Современные тенденции в применении информационных технологий на промышленных предприятиях
Мынжасаров Р.И.1, Мартынюк А.Н.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 17
Статья в журнале
Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 1 (Январь-март 2023)
Цитировать:
Мынжасаров Р.И., Мартынюк А.Н. Современные тенденции в применении информационных технологий на промышленных предприятиях // Экономика высокотехнологичных производств. – 2023. – Том 4. – № 1. – С. 17-40. – doi: 10.18334/evp.4.1.119517.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54744235
Аннотация:
Проблема эффективности предприятия является одной из важных проблем экономической науки. Цель настоящего исследования – проанализировать способы повышения эффективности управления предприятием на основе информационных технологий с помощью методов: экономического анализа, сравнения, синтеза, логики и др.
Ключевые слова: эффективность, управление предприятием, информационные технологии, менеджмент, промышленное предприятие, искусственный интеллект, цифровая трансформация, бизнес-процессы, цифровизация
JEL-классификация: M11, O34, O14
Введение
Проблема эффективности предприятия является одной из важных проблем экономической науки. Хозяйственная деятельность предусматривает постоянное измерение результатов и затрат и поиск оптимального варианта производства. Однако оценка эффективности все усложняются, так как наиболее важные ранее показатели, могут отходить на второй план, а становятся главными показатели те, которые ранее недооценивались.
В настоящее время эффективность означает результативность и производительность. Эффективность является общенаучной и используется в науках. В общем смысле эффективность – это сравнение результатов и затрат.
Слово «эффективность» было взято из английского языка, заимствованное в первой половине ХХ века, где оно использовалось в значении «действенный, приводящий к нужным результатам». Слово «эффективный» образовано от слова – «эффект», которое является его корнем и несет основной смысл данной категории.
В конце XIX века эффективность стала использоваться для оценки различных действий и стала утрачивать свое экономическое значение.
Например, эксплуатационная эффективность – это понятие, определяющее соответствие показателей качества действия технических изделий и систем тем показателям, которые установлены для этих изделий и систем.
Г. Эмерсон – один из первых теоретиков менеджмента считал эффективность основной задачей управления. Повышение эффективности управления предприятием в настоящее время является крайне актуальным.
Основная часть
Информационные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, которая обеспечивает сбор, накопление, хранение, поиск, обработку, выдачу и распространение информации для снижения трудоемкости процессов, повышения их надежности и оперативности [6].
Области применения информационных технологий в экономической науке и практике достаточно широки, их можно представить рис. 1
Рисунок 1 – Области применения информационных технологий
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, на основе анализа данных, выделил особо значимые цифровые технологии, используемые в мировой и российской промышленности, о чем сообщил 11 августа 2021 года.
На всех этапах жизненного цикла производства: начиная от концепт-идеи, проектирования, производства и эксплуатации до сервисного обслуживания и утилизации используются цифровые технологии. Опора предприятий на «цифровые технологии» дает им значительные конкурентные преимущества, особенно в условиях неопределенности.
За последние годы размер российские IT– отрасли демонстрируют ежегодные темпы роста (рис. 2)
Рисунок 2 – График темпов роста российской IT– отрасли за 2013–2020 гг.
В 2020 г при решении проблем пандемии COVID-19 цифровые технологии сыграли критическую роль и более эффективно справились с этим более роботизированные, автоматизированные предприятия готовые к удаленной работе.
В таблице 1 представлены цифровые технологии в промышленности, которые в 2020 г. вошли в Топ-15.
Промышленные роботы позволяют сокращать расходы на оплату труда, удерживать качество продукции на хорошем уровне, увеличивать технологическую гибкость производства. В российской промышленности роботы больше всего применяются в автомобилестроении, на химических и нефтехимических предприятиях [11].
Таблица 1 Топ-15 цифровые технологии в промышленности в 2020 г. [4]
Ранг
|
Технологии
|
Индекс значимости
|
1
|
Промышленные
работы
|
1,0
|
2
|
Искусственный
интеллект
|
0,86
|
3
|
Машинное
обучение
|
0,68
|
4
|
Цифровое
прототипирование
|
0,56
|
5
|
Сенсорика
|
0,42
|
6
|
Беспрводная
связь WLA№PA№RFID
|
0.30
|
7
|
Блокчейн
|
0,21
|
8
|
Большие
данные
|
0,20
|
9
|
Виртуальная
и дополненная реальность
|
0,12
|
10
|
Товар
как
услуга
(Produkt-as-a-Service)
|
0.09
|
11
|
Компьютерное
зрение
|
0,03
|
12
|
Смарт-контракты
|
0,03
|
13
|
Промышленный
интернет вещей
|
0,03
|
14
|
Цифровой
двойник
|
0,02
|
15
|
Умные
фабрики
|
0,01
|
В последние годы в области искусственного интеллекта произошел скачок от использования полуавтономных роботов-манипуляторов на гибких производственных линиях до управления автономными транспортными средствами, перемещающимися в цехах и между цехами. В будущем совершенные технологии искусственного интеллекта позволят автоматизировать производственные процессы полностью и оптимизировать работу отдельных предприятий и отраслей промышленности.
В ситуациях, в которых опасно, невозможно или малоэффективно использовать человеческие ресурсы, все чаще используются технологии машинного обучения. На них же полагаются при накоплении массивов данных о состоянии промышленного оборудования, когда становится не под силу прогнозировать остаточный ресурс и важные неисправности, предотвращать внезапный выход из строя и производить техобслуживание состояния оборудования.
Для адаптивного контроля операций роботов применяют решения на основе компьютерного (машинного) зрения. Например, на заводе Philips по производству бритв (Нидерланды) установлено 128 роботов, за работой которых наблюдают лишь девять сотрудников, а завод выглядит, как неосвещенное помещение. Кроме того, компьютерное зрение позволяет контролировать работу персонала при выполнении требований техники безопасности.
С помощью компьютерных средств технологии автоматической фиксации и обработки подвижных и неподвижных объектов возможно, в реальном времени, определять по видео- или фотоизображению, где находится человек, его части тела, оценивать правильность ношения им спецодежды, что в скором времени выведет работу предприятий на качественно новый уровень.
Это во много раз повысит эффективность производства и сократит сроки окупаемости проектов по внедрению промышленного интернета. Большие массивы данных, получаемые с беспроводных устройств с поддержкой протокола IP, включая смартфоны, планшеты, датчики и другие приборы используются в широком перечне приложений.
Основными среди них являются:
– прогнозирование рыночной ситуации;
– совершенствование продукции;
– оптимизация маркетинга и продаж.
Отслеживание цепочек поставок на основе блокчейна, смарт-контракты и других электронных сделок, а также маркетплейсы способствуют усилению промышленной кооперации. Благодаря изучению опыта и данных с носимых устройств, предприятия переходят в послепродажном обслуживании от «ремонта по регламенту» к «ремонту по состоянию» и развивают сервисную бизнес-модель «товар как услуга» [1].
Для проектирования продуктов и визуализации процесса производства дизайнеры, производители и инженеры используют цифровое прототипирование. VR-тестирование позволяет сократить сроки и стоимость разработки товаров, тестировать качество продукции и улучшать его.
Для разработки различных технологических направлений происходит объединение предприятий для ускоренного создания и вывода на рынок продуктов и услуг, используются системы на основе «цифровых двойников» производственных процессов, включающие элементы интеллектуального интеллекта, интернета, сенсорики и технологий беспроводной связи.
Такие системы, в ходе эксплуатации, помогают оптимизировать работу предприятий, минимизировать сбои и остановки, которые могут прогнозировать реакцию оборудования, по оценкам ОЭСР, до 95% на нагрузки и на 5–10% снижать издержки на обслуживание сложных индустриальных комплексов [2].
По данным Marketsand Markets, ежегодный прирост рынка «цифровых двойников» с 2020 по 2026 гг. составит около 60%. Еще одним примером комбинирования цифровых технологий являются умные фабрики – это полностью автоматизированные производства, где управление происходит в режиме реального времени, с учетом изменяющихся условий, обеспечивая связку технологий интернета вещей, анализа Big Data и информационных систем управления производственными и бизнес-процессами.
Плюсы использования цифровых технологий в промышленности очевидны:
– снижение затрат;
– повышение производительности труда и качества продукции;
– сокращение сроков вывода на рынок продукции (time to market).
Показательно, что искусственный интеллект и роботы являются наиболее значимыми решениями для индустрии. Такой тренд указывает на изменения в бизнес-моделях предприятий, которые стремятся:
– выпускать более кастомизированную продукцию;
– повышать лояльность потребителей;
– сохранять принципы экономии и энергоэффективности.
Другой тренд – объединение всех участников цепочки создания стоимости в единую экосистему на базе цифровых платформ. Его поддерживают технологии гибкого распределенного сетевого производства.
В 2021 г. Минпромторг на сайте министерства опубликовал документ о том, что разработан проект стратегии цифровой трансформации обрабатывающей промышленности до 2030 г., в проект входят пять направлений трансформации (табл.2).
К 2022 г. Минпромторг планирует сформировать не менее 550 цифровых паспортов системообразующих промышленных предприятий, а к концу 2024 г. – уже до 9 тыс.
До мая 2022 г. Минпромторг, совместно с Минцифры, Минфином, Минэкономразвития и ФАС должны установить условия допуска иностранного инженерного ПО при осуществлении закупок (запреты, ограничения, квоты, преференции при покупке отечественного ПО). До этого времени уже будут внесены изменения в нормативные правовые акты в части установления условий допуска [5].
Таблица 2 Проект стратегии цифровой трансформации обрабатывающей промышленности до 2030 г. [5]
Название проекта
|
Его назначение
|
«Умное
производство»
|
Формирование
эффективной инфраструктуры и системы поддержки внедрения отечественного ПО и
программно-аппаратных комплексов
|
«Цифровой
инжиниринг»
|
Создание
национальной системы стандартизации и сертификации, базирующейся на
технологиях виртуальных испытаний, разработки универсальных маркетплейсов с
ресурсами для создания и реализации продукции, а также формирование единых
форматов данных
|
«Продукция
будущего»
|
Предусматривает
переход к кастомизированной промышленной продукции и ремонтов. Здесь идет
речь о переходе к модели гибкого конвейерного производства, внедрении
технологии предиктивной аналитики для перехода от «ремонта по регламенту» к
«ремонту по состоянию»
|
«Новая
модель занятости»
|
предполагает
создание биржи компетенций и сервисов, обеспечивающих повышение
производительности труда
|
«Цифровое
госуправление»
|
Переход
к цифровому госуправлению:
-оказание услуг господдержки с использованием инфраструктуры цифровых платформ, – создание межотраслевых моделей данных (дата-сеты для использования предприятиями и ИТ-компаниями). |
К 2024 г. стратегия приведет к показателям в 30% (к 2030 г. – 50%) высококвалифицированных работников, занятых в промышленности, которые получат заказы с использованием цифровых платформ (маркетплейсов). Также на 25% сократятся затраты на обслуживание высокотехнологичной продукции и на 45% сократится время вынужденного простоя производственных мощностей. В 1,5 раза сократятся сроки вывода высокотехнологичной продукции на рынок и на 30% сроки окупаемости инвестиций в российские промышленные предприятия.
К 2030 г. промышленное производство будет выпускать не менее 70% высокотехнологичной продукции, а эффективность работы оборудования повысится в два раза.
В 2,5 раза будут снижены затраты предприятий на разработку и вывод продукции. Контролировать реализацию стратегии будет Правительство РФ на основании доклада Минпромторга. Среди рисков Минпромторг выделяет социальные риски, к которым относится сохранение вредных производств, травматизм, скрытая безработица и отток кадров с российских предприятий в зарубежные.
Кроме этого, отмечается высокий уровень межрегиональных различий в развитии инфраструктуры, кадрового потенциала, качества государственных институтов, что может снизить общий эффект от предпринимаемых мер по стимулированию цифровой трансформации промышленности.
Также существуют экономические риски, связанные:
– с «неудовлетворительным текущим финансовым положением значительной части промышленных компаний»;
– высокой финансовой нагрузкой на компании;
– сложностью возврата кредитов из-за больших сроков окупаемости и отсутствием свободных оборотных средств для осуществления программ цифровой трансформации.
С учетом того, что степень износа основных фондов в обрабатывающих отраслях промышленности составляет около 60%, велика вероятность техногенных аварий и нанесения ущерба окружающей среде, а также возникновения дополнительных расходов при создании новых и техническом перевооружении старых производств.
В обрабатывающую промышленность входит:
– черная и цветная металлургия;
– химическая и нефтехимическая промышленность;
– машиностроение и металлообработка;
– лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
– стекольная и фарфоро – фаянсовая промышленность;
– пищевая и микробиологическая промышленность;
– медицинская;
– полиграфическая промышленность.
Доля российского рынка ни по одному из ключевых классов систем не превышает 30% – это очень низкий показатель для решения таких задач, как обеспечение преобразования промышленности путем внедрения отечественных программных продуктов.
К проблемам промышленных предприятий, при осуществлении функций по цифровому проектированию, относится также – полная или частичная импортозависимость, сложности с взаимодействием предприятий в части интеграции из-за разных форматов данных, несоответствие ПО необходимому уровню информационной безопасности [1], что в настоящий период просто архиважно, в связи с обострением отношений РФ со странами ЕС и США и введением санкций против РФ и принятых ответных мер.
В 2020 г. глава «Росатома» – Алексей Лихачев предложил создать национальную промышленную платформу на базе российских технологий, чтобы "Росатом" и "Ростех" создали в России национальную промышленную платформу.
По его мнению, это комплексный инструмент, сформированный на российских технологиях, который позволит решить основные проблемы всех промышленных предприятий в ближайших пяти лет. Это работа умных датчиков, обработка больших данных, искусственный интеллект, предиктивная аналитика, снижение затрат производственного характера.
Создание национальной промышленной платформы – это серьезная, комплексная задача, в некотором смысле, это первый атомный проект.
Когда-то вся страна создавала систему ядерной безопасности Советского союза, также и сегодня вся страна должна заглянуть в будущее и создать систему цифровой безопасности, в первую очередь промышленности и оборонно-промышленного комплекса.
Бизнес-процесс – это логическая последовательность действий человека. Цель описания бизнес-процесса – анализ и регламентация тех или иных действий в коллективе.
Бизнес-процесс всегда происходит с участием человека. Если действия выполняются автоматической системой или программой, это уже технологический процесс или спецификация. И тогда в силу вступают иные стандарты, методы описания и особенности реализации.
В бизнес-процессе всегда задействованы люди. Даже если человек работает один, все равно у него есть заказчики и потребители. Также и продавец – у него есть поставщики и покупатели продукции, эти люди также задействованы в бизнес-процессе.
Описание бизнес-процесса – это описание последовательности определенных действий в графическом и текстовом виде с целью регламентации действий в коллективе, анализа и оптимизации их последовательности [9]. Графически это может быть представлено (рис. 3)
Бизнес-процесс появляется в процессе описания, поэтому реализовать одно без другого невозможно. При этом все действия, описываемые в бизнес-процессе, должны быть логичными, а их последовательность должна приводить к определенной цели.
Описание бизнес-процессов – работа творческая. При этом бизнес-аналитик ограничен строгими рамками – правил, синтаксиса, логических ограничений.
Рисунок 3 – Описание бизнес-процессов
При этом ни один бизнес-процесс не может быть совершенным и соответствовать реальности на 100%. Всегда есть место каким-то упрощениям и допущениям, даже при реализации самого строгого регламента человек вносит свои коррективы.
Кроме того, в новой сущности всегда заложена возможность дальнейшего совершенствования. Создание бизнес-процессов подтверждает этот философский тезис. Как бы идеально не был описан бизнес-процесс, все равно в нем найдется что-то такое, что можно улучшить сейчас или в будущем.
Здесь очень важно вовремя остановиться, ведь обновленные бизнес-процессы будут реализовывать реальные люди, поэтому нужно также учитывать степень их обучаемости. Также и автоматизация, связанная с модернизацией бизнес-процессов требует определенных вложений, поэтому следует исходить из реальных возможностей заказчика.
Бизнес-консультант должен понимать, где и на каком уровне допущений он упростил описание бизнес-процесса, где решил отложить какие-то решения на будущее. Все это нужно уметь объяснить руководителю бизнеса.
Главное отличие бизнес-процесса от технологического процесса в том, что в технологический процесс предполагает на выходе определенный результат [18]. Если речь идет о производстве, то на выходе должна получиться продукция с определенными параметрами.
Но, даже в технологическом процессе есть вероятность получения брака, но это не является одним из вариантов, это лишь последствия нарушения технологического процесса. В бизнес-процессе результат «на выходе» может отличаться, он зависит от выполнения тех или иных условий в «теле» бизнес-процесса, который выполнялся без нарушений и сбоев.
Для наглядности опишем технологический процесс, который может выглядеть так:
– берем заготовку A;
– соединяем ее с заготовкой B;
– обрабатываем их под параметры C;
– получаем деталь.
В бизнес-процессе нормальной считается такая ситуация:
Получаем вводные данные A:
– если данные соответствуют условию B, то переходим на последовательность действий C;
– если эти данные соответствуют условию D, то выполняем действия E. Полученный результат передается на выход, уже в алгоритме процесса предусмотрены возможные условия и разные действия, зависящие от исходных или промежуточных данных [15].
Моделирование бизнес-процессов помогает решить две задачи:
1.Изучение бизнеса.
Графическое изображение в виде схем – моделирование бизнес-процессов позволяет быстрее понять особенности работы компании и выявить возможные «узкие места» [23].
2.Обеспечение наглядности.
Как известно, «одна картинка убедительнее слов», поэтому схематическое изображение работы компании помогает руководителю и владельцу бизнеса быстрее понять суть проблемы и оценить предложенные варианты решения.
Схематично управление бизнес-процессом можно представить в виде схемы (рис. 4).
Рисунок 4 – Управление бизнес-процессом [10]
Бизнес-процессы необходимы, чтобы представить сложную информацию в простой форме для изучения и принятия решения.
Представим обычную компанию, которая состоит из подразделений: бухгалтерия, кадры, отдел продаж, склад, доставка, производство и т.д.
Руководит бизнесом один человек – руководитель бизнеса. Он не может на экспертном уровне понимать все процессы в бизнесе, поэтому нанимает различных специалистов, которыми он должен эффективно управлять, а в определенных случаях – модернизировать процесс.
И здесь на помощь приходят бизнес-процессы. При этом определенные виды человеческой деятельности, в рамках компании, описываются графическими нотациями и представляются в таком виде, который помогает руководству понять, как именно происходит работа на каждом из этапов и что здесь можно улучшить, для этого руководителю компании не обязательно обладать высокой квалификацией специалиста того или иного профиля.
Конечно, на этом уровне не обойтись без некоторых информационных потерь. Невозможно описать графической нотацией все нюансы и подробности работы каждого сотрудника. Но эти информационные потери оказываются несущественными для понимания процессов в целом при принятии решения.
Для того чтобы получить описание реально действующих бизнес-процессов, достаточно внимательно изучить последовательность действий каждого сотрудника: получить информацию:
– о входящих данных для запуска определенного процесса;
– исходящих данных – результат действий сотрудника, а также пошаговая фиксация их действий [8].
После того, как вся информация собрана, ее следует перевести в графическую нотацию. Пример Процесса моделирования закупки материалов в нотации IDEF0 (рис. 5).
Рисунок 5 – Процесс моделирования закупки материалов в нотации IDEF0
При составлении описаний бизнес-процессов именно графические нотации считаются «хорошим тоном». Для себя составлять нотацию можно как вам удобно, также существуют текстовые варианты описаний, например, – описание программного обеспечения. Но если нотация составляется для других людей, следует выбирать графику и независимо от разработчика программы.
Причина решения проста: информация в графическом виде воспринимается лучше. Если предложить человеку «стену текста», потребуется много времени и сил, чтобы разобраться, о чем там говорится, в этом случае охватить задачу целиком – почти нереально [16]. Графические схемы – по ним можно изучать бизнес-процессы на разных уровнях детализации и «охватить взглядом в общем» графическую схему быстро сможет любой человек.
Рекомендуемая последовательность действий:
– собирают участников процесса;
– собирают информацию, необходимую для запуска процесса;
– собирают используемые системы [16].
Это может быть:
– учетная система,
– CRM,
– электронная почта,
– таблицы Excel и т.д.
Все, что используется в работе, необходимо зафиксировать.
Определяется ожидаемый результат – что будет в конце процесса.
Собирается последовательность действий, которые выполняет человек.
Вычленяются условия. В зависимости от разных входящих данных и промежуточных результатов действия могут быть разными.
Описывается вся собранная информация в графическом виде в удобной нотации.
Существуют строгие правила, которые определяют, можно ли назвать перечень действий описанием бизнес-процесса в графической или текстовой форме:
- Законченность.
Бизнес-процесс должен четко отвечать на вопрос, стоящий перед ним. Если это процесс продажи определенного товара или услуги, то бизнес-процесс должен полностью описывать действия, необходимые для получения указанного результата, завершающегося именно таким результатом [20].
- Лаконичность.
Бизнес-процесс должен сочетать в себе достаточность – описывать все необходимые этапы и действия, которые должны быть максимально лаконичным для простоты восприятия.
Человек воспринимает зрительно определенный объем информации, ограниченный определенным размером листа или экрана, а также числом элементов. Простой и лаконичный бизнес-процесс заказчик поймет, «охватив» схему взглядом [21]. Сложный и перенасыщенный деталями объем информации придется долго изучать, чтобы понять, что там отображено. Скорей всего, руководитель компании, который не является экспертом в работе отдельных подразделений, не будет изучать столь сложную конструкцию и не поймет сути самых выгодных предложений.
Не стоит изобретать собственные обозначения и правила, следует использовать те нотации, которыми пользуются во всем мире. Если использовать готовые нотации, то их правила уберегут от логических ошибок. Все участники бизнес-процесса должны быть учтены и указаны, потребителю необходимо понятное описание, он должен читать нотацию и понимать описание бизнес-процесса.
Цифровизацию позиционирует, как инструмент для получения быстрого результата и прямого улучшения бизнес-показателей. Популярные сейчас тренды – роботизация, машинное обучение и искусственный интеллект – обещают эффект здесь и сейчас, стоит лишь внедрить это у себя.
Действительно цифровизация может эффективно решать проблемы и приносить результат. Но для этого требуется проработка сквозных процессов, упрощение, устранение дублирований и узких мест, четкое понимание параметров и результатов работы будущего автоматизированного процесса. Их порядок представлен (рис. 6). Без всего этого получится автоматизированный хаос. Возможно, что в результате проработки процесса и его упрощения автоматизация окажется не нужна вообще [14].
Рисунок 6 – Актуальные причины для внедрения цифровых решений
IT-решение не может самостоятельно улучшить бизнес-показатели. На этапе внедрения можно выделить пять факторов, игнорирование которых приводит к несоответствию ожиданиям, а также влечет за собой потери инвестиций и времени.
1. Ключевую роль играет отношение участников проекта, стейкхолдеров и операционной команды, которая будет пользоваться внедренным решением или измененным процессом. Эффективность даже самого инновационного решения могут свести к нулю сопротивление внедрению и отказ от использования [22].
Поэтому перед внедрением необходимо провести подготовительную работу со сторонами, чтобы все понимали цель цифровизации и были готовы к переменам. Таким образом, обязательным этапом управления любым проектом должно быть управление изменениями.
Нужно определить участников сторон, основных владельцев процесса и принимающих решение по изменениям. Часто, когда проект передается на тестирование или в эксплуатацию, появляются «новые» лица или владельцы процесса, блокирующие изменение, потому что оно не согласовано с ними. Также возникают проблемы запуска, например, автоматизации на складе, когда сотрудники не хотят вносить данные в системы, потому что «им нужно не кнопки нажимать, а работать».
Правильная работа с людьми – один из важных факторов успеха любого изменения.
2. Перед любой автоматизацией необходима проработка всех процессов. Часто бизнес воспринимает Agile-подход, как возможность начать проект, не продумав его до конца. Но это – основная причина бесконечных по срокам проектов с неконтролируемой стоимостью.
Перед внедрением проекта его необходимо тщательно проработать, учесть различные сценарии и четко смоделировать видение финального результата. Это поможет уже на первых этапах показать, какую проблему решает проект и к какому финалу нужно двигаться.
В кросс-функциональных проектах каждый участник хорошо знает только свою область. Оценить картину в целом – проработка процесса от начала и до конца. Участники должны увидеть всю цепочку шагов и оценить, взаимодействие одного подпроцесса с другим подпроцессом [19]. Например, если рассмотреть весь процесс от закупки до оплаты, то он содержит множество блоков – изменение любого из которых обязательно отражается на результате всего процесса.
3. Любой процесс должен генерировать ценность или поддерживать другие бизнес-процессы. Важно, чтобы еще при разработке проекта, в него закладывалась необходимая гибкость и масштабируемость под среду бизнеса, которая бывает изменчивой. В противном случае при небольших изменениях условий или структуры бизнеса решение бесполезно, а деньги – потрачены зря.
Бизнес не стоит на месте. Порой даже в течение месяца происходит смена активности и фокуса. Например, сезонность: то, что хорошо работает в обычное время, не подходит в период максимальной нагрузки – нужно «выше, быстрее, сильнее и гибче». Поэтому, еще на этапе проектирования в систему необходимо закладывать гибкость в «изменчивой среде бизнеса».
4. Основная проблема при выборе того или иного инструмента – отсутствие выстроенной IT-стратегии и архитектуры. Бизнес часто руководствуется «минутными» порывами: дешевле, консультант красиво продал и другими. В результате происходит «лоскутная реализация» с огромными затратами на поддержку интерфейсов обмена данными и дублированным ведением мастер-данных [17].
Избежать этого можно системной работой:
– определением целей и задач IT-подразделений, показателей эффективности;
– подбором квалифицированных кадров, которым бы доверял топ-менеджмент при принятии решений.
Задача любого подразделения бизнеса приносить ценность и ИТ не являются исключением. Помимо обеспечения всего цикла ИТ-задач – от сбора потребностей, реализации решений и последующей поддержки – необходимо выстраивать ИТ-стратегию, базируясь на бизнес-стратегии.
Для совместной работы с бизнесом хорошо работает роль Business relationship manager или менеджера по взаимоотношениям с бизнесом. Он является связующим звеном между бизнесом и ИТ и транслирует потребность бизнеса в проектных инициативах.
Рисунок 7 – Основные элементы и этапы разработки ИТ-стратегии [13]
5. Бизнес зачастую не анализирует работу нового процесса и последствия его внедрения, не вносит корректировки. Без постоянного контроля решение может потерять свою эффективность и остаться только номинально работающим инструментом [12].
Даже самый современный подход может устаревать, причем быстрее, чем может показаться. Технологии развиваются стремительно, поэтому, очень важно всегда находиться в поиске инноваций и искать пути совершенствования. Если после успешного запуска пустить все на самотек – эффективность очень быстро закончится.
Хорошая практика – это подход, когда с учетом срока возврата инвестиций организуются рабочие группы для оценки финансового результата, уровня использования продукта и сбора аналитики для корректировки и адаптации решения, если это необходимо.
Автоматизация должна сделать работу процесса эффективнее, но для начала следует понять ее критерии. У понятия «эффективность» много определений, но самое простое и внятное закреплено в стандарте ISO 9000:2015 – это соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
На количество ресурсов влияют четыре фактора, они представлены (табл.3).
Таблица 3 – Факторы, влияющие на количество ресурсов [7]
Факторы
|
Рекомендации
|
Входящие
объемы или драйверы нагрузки – количество складов прямой отгрузки,
клиентов, сотрудников, объемы документов.
|
Чтобы
оптимизировать процесс, можно сократить количество драйверов, например,
отдать логистику в транспортную компанию
|
Уровень
сервиса
|
Он
определяется через качество и время выполнения задачи. Чем выше требования к
качеству и скорости, тем больше требуется ресурсов
|
Эффективность
работы процессов
|
Эффективность
работы процесса в целом определяется по самому неэффективному его участку.
Для повышения эффективности необходим реинжиниринг процесса – поиск и
ликвидация проблемных мест, упрощение, постановка ответственных, определение
пробелов. Повысить эффективность этого блока также помогает автоматизация;
|
Эффективность
исполнителей
|
Очевидно,
что опытный сотрудник выполняет задачи лучше и быстрее, чем пришедший неделю
назад. В данном случае все можно решить через обучение, наставничество и
передачу опыта.
|
Если процесс работает неэффективно – он нуждается в анализе и корректировке.
В отдельных компаниях используется два способа пересмотра бизнес-процессов:
1. Детальные воркшопы.
Они занимают значительное время и требуют вовлечения большого количества участников. Чаще всего такой подход нужен для создания нового процесса и последующей его автоматизации.
2. Метод «быстрых побед» (Quick wins).
Сквозной процесс дробится на крупные блоки, каждый из которых разделяется на составляющие подпроцессы. Далее определяется, что подается на вход и что становится выходом для передачи в другой подпроцесс.
По результатам анализа прорабатываются самые слабые места:
– качество документов;
– сроки предоставления;
– корректность информации;
– уровень автоматизации.
Они сопоставляются с действиями, ответственными и сроками. Затем наступает фаза управления изменениями по методологии проектного управления. Такая методика позволяет увидеть прогресс на отдельных участках в короткие сроки – за 1–3 месяца.
Современные реалии требуют от бизнеса максимальной операционной эффективности и снижения затрат. Реинжиниринг бизнес-процессов и цифровизация – проверенные инструменты, при использовании которых можно достичь значительного эффекта и принести пользу бизнесу [3].
При неправильном подходе к автоматизации результат может не соответствовать ожиданиям и привести к потерям.
Чтобы этого избежать, необходимо учитывать срок возврата инвестиций, масштабируемость, гибкость, общую стоимость ИТ-решения, а также его тиражируемость и возможность интеграции с другими системами.
Источники:
2. Боткин О.И., Ленько О.В. Методы управления информационно-коммуникационными технологиями для повышения эффективности промышленного предприятия. / Препринт. - Екатеринбург-Ижевск:. ИЭ УрО РАН, 2015. – 65 c.
3. Ермошкин Н.Н., Таорасов А.А. Стратегия информационных технологий предприятия. - 2017
4. Зиндер Е.З. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжениринг. Lib.csu.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.csu.ru/.
5. Зварич Р.А. Оценка эффективности деятельности предприятия с помощью ERP-системы // Молодой ученый. – 2017. – № 1(135). – c. 32-33.
6. Ленько О.В. Оценка значимости информационно-коммуникационных технологий для управления промышленным предприятием // Проблемы региональной экономики. – 2015. – № 3-4.
7. Лозановский Л.Ш. Глобальная информационная сеть. - М.: Радио, 2018.
8. Милославская Н.Г., Толстой А.И. Интрасети: доступ в Интернет, защита. / Уч. пос. для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2017.
9. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 2017.
10. Петрова Ю. Информационные технологии «на вес» // Эксперт. – 2016. – № 39.
11. Планирование развития ИТ на базе методологии Balanced Scorecard // Корпоративный менеджмент. – 2019. – № 168.
12. Сизов А.В. Институциональные проблемы внедрения информационных технологий. / Материалы международной конференции по управлению. - М.: ГУУ, 2018.
13. Синюк В.Г., Шевырев А.В. Использование информационно-аналитических технологий при принятии управленческих решений. - М.: Экзамен, 2017.
14. Соколова Н.А. Информационные технологии экономического анализа. - М.: Экзамен, 2020.
15. Супер В. Западные интегрированные системы управления предприятием: российские подводные камни // Директор информационной службы. – 2018. – № 4-2.
16. Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: ЮНИТИ, 2019.
17. Титоренко Г.А. Информационные технологии управления. - М.: ЮНИТИ, 2017.
18. Трайнев В.А., Матвеев Г.Н. Интегрированные информационные коммуникационные технологии. - 2018
19. Хотинская Г.И. Информационные технологии управления. - М.: ДИС, 2016.
20. Шеер А.-В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы, Весть-Метатехнология. - 2019
21. Щиборщ К.В. Интегрированная система управления промышленных предприятий России // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 4.
22. Агейкин Д.И., Ицкович Э.Л., Клоков Ю.Л. и др. Эффективность внедрения ЭВМ на предприятии. - М.: Финансы и статистика, 2016.
23. Юсупов И. Внедрение системы управления предприятием и его уроки // Директор информационной службы. – 2021. – № 7.
Страница обновлена: 18.07.2024 в 12:24:35