The policy of machine tool industry development in modern Russia: stages, results and prospects

Afanasyev A.A.1
1 Институт Экономики РАН

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 4 (October-December 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63633313

Abstract:
The article discusses the specifics of the policy of machine tool construction in modern Russia. The relevant stages related to the preparation and implementation of the course for the reconstruction of the machine tool industry in our country are highlighted. At the same time, the prospects for its formation are linked to the implementation of the project of technological sovereignty. In this regard, the main government programs, strategies, and action plans from 2011 to 2023 that shape industrial policy in this area are being considered. The analysis of changes in their goals, objectives, mechanisms and tools, and the results achieved is carried out. The article reveals the lines of formation of three large segments of the Russian machine tool industry: firstly, companies that are part of the management perimeter of Rostechnology Group; secondly, the machine tool cluster in the orbit of Rosatom Group; thirdly, the private machine tool sector.

Keywords: machine tool industry, machine tool, machine tool factory, metalworking equipment, metal cutting machine, technological sovereignty, machine tool industry policy, megaproject, technological sovereignty project

JEL-classification: L60, L80, O14, P23



Введение.

Станкостроение - фондообразующая отрасль, обеспечивающая оснащение средствами производства предприятия, выпускающие машиностроительную продукцию как гражданского, так и специального назначения. Их производственные возможности, характеристики изготавливаемой продукции, конкурентоспособность, эффективность деятельности в значительной мере определяются состоянием и технологическим уровнем производственных фондов. В этой связи представляется оправданным стремление в оснащении машиностроительных производств наиболее совершенным механообрабатывающим оборудованием.

Международное технологическое сотрудничество и сопутствующая ему зависимость от импорта средств производства характерна большинству индустриально развитых стран. В нашей стране выбор между отечественным и зарубежным оборудованием во многом определялся возможностями национального станкостроения, политическими и экономическими установками, сложившимся комплексом интересов и угроз, существовавшим форматом внешнеэкономической интеграции и действовавшими ограничениями.

Что касается последних, то импорт металлообрабатывающего оборудования в нашу страну почти всегда был существенно ограничен. Так, еще с 1949 года надзор за экспортом стратегической продукции в СССР и страны социалистического лагеря из капиталистических стран осуществлял Координационный комитет по экспортному контролю (KOKOM). Разработанная им стратегия «контролируемого технологического отставания» исключала поставки передового технологического оборудования в Советский Союз. Что касается советского станкостроения, то оно являлось одним из передовых в мире, чем обеспечивался высокий уровень технологической защищенности страны в этой сфере [1, c.4079].

Значительные послабления ограничительных режимов произошли с заключением в 1996 году Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения. Соглашения предусматривали, что государства-подписанты сами определяют какие из отнесенных к специальным товарам и кому продавать, информируя остальных. Значительная часть наиболее современного и высокоточного оборудования для металлообработки и комплектующих для его изготовления подпадало под их действие. Следует отметить, что в течении 25-летнего периода нового порядка сформировались наиболее благоприятные условий для доступа отечественных производств к передовым мировым техническим решениям.

В тоже время, в результате деструктивных процессов периода экономической трансформации в России многие отечественные станкостроительные предприятия практически полностью остановили производство, разработку новых моделей оборудования, были ликвидированы. С утратой производственного, исследовательского, конструкторского, инжинирингового потенциала, дезинтеграцией оставшихся участников отрасли произошел разрыв ее технологической целостности, по сути – ее ликвидация. Для оснащения производств механообрабатывающим оборудованием стала характерна сверхвысокая импортная зависимость.

После 2022 года в результате эскалации антироссийских санкций со стороны стран коллективного Запада возможности поставок станкостроительной продукции в Россию из них были практически полностью ограничены. Существовавшие ранее преимущества международного технического сотрудничества трансформировались в угрозу технологической безопасности. В новых реалиях воссоздание отрасли станкостроения и восстановление технологической независимости российского машиностроения становится существенной компонентой достижения технологического суверенитета страны.

В свете вышеизложенного, а также с учетом научных интересов автора объектом исследования в данной статье избрана отрасль станкостроения, а предметом исследования стали меры политики по ее развитию в современной России.

Таким образом, цель статьи заключается в исследовании промышленной политики развития отечественного станкостроения.

Авторская гипотеза состоит в том, что воссоздание отрасли станкостроения является стратегическим ориентиром промышленной политики в современной России, а ближайшая перспектива данного курса увязывается с реализацией проекта технологического суверенитета.

Крайне важно подчеркнуть, что рассматриваемые процессы охватывают относительно длительный исторический период, так в течение 2011-2013гг. осуществляется ряд подготовительных мер, в 2014-2022 гг. реализуются мероприятия, направленные на формирование отрасли, а после событий 2022 года сложился новый контекст ее развития.

Проблемам отечественного станкостроения посвящен значительный массив исследований, среди которых можно выделить труды: Е. В. Бодровой [2], В.В.Серебренного [3], А.Р.Маслова [4], М. В. Зурина [5], Т. Н. Рыжиковой [6], С. Н. Григорьева [7], М. М.Шайлиевой [8], Т.Б.Малковой [9] и др.

Политика развития отечественного станкостроения в период 2011-2013 гг.

К началу 2010-х гг. большинство отечественных станкозаводов находилось в сложном финансовом положении, а действовавшие длительное время деструктивные факторы значительно усилились в результате финансово-экономического кризиса 2008 года. Дезинтеграция и фрагментация участников станкостроения становится ограничивающим фактором развития как в гражданском, так и в оборонном секторе.

С принятием в 2011 году разработанной Министерством промышленности и торговли РФ подпрограммы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011 - 2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы закладываются основы возрождения отечественного станкостроения. Целью подпрограммы было обозначено «создание и развитие в России производств тех категорий импортозамещающих средств машиностроительного производства, которые относятся к технологиям двойного назначения и наиболее востребованы стратегическими организациями машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов (авиастроительного, ракетно-космического, судостроительного и энергомашиностроительного)». [1] Результатом ее реализации должна была стать ликвидация критической зависимости российских стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов от поставки зарубежных технологических средств машиностроительного производства.

В подпрограмме подчеркивалось технологическое отставание и неконкурентоспособность существующих разработок, а также слабая развитость важного звена отрасли - системных интеграторов. В этой связи для достижения сформулированных целей предполагалось поэтапное решение взаимоувязанного комплекса задач, а именно: разработка и подготовка серийного производства конкурентоспособных импортозамещающих средств для машиностроения (прежде всего механообрабатывающего оборудования и инструмента); организация высокоэффективных производственных участков и цехов по выпуску разработанных средств; создание условий для развития российских системных интеграторов и т.д.

Первый выделяемый этап (2011 - 2013 годы) был ориентирован прежде всего на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с осуществлением капитальных затрат на развитие (техническое перевооружение) головного инжинирингового центра. Второй этап (2014 - 2016 годы) предполагал продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с одновременным осуществлением более масштабных капитальных вложений, связанных с созданием производств разработанного оборудования в российских организациях на условиях государственно-частного партнерства.

В то же время восполнение научно-технического потенциала предполагалось осуществлять как за счет сил российских разработчиков, так и с опорой на привлечение передовых зарубежных наработок, организацию серийных производств в кооперации с партнерами из других государств. В этой связи предусматривались такие механизмы как: привлечение в качестве инвесторов иностранных компаний - носителей ноу-хау; покупка ноу-хау у его зарубежных владельцев; приобретение самой иностранной компании с дальнейшим внутрикорпоративным переносом ноу-хау.

В данной области позже был реализован ряд совместных проектов со станкостроителями из Чехии (КОВОСВИТ МАС в Азове, ТОС ВАРНСДОРФ в Екатеринбурге), развивалось сотрудничество отечественной группы «Пумори» с индийской Ace Manufacturing Systems, японской Okuma, было создано совместное предприятие с участием российской «Униматик» и австрийской EMCO, а также осуществлен ряд других проектов.

Принятое еще в 2011 году соглашения о партнерстве с учрежденной лидерами мирового станкостроения японо-германской компанией «ДМГ МОРИ» привело к открытию в 2015 году Ульяновского станкостроительного завода. Позже, за несколько лет работы завод стал значимым участником отрасли (выручка за 2020 год превысила 2 млрд.руб., выпуск в 2021 году составил порядка 350 ед. станков с ЧПУ или более трети всего совокупного годового производства такого оборудования в России). Специализируясь на выпуске сложного высокотехнологичного оборудования, завод отличался не только наличием технологий, определявших высокий уровень конкурентоспособности производимой техники, но и рядом организационных решений, обеспечивавших возможность достижения производительности труда, значительно превышающей средние показатели российских станкостроителей.

Что касается отечественных организаций, то в подпрограмме подчеркивалось не только отсутствие у большинства из них необходимых ресурсов для требуемого развития, но и наличие негативных рыночных условий, объективно формирующих угрозы самому их существованию. Промышленная политика становится главной движущей силой воссоздания отрасли. Отмеченные обстоятельства предопределили и основной механизм реализации планируемых мероприятий в форме целенаправленной масштабной поддержки. В качестве инструментов был выбран государственный заказ на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также капитальные вложения в форме долевого участия государства при осуществлении инвестиционных проектов.

В декабре 2012 году принимается государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в составе которой выделяется подпрограмма «Станкоинструментальная промышленность». [2]

Подпрограмма несколько дополнила прежде сформулированное основное мероприятие, сохранив в его составе направления, реализуемые в рамках ранее утвержденной подпрограммы "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы ФЦП "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы.

Ключевым участником подпрограммы становится ОАО «Станкопром», входящее в структуру ГК «Ростехнологии», которое уже в 2013 году начинает выполнять функцию системного интегратора в станкостроении России вообще, а также в области решения задач технологического перевооружения предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. На его основе происходит консолидация станкостроительных активов государственной корпорации.

Среди целей холдинга были обозначены: модернизация действующих станкозаводов и переориентация их производства на выпуск современной инновационной продукции; реализация офсетных программ, а также создание совместных предприятий на территории РФ с зарубежными партнерами в рамках продукции, не производимой в нашей стране; инвестирование средств в создание передовой станкостроительной продукции, а также гибких производственных систем и т.д. [3]

Первоначально в 2013 году в его составе обозначались: во-первых, производственные предприятия Савеловский машиностроительный завод (Кимры), Ульяновский НИАТ (Ульяновск), Нефтехимавтоматика (Омск), Завод индустриальных покрытий (Тольятти), Рэмос-ПМ (Пермь); во-вторых, инструментальный завод ПМ (Пермь); в-третьих, научные центры ВНИИАЛМАЗ (Москва), ВНИИАВТОГЕНМАШ (Москва), НИПТИ Микрон (Владимир), ВНИТИ ЭМ (Санкт-Петербург), ВНИИИНСТРУМЕНТ (Москва); в-четвертых, коммерческие и внешнеторговые объединения ВО Станкоинструмент (Москва), РТ-Станкоинструмент (Москва). [4] Позже структура объединения претерпела изменения с концентрацией в нем прежде всего организаций станкоинструментального профиля.

В холдинге формируются планы по созданию совместных предприятий на территории РФ с учетом трансфера технологий в который вошли такие мировые станкостроительные компании как DMG, Niles Simmons Hegenscheid и др. В 2014 году заключается соглашение между АО «Станкопром» и германской компанией «Сименс», предполагающее «сотрудничество в области станкостроения, проектирования и разработки сложных, специальных, высокоточных и высокоскоростных станков, а также в создании и оснащении учебно-технологических центров для обучения персонала». [5]

В тоже время в рамках подпрограммы «Станкоинструментальная промышленность» Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» - второго ее этапа, был сформирован портфель приоритетных проектов, одобренных межведомственной комиссией по отбору и мониторингу проектов, а уже с 2014 года начинается их воплощение.

Так, совместно со станкозаводом «Саста» (г.Сасово Рязанской обл.) реализуется инвестиционный проект «Создание серийного производства станкоинструментальной продукции, включая техническое перевооружение производства для изготовления токарно-фрезерных прецизионных станков и токарных прецизионных обрабатывающих центров с ЧПУ», для чего учреждается совместное предприятие АО «СТП-Саста».

Совместно с Липецким станкостроительным предприятием реализуется проект «Создание серийного производства станкоинструментальной продукции, включая техническое перевооружение производства по выпуску шлифовальных станков» на учрежденном АО «СТП-ЛСП».

АО «Совместное технологическое предприятие «Пермский завод металлообрабатывающих центров» реализует проект «Создание серийного производства станкоинструментальной продукции, включая реконструкцию и техническое оснащение производственных мощностей для организации производства отечественных высокотехнологичных металлообрабатывающих центров повышенной динамической жесткости, точности и производительности для обработки специальных конструкционных сталей и сплавов».

В этот же период, созданная в 2012 году частная компания ООО «СТАН», консолидирует значительные станкостроительные активы и занимает доминирующее положение на рынке. В ее состав входят производственные площадки в Башкортостане (ООО «НПО «Станкостроение», Стерлитамак), в Московской области (АО «Станкотех», Коломна), в Рязани (ООО «Рязанский станкозавод»), Иваново (ООО «Ивановский станкостроительный завод»), в Москве (ООО «Шлифовальные станки»), в Тверской области (ООО «Савеловский станкостроительный завод», Кимры) и в Ростовской области (ООО «Донпрессмаш», Азов).

В рассматриваемый период реализуется ряд ключевых протекционистских мер, а именно: принятие в апреле 2013 года закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а в декабре 2013 году - Постановления Правительства РФ № 1224 «О мерах по формированию долгосрочной технологической независимости предприятий российского оборонно-промышленного комплекса». Последний документ скорректировал ранее установленный Постановлением №56 от 7 февраля 2011 года порядок. Сформировавшийся режим существенно ограничивал закупки импортного металлообрабатывающего оборудования и инструмента зарубежного производства для нужд обороны страны и безопасности государства в случае наличия отечественных аналогов. Принятые решения имели важное значение для отечественного станкостроения, так уже в 2014 году были отклонены 924 из 3361 поданных заявок для приобретения зарубежного оборудования, т.е. в 27% случаев при желании приобрести оборудование за рубежом на рынке имелись российские аналоги [10, c.42], а только за 6 месяцев 2021 года было отказано в выдаче разрешений на закупку импортной продукции станкостроения в пользу продукции отечественного производства на сумму 7,7 млрд.руб. [6]

Резюмируя содержание начального этапа, представляется необходимым акцентировать следующие моменты: во-первых, промышленная политика была обозначена как ключевой механизм реализации курса на воссоздание отечественного станкостроения; во-вторых, были сформированы организационные предпосылки для начала его последующей реализации; в-третьих, в рассматриваемый период не произошло существенных подвижек по снижению уровня зависимости от импортных поставок, составившего в станкоинструментальной промышленности в 2014 году 87%.

Политика формирования станкостроения в России в период 2014-2022 гг.

После введения в 2014 году по инициативе США и при поддержке стран Евросоюза комплекса рестриктивных мер в отношении России импортозамещение становится ключевой составляющей экономической политики в нашей стране, в том числе и в станкостроении. Так, с утверждением в апреле 2014 года государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» завершается ранее реализуемая подпрограмма, а в рамках вновь утвержденной подпрограммы «Станкоинструментальная промышленность» одним из приоритетов развития обозначается увеличение доли отечественной продукции станкостроения в ее потреблении. [7]

В тоже время целью реализуемой политики, закрепленной в подпрограмме, становится формирование конкурентоспособной на внутреннем рынке отрасли станкоинструментальной промышленности и восстановление технологической независимости российского машиностроения. Ее достижение увязывается с реализацией задач по формированию технологического и инновационного потенциала отрасли, а также импортозамещению востребованной оборонно-промышленным комплексом станкостроительной продукции двойного назначения.

Реализация подпрограммы предполагалась в форме ведомственного проекта Министерства промышленности и торговли и предусматривала выделение двух этапов. В рамках первого этапа (2012 - 2016 годы), включавшего также уже прошедший временной отрезок, предусматривалась реализация двух основных мероприятий: во-первых, развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности; во-вторых, создание современных серийных производств отечественных станков для удовлетворения внутреннего спроса на станкоинструментальную продукцию с учетом решения задач по импортозамещению.

Первое выделенное мероприятие, осуществление которого включало период с 2011 по 2013 годы фактически вбирало в себя основное мероприятие, уже реализованное в рамках отменяемой подпрограммы, обеспечивая преемственность и согласованность ее переформатирования. Его плановым результатом стало создание и постановка в серийное производство более 78 новых видов средств машиностроительного производства.

Второе мероприятие предусматривало реализацию комплексных проектов по созданию серийных производств в период 2014-2016 годов, сопровождавшихся новыми разработками. Годовой объем выпуска продукции в результате этих мер должен был к 2016 году составить свыше 5,8 млрд.руб., а производство импортозамещающих средств превысить 700 ед.

В рамках второго предусмотренного подпрограммой этапа (2017 - 2020 годы) предполагалась реализация основного мероприятия «Инновационное развитие организаций станкостроения и инструментальной промышленности», направленного на усиление ранее полученных результатов, а также повышение научно-технического и производственного потенциала отрасли за счет как дальнейшего развития технологической базы, так и непосредственно развертывания производств инновационной техники.

Подпрограмма предусматривала вовлечением трех сегментов участников: во-первых, организаций гражданского сектора; во-вторых, Государственной корпорации «Ростехнологии»; в-третьих, профильных научных, научно-производственных и конструкторских учреждений.

При сохранении прежнего механизма реализации подпрограммы, ее инструментами стали: субсидирование затрат на проведение НИОКР; субсидирование за счет имущественного взноса в ГК «Ростехнологии»; субсидирование реализации комплексных инновационных проектов в производственно-организационной части и др. Ключевым агентом по реализации мер подпрограммы стал ФГАУ «Российский фонд технологического развития» (далее Фонд развития промышленности, ФРП), которому предоставлялись субсидии на цели реализации проектов в области станкостроения и инструментального производства.

Целевые параметры снижения доли импорта конкретизируются с принятием в марте 2015 года Минпромторгом России плана мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности (см.таб.1)

Таблица 1. Выдержка из плана мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности РФ 2015 год. [8]


Оборудование
Доля импорта в потреблении в 2014 году
Максимальная плановая доля импорта в потреблении к 2020 году
1
Токарные станки с ЧПУ
90%
60%
2
Токарно-фрезерные обрабатывающие центры
95%
80%
3
Ультрапрецизионные токарные и фрезерные станки с ЧПУ с точность обработки не ниже А
100%
53%
4
Координатно-расточные станки
99%
84%
5
Вертикально-фрезерные 5-ти координатные обрабатывающие центры
90%
69%
6
Системы ЧПУ для управления 5-ти и более осями
100%
25%
7
Шарико-винтовые пары
95%
82%

Современные станкозаводы, по существу, стали представлять собой сборочные производства. Одним из важнейших направлений политики стал контроль доли используемых в производстве отечественного оборудования импортных комплектующих. С этой целью принятое в 2015 году Правительством РФ постановление «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ» регламентировало порядок отнесения станкоинструментальной продукции к отечественной, включающий определение пороговых значений доли используемых в ней импортных комплектующих и уровня локализации процессов их производства. [9]

В отношении производств, организованных с участием иностранных компаний, было опробовано применение инструмента специального инвестиционного контракта (СПИК 2.0) [11, c.184], формирующего условия по локализации производств для признания продукции российской и возможности ее допуска к закупкам, а также доступа таких предприятий к реализуемым мерам поддержки (в частности, получения льготных займов от ФРП).

Так, например, заключенный в 2016 году на десять лет СПИК с японо-германской DMG Mori предполагал обязательства компании по увеличению локализацию производства до 70%. При этом объем инвестиций компании должен был превысить 750 млн. руб., увеличение мощностей Ульяновского станкостроительного завода должно было составить с 1 тыс. до 1,2 тыс. токарных станков для металлообработки в год, а увеличение количества рабочих мест с 200 до 240. После выполнения ряда условий продукция компании могла быть признана российской. При этом для компании на федеральном уровне обеспечивалась налоговая стабильность и сохранение регуляторных условий, а на уровне региона она освобождалась от налога на имущество и транспортного налога со снижением ставки налога на прибыль до 13,5%. [10] В то же время в заключении подобного контракта было отказано совместному российско-чешскому предприятию СП «МТЕ Ковосвит Мас», оформившему заявку.

В качестве участника политики также следует выделить ГК «Росатом», реализующей собственный проект «Станкостроение» с объединением станкостроительных активов вокруг отраслевого интегратора «ИПН Станкостроение». Ранее с участием Государственной корпорации уже был сформирован станкостроительный кластер для реализации данного проекта. В него были вовлечены от ГК «Росатом»: производитель станков ФГУП «Приборостроительный завод» (г.Трехгорный), производитель основных станочных узлов ФГУП «ПО «Маяк» (г.Озерск) и др. Научное сопровождение проекта осуществлялось СПбПУ (г. Санкт-Петербург). А в качестве инжинирингового центра выступала ЗАО «Балтийская Промышленная Компания» - крупное отечественное станкостроительное объединение.

Очередной этап переформатирования подпрограммы происходит с принятием в марте 2017 году изменений в государственную программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Так, было скорректировано содержание ранее определенного второго этапа реализации подпрограммы, а дальнейшее осуществление мер, направленных на развитие станкоинструментальной промышленности предусматривалось в рамках более широкой подпрограммы «Развитие производства средств производства», позднее осуществляемой в форме федерального проекта. Одним из показателей достижения ее целей становится снижение доли импорта в потреблении на внутреннем рынке станкостроительной продукции к 2020 году до 70%. [11]

С целью создания материальной базы для локализации производств летом 2017 года ФРП в рамках программы «Станкостроение» начинается финансирование по направлению «Комплектующие изделия».

Невысокая емкость отечественного рынка и широкая номенклатура потребляемого металлообрабатывающего оборудования формируют ограничения эффективности освоения новых видов продукции на отечественных станкозаводах. Одним из способов преодоления возникшего противоречия между низкой эффективностью выпуска такой продукции и стратегической потребностью его организации является расширение емкости рынка за счет экспортных поставок. Задача достижения роста доли экспорта в общем объеме внутреннего производства нашла отражение при внесении изменений в подпрограмму «Станкоинструментальная промышленность», зафиксировавшей целевой ориентир ее увеличение к 2020 году до уровня не менее 15% (позже показатель был скорректирован до 18%). [12]

Приоритет наращивания экспорта станкостроительной продукции нашел свое отражение в подготовленной в конце 2018 года Минпромторгом РФ «Концепции ускоренного экспортного развития станкоинструментальной отрасли на 2018 - 2025 годы» [12, c.73].

В рассматриваемый период формируются несколько масштабных сегментов политики. Один из них, представлен совокупностью предприятий, реализующих инвестиционные соглашения с АО «Станкопром». Другой формируют предприятия, вовлеченные в реализацию проекта «Станкостроение» ГК «Росатом». Еще один представлен предприятиями частного сектора, основными видами поддержки которых становятся: субсидирование путем возмещения затрат на проведение НИОКР; субсидирование затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям; предоставление льготных займов ФРП по программе «Станкостроение», в том числе и по направлению «комплектующие изделия»; субсидирование отечественных станкостроителей в целях предоставления покупателям скидки при приобретении их продукции (с 2020 года) и др. Ключевая роль в реализации мер в этом сегменте принадлежит Фонду развития промышленности.

Следует отметить, что к 2018 году порядка 70% от всего осуществленного ФРП финансирования по направлению «Станкостроение» приходилось на предприятия, входившие в группу СТАН [12, c.57], получивших за период с 2015 по 2017 годы на реализацию 6 проектов целевые займы на общую сумму свыше 2,2 млрд руб.

Позже, в 2019 году, Счетная палата выявила многочисленные нарушения и несоответствия достигнутых результатов ранее утвержденным параметрам соглашений. [13] Итогом вынужденной реструктуризации группы компаний стало вхождение ее активов в управленческий периметр ГК «Ростех», консолидировавшей к 2020 году крупнейшую долю станкостроительного рынка России.

В тоже время следует отметить существенное снижение интенсивности финансирования проектов развития станкостроения со стороны ФРП. Так за последующие 3 года - к 2021 году по данному направлению были удовлетворены всего две заявки на общую сумму 0,5 млрд. [14]

Что касается итогов реализации ранее начатых инвестиционных проектов с участием АО «Станкопром», то здесь также не были полностью достигнуты планируемые результаты. [15] [16] [17]

Тем не менее, в результате принятых мер доля импорта в потреблении станкоинструментальной продукции снизилась с 87% в 2014 году до 77% в 2019 году, а дальнейшее увеличение доли отечественной продукции на внутреннем рынке было закреплено в качестве приоритетного направления развития станкоинструментальной промышленности утвержденной в июне 2020 года Правительством РФ «Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности РФ до 2024 года и на период до 2035 года» с обозначением планов по ее наращиванию до 45% к 2024 году. [18]

Следует подчеркнуть, что требуемые точностные и другие существенные параметры изготавливаемого оборудования достигаются прежде всего за счет использования соответствующих комплектующих. При снижении доли импорта в потреблении готовых изделий одновременно формировалась зависимость от поставок комплектующих, используемых при их изготовлении. Так, уровень локализации российского производства металлорежущих станков в 2019 году был порядка 47%, а доля импорта комплектующих, например, в потреблении шпинделя, систем числового программного управления, шарико-винтовых пар и направляющих составляла 80-95% совокупной потребности станкостроения [13, c.2181].

Данному обстоятельству было уделено внимание в утвержденной Правительством РФ в ноябре 2020 года «Стратегии развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года», определившей одной из приоритетных задач ее реализации локализацию серийного производства конкурентоспособных комплектующих на территории страны. В стратегии актуализировались также целевые ориентиры доли отечественной продукции с повышением среднеотраслевого показателя к 2035 году до 21-43% и до 38-40% в гражданских отраслях и доведения уровня локализации ее производства до 70%.

Разработчиками стратегии подчеркивалась важность комплексного развития отрасли, необходимость совершенствования системы ее государственного регулирования, реализации мер, направленных не только на развитие производства, но и на стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также продаж, прежде всего в рамках стимулирования спроса на внутреннем рынке. [19] В тоже время был отмечен существенный рост доли экспорта в общем объеме внутреннего производства достигшей в 2019 году 28%.

В июне 2021 года был скорректирован «План мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности РФ на период до 2024 г» (см.таб.1).

Таблица 1. Выдержка из плана мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности РФ [20]



Доля отечественной продукции до реализации планов импортозамещения
Доля отечественной продукции до 2024 г
1
Инструменты ручные электрические
16%
30%
2
Станки для обработки металлов лазером и станки аналогичного типа; обрабатывающие центры и станки аналогичного типа
32%
42%
3
Станки токарные, расточные и фрезерные металлорежущие
25%
33%
4
Кузнечно-прессовое оборудование
20%
30%
5
Станки для обработки камня, дерева и аналогичных твердых материалов
19%
30%
6
Комплектующие изделия станков
15%
35%
7
Промышленные роботы для выполнения производственных операций
6%
15%

Осенью 2021 года происходит объединение станкоинструментальных активов ГК Ростех на базе вновь созданного АО «Механика». Таким образом формируется единый центр компетенций в управленческом периметре корпорации. В состав станкостроительного холдинга вошел крупнейший российский производитель станочного оборудования ООО «СТАН», а также АО «Станкопром», объединяющий научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании и станкоинструментальные предприятия. В холдинге были обозначены планы занять до 50% российского рынка промышленных станков. [21]

Возвращаясь к главному содержанию рассматриваемого этапа, представляется необходимым еще раз подчеркнуть следующие ключевые моменты: во-первых, формирование отечественного станкостроение было сформулировано в качестве цели осуществляемой политики; во-вторых, реализованные меры, хотя и не достигли планируемых результатов, привели к существенному снижению импортозависимости рынка станкостроительной продукции и наращиванию отечественных станкостроительных компетенций; в-третьих, произошло формирование доминирующего участника рынка путем консолидации станкостроительных активов в станкостроительном холдинге АО «Механика», входящем в управленческий периметр ГК Ростех.

В свете последующих событий стала очевидной оправданность принятого стратегического курса. В то же время необходимо подчеркнуть, что за период с 2014 года по 2022 года не удалось восстановить технологическую независимость российского машиностроения от импорта оборудования.

Заключение

В порядке заключения представляется необходимым кратко затронуть вопрос о дальнейших перспективах становления отечественного станкостроения. Прежде всего следует отметить существенно изменившийся контекст развития отрасли после эскалации в 2022 году антироссийских санкций со стороны стран коллективного Запада. В этих условиях руководством нашей страны был обозначен стратегический курс по выводу России на траекторию реальной технологической независимости [14, c.130]. Достижение технологического суверенитета становится приоритетным направлением реализации программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [22], а производство металлообрабатывающего оборудования и необходимых компонент согласно таксономии обозначаются в качестве одних из приоритетных направлений проектов технологического суверенитета. [23]

В этой связи перспективы курса на воссоздание отрасли станкостроения увязываются с реализацией проекта технологического суверенитета (мегапроекта) в станкоинструментальной промышленности, на реализацию которого в трехлетнем бюджете уже предусмотрено выделение 130 млрд.руб. [24]

Думается, что предложенный механизм позволит преодолеть такие узкие места развития станкостроения, как: отсутствие отечественного производства ряда критически важных высокотехнологичных комплектующих; отсутствие централизованного производства по некоторым из комплектующих; потребность в единых стандартах; необходимость организации крупных научно-исследовательского, конструкторского и инжинирингового центров; излишняя фрагментация рынка; низкая емкость внутреннего рынка и т.д. и обеспечит вывод отечественного станкостроения на уровень технологического паритета с ведущими мировыми державами, т.е. достижение технологического суверенитета.

[1] Подпрограмма "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011 - 2016 годы федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007 – 2011 утвержденная постановлением Правительства РФ от 1 июля 2011 г. N 531 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 29 января 2007 г. N 54». Кодекс https://docs.cntd.ru/document/902288446?marker=6580IP (Дата обращения: 08.12.2023)

[2] Распоряжение №2539-р от 27 декабря 2012 года Об утверждении государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Официальный ресурс Правительства РФ http://archive.government.ru/gov/results/22181/ (Дата обращения: 08.12.2023)

[3] Годовой отчет АО «Станкопром» за 2014 год. https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=33681&type=2&attempt=2 Центр раскрытия информации (Дата обращения: 08.12.2023)

[4] Годовой отчет ОАО «Станкопром» за 2013 год. https://e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=33681&type=2 Центр раскрытия информации (Дата обращения: 08.12.2023)

[5] Пресс-релиз Сименс от 14.04.2014 https://rostec.ru/content/files/press-rel/press-release_Stankoprom_Siemens.pdf Интернет-ресурс ГК Ростехнологии (Дата посещения: 08.12.2023)

[6] О направлениях развития станкостроения и тяжелого машиностроения России. Минпромторг России https://krasnogorsk-adm.ru/netcat_files/multifile/2850/Stankostroenie_tyazhmash.pdf Сайт администрации г.Красногорск (Дата посещения: 08.12.2023)

[7] Государственная программа РФ "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 http://static.government.ru/media/files/1gqVAlrW8Nw.pdf Интернет-ресурс Правительства РФ (Дата посещения: 08.12.2023)

[8] Приказ Минпромторга РФ 650 от 31.03.2015 Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности РФ https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2015/05/06/станкостроение.pdf Интернет-ресурс Администрации г. Санкт-Петербург (Дата посещения: 08.12.2023)

[9] Постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102411160&backlink=1&&nd=102376501 Официальный интернет портал правовой информации (Дата посещения: 08.12.2023)

[10] Не каждый СПИК к станку. Коммерсант 02.06.2016. https://www.kommersant.ru/doc/3002187 (Дата обращения: 08.12.2023)

[11] Постановление Правительства РФ № 382-13 от 31 марта 2017 г О внесении изменений в государственную программу РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102352828&backlink=1&&nd=102430544 Официальный интернет портал правовой информации (Дата посещения: 08.12.2023)

[12] О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», постановление Правительства РФ от 30 марта 2018 г. № 368-15 http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102352828&backlink=1&&nd=102467238 Официальный интернет портал правовой информации (Дата посещения: 08.12.2023)

[13] Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования бюджетных средств, предоставленных в 2014-2017 годах и истекшем периоде 2018 года ФГАУ «Российский фонд технологического развития» https://ach.gov.ru/upload/iblock/410/4106f435e43bd8028f4d2f7306058e70.pdf Интернет-ресурс Счетной палаты РФ (Дата посещения: 08.12.2023)

[14] Результаты работы 2015-2021. Фонд развития промышленности. https://bod.frprf.ru/public/documents/rezultaty-raboty-frp-za-2015-2021-gody Интернет-ресурс ФРП (Дата посещения: 08.12.2023)

[15] Материалы решения арбитражного суда по делу №А40-67900/22-137-477 https://kad.arbitr.ru/ Картотека арбитражных дел (Дата посещения: 08.12.2023)

[16] АО "Станкопром" отсудил у АО "СТП-ЛСП" оборудование на 167 млн рублей https://mashnews.ru/ao-stankoprom-otsudil-u-ao-stp-lsp-oborudovanie-na-167-mln-rublej.html (Дата посещения: 08.12.2023)

[17] Станкостояние. Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/5913625 (Дата посещения: 08.12.2023)

[18] Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности РФ до 2024 года и на период до 2035 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р http://static.government.ru/media/files/Qw77Aau6IOSEIuQqYnvR4tGMCy6rv6Qm.pdf Интернет-ресурс Правительства РФ (Дата посещения: 08.12.2023)

[19] Стратегия развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 5 ноября 2020 г. № 2869-р http://static.government.ru/media/files/NyeLKqLhrJrydnGRBm39nHl0hJNOzHzQ.pdf Интернет-ресурс Правительства РФ (Дата посещения: 08.12.2023)

[20] План мероприятий по импортозамещению в станкоинструментальной промышленности Российской Федерации на период до 2024 г. Утвержден приказом Минпромторга России №2332 от 28.06.2021 https://frprf.ru/download/plan-po-importozameshcheniyu-v-stankoinstrumentalnoy-promyshlennosti.pdf Интернет-ресурс ФРП (Дата посещения: 08.12.2023)

[21] Новый холдинг Ростеха планирует занять до 50% российского рынка промышленных станков https://rostec.ru/news/novyy-kholding-rostekha-planiruet-zanyat-do-50-rossiyskogo-rynka-promyshlennykh-stankov/ Интернет-ресурс ГК Ростехнологии (Дата посещения: 08.12.2023)

[22] Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2023 г. № 1434 О внесении изменений в государственную программу РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202309040031?index=1 Ресурс официального опубликования правовых актов (Дата посещения: 08.12.2023)

[23] Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 г. № 603 Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ http://static.government.ru/media/files/8JsiO5kSItJA1g5IHhGd5qiQVACelECn.pdf Интернет-ресурс Правительства РФ (Дата посещения: 08.12.2023)

[24] Материалы видеозаписи вступительного слова М.В.Мишустина на стратегической сессии о крупных проектах технологического суверенитета http://government.ru/news/49869/ Интернет-ресурс Правительства РФ (Дата посещения: 08.12.2023)


References:

Afanasev A.A. (2023). Rynok produktsii stankostroeniya Rossii v usloviyakh vneshnikh ogranicheniy [The market of machine-tool products in Russia under external restrictions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (10). 4073-4088. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.10.118955.

Afanasev A.A. (2023). Sravnitelnyy analiz znacheniya otechestvennogo stankostroeniya v modernizatsii proizvodstv SSSR, postsovetskogo perioda i na sovremennom etape razvitiya Rossii [Comparative analysis of the importance of domestic machine-tool construction in the modernization of production facilities of the USSR, the post-Soviet period and at the present stage of development of Russia]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (7). 2167-2188. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.7.117948.

Afanasev A.A. (2023). Promyshlennaya politika Rossii po dostizheniyu tekhnologicheskogo suvereniteta: teoretiko-metodologicheskie osnovy i prakticheskie aspekty [Russia\'s industrial policy to achieve technological sovereignty: theoretical and methodological foundations and practical aspects] Moscow: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Pervoe ekonomicheskoe izdatelstvo». (in Russian).

Bodrova E.V., Kalinov V.V. (2016). Razvitie otechestvennogo stankostroeniya kak otrazhenie protsessov deindustrializatsii i demodernizatsii strany na rubezhe KhKh-KhKhI vv [The development of the domestic machine tool industry as a reflection of the processes of deindustrialization and demodernization of the country at the turn of the 20th-21st centuries]. Nauka i sovremennost. (42). 7-11. (in Russian).

Grigorev S.N. (2017). Razvitie rossiyskogo stankostroeniya s ispolzovaniem nauchno-tekhnicheskogo potentsiala MGTU «STANKIN» [Development of russian machine tool building using scientific and technological capacities of MSTU «Stankin»]. Vestnik MGTU «Stankin». (1(40)). 7-14. (in Russian).

Katochkov V.M., Okolnishnikova I.Yu., Astashova Yu.V. (2017). Marketingovyy analiz predpochteniy potrebiteley otechestvennogo rynka stankostroeniya [Marketing analysis of consumers preferences in the domestic machine-tool construction market]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo. 27 (3). 42-46. (in Russian).

Malkova T.B., Elenev K.S. (2023). Strategicheskiy kontekst razvitiya stankostroeniya v Rossiyskoy Federatsii [Strategic context of machine tool industry development in the Russian Federation]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (9). 3329-3346. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.9.119201.

Maslov A.R. (2018). Puti zameshcheniya importa metallorezhushchikh stankov [The way of import substitution of metal-cutting machine tools]. Vestnik MGTU «Stankin». (4(47)). 163-167. (in Russian).

Ryzhikova T.N., Borovskiy V.G. (2017). Issledovanie strategicheskikh perspektiv modernizatsii stankostroeniya [Exploring the strategic perspectives for machine tool industry modernization]. Economic analysis: theory and practice. 16 (5(464)). 835-850. (in Russian). doi: 10.24891/ea.16.5.835.

Serebrennyy V.V. (2023). Sostoyanie del v stankostroenii Rossii [The state of affairs in the Russian machine tool industry]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. 93 (1). 3-8. (in Russian). doi: 10.31857/S0869587323010085.

Shaylieva M.M., Sergeeva K.N. (2023). Retrospektivnyy analiz stankostroitelnoy otrasli stran-uchastnits Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv [Machine-tool industry retrospective analysis in member countries of the Commonwealth of Independent States]. Administration. 11 (3). 28-37. (in Russian). doi: 10.26425/2309-3633-2023-11-3-28-37.

Sokolov A.B. (2022). Spetsialnyy investitsionnyy kontrakt kak instrument podderzhki tekhnologicheskoy modernizatsii ekonomiki Rossii [A special investment contract as a tool to support the technological modernization of the Russian economy]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (3). 182-194. (in Russian). doi: 10.52180/2073-6487_2022_3_182_194.

Zurin M.V. (2018). Tendentsii i perspektivy razvitiya otechestvennoy stankoinstrumentalnoy promyshlennosti [Trends and prospects for the development of the domestic machine tool industry]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. (3(99)). 105-113. (in Russian).

Страница обновлена: 27.04.2025 в 15:23:50