Политика развития станкостроения в современной России: этапы, итоги и перспективы
Афанасьев А.А.1
1 Институт Экономики РАН
Скачать PDF | Загрузок: 78
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63633313
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности политики станкостроения в современной России. Выделяются соответствующие этапы, связанные с подготовкой и реализацией курса на воссоздание отрасли станкостроения в нашей стране. В то же время перспективы ее становления увязываются с реализацией проекта технологического суверенитета. В этой связи рассматриваются основные государственные программы, стратегии, планы мероприятий с 2011 года по 2023 год, формирующих промышленную политику в данной сфере. Проводится анализ изменения их целей, задач, механизмов и инструментов, достигнутых результатов. В работе раскрываются линии формирования трех крупных сегментов станкостроения России: во-первых, предприятий, входящих в управленческий периметр ГК Ростехнологии; во-вторых, станкостроительный кластер в орбите ГК «Росатом»; в-третьих, частный станкостроительный сектор.
Ключевые слова: станкостроение, станкоинструментальная, станкозавод, металлообрабатывающее оборудование, металлорежущий станок, технологический суверенитет, политика в станкостроении, мегапроект, проект технологического суверенитета
JEL-классификация: L60, L80, O14, P23
Введение.
Станкостроение - фондообразующая отрасль, обеспечивающая оснащение средствами производства предприятия, выпускающие машиностроительную продукцию как гражданского, так и специального назначения. Их производственные возможности, характеристики изготавливаемой продукции, конкурентоспособность, эффективность деятельности в значительной мере определяются состоянием и технологическим уровнем производственных фондов. В этой связи представляется оправданным стремление в оснащении машиностроительных производств наиболее совершенным механообрабатывающим оборудованием.
Международное технологическое сотрудничество и сопутствующая ему зависимость от импорта средств производства характерна большинству индустриально развитых стран. В нашей стране выбор между отечественным и зарубежным оборудованием во многом определялся возможностями национального станкостроения, политическими и экономическими установками, сложившимся комплексом интересов и угроз, существовавшим форматом внешнеэкономической интеграции и действовавшими ограничениями.
Что касается последних, то импорт металлообрабатывающего оборудования в нашу страну почти всегда был существенно ограничен. Так, еще с 1949 года надзор за экспортом стратегической продукции в СССР и страны социалистического лагеря из капиталистических стран осуществлял Координационный комитет по экспортному контролю (KOKOM). Разработанная им стратегия «контролируемого технологического отставания» исключала поставки передового технологического оборудования в Советский Союз. Что касается советского станкостроения, то оно являлось одним из передовых в мире, чем обеспечивался высокий уровень технологической защищенности страны в этой сфере [1, c.4079].
Значительные послабления ограничительных режимов произошли с заключением в 1996 году Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения. Соглашения предусматривали, что государства-подписанты сами определяют какие из отнесенных к специальным товарам и кому продавать, информируя остальных. Значительная часть наиболее современного и высокоточного оборудования для металлообработки и комплектующих для его изготовления подпадало под их действие. Следует отметить, что в течении 25-летнего периода нового порядка сформировались наиболее благоприятные условий для доступа отечественных производств к передовым мировым техническим решениям.
В тоже время, в результате деструктивных процессов периода экономической трансформации в России многие отечественные станкостроительные предприятия практически полностью остановили производство, разработку новых моделей оборудования, были ликвидированы. С утратой производственного, исследовательского, конструкторского, инжинирингового потенциала, дезинтеграцией оставшихся участников отрасли произошел разрыв ее технологической целостности, по сути – ее ликвидация. Для оснащения производств механообрабатывающим оборудованием стала характерна сверхвысокая импортная зависимость.
После 2022 года в результате эскалации антироссийских санкций со стороны стран коллективного Запада возможности поставок станкостроительной продукции в Россию из них были практически полностью ограничены. Существовавшие ранее преимущества международного технического сотрудничества трансформировались в угрозу технологической безопасности. В новых реалиях воссоздание отрасли станкостроения и восстановление технологической независимости российского машиностроения становится существенной компонентой достижения технологического суверенитета страны.
В свете вышеизложенного, а также с учетом научных интересов автора объектом исследования в данной статье избрана отрасль станкостроения, а предметом исследования стали меры политики по ее развитию в современной России.
Таким образом, цель статьи заключается в исследовании промышленной политики развития отечественного станкостроения.
Авторская гипотеза состоит в том, что воссоздание отрасли станкостроения является стратегическим ориентиром промышленной политики в современной России, а ближайшая перспектива данного курса увязывается с реализацией проекта технологического суверенитета.
Крайне важно подчеркнуть, что рассматриваемые процессы охватывают относительно длительный исторический период, так в течение 2011-2013гг. осуществляется ряд подготовительных мер, в 2014-2022 гг. реализуются мероприятия, направленные на формирование отрасли, а после событий 2022 года сложился новый контекст ее развития.
Проблемам отечественного станкостроения посвящен значительный массив исследований, среди которых можно выделить труды: Е. В. Бодровой [2], В.В.Серебренного [3], А.Р.Маслова [4], М. В. Зурина [5], Т. Н. Рыжиковой [6], С. Н. Григорьева [7], М. М.Шайлиевой [8], Т.Б.Малковой [9] и др.
Политика развития отечественного станкостроения в период 2011-2013 гг.
К началу 2010-х гг. большинство отечественных станкозаводов находилось в сложном финансовом положении, а действовавшие длительное время деструктивные факторы значительно усилились в результате финансово-экономического кризиса 2008 года. Дезинтеграция и фрагментация участников станкостроения становится ограничивающим фактором развития как в гражданском, так и в оборонном секторе.
С принятием в 2011 году разработанной Министерством промышленности и торговли РФ подпрограммы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011 - 2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы закладываются основы возрождения отечественного станкостроения. Целью подпрограммы было обозначено «создание и развитие в России производств тех категорий импортозамещающих средств машиностроительного производства, которые относятся к технологиям двойного назначения и наиболее востребованы стратегическими организациями машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов (авиастроительного, ракетно-космического, судостроительного и энергомашиностроительного)». [1] Результатом ее реализации должна была стать ликвидация критической зависимости российских стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов от поставки зарубежных технологических средств машиностроительного производства.
В подпрограмме подчеркивалось технологическое отставание и неконкурентоспособность существующих разработок, а также слабая развитость важного звена отрасли - системных интеграторов. В этой связи для достижения сформулированных целей предполагалось поэтапное решение взаимоувязанного комплекса задач, а именно: разработка и подготовка серийного производства конкурентоспособных импортозамещающих средств для машиностроения (прежде всего механообрабатывающего оборудования и инструмента); организация высокоэффективных производственных участков и цехов по выпуску разработанных средств; создание условий для развития российских системных интеграторов и т.д.
Первый выделяемый этап (2011 - 2013 годы) был ориентирован прежде всего на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с осуществлением капитальных затрат на развитие (техническое перевооружение) головного инжинирингового центра. Второй этап (2014 - 2016 годы) предполагал продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с одновременным осуществлением более масштабных капитальных вложений, связанных с созданием производств разработанного оборудования в российских организациях на условиях государственно-частного партнерства.
В то же время восполнение научно-технического потенциала предполагалось осуществлять как за счет сил российских разработчиков, так и с опорой на привлечение передовых зарубежных наработок, организацию серийных производств в кооперации с партнерами из других государств. В этой связи предусматривались такие механизмы как: привлечение в качестве инвесторов иностранных компаний - носителей ноу-хау; покупка ноу-хау у его зарубежных владельцев; приобретение самой иностранной компании с дальнейшим внутрикорпоративным переносом ноу-хау.
В данной области позже был реализован ряд совместных проектов со станкостроителями из Чехии (КОВОСВИТ МАС в Азове, ТОС ВАРНСДОРФ в Екатеринбурге), развивалось сотрудничество отечественной группы «Пумори» с индийской Ace Manufacturing Systems, японской Okuma, было создано совместное предприятие с участием российской «Униматик» и австрийской EMCO, а также осуществлен ряд других проектов.
Принятое еще в 2011 году соглашения о партнерстве с учрежденной лидерами мирового станкостроения японо-германской компанией «ДМГ МОРИ» привело к открытию в 2015 году Ульяновского станкостроительного завода. Позже, за несколько лет работы завод стал значимым участником отрасли (выручка за 2020 год превысила 2 млрд.руб., выпуск в 2021 году составил порядка 350 ед. станков с ЧПУ или более трети всего совокупного годового производства такого оборудования в России). Специализируясь на выпуске сложного высокотехнологичного оборудования, завод отличался не только наличием технологий, определявших высокий уровень конкурентоспособности производимой техники, но и рядом организационных решений, обеспечивавших возможность достижения производительности труда, значительно превышающей средние показатели российских станкостроителей.
Что касается отечественных организаций, то в подпрограмме подчеркивалось не только отсутствие у большинства из них необходимых ресурсов для требуемого развития, но и наличие негативных рыночных условий, объективно формирующих угрозы самому их существованию. Промышленная политика становится главной движущей силой воссоздания отрасли. Отмеченные обстоятельства предопределили и основной механизм реализации планируемых мероприятий в форме целенаправленной масштабной поддержки. В качестве инструментов был выбран государственный заказ на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также капитальные вложения в форме долевого участия государства при осуществлении инвестиционных проектов.
В декабре 2012 году принимается государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в составе которой выделяется подпрограмма «Станкоинструментальная промышленность». [2]
Подпрограмма несколько дополнила прежде сформулированное основное мероприятие, сохранив в его составе направления, реализуемые в рамках ранее утвержденной подпрограммы "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы ФЦП "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы.
Ключевым участником подпрограммы становится ОАО «Станкопром», входящее в структуру ГК «Ростехнологии», которое уже в 2013 году начинает выполнять функцию системного интегратора в станкостроении России вообще, а также в области решения задач технологического перевооружения предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. На его основе происходит консолидация станкостроительных активов государственной корпорации.
Среди целей холдинга были обозначены: модернизация действующих станкозаводов и переориентация их производства на выпуск современной инновационной продукции; реализация офсетных программ, а также создание совместных предприятий на территории РФ с зарубежными партнерами в рамках продукции, не производимой в нашей стране; инвестирование средств в создание передовой станкостроительной продукции, а также гибких производственных систем и т.д. [3]
Первоначально в 2013 году в его составе обозначались: во-первых, производственные предприятия Савеловский машиностроительный завод (Кимры), Ульяновский НИАТ (Ульяновск), Нефтехимавтоматика (Омск), Завод индустриальных покрытий (Тольятти), Рэмос-ПМ (Пермь); во-вторых, инструментальный завод ПМ (Пермь); в-третьих, научные центры ВНИИАЛМАЗ (Москва), ВНИИАВТОГЕНМАШ (Москва), НИПТИ Микрон (Владимир), ВНИТИ ЭМ (Санкт-Петербург), ВНИИИНСТРУМЕНТ (Москва); в-четвертых, коммерческие и внешнеторговые объединения ВО Станкоинструмент (Москва), РТ-Станкоинструмент (Москва). [4] Позже структура объединения претерпела изменения с концентрацией в нем прежде всего организаций станкоинструментального профиля.
В холдинге формируются планы по созданию совместных предприятий на территории РФ с учетом трансфера технологий в который вошли такие мировые станкостроительные компании как DMG, Niles Simmons Hegenscheid и др. В 2014 году заключается соглашение между АО «Станкопром» и германской компанией «Сименс», предполагающее «сотрудничество в области станкостроения, проектирования и разработки сложных, специальных, высокоточных и высокоскоростных станков, а также в создании и оснащении учебно-технологических центров для обучения персонала». [5]
В тоже время в рамках подпрограммы «Станкоинструментальная промышленность» Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» - второго ее этапа, был сформирован портфель приоритетных проектов, одобренных межведомственной комиссией по отбору и мониторингу проектов, а уже с 2014 года начинается их воплощение.
Так, совместно со станкозаводом «Саста» (г.Сасово Рязанской обл.) реализуется инвестиционный проект «Создание серийного производства станкоинструментальной продукции, включая техническое перевооружение производства для изготовления токарно-фрезерных прецизионных станков и токарных прецизионных обрабатывающих центров с ЧПУ», для чего учреждается совместное предприятие АО «СТП-Саста».
Совместно с Липецким станкостроительным предприятием реализуется проект «Создание серийного производства станкоинструментальной продукции, включая техническое перевооружение производства по выпуску шлифовальных станков» на учрежденном АО «СТП-ЛСП».
АО «Совместное технологическое предприятие «Пермский завод металлообрабатывающих центров» реализует проект «Создание серийного производства станкоинструментальной продукции, включая реконструкцию и техническое оснащение производственных мощностей для организации производства отечественных высокотехнологичных металлообрабатывающих центров повышенной динамической жесткости, точности и производительности для обработки специальных конструкционных сталей и сплавов».
В этот же период, созданная в 2012 году частная компания ООО «СТАН», консолидирует значительные станкостроительные активы и занимает доминирующее положение на рынке. В ее состав входят производственные площадки в Башкортостане (ООО «НПО «Станкостроение», Стерлитамак), в Московской области (АО «Станкотех», Коломна), в Рязани (ООО «Рязанский станкозавод»), Иваново (ООО «Ивановский станкостроительный завод»), в Москве (ООО «Шлифовальные станки»), в Тверской области (ООО «Савеловский станкостроительный завод», Кимры) и в Ростовской области (ООО «Донпрессмаш», Азов).
В рассматриваемый период реализуется ряд ключевых протекционистских мер, а именно: принятие в апреле 2013 года закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а в декабре 2013 году - Постановления Правительства РФ № 1224 «О мерах по формированию долгосрочной технологической независимости предприятий российского оборонно-промышленного комплекса». Последний документ скорректировал ранее установленный Постановлением №56 от 7 февраля 2011 года порядок. Сформировавшийся режим существенно ограничивал закупки импортного металлообрабатывающего оборудования и инструмента зарубежного производства для нужд обороны страны и безопасности государства в случае наличия отечественных аналогов. Принятые решения имели важное значение для отечественного станкостроения, так уже в 2014 году были отклонены 924 из 3361 поданных заявок для приобретения зарубежного оборудования, т.е. в 27% случаев при желании приобрести оборудование за рубежом на рынке имелись российские аналоги [10, c.42], а только за 6 месяцев 2021 года было отказано в выдаче разрешений на закупку импортной продукции станкостроения в пользу продукции отечественного производства на сумму 7,7 млрд.руб. [6]
Резюмируя содержание начального этапа, представляется необходимым акцентировать следующие моменты: во-первых, промышленная политика была обозначена как ключевой механизм реализации курса на воссоздание отечественного станкостроения; во-вторых, были сформированы организационные предпосылки для начала его последующей реализации; в-третьих, в рассматриваемый период не произошло существенных подвижек по снижению уровня зависимости от импортных поставок, составившего в станкоинструментальной промышленности в 2014 году 87%.
Политика формирования станкостроения в России в период 2014-2022 гг.
После введения в 2014 году по инициативе США и при поддержке стран Евросоюза комплекса рестриктивных мер в отношении России импортозамещение становится ключевой составляющей экономической политики в нашей стране, в том числе и в станкостроении. Так, с утверждением в апреле 2014 года государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» завершается ранее реализуемая подпрограмма, а в рамках вновь утвержденной подпрограммы «Станкоинструментальная промышленность» одним из приоритетов развития обозначается увеличение доли отечественной продукции станкостроения в ее потреблении. [7]
В тоже время целью реализуемой политики, закрепленной в подпрограмме, становится формирование конкурентоспособной на внутреннем рынке отрасли станкоинструментальной промышленности и восстановление технологической независимости российского машиностроения. Ее достижение увязывается с реализацией задач по формированию технологического и инновационного потенциала отрасли, а также импортозамещению востребованной оборонно-промышленным комплексом станкостроительной продукции двойного назначения.
Реализация подпрограммы предполагалась в форме ведомственного проекта Министерства промышленности и торговли и предусматривала выделение двух этапов. В рамках первого этапа (2012 - 2016 годы), включавшего также уже прошедший временной отрезок, предусматривалась реализация двух основных мероприятий: во-первых, развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности; во-вторых, создание современных серийных производств отечественных станков для удовлетворения внутреннего спроса на станкоинструментальную продукцию с учетом решения задач по импортозамещению.
Первое выделенное мероприятие, осуществление которого включало период с 2011 по 2013 годы фактически вбирало в себя основное мероприятие, уже реализованное в рамках отменяемой подпрограммы, обеспечивая преемственность и согласованность ее переформатирования. Его плановым результатом стало создание и постановка в серийное производство более 78 новых видов средств машиностроительного производства.
Второе мероприятие предусматривало реализацию комплексных проектов по созданию серийных производств в период 2014-2016 годов, сопровождавшихся новыми разработками. Годовой объем выпуска продукции в результате этих мер должен был к 2016 году составить свыше 5,8 млрд.руб., а производство импортозамещающих средств превысить 700 ед.
В рамках второго предусмотренного подпрограммой этапа (2017 - 2020 годы) предполагалась реализация основного мероприятия «Инновационное развитие организаций станкостроения и инструментальной промышленности», направленного на усиление ранее полученных результатов, а также повышение научно-технического и производственного потенциала отрасли за счет как дальнейшего развития технологической базы, так и непосредственно развертывания производств инновационной техники.
Подпрограмма предусматривала вовлечением трех сегментов участников: во-первых, организаций гражданского сектора; во-вторых, Государственной корпорации «Ростехнологии»; в-третьих, профильных научных, научно-производственных и конструкторских учреждений.
При сохранении прежнего механизма реализации подпрограммы, ее инструментами стали: субсидирование затрат на проведение НИОКР; субсидирование за счет имущественного взноса в ГК «Ростехнологии»; субсидирование реализации комплексных инновационных проектов в производственно-организационной части и др. Ключевым агентом по реализации мер подпрограммы стал ФГАУ «Российский фонд технологического развития» (далее Фонд развития промышленности, ФРП), которому предоставлялись субсидии на цели реализации проектов в области станкостроения и инструментального производства.
Целевые параметры снижения доли импорта конкретизируются с принятием в марте 2015 года Минпромторгом России плана мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности (см.таб.1)
Таблица 1. Выдержка из плана мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности РФ 2015 год. [8]
|
Оборудование
|
Доля импорта в
потреблении в 2014 году
|
Максимальная плановая
доля импорта в потреблении к 2020 году
|
1
|
Токарные станки с ЧПУ
|
90%
|
60%
|
2
|
Токарно-фрезерные
обрабатывающие центры
|
95%
|
80%
|
3
|
Ультрапрецизионные
токарные и фрезерные станки с ЧПУ с точность обработки не ниже А
|
100%
|
53%
|
4
|
Координатно-расточные
станки
|
99%
|
84%
|
5
|
Вертикально-фрезерные
5-ти координатные обрабатывающие центры
|
90%
|
69%
|
6
|
Системы ЧПУ для
управления 5-ти и более осями
|
100%
|
25%
|
7
|
Шарико-винтовые пары
|
95%
|
82%
|
Современные станкозаводы, по существу, стали представлять собой сборочные производства. Одним из важнейших направлений политики стал контроль доли используемых в производстве отечественного оборудования импортных комплектующих. С этой целью принятое в 2015 году Правительством РФ постановление «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ» регламентировало порядок отнесения станкоинструментальной продукции к отечественной, включающий определение пороговых значений доли используемых в ней импортных комплектующих и уровня локализации процессов их производства. [9]
В отношении производств, организованных с участием иностранных компаний, было опробовано применение инструмента специального инвестиционного контракта (СПИК 2.0) [11, c.184], формирующего условия по локализации производств для признания продукции российской и возможности ее допуска к закупкам, а также доступа таких предприятий к реализуемым мерам поддержки (в частности, получения льготных займов от ФРП).
Так, например, заключенный в 2016 году на десять лет СПИК с японо-германской DMG Mori предполагал обязательства компании по увеличению локализацию производства до 70%. При этом объем инвестиций компании должен был превысить 750 млн. руб., увеличение мощностей Ульяновского станкостроительного завода должно было составить с 1 тыс. до 1,2 тыс. токарных станков для металлообработки в год, а увеличение количества рабочих мест с 200 до 240. После выполнения ряда условий продукция компании могла быть признана российской. При этом для компании на федеральном уровне обеспечивалась налоговая стабильность и сохранение регуляторных условий, а на уровне региона она освобождалась от налога на имущество и транспортного налога со снижением ставки налога на прибыль до 13,5%. [10] В то же время в заключении подобного контракта было отказано совместному российско-чешскому предприятию СП «МТЕ Ковосвит Мас», оформившему заявку.
В качестве участника политики также следует выделить ГК «Росатом», реализующей собственный проект «Станкостроение» с объединением станкостроительных активов вокруг отраслевого интегратора «ИПН Станкостроение». Ранее с участием Государственной корпорации уже был сформирован станкостроительный кластер для реализации данного проекта. В него были вовлечены от ГК «Росатом»: производитель станков ФГУП «Приборостроительный завод» (г.Трехгорный), производитель основных станочных узлов ФГУП «ПО «Маяк» (г.Озерск) и др. Научное сопровождение проекта осуществлялось СПбПУ (г. Санкт-Петербург). А в качестве инжинирингового центра выступала ЗАО «Балтийская Промышленная Компания» - крупное отечественное станкостроительное объединение.
Очередной этап переформатирования подпрограммы происходит с принятием в марте 2017 году изменений в государственную программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Так, было скорректировано содержание ранее определенного второго этапа реализации подпрограммы, а дальнейшее осуществление мер, направленных на развитие станкоинструментальной промышленности предусматривалось в рамках более широкой подпрограммы «Развитие производства средств производства», позднее осуществляемой в форме федерального проекта. Одним из показателей достижения ее целей становится снижение доли импорта в потреблении на внутреннем рынке станкостроительной продукции к 2020 году до 70%. [11]
С целью создания материальной базы для локализации производств летом 2017 года ФРП в рамках программы «Станкостроение» начинается финансирование по направлению «Комплектующие изделия».
Невысокая емкость отечественного рынка и широкая номенклатура потребляемого металлообрабатывающего оборудования формируют ограничения эффективности освоения новых видов продукции на отечественных станкозаводах. Одним из способов преодоления возникшего противоречия между низкой эффективностью выпуска такой продукции и стратегической потребностью его организации является расширение емкости рынка за счет экспортных поставок. Задача достижения роста доли экспорта в общем объеме внутреннего производства нашла отражение при внесении изменений в подпрограмму «Станкоинструментальная промышленность», зафиксировавшей целевой ориентир ее увеличение к 2020 году до уровня не менее 15% (позже показатель был скорректирован до 18%). [12]
Приоритет наращивания экспорта станкостроительной продукции нашел свое отражение в подготовленной в конце 2018 года Минпромторгом РФ «Концепции ускоренного экспортного развития станкоинструментальной отрасли на 2018 - 2025 годы» [12, c.73].
В рассматриваемый период формируются несколько масштабных сегментов политики. Один из них, представлен совокупностью предприятий, реализующих инвестиционные соглашения с АО «Станкопром». Другой формируют предприятия, вовлеченные в реализацию проекта «Станкостроение» ГК «Росатом». Еще один представлен предприятиями частного сектора, основными видами поддержки которых становятся: субсидирование путем возмещения затрат на проведение НИОКР; субсидирование затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям; предоставление льготных займов ФРП по программе «Станкостроение», в том числе и по направлению «комплектующие изделия»; субсидирование отечественных станкостроителей в целях предоставления покупателям скидки при приобретении их продукции (с 2020 года) и др. Ключевая роль в реализации мер в этом сегменте принадлежит Фонду развития промышленности.
Следует отметить, что к 2018 году порядка 70% от всего осуществленного ФРП финансирования по направлению «Станкостроение» приходилось на предприятия, входившие в группу СТАН [12, c.57], получивших за период с 2015 по 2017 годы на реализацию 6 проектов целевые займы на общую сумму свыше 2,2 млрд руб.
Позже, в 2019 году, Счетная палата выявила многочисленные нарушения и несоответствия достигнутых результатов ранее утвержденным параметрам соглашений. [13] Итогом вынужденной реструктуризации группы компаний стало вхождение ее активов в управленческий периметр ГК «Ростех», консолидировавшей к 2020 году крупнейшую долю станкостроительного рынка России.
В тоже время следует отметить существенное снижение интенсивности финансирования проектов развития станкостроения со стороны ФРП. Так за последующие 3 года - к 2021 году по данному направлению были удовлетворены всего две заявки на общую сумму 0,5 млрд. [14]
Что касается итогов реализации ранее начатых инвестиционных проектов с участием АО «Станкопром», то здесь также не были полностью достигнуты планируемые результаты. [15] [16] [17]
Тем не менее, в результате принятых мер доля импорта в потреблении станкоинструментальной продукции снизилась с 87% в 2014 году до 77% в 2019 году, а дальнейшее увеличение доли отечественной продукции на внутреннем рынке было закреплено в качестве приоритетного направления развития станкоинструментальной промышленности утвержденной в июне 2020 года Правительством РФ «Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности РФ до 2024 года и на период до 2035 года» с обозначением планов по ее наращиванию до 45% к 2024 году. [18]
Следует подчеркнуть, что требуемые точностные и другие существенные параметры изготавливаемого оборудования достигаются прежде всего за счет использования соответствующих комплектующих. При снижении доли импорта в потреблении готовых изделий одновременно формировалась зависимость от поставок комплектующих, используемых при их изготовлении. Так, уровень локализации российского производства металлорежущих станков в 2019 году был порядка 47%, а доля импорта комплектующих, например, в потреблении шпинделя, систем числового программного управления, шарико-винтовых пар и направляющих составляла 80-95% совокупной потребности станкостроения [13, c.2181].
Данному обстоятельству было уделено внимание в утвержденной Правительством РФ в ноябре 2020 года «Стратегии развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года», определившей одной из приоритетных задач ее реализации локализацию серийного производства конкурентоспособных комплектующих на территории страны. В стратегии актуализировались также целевые ориентиры доли отечественной продукции с повышением среднеотраслевого показателя к 2035 году до 21-43% и до 38-40% в гражданских отраслях и доведения уровня локализации ее производства до 70%.
Разработчиками стратегии подчеркивалась важность комплексного развития отрасли, необходимость совершенствования системы ее государственного регулирования, реализации мер, направленных не только на развитие производства, но и на стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также продаж, прежде всего в рамках стимулирования спроса на внутреннем рынке. [19] В тоже время был отмечен существенный рост доли экспорта в общем объеме внутреннего производства достигшей в 2019 году 28%.
В июне 2021 года был скорректирован «План мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности РФ на период до 2024 г» (см.таб.1).
Таблица 1. Выдержка из плана мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности РФ [20]
|
|
Доля отечественной
продукции до реализации планов импортозамещения
|
Доля отечественной
продукции до 2024 г
|
1
|
Инструменты ручные
электрические
|
16%
|
30%
|
2
|
Станки для обработки
металлов лазером и станки аналогичного типа; обрабатывающие центры и
станки аналогичного типа
|
32%
|
42%
|
3
|
Станки токарные,
расточные и фрезерные металлорежущие
|
25%
|
33%
|
4
|
Кузнечно-прессовое оборудование
|
20%
|
30%
|
5
|
Станки для обработки
камня, дерева и аналогичных твердых материалов
|
19%
|
30%
|
6
|
Комплектующие изделия
станков
|
15%
|
35%
|
7
|
Промышленные роботы
для выполнения производственных операций
|
6%
|
15%
|
Осенью 2021 года происходит объединение станкоинструментальных активов ГК Ростех на базе вновь созданного АО «Механика». Таким образом формируется единый центр компетенций в управленческом периметре корпорации. В состав станкостроительного холдинга вошел крупнейший российский производитель станочного оборудования ООО «СТАН», а также АО «Станкопром», объединяющий научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании и станкоинструментальные предприятия. В холдинге были обозначены планы занять до 50% российского рынка промышленных станков. [21]
Возвращаясь к главному содержанию рассматриваемого этапа, представляется необходимым еще раз подчеркнуть следующие ключевые моменты: во-первых, формирование отечественного станкостроение было сформулировано в качестве цели осуществляемой политики; во-вторых, реализованные меры, хотя и не достигли планируемых результатов, привели к существенному снижению импортозависимости рынка станкостроительной продукции и наращиванию отечественных станкостроительных компетенций; в-третьих, произошло формирование доминирующего участника рынка путем консолидации станкостроительных активов в станкостроительном холдинге АО «Механика», входящем в управленческий периметр ГК Ростех.
В свете последующих событий стала очевидной оправданность принятого стратегического курса. В то же время необходимо подчеркнуть, что за период с 2014 года по 2022 года не удалось восстановить технологическую независимость российского машиностроения от импорта оборудования.
Заключение
В порядке заключения представляется необходимым кратко затронуть вопрос о дальнейших перспективах становления отечественного станкостроения. Прежде всего следует отметить существенно изменившийся контекст развития отрасли после эскалации в 2022 году антироссийских санкций со стороны стран коллективного Запада. В этих условиях руководством нашей страны был обозначен стратегический курс по выводу России на траекторию реальной технологической независимости [14, c.130]. Достижение технологического суверенитета становится приоритетным направлением реализации программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [22], а производство металлообрабатывающего оборудования и необходимых компонент согласно таксономии обозначаются в качестве одних из приоритетных направлений проектов технологического суверенитета. [23]
В этой связи перспективы курса на воссоздание отрасли станкостроения увязываются с реализацией проекта технологического суверенитета (мегапроекта) в станкоинструментальной промышленности, на реализацию которого в трехлетнем бюджете уже предусмотрено выделение 130 млрд.руб. [24]
Думается, что предложенный механизм позволит преодолеть такие узкие места развития станкостроения, как: отсутствие отечественного производства ряда критически важных высокотехнологичных комплектующих; отсутствие централизованного производства по некоторым из комплектующих; потребность в единых стандартах; необходимость организации крупных научно-исследовательского, конструкторского и инжинирингового центров; излишняя фрагментация рынка; низкая емкость внутреннего рынка и т.д. и обеспечит вывод отечественного станкостроения на уровень технологического паритета с ведущими мировыми державами, т.е. достижение технологического суверенитета.
[1] Подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 – 2011 утвержденная постановлением Правительства РФ от 1 июля 2011 г. N 531 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 29 января 2007 г. N 54». Кодекс https://docs.cntd.ru/document/902288446?marker=6580IP (Дата обращения: 08.12.2023)
[2] Распоряжение №2539-р от 27 декабря 2012 года Об утверждении государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Официальный ресурс Правительства РФ http://archive.government.ru/gov/results/22181/ (Дата обращения: 08.12.2023)
[3] Годовой отчет АО «Станкопром» за 2014 год. https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=33681&type=2&attempt=2 Центр раскрытия информации (Дата обращения: 08.12.2023)
[4] Годовой отчет ОАО «Станкопром» за 2013 год. https://e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=33681&type=2 Центр раскрытия информации (Дата обращения: 08.12.2023)
[5] Пресс-релиз Сименс от 14.04.2014 https://rostec.ru/content/files/press-rel/press-release_Stankoprom_Siemens.pdf Интернет-ресурс ГК Ростехнологии (Дата посещения: 08.12.2023)
[6] О направлениях развития станкостроения и тяжелого машиностроения России. Минпромторг России https://krasnogorsk-adm.ru/netcat_files/multifile/2850/Stankostroenie_tyazhmash.pdf Сайт администрации г.Красногорск (Дата посещения: 08.12.2023)
[7] Государственная программа РФ "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 http://static.government.ru/media/files/1gqVAlrW8Nw.pdf Интернет-ресурс Правительства РФ (Дата посещения: 08.12.2023)
[8] Приказ Минпромторга РФ 650 от 31.03.2015 Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности РФ https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2015/05/06/станкостроение.pdf Интернет-ресурс Администрации г. Санкт-Петербург (Дата посещения: 08.12.2023)
[9] Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102411160&backlink=1&&nd=102376501 Официальный интернет портал правовой информации (Дата посещения: 08.12.2023)
[10] Не каждый СПИК к станку. Коммерсант 02.06.2016. https://www.kommersant.ru/doc/3002187 (Дата обращения: 08.12.2023)
[11] Постановление Правительства РФ № 382-13 от 31 марта 2017 г О внесении изменений в государственную программу РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102352828&backlink=1&&nd=102430544 Официальный интернет портал правовой информации (Дата посещения: 08.12.2023)
[12] О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», постановление Правительства РФ от 30 марта 2018 г. № 368-15 http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102352828&backlink=1&&nd=102467238 Официальный интернет портал правовой информации (Дата посещения: 08.12.2023)
[13] Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования бюджетных средств, предоставленных в 2014-2017 годах и истекшем периоде 2018 года ФГАУ «Российский фонд технологического развития» https://ach.gov.ru/upload/iblock/410/4106f435e43bd8028f4d2f7306058e70.pdf Интернет-ресурс Счетной палаты РФ (Дата посещения: 08.12.2023)
[14] Результаты работы 2015-2021. Фонд развития промышленности. https://bod.frprf.ru/public/documents/rezultaty-raboty-frp-za-2015-2021-gody Интернет-ресурс ФРП (Дата посещения: 08.12.2023)
[15] Материалы решения арбитражного суда по делу №А40-67900/22-137-477 https://kad.arbitr.ru/ Картотека арбитражных дел (Дата посещения: 08.12.2023)
[16] АО "Станкопром" отсудил у АО "СТП-ЛСП" оборудование на 167 млн рублей https://mashnews.ru/ao-stankoprom-otsudil-u-ao-stp-lsp-oborudovanie-na-167-mln-rublej.html (Дата посещения: 08.12.2023)
[17] Станкостояние. Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/5913625 (Дата посещения: 08.12.2023)
[18] Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности РФ до 2024 года и на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р http://static.government.ru/media/files/Qw77Aau6IOSEIuQqYnvR4tGMCy6rv6Qm.pdf Интернет-ресурс Правительства РФ (Дата посещения: 08.12.2023)
[19] Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 5 ноября 2020 г. № 2869-р http://static.government.ru/media/files/NyeLKqLhrJrydnGRBm39nHl0hJNOzHzQ.pdf Интернет-ресурс Правительства РФ (Дата посещения: 08.12.2023)
[20] План мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности Российской Федерации на период до 2024 г. Утвержден приказом Минпромторга России №2332 от 28.06.2021 https://frprf.ru/download/plan-po-importozameshcheniyu-v-stankoinstrumentalnoy-promyshlennosti.pdf Интернет-ресурс ФРП (Дата посещения: 08.12.2023)
[21] Новый холдинг Ростеха планирует занять до 50% российского рынка промышленных станков https://rostec.ru/news/novyy-kholding-rostekha-planiruet-zanyat-do-50-rossiyskogo-rynka-promyshlennykh-stankov/ Интернет-ресурс ГК Ростехнологии (Дата посещения: 08.12.2023)
[22] Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2023 г. № 1434 О внесении изменений в государственную программу РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202309040031?index=1 Ресурс официального опубликования правовых актов (Дата посещения: 08.12.2023)
[23] Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. № 603 Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ http://static.government.ru/media/files/8JsiO5kSItJA1g5IHhGd5qiQVACelECn.pdf Интернет-ресурс Правительства РФ (Дата посещения: 08.12.2023)
[24] Материалы видеозаписи вступительного слова М.В.Мишустина на стратегической сессии о крупных проектах технологического суверенитета http://government.ru/news/49869/ Интернет-ресурс Правительства РФ (Дата посещения: 08.12.2023)
Источники:
2. Бодрова Е.В., Калинов В.В. Развитие отечественного станкостроения как отражение процессов деиндустриализации и демодернизации страны на рубеже ХХ-ХХI вв // Наука и современность. – 2016. – № 42. – c. 7-11.
3. Серебренный В.В. Состояние дел в станкостроении России // Вестник Российской академии наук. – 2023. – № 1. – c. 3-8. – doi: 10.31857/S0869587323010085.
4. Маслов А.Р. Пути замещения импорта металлорежущих станков // Вестник МГТУ «Станкин». – 2018. – № 4(47). – c. 163-167.
5. Зурин М.В. Тенденции и перспективы развития отечественной станкоинструментальной промышленности // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – № 3(99). – c. 105-113.
6. Рыжикова Т.Н., Боровский В.Г. Исследование стратегических перспектив модернизации станкостроения // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. – № 5(464). – c. 835-850. – doi: 10.24891/ea.16.5.835.
7. Григорьев С.Н. Развитие российского станкостроения с использованием научно-технического потенциала МГТУ «СТАНКИН» // Вестник МГТУ «Станкин». – 2017. – № 1(40). – c. 7-14.
8. Шайлиева М.М., Сергеева К.Н. Ретроспективный анализ станкостроительной отрасли стран-участниц Содружества Независимых Государств // Управление. – 2023. – № 3. – c. 28-37. – doi: 10.26425/2309-3633-2023-11-3-28-37.
9. Малкова Т.Б., Еленев К.С. Стратегический контекст развития станкостроения в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – c. 3329-3346. – doi: 10.18334/epp.13.9.119201.
10. Каточков В.М., Окольнишникова И.Ю., Асташова Ю.В. Маркетинговый анализ предпочтений потребителей отечественного рынка станкостроения // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2017. – № 3. – c. 42-46.
11. Соколов А.Б. Специальный инвестиционный контракт как инструмент поддержки технологической модернизации экономики России // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – № 3. – c. 182-194. – doi: 10.52180/2073-6487_2022_3_182_194.
12. Бутов А.М. Рынок продукции станкостроения. 2020 год. Вшэ. [Электронный ресурс]. URL: https://dcenter.hse.ru/data/2020/11/07/1361776905/Рынок%20продукции%20станкостроения-2020.pdf (дата обращения: 08.12.2023).
13. Афанасьев А.А. Сравнительный анализ значения отечественного станкостроения в модернизации производств СССР, постсоветского периода и на современном этапе развития России // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 7. – c. 2167-2188. – doi: 10.18334/epp.13.7.117948.
14. Афанасьев А.А. Промышленная политика России по достижению технологического суверенитета: теоретико-методологические основы и практические аспекты. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Первое экономическое издательство», 2023. – 204 c.
Страница обновлена: 25.11.2024 в 11:59:32