How marketing affects economic growth and competitive strategies of African firms
Petrenko E.S.1,2, Vechkinzova E.A.1
, Steblyakova L.P.1
1 Государственный университет управления, Russia
2 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Download PDF | Downloads: 17
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 11 (November 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=56576858
Abstract:
Since the 1980s, trade liberalization has changed the competitive landscape for firms in African countries, forcing them to develop market-oriented strategies to improve efficiency. However, the strategies adopted have tended to focus on middle-income urban consumers and have not taken into account the needs and opportunities of lower-middle-income (i.e. poor) consumers. The article presents the results of a study on the role of marketing in economic growth and competitive strategies of African firms in African countries. The article will be of interest to marketing specialists, Africanists, and anyone interested in the problems of international economic relations.
Keywords: poverty, bottom of the pyramid, marketing, marketing strategy, Africa, competitive strategy, market, market economy, economic growth
JEL-classification: F23, F63, M31
Введение
Считается, что маркетинговые стратегии сыграли важнейшую роль в становлении и развитии ведущих экономик современности. Именно поэтому концепцию маркетинга можно рассматривать в качестве движущей силы экономического роста развивающихся стран [30, C. 7–20].
Изучению взаимосвязи между маркетингом и экономическим развитием в контексте того, как можно развивать маркетинговую деятельность в странах с формирующимися рынками, посвящен ряд интересных исследований [32; 36, С. 48–65; 37; 51, C. 118–126]. Например, Кайнак Е. и Худана Б.И. [36, С. 48–65], Кинси Дж. [36, С. 48–65] рассматривают маркетинг как инструмент, выполняющий как адаптивную, так и формирующую роль в процессе развития страны, т.е. маркетинговая деятельность частично постепенно отвечает потребностям развития экономики, а также частично стимулирует и усиливает продолжающиеся изменения в экономике. Многие исследователи изучили возможности и последствия передачи западных маркетинговых навыков и технологий развивающимся странам [32; 36, С. 48–65]. По их мнению, передача таких западных маркетинговых технологий необходима развивающимся экономикам, поскольку маркетинговые системы в этих странах должны быть модернизированы, чтобы обслуживать растущее число потребителей [32; 36, С. 48–65].
Что касается Африки, то ученые, занимающиеся исследованиями в области маркетинга и экономического развития, указываю на то, что динамичная роль маркетинга недооценивается политиками этих стран [42]. До 1990-х гг. решения в сфере экономического планирования в Африке принимались в основном политиками и экономистами, которые плохо разбирались в маркетинге и считали, что маркетинговые посредники стоят между потребителями и производителями и истощают жизнеспособность экономической системы. В результате рыночная политика, как правило, носила жестко регулирующий и запретительный характер. Она не стимулировала частный сектор к осуществлению инвестиций в маркетинговые объекты, которые могли бы улучшить координацию деятельности в рамках национальных систем маркетинга [29]. Более того, исследователи также были склонны изучать маркетинг и процессы экономического роста в отрыве друг от друга.
В начале 1980-х гг., вследствие серьезного экономического кризиса, охватившего почти все страны, в странах Африки к югу от Сахары были проведены ориентированные на рынок политические реформы. Цель реформ состояла в том, чтобы осуществить либерализацию рынка, т.е. освободить рыночные силы и сократить участие государства в экономической деятельности с целью активизации экономики. Последующие четыре десятилетия инициатив по либерализации торговли в сочетании с изменениями в мировой экономике в целом привели к созданию благоприятного экономического климата для роста и развития экономики на субконтиненте. Как показывают исследования, проведенные в 2010-е – 2020-е гг., в странах Африки наблюдается рост уровня доходов, развитие инфраструктуры и улучшение бизнес-среды. По оценкам, к 2020 г. потребительские расходы на африканском континенте увеличились почти до 1 трлн долл. США [9, C. С. 869–896; 17, C. 355–376]. В то же время ожидается, что население Африки также вырастет до 2 млрд человек и составит 20 % населения земного шара к 2050 г. [35, 50]. Эти изменения уже меняют конкурентный ландшафт как для национальных, так и для иностранных фирм, работающих в различных африканских странах, и многие иностранные фирмы теперь рассматривают Африку как жизнеспособное направление для инвестиций [18, C. 291–310; 20, С. 72–87; 22, C. 3109–3120]. Более того, эти изменения также бросают вызов прежним взглядам на маркетинг и его роль в экономике африканских стран.
Ученые-маркетологи последовательно утверждают, что для процветания в конкурентной бизнес-среде предприятиям крайне важно использовать продуманные маркетинговые стратегии, т.е. ориентироваться на рынок. Ориентированные на рынок компании чувствительны к потребностям своих клиентов и предпринимают активные усилия для удовлетворения их потребностей [38, C. 1–18]. Ориентированные на рынок компании систематически собирают информацию о своих клиентах и быстро реагируют на вызовы конкурентов, выявляя любые признаки неудовлетворенности клиентов и внося соответствующие коррективы в свои стратегии [31, C. 456–470]. Таким образом, ориентация на рынок приводит к большей удовлетворенности клиентов, приверженности организации и обеспечивает рост эффективности бизнеса в странах Африки так же, как и в других странах с рыночной экономикой [40, C. 58–73].
Однако, как показывают результаты некоторых исследований, процессы разработки конкурентных маркетинговых стратегий остаются недопонятыми и недооцененными многими фирмами в Африке, а влияние политических коалиций на развитие рынка остается по-прежнему сильным [31, C. 456–470; 52, C. 471–480]. Таким образом, потенциальная роль маркетинга в экономическом росте Африки и сокращении масштабов бедности остается в значительной степени неисследованной.
Целью данной статьи является исследование роли маркетинга в экономическом росте и конкурентных стратегиях африканских фирм в странах Африки.
Гипотеза исследования состоит в следующем. Поскольку маркетинг связан с удовлетворением потребностей и оптимальным распределением ресурсов, при эффективном использовании он может повысить производительность и ускорить экономический рост, сократив тем самым уровень бедности в странах Африки.
Основная часть
В современных условиях так называемой «новой нормальности», складывающейся в условиях постковидной экономики, санкционных войн и обострения военно-политических конфликтов, компании всех стран и континентов сталкиваются с многочисленными проблемами, обусловленными сбоями в работе традиционных, сложившихся на протяжении последних десятилетий глобальных цепочек создания стоимости, которые подвергаются диверсификации [8, C. 867–898; 10, C. 285–308; 14, C. 153–172; 15, C. 741–754; 16, C. 271–302; 21, C. 1387–1404]. Эти проблемы связаны с необходимостью предоставления клиентам высококачественных товаров по доступным ценам. Все это стимулирует ученых и практиков к изучению меняющейся роли участников цепочек создания стоимости в маркетинговых системах в странах Африки. Связано это с тем, что интеграция маркетинговой деятельности с логистической способна обеспечить фирмам большие конкурентные преимущества и снизить общие маркетинговые издержки для потребителей [1, С. 35–52; 2, С. 9–11; 3, С. 559–572; 41].
Фирмы, способные достигать одновременно двух целей (обеспечивать низкие затраты на производство и реализацию продукции и поддерживать высокое качество продукции и услуг по доставке), являются более конкурентоспособными. Так, фирмы, оказывающие услуги более высокого качества в нигерийском секторе розничной торговли, т.е. использующие маркетинговый подход, ориентированный на потребителя, обеспечивают сохранение доверия и лояльности [41].
В литературе по маркетингу выделяется два основных подхода к обеспечению реализации маркетинговых стратегий, ориентированных на потребителя [45, C. 241–255].
Первый подход – программный маркетинг (programmatic marketing). Он представляет собой метод покупки и продажи цифрового рекламного пространства в режиме реального времени с использованием автоматизированного программного обеспечения.
В рамках этого подхода используются образовательные программы и организационные изменения для обеспечения развития в фирмах необходимой ориентированной на рынок культуры. Второй подход – эмпирический (experiential marketing approach). В рамках этого подхода потребители имеют возможность посредством наблюдения, прослушивания и применения и т.п. познакомиться и попробовать продукцию, товары и услуги фирмы в количестве достаточном для того, чтобы на основе полученных эмпирических данных проанализировать полученную информацию и принять обоснованное рациональное решение о покупке либо применении продукции, товара или услуги. В результате предприятия постоянно извлекают уроки из своих повседневных усилий по созданию и поддержанию высокой ценности для своих клиентов и, следовательно, постоянно развивают и адаптируют навыки, ресурсы и процедуры для удовлетворения потребностей своих клиентов [24, С. 1555–1566]. Если поведение сотрудников фирмы не соответствует качеству товаров и услуг, которое ожидают клиенты, то компания может их потерять.
Результаты исследования, проведенного Куада Дж., показывают, что для повышения эффективности работы компании, необходимо обеспечить обучение сотрудников поведенческим навыкам, с помощью которых они смогут наилучшим образом удовлетворять потребности клиентов [41].
По мнению некоторых маркетологов, воспринимаемая клиентами ценность представляется как ключевой фактор, влияющий на лояльность клиентов и их приверженность товарам и услугам данной компании [41]. Эта ценность обычно определяется как компромисс между ценой, которую платят клиенты, и качеством, которое они получают, или как выгоды, которые получают клиенты, и расходы, на которые они идут с точки зрения денег, времени и усилий. Другие эксперты рассматривают воспринимаемую потребителями ценность с точки зрения разрыва между ожиданиями потребителей и фактическими характеристиками продуктов и/или услуг [48, C. 41–50]. То, что клиенты воспринимают как ценность, служит основой для принятия управленческих решений о сегментации рынка, дифференциации продукта и позиционировании бренда и, следовательно, помогает в разработке маркетинговых и управленческих стратегий [41]. Таким образом, поддержание высокой ценности руководством важны для устойчивой работы и поддержания лояльности потребителей.
Брайт Сенану, Бедман Нартех исследовали такой фактор, как честность обслуживания и поведенческие намерения клиентов в банковской секторе Ганы [49]. Авторы разработали четырехфакторную модель честности обслуживания, состоящую из цены, процедуры, взаимодействия и справедливости результатов. Исследование показало, что эти четыре фактора в значительной степени предсказывают поведенческие намерения клиента. Кроме того, возраст, образование и уровень дохода клиентов являются дополнительными переменными, оказывающие влияние на поведенческие намерения.
Еще одним важным инструментом маркетинговой стратегии в конкурентной бизнес-среде является брендинг [5, С. 2287–2304; 6, С. 4–9; 26, С. 2671–2694; 27, 2513–2536; 28, С. 1365–1388]. Узнаваемость бренда, с одной стороны, создает дополнительные барьеры для конкурентов, а с другой – делает клиентов менее чувствительными к цене и повышает их доверие, удовлетворенность, приверженность бренду и лояльность. Стимулирование продаж – это стратегия, часто используемая маркетологами для стимулирования лояльности к бренду.
В эмпирических исследованиях, проведенных на африканском континенте, методам стимулирования продаж, не ориентированным на цену, уделяется ограниченное внимание [41, 44]. Тем не менее, например, Нарте Бедман, Йебоа-Асиама Эрик, Маскин Эрик рассматривают связь между стимулированием продаж с помощью беспроигрышной лотереи и лояльностью потребителей к бренду в рамках отрасли телекоммуникаций в Гане [44]. Результаты исследования показывают, что лояльность клиентов может эволюционировать последовательно. Во-первых, выиграв приз в беспроигрышной лотерее, клиенты могут привязаться и привыкнуть к атрибутам фирмы. Во-вторых, это может вызвать лояльность клиентов и их эмоциональную привязанность после удовлетворительной работы бренда. Это означает, что бренд-менеджмент должен быть в первую очередь направлен на то, чтобы повлиять на восприятие потребителями атрибутов бренда на основе использования неценовых стратегий продвижения, например, таких как розыгрыши призов.
Интересно проанализировать, как лидеры рынка в странах Африки к Югу от Сахары добиваются успеха, и какие стратегии они для этого применяют. Например, успешные фирмы в Гане, как правило, развивают ориентированную на рынок культуру и реализуют маркетинговые стратегии, которые улучшают финансовые показатели компаний [41].
Если в качестве примера рассмотреть сельскохозяйственный сектор, то было подсчитано, что африканские фермы производят товаров всего на 178 долл. США на один сельскохозяйственный акр, по сравнению с 457 долл. США в Латинской Америке и 1077 долл. США в Азии [33, C. 1–3]. Таким образом, в странах Африки имеется потенциал для внедрения предпринимательских инициатив, развития инновационной деятельности, способствующей экономическому росту, а маркетинг может стать одним из инструментов, способствующих повышению эффективности развития рыночной экономики в африканских странах.
Результаты эмпирических исследований, проведенных на африканском континенте, дают полезную информацию об особенностях разработки рыночно-ориентированных стратегий для африканских фирм и о проблемах, с которыми они все еще сталкиваются в процессе ориентации на рынок [31, C. 456–470; 41, C. 2–8; 44; 49; 52, C. 471–480].
Авторы исследований, проведенных в развивающихся странах, связывают маркетинг с борьбой с бедностью посредством популяризации концепции основания пирамиды (bottom of the pyramid; BoP) (рис. 1) [34; 39; 46; 47, C. 48–57].
Рисунок 1. Структура рынков в рамках концепции основания пирамиды
Источник: составлено авторами по данным: [34; 39; 46; 47, C. 48–57].
Основание пирамиды – это экономический термин, обозначающий крупнейшую и беднейшую социально-экономическую группу, в которую входят около 3–4 млрд человек, живущих на 2–4 доллара в день). В соответствии с традиционным подходом этот сегмент рынка вряд ли может представлять интерес для бизнеса. Тем не менее Прахалад К.К., Харт С., Хаммонд А. опровергают эту логику, показывая, как можно стимулировать общую покупательную способность этой беднейшей группы населения, если имеется доступ к таким жизненно важным ресурсам, как деньги, телекоммуникации и энергия [34; 46; 47, C. 48–57]. Поскольку в основании пирамиды сосредоточена большая незадействованная ранее покупательная способность, частные компании могут обеспечить бедным слоям населения определенный уровень благополучия и, таким образом, помогут им избавиться от бедности. Прахалад К.К. считает, что ведущую роль в этом процессе должны играть крупные многонациональные корпорации, которые «смогут найти в основании пирамиды и славу, и богатство» [46]. Прахалад К.К. предложил использовать двенадцать составных элементов, помогающих бедным людям реализовать свою покупательную способность. Для компаний эти двенадцать элементов, реализуемых в процессе производства и реализации товаров и услуг, включают: 1) низкие издержки; 2) объединение старых и новых технологий; 3) масштабирование и приемлемость для разных стран, культур и языков; 4) безопасность для окружающей среды; 5) приоритет функциональности, а не форме; 6) инновационные процессы; 7) опора на неквалифицированный труд; 8) «воспитание» своих потребителей; 9) работа в неблагоприятной обстановке; 10) возможность использования на разных интерфейсах; 11) доступность как в сельской местности с низкой плотностью населения, так и в городской среде с очень высокой плотностью населения; 12) возможности применения в условиях быстрой эволюции высококонкурентной бизнес-среды [46].
Таким образом, Прахалад К.К., Харт С., Хаммонд А. считают, что, как правило, некоторые из успешных маркетинговых стратегий, оказывающие влияние на потребителей, относящихся к бедным слоям населения, могут вступать в противоречие с доминирующей логикой, которой руководствуются маркетологи в развитых странах мира [34; 46; 47, C. 48–57]. Так, в развитых странах фирмы применяют маркетинговые стратегии, направленные на то, чтобы ориентироваться на отдельные сегменты рынка и завоевывать и удерживать рыночные доли. Другими словами, фирмы стремятся удовлетворить существующий спрос на свои товары и услуги и рассматривают покупательную способность как показатель размера рынка и привлекательности потенциальных рынков. То есть наличие неудовлетворенных потребностей не является спросом в традиционном маркетинговом смысле. Перспектива концепции BoP бросает вызов такой трактовке понятия «спрос» и связанным с ним стратегиям и призывает фирмы участвовать в расширении рынка в целях обеспечения общего экономического роста (т.е., по сути, заниматься созданием спроса), а не применять выборочные маркетинговые стратегии. Это может помочь ускорить общий рост рынка в данной стране. Именно концепция BoP может статьи ориентиром для разработки маркетинговых стратегий в Африке.
Итак, в соответствии с «традиционной маркетинговой логикой» многих африканцев следует считать слишком бедными для того, чтобы они могли статьи платежеспособными покупателями [41]. Однако Прахалад К.К. придерживается иной точки зрения. По его оценкам, покупательная способность бедных людей во всем мире составляет 8 млрд долл. США в день [46]. Это превращает бедных в многомиллиардный ежегодный рынок сбыта в глобальном масштабе. Учитывая тот факт, что население Африки быстро растет и, как ожидается, достигнет двух млрд в течение двух десятилетий, предприятия вряд ли могут позволить себе игнорировать данный рынок, на котором преобладают бедные слои населения. Аналогичное мнение высказывают Котлер Ф. и Ли Н.Р.: бедные имеют право хотеть того же, чего хотят богатые; спрос данной группы населения растет и ожидает удовлетворения [39]. Одна из неотложных задач в сфере маркетинга заключается в том, чтобы сделать существующие продукты и услуги доступными для бедных слоев населения и тем самым вовлечь их в монетизируемые сегменты экономики. По мнению Прахалада К.К., это может потребовать разработки и реализации стратегий модификации продукта, включая инновационные методы упаковки, которые позволяют продавать некоторые потребительские товары небольшими партиями и по доступным ценам без снижения их качества [46]. От маркетологов может потребоваться разработка маркетинговых пакетов для домашних хозяйств, деревень и сообществ, т.е. речь идет о том, что потребителей придется рассматривать не как отдельных лиц, а как группы.
Кроме того, важно иметь в виду, что бедность – это нечто большее, чем просто отсутствие дохода. Бедность снижает уважение к себе, снижается самооценка, достоинство, ограничивается вовлеченность населения в общественную жизнь, сужаются возможности выбора и возрастают угрозы безопасности [34, 39]. Бедность заставляет людей смиряться со своими условиями жизни [43, C. 77–103] и сдерживает их творческий потенциал. Это означает, что любые усилия, предпринимаемые для сокращения масштабов нищеты и бедности, сами по себе способствуют экономическому росту, поскольку они высвобождают ранее неиспользованные психологические и физические человеческие ресурсы внутри сообщества. Таким образом, борьба с бедностью – это «не филантропический проект, а жизнеспособное деловое предложение» [41]. Таким образом, маркетинговые стратегии, направленные на рост потребительского спроса, также создают механизмы для повышения эффективности бизнеса в целом.
Управление маркетингом, ориентированным на клиента, основано на анализе рынка, который позволяет фирмам лучше понимать потребности, ожидания, поведение клиентов, а также их ценность для компаний. Но что происходит, когда клиенты не знают, что им на самом деле нужно или какие виды продуктов и услуг могут повысить качество их жизни, и поэтому не могут донести свои требования до бизнеса? В таких ситуациях фирмам лучше применять стратегию стимулирования, т.е. стратегию развивающую рынок [1] (market-driving strategy), вместо более традиционных маркетинговых стратегий, ориентированных на рынок [2] (market-driven strategy) (рис. 2). То есть фирмы должны быть на шаг впереди своих потенциальных клиентов [19, С. 1379–1394; 23, С. 649–660].
Рисунок 2. Изменения парадигмы маркетинга: от стратегии market-driven к стратегии market-driving
Источник: [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на наш взгляд, предприятиям в Африке следует переходить от стратегий, ориентированных на рынок, к стратегиям, развивающим рынки.
Предприятиям в Африке необходимо заниматься разработкой продуктов и услуг, которые будут не только удовлетворять насущные потребительские потребности африканцев, но и повышать производительность фирм.
Также представляется, что интенсификация интеграционных процессов на африканском континенте, прежде всего в формате Африканской континентальной зоны свободной торговли [7, С. 465–482; 11, С. 51–78; 12, С. 2125–2146; 13, С. 827–854], способно положительно сказаться на экономическом развитии всех фирм континента, а также стран и отдельных субрегионов Африки, поскольку именно интеграция способна сказаться положительно на снижении издержек производства и реализации продукции, расширении масштабов рынка (в результате объединения рынков отдельных стран), а также способствовать росту доходов населения и увеличению их покупательной способности.
[1] Стратегия, развивающая рынок, – это стратегия, которая включает инновационные изменения в логике отрасли и бизнес-системы для увеличения прибыли и спроса отрасли на недостаточно обслуживаемых рынках. Два ключевых элемента этой стратегии – это ценностное предложение и цепочка создания стоимости. Ценностное предложение – это выгода, которую потребители извлекают из владения и использования продуктов или услуг. Цепочка создания стоимости определяет, как отдельные виды деятельности, необходимые для создания, продуцирования и доставки ценности, сочетаются в общем бизнес-плане для получения прибыли фирмой и ценностного предложения для клиента. Стратегия, развивающая рынок, предполагает, что для обеспечения устойчивого роста всего рынка необходимо учитывать и ценностное предложение, и цепочку создания стоимости.
[2] Стратегия, ориентированная на рынок, является наиболее популярным организационным подходом к ведению бизнеса, поскольку она позволяет компании лучше понять рынок, а также своих клиентов. Эта стратегия позволяет компании достигать конкурентных преимуществ и развивать долгосрочные отношения с клиентами. Фундаментальная логика этой стратегии заключается в том, что рынок и клиенты, которые формируют рынок, должны быть отправной точкой при формулировании бизнес-стратегии; следовательно, понимание рынка и клиентов имеет важнейшее значение. В основе стратегии – поиск соответствия между потребительской ценностью и организационными возможностями, а также обеспечение производительности фирмы за счет создания и удержания высокой потребительской ценности.
References:
Abbott J.C. (1987). Agricultural Marketing Enterprises for the Developing World
Afanaseva T.S. (2022). Rol marketinga v povyshenii effektivnosti predprinimatelstva v period pandemii COVID–19 [Role of marketing in improving the entrepreneurship efficiency amidst the COVID–19 pandemic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (2). 559-572. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.2.114227.
Al-Mazkhuri Ya. Kh. K. (2018). Osobennosti marketinga v razvivayushchikhsya stranakh [Features of marketing in developing countries]. Current problems of the humanities and natural sciences. (4). 9-11. (in Russian).
Aleksandrova L.Yu., Munshi A.Yu., Munshi Sh.M., Aleksandrova O.S. (2023). Marketingovaya logistika kak osnova logisticheskogo podkhoda k otsenke konkurentosposobnosti predpriyatiya [Marketing logistics as the basis of a logistics approach to assessing the company's competitiveness]. Leadership and Management. 10 (1). 35-52. (in Russian). doi: 10.18334/lim.10.1.117086.
Arnold D.J., Quelch J.A. (1998). New strategies in emerging markets Sloan Management Review. (40(1)). 7-20.
Chelariu C., Ouattarra A., Dadzie K. (2002). Market orientation in ivory coast: measurement validity and organizational antecedents in a sub-Saharan African economy Journal of Business and Industrial Marketing. (17(6)). 456-470.
Drobot E.V. (2021). Afrikanskaya kontinentalnaya zona svobodnoy torgovli kak novyy etap ekonomicheskoy integratsii na afrikanskom kontinente [African Continental Free Trade Area as a new stage of economic integration on the African continent]. Journal of international economic affairs. 11 (3). 465-482. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.3.112133.
Drobot E.V. (2021). Konkurentosposobnost stran Afrikanskoy kontinentalnoy zony svobodnoy torgovli v usloviyakh pandemii COVID-19 [Competitiveness of the African Continental Free Trade Area countries in the context of the COVID-19 pandemic]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 869-896. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.112132.
Drobot E.V. (2021). Problemy i perspektivy realizatsii kontseptsii korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti v Afrike [Challenges and prospects of implementing the concept of corporate social responsibility in Africa]. Journal of international economic affairs. 11 (4). 827-854. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.4.112135.
Drobot E.V. (2022). Faktory integratsii stran Afrikanskoy kontinentalnoy zony svobodnoy torgovli v globalnye tsepochki sozdaniya stoimosti [Integration of African Continental Free Trade Area countries into global value chains: driving factors]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). 741-754. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.1.114342.
Drobot E.V. (2022). Novye prioritety natsionalnoy bezopasnosti stran Afriki v usloviyakh narusheniya globalnyh tsepochek sozdaniya stoimosti [New national security priorities of African countries in the context of disruption of global value chains]. Journal of international economic affairs. 12 (2). 285-308. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.2.114825.
Drobot E.V. (2022). Perspektivy ekonomicheskogo sotrudnichestva integratsionnyh obedineniy (na primere Afrikanskoy kontinentalnoy zony svobodnoy torgovli i Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza) [Prospects for economic cooperation between integration unions (the case of the African Continental Free Trade Area and the Eurasian Economic Union)]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2125-2146. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116818.
Drobot E.V. (2022). Risk management in GVCs amidst the COVID-19 pandemic [Risk management in GVCs amidst the COVID-19 pandemic]. Economic security. 5 (1). 271-302. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.1.114272.
Drobot E.V. (2022). Voskhodyashchaya rol regionalnyh proizvodstvenno-sbytovyh tsepochek v usloviyakh funktsionirovaniya Afrikanskoy kontinentalnoy zony svobodnoy torgovli v postpandemicheskiy period [The ascending role of regional value chains amidst the African Continental Free Trade Area in the post-pandemic period]. Journal of international economic affairs. 12 (4). 867-898. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.4.116678.
Drobot E.V. (2023). Panafrikanizm kak vyrazhenie kontinentalnoy identichnosti, ili k voprosu ob osobennostyakh integratsionnyh protsessov v Afrike [Pan-Africanism as continental identity or the peculiarities of integration in Africa]. Journal of international economic affairs. 13 (1). 51-78. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.1.117510.
Drobot E.V. (2023). Ustoychivost tsepochek postavok v epokhu VUCA: strategii upravleniya riskami [Supply chain resilience in the era of VUCA: risk management strategies]. Economic security. 6 (1). 153-172. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.1.117471.
Drobot E.V., Sapuntsov A.L. (2021). Afrikanskaya kontinentalnaya zona svobodnoy torgovli v zerkale mezhdunarodnoy ekonomicheskoy integratsii: Quo Vadis? [African Continental Free Trade Area in “reflections” of international economic integration: Quo Vadis?]. Journal of international economic affairs. 11 (2). 355-376. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.2.112139.
Drucker P.F. (1958). Technology, Management & Society
Efimenko S. V. (2023). Ekonomicheskaya ekspansiya mnogonatsionalnyh predpriyatiy Yuzhno-Afrikanskoy Respubliki v strany Afriki «cherez imperativy» korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti [The economic expansion of South African multinational companies into Africa through the imperatives of corporate social responsibility]. Journal of International Economic Affairs. 13 (2). 291-310. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.2.117833.
Farzad R. Can greed save Africa?Bloomberg Online Business Magazine, 28 November, pp. 1-3. Retrieved November 04, 2023, from www.bloomberg.com/bw/stories/2007-11-28/can-greed-save-africa
Goncharenko M.A., Bondarchuk A.V., Kazakova E.V. (2023). Mnogoaspektnost brenda: sushchnost, soderzhanie, klassifikatsiya [Brand multidimensionality: nature, content and classification]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (7). 2287-2304. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.7.118419.
Grigoryan M.A., Gurnovich T.G. (2014). Brendirovanie kak instrument marketingovoy strategii [Branding as a tool of marketing strategy]. Russian Journal of Innovation Economics. 4 (4). 4-9. (in Russian).
Hart Stuart L., London T. (2005). Developing Native Capability: What Multinational Corporations Can Learn from the Base of the Pyramid
Hattingh D., Russo B., Sun-Basorun A., Van Wamelen A. (2012). The Rise of the African Consumer
Kalinichenko M.P. (2019). K voprosu o reshenii problemy demarkatsii v marketing menedzhmente predpriyatiya [To the question of solving the problem of demarcation in the marketing management of the enterprise]. Journal of international economic affairs. 9 (2). 1379-1394. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40795.
Kaynak E., Hudanah B.I. (1987). Operationalizing the relationship between marketing and economic development: some insights from less developed countries European Journal of Marketing. (21(1)). 48-65.
Kinsey J. (1988). Marketing in Developing Countries
Kohli A., Jaworski B. (1990). Market orientation: the construct, research propositions and managerial implications The Journal of Marketing. (54(2)). 1-18.
Kotler P., Lee N.R. (2009). Up and Out of Poverty
Kuada J., Buatsi S. (2005). Market orientation and management practices in Ghanaian firms: revisiting the Jarworski and Kohli framework Journal of International Marketing. (13(1)). 58-73.
Kuada J., Sørensen O.J. (2000). Internationalization of Companies from Developing Countries
Kuada John (2016). Marketing, economic growth, and competitive strategies of firms in Africa African Journal of Economic and Management Studies. (7). 2-8. doi: 10.1108/AJEMS-02-2016-0014.
Kyun M. L., Vive U., Syudass N., Kelof D. (2020). Ekosistema monitoringa biznes-sredy za predelami pervogo mira: keys YuAR [The business anticipatory ecosystem outside the “first world”: competitive intelligence in South Africa]. Foresight. 14 (3). 72-87. (in Russian). doi: 10.17323/2500-2597.2020.3.72.87.
Letelier M.F., Flores F., Spinosa C. (2003). Developing productive customers in emerging markets California Management Review. (45(4)). 77-103.
Makarov I.N., Drobot E.V., Avtsinova A.A. (2020). Pandemiya i ekonomicheskaya bezopasnost regionov: logistika v usloviyakh ogranicheniy [Pandemic and economic security of the regions: logistics in terms of restrictions]. Journal of international economic affairs. 10 (4). 1387-1404. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111306.
Narteh Bedman, Yeboah-Asiamah Eric, Mackin Eric (2022). Analysis of young banked and unbanked customers' usage, satisfaction, trust and loyalty for mobile money services in Ghana International Journal of Business and Systems Research. (16(40)). doi: 10.1504/IJBSR.2022.119602.
Narver J.C., Slater Stanley F., Tietje B.C. (1998). Creating a market orientation Journal of Market-Focused Management. (2(3)). 241-255.
Palkin A.V., Bespyatyh V.I., Sozinova A.A., Meteleva O.A. (2023). Adaptatsiya marketingovoy deyatelnosti predpriyatiy v usloviyakh strukturnoy modernizatsii ekonomiki [Adaptation of companies' marketing activities amidst structural economic modernization]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (3). 649-660. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.3.117393.
Parasuraman A., Zeithaml V.A., Berry L.L. (1985). A conceptual model of service quality and its implications for future research Journal of Marketing. (49(1)). 41-50.
Pavlov V.V., Sapuntsov A.L. (2020). Rasshirenie uchastiya stran Afriki v mezhdunarodnoy promyshlennoy kooperatsii [Participation of African countries in the international industrial cooperation]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (12). 3109-3120. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.12.111506.
Prahalad C.K. (2005). The Fortune at the Bottom of the Pyramid: Eradicating Poverty Through Profits
Prahalad C.K., Hammond A. (2002). Serving the world’s poor, profitably Harvard Business Review. (80(9)). 48-57.
Schepakin M.B. (2021). Gibridnyy marketing kak instrument razvivayushchegosya digital-prostranstva [Hybrid marketing as a tool of the developing digital space]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (11). 2513-2536. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.11.113796.
Schepakin M.B. (2021). Vnutrenniy marketing kak instrument upravleniya konkurentosposobnostyu biznesa [Internal marketing as a business competitiveness management tool]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (12). 2671-2694. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.113911.
Schepakin M.B., Khandamova E.F., Glazyrina E.O., Eremeev A.V. (2020). Razvitie kontseptsiy marketinga v usloviyakh usileniya vliyaniya subektivnogo faktora [Development of marketing concepts in conditions of increasing influence of the subjective factor]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (5). 1365-1388. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.5.100884.
Senanu Bright, Narteh Bedman (2022). Banking sector reforms and customer switching intentions: evidence from the Ghanaian banking industry Journal of Financial Services Marketing. (28). doi: 10.1057/s41264-021-00135-8.
Soldatova N.F., Azarova S.P., Rebrikova N.V. (2022). Povedencheskaya ekonomika v marketingovom analize: novye aspekty [Behavioral economics in marketing analysis: new aspects]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (5). 1555-1566. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.5.114633.
Tsygankova V. N., Dzhoy S. (2017). Problemy razvitiya elektronnoy kommertsii v Nigerii [Problems of e-commerce development in Nigeria]. Russian Journal of Retail Management. 4 (2). 99-110. (in Russian).
United Nations Population Division (2012). World Urbanization Prospects, the 2011
Varadarajan R.P. (1984). Marketing in developing countries: the new frontier Long Range Planning. (17(6)). 118-126.
Winston E., Dadzie K. (2002). Market orientation of Nigerian and Kenyan firms; the role of top managers Journal of Business and Industrial Marketing. (17(6)). 471-480.
Страница обновлена: 25.04.2025 в 18:35:51