Трансформация подходов к исследованию инновационного потенциала предприятия в условиях развития информационных технологий

Ершов С.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (64), Апрель 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17562727
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В условиях экономики, основанной на знаниях, актуальной становится задача формирования и использования инновационного потенциала. Имеющихся показателей, характеризующих инновационный потенциал предприятия, становится недостаточно. Автором предложен новый подход к его оценке, учитывающий информационные технологии и возможности сети Интернет.

Ключевые слова: информационные технологии, электронная коммерция, нематериальные активы, экономика знаний, инновационный потенциал



Одним из ключевых факторов развития бизнеса в условиях современной экономики становится инновационная деятельность.

Однако для ее эффективного осуществления необходимо четкое представление о том, какими ресурсами и возможностями обладает предприятие и как они могут быть использованы для достижения поставленных задач.

С упором на информацию

Опираясь на системно-ситуационный подход, можно заключить, что построение внутрифирменной системы управления основывается на исследовании внутреннего потенциала предприятия и факторов внешней среды, непосредственно оказывающих влияние на деятельность организации.

Следовательно, определение параметров и характеристик инновационного потенциала является обязательным для принятия адекватных решений, касающихся текущего и перспективного развития компании.

Термин «инновационный потенциал» был впервые употреблен Питером Друкером применительно к современной промышленности. Друкер отмечал, что инновации начинаются с анализа имеющегося потенциала с целью его эффективного использования [6].

В настоящее время под инновационным потенциалом понимают возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственную деятельность.

В экономической теории существует большое многообразие подходов к выбору показателей, характеризующих составляющие инновационного потенциала. Основываясь на изученных материалах, посвященных исследованию инновационного потенциала предприятия, можно выделить следующие его элементы [4]:

1. Кадры (доля персонала, имеющего специальное образование; доля лиц, занятых в изобретательской деятельности; мотивированность персонала; наличие специалистов в сферах управления персоналом, маркетинге).

2. Интеллектуальная база, (технологическая документация, изобретения, полезные модели и т. д.).

3. Материально-техническая база (исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование).

4. Финансы (собственные, заемные, бюджетные, грантовые).

5. Организационная составляющая, (наличие собственных подразделений НИОКР, конструкторского отдела, отдела маркетинга новой продукции, отдела контроля качества продукции, патентно-лицензионного отдела).

6. Прочие источники, такие как партнерские связи предприятия с научно-исследовательскими организациями, наличие опыта управления предприятием, наличие стратегии инновационного развития.

Однако стоит отметить, что в современных условиях данных показателей становится недостаточно для всестороннего изучения инновационного потенциала предприятия. При его оценке целесообразно учитывать следующие тенденции, наблюдающиеся в экономике в настоящее время:

• постепенный переход предприятий от традиционного бизнеса к бизнесу электронному;

• все более тесное взаимодействие между поставщиками и потребителями за счет применения глобальной сети, открывающей новые рынки;

• концентрация усилий предприятия на удовлетворении запросов потребителей и получении от него ответной реакции;

• капитализация нематериальных активов, таких как бренд и репутация.

В настоящее время большую роль в общей эффективности предприятия начинают играть сетевые технологии и технологии управления информацией. Вопросы хранения, обработки и распространения информации стали ключевыми для выживания организации и представляют собой основной резерв для роста производительности предприятия и сокращения его расходов. Именно поэтому одним из критериев оценки инновационного потенциала предприятия должен стать уровень использования информационных технологий (далее – ИТ).

Опираясь на опыт зарубежных стран, в первую очередь Германии, где инновационная политика является одним из национальных приоритетов, можно заключить, что предприятия, основу бизнес-процессов которых составляют информационные технологии, относятся к технологически ориентированным (Innovations-oriente). Они характеризуются высокими показателями затрат на НИОКР, освоение новых технологических процессов, продвижение и сбыт продукции [2].

В то же время исследование эффективности использования ИТ в конце 1990-х годов в Германии показало, что реализация задач в области управления информацией не всегда приводит к получению предприятием дополнительных конкурентных преимуществ и росту прибыли. Однако было отмечено, что информационные технологии положительно влияют на инновационный потенциал предприятия [3].

Руководители компаний ощущают все большую необходимость в переходе от традиционной модели бизнеса к бизнес-моделям, основанным на использовании информационных технологий.

Большой рост при малых усилиях

Одним из наиболее перспективных направлений развития бизнеса с использованием информационных технологий является электронная коммерция. Внедрение системы электронной коммерции позволяет предприятию снизить транзакционные издержки, повысить качество продукции, сократить сроки поставки и охватить новые рынки. Также появляется возможность использовать удаленный труд специалистов, при этом координировать и получать результаты их работы в режиме реального времени.

Выделим на рисунке 1 основные структурные различия в потенциалах традиционного предприятия и предприятия электронной коммерции.

Из представленного рисунка видно, что основой развития традиционного предприятия является физический капитал, то есть основные средства и оборотные активы.

У предприятий электронной коммерции на первый план выходят такие составляющие ведения бизнеса, как управление нематериальными активами, развитие ИТ и кадрового потенциала. Подобная трансформация позволяет высвободить капитал, сконцентрированный в физических активах, и направляет его на формирование бренда, накопление нематериальных активов, привлечение потребителя и другие процессы, обеспечивающие лидерство в отрасли.

Также использование методов электронной коммерции дает предприятию широкий выбор новых возможностей для ускоренного развития.

Это выражается в возможности генерирования новых идей, изобретении новых продуктов и услуг быстрее, чем это делают компании традиционного бизнеса. Сетевые технологии играют важную роль при разработке прототипов новой продукции, согласовании технических характеристик и стратегии вывода продукции на рынок.

С точки зрения реализации продукции преимущества предприятий электронной коммерции заключаются в возможности предоставить клиенту максимально широкий спектр товаров и при этом учесть персональные потребности и вкусы потребителя.

Интернет-технологии формируют новую внутреннюю культуру бизнеса, развивая у предприятий способность адаптации к изменяющимся условиям рынка. Ускоряется процесс актуализации идей [3].

Также стоит отметить, что согласно статистическим исследованиям, инновационные проекты в области ИТ, в том числе электронной коммерции, требуют меньших инвестиционных затрат на начальных этапах развития бизнеса, а также являются более привлекательными по срокам их реализации и темпам роста.

Вывод

Электронная коммерция обладает высоким инновационным потенциалом, и ее внедрение на предприятии позволит активизировать инновационную деятельность. Преимущества, которые представляют бизнесу информационные технологии и Интернет, дают основания считать, что в ближайшем будущем произойдет повсеместный переход от традиционной коммерции к коммерции электронной, что положительно скажется на общем уровне инновационности отечественной экономики.


Источники:

1. Антонец В.А. и др. Инновационный бизнес. Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок [Текст]. – М.: Дело, 2010.
2. Валдайцев С.В. и др. Малое инновационное предпринимательство [Текст]. – М.: Проспект, 2011.
3. Минс Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в ХХІ веке [Текст]. – М.: Альпина Паблишер, 2001.
4. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия [Текст]. – М.: Финансы и статистика, 2005.
5. Шатраков А.Ю. и др. Инновационная деятельность высокотехнологичных предприятий [Текст]. – М.: Экономика, 2007.
6. Шевченко С.Ю. Инновационное развитие и конкурентоспособность: методология обоснования стратегических решений [Текст]. – СПБ.: Издательство СПБУЭФ, 1996.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 12:13:32