Институциональные условия развития цифровых образовательных платформ

Максименко А. Ю.1,2
1 РОСПРОФЖЕЛ
2 Самарский государственный университет путей сообщения

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 1 (Январь 2024)

Цитировать:
Максименко А. Ю. Институциональные условия развития цифровых образовательных платформ // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 1. – С. 107-120. – doi: 10.18334/epp.14.1.120318.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=60003964

Аннотация:
В статье представлено научное обоснование экономической эффективности цифровых образовательных платформ как самостоятельного класса информационных образовательных систем. Обосновывается необходимость переноса части процесса образовательных программ в цифровую среду для сокращения издержек и повышения качества ресурсного обеспечения. Понятие цифровой образовательной платформы предлагается рассмотреть в качестве новой научной категории. Дана структура цифровой образовательной платформы, обозначены ее основные компоненты. Определен комплекс из шести институциональных условий развития цифровых образовательных платформ. В статье выделены четыре этапа развития информационных образовательных систем, проведен анализ каждого этапа. Развитие описано в эволюционной логике и представлено в виде кривой Гартнера. Рассмотрено понятие образовательной услуги и обозначена ее роль в цифровой образовательной платформе. Материал, изложенный в статье, может быть полезен менеджменту высших учебных заведений

Ключевые слова: цифровые образовательные платформы, экономическая эффективность, высшее образование

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

До сегодняшнего времени нет единого мнения о том, как организовать экономику. На протяжении XX века продолжалось противостояние систем централизованной плановой экономики и децентрализованной экономики, управляемой свободным рынком. Несмотря на падение советской модели управления в конце XX века, нельзя однозначно сказать о превосходстве западной модели управления, основанной на свободной конкуренции. История XX века наглядно показывает, что обе системы имеют свои преимущества. Плановая экономика хорошо справляется с масштабными государственными задачами: реализацией крупных инфраструктурных проектов, освоением новых территорий, развитием национального человеческого капитала и др. Рыночная экономика как более гибкая, саморегулируемая система эффективнее тогда, когда требуется частная инициатива и частный капитал.

XXI век показал очевидные преимущества платформенной экономики, основанной на бизнес-модели, объединяющей несколько взаимосвязанных групп потребителей и производителей товаров и услуг. Механизмы платформенной экономики коренным образом отличаются от мировоззрений XX века, которые не учитывали всех возможностей сетевых технологий, в первую очередь, – беспрецедентную гибкость и клиентоцентричность. Развитие платформ открыло новые возможности и в части данных. Сами данные стали продуктом. Сегодня в мире успешно развиваются различные платформы: вычислительные, продуктовые, отраслевые. Платформы эффективно развиваются в различных отраслях экономики: транспорт и логистика, финансово-банковский сектор, информационные технологии, образование.

Платформы коренным образом меняют экономику и общество и, в первую очередь, за счет сокращения транзакционных издержек. Представленная работа посвящена одному из наиболее быстро растущих цифровых рынков – рынку образования. Цифровизация – это инструмент развития этого рынка. В работе рассматривается цифровая образовательная платформа как субъект экономической деятельности в отрасли образования, а также институциональные условия развития таких платформ. Объектами рынка образования в модели цифровых образовательных платформ являются: информация – новые знания как источник преимуществ; обучающиеся, обладающие запросом на обучение; исследователи – генераторы нового знания; методисты – создатели методик обучения и образовательных программ; преподаватели (педагоги, игропедагоги, фасилитаторы, тренеры, тьюторы и др.), непосредственно контактирующие с обучающимися в процессе передачи знаний. Образовательная организация в модели цифровой образовательной платформы является источником транзакционных издержек, которые исключаются из цепочки передачи ценности «знания – обучающийся». В таких условиях скорость приобретает ценность: скорость добычи нового знания, скорость актуализации образовательных программ на основе нового знания, скорость передачи нового знания обучающемуся, скорость практической реализации нового знания.

С точки зрения экономики XX века цифровая образовательная платформа парадоксальна: она сочетает в себе централизованное управление и свободный рынок. Ее продуктом является передача нового знания – образовательная услуга. На протяжении XX века произошла коммодитизация образовательной услуги. Если в начале века образование было средством производства элит общества, то к концу XX века имела место поточная, конвейерная передача новых знаний. Произошла массовизации образования. Источником нового знания является научно-инновационная деятельность. Именно это определило эффективность немецкой модели образования в XIX веке. Образовательные программы, основанные на новых решениях, всегда актуальны.

Цель, задачи и методы исследования

Целью исследования является научное обоснование экономической эффективности цифровых образовательных платформ как самостоятельного класса информационных образовательных систем. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие основные задачи: изучение опыта эволюционного развития информационных образовательных систем, разработка научной гипотезы об эффективности цифровых образовательных платформ для профессионального обучения, описание институциональных условий развития цифровых образовательных платформ.

Настоящее исследование является частью комплексного научного исследования, посвященного совершенствованию системы отраслевого транспортного образования, проводимого на базе Самарского государственного университета путей сообщения [1–6]. Методологической основой исследования являются: классическая экономическая теория, включающая теорию экономического роста и развития секторальной экономики на основе воспроизводства знаний и рынка труда; институциональная, эволюционная теории, основные направления ресурсной концепции. Проведенное исследование опиралось на результаты научных исследований ученых – экспертов в сфере экономики образования [7–13], а также анализ экспертных мнений в области платформенного образования [14–17]. В ходе решения поставленных задач нашли применение методы: общенаучные – аналитический метод, сравнительно-аналитический метод; частно научные – методы системного анализа, метод экспертных оценок.

1 Эволюция информационных образовательных систем

Новые технологии проникают в отрасли и сектора экономики с различной скоростью. В первую очередь, внедряются технико-технологические решения, дающие эффект в виде снижения издержек, качественного изменения товара или услуги, т.е. создания конкурентных преимуществ. Общественный сектор экономики характеризуется высокой инерцией. Не является исключением и система образования. Внедрение новых информационных технологий в систему образования России началось в первой половине 90-х гг. В системе начального, среднего и высшего (непрофильного) образования стали появляться курсы, посвященные изучению информационных систем. Чаще всего таким предметом была «Информатика». Оснащались специализированные компьютерные классы. Курс включал изучение общих принципов новых технологий и алгоритмических языков (Basic, Pascal и др.). Разумеется, в профессиональном образовании, прямо или косвенно рассматривающем новые технологии (технические специальности), процесс внедрения информационных технологий происходил быстрее. Проведем анализ этого развития. Эволюция информационных образовательных систем в России можно представить в виде 4-х этапов.

1 этап – нерегулируемое развитие. Непосредственно в учебном процессе новые технологии стали использоваться не сразу. Дистанционное обучение в России с конца 90-х-начала нулевых – это чаще всего передача учебных материалов на магнитных, а позднее, оптических накопителях. С развитием сети интернет и распространением персональных компьютеров образовательные организации начали аккумулировать учебно-методические материалы с удаленным доступом к ним через сеть интернет. На рубеже веков стали появляться инструменты, позволяющие создать первые платформенные решения. Так, например, в 1999 г. появился сервис «Moodle», который уже в 2001 г начал активно использоваться мировым сообществом. В России его популярность стала расти в середине нулевых годов. Ближе к 2010 г. образовательные организации (в первую очередь, технические вузы) начинают внедрять LMS (Learning Management System, или система управления обучением). Чаще всего такие системы создавались на базе сервисов «Прометей», «Moodle», или собственных разработок. Чаще всего электронные курсы в LMS того времени представляли собой хранилище статической информации, к которой мог обращаться обучающийся. Происходит появление «интерактивности»: в таких системах появляются форумы, обмен личными сообщениями, возможность добавить тест, SCORM (Sharable Content Object Reference Model, сборник спецификации и стандартов) и прочее. Наблюдается регуляторная инерция – нормативная база на тот момент пока отсутствовала.

2 этап – регулируемое развитие. В 2012 г. с принятием ФЗ № 273 «Об образовании …» закрепляются понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии», появляются требования к образовательным организациям в части создания и эксплуатации электронной информационной образовательной среды (ЭИОС). Интернет-браузеры адаптируются под HTML5 (Hypertext Markup Language 5 версии – алгоритмический язык для структурирования и представления содержимого в сети интернет). Цель этой версии – поддержка новейших мультимедийных и других новых функций в браузере. В 2011 г. Стенфордом был запущен первый массовый открытый онлайн курс (Massive Open Online Courses, MOOC). Примерно в 2013 г. повышается интерес к мобильному обучению с использованием смартфонов через мобильные приложения. В образовательных организациях стремительно развиваются курсы с использованием сети интернет. Сильная инерция не позволяет полностью отказаться от бумажных носителей и чаще всего информация дублируется в цифровом и традиционном виде (журналы, методические материалы, отчетные документы и др.), электронные курсы чаще всего рассматриваются образовательными организациями как альтернатива традиционному обучению и полноценно используются в отдельных случаях – в случаях вынужденной изоляции (обучении при болезни, обучении заключенных и др.).

3 этап – пандемия. Пандемия 2019–2021 гг. оказалась проверкой на прочность для информационных образовательных систем. Многие российские образовательные учреждения оказались не готовы: аппаратно, программно и морально. До 2019 г. информационные системы инертно воспринимались менеджментом образовательных организаций как альтернативные. Вследствие этого им не уделялось должного внимания. Требования регулятора выполнялись формально. Исключение составляли случаи, где такие системы позволяли обеспечить устойчивый внебюджетный доход. Вдруг такие системы из альтернативных превратились в основные. Обнаружились и первые проблемы – последствия массового применения таких систем: люди поняли, что живого общения не хватает.

4 этап – образование после пандемии. Если говорить о настоящем времени, то сегодня развитие нейросетей, генерирующих контент, активно влияет на эту сферу образования. С одной стороны, уже можно генерировать контент для оформления курса и тестовые вопросы, в перспективе – создавать индивидуальные образовательные траектории с помощью нейросетей. С другой стороны, обучающиеся уже сейчас активно используют нейросеть для поиска ответов и написания работ. Нормативная база, регулирующая эти процессы, практически отсутствует. Менеджмент большинства образовательных организаций еще не осознает новую реальность и темпы роста генеративных сетей типа GPT (GUID Partion Table). Меняется отношение в части написания научных статей с использованием нейросетей. Все эти процессы сопровождаются развитием вычислительных мощностей, увеличением скорости интернета, интернет, компьютеры и смартфоны становятся доступнее.

Процесс эволюции цифровых технологий можно представить в виде кривой Гартнера (рис. 1), которая представляет собой совокупность двух кривых: кривую развития технологий и кривую ажиотажа, возникающего вокруг этих технологий. Кривая (рис. 1) построена в общем виде на основе экспертных оценок, полученных в ходе исследования, с целью идентификации текущей ситуации и прогноза развития. Кривая развития технологий показывает, что несмотря на значительный путь, цифровые технологии в сфере образования далеко не исчерпали ресурс повышения качества процессов и сокращения издержек. Кривая ажиотажа сегодня преодолела пиковое значение: большинство технологий (дистанционное обучение, информационные образовательные системы, виртуальная реальность, мобильные приложения для обучения и др.) уже имеют широкою известность и применение на практике. Новые технологии, в первую очередь, сквозные цифровые технологии, такие как Data Science и искусственный интеллект, находятся в процессе развития и имеют большой потенциал.

Рис. 1 – Кривая Гартнера (англ. Gartner Hype Cycle) – графическое отображение цикла зрелости цифровых технологий в сфере образования

Составлено автором

С учетом сказанного, текущий момент развития цифровых технологий в образовании можно идентифицировать как фазу реабилитации. Сегодня в отрасли наблюдается процесс поиска баланса между цифровым и традиционным обучением. Образовательные организации постепенно увеличивают долю труда, реализуемого с помощью цифровых сервисов: тестирование, поиск и самостоятельное изучение материала. При этом перенос части процесса реализации образовательных программ в цифровую среду рассматривается как возможность сократить издержки и повысить качество ресурсного обеспечения. Происходит процесс коммодитизации цифрового обучения – процесс превращения услуги из уникальной и элитной в общедоступную. Можно предположить, что живое традиционное обучение в будущем будет, напротив, отнесено к категории элитного образования.

2 Цифровые образовательные платформы как класс информационных образовательных систем

В рамках исследования рассматриваются системы, обеспечивающие реализацию профессиональных образовательных программ, созданные и функционирующие как цифровое платформенное решение. Цифровая образовательная платформа рассматривается как состояние, возникающее в процессе перехода информационной образовательной системы в новое состояние. Процесс фазового перехода от информационной системы к цифровой платформе, а также экономическая модель цифровой образовательной платформы является следующими этапами исследования. Рассмотрим определение цифровой образовательной платформе.

В экономике цифровая платформа рассматривается с разных позиций, которые формируют определение платформ. В большинстве источников используются два подхода к определению цифровой платформы: платформа как информационная система и платформа как бизнес-модель. Цифровая платформа – информационная система, открытая для использования клиентами и партнерами. Цифровая платформа – бизнес-модель, которая позволяет объединить две и более группы участников и создающая прибыль за счет их взаимодействия. Первый подход фокусирует внимание на технико-технологической составляющей, второй – на экономической.

В работе объединены два подхода, а также учены решения регулятора – правительственной комиссии РФ по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и ведения предпринимательской деятельности. С учетом сказанного, цифровая образовательная платформа – это система алгоритмизированных взаимовыгодных отношений независимых участников образовательной деятельности, осуществляемых в единой информационной среде, приводящая к снижению транзакционных издержек за счет применения цифровых технологий.

Предложим гипотезу об экономической ценности цифровых образовательных платформ как класса информационных образовательных систем. Сложность процесса цифровизации работников зависит от сложности регламентации их трудовых действий. Легче всего оцифровать функции, которые хорошо описаны и регламентированы. В современной системе профессионального образования есть четыре вида деятельности: образовательная, воспитательная, научная и инновационная деятельность обучающихся. Два последних вида деятельности отвечают за актуализацию образовательных программ, включение в которые научно-инновационных процессов гарантирует наличие в них новых знаний. Воспитание регламентировать невозможно, поскольку это индивидуальный процесс. Обучение, особенно профессиональным навыкам, можно регламентировать. Это означает, что в системе образования процесс переноса профессиональных навыков от носителей к обучающимся может быть оцифрован. Образовательная организация и структура управления учебным процессом (менеджмент) могут быть заменены оцифрованными сервисами, процедурами. Процесс цифровизации управленческих функций образовательных организаций представляет собой процесс сокращения косвенных затрат на обучение, что обеспечивает экономическую эффективность цифровой системы – среды передачи профессиональных навыков от носителя к обучающимся. Вовлечение в цифровую систему новых пользователей (обучающихся, носителей и создателей знаний, тренеров, преподавателей, методистов, бизнеса) повышает ценность цифровой системы – платформы.

Рассмотрим подробнее структуру цифровой образовательной платформы (рис. 2). Она состоит из ядра и четырех слоев. Ядро представляет собой ключевую IT–инфраструктуру. Это ноу-хау цифровой платформы, система управления всеми сервисами, содержащая механизмы и алгоритмы управления данными.

Рис. 2 – Цифровая образовательная платформа

Составлено авторами

Слой генерируемых данных. Они формируются в процессе работы платформы. Их источниками являются пользователи платформы и отношения между ними.

Слой разработки сервисов. Это зона свободы цифровой платформы. Подобно тому, как пользователи цифровых сервисов Google и Apple могут создавать приложения, пользователи цифровых платформ могут создавать сои сервисы – сервисы обучения, образовательный контент, сервисы проверки знаний, сервисы формирования профессиональных навыков, сервисы экспертных оценок и т.д.

Слой интеграции сервисов позволяет объединить все сервисы в единую систему, построить связи между ними и увязать с ними интересы пользователей. Подобно сервису аренды транспорта (такси, каршеринг), процесс профессионального обучения, генерируемый пользователями, может привлекать различных преподавателей, экспертов, методистов либо использовать результаты их труда.

Слой взаимодействия с пользователями – это обертка цифровой платформы, среда для привлечения пользователей из числа обучающихся, преподавателей, тренеров, методистов и пр. Взаимодействие включает в себя отношения между участниками процесса профессионального обучения, а также финансовые взаимодействия между ними.

3 Институциональные условия развития цифровых образовательных платформ

Институциональные условия представляют собой совокупность институтов в экономике, обеспечивающих эффективное функционирование субъектов или ограничивающих их деятельность. Субъектом экономической деятельности выступает цифровая образовательная платформа как класс информационных образовательных систем. Институциональные условия для цифровых образовательных систем включают в себя:

1 Создание нормативно-правовой базы: разработка и внедрение законов, правил и стандартов, которые регулируют использование цифровых образовательных технологий в учебных заведениях. Это вопросы защиты персональных данных, соблюдения авторских прав на цифровые образовательные ресурсы и т.д.

2 Формирование инфраструктуры для обеспечения доступа к цифровым образовательным ресурсам: создание сетей передачи данных, обеспечение доступа к интернету в учебных заведениях и т. д.

3 Обучение и подготовка преподавателей: включение в учебные программы для учителей курсов по использованию цифровых технологий в образовательном процессе, а также проведение семинаров и тренингов по работе с цифровыми образовательными ресурсами.

4 Развитие системы оценки и сертификации цифровых образовательных ресурсов: создание системы, которая позволит оценивать качество и эффективность цифровых образовательных материалов, а также их сертификацию для использования в учебном процессе.

5 Обеспечение поддержки со стороны государства и бизнеса: привлечение инвестиций в развитие цифровых образовательных технологий, создание условий для сотрудничества между образовательными учреждениями и IT-компаниями, стимулирование научных исследований в области цифровых образовательных систем.

6 Создание цифровых образовательных платформ и ресурсов: разработка и поддержка открытых образовательных ресурсов, сервисов для дистанционного обучения, систем управления образовательными процессами и т.п.

В рамках исследования проведен анализ различных информационных структур, способных обеспечить реализацию профессиональных образовательных программ с использованием информационных технологий. С учетом сказанного выше, рассмотрим отличия по двум признакам – форма собственности (государственные, негосударственные) и уровень интеграции (информационные системы, цифровые платформы). Два признака формируют 4 класса, которые будем рассматривать в трех аспектах: политико-методологический, технико-технологический и финансово-экономический (рис. 3).

Рис. 3 – Параметры цифровых образовательных платформ

Составлено автором

Каждый из аспектов раскрывается через параметры, оцениваемые шкалой от -3 до 3, где крайние значения соответствуют противоположным состояниям. Например, уровень открытости: полностью открытая система и минимально-возможные барьеры для входа соответствуют значению 3, а закрытая система с максимально-возможными барьерами соответствует значению -3. Значение 0 соответствует промежуточному состоянию.

Совокупность значений параметров формирует паттерны, соответствующие четырем сценариям. Паттерны могут быть использованы при описании процесса создания цифровых образовательных платформ и идентификации существующих ограничений. Методика использования паттернов заключается в сопоставлении сценарного варианта, используемого в качестве эталонной (идеальной) системы с текущим состоянием субъекта.

Заключение

Система образования государства определяет его технологическое и экономическое лидерство. Большое количество лонгитюдных исследований [1 –7] показывает, что основным фактором этой связи является качество массового образования. Несмотря на то, что образование в настоящем исследовании рассматривается как услуга, авторы статьи разделяют мнение о том, что назвать образование услугой можно лишь частично на определенных уровнях, соответствующих профессиональному образованию. Образование является социально значимой услугой, и финансирование образования, равно как и науки должно взять на себя государство. Эпоха «дикого капитализма» 90-х гг. миновала, и сегодня в России экономика не является «базисом» для образования и науки, а является равноценным, взаимосвязанным с ним понятием.

В рамках проведенного исследования описан опыт эволюционного развития информационных образовательных систем. Предложена научная гипотеза об эффективности цифровых образовательных платформ для профессионального обучения. Введена в научный оборот новая категория – цифровые образовательные платформы – как класс информационных образовательных систем, что позволяет обеспечить их описание и разработку сценариев развития. Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что авторами описаны институциональные условия развития цифровых образовательных платформ, позволяющие обеспечить их эффективное развитие в национальных целях. В процессе исследования использован набор существующих базовых методов исследования: общенаучные-аналитический метод, сравнительно-аналитический метод; частно научные – методы системного анализа, метод экспертных оценок.


Источники:

1. Волов В.Т., Збарский А.М., Гаранин М.А., Горбатов С.В. Развитие системы профессионального образования на основе продуктов цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 987-1004.
2. Garanin, M. A., Krasnova E. A. Management Model of Innovative University // Modern Global Economic System: Evolutional Development vs: Revolutionary Leap : Institute of Scientific Communications Conference. Vol. 198. – Cham : Springer Nature. 2021. – p. 1463-1475.
3. Garanin M. A. Implementation of innovations in higher education institutions // Política e GestãoEducacional. – 2022. – № 2. – p. 022072. – doi: 10.22633/rpge.v26iesp.2.16571.
4. Garanin M. A. Strategic university management based on the theory of the resource concept // Nuances: EstudossobreEducação. – 2021. – № 1. – p. 021009. – doi: 10.32930/nuances.v32i00.9122.
5. Гаранин М. А., Волов В. Т. Трансформация высшей школы // Вестник СамГУПС. – 2022. – № 2(56). – c. 9-13.
6. Гаранин М. А., Иващева К. А. Цифровые образовательные платформы: структура и принципы работы // Техник транспорта: образование и практика. – 2023. – № 2. – c. 126-136. – doi: 10.46684/2687-1033.2023.2.126-136.
7. Филиппов В. М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2015. – № 3. – c. 203-211.
8. Боровская М.А., Масыч М.А., Паничкина М.В. Совершенствование системы непрерывного образования: кластерный и экосистемный подходы // Гуманитарий Юга России. – 2020. – № 5. – c. 15-35. – doi: 10.18522/2227-8656.2020.5.1.
9. Васильева О. Ю., Агранович М. Президент Российской академии образования Ольга Васильева о воспитании, домашних работах и цифре в школе: Учебный код // Российская газета. – 2021. – № 198(8549). – c. 11.
10. Галажинский Э.В., Пучков М.Ю., Писарева С.А., Алишев Т.Б. Из периода пандемии можно и нужно брать максимум // Университетская книга. – 2020. – № 4. – c. 15-21.
11. Никандров Н. Д. Перспективы развития образования в России ( // Философия образования. – 2006. – № 1(15). – c. 4-12.
12. Басюк В. С., Фиофанова О. А. Анализ подходов к обновлению содержания образования: изменение роли носителей содержания образования и регуляторов образовательных стандартов // Наука и школа. – 2017. – № 4. – c. 50-56.
13. Галажинский Э. В., Суханова Е. А. Как обеспечить качество университетского образования в эпоху перемен // Университетское управление: практика и анализ. – 2023. – № 1. – c. 6-11. – doi: 10.15826/umpa.2023.01.001.
14. Карпенко М. П. Платформенное образование // Инновации в образовании. – 2020. – № 3. – c. 30-43.
15. Карпенко О. М., Карпенко М.П. Искусственный интеллект в образовании // Инновации в образовании. – 2022. – № 9. – c. 4-9.
16. Карпенко О. М. Трансформация образования в условиях цифровизации // Человеческий капитал. – 2021. – c. 41-47.
17. Карпенко М. П. Контуры трансформации массового образования. / Цифровая трансформация образования: актуальные проблемы, опыт, решения / Академия компьютерных наук; Академия информатизации образования; Ассоциация электронного обучения. Том Книга IV. - Москва : Частное учреждение "Издательство АЭО", 2021. – 7-19 c.

Страница обновлена: 19.03.2024 в 17:56:24