Волатильность рынка труда в современных условиях

Яркова Т.М.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать:
Яркова Т.М. Волатильность рынка труда в современных условиях // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 6. – С. 819-834. – doi: 10.18334/et.11.6.121238.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67898521

Аннотация:
В статье рассмотрены основные показатели характеризующие современный российский рынок труда. Определено, что рынок труда может быть саморегулируемым за счет неизменных либо слабо регулируемых человеком и властью факторов, среди которых могут выступать природно-климатические, экологические и ресурсные, количество и качество населения, а также сложившиеся за предыдущие годы развития социальные и экономические условия. Современный рынок труда находится под влиянием санкционной экономики, требующей диверсификации производства на тактическом и стратегическом уровнях, которая позволит повысить уровень и качество жизни, развивать новые перспективные территории. Государственные акценты по регулированию рынка труда должны быть дифференцированы в зависимости от всех факторов, определяющих текущее и будущее его состояние и благосостояние населения.

Ключевые слова: рынок труда, доходы население, диверсификация производства, экономика, уровень жизни населения, занятость

JEL-классификация: J21, J23, J24



Введение. Рынок труда имеет огромное значение как на мировом, государственном, так и региональном уровне. Его значимость и результативность прямо проецируются на развитие и качество жизни социума и экономики. Ввиду того, что в российском государстве территории достаточно дифференцированы с социальной и экономической точек зрения, то целесообразно рассматривать рынок труда не только на общегосударственном, но и на региональном уровне. Рынок труда является одним из знаковых компонентов социально-экономической системы региона, которая также включает и тесно взаимосвязывает друг с другом финансовый рынок, потребительский рынок, рынок образовательных, медицинских и прочих услуг и многое другое [1].

Наряду с системностью рынка следует обратить внимание на сильное влияние внешне- и внутриполитических государственных решений, на волатильность и состояние рынка труда [2]. Политические решения, определяемые историей и идеологией многих государств привели к тому, что настоящее состояние экономики российского государства и его регионов находится под жестким влиянием экономических санкций практически с 2014 года. Этот десятилетний период привел к тому, что в большей степени изменения коснулись потребительского рынка товаров и услуг. Это привело к необходимости экстренного взятия курса на самообеспечение. Особенно остро внутренний рынок отреагировал на отсутствие многих элементарных материальных, сырьевых и полуфабрикатных производств, несмотря на имеющиеся ресурсы.

Далее, начало специальной военной операции на Украине потребовало резкого увеличения государственного заказа в области военно-промышленного комплекса, который в рамках материального производства долгие десятилетия находился в состоянии определенной стабильности. За последние два года возникла острая необходимость диверсификации оборонно-промышленного комплекса страны с позиции совершенствования и научно-технической модернизации существующего производства [3, 4].

Таким образом у государства возникли новые задачи по привлечению инвестиции, срочной технико-технологической модернизации производства, разработке и внедрению научных отечественных разработок и т.д.. Однако, процедура решения поставленных задач столкнулась с важнейшей проблемой государственного масштаба - это наличие трудовых ресурсов. Известно, что трудовые ресурсы являются флагманом экономики любой территории, региона или государства, а в России численность трудовых ресурсов неуклонно снижается уже многие десятилетия. Общество давно приобрело стареющий тип, а демографические процессы оставляют желать лучшего.

В этой связи научное исследование волатильности рынка труда и современных факторов, определяющих его состояние, приобретает особую актуальность. Эффективное регулирование рынка труда посредством разработки, пролонгации и реализации многих социально-экономических программ развития и национальных проектов требуют объективной и своевременной наукоемкой экспертной оценки.

Современные ученые посвящают вопросам труда, миграции и трудовым ресурсам многие собственные труды содержащие как фундаментальные, так и прикладные результаты исследований. Следует отметить, что вопросами состояния рынка труда активно занимаются Н.А. Горелов, Е.Г. Абрамов, О.Н. Кораблева, В.В. Никитина [5, 6]; В.Г. Былков [7], Ахмедов Ф.К. [8] и другие.

Однако вопросы рынка труда остаются актуальными для рассмотрения учеными и практиками во все времена на постоянной основе ввиду того, что находятся под очень сильным влиянием внутренних и внешних факторов.

В этой связи можно заявить об актуальности и целесообразности настоящего научного исследования, результаты которого представлены в настоящей статье.

Целью данной работы является определение динамики и оценки состояния рынка труда в современных и трудно регулируемых условиях.

Авторская гипотеза опирается на то, что современный рынок труда невозможно регулировать путем реализации тактических задач, возникших на фоне минимизации или ликвидации рисков и угроз разного генезиса и силы влияния. Авторская позиция убедительно склоняется к тому, что волатильность рынка труда необходимо сглаживать путем реализации планово-стратегических мероприятий социально-экономического развития в регионах и государстве и установления баланса распределения трудовых ресурсов, а также нормализации доходов в зависимости от стоимости жизни в каждом регионе.

В качестве методов для исследования были использованы: метод контент-анализа, сравнения, экспертной оценки, статистический, экспертно-логический.

Результаты исследования. Рассматривая рынок труда необходимо в первую очередь обратиться к главному его ресурсу – это к людям. Известным фактом является то, что население, в частности, численность трудоспособного населения обеспечивает результативность экономики любой страны. В Российской Федерации (далее РФ) общий показатель численности населения в период последних 25 лет менялся очень неоднозначно (таблица 1).

Таблица 1. Численность и структура населения в РФ, 2010-2022 гг., тыс. чел. *

Показатели
Годы
Относитель-ное отклонение 2022 г. к 2010 г., %
2010
2015
2019
2020
2021
2022
Общая численность населения
142865
147182
147959
146980
146447
146447
102,5
Удельный вес мужчин от общей численности, %
46,2
46,4
46,5
46,5
46,5
46,5
100,6
Удельный вес женщин от общей численности, %
53,8
53,6
53,5
53,5
53,5
53,5
99,4
Численность трудоспособного населения
87847
84658
83679
82926
84400
83440
95,0
Численность экономически активной части населения
в т.ч.
- занятые
- безработные
75478
69934
5544
76588
72324
4264
75398
71933
3465
74923
70601
4321
75350
71719
3631
74924
71974
2951
99,3
102,9
53,2
Уровень безработицы, %
7,3
5,6
4,6
5,8
4,8
3,9
53,4
* составлено автором по данным источника [9]

Опираясь на данные таблицы 1 можно отметить, что численность народонаселения России хоть и демонстрирует незначительный рост за анализируемые 25 лет, все-таки остается низкой. При этом, если более детально обратить внимание на исследуемый период, то следует подчеркнуть, что реальный демографический рост наблюдался лишь до 2019 года (на 5094 тыс. чел.). Тогда как с 2020 года по последний анализируемый год (2022 г.) наблюдается значительное сокращение численности населения (на 1512 тыс. чел.). Причинами такого резкого снижения выступают прежде всего начавшаяся в 2020 году пандемия COVID-19 и унесшая за 3 года около 400 тысяч человек российского населения, наряду с этим в этот период времени по понятным причинам снизилась рождаемость.

Ослабление влияния вируса на жизнь и жизнедеятельность людей сменилась новой волной смертности в результате потерь ранее мобилизованных и ушедших в рамках добровольной и /или контрактной службы в зону специальной военной операции в Украине (далее СВО). Согласно июньского доклада Президента РФ В.В. Путина потери российской армии за все время проведения СВО составляют около 270 тыс. человек, включающие более 135 тыс. человек, официально признанные погибшими. В связи с чем можно утверждать, что Россия теряет большое количество людей трудоспособного возраста, преимущественно мужчин, доля которых в общей численности населения гораздо ниже чем женщин и составляет при практически неизменной динамике 46,5%. Такие потери крайне сложно воспроизвести в настоящее время. Демографическая система России разбалансировалась за счет множественных факторов, среди которых отмеченные выше, а также экономический кризис, который стал следствием как пандемии, так и результатом глобального давления на Россию путем введения масштабных санкций за всю мировую историю. Говоря о снижении численности населения необходимо обратить внимание на прогнозные сценарии, формируемые Росстатом. Так, в базовом прогнозе, через 20 лет численность населения России может сократиться до 138 млн. человек; по пессимистическому прогнозу она упадет до 130 млн. человек, а согласно оптимистическому прогнозу – вырастет на 4 млн. человек и немного превысит 150 млн. чел. Такие прогнозы необходимы для того, чтобы иметь возможность своевременно реагировать на разные риски и угрозы, способствующие ухудшению демографической ситуации и провоцирующие провалы в численности трудовых ресурсов, которые играют, как уже отмечалось ранее доминирующее значение в экономике государства и его дальнейшем развитии и позиционировании на мировой арене по политическим, торгово-экономическим и социальным вопросам [12].

Интересна также динамика численности трудоспособного населения России, которая представлена в таблице 1. В разные временные периоды до 2020 года ученые, эксперты и политики «пророчили» однозначно негативную тенденцию снижения численности трудоспособного населения России. И это, действительно, имело место быть и неблагоприятно отражалось на развитии экономики. Однако, обращаясь к представленным показателям таблицы 1 по данным Росстата можно видеть, что в 2021 году произошел резкий рост численности трудоспособного населения России, на первый взгляд, ни чем не объяснимый, если обращать внимание на естественные демографические процессы. Однако эти цифры вполне являются объяснимыми на фоне следующих явлений в период с 2020 по 2021 гг.: во-первых, произошел рост миграционных потоков из стран ближнего зарубежья; во вторых, рост рождаемости в результате реализации многочисленных государственных программ и проектов социальной направленности и, наконец, самое действенное для объяснения такого значительного роста исследуемого показателя – это пенсионная реформа, которая дала прибавку к числу трудоспособного населения только за один год на 1,35 млн. человек, из которых мужчин трудоспособного возраста стало больше на 594 тыс. человек, а женщин на 751 тыс. человек.

С наступлением событий 2022 года, ранее уже представленных в настоящей статье, ситуация резко изменила свою динамику строго в противоположную сторону, взяв курс на снижение численности трудоспособного населения [11]. Как отмечают многие эксперты одной из главных причин стала миграция из России как раз мужской части трудоспособного и экономически активного населения в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Многие события последних лет стали основанием для взятия нового курса диверсификации производства в стране на фоне жесткого санкционного давления. Расширение индустриального и агропромышленного производства, рост гособоронзаказа, расширение производственных мощностей на промышленных и оборонных производственных площадках повлекли необходимость привлечения большого количества кадров. При этом снижение численности трудоспособного и занятого населения не дают возможности удовлетворить требования рынка. В результате наблюдается сокращение показателя уровня безработицы на 46,6% и его уровень 3,9% на период 2022 года. В 2023 году уровень безработицы сократился до официальной отметки 3,2%, а в марте 2024 года он снизился до рекордно низкого уровня 2,7% [13]. Сегодня реальный сектор экономики находится в критическом положении по нехватке кадров.

Многие эксперты утверждают, что официальный уровень безработицы в большинстве своем складывается на фоне фрикционной безработицы, когда работники переходят с одной работы на другую [14]. Такая безработица, безусловно, высвобождает рабочую силу по причине низких заработных плат.

Мужская часть населения активно трудоустраивается на серьезно разрекламированные субъекты хозяйствования оборонно-промышленного комплекса России (далее ОПК). По словам экс-главы Министерства промышленности и торговли РФ Д. Мантурова: «…только за 2023 год предприятия ОПК привлекли к трудовой деятельности более полумиллиона человек за счет конкурентоспособной заработной платы, установившейся на рынке труда, по сравнению с другими видами экономической деятельности, которая выросла за последние пару лет на 30-60%» [15]. Есть еще один фактор, который является определяющим по выбору места работы для мужской части населения, это то что с 21 сентября 2022 года на основании Постановления Правительства РФ руководители, специалисты и рабочие – работники организаций ОПК имеют отсрочку от частичной мобилизации в рамках проведения СВО.

Все это привело к значительной разбалансировке рынка труда (рисунок 1).

Рисунок 1. Численность занятых по видам экономической деятельности в 2022 г., тыс. чел. (составлено автором по данным Росстат)

На рисунке 1 видно, что разброс числа занятых по видам экономической деятельности очень велик Численность занятых определяется многими факторами: уровнем образования, возрастом, полом, количеством субъектов хозяйствования данного вида экономической деятельности и пр. При этом как оказалось заработная плата не имеет прямой зависимости при выборе рабочей силой места своей трудовой деятельности (таблица 2). Доказательство такого суждения является несопоставимость рангов, присвоенных в результате проведенного анализа видам экономической деятельности по размеру среднемесячной заработной платы. Так, например, по данным рисунка 1 наибольшее число занятых зафиксировано в секторах: торговля и обрабатывающие производства. Однако уровень заработной платы в том и другом секторе экономики далеко не занимает лидирующие позиции и из 18 анализируемых видов деятельности занимают лишь 10 и 9 место соответственно.

Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников по видам экономической деятельности, 2010 – 2022 гг, руб.*

Показатели (виды экономической деятельности)
Годы
Относительное отклонение
2022 г. к 2010 г., %
Ранг
2010
2020
2021
2022
Всего по экономике
20952
51344
57244
65338
312
-
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
11109
34770
39437
46777
421
15
Добыча полезных ископаемых
39898
95359
103474
118376
296
3
Обрабатывающие производства
18991
46510
52410
60439
318
9
Обеспечение электрической энергией, газом и пр.
25589
53157
57804
65452
256
6
Ликвидация загрязнений
16270
36347
40039
46075
283
16
Строительство
21995
44738
51944
60850
277
8
Торговля и ремонт автотранспортных средств
18424
41867
50389
57806
314
10
Транспортировка и хранение
24922
52939
58391
66926
269
5
Гостиничный бизнес и общественное питание
13466
27411
33225
37572
279
18
Информация и связь
30346
85648
97434
121262
400
2
Финансы и страхование
50121
112680
130223
146637
293
1
Операции с недвижимостью
17744
37628
43620
48531
274
13
Научная деятельность
33250
80077
87329
100843
303
4
Административная деятельность
16103
37090
39225
45067
280
17
Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение
25121
54496
58620
63505
253
7
Образование
14071
39563
43391
48400
344
14
Здравоохранение и социальные услуги
15794
49532
50690
55420
351
12
Культура и спорт, досуг и развлечения
15374
48445
53340
57491
374
11
* составлено и рассчитано автором по данным Росстат [9]

Высокие и низкие заработные платы, которые мы можем наблюдать, согласно данных Росстата очень часто обусловлены государственной политикой и состоянием рынка труда, который опять же подстраивается под политический и социально-экономический курс государства. Итак, финансы, страхование, информация и связь, добыча и обработка полезных ископаемых, научная деятельность являются флагманами по видению российских властей на ближайшую и стратегическую перспективу, а следовательно лежат в плоскости особого внимания по подготовке и привлечению кадров в эти сектора экономики. Среди аутсайдеров традиционно можно отметить сельскохозяйственную, экологическую, административную деятельность и туризм.

Несмотря на отсутствие прямой зависимости заработной платы от уровня занятости в тех или иных секторах экономики следует отметить, что наибольшую занятость демонстрирует сфера торговли, образования, обрабатывающих производств и объяснение данного явления кроется в уровне экономического развития территорий (регионов), результатов образования предыдущих нескольких десятилетий, т.е. практически всего времени постсоветского пространства, густоты населенности территорий, наличие существующих производственных мощностей и т.д. В настоящее время все регионы РФ разделились на 6 основных типов экономической деятельности (таблица 3).

Таблица 3. Отраслевая направленность регионов России*

№ п/п
Тип отраслевой направленности
Регионы
1
СЫРЬЕВОЙ
- Автономные округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский (Югра), Ямало-Ненецкий, Чукотский;
- Республики: Саха (Якутия), Коми;
- Области: Магаданская
2
ФИНАНСОВО-ЭУКОНОМИЧЕСКИЙ
- Города: Москва, Санкт-Петербург;
- Области: Московская
3
ПРОМЫШЛЕННЫЙ
- Края: Красноярский, Пермский,
- Области: Свердловская, Ленинградская, Нижегородская, Вологодская, Самарская, Липецкая, Калужская, Новгородская, Омская, Челябинская, ярославская, Смоленская, Тульская, Рязанская, Тверская, Волгоградская, Псковская, Владимирская, Кировская, Ивановская
- Республики: Башкортостан, Марий Эл, Чувашская
4
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ
- Области: Белгородская, Воронежская, Курская, Тамбовская, Ростовская, Ульяновская, Орловская, Саратовская, Брянская, Курганская, Костромская
- Края: Краснодарский, Ставропольский, Алтайский
- Республики: Мордовия, Адыгея, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская
5
АГРАРНЫЙ
- Области: Ростовская, Смоленская, Тульская
- Края: Краснодарский, Ставропольский
- Республики: Дагестан, Алтай, Северная Осетия-Алания, Калмыкия, Чеченская, Ингушетия
6
ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЙ
- Края: Камчатский, Хабаровский, Приморский
- Области: Архангельская, Мурманская, Амурская, Томская, Кемеровская, Калининградская, Иркутская, Новосибирская, Оренбургская
- Автономная область: Еврейская
- Республика: Татарстан
* составлено автором

Как видно, по данным таблицы 3, регионы России дифференцированы по видам экономической деятельности по тем же причинам, что и уровень занятости по секторам экономики, единственно, что несомненно здесь следует добавить, это то, что специализация многих районов наряду с многими факторами определена природно-климатическим и ресурсным потенциалом. Следует отметить, что лидирующие типы по числу, относящихся к ним регионам являются: индустриальный (промышленный) и аграрный/агропромышленный. Большую и успешную перспективу своего стратегического развития имеют регионы, насыщающие диверсифицированный экономический тип.

Авторские исследования позволяют утверждать, что в мирное время «сила» рынка труда и его устойчивость к любым политическим, торговым, социальным и экономическим потрясениям зависит от благополучия людей, которое в современном мире для экономически активного/занятого трудоспособного гражданина РФ может быть достигнуто за счет справедливой и достойной для жизни и существования человека и его семьи заработной платы (таблица 4).

Таблица 4. Рейтинг регионов России по уровню заработной платы, безработицы, стоимости и уровню жизни в 2022 году*

Регион
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата
Доля населения с доходами ниже прожиточ­ного минимума
Уровень жизни (отношение медианных расходов к стоимости фиксированного набора товаров и услуг)
Уровень безрабо­тицы
руб.
ранг
%
ранг
ед.
ранг
%
ранг
Российская Федерация
65338
-






Белгородская область
83126
13
6,1
81
1,91
12
3,6
36
Брянская область
47638
45
12,0
38
1,52
47
2,9
66
Владимирская область
45677
55
10,4
59
1,40
62
2,2
78
Воронежская область
46277
50
7,2
76
1,64
23
3,3
49
Ивановская область
36380
79
11,5
44
1,42
59
3,1
63
Калужская область
53910
31
8,0
71
1,57
38
3,3
49
Костромская область
40242
73
11,0
52
1,47
53
3,2
54
Курская область
46059
51
8,1
70
1,73
18
2,3
77
Липецкая область
46711
49
7,2
76
1,83
15
3,8
32
Московская область
70705
15
5,5
82
2,18
10
3,2
54
Орловская область
40843
70
11,5
44
1,61
30
3,5
40
Рязанская область
45770
53
11,8
41
1,47
53
2,6
73
Смоленская область
41717
65
12,8
30
1,45
56
3,0
65
Тамбовская область
39346
76
10,5
56
1,57
38
3,3
49
Тверская область
45732
54
9,6
62
1,59
36
3,6
36
Тульская область
51218
38
9,5
64
1,53
46
3,5
40
Ярославская область
47388
46
8,8
68
1,61
30
4,8
19
г. Москва
125638
3
5,0
83
2,63
4
2,2
78
Республика Карелия
56458
28
13,0
28
1,60
35
5,7
16
Республика Коми
68790
16
14,0
23
1,63
26
6,5
11
Архангельская область
67835
17
10,9
54
1,59
36
5,6
17
в т.ч. Ненецкий автономный округ
106949
5
9,0
65
2,97
2
6,4
12
Вологодская область
53580
33
11,0
52
1,44
57
3,3
49
Калининградская область
47349
47
12,1
37
1,41
61
3,2
54
Ленинградская область
60008
23
7,0
78
1,69
21
3,3
49
Мурманская область
87326
11
8,0
71
2,12
11
4,5
20
Новгородская область
45247
56
11,9
40
1,55
43
2,7
71
Псковская область
38966
78
14,3
21
1,44
57
3,8
32
г. Санкт-Петербург
86630
12
4,5
85
2,31
7
2,1
82
Республика Адыгея
40231
74
11,6
43
1,64
23
4,1
27
Республика Калмыкия
36349
81
21,0
4
1,09
82
-
н/д
Республика Крым
41986
63
14,5
19
1,28
74
4,1
27
Краснодарский край
50252
39
9,0
65
1,84
14
3,2
54
Астраханская область
47780
44
13,8
24
1,38
68
6,7
10
Волгоградская область
44242
58
9,6
62
1,48
52
3,2
54
Ростовская область
44767
57
10,5
56
1,61
30
3,4
44
г. Севастополь
43112
61
9,0
65
1,56
40
4,0
29
Республика Дагестан
35082
84
14,2
22
1,50
50
11,6
3
Республика Ингушетия
32801
86
30,5
1
1,00
86
28,4
1
Кабардино-Балкарская Республика
35251
83
16,4
12
1,36
71
9,8
7
Карачаево-Черкесская Республика
35463
82
22,0
3
1,04
84
10,2
6
Республика Северная Осетия-Алания
36360
80
13,0
28
1,38
68
11,9
2
Чеченская Республика
33700
85
19,4
7
1,30
72
11,0
4
Ставропольский край
41402
68
11,7
42
1,23
80
4,5
20
Республика Башкортостан
49460
41
10,1
61
1,56
40
2,8
70
Республика Марий Эл
40713
72
16,3
13
1,21
81
3,4
44
Республика Мордовия
39538
75
15,0
16
1,25
78
3,2
54
Республика Татарстан
52274
36
5,0
83
2,8
3
2,2
78
Удмуртская Республика
45811
52
10,2
60
1,46
55
3,2
54
Чувашская Республика
41527
66
14,8
18
1,28
74
2,7
71
Пермский край
53234
35
11,5
44
1,55
43
3,2
54
Кировская область
40833
71
12,5
34
1,40
62
3,8
32
Нижегородская область
48368
43
8,0
71
1,73
18
3,8
32
Оренбургская область
43540
60
13,1
27
1,39
66
3,1
63
Пензенская область
41307
69
11,5
44
1,39
66
3,6
36
Самарская область
48874
42
10,9
54
1,64
23
2,4
75
Саратовская область
42917
62
13,2
26
1,40
62
3,6
36
Ульяновская область
41523
67
12,8
30
1,40
62
3,9
30
Курганская область
41792
64
17,0
11
1,25
78
5,8
15
Свердловская область
55308
29
8,3
69
1,88
13
3,2
54
Тюменская область
94962
10
12,4
35
1,61
30
3,4
44
в т.ч. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
97562
8
7,3
75
2,21
9
2,0
83
Ямало-Ненецкий автономный округ
131516
2
4,5
85
3,24
1
1,6
85
Тюменская область
61901
22
12,4
35
1,61
30
3,4
44
Челябинская область
50104
40
11,3
50
1,55
43
2,9
66
Республика Алтай
43974
59
20,4
5
1,05
83
10,4
5
Республика Тыва
51782
37
28,8
2
1,01
85
7,9
8
Республика Хакасия
54522
30
18,1
9
1,26
76
3,9
30
Алтайский край
39270
77
15,4
15
1,26
76
3,4
44
Красноярский край
71728
14
14,5
19
1,63
26
2,6
73
Иркутская область
64635
20
14,9
17
1,52
47
4,5
20
Кемеровская область
57653
27
11,4
49
1,51
49
4,3
25
Новосибирская область
53757
32
11,3
50
1,63
26
4,4
24
Омская область
46952
48
12,0
38
1,56
40
4,2
26
Томская область
57879
26
12,7
33
1,50
50
4,5
20
Республика Бурятия
53495
34
19,0
8
1,38
68
6,2
14
Республика Саха (Якутия)
96728
9
15,6
14
1,79
17
6,3
13
Забайкальский край
59413
25
18,0
10
1,42
59
7,8
9
Камчатский край
103540
6
12,8
30
1,82
16
1,9
84
Приморский край
63589
21
11,5
44
1,63
26
2,9
66
Хабаровский край
65897
18
10,5
56
1,73
18
2,4
75
Амурская область
65864
19
13,3
25
1,67
22
3,5
40
Магаданская область
121462
4
7,4
74
2,59
5
3,5
40
Сахалинская область
102684
7
7,0
78
2,28
8
2,9
66
Еврейская автономная область
59957
24
20,3
6
1,3
72
5,4
18
Чукотский автономный округ
140602
1
6,7
80
2,52
6
2,2
78
* составлено и рассчитано автором по данным Росстат и РИА РЕЙТИНГ (Рейтинг регионов по уровню безработицы. Инфографика. РИА РЕЙТИНГ. URL: https://riarating.ru/infografika/20230227/630237190.html?ysclid=lxdkg7ocuv103707363 (дата обращения 13.06.2024)

Проведенный анализ размера средней номинальной начисленной заработной платы работников, уровень безработицы, уровень жизни и доля бедного населения по регионам России позволяют утверждать о наличии прямой, но не всегда тесной зависимости этих трех исследуемых значений.

Например, лидерами по размеру заработной платы являются Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа это сырьевые территории с преимущественно традиционной системой экономики, а также г. Москва, относящаяся к финансово-экономическому центру. Если говорить о наличии ранее заявленной прямой зависимости, то доля населения с низкими доходами (ниже прожиточного минимума) является низкой и согласно присвоенных рангов имеет место 80, 85 и 83 соответственно. Также в отношении анализируемого показателя уровень жизни можно также отметить прямую связь: чем выше доходы тем выше уровень жизни. Так, по трем лидирующим регионам уровень жизни составил за период 2022 года: 2,52 ед., 3,24 и 2,63 ед., что определило по рангам следующие позиции 6, 1 и 4 места соответственно. И, последнее, это уровень безработицы, которая по логике вещей должна при высоком уровне дохода иметь низкие значения. Таким образом, в нашем примере, уровень безработицы в Чукотском АО и в г. Москва – 2,2, что соответствует 78 месту в ранжировании; в Ямало-Ненецком АО – 1,6 – 85 место.

Выводы. Проведенное исследование позволяет утверждать, что на волатильность рынка труда оказывают влияние множественные факторы, которые можно представить в виде природно-климатических, социально-экономических и государственно-политических.

Рынок труда может развиваться посредством реализации государственных программ и проектов, содержащих обще национальные цели по сохранению и укреплению суверенитета, поддержке социальных и экономических интересов и стратегических планов.

Государственные решения по регулированию рынка труда должны быть дифференцированы и направлены на потребности рынка в рабочей силе с учетом решения и достижения тактических и стратегических целей региона и государства. Одним из важнейших инструментов является определение задач по образовательной деятельности специальных профессиональных и высших учреждений. Вместе с тем, регулируя рынок следует учитывать стоимость жизни населения на той или иной диверсифицируемой по производству территории, потому как любые решения на рынке труда создают предпосылки для изменения концентрации населения, уровню их доходов и изменению демографии, за счет рождаемости, смертности, миграции.


Источники:

1. Царенко И.В. Механизм государственного и рыночного регулирования регионального рынка труда // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2018. – № 2. – c. 177-187. – doi: 10.15593/2224-9354/2018.2.18.
2. Захаров Д.К., Каштанова Е.В., Лобачева А.С. Рынок труда России в условиях экономических санкций // Упирр. – 2023. – № 4. – c. 13-17. – doi: 10.12737/2305-7807-2023-12-4-13-17.
3. Милюшенко О.А. Анализ перспектив развития рынка оборонной промышленности России в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 5035-5044. – doi: 10.18334/epp.13.11.119879.
4. Байдаров Д.Ю., Файков Д.Ю. Диверсификации деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса: системность, стратегия, практика // Экономическая безопасность. – 2024. – № 1. – c. 191-214. – doi: 10.18334/ecsec.7.1.120184.
5. Горелов Н.А., Абрамов Е.Г. Труд в контексте импортозамещения // Экономика труда. – 2022. – № 7. – c. 1111- 1114. – doi: 10.18334/et.9.7.115061.
6. Горелов, Н.А., Кораблева, О.Н., Никитина, В.В. Проблемы жизнедеятельности работников в условиях пандемии и чрезвычайных ситуаций: социально-трудовой контекст // Экономика труда. – 2020. – № 7. – c. 565-576. – doi: 10.18334/et.7.7.110699.
7. Былков В.Г. Предупредительные сигналы влияния социально-экономических параметров на региональный рынок труда в период продолжающейся санкционной политики // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 3063-3084. – doi: 10.18334/epp.13.8.118478.
8. Ахмедов Ф.К. Российский рынок труда в условиях санкций: возможные пути выхода из кризисной ситуации // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 357-366. – doi: 10.18334/lim.10.1.117396.
9. Труд и занятость в России. 2023. / Стат.сб./Росстат. - M., 2023. – 180 c.
10. Российский статистический ежегодник. 2023. / Стат.сб./Росстат. - М., 2023. – 701 c.
11. Ефремов И. А. Тенденции в международной миграции населения России осенью 2022 г // Экономическое развитие России. – 2023. – № 3. – c. 43-46.
12. Ismailov A.A. Employment of the population and problems of labor market development // Components of Scientific and Technological Progress. – 2021. – № 8(62). – p. 9-12.
13. Социально-экономическое положение России (январь-март 2024 г.). Доклад Росстата. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-03-2024.pdf (дата обращения: 13.06.2024).
14. Овинников В.А. Особенности безработицы в современной России // Прогрессивная экономика. – 2022. – № 7. – c. 16-29. – doi: 10.54861/27131211_2022_7_16.
15. Макаров М. Мантуров: в российский ОПК привлекли полмиллиона человек в 2023 году. Информационное агентство URA.RU. [Электронный ресурс]. URL: https://ura.news/news/1052737464?ysclid=lxdk4zdb3y696426543 (дата обращения: 13.06.2024).

Страница обновлена: 13.08.2024 в 17:31:43