Innovative activity of the subjects of the Far Eastern Federal District: a comparative assessment

Pogrebtsova E.A.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина

Journal paper

High-tech Enterprises Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 5, Number 1 (January-March 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=69185856

Abstract:
Improving the quality of innovation activities of the subjects of the Far Eastern Federal District is one of the priorities of the state policy. However, for successful implementation of this task, it is necessary to carefully study the factors that may contribute to or hinder innovation activity, as well as to identify trends in the strengths and weaknesses of innovative activities of subjects. The development of infrastructure in the innovation sector is heterogeneous; and the share of R&D costs remains low. The low level of technology implementation in production in the respective subjects also remains a problem. The author has analyzed the situation of each subject of the Far Eastern Federal District. The monitoring conducted allows to identify options for stimulating innovation activity and outline ways to develop innovative activities of subjects. This article examines the level of innovation activity, financing of innovation, and problems and features of implementation of innovative technology in the Far Eastern Federal District. In this study, the factors limiting innovation activity have been identified; and practical ways to solve them have been suggested. The obtained results are of practical importance, as they allow to develop the innovative potential of the subjects of the Far Eastern Federal District and contribute to its socio-economic sustainable development.

Keywords: innovative activity, subject, Far Eastern Federal District, monitoring, potential, innovative technology

JEL-classification: D25, O31, O32, Q55



Введение

Формирование экономики инновационного типа является приоритетной задачей для современной России, в том числе и для субъектов Дальневосточного федерального округа. Как отмечает Красова Е.В., оно способствует устойчивому развитию территории, созданию конкурентоспособной экономики и значительному повышению уровня благополучия населения. Преодоление сложностей и успешное осуществление данного курса требуют скоординированных усилий на всех уровнях – от государственного до регионального и корпоративного. Именно такое совместное действие позволит достичь поставленных целей и обеспечить стабильное и благополучное инновационное развитие территории [1].

Данный округ занимает 36 % территории России, протяженность с запада на восток на 3 тыс. км и с севера на юг на 3,2 тыс. км. Однако, несмотря на богатство природы, уровень социально-экономического и инновационного развития Дальнего Востока отстает от многих других регионов России. В дальневосточном федеральном округе проживает всего 5,6 % населения страны, а валовой региональный продукт к 2023 году составил 4 % (в Российской Федерации – 2,8 %) [2].

Как отмечают Дугаржапова Д. и Мошков А. В., на территории Дальневосточного федерального округа, обнаружена значительная неоднородность и неравномерность развития инновационно-технологических процессов, выявлен низкий уровень инновационной активности предприятия, слабое внедрение технологических инновационных проектов в сектора экономики [3, 4].

Дальневосточный федеральный округ и его составляющие субъекты развиваются интенсивно, но промышленная база и социальная среда не соответствуют целям и задачам инновационного развития, заявленным в стратегических документах [5].

Эти обстоятельства подчеркивают необходимость проведения мониторинга и выявления мероприятий по устранению различий и стимулированию развития инновационной отрасли федерального округа. Один из вариантов – формирование специальных инициатив, направленных на поддержку предприятий, содействие при внедрении технологических инноваций, а также важность обучения и повышения квалификации персонала для улучшения их подготовки к инновационным процессам [6].

Для этого необходимо сформировать комплексный подход с совместными усилиями со стороны государства, бизнес- и научного сообщества. Для анализа и решения данных задач используется мониторинг инновационной активности, который помогает выявить проблемы и предложить новые способы инновационного развития субъектов Дальневосточного федерального округа.

Целью исследования является выявление особенностей формирования инновационной активности как ключевого фактора развития субъектов Дальневосточного федерального округа.

Исследование отличается научной новизной и выявляет основные проблемы, а также предполагает пути внедрения инновационных технологий для разработки стратегии развития субъектов Дальневосточного федерального округа.

Авторская гипотеза содержится в том, что инновационный потенциал субъектов Дальневостоного федерального округа используется не в полную мощность, однако, необходимо использовать комплексный подход для дальнейшего инновационного развития.

Методологическую основу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых, официальная статистика и научные статьи. Анализ осуществлен на основе результатов С. Г. Алексеев [7], Д. Б. Дугаржапова [3], Н. Е. Егоров [8], Е. В. Красова [1], Н. А. Медушевский [5], А. Г. Окорокова [9], Д. З. Убонова [10] и другие. В работе использовался системный подход, анализ эмпирических данных, сравнение и обобщение результатов. В условиях быстрого изменения окружающей среды необходимо постоянное изучение данных исследований.

Результаты исследования

Инновационная стратегия должна осуществляться на всех уровнях с целью максимального использования научного потенциала территорий. Каждый федеральный округ должен создать современную систему обеспечения научных исследований и разработок, чтобы превратить Дальневосточный федеральный округ в промышленно развитый, активно заселенный и конкурентоспособный регион. Однако острые социально-экономические проблемы мешают инновационной системе региона развиваться активно и выходить за пределы адаптивной стратегии. Необходимо осознавать текущее состояние и масштаб проблем развития научной инфраструктуры для их быстрого и эффективного решения [1].

Основная идея инновационного развития заключается в широком использовании передовых научно-технических достижений при производстве и переработке продукции с применением высоких технологий. Такое мнение разделяют многие специалисты в области региональной экономики и управления инновациями [11].

Отечественная экономика постепенно ориентируется на поддержание научно-инновационного уровня, развитие технологий. Это способствует обеспечению эволюционного перехода к следующему поколению научно-технических решений. Однако основным недостатком является недостаточная научная база для возникновения новых производств в различных регионах [12]. Данная тенденция подтверждается мониторингом инновационной активности Дальневосточного федерального округа (табл. 1).

Таблица 1 - Уровень инновационной активности организаций Дальневосточного федерального округа

Субъект
2010
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Республика:
- Бурятия
11,0
4,8
6,4
4,7
6,8
5,2
5,8
4,6
4,4
- Саха (Якутия)
7,4
7,0
7,6
7,9
8,6
3,9
8,6
14,5
12,3
Край:
- Забайкальский
6,7
6,1
4,0
2,9
5,6
3,8
4,1
4,7
3,9
- Камчатский
9,6
11,8
12,7
11,9
15,5
13,1
12,8
10,9
9,4
- Приморский
7,9
6,1
4,2
4,5
9,7
5,7
7,1
7,4
7,7
- Хабаровский
11,1
9,7
8,5
7,9
13,3
8,1
5,9
7,2
7,7
Область:
- Амурская
5,9
5,4
6,1
6,0
6,3
5,1
6,7
5,9
6,8
- Магаданская
34,3
14,3
12,2
6,6
10,3
13,3
9,4
9,1
8,6
- Сахалинская
3,1
2,6
3,3
3,9
6,0
5,0
4,8
3,9
4,8
- Еврейская автономная
10,5
5,3
6,5
6,7
7,2
4,3
5,5
4,5
4,0
Чукотский автономный округ
12,5
17,8
7,2
10,7
12,5
7,8
6,7
9,0
7,5
Дальневосточный федеральный округ
8,6
6,9
6,2
5,9
8,9
6,0
6,9
7,7
7,4
Российская Федерация
9,5
9,3
8,4
8,5
12,8
9,1
10,8
11,9
11,0
Составлено автором на основе источников 13, 14

Почти во всех субъектах наблюдается снижение инновационной активности. За рассматриваемый период только Приморский и Хабаровский край, Амурская и Сахалинская области улучшили данный показатель. Они являются лидерами по уровню инновационной активности. Данные субъекты в основном осуществляют свое развитие за счет дотаций. Однако, введение развития государственно-частного партнерства может привлечь в регион не только дополнительные источники бюджетных средств, но и новых инвесторов. Они могут привнести новое видение развития в области инноваций и инвестиций, которое может отличаться от того, что уже существует в Дальневосточном федеральном округе. Например, уровень инновационной активности организации Самарской области по итогам 2022 года составил 17,9 %.

Отстающими регионами остаются республика Бурятия, Забайкальский край, Еврейская автономная область. Проблемы с реализацией инновационных проектов часто возникают из-за отсутствия или недостатка финансовых ресурсов. Алексеев С. Г. предполагает, что наличие определенного оптимального размера инновационного резерва в регионе является необходимым условием для гибкой адаптации к инновационным изменениям в макросреде и инфраструктуре региона. В то же время, высокий уровень инновационного резерва свидетельствует о низкой эффективности использования инновационного потенциала [7]. Предприятия, внедряя инновационные технологии по проектам, в большинстве случаев зависят от займов и государственной поддержки. Еще одной проблемой является рискованность бизнеса в условиях недостаточного спроса на инновации.

В 2020 году на Дальнем Востоке России действовало 235 научно-исследовательских и разработочных организаций, что составляло 5,6% от общего числа российских федеральных округов (рис. 1). Наибольшее количество таких организаций сосредоточено в Приморском крае (20,4 %) и Хабаровском крае (19,6 %). По сравнению с 2019 годом, число этих организаций увеличилось на 4,9 %.

В 2020 году в Дальневосточном федеральном округе также была активно осуществлена инновационная деятельность, которой занимались 522 организации, что составляло 4,6 % от общего числа российских федеральных округов. Это число на 17,3 % больше, чем в 2019 году [15].

единицы

Рисунок 1 – Количество научной и инновационной активности организаций в Дальневосточном федеральном округе в 2020 году

Составлено автором на основе источников 13, 15

В Приморском крае научными разработками занимаются более 140 организаций, в Республике Саха – 138 организаций, в Камчатском крае – 70 организаций. Амурская область – 65 организаций. Меньше всего действующих организаций в Чукотском автономном округе (17 единиц) и в Европейской автономной области (13 единиц).

Обеспечение устойчивого развития инновационной активности предприятия напрямую зависит от объемов финансирования. В 2020 году в Дальневосточном федеральном округе было затрачено 19418,4 млн рублей на исследования и разработки, что составило 1,7 % от общих внутренних затрат Российской Федерации. Большая часть этих затрат, а именно 18622,0 млн рублей, была направлена на текущие потребности и требования. В 2020 году 95,9 % внутренних затрат составили текущие расходы, а 4,1 % - капитальные расходы (табл. 2). Доля внутренних расходов на исследования и разработки по отношению к валовому региональному продукту в 2019 году составила 0,3 % в данном федеральном округе, в то время как среднее значение по стране составило 1,2 %. Важно отметить, что несмотря на то, что промышленность является отраслью специализации, финансирование научных исследований в данном направлении не является приоритетом в макрорегионе. В 2020 году только 6,0 % от общего объема внутренних затрат на исследования и разработки было выделено на эту отрасль (в 2019 году – 7,9 %). Большая часть внутренних затрат на научные исследования и разработки в 2020 году в Дальневосточном федеральном округе – 82,6 % – была финансируется за счет бюджетных средств. Сектор учреждений высшего образования составил 12,9 % от общего объема внутренних затрат на исследования и разработки.

Таблица 2 – Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки по видам работ по субъектам Дальневосточного федерального округа, млн руб.

Субъект
2010
2018
2019
2020
2021
2022
Республика:
- Бурятия
457,8
811,8
868,8
898,5
973,3
1101,1
- Саха (Якутия)
1635,7
2874,0
2934,3
3025,7
3561,8
3959,3
Край:
- Забайкальский
144,3
423,5
402,2
529,6
559,8
619,4
- Камчатский
1035,7
1374,9
1404,2
1556,1
1560,0
1649,4
- Приморский
3931,4
7907,4
7045,8
7863,8
8083,7
8757,9
- Хабаровский
990,8
2315,8
2168,4
2035,1
2373,7
2173,3
Область:
- Амурская
342,5
566,1
595,8
665,9
731,4
936,2
- Магаданская
720,4
809,5
774,1
811,8
862,2
866,9
- Сахалинская
728,3
1137,6
1070,5
1061,8
1099,6
1123,7
Дальневосточный федеральный округ
10053,6
18312,2
17412,7
18622,0
19996,0
21381,1
Составлено автором на основе источников 13, 14

Из бюджета использованы наибольшие средства в Приморском крае (8757,9 млн руб.) и Республике Саха (3959,3 млн руб.), наименьшие в Магаданской области (866,9 млн руб.) и Забайкальском крае (619,4 млн руб.). Например, процентное соотношение расходов на прикладные исследования в Республике Бурятия значительно возросло за последние десять лет. В 2011 году этот показатель составлял 11,7 %, в то время как в 2022 году он увеличился до 13,1 %. Такой рост можно рассматривать как положительную тенденцию в инновационной сфере, свидетельствующую о повышении прикладной направленности исследований и разработок. Это означает, что все больше усилий и ресурсов вкладывается в создание и внедрение практически значимых инноваций, что помогает развитию и прогрессу республики [10].

Таким образом, различия в темпах и характере инновационного развития в различных регионах обусловлены разнообразными факторами, такими как социально-экономические условия, географическое положение и особенности технологического прогресса, определяющие распределение инновационной инфраструктуры. Необходимо формировать региональную инновационную систему, которая будет выключать в себя специфические институты и механизмы стимулирования и регулирования инновационных процессов на уровне конкретного субъекта Российской Федерации [16]. Среди основных направлений создания развитой инновационной системы выделяются элементы (рис. 2).

Направления создания инновационной системы,разработка региональной инновационной стратегии, включающая в себя взаимодействие между различными ведомствами и регионами,создание благоприятной экономической и правовой среды для функционирования предприятий, готовых внедрять инновационные разработки,формирование инфраструктуры, способствующей инновационной деятельности,установление механизмов контроля за инновационной деятельностью,развитие взаимодействия между научными учреждениями и промышленностью,совершенствование государственной поддержки коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок

Рисунок 2 – Основные направления создания инновационной системы субъектов Российской Федерации

Составлено автором на основе источников 8, 9, 10, 17, 18, 19, 20, 21

Все субъекты дальневосточного федерального округа можно поделить на три основные группы. Первая группа – развитые инновационные регионы. Республика Саха оказывает положительные результаты, за счет регионального законодательства и сформированной инфраструктуры (государственный комитет по политике и науке, центр поддержки предпринимательства, агентство инвестиционного развития и т.п.). Процессы модернизации и инновационной деятельности в Магаданской области направлены на разработку и внедрение новых технологий, преимущественно в сферах горнодобывающей, энергетической и рыбной промышленности. Основными инновационными направлениями развития Камчатского края является приграничное и трансграничное сотрудничество.

Вторая группа – среднеразвитые инновационные субъекты. Правительство Хабаровского края компенсируется расходы на оформление интеллектуальной собственности и создание предприятий, также предоставляются субсидии в связи с введением новой продукции. Сахалинская область активно следует инвестиционно-индустриальному пути развития, заложенному в региональной стратегии до 2025 года. В настоящее время ключевым приоритетом региона является привлечение инвестиций для повышения конкурентоспособности экономики, решения инфраструктурных проблем и обновления социальной сферы. Развитие инновационной экономики Чукотского автономного округа основывается на горнодобывающей промышленностью (интенсивным освоением крупных месторождений золота, серебра, олова и меди). Для поддержки инновационной деятельности в Амурской области устанавливается минимальная ставка арендной платы, применяются налоговые льготы, а также оказывается информационное и консультационное сопровождение. Приморский край характеризуется развитием низкотехнологичного производства.

Третья группа – крайне низкие показатели инновационной активности. Одной из негативных тенденций в Республике Бурятия и Европейская автономная область является сокращение численности работников, занятых исследованиями и разработками, увеличение доли инновационной продукции, сокращение внутренних затрат. В Забайкальском крае нет четко сформированной интеграции науки, образования и промышленного сектора экономики.

Выводы

Инновационная активность субъектов Дальневосточного Федерального округа оказывается неоднородной, что связано с рядом факторов. Во-первых, разное развитие инфраструктуры в инновационной сфере. В некоторых субъектах округа отсутствуют необходимые научные и технические ресурсы, которые бы позволили развивать и внедрять новые технологии. Низкий уровень научных исследований и разработок также является препятствием для инновационной активности.

Во-вторых, малая доля затрат на разработки и исследования. Однако в федеральном округе доля затрат на разработки и исследования существенно ниже среднероссийского уровня.

В-третьих, низкий уровень внедрения технологий на производстве. Внедрение инноваций требует значительных затрат на модернизацию производственных мощностей и обучение персонала. Однако многие предприятия в Дальневосточном федеральном округе не готовы вкладывать средства в модернизацию и обновление технологий.

Таким образом, повышение инновационной активности в Дальневосточном федеральном округе требует комплексного подхода, который включает развитие инфраструктуры в инновационной сфере, увеличение финансирования инноваций и активную работу с предприятиями для их вовлечения в инновационный процесс. Только совместными усилиями государственных органов и предпринимателей можно создать условия, при которых будет достигнута явная финансовая выгода и проявится интерес со стороны бизнес-структур, разработчиков новой наукоемкой продукции, инвесторов и представителей инновационных проектов.


References:

Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli. 2022 [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2022] (2022). M.: Rosstat. (in Russian).

Alekseev S.G. (2009). Otsenka innovatsionnogo potentsiala i innovatsionnoy aktivnosti regionov Sibirskogo federalnogo okruga [Estimation of innovative potential and innovative activity of regions of the Siberian Federal District]. Vestnik of Buryat State University. (2). 111-117. (in Russian).

Antonenko I.V. (2009). Ekonomiko–statisticheskaya kharakteristika innovatsionnogo razvitiya Yuzhnogo federalnogo okruga [The economic-statistical characteristic of innovative development of Southern Federal district]. Economy of the region. (2(18)). 110-115. (in Russian).

Dugarzhapova D.B. (2023). Innovatsionnyy potentsial regionov Dalnego Vostoka: sostoyanie i problemy [The innovation potential of the Far East regions: current state and problems]. Eco. (10(592)). 86-102. (in Russian). doi: 10.30680/ECO0131-7652-2023-10-86-102.

Egorov N.E. (2012). Innovatsionnyy potentsial severo-vostochnyh regionov Rossii [Innovative potential of northeast regions of Russia]. Innovations. (3(163)). 74-77. (in Russian).

Evseenko A.V., Untura G.A. (2008). Innovatsionnaya ekonomika Sibiri [Innovative economy of Siberia]. Science. Innovation. Education. 3 (3). 152-187. (in Russian).

Krasova E.V. (2019). Nauchno-issledovatelskaya infrastruktura Dalnevostochnogo federalnogo okruga v kontekste innovatsionnogo razvitiya regiona: tendentsii i problemy razvitiya [Scientific and research infrastructure of the Far Eastern Federal District in the context of the regional innovative development: trends and formation problems]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 23 (3). 56-68. (in Russian). doi: 10.15826/umpa.2019.03.019.

Kuznetsova N.V., Kocheva E.V., Matev N.A., Kravchenko A.A. (2019). Regionalnye vyzovy rossiyskogo Dalnego Vostoka [Regional challenges of the Russian Far East] Vladivostok: Izdatelstvo Dalnevostochnogo federalnogo universiteta. (in Russian).

Maga A.A., Makarenko T.D., Vigandt L.S. (2011). Innovatsionnoe razvitie Zabaykalskogo kraya kak klyuchevoy faktor povysheniya konkurentosposobnosti regiona [Innovative development of the Trans-Baikal the region as a key factor in increasing the competitiveness of the region]. Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta. (4(71)). 10-15. (in Russian).

Medushevskiy N.A. (2013). Sravnitelnyy analiz potentsiala regionov Dalnevostochnogo federalnogo okruga, i otsenka vozmozhnostey regionalnoy sistemy vysshego obrazovaniya dlya innovatsionnogo razvitiya territorii [Comparative analysis of the far eastern federal district regions’ potential and evaluation of the regional higher education system capabilities to meet innovative development needs of the territory]. International Organisations Research Journal: education, science, new economy. 8 (1). 115-136. (in Russian).

Moshkov A.V. (2021). Ekonomiko-geograficheskie osobennosti innovatsionnogo razvitiya subektov Dalnevostochnogo federalnogo okruga Rossii [Economic-geographical features of innovative development of the subjects of the Far Eastern federal district of Russia] Geosystems of Northeast Asia: nature, population, economy of territories. 46-52. (in Russian). doi: 10.35735/tig.2021.69.52.008.

Okorokova A.G. (2016). Innovatsii, kak dvizhushchaya sila DVFO [Innovation as the driving force of the Far Eastern Federal District]. The young scientist. (8-3(112)). 21-22. (in Russian).

Osipov V.A., Maltseva K.A. (2018). Sovremennye problemy innovatsionnogo razvitiya malogo biznesa v Primorskom krae [Modern problems of innovative development of small business in Primorsky Krai]. Aktualnye voprosy sovremennoy ekonomiki. (5). 202-211. (in Russian).

Pogrebtsova E.A. (2023). Innovatsionnaya aktivnost v razreze federalnyh okrugov Rossiyskoy Federatsii: sovremennoe sostoyanie i napravleniya razvitiya [Innovative activity in the context of the federal districts of the Russian Federation: current state and directions of development]. Vestnik Universiteta. (9). 65-74. (in Russian). doi: 10.26425/1816-4277-2023-9-65-74.

Pogrebtsova E.A. (2023). Innovatsionnoe razvitie Uralskogo federalnogo okruga: problemy, potentsial i puti transformatsii [Innovative development of the Ural Federal District: problems, potential and ways of transformation]. Scientific review. Economic sciences. (3). 21-26. (in Russian).

Pogrebtsova E.A. (2023). Sotsialno-ekonomicheskie osobennosti innovatsionnogo razvitiya subektov Sibirskogo federalnogo okruga [Socio-economic features of innovative development of subjects of Siberian Federal District]. Omskiy nauchnyy vestnik. Seriya Obschestvo. Istoriya. Sovremennost. 8 (2). 130-137. (in Russian). doi: 10.25206/2542-0488-2023-8-2-130-137.

Ubonova D.Z. (2023). Analiz razvitiya innovatsionnoy deyatelnosti v Respublike Buryatiya [Analysis of the innovation development activity in the Republic of Buryatia]. Management accounting. (11). 163-168. (in Russian). doi: 10.25806/uu112023163-168.

Valentey S.D. i dr. (2009). Rol subektov Federatsii v formirovanii modeli razvitiya ekonomiki Rossii [The role of the subjects of the Federation in the formation of a model for the development of the Russian economy] M.: Knizhnyy dom «LIBROKOM». (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2025 в 09:57:24