Региональная интеграция как фактор экономического развития: проект коридора Абиджан–Лагос в Западной Африке

Нуше Коджо Гиврэ1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Нуше Коджо Гиврэ Региональная интеграция как фактор экономического развития: проект коридора Абиджан–Лагос в Западной Африке // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 1783-1794. – doi: 10.18334/vinec.13.4.119313.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63633273

Аннотация:
В статье проведен анализ уровня интеграции разных регионов мира и выделен низкий уровень внутри-африканской торговли по сравнению с другими регионами. Анализируется уровень интеграции между странами западной Африки на основе разных показателей. Продемонстрировано что плохое качество дорожной инфраструктуры в регионе является препятствием для свободного передвижения людей и товаров, следовательно для экономического развития. Обоснована необходимость и потребность в реализации коридора Абиджан-Лагос проекта для более продвинутой экономической интеграции. Автором выделены преимущества реализации данного проекта и проведен анализ системы управления проектом и пограничными контрольно-пропускными пунктами. Также определены критерии оценки эффективности реализации проекта и измерения прогресса в достижении поставленных целей. Продемонстрировано что реализации проекта принесет пользу не только заинтересованным странам, но и другим странам региона. В данной статье рассматривается проблема, которая может интересовать экономистов, студентов, аспирантов и организации, изучающие процесс развития стран западноафриканского региона.

Ключевые слова: Региональная интеграция, Африка, западная Африка, ЭКОВАС, коридор Лагос-Абиджан, экономика, экономическое развитие, торговля, инфраструктура

JEL-классификация: F15, F13, N77



Введение

Региональная интеграция определяется как процесс объединения нескольких стран в единую экономическую систему с целью улучшения торговых и экономических отношений между ними. В последние годы региональная интеграция стала все более популярной в мире, и многие страны присоединились к различным региональным блокам. [2] Страны африканского континента, как и все другие, хотят воспользоваться преимуществами региональной интеграции. Само собой разумеется, что они полагаются на более глубокую региональную интеграцию для развития и улучшения своего экономического положения. Именно в этом контексте страны африканского континента уже несколько лет пытаются сделать функционирование региональной организации - Африканский Союз -, более эффективным за счет активизации деятельности ее субрегиональных организаций.

Особый интерес представляет изучение тенденции региональной интеграции в западной Африке, и более конкретно изучение проекта коридора Абиджан – Лагос, который носит характер катализатора для региона.

Цель исследования раскрыть причины необходимости выполнения проекта Лагос-Абиджан. В статьи была доказана потребность в инфраструктуре, способствующей большей интеграции стран региона. Были выявлены возможные положительные последствия, которые этот проект может иметь для стран-участников и их населения.

Научная новизна исследования заключается в выявлении эффекты построения данного коридора на для вовлеченных стран и их населения, но также и для других соседних стран региона. Мы убеждены, что этот проект позволит реализовать торговый потенциал между странами региона.

Ведущий метод, заложенный в основу решения проблемы – метод анализа показателей, определяющих степени интеграции стран Африки вообще и стран коридора Лагос - Абиджан в частности. Этот метод позволяет делать вывод о результатах более плотной интеграции стран Африки.

Экономическая интеграция на африканском континенте

Африканский континент имеет большой внутренний рынок, который обладает значительными возможностями. В настоящее время на Африку приходится 2,9% мирового производства и 2,6% мировой торговли, хотя на континенте проживает 16,3% населения мира. [19] Такая ситуация объясняется высокой зависимостью стран континента от торговли сырьевыми товарами, высокой товарной и рыночной концентрацией экспорта. Слабые региональные производственные сети также являются одной из основных проблем африканских стран. Более того, низкие показатели по содействию торговле препятствуют развитию торговли и экономики в регионе.

Внутриафриканская торговля увеличилась за последние годы до 15,4%. [19] Тем не менее, Азия и Европа по-прежнему остаются основными торговыми партнерами континента. Общеизвестен факт, что существуют значительные разрывы в плане экономического развития как между африканскими и более развитыми странами, так и между самыми африканскими странами.

Рисунок 1: Внутренний- и внешний региональный экспорт по континентам, 2020 г. (в процентах от общего объема экспорта)

Figure 1: Domestic and external regional exports by continent, 2020 (percentage of total exports)

Источник: Доклад ЮНКТАД о торговых потоках 2021 г. [1]

Экономической интеграции Африки препятствует серьезный дефицит ее транспортной инфраструктуры. В Западной Африке, например, автомобильный транспорт остается доминирующим видом перевозки грузов, на него приходится от 80 до 90% грузовых перевозок между городами и между странами. [3] [8] Согласно данным Африканского союза, инвестиции в размере 32 миллиардов долларов США в улучшение и техническое обслуживание сети автомобильных дорог в Африке приведут к увеличению торговых потоков до 250 миллиардов долларов США в течение 15 лет, а основными бенефициарами станут наиболее изолированные области. [7]

Рисунок 2: Доля внутри-региональной торговли в Африке (в %)

Figure 2: Share of intra-regional trade in Africa (%)

Источник: Комиссия ЭКОВАС [8]

Половина внутри-африканской региональной торговли по-прежнему приходится на юг Африки. Интеграция внутри и между региональными блоками необходима для обеспечения беспрепятственного перемещения людей и товаров, потоков инвестиций и создания стоимости. Связность является жизненной силой экономики 21-го века, от соединения стран, не имеющих выхода к морю, до морских портов и порталов для ИКТ в домах и на предприятиях по всему континенту. Африка должна следовать этим тенденциям и обеспечить более тесную интеграцию.

Региональная интеграция в западной Африке

Регион Западной Африки всегда характеризовался высоким уровнем мобильности. Эта тенденция намного предшествует нынешней конфигурации границ, установленной в колониальную эпоху. В последние годы, этому перемещению способствовала региональная политика ЭКОВАС, в частности режим свободного передвижения людей, действовавший с конца 1970-х годов.

Вдоль Гвинейского залива, простирающегося от Лагоса до Абиджана, несколько городских районов срастаются, образуя длинный полицентрический коридор. Он простирается на тысячу километров от Лагоса в Нигерии до Абиджана в Кот-д'Ивуаре, проходя через бенинские города Порто-Ново и Котону, столицу Того Ломе и столицу Ганы Аккру. Коридор, соединенный прибрежным шоссе, состоит из крупных городов, а также торговых городов, портов, границ и деревень.

В пределах этого мегаполиса создается значительная часть экономической продукции Западной Африки, а города в пределах коридора являются одними из наиболее экономически развитых в своих странах. Этому способствуют эффекты агломерации и выход к Атлантическому океану. [20]

Таблица 1

Города составляющие коридор Лагос-Абиджан

Table 1

Cities that make up the Lagos-Abidjan corridor

Страны
Города
Численность населения (2022)
Нигерия
Лагос
15 388 000
Бенин
Порто-Ново
258 975
Котону
709 000
Абомей-Калави
1 189 000
Того
Ломе
1 926 000
Гана
Аккра
2 605 000
Кейп-Кост (Cape Coast)
189 925*
Секонди-Такоради
(Sekondi-Takoradi)
245,382*
Кот-д'Ивуар
Абиджан
5 516 000

Источник: Составлена автором [11] [16] [20]

* данные 2021 года

Население в регионе быстро растет, и ожидается, что к 2035 году в пределах коридора будет проживать около 50 миллионов человек. [4] [15] По прогнозам Всемирного Банка, к концу 21 века регион может стать крупнейшим урбанизированным с непрерывным заселением в мире, с населением до полумиллиарда человек. На несколько сегментов коридора приходится самый высокий трафик: границу ежедневно пересекают до 10 000 человек и несколько тысяч автомобилей. [14]

Согласно Индексу региональной интеграции Африки, страны коридора демонстрируют в основном средние или высокие показатели [1].

Рисунок 3: Индекс региональной интеграции стран коридора Лагос-Абиджан

Figure 3: Lagos-Abidjan Corridor Regional Integration Index

Источник: Индекс региональной интеграции Африки [6]

Кот-д'Ивуар занимает наилучшую позицию в общем рейтинге с точки зрения интеграции и имеет общий балл в размере 0,718 из 1. За ним следуют Того и Нигерия с 0,50 и 0,46 соответственно. Гана имеет показатель 0,43, равный среднему, а Бенин находится немного ниже с показателем 0,39. Анализ компонентов этого индекса показывает слабые показатели почти всех стран с точки зрения производственной интеграции и интеграции инфраструктуры. Это говорит о том, что возможны большие улучшения, если будущие инвестиции будут направлены на создание дополнительных производственных мощностей и улучшение трансграничной инфраструктуры.

Осознавая необходимость развития эффективной региональной дорожной инфраструктуры, чтобы гарантировать экономическую интеграцию и жизнеспособность субрегиона, президенты Кот-д'Ивуара, Ганы, Нигерии, Того и министр иностранных дел Бенина подписали договор о создании коридора Абиджан-Лагос в марте 2014 года в Ямусукро.

Проект коридора Абиджан-Лагос

Коридор Абиджан-Лагос является с одной стороны, флагманским проектом Программы развития инфраструктуры в Африке (PIDA) [2] и с другой, основной частью трансафриканской сети автомобильных дорог в регионе ЭКОВАС. Коридор Абиджан-Лагос представляет собой шестиполосный проект по развитию автомобильной дороги, который будет соединять Абиджан в Кот-д’Ивуаре с Лагосом в Нигерии. Официальные лица Ганы недавно подчеркнули решающую роль проекта в экономическом развитии страны, поскольку ожидается, что 576 км из 1028 км автомагистрали пройдут через Гану. [12]

Стоит отметить, что развитие данного коридора соответствует видению ЭКОВАС до 2050 года и стратегиям развития пяти заинтересованных государств-членов. Страны, участвующие в проекте, стремятся создать эффективную, безопасную и конкурентоспособную дорожную инфраструктуру не только для увеличения торговли между странами и внутри региона, но и для устойчивого развития. [9] В своем нынешнем состоянии межрегиональная и субрегиональная сеть автомобильных дорог хотя и полностью функционирует, но не очень эффективна. Она состоит в основном из дорог, которые не всегда обеспечивают надлежащий уровень движения и безопасности.

Проект является связующим звеном в коридоре Дакар-Лагос, части трансафриканской магистрали региона западной Африки, развитие которого было определено в качестве одного из приоритетов Программы развития инфраструктуры в Африке (PIDA) [17]. Проект коридора Абиджан-Лагос оценивается в 15,6 миллиарда долларов и возглавляется Экономической комиссией западноафриканских государств [18]. Он направлен, среди прочего, на содействие расширению торговли, усиление экономической интеграции и повышение благосостояния региона. Он также свяжет очень оживленные морские порты в Западной Африке со всеми странами региона, не имеющими выхода к морю, а именно с Буркина-Фасо, Мали и Нигером, что в итоге увеличит торговлю и интеграцию. Проект финансируется Африканским Банком Развития и находится в стадии завершения. Банк выделил 22,4 миллиона евро на финансирование подготовительных исследований для реализации и управления проектом [17]. Европейский Союз и Всемирный Банк также участвуют в финансировании проекта [10] [14].

Для эффективной реализации проекта и измерения прогресса в достижении поставленных целей, были выбраны пять показателей эффективности.

Таблица 2

Компоненты и показатели эффективности проекта коридора Абиджан-Лагос

Table 2

Components and performance indicators of the Abidjan-Lagos Corridor Project

Проект Абиджан - Лагос
Компоненты
содействие торговле;
улучшение инфраструктуры дорожного коридора;
управление проектами и координация;
программы по ВИЧ/СПИДу;
мониторинг эффективности коридора.

Показатели эффективности
время стоянки порта вдоль коридора;
время пересечения границы по коридору;
количество блокпостов;
процент дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии;
процент дальнобойщиков, знакомых со средствами профилактики ВИЧ/СПИДа.

Источник: Составлена автором на основе материалов комиссии ЭКОВАС [8]

Региональные транспортные проекты многогранны и поэтому становятся все более сложными в техническом, правовом и социально-экономическом плане, а также из-за множества участников.

В последние годы были вложены значительные средства в строительство дорог или ремонтные работы на нескольких участках в каждой из стран коридора, а также в проекты по содействию торговле и транспорту. Одна из основных задач, заключается в обеспечении стандартизации технических стандартов всех этих участков, чтобы сохранить для всего маршрута характер принадлежащего ему коридора. Положительное влияние на общее состояние дорожной сети уже заметно.

Пересечение границы на каждом из 8 существующих пунктов в коридоре будет осуществляться через смежные пограничные контрольно-пропускные пункты. Они должны обеспечить лучшее сотрудничество между службами контроля (полиция, таможня, иммиграция) двух соседних государств, которые там действуют. Объединение этих пограничных контрольно-пропускных пунктов в одном пространстве, облегчит сбор ресурсов, обмен информацией и поспособствует устранению многочисленных контрольно-пропускных пунктов вблизи границ.

Первыми ожидаемыми эффектами хорошо построенного и обслуживаемого коридора являются улучшение бизнес-среды в странах участвующих; снижение барьеров (физических и нефизических) для торговли и транспорта; облегчение передвижения людей и товаров, в том числе на границах; снижение себестоимости и цены перевозки грузов и людей, в том числе с точки зрения безопасности дорожного движения; облегчение доступа к основным социальным услугам, школам, медицинским центрам; сближение рынков как в сельском хозяйстве, так и в промышленности; а также, лучшая связность между областями производства и потребления.

После его реализации, проект коридора Абиджан-Лагос станет решающим рычагом для активизации экономической и социальной деятельности; для интеграции экономик стран ЭКОВАС и для интеграции региона в мировую экономику.

Коридор Абиджан-Лагос будет стимулировать транспорт (автомобильные, железные дороги, порты и аэропорты) в Западной Африке и поможет ускорить создание Африканской континентальной зоны свободной торговли, рынок с 1,3 миллиардами потребителей и совокупным ВВП около 3,4 триллионов долларов [5].

Чтобы обеспечить согласованное строительство и эффективную работу коридора, планируется создание Административного органа Коридора Абиджан-Лагос (ALCoMA). Как наднациональный орган, этот административный орган будет гарантировать надлежащее функционирование, развитие и содержание коридора. ALCoMA будет юридическим лицом и будет иметь финансовую автономию. Он будет состоять из управленческой команды во главе с советом директоров, а также из подразделений, отвечающих за следующие функции:

· планирование и проектирование, строительство и обслуживание инфраструктуры;

· эксплуатация коридора, гармонизация правил, охрана и безопасность, эффективное свободное передвижение и работающие совместные пограничные посты;

· стратегическое планирование коридора, мобилизация ресурсов и развитие партнерства;

· корпоративные услуги, включая человеческие ресурсы, ИКТ, закупки, финансы и администрирование.

Таким образом, ALCoMA как наднациональная организация будет иметь право действовать от имени государств коридора.

Заключение

Подводя итог, справедливо отметить, что доля Африки в мировой торговле невелика и уровень внутриконтинентальной торговли также невелик. Африканские страны очень мало торгуют друг с другом, что создает большую зависимость от внешних субъектов. Такое положение может быть оправдано отсутствием переработки сырья на континенте, что вызывает большой дефицит торгового баланса. Отсутствие региональной инфраструктуры, отвечающей международным стандартам, также является одним из факторов, тормозящих интеграцию, особенно в сфере торговли. Это особенно создает трудности для перевозки грузов между странами.

Страны Западной Африки, как и многие другие на континенте, осознают проблему инфраструктуры, особенно дорожной инфраструктуры, и предпринимают шаги для исправления ситуации. Так обстоит дело, например, с некоторыми странами ЭКОВАС (Бенин, Того, Гана, Кот-д'Ивуар и Нигерия), которые участвуют в проекте строительства коридора Абиджан-Лагос. Этот проект имеет огромный потенциал и будет способствовать улучшению не только торговли между странами, но и соблюдению подписанных региональных договоров, таких как, например, свободное передвижение людей и товаров, что является одной из политик, продвигаемых ЭКОВАС.

Проект коридора Лагос-Абиджан принесет пользу не только заинтересованным странам, но и другим, таким как Буркина-Фасо, Мали и Нигер, которые не имеют выхода к побережью. Выиграет от этого и население городов, которые будет пересекать эта магистраль. Очевидно, что преимущества этого проекта охватывают несколько аспектов, начиная от торговли и заканчивая интеграцией предприятий региона в глобальные цепочки поставок и создания добавленной стоимости. Проект также призван способствовать облегчению передвижения людей за счет сокращения таможенных процедур и внедрения смешанных пунктов пропуска. Этот коридор может стать ускорителем роста и сокращения бедности. Это большой шаг и важный вклад в реализацию Африканской континентальной зоны свободной торговли. Управление коридором будет возложено на независимый наднациональный орган. Это важный аспект, учитывая его многоаспектный характер и множество участвующих сторон.

[1] Для измерения степени интеграции каждой страны и каждого региона Африки с соседями в Индексе региональной интеграции Африки используются 16 показателей, сгруппированных по пяти измерениям. Индекс также измеряет состояние региональной интеграции на континенте в целом.

[2] Программа развития инфраструктуры в Африке (PIDA) — это амбициозная инициатива, включающая 51 приоритетный проект, стоимость которого оценивается почти в 68 миллиардов долларов США и которая должна быть завершена к 2040 году. Программа осуществляется совместно Африканским союзом, Африканским банком развития (АБР) и Новым партнерством в интересах развития Африки (НЕПАД).Программа была одобрена главами африканских государств в феврале 2012 года на 18-м саммите Африканского союза в Аддис-Абебе.


Источники:

1. Доклад ЮНКТАД о торговых потоках 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/tdstat46_en.pdf (дата обращения: 16.04.2023).
2. Захарова, Н.В. Экономика стран Евросоюза: особенности развития и будущее европейского строительства. / Монография. - М.: Российский государственный торгово-экономический университет, 2007. – 146 c.
3. Нуше К.Г., Захарова Н.В. Африканский континент: роль сельского хозяйства в обеспечении ускорения экономического роста (на примере Республики Бенин) // Beneficium. – 2022. – № 1(42). – c. 85-91. – doi: 10.34680/BENEFICIUM.2022.1(42).85-91.
4. Нуше К.Г. Демография Африки: экономическая проблема или источник возможностей? // Экономические исследования. – 2020. – № 4 (20). – c. 6.
5. AfCFTA, About The AfCFTA: Brief Overview. [Электронный ресурс]. URL: https://au-afcfta.org/about/ (дата обращения: 02.04.2023).
6. Africa Regional Integration Index. [Электронный ресурс]. URL: https://www.integrate-africa.org/fr/classements/communautes-economiques-regionales/cedeao/ (дата обращения: 02.05.2023).
7. African Union, Program Infrastructure Development for Africa (PIDA). [Электронный ресурс]. URL: https://au.int/en/ie/pida (дата обращения: 16.04.2023).
8. Commission de la CEDEAO, Corridor Abidjan Lagos. [Электронный ресурс]. URL: https://aid.nepad.org/m_assets/uploads/document/15092341221999384973.pdf (дата обращения: 16.04.2023).
9. ECOWAS, Vision 2050. [Электронный ресурс]. URL: https://ecowas.int/special_post/vision-2050/ (дата обращения: 02.05.2023).
10. EEAS, Why the EU is co-funding the Abidjan-Lagos Highway Corridor. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eeas.europa.eu/node/58359_en (дата обращения: 20.04.2023).
11. Ghana: Administrative Division, City Population. [Электронный ресурс]. URL: http://www.citypopulation.de/en/ghana/admin/ (дата обращения: 19.03.2023).
12. Ghana Web, Ghana’s stretch of Abidjan-Lagos Highway Corridor most profitable. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ghanaweb.com/GhanaHomePage/NewsArchive/Ghana-s-stretch-of-Abidjan-Lagos-Highway-Corridor-most-profitable-1770173 (дата обращения: 20.05.2023).
13. Howard W. French Megalopolis: how coastal west Africa will shape the coming century. The Guardian, Oct. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/2022/oct/27/megalopolis-how-coastal-west-africa-will-shape-the-coming-century (дата обращения: 05.03.2023).
14. Tsikata K., Nenonene S., Gouahinga F. World Bank Approves US$228 Million for Abidjan-Lagos Transport Corridor. The World Bank, Press Release No: 2010/312/AFR. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2010/03/24/world-bank-approves-us228-million-abidjan-lagos-transport-corridor (дата обращения: 02.04.2023).
15. Lagos, Nigeria Metro Area Population 1950-2023, Macrotrends. [Электронный ресурс]. URL: https://www.macrotrends.net/cities/22007/lagos/population (дата обращения: 02.04.2023).
16. Lome, Togo Metro Area Population 1950-2023, Macrotrends. [Электронный ресурс]. URL: https://www.macrotrends.net/cities/22628/lome/population (дата обращения: 19.03.2023).
17. Lydie EHOUMAN Multinational - Study for the Abidjan – Lagos Corridor Highway Development Project (Supplementary Grant). [Электронный ресурс]. URL: https://projectsportal.afdb.org/dataportal/VProject/show/P-Z1-DB0-234 (дата обращения: 20.05.2023).
18. The Africa Investment Forum: catalyzing financing for game-changing Abidjan-Lagos highway project. [Электронный ресурс]. URL: https://www.africainvestmentforum.com/en/news/news/africa-investment-forum-catalyzing-financing-game-changing-abidjan-lagos-highway-project (дата обращения: 02.04.2023).
19. UNCTAD, Key Statistics and Trends in Regional Trade in Africa, UNCTAD/DITC/TAB/2019/3. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/publication/key-statistics-and-trends-regional-trade-africa (дата обращения: 05.03.2023).
20. Wikipedia, Abidjan–Lagos Corridor. [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Abidjan%E2%80%93Lagos_Corridor (дата обращения: 05.03.2023).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:34:56