Внешняя торговля России: анализ проблем и решения

Кошман В.В.1, Зимовец А.В.1, Ханина А.В.2
1 Таганрогский институт управления и экономики
2 Южный федеральный университет

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Настоящая статья посвящена исследованию влияния экономических санкций на динамику экспорта и импорта российской продукции. Исследование базируется на материалах официальных статистических данных и прогнозах аналитиков ЦБ РФ и Минэкономразвития. Обоснованно влияние динамики торгового баланса на основные показатели, характеризующие социально-экономическое развитие государства. В работе показано, что в последнее время динамика экспорта и импорта в России зависит от влияния внешних факторов, вследствие чего является трудно-прогнозируемой. Тем не ме-нее, делается вывод, что у российской экономики пока еще имеется определенный «запас прочности», позволяющий поддерживать положительный торговый баланс. Учитывая существующие трудности в развитии российской экономики в текущий период, авторы предлагают рекомендации по обеспечению внешнеторговой политики и стабильного по-ложительного внешнеторгового баланса России в целях стимулирования дальнейшего роста международной торговли

Ключевые слова: экспорт и импорт, торговый баланс, экономическая безопасность, санкции, поддержка экспортеров

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение. Внешняя торговля играет ключевую роль в экономике практически любого государства. Именно внешнеторговая деятельность определяет экономический и политический вес государства на мировой арене [15]. Однако, на пути к успешному развитию экспорта и импорта возникают различные проблемы, требующие комплексного анализа и поиска эффективных решений.

Сегодняшнюю внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации сложно считать высокоэффективной и легко прогнозируемой: на экспортно-импортные отношения серьезное влияние оказывают санкции «недружественных стран», ограничивающие как поставки собственных товаров на территорию России, так и вводящие эмбарго на приобретение товаров российского производства.

Несмотря на прилагаемые западными странами и США усилия, полностью изолировать Россию от внешнего рынка, вряд ли получится. Во-первых – в мире достаточно стран, которые поддерживают политику России, а во- вторых – некоторое категории товаров, которые производятся в нашем государстве и направляются на экспорт – имеют уникальные потребительские характеристики, и их зарубежные потребители, либо не смогут от них полностью отказаться, либо полный отказ от их приобретения нанесет непоправимый экономический ущерб самому «отказнику».

Актуальность темы настоящего исследования объясняется необходимостью осмысления и анализа текущего состояния международной торговли России в контексте современных глобальных вызовов. Анализ проблем в области внешней торговли и поиск решений – важны не только для экономического развития страны, но и для обеспечения ее устойчивости и конкурентоспособности на мировой арене. Выявление и актуализация проблем, с которыми сталкиваются российские экспортеры и импортеры, должно способствовать разработке эффективных стратегий развития внешнеэкономической деятельности России.

Изученность проблемы. Потенциал и современные направления роста отечественной экономики исследуются в работах таких авторов, как Дробот Е.В. [5], Климачев Т.Д. [9], Мартынов М.Х. [14], Петренко Т.В. [17], Тимофеев И.Н. [21] и др., однако мало кто из авторов в текущий момент времени делает реальные предложения по обеспечению высокого уровня отечественного производства технологически-сложной продукции и повышения конкурентоспособности российских товаров на зарубежных рынках: значительное количество публикаций направлено лишь на оценку текущей ситуации и анализ ее последствий.

Цель исследования заключается в выявлении основных проблем, с которыми сталкивается внешняя торговля России, и выработке конкретных предложений, способствующих стимулированию развития и поддержке внешнеэкономической деятельности страны.

Гипотеза исследования состоит в том, что нынешняя внешнеторговая деятельность России осложнена санкционным давлением со стороны США и «недружественных» западных стран, в связи с чем, является слабо прогнозируемой. Однако, выработка и реализация на уровне государства механизмов поддержки экспорта и импорта, а также улучшение логистической инфраструктуры на азиатской части нашего государства – способны содействовать устойчивому росту внешней торговли и повышению конкурентоспособности России на мировом рынке.

При проведении исследования использовались следующие научные методы: метод сравнения, метод изучения информационных материалов, метод статистического анализа, графический метод.

Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к анализу проблем и поиску решений в сфере внешней торговли России. Путем изучения актуальных проблем и выработки конкретных рекомендаций, авторы статьи стремятся внести вклад в развитие научного обсуждения вопросов внешнеэкономической деятельности страны, и предложить практические решения, способствующие улучшению ситуации в данной области.

Внешняя торговля России: оценка текущей ситуации. Торговые отношения между странами имеют долгую историю. В качестве одного из наиболее ранних примеров устойчивых торговых отношений можно привести античный Средиземноморский регион, в пределах которого города-полисы осуществляли торговые отношения на основании заключаемых сторонами соглашений и договоренностей. В средние века, возможности осуществления торговли с сопредельными государствами сыграли ключевую роль в формировании торговых гильдий, а также способствовали налаживанию и расширению торговых отношений между Европой, Азией и Африкой.

В конце XVIII – начале XIX века международная торговля стала одним из основных принципов экономической мысли меркантилистов, господствовавших в то время [17]. Идеи классической экономической мысли, представленные Адамом Смитом, поддерживали свободную торговлю как способ стимулирования экономического роста и процветания.

С усилением мировой глобализации в XX-XXI веках и становлением многосторонних организаций, таких как Всемирная торговая организация, международная торговля стала одним из ключевых факторов развития современной мировой экономики [10]. И даже, несмотря на порой справедливую критику свободной международной торговли, нельзя не согласиться, что её поддержка остается ключевым элементом, способствующим мировому экономическому росту и процветанию.

Современная экономика Российской Федерации, как и экономика практически всех остальных стран мира, ориентирована на развитие торговых отношений с зарубежными партнерами. Участие России в международной торговле позволяет ей получать следующие преимущества:

– доступ к более широкому спектру рынков для размещения своих товаров и услуг;

– извлекать выгоду из доступности различных товаров и услуг, происходящих из других стран;

– участие России в международных организациях типа Всемирной торговой организации (ВТО) способствует повышению её имиджа, как предсказуемого и надежного участника международной торговли [13], что в свою очередь, позволяет привлекать иностранные инвестиции на более выгодных условиях.

К сожалению, беспрецедентное количество (по состоянию на конец 2023 года – более 18,7 тысяч [4]) экономических санкций, введенных «недружественными странами» из-за проведения Россией Специальной Военной Операции (СВО), серьезнейшим образом влияет на её торговые и финансовые потоки. Всестороннее изучение таких обстоятельств и тенденций, должно помочь России адаптировать свои торговые стратегии и минимизировать потери.

Многими экспертами, в качестве основных показателей, характеризующих развитие социально-экономической среды государства, указываются:

– динамика ВВП;

– ключевая ставка Банка России;

– реальная заработная плата;

– темпы инфляции;

– курс рубля;

– показатели фондового рынка;

– динамика добычи, реализации и цен на нефтегазовые ресурсы и т.д.

Однако, ключевым показателем, следует все же признать динамику экспорта и импорта продукции (для России, во многом связанной с динамикой экспорта нефтегазовой продукции [14]), ибо именно они оказывают существенное воздействие практически на все вышеперечисленные показатели (рис. 1)

Рисунок 1. Влияние экспорта и импорта на основные социально-экономические

показатели

Источник: составлено авторами.

Очевидным становится, что точность прогноза объемов экспорта и импорта (а также торгового и платежного балансов) имеет важное значение для экономики России, в частности [19]:

– прогнозирование экспорта и импорта позволяет определить стратегию торговой политики России [6];

– знание ожидаемого объема экспорта и импорта важно для обеспечения устойчивости внешнеэкономических показателей страны;

– прогнозирование экспорта и импорта помогает инвесторам принимать обоснованные решения о вложении средств в те или иные сферы промышленного производства;

– наконец, эти прогнозные данные, позволяют оценить влияние внешней торговли на макроэкономические показатели, такие как валютный курс, инфляция, уровень занятости и т.д.

Итак, прогнозирование объемов и структуры экспорта и импорта играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития экономики России.

К сожалению, объемы внешней торговли, в последние годы, под воздействием внешних факторов, становятся все менее предсказуемыми (рис. 2)

Рисунок 2. Динамика объемов российского экспорта и импорта

Источник: составлено авторами по данным [3; 16].

Как видно из отображенных выше статистических данных, объемы отечественного экспорта стабильно (в среднем – в 1,5-2,0 раза) превышают объемы импорта, однако в последние годы динамика торговли (особенно экспорта) становится нестабильной. В частности, практически двукратное падение экспортной выручки в 2015-2016 гг. (по сравнению с 2011-2014 гг.) было обусловлено санкциями за вхождение полуострова Крым в состав России и низкими ценами на нефть и газ; снижение торговли 2020 г. было вызвано пандемией COVID-19, а спад выручки от экспорта в 2023 г. был детерминирован установлением «потолка цен» на российскую нефть. В свою очередь, рекордная выручка от экспорта продукции в 2022 г. была предопределена ажиотажным спросом на нефть и газ со стороны европейских покупателей. Однако предсказать дальнейшую динамику объемов внешнеторговой деятельности российских предприятий является крайне затруднительно не только из-за отсутствия четких прогнозов о возможном времени окончания проводимой Россией СВО, но и из-за того, что в ближайшие годы (если не десятилетия) санкции с России, скорее всего, сняты не будут [7]. Более того, наиболее вероятным является прогноз усиления санкционного давления на экономику и промышленность России.

Динамика импорта продукции чуть более стабильна, во многом благодаря реализованной государством политики «параллельного импорта» и переориентации торговых потоков на страны Азии. Однако, и здесь позиция не самая стабильная: даже те страны, которые демонстрируют лояльность по отношению к России (в т.ч. Китай и Индия) не спешат становиться странами-транзитёрами, из-за опасения санкций в отношении уже их экономики, а те страны, которые готовы поддерживать Россию, несмотря на все обстоятельства (в т.ч. Беларусь, Иран и Северная Корея), либо не имеют соответствующего экономического и производственного потенциала, либо сами уже находятся под санкционным давлением.

В рамках противодействия санкционному давлению, правительство России реализовало ряд мер, ориентированных на поддержание стабильности экономики, в т. ч.:

– с марта 2022 года, все расчеты с кредиторами из «недружественных стран» осуществляются исключительно в российских рублях. Аналогичные действия были предприняты в отношении поставок российского газа в «недружественные страны»;

– примерно с этого же времени ограничен либо полностью запрещен вывоз из страны отдельных категорий продукции и сырья (в т.ч. лесоматериалов, металлокерамики, вольфрама и т.д.), а также – товаров «двойного назначения (в т.ч. таких как вертолеты, грузовая автомобильная техника, приборы ночного видения и т.д.);

– с мая 2022 года действует Указ Президента РФ о контрсанкциях, в соответствие с которым, Россия ввела ответные санкции в отношении десятков юридических лиц из европейских стран и США;

– в августе 2022 года был подписан Указ о применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах. В результате, под запретом оказались любые сделки, которые меняют структуру владения российскими компаниями, их уставный капитал и сложившийся порядок реализации инвестиционных проектов;

– в декабре 2022 года, был реализован комплекс мер, направленных на противодействие нефтяному эмбарго, введенному западными странами в отношении российской нефти. В результате, поставки российской нефти и нефтепродуктов не могут быть осуществлены, если в соответствующих контрактах прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены на продукцию;

– практически сразу же с начала санкционного давления на Россию, правительство страны легализовало ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. В перечень таких товаров вошли автомобильные комплектующие, одежда и косметика, техника и смартфоны и т.д. А спустя несколько месяцев, перечень был пополнен и результатами интеллектуальной деятельности, выраженных в конкретных товарах.

Как представляется авторам, именно последние из упомянутых мер, оказались наиболее важными для конечного потребителя зарубежных товаров и услуг. По словам первого вице-премьера России, Андрея Белоусова, за 2022-2023 годы, в Россию по параллельному импорту ввезли товаров на сумму более 70 млрд. руб. [2], что составляет около 12,96% от всего импорта России за эти два года.

К числу основных стран, с которыми Россия взаимодействует в рамках реализации стратегии «параллельного импорта», являются:

1. Китай – являющийся, пожалуй, наиболее важным торговым партнером России на сегодняшний день. Только по результатам 2022 года, из Китая в Россию было поставлено продукции на сумму около 76 млрд. долл. США, что составляет около трети всего российского импорта. Именно из Китая в Россию сегодня поставляется значительное количество техники и электроники [5].

2. Белоруссия – данная страна, на сегодняшний день, является, пожалуй, самым близким «другом» России. Санкции, введенные Евросоюзом в отношении этой страны за пару лет, оказались не столь существенными, а пролегающие через Республику Беларусь транспортные коридоры, в нынешних условиях, позволяют государству быть чуть ли не единственным транзитером между Европой с одной стороны, и Россией, и странами Азии – с другой стороны.

3. Турция – данное государство, входя в топ-20 ведущих экономик мира, является еще одним значимым связующим звеном между Европой и Россией. Так же стоит отметить, что Турция не просто удобна с точки зрения складской инфраструктуры и логистики, но и имеет соответствующий опыт экспорта «запрещенных» товаров из Европы в Иран. Существенным фактом является и то, что политика Турции на сегодняшний день является независимой от западных стран, и, как минимум, относительно нейтральной по отношению к России

4. Казахстан – страна, которая входит в Евразийский таможенный союз, и, казалось бы, могла являться удобным партнером России в реализации стратегии параллельного импорта [11]. Однако, в настоящее время США оказывают на страну серьезное давление, задействовав электронную систему учета перемещаемой через таможенную границу продукции, что в теории должно блокировать схемы обхода санкций с помощью посредников из Казахстана.

5. ОАЭ – так же являются для России важным каналом поставок электроники из Японии и США.

По оценкам экспертов, параллельный импорт в ближайшие годы может составлять до 30–40% импорта России, а еще столько же будет покрываться аналогами из Китая и Турции. Однако, данные прогнозы нельзя признать надежными, так как макроэкономическая ситуация меняется очень быстро. В результате, многие прогнозы экспертов (в т.ч. со стороны Минэкономразвития, ВЭБ, ЦБ РФ и т.д.) по внешней торговле России являются весьма осторожными. На среднесрочную перспективу в 2024-2027 годов в лучшем случае, следует ожидать лишь небольшого роста отечественного экспорта (в размере около 2-3% годовых), а при усилении санкционного давления – даже его существенного снижения. Что касается импорта продукции, то он будет расти (по разным прогнозам – от 3-5 до 30% в год, и в основном за счет схем параллельного импорта), особенно по группе высокотехнологичной продукции, по значительной части которой российская экономика, в силу различного рода обстоятельств, пока еще не может реализовать программу импортозамещения. Однако, несмотря на все сложности, сальдо торгового баланса в ближайшей перспективе все еще останется положительным, а, значит, все изменения в товаропотоках не должны оказать существенного влияния на динамику отечественного ВВП, уровень инфляции и стабильность российского рубля. Тем не менее, нельзя забывать и того, что в нынешних условиях, экономика России испытывает влияние и иных факторов, способных оказать существенное влияние на макроэкономическую и политическую стабильность нашего государства. А, значит, необходима разработка долгосрочной программы стабилизации и наращивания внешнеторгового оборота России.

Разработка рекомендаций по повышению экспорта Российской продукции на внешние рынки. Как показывает анализ, принимаемые Россией меры по противодействию санкционной политике Евросоюза и США носят, в основном, ответный характер. В итоге, принимаемые меры позволяют минимизировать негативный эффект, однако для победы в санкционной войне, требуется более конкретный план действий [20]. И тут нельзя не согласиться с мнением кандидата политических наук, генерального директора Российского совета по международным делам И.Н.Тимофеева, который еще в 2018 году утверждал, что «стратегия по противодействию санкциям должна отталкиваться от целостной картины, происходящих в мире процессов, роли и места в них России, а также понимания причин, которые стоят за использованием санкций. Если сводить противодействие санкциям к чисто техническим мерам (квоты, тарифы, барьеры, запреты), то она неизбежно будет носить реактивный характер».

Текущая ситуация такова, что Россия вынуждена искать баланс между самодостаточностью её экономики и интеграцией в мировую торговую систему. Очевидно, что Россия сегодня, в отличие от СССР, глубоко интегрирована в мировую экономику, и чего следует, что обеспечить самостоятельно потребность во всех необходимых товарах и услугах – не способна. Поэтому, эффективной стратегией долгосрочного характера является выстраивание самодостаточной отечественной экономики и промышленности, обладающих значительным запасом прочности. И действительно, отвечать на санкции США собственными контрсанкциями малопродуктивно: американская экономика, во-первых, мало связана с экономикой России, а во-вторых, промышленность США во многих отраслях обладает большим производственным и инновационным потенциалом. В связи с чем, запрет на реализацию отдельных категорий российских товаров в адрес США, вряд ли даст заметный эффект. Более того, санкции США базируются на доминировании доллара США, противопоставить которому России (как, впрочем, и большинству других стран) пока еще удаётся [12]. Поэтому, единственной возможностью противодействия, оказываемому финансовому давлению должно стать скорейшее создание коалиции экономик, заинтересованных в альтернативных международных платежных систем. Одним из вариантов создания такой коалиции, являются планы БРИКС по формированию внутренней валюты [1]. К сожалению, планы пока остаются планами: в прошедшем 2023 году – саммите стран БРИКС, обсуждение возможности создания единой валюты – не проводилось.

Еще одним инструментом – противостояния санкционной политики стран запада должна являться диверсификация международных торговых связей России. Решение данной задачи также должно быть комплексным (рис. 3).

Рисунок 3. Комплекс мер по развитию и диверсификации международных

торговых связей РФ

Источник: составлено авторами.

Представляется, что наиболее эффективными мерами из вышеотмеченных, способные принести наиболее быстрый эффект, являются развитие экспортных программ и поддержка предпринимательства.

Для стимулирования и развития российского экспорта рекомендуется предпринять следующие меры:

1. Вполне очевидным является то, что эволюция современной социально-экономической системы связана с поступательным внедрением новых технологий в производственные процессы [18]. В связи с этим, предлагается стимулировать производство той отечественной продукции, которая будет конкурентоспособной и востребованной на зарубежных рынках. Причем, это должна быть продукция с высокой долей добавленной стоимости, не являющаяся энергоресурсом. Примером такой продукции может являться продукция сельского хозяйства, тяжелой промышленности и ВПК, медицинские товары, результаты интеллектуальной деятельности IT-компаний [8; 9] и т.д.

2. Необходимо на государственном уровне выявлять потенциальные целевые рынки для экспорта производимой отечественными предприятиями продукции, и ежемесячно публиковать отчеты об исследованиях тенденций мировых рынков, о спросе на товары и услуги, по которым Россия может составить конкуренцию на иностранном рынке. Заниматься этой работой на федеральном уровне может министерство экономического развития РФ, а на локальном – торгово-промышленные палаты.

3. Целесообразно в более большем объёме предоставлять финансовую и консультационную поддержку отечественным экспортерам, помогать с оформлением документов и сертификацией продукции [22]. Ответственными за это структурами могут быть торгово-промышленные палаты и центры поддержки предпринимательства, например, «Мой бизнес» и др.

4. Следует инвестировать денежные средства в развитие логистики, в т.ч. в строительство новых транспортных хабов, связывающих Россию с ее партнерами. Особое внимание следует уделить строительству новых автомобильных и железнодорожных дорог, соединяющих РФ с Китаем и Северной Кореей. По мере достижения целей СВО, следует уделить особое внимание развитию инфраструктуры портовых городов «новых территорий» – Мариуполя, Бердянска и Херсона.

Что касается поддержки бизнеса, то тут целесообразна реализация следующих мер:

1. Должна быть пересмотрена практика нулевой ставки НДС при экспорте за пределы таможенной территории любой продукции. Нулевая ставка НДС не должна распространяться на поставщиков сырья и энергоресурсов, а только экспортеров, реализующих продукцию со степенью переработки не менее 50%.

2. Каждому отечественному экспортеру, следует обеспечить возможность полной поддержки иностранного покупателя на всех этапах использования продукции, помнить при этом, что один отрицательный отзыв о продукции будет стоить не менее десятка положительных отзывов.

3. Во внешнеторговых контрактах следует указывать, что товар является «полностью произведенным в России, но учитывает иностранные требования к продукции».

4. На региональном уровне следует учредить комиссии, которые будут производить оценку предприятия перед выпуском его продукции на зарубежный рынок, и в случае предъявления к поставке продукции претензий о несоответствии её определенным критериям, накладывать на нее эмбарго. Аналогичные комиссии следует создать для проверки качества продукции, поступающей на внутренний рынок, чтобы качественная продукция не только экспортировалась за рубеж, но и доходила до российского покупателя.

Предполагается, что даже в текущих, не самых простых условиях хозяйствования, предложенный выше комплекс мер, поможет увеличить объемы экспорта России, развить международные торговые отношения с лояльными партнерами, и получить стабильное положительное сальдо внешнеторгового баланса.

Заключение

Материалы проведенного исследования, лишь в очередной раз подтвердили то, что современная Россия является достаточно сильно интегрированной в мировую экономику. С одной стороны, это позволяет оптимизировать производство, сосредотачиваясь на тех товарах, работах и услугах, которые получается дешевле производить на территории РФ и экспортировать их зарубежным партнерам. С другой стороны, Россия последние десятилетия не уделяла должного внимания развитию целого ряда отраслей, в т.ч. таких как микроэлектроника, автомобилестроение, иная наукоемкая промышленность. В результате, вводимые на протяжении последних лет санкции «недружественных стран», не могли не оказать воздействие на динамику и структуру внешней торговли РФ. Предпринимаемые правительством меры по снижению негативного воздействия санкций (в т.ч. переориентация товарных потоков с Запада на Восток и реализация схем «параллельного импорта») частично решили проблему импорта, и он остался практически на до санкционном уровне. Однако ограничения на экспорт российских энергоресурсов (как прямые, так и косвенные, реализуемые путем установления верхней предельной цены) обусловили слабую прогнозируемость объемов экспортных поступлений в бюджет России. На сегодняшний день торговое сальдо остается положительным, что во многом способствует стабилизации курсу национальной российской валюты, и препятствует чрезмерному разгону инфляции и т.д. Однако тот факт, что страны Евросоюза и США с частой переодичностью заявляют о введении очередных санкций против России, делает ситуацию все более напряженной. Не улучшает ситуацию и то, что даже лояльные к России страны (Китай, Индия), опасаясь вторичных санкций, уже по отношению к их экономике, не всегда готовы (по крайней мере – в открытую) становиться посредниками в реализации все тех же схем «параллельного импорта». А некоторые партнеры даже стремятся на этом реализовать свои собственные интересы. В частности, правительство Китая достаточно прозрачно намекает, что готовы будут приобретать российский газ с использованием газопровода «Сила Сибири-2», только в том случае, если Россия построит всю инфраструктуру исключительно за свой счет.

В сложившихся обстоятельствах, Россия просто обязана в кратчайшие сроки реализовать пакет мер, направленных как на поддержку собственного производства высокотехнологичной продукции, так и продолжать развивать свою экспортную деятельность. Для этого, авторами был предложен целый ряд инструментов, как тактического, так и стратегического характера, реализация которых будет способствовать росту российского экспорта промышленной продукции, и, соответственно, увеличению конкурентного потенциала государства на международном рынке товаров.


Источники:

1. Альтернатива доллару: какой может быть новая единая валюта в многополярном мире. Сетевое издание «Свободная пресса». [Электронный ресурс]. URL: https://svpressa.ru/economy/article/407334/?ysclid=ltjqhwi519849711704 (дата обращения: 09.03.2024).
2. Белоусов оценил объем параллельного импорта за два года в $70 млрд. Сетевое издание «Ведомости». [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/12/21/1012361-obem-parallelnogo-importa (дата обращения: 21.12.2023).
3. Варсегова Н. Импорт вырос, экспорт снизился: как это отразится на ценах в России. Информационно-новостной портал «Комсомольская правда». [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/daily/27565/4890498/?ysclid=lsjr92ttu0311376636 (дата обращения: 12.02.2024).
4. В Госдуме назвали число санкций, введенных против России. Информационно-новостной портал «Комсомольская правда». [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/online/news/5595422/?ysclid=lsjt15darg149302855 (дата обращения: 19.12.2023).
5. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Перспективы расширения евразийского пространства в контексте укрепления торгово-экономического и финансового сотрудничества России и Китая // Российское предпринимательство. – 2018. – № 9. – c. 2323-2344. – doi: 10.18334/rp.19.9.39331.
6. Зимовец А.В. Международные расчеты и финансирование. / конспект лекций / НОУ ВПО «Таганрогский институт управления и экономики». - Таганрог: НОУ ВПО ТИУиЭ, 2010. – 120 c.
7. Зимовец А.В., Ханина А.В. Анализ и разработка направлений повышения конкурентоспособности российских товаров на иностранных рынках // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 1995-2012. – doi: 10.18334/epp.12.7.115117.
8. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 905-924. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.
9. Зимовец А.В., Климачев Т.Д. Цифровая трансформация производства на российских предприятиях в условиях политики импортозамещения // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1409-1426. – doi: 10.18334/vinec.12.3.116297.
10. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Эволюция глобального управления экономическими процессами в контексте международных организаций с позиции национальной безопасности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1583-1614. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.115231.
11. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Оценка экономической безопасности торговых отношений США со странами ЕАЭС в условиях санкций // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 10. – c. 4523-4546. – doi: 10.18334/epp.13.10.119215.
12. Лещенко Ю.Г., Хазалия И.Д. Валютная стоимость американского доллара как ключевой фактор обеспечения национальной безопасности США // Экономическая безопасность. – 2021. – № 2. – c. 291-308. – doi: 10.18334/ecsec.4.2.111881.
13. Лещенко Ю.Г. Анализ членства в международных финансово-экономических организациях с позиции укрепления экономической безопасности государства // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 853-870. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114900.
14. Мартынов М.Х., Зимовец А.В. Анализ роли нефтегазовых доходов в обеспечении экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 4. – c. 1283-1300. – doi: 10.18334/ecsec.6.4.119311.
15. Медведева М.Б., Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Торгово-экономические санкции в отношении России и их совместимость с правом ВТО: сценарии обеспечения экономической безопасности государства // Экономическая безопасность. – 2023. – № 4. – c. 1561-1590. – doi: 10.18334/ecsec.6.4.119262.
16. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/94itog.xlsx (дата обращения: 12.02.2024).
17. Петренко Т.В. Изменение парадигмы экономической науки в условиях инновационного развития // Russian Journal of Economics. – 2022. – № 1. – c. 26-39. – doi: 10.21202/2782-2923.2022.1.26-39.
18. Петренко Т.В. Системный подход к определению трудовой кон-вергенции в цифровой экономике // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: Материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием), Таганрог, 21–22 апреля 2023 года. Том I. – Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики. Таганрог, 2023. – c. 495-497.
19. Синиченко О.А. Особенности развития национальной платежной системы РФ // Научное обозрение. Экономические науки. – 2021. – № 3. – c. 23-27.
20. Синиченко О.А. Влияние санкционной политики на состояние банковского сектора России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2024. – № 1. – c. 11-20.
21. Тимофеев И.Н. Противодействие санкциям: от законодательства к стратегии. Официальный сайт Российского совета по международным делам (РСМД). [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/protivodeystvie-sanktsiyam-ot-zakonodatelstva-k-strategii/? (дата обращения: 12.02.2024).
22. Шаронина Л.В., Катаева Т.М. Повышение производительности труда на про-мышленных предприятиях Ростовской области: возможные пути решения проблемы // Инженерный вестник Дона. – 2018. – № 4(51). – c. 201.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 13:02:37