивания в последнее десятилетие мощностей для поставок потребительских товаров из Китая в Европу в обход евразийского пространства (и, в частности, в обход маршрутов через территорию России) формирует стратегический риск деградации транспортно-логистического пространства.

Обеспечение удобного и доступного логистического сервиса и снятие барьеров доступа на целевые рынки создаст условия, необходимые для формирования и запуска ряда крупных проектов производственной кооперации. В Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» [14] уже предусмотрено объединение усилий по локализации совместного производства на территориях государств-членов в приоритетных для них направлениях.

8) Образование и подготовка кадров: получение профессионального образования от практиков внешнеэкономической деятельности для бизнеса, развития высококвалифицированных специалистов, способных эффективно работать на международном уровне. Программы обучения с государственной поддержкой и стипендии, а также партнерство с ведущими зарубежными учебными заведениями дружественных стран помогают подготовить и поддержать кадры, необходимые для успешного освоения новых рынков в новых условиях.

9) Правовая защита и инвестиционные гарантии: создание комфортной инвестиционной среды в дружественных странах для российских компаний, желающих освоить новые рынки. Данное направление поддержки включает обеспечение правовой защиты бизнеса, защиту интеллектуальной собственности, прозрачные и предсказуемые правила игры, а также гарантии по защите и возвращению инвестиций.

10) Комплексная (сквозная) поддержка на всех этапах осуществления ВЭД: профильные институты и бизнес-ассоциации предоставляют постоянное консультирование, поддержку и содействие российским компаниям, осваивающим новые рынки. Это включает помощь в организации бизнес-процессов, оценку рисков и возможностей, разработку долгосрочных стратегий и краткосрочных планов действий, а также предоставление информационной и юридической помощи.

Представленные меры позволят российским компаниям-экспортерам получить сквозную поддержку для освоения новых внешних рынков, что в итоге будет способствовать росту экономики страны в среднесрочной перспективе.

Представленные выше инструменты поддержки экспорта, в первую очередь, должны быть сконцентрированы на машинно-технической и иной высокотехнологичной промышленной продукции, поскольку экспорт подобной продукции наиболее полезен с точки зрения одновременного достижения нескольких важных стратегических результатов для Российской Федерации: значительный рост объема ННЭ на многие годы вперед (в том числе с учетом необходимости обслуживания машин, механизмов, транспортных средств и иного оборудования), достижение технологического суверенитета России, ускоренного импортозамещения западных технологий.

Высокотехнологичная продукция как правило имеет большую добавленную стоимость, что будет способствовать увеличению доходов и повышению конкурентоспособности России с партнеров по ЕАЭС на мировом рынке. Поддержание экспорта высокотехнологичной продукции имеет большое значение для стимулирования инноваций и развития новых технологий. Это способствует росту научных исследований, повышению квалификации специалистов и созданию благоприятной среды для развития новаторских проектов. Благодаря экспорту высокотехнологичной продукции Российская Федерация укрепит свою позицию на мировом рынке и повысит привлекательность для иностранных инвесторов.

Вторым сегментом концентрации мер сквозной поддержки национального экспорта должна стать продукция перспективных отраслей – косметика, электроника и бытовая техника, фармацевтика, органика, инновационные товары. Для продвижения подобной продукции предлагается сформировать каталог специальных инструментов для каждого продуктового направления.

Ключевыми фокусами по направлению экспорта АПК должны стать продукты переработки зерновых культур и пищевая продукция, в том числе переработанная масложировая, мясная и молочная продукция. Сопоставимая доля экспорта обеспечивается также экспортом рыбы и морепродуктов. Развитие данного направления с учетом особенностей условий хранения и перевозки продукции требует целевого субсидирования затрат на транспортировку, сертификацию за рубежом и иные затраты, сформированные на основе выполнения требований страны-импорта.

Для сохранения и роста доли российской продукции АПК на мировом рынке необходимо предоставлять льготные оборотные, предэкспортные и инвестиционные кредиты и иные действенные меры поддержки.

С другой стороны, продукция массового потребления может иметь более низкую прибыльность из-за высокой конкуренции и снижения цен. Однако ее также целесообразно поддерживать сквозными мерами, преимущественно некастомизированными (коробочными) инструментами, поскольку она также составляет значительную часть российского экспорта и влияет на уровень занятости и социальную стабильность.

Заключение

В сравнении с действовавшей с 2003 года системы «сквозной» нефинансовой и финансовой поддержки экспорта, ориентированной на поддержку широкой номенклатуры промышленной продукции [15], в современных условиях предлагается сконцентрировать меры «сквозной» государственной поддержки на нескольких отраслевых и страновых направлениях экспорта, которые должны принести долгосрочный, а не сиюминутный результат.

Основной проблемной зоной для дальнейшего изучения являются отраслевые ниши, которые в среднесрочной перспективе могут обеспечить прирост нового экспорта, в том числе за счет «сквозной» поддержки отраслевых предприятий-чемпионов. Также предстоит сформулировать конкретные специализированных инструменты поддержки отраслевых предприятий-чемпионов по выводу их продукции на внешние рынки дружественных стран.

Ключевым индикатором приоритезации проектов для государственной поддержки должен стать подтвержденный потенциальный эффект в виде объема экспортных поставок продукции с добавленной стоимостью на годы вперед.

Таким образом, поддержка будет концентрироваться вокруг создания сельскохозяйственных и промышленных производств, а также создания соответствующей логистической инфраструктуры в рамках развития международных транспортных коридоров, обеспечивающих расширения поставок отечественной продукции в дружественные страны.


Страница обновлена: 22.07.2024 в 14:54:17