Проблемы мотивации персонала организаций креативных (творческих) индустрий
Сазонова Е.В.1, Чеснова О.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)
Аннотация:
В статье проведен анализ научных исследований, связанных с изучением проблем мотивации персонала организаций креативных (творческих) индустрий. Показана целесообразность формирования новых компетенций персонала организаций креативных (творческих) индустрий, необходимых для развития данного сектора экономики с учетом запросов на компетенции со стороны их представителей. В рамках авторской гипотезы обосновывается необходимость разработки механизма формирования знаниевой инфрастуктуры (образовательной среды) креативных (творческих) индустрий. Создание образовательной среды на основе использования специализированных цифровых платформ направлено на решение проблемы коммуникации за счет совместного использования цифровых платформ и преодоления противоречий между ожиданиями представителей креативных индустрий и образовательными программами вузов. Для решения проблемы мотивации персонала организаций креативных (творческих) индустрий также необходимо обеспечить информационную открытость и «предоставление свободного доступа к достоверной и полной информации на онлайн-площадках», что позволит заинтересованным сторонам строить коммуникации и поддерживать креативных предпринимателей.
Ключевые слова: креативные (творческие) индустрии, расширение компетенций, мотивация персонала, управление персоналом, цифровые технологии
JEL-классификация: M10, M12, L86
Введение
Актуальность
Организации креативных (творческих) индустрий играют важную роль в экономике России, предоставляя креативные продукты и услуги в результате процесса творческой и культурной деятельности, способствующие капитализации и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности.
Однако эффективность этих организаций зависит от позитивного и заинтересованного поведения их сотрудников. Эти организации могут сталкиваться с проблемами в управлении персоналом и ресурсами, которые могут препятствовать производительности и финансированию, что делает эффективность работы команды креативных (творческих) индустрий необходимыми условиями успеха.
Вопросы мотивации персонала организаций креативных (творческих) индустрий также нашли свое отражение в [1, Пр-1533, п. 5в] поручениях Президента РФ в сфере креативных индустрий за 2024 год. Речь идет о необходимости «развития сети круглогодичных молодежных образовательных центров в субъектах Российской Федерации и реализации на их базе образовательных программ для специалистов по работе с молодежью, а также выделения на эти цели в 2025–2030 годах дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета». Необходимы новые люди, обладающие творческим потенциалом и способные создавать и управлять эффективными проектами, которые становятся самым востребованным ресурсом в современной экономике.
Литературный обзор
К. С. Саблин и О. В. Валиева в своей работе [2], посвященной развитию креативных индустрий в современной экономике, определяют важность развития креативных индустрий и в России, так как «концепция креативных индустрий и их важность признаются почти всеми правительствами мира» [2, С. 34]. Более того, по их мнению, креативные индустрии «способны трансформировать образ жизни людей, сделать его более продуктивным с точки зрения раскрытия талантов и навыков, которые используются для производства продукции с высокой добавленной стоимостью» [2, С. 34].
А Н. Перевалов в работе [3] анализируя проблемы использования нематериальной мотивации персонала, справедливо отмечает рост ценности человеческого потенциала, делая акцент на мерах нематериальной мотивации (выявление и признание лучших членов коллектива, создание комфортных условий труда и доброжелательной атмосферы и т.д.).
Н. В. Кузнецова в своем исследовании [4], касающемся определения креативной экономики как новой парадигмы современности также отмечает, что «в разгар экономической трансформации ... организации становятся более зависимыми от уникальных способностей работников» [4, С. 17]. Таким образом, привлечение новых сотрудников и удержание старых является одной из важнейших задач организаций креативной экономики, что обуславливает необходимость изучения вопросов работы персонала в части мотивации работников.
О. С. Евдохина, Д. А. Миронова в работах [5;6], рассматривающих систему мотивации и стимулирования труда персонала творческих профессий подчеркивают важность гармонизации повышения трудовой мотивации с материальными и нематериальными методами стимулирования работников. Авторы убеждены, что без такого баланса невозможно достижение поставленных целей и повышение уровня удовлетворенности работников творческих профессий.
Н.С. Безуглая, А.Ю. Сыщиков [7] подтверждают нерешенность проблем управления талантами в креативных индустриях и их удержания в регионах.
Согласно позиции А.Ю. Нонки, А.А. Борисовой [8], экономический эффект внедрения искусственного интеллекта (как частного примера использования цифровых технологий для поиска и привлечения персонала) зависит от целого спектра новых компетенций сотрудников сектора креативных (творческих) индустрий, а также от учета специфики требуемых компетенций рабочей силы с помощью новейших технологий (вспомогательного, автономного и расширенного интеллекта).
А. А. Литвинюк, И. В. Охременко, Е. В. Кузуб, изучая особенности мотивации креативных специалистов в России в [9], делают очевидный вывод о нерешенности проблемы мотивации работы молодежи в сфере высшего образования и высоких технологий и также считают, что «административные меры по омоложению научных кадров хотя и могут привести к снижению среднего возраста лиц, занятых в креативной и инновационной деятельности, но не будут способствовать реальному, а не статистическому омоложению научных кадров в плане замещения выбывающих кадров реально талантливыми молодыми специалистами» [9, С.1544].
Работ зарубежных авторов, посвященных методам и моделям мотивации сотрудников в организациях креативных (творческих) индустрий тоже достаточно много, среди них работы: С. Сити, З. Ридхавати, Х. Норашикин, Д. Нур, А. Даянг [10] (Siti S., Ridhawati Z., Norashikin H., Noor D., Dayang A., 2024, p. 687-697), Дж. Филлипс, У. Миу [11] (Phillips, J., Mui, U., 2024, p. 18-26.), М. Оливейра, М. Соуса, Р. Силва, Т. Сантос [12] (Oliveira, M., Sousa, M. Silva, R., Santos, T., 2021), К. Брин, М. Мейер, С. Бекер, Дж. Пурдум, С. Нолан [13] (Breen K., Meyer M., Becker S., Purdum J., Nolan St., 2024), в которых исследуются стратегии и методы управления человеческими ресурсами в различных организациях – социальные организации по уходу за пожилыми людьми в Макао, мотивация волонтерской деятельности в гражданских добровольческих поисково-спасательных организациях и т.д.
К тому же в своем исследовании Л. Слаттен, Д. С. Бендиксон, М. Даймонд, У. С. Макдауэлл, [14] (Slatten, L. A., Bendickson, J. S., Diamond, M., McDowell, W. C., 2021, p. 50–53) справедливо отмечают важность решения кадрового обеспечение малых некоммерческих организаций через модель удержания сотрудников. Концепция вовлеченности сотрудников также рассматривается в контексте ориентированности на молодежь. Эта информация может помочь организациям креативных (творческих) индустрий, ориентированным на молодежь, лучше понять стратегии привлечения и удержания талантов, которые могут привести к улучшению оперативного и стратегического планирования [14].
Ли Сян [15] (Li, X., 2024, p. 38–51) в своей работе, посвященной анализу удовлетворенности работников на примере г. Нанкина, рекомендует учитывать моральную удовлетворенность сотрудников для оценки уровня управления человеческими ресурсами, что является индикатором возникновения проблем мобильности и может стать важным ориентиром для предотвращения текучести кадров.
Научный пробел
Несмотря на многочисленные публикации и проведенные научные исследования до сих пор остаются нерешенными проблемы мотивации персонала организаций креативных (творческих) индустрий, связанных с реализацией проектов креативных (творческих) индустрий.
Цель исследования
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций, направленных на решение проблемы мотивации персонала организаций креативных (творческих) индустрий, связанной с несоответствием запросов компетенций представителей креативного сообщества с образовательными программами вузов.
Научная новизна
В рамках авторской гипотезы обоснована необходимость разработки механизма формирования знаниевой инфрастуктуры (образовательной среды) в тесном взаимодействии вузов с представителями организаций креативных (творческих) индустрий, определяющими требуемый спектр компетенций персонала организаций креативных (творческих) индустрий на современном этапе их развития.
Авторская гипотеза
Авторская гипотеза: «основные проблемы мотивации персонала креативных (творческих) индустрий связаны: с запросами на новые компетенции работников, проблемами коммуникации представителей креативного сообщества с вузами.
Методология
Методология исследования основана на общенаучных методах исследования (сравнение, анализ, синтез, системный подход, сбор фактов, группировки и сравнений, структурно-функциональный подходы).
Выборка, метод проведения
В рамках проверки гипотезы о необходимости разработки механизма формирования знаниевой инфрастуктуры (образовательной среды) креативных (творческих) индустрий, авторами были изучены результаты исследования [16], проведенного сотрудниками лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ, направленные на диагностику дефицитов и развития компетенций, необходимых для креативного сектора экономики Москвы в 2022 г. (программа «Приоритет 2030»).
В рамках исследования при проведении опроса приняли участие представители большинства креативных индустрий Москвы (рисунок 1). Это руководители организаций – 44,2%, руководители среднего звена – 11,6%, специалисты – 44,2%, из них – основатели компаний в креативных индустриях (30,8%), лица, занимающиеся приемом на работу (36,5%). Более подробно о методике комбинирования данных и используемых опросных методах изложено в [16].
Рисунок 1. Структура представительности участников опроса креативных (творческих) индустрий г. Москвы в 2022 г, %
Источник: [16]
В результате, самыми востребованными компетенциями, согласно [16], , оказались коммуникативные (19,1%), креативные (17,1%), узкопрофессиональные компетенции (15,1%) (рисунок 2).
Рисунок 21. Структура наиболее востребованных компетенций креативных (творческих) индустрий в 2022 году, %
Источник: составлено авторами по данным [16]
Наименее востребованными компетенциями, к сожалению, пока являются информационная грамотность (3,9%), умение работать в команде (2%), языковая грамотность (1,3%).
Самыми значимыми для работодателя к 2027 г. компетенциями, по результатам этого же исследования [16] станут креативные (21,6%), коммуникативные (10,3%) и технологические (8,7%) компетенции и добавятся новые компетенции: критическое мышление (6,9%), полипрофессионализм (4,3%) и предпринимательские компетенции (3,4%) (рисунок 3).
Рисунок 3. Структура ожидаемых компетенций креативных (творческих) индустрий к 2027 году, %
Источник: составлено авторами по данным [16]
Наименее востребованными компетенциями могут оказаться профессиональный кругозор и предпринимательские компетенции (по 3,4%), а также умение работать в команде (2,6%) (рисунок 3).
В понятие полипрофессионализм входит, по мнению [16], свободное владение несколькими профессиями сектора креативных (творческих) индустрий, многозадачность, быстрота переключения с задачи на задачу, стратегическое мышление, понимание межотраслевых связей. К предпринимательским компетенциям, согласно [16], следует относить набор навыков, знаний и умений, необходимых для успешной адаптации организации и ведения бизнеса в быстро меняющихся условиях внешней среды. Критическое мышление как компетенция позволяет выстраивать логику аргументации, оценивать надежность и ее убедительность, анализировать и выявлять закономерности.
В результате, основное ядро компетенций составят к 2027 г., кроме лидеров, компетенции, связанные с саморазвитием, адаптивностью, обучаемостью, организационно-управленческими и технологическими компетенциями.
Для решения проблемы мотивации персонала организаций креативных (творческих) индустрий также необходимо обеспечить с помощью цифровых платформ информационную открытость и «предоставление свободного доступа к достоверной и полной информации на онлайн-площадках», что «позволит заинтересованным сторонам строить коммуникации и поддерживать креативных предпринимателей России, оказывая финансовую, правовую, экспертную поддержку новых творческих программ и культурных проектов» [17, C.4693].
Все это связано, прежде всего, с быстро сменяющимися трендами развития креативных (творческих) индустрий, возникновением новых технологий, изменяющимися запросами потребителей контента, формами взаимодействия работодателей креативных (творческих) индустрий с вузами для преодоления отставания образовательным программ от реальной практики креативных (творческих) индустрий, когда предполагается реальное участие вузов в трансфере технологий и инноваций.
Хорошим примером исполнения поручения Президента РФ в сфере креативных индустрий [1] являются проекты на базе факультета дополнительного образования (ФДО) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения» (СПбГИКиТ) [18] на основе российской цифровой платформы Skillspace для создания онлайн-школ и обучения персонала креативных (творческих) индустрий.
ФДО существует с 2013 года. За это время им запущено более трёхсот дополнительных образовательных программ в сферах кино, телевидения и медиа. ФДО реализует в рамках Национальных проектов России «Культура», «Творческие люди» следующие проекты:
- Литература и кино как креативный инструмент патриотического воспитания в образовании детей и молодежи;
- Нейронные сети и искусственный интеллект для решения творческих задач в креативных индустриях;
- Эффективная риторика как инструмент публичных выступлений в креативных индустриях;
- Креативные инструменты продвижения учреждения культуры в социальных сетях;
- Креативные технологии создания и продвижения видеоконтента: от идеи до воплощения;
- ДЕБЮТ - Чемпионат молодых лидеров креативных индустрий.
Заключение
Данный опыт поможет сократить разрыв образовательных программ и реальной деятельности организаций креативных (творческих) индустрий, привлечь и обучить мотивированную молодежь, обладающую творческим потенциалом к созданию и управлению креативными проектами, которые становятся самым востребованным ресурсом в современной экономике, а цифровая платформа способствует созданию удобных форм взаимодействия работодателей креативных (творческих) индустрий с вузами, когда становится возможным реальное участие вузов в трансфере технологий и инноваций.
Таким образом, дефицит коммуникации между вузами и представителями креативных (творческих) индустрий может быть устранен при условии реализации механизма формирования знаниевой инфрастуктуры (образовательной среды) креативных (творческих) индустрий, основанной на создании и развитии специализированных цифровых информационно-коммуникационных платформ для проведения совместных мероприятий с представителями креативных (творческих) индустрий, определяющих требуемый спектр компетенций персонала организаций креативных (творческих) индустрий и преподавателями вузов, целенаправленно развивающие новые компетенции молодого поколения в соответствии с запросами современного общества.
В качестве выводов, содержащих элементы научной новизны, авторами статьи позиционируется сделанное заключение о необходимости реализации механизма формирования знаниевой инфрастуктуры (образовательной среды) креативных (творческих) индустрий, как за счет расширения перечня компетенций по запросам представителей креативных (творческих) индустрий, так и использования специализированных цифровых информационно-коммуникационных платформ для решения проблемы обучения и мотивации персонала организаций креативных (творческих) индустрий.
Источники:
2. Саблин К.С., Валиева О.В. Креативные индустрии в современной экономике: определение, подходы к измерению // Вопросы теоретической экономики. – 2024. – № 3(24). – c. 13-49. – doi: 10.52342/2587-7666VTE_2024_3_31_49.
3. Перевалов А.Н. Проблемы и перспективы использования нематериальной мотивации персонала // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. – № 5-2(111). – c. 89-92. – doi: 10.24412/2411-0450-2024-5-2-89-92.
4. Кузнецова Н.В. Новая парадигма современности – креативная экономика // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. – 2022. – № 1. – c. 15-37. – doi: 10.24866/1813-3274/2022-1/15-37.
5. Евдохина О.С. Оценка системы мотивации и стимулирования труда персонала предприятия // Креативная экономика. – 2021. – № 12. – c. 4689-4708. – doi: 10.18334/ce.15.12.113979.
6. Миронова Д.А. Проблемы мотивации работников творческих профессий // Экономика и социум. – 2016. – № 3(22). – c. 827-832.
7. Безуглая Н.С., Сыщиков А.Ю. Проблемы и перспективы управления талантами в креативных индустриях // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2021. – № 3.
8. Нонка А.Ю., Борисова А.А. Кадровое обеспечение: поиск и привлечение персонала на основе технологий искусственного интеллекта // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 959-970. – doi: 10.18334/et.6.2.40559.
9. Литвинюк А.А., Охременко И.В., Кузуб Е.В. Особенности мотивации креативных специалистов в России // Экономика труда. – 2019. – № 4. – c. 1533-1544. – doi: 10.18334/et.6.4.40958.
10. Abd Samad S.N.B., Zakaria R., Hussein N., Dahalan N.A., Abg Abdullah D.N.M. The Relationships Between Organizational Citizenship Behavior, Affective Commitment and Team Effectiveness in A Non-Profit Organization // Information Management and Business Review. – 2024. – № 3(I)S. – p. 687-697. – doi: 10.22610/imbr.v16i3(i)s.4097.
11. Phillips J.O.L., Mui U. Employee Motivation in Elderly Care Social Enterprises in Macau // Journal of Advanced Management Science. – 2024. – doi: 10.18178/joams.12.1.18-26.
12. Oliveira M., Sousa M., Silva R., Santos T. Strategy and Human Resources Management in Non-Profit Organizations: Its Interaction with Open Innovation // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. – 2021. – № 1. – p. 75. – doi: 10.3390/joitmc7010075.
13. Breen K., Meyer M., Becker S., Purdum J., Nolan St. Volunteer motivations in civilian volunteer search and rescue organizations // International Journal of Disaster Risk Reduction. – 2024. – p. 104688. – doi: 10.1016/j.ijdrr.2024.104688.
14. Slatten L.A., Bendickson J.S., Diamond M., McDowell W.C. Staffing of small nonprofit organizations: A model for retaining employees // Journal of Innovation & Knowledge. – 2021. – № 1. – p. 50-57. – doi: 10.1016/j.jik.2020.10.003.
15. Li X Analysis of Employee Satisfaction in Non-Profit Organisations - Based on a Survey of an Association in Nanjing City // International Journal of Education, Humanities and Social Sciences. – 2024. – № 1. – p. 38-51. – doi: 10.70088/qx4maa65.
16. Белолуцкая А.К., Жабина Н.Г., Гурин Г.Г., Головина А.В., Гринько И.А., Криштофик И.С., Мкртчян В.А., Щербакова Т.В. Креативная экономика и развитие городского университета. / Исследование запроса представителей креативных индустрий для анализа дефицитов и развития компетенций, необходимых для данного сектора экономики Москвы. - Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2023. – 36 c.
17. Сазонова Е.В., Чеснова О.А., Екатерининская А.А. Информационная открытость некоммерческих организаций как важный фактор успешности продвижения проектов креативных (творческих) индустрий // Креативная экономика. – 2023. – № 12. – c. 4693-4708. – doi: 10.18334/ce.17.12.120136.
18. СПбГИКиТ. Проекты ФДО. СПбГИКиТ. [Электронный ресурс]. URL: https://spbgikit.skillspace.ru/school (дата обращения: 26.10.2024).
Страница обновлена: 13.12.2024 в 10:01:59