Economic and mathematical model for optimal financing of sustainable development of Arctic energy projects in industrial, manufacturing, and producing clusters
Makarov I.N.1,2,3, Drobot E.V.4,5, Nazarenko V.S.2, Ryazantseva E.A.6, Celishchev O.V.3
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
3 Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
4 Первое экономическое издательство
5 Центр дополнительного профессионального образования
6 Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
Download PDF | Downloads: 25
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 4 (October-December 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63633359
Abstract:
This article is devoted to the development of an economic and mathematical model for ensuring optimal financing of sustainable energy projects implemented in the Arctic on the basis of public-private partnership in the organization of an industrial , manufacturing, and producing cluster.
As a basic assumption, the following thesis is put forward. The implementation of the state policy for the energy development of the Arctic is possible in the form of a state target program implemented with budgetary, extra-budgetary, and private funds.
The article proposes an economic and mathematical model of the optimal policy of sustainable development of industrial companies and the industrial complex, which takes into account the parameters and priorities of this development in the Arctic.
Keywords: economic and mathematical model, sustainable development, Arctic, Arctic projects, cluster development
JEL-classification: R11, R12, R13, R58
Введение
Устойчивое развитие выступает предметом и объектом многочисленных научных исследований в последние десятилетия. И интерес этот не ослабевает. Особое внимание эксперты уделяют проблемам и перспективам устойчивого развития территорий. Арктика, ввиду своего уникального местоположения и специфики климатических условий, занимает особое место среди этих территорий, поскольку обеспечение устойчивого развития арктических территорий сопряжено с дополнительными сложностями. Особую актуальность приобретают вопросы организации промышленно-производственно-добывающих кластеров в Арктике, поскольку именно они способны стать драйверами экономического развития этих территорий. И здесь возникает актуальнейшая проблема обеспечения финансирования энергетических проектов в Арктике.
Теме разработки экономико-математических моделей развития энергетических проектов и энергетического комплекса в целом, включая определение эффектов от данных проектов, посвящены работы таких авторов, как Потанин М.М. [34] (Potanin, 2007), Ядыкин В.К. [40] (Yadykin, 2013). Моделирование политики устойчивого развития регионов, предприятий и проектов рассматривается в работах Васина H.C., Андрюхина А.В. [5] (Vasin, Andryukhin, 2011), Киселева В.В. [18] (Kisilev, 2009), Шестериковой Н.В. [39] (Shesterikova, 2008), в том числе в работе Передериевой С.А. [33] (Perederieva, 2022) особый акцент сделан на моделировании финансового потенциала устойчивого развития. Моделирование регионального промышленного кластера, в том числе в рамках организации, реализации и оценки эффективности приоритетных проектов, является предметом исследования для таких авторов, как Ахенбах Ю.А. [2] (Akhenbakh, 2012), Гумба Х.М., Кузовлева И.А., Прокопенкова В.В. [9] (Gumba, Kuzovleva, Prokopenkova, 2015), Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. [11, 12] (Drobot, Makarov, Pochepaev, 2021; Drobot, Makarov, Pochepaev, 2020), Д.Л. Напольских [28, 29] (Napolskikh, 2016; Napolskikh, 2018). В работах Жуланова Е.Е., Афтахова У.В. [14] (Zhulanov, Aftakhova, 2018), Журавлева В.В, Варковой Н.Ю., Журавлева Н.В. [15] (Zhuravlev, Varkova, Zhuravlev, 2020), Шаляпиной М.А. [38] (Shalyapina, 2018) затрагиваются вопросы учета социальной, экологической ответственности предприятий кластеров, эколого-экономической оценки и ресурсно-ориентированного подхода.
Следует отметить, что проблематике развития Арктики посвящено достаточно много современных научных исследований. В этих исследованиях в основном затрагиваются вопросы пространственного развития арктических территорий. Этой тематике посвящены научные исследования таких экспертов, как Агарков С.А. [1] (Agarkov, 2022), Баландин Д.А., Баландин Е.Д., Пыткин А.Н. [3] (Balandin, Balandin, Pytkin, 2019), Башмакова Е.П., Торопушина Е.Е. [4] (Bashmakova, Toropushina, 2019), Волков А.Д. [7] (Volkov, 2021), Гринь А.А. [8] (Grin, 2019), Донцова О.И. [13] (Dontsova, 2022), Захарьев Я.О. [16] (Zakharev, 2018), Иванова С.А. [17] (Ivanova, 2021), .Коновалова Л.В., Ушакова Т.Н., Зыкова Н.В., Худякова О.Н., Малинина Е.С. [19, 20] (Konovalova, Ushakova, Zykova, Khudyakova, Malinina, 2022; Konovalova, Zykova, Ushakova, 2020), Матвиенко И.И. [24, 25] (Matvienko, 2020; Matvienko, 2018), Торцев А.М., Смиренникова Е.В., Студенов И.И., Новоселов А.П. [36] (Tortsev, Smirennikova, Studyonov, Novoselov, 2018), Хазанов А.М., Джавадов Т.Э. [37] (Khazanov, Dzhavadov, 2018). Чуть меньше исследований посвящено проблемам развития инфраструктуры, в том числе транспортной, в Арктике. Здесь можно отметить научные статьи таких экономистов, как Деттер Г.Ф. [10] (Detter, 2018), Митрюкова К.А. [26] (Mitryukova, 2023), Прудский В.Г., Федосеева С.С., Баландин Д.А. [35] (Prudskiy, Fedoseeva, Balandin, 2022). Устойчивому развитию арктических территорий посвящен цикл работ Никулкиной И.В. и др. [30–32] (Nikulkina, Filimonova, Zolotov, 2023; Nikulkina, Romanova, Gerardi, 2021; Nikulkina, Gordyachkova, Gerardi, 2020). Вопросы энергоемкости экономики Арктической зоны рассматриваются лишь эпизодически (Наливайченко Е.В., Тишков С.В., Волков А.Д. [27] (Nalivaychenko, Tishkov, Volkov, 2023)).
В то же время вопросам разработки экономико-математических моделей оптимального финансирования устойчивого развития энергетических проектов в рамках промышленно-производственно-добывающего кластера уделено недостаточно внимания. По сути, отсутствуют научные исследования, посвященные проблемам финансирования устойчивого развития энергетических проектов Арктики при организации промышленно-производственно-добывающего кластера (табл. 1).
Цель исследования состояла в том, чтобы обосновать необходимость экономико-математического моделирования обеспечения оптимального финансирования устойчивого развития энергетических проектов Арктики при организации промышленно-производственно-добывающего кластера.
Научная новизна исследования заключается в авторской разработке экономико-математической модели обеспечения оптимального финансирования устойчивого развития энергетических проектов Арктики при организации промышленно-производственно-добывающего кластера.
Таблица 1
Научный вклад в изучение устойчивого развития энергетических проектов Арктики при организации промышленно-производственно-добывающего кластера
Авторы
|
Терминология
| |||||||||
Экономико-математические
модели развития энергетических проектов
|
Моделирование
политики устойчивого развития регионов, предприятий и проектов
|
Моделирование
финансового потенциала устойчивого развития
|
Моделирование
регионального промышленного кластера
|
Социальная,
экологическая ответственность предприятий кластеров с позиций
эколого-экономической оценки и ресурсно-ориентированного подхода
|
Пространственное
развитие Арктики
|
Развитие
инфраструктуры арктических территорий
|
Энергоемкость
экономики Арктической зоны
|
Устойчивое
развитие арктических территорий
|
Финансирования
устойчивого развития энергетических проектов Арктики при организации
промышленно-производственно-добывающего кластера
| |
Потанин М.М.
[34] (Potanin,
2007),
Ядыкин В.К. [40] (Yadykin, 2013)
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Васин
H.C., Андрюхин А.В. [5] (Vasin, Andryukhin, 2011), Киселев
В.В. [18] (Kisilev,
2009),
Шестерикова Н.В. [39] (Shesterikova, 2008)
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Передериева С.А.
[33] (Perederieva,
2022)
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
Ахенбах Ю.А.
[2] (Akhenbakh,
2012),
Гумба Х.М., Кузовлева И.А., Прокопенкова В.В. [9] (Gumba,
Kuzovleva, Prokopenkova, 2015), Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. [11, 12] (Drobot,
Makarov, Pochepaev, 2021; Drobot, Makarov, Pochepaev, 2020), Д.Л. Напольских
[28, 29] (Napolskikh,
2016; Napolskikh, 2018)
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Жуланов Е.Е.,
Афтахов У.В. [14] (Zhulanov, Aftakhova, 2018), Журавлев
В.В, Варкова Н.Ю., Журавлев Н.В. [15] (Zhuravlev,
Varkova, Zhuravlev, 2020), Шаляпина М.А. [38] (Shalyapina,
2018)
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
Агарков С.А. [1] (Agarkov, 2022), Баландин Д.А., Баландин Е.Д., Пыткин А.Н. [3] (Balandin,
Balandin, Pytkin, 2019), Башмакова Е.П., Торопушина Е.Е.
[4] (Bashmakova,
Toropushina, 2019), Волков А.Д. [7] (Volkov, 2021), Гринь А.А. [8] (Grin, 2019), Донцова О.И. [13] (Dontsova, 2022), Захарьев Я.О. [16] (Zakharev, 2018), Иванова С.А. [17] (Ivanova, 2021), Коновалова Л.В., Ушакова Т.Н., Зыкова Н.В., Худякова О.Н.,
Малинина Е.С. [19, 20] (Konovalova,
Ushakova, Zykova, Khudyakova, Malinina, 2022; Konovalova, Zykova, Ushakova,
2020), Матвиенко И.И. [24, 25] (Matvienko,
2020; Matvienko, 2018), Торцев А.М., Смиренникова Е.В.,
Студенов И.И., Новоселов А.П. [36] (Tortsev,
Smirennikova, Studyonov, Novoselov, 2018), Хазанов А.М.,
Джавадов Т.Э. [37] (Khazanov, Dzhavadov, 2018)
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
Деттер Г.Ф. [10] (Detter, 2018), Митрюкова К.А. [26] (Mitryukova, 2023), Прудский В.Г., Федосеева С.С., Баландин Д.А. [35] (Prudskiy,
Fedoseeva, Balandin, 2022)
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Наливайченко Е.В., Тишков С.В., Волков А.Д.
[27] (Nalivaychenko,
Tishkov, Volkov, 2023)
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
Никулкина И.В. и др. [30–32] (Nikulkina,
Filimonova, Zolotov, 2023; Nikulkina, Romanova, Gerardi, 2021; Nikulkina,
Gordyachkova, Gerardi, 2020)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
Источник: составлено авторами.
Методология исследования
Для формирования эффективной системы развития арктических месторождений с использованием инструментария промышленно-производственно-добывающих кластеров (ППДК) необходимо решение ряда задач, включающих следующие, наиболее значимые:
1. Развитие энергетической, производственной и транспортной инфраструктуры, в том числе в зоне формирования кластеров и иных территориальных промышленно-производственных комплексов.
2. Обеспечение достаточности финансовых ресурсов для формирования и реализации программ (федеральных и региональных) поддержки энергетического развития Арктики.
3. Параллельно развитию добывающих мощностей необходимо развитие промышленных производств, специализирующихся на изготовлении высокоэффективного оборудования и иных средств производства, соответствующих ведущим мировым аналогам, которые можно использовать в качестве материально-производственного базиса создания других производств.
Как можно увидеть, из представленных ключевых задач непосредственное отношение к энергетической и промышленно-производственной сфере имеет только одна из них, а остальные связаны с общеэкономической проблематикой. Данная связь объясняется стратегическим характером сферы топливно-энергетического комплекса, в частности системы добывающих производств, взаимным влиянием и связностью данной сферы с другими видами материального производства, прежде всего энергетики, и национальной инфраструктурой.
Соответственно, при разработке и реализации государственной политики энергетического развития Арктики в рамках социо-производственно-экономической системы соответствующего уровня (микро, мезо, макро) необходимо разработать единый вектор (целевое множество) государственной политики, включающий в качестве подцелей развитие основных отраслей промышленности (макро и мезо уровни) либо предприятий данных отраслей, (микроуровень) и связанных и существенно влияющих на развитие данных промышленных производств и отраслей – производств, предприятий и отраслей, относящихся к обеспечивающим (главным образом сфера инфраструктуры), ресурсопоставляющим (например, энергетическая, добывающая промышленность и отрасли первичной переработки) и вспомогательным.
Разработаем формальную модель формирования системообразующих производств кластера и оптимальной реализации государственной (региональной) политики энергетического развития Арктики и инфраструктуры арктических территорий на основе целевого бюджетного (посредством формирования и использования фонда промышленно-энергетического развития) и смешанного финансирования.
В качестве идеологической и методологической основы нашего исследования мы взяли работы И.Н. Макарова, касающиеся идеологических основ реиндустриализации экономики и математического инструментария отбора оптимальных проектов [21–23] (Makarov, Evsin, Kolesnikov, Spesivtsev, 2017; Makarov, 2016; Makarov, Kolesnikov, Shirokova, Kadilnikova, 2017).
Данную модель мы адаптировали под проекты развития Арктики (за счет разработки месторождений энергоносителей) на базе государственно-частного партнерства.
В качестве теоретической макроэкономической основы модели осуществления программы энергетического развития Арктики, которая легла в основу построения экономики-математической модели, заложена концепция «помогающей руки», реализованная во многих странах Азии (прежде всего, в Японии и Китае).
Основные результаты
В качестве базового предположения выдвинем тезис о том, что государственная политика энергетического развития Арктики, в соответствии с принятой в нашей стране практикой, будет осуществляться в форме государственной целевой программы, которую условно назовем «Программа обеспечения устойчивого развития Арктических территорий, добывающего, промышленного производства в системообразующих, обеспечивающих и иных отраслях Арктики» (далее – программа).
Предположим, что реализация программы развития смежного промышленного производства и инфраструктуры – в рамках формирования регионального промышленно-производственного кластера осуществляется за счет государственного бюджета – посредством формирования соответствующего фонда промышленного развития – и смежных средств.
В качестве основных целей данной программы необходимо позиционировать те цели, которые будут способствовать достижению состояния стабильного экономического роста, основанного на развитии промышленного производства в текущей и стратегической перспективе.
Исходя из целей государственного финансирования данной программы вкупе с составляющими подпрограммами основой построения индикатора i-й цели должен стать долговременный устойчивый прирост эффективности добывающего и промышленного производства, выраженный в количественном увеличении добытых энергоресурсов и производства высококачественной промышленной продукции. При этом необходимо разделять долговременный и кратковременный эффекты и ориентироваться именно на достижение долговременного устойчивого эффекта.
При этом необходимо провести «связи» между элементами – составляющими данной программы, реализуемыми непосредственно в сфере добывающего и перерабатывающего, в том числе промышленного производства и (под)программами развития промышленного производства в конкретном региональном промышленно-производственном кластере, а также инфраструктуры, существенно влияющие на развитие промышленного производства.
Это необходимо отобразить в параметрах целевого множества отмеченной государственной программы, реализуемой в определенном регионе и способствующей формированию системы оптимальных производств, составляющих промышленно-производственно-добывающий кластер, который должен быть базой развития регионального производственно-добывающего комплекса.
Поэтому, разрабатывая интегральный план-проект достижения целей предлагаемой государственной программы, необходимо обозначить интегральную цель программы Цint как состоящую из определенного замкнутого набора (множества) частных целей, включая цели развития промышленного комплекса региона и промышленно-производственно-добывающего кластера: Цint = {Цпр.компл, Цкласт, Цпромпр, Цинфр, Цр.соц.рег, Цэкол} – цели развития промышленного комплекса арктического региона, цели развития промышленно-производственно-добывающего кластера, цели развития конкретных промышленных производств региона, цели инфраструктурного развития, цели развития социальной среды региона, цели экологического развития региона.
При этом нам необходимо учитывать вклад в общую значимость каждой из компонент целевого множества с учетом относительной важности каждой из компонент при реализации программы в конкретных производственных, ресурсных, региональных, природно-климатических, экологических и иных условиях, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития стратегических для данного региона отраслей промышленности (на макроэкономическом и мезоэкономическом уровнях).
Таким образом, это означает, что каждая из составляющих-компонент Цпр.компл, Цкласт, Цпромпр, Цинфр, Цр.соц.рег, Цэкол интегрального целевого множества Цint, в свою очередь, является подмножеством и, следовательно:
Цint = Цпр.компл ∪ Цкласт ∪ Цпромпр ∪ Цинфр ∪ Цр.соц.рег ∪ Цэкол. (1)
Указанные нами выше составляющие – компоненты каждого из подмножеств, в рамках целевой функции программы развития экономики Арктики на базе инновационной индустриализации, включающей параллельное развитие добывающих и перерабатывающих производств, имеют различную значимость с точки зрения стратегического планирования и влияния на социально-экономическое развитие арктического региона, что также должно учитываться на этапе разработки и в дальнейшем по мере реализации интегральной стратегии развития энергетических ресурсов арктических территорий.
В общем случае, когда устойчивое развитие экономики арктических территорий, включая системы промышленных комплексов в арктических регионах, реализуется посредством планомерного достижения обозначенного выше интегрального множества целей Цint, образованного подмножествами Ц1, Ц2, ..., Цn, осуществление государственной программы, направленной на решение интегрального множества целей, может быть представлено последовательностью действий, указанных на рисунке ниже.
Согласно предлагаемому механизму, реализация государственной программы развития промышленного-производственно-добывающего кластера, смежной промышленности и инфраструктуры арктического региона на основе бюджетного фонда развития промышленности и частного финансирования должна осуществляться через интегральную стратегию отраслевого промышленного развития Цint, сформированную подмножеством поставленных целей: { Цпр.компл, Цкласт, Цпромпр, Цинфр, Цр.соц.рег, Цэкол }.
В основу нашей методики заложим методику, изложенную в ряде работ, посвященных решению задач оптимального финансирования государственных проектов, программ, частных инвестиционных проектов и поиска оптимальных решений [6, 22] (Vanko, Ermoshina, Kuvyrkin, 2006; Makarov, 2016).
Рисунок 1. Экономико-математическая модель механизма реализации государственной программы развития промышленного-производственно-добывающего кластера, смежной промышленности и инфраструктуры арктических территорий на основе бюджетного и частного финансирования
Источник: составлено авторами.
«В
работах, посвященных проблематике финансового моделирования, предложена
процедура ранжирования целей по критерию значимости / важности Ц1, Ц2,
..., Цn путем введения ξi [0, 1], i = 1, 2, ..., n, определяют актуальность достижения
каждой из групп целей» [22] (Makarov, 2016). При этом предполагается выполнение условия
нормировки:
(2)
Определение величины ξi на этапе создания интегрального целевого множества государственной программы развития добывающего и связанного с ним перерабатывающего, а также иного промышленного производства, смежных отраслей и инфраструктуры на основе целевого бюджетного и смешанного финансирования Цint должно быть проведено с учетом интересов государства, организаций и/или предприятий отрасли (главным образом «Газпром-нефть») и смежных отраслей, потенциальных частных партнеров. Однако, как отмечается рядом авторов, этот метод ранжирования целей программы Ц1, Ц2, ..., Цn является в определенной степени полуэмпирическим [6, 22] (Vanko, Ermoshina, Kuvyrkin, 2006; Makarov, 2016). Соответственно, «его естественно дополнить классическим методом решения задач такого типа – методом экспертных оценок в механизме открытого управления, позволяющим исключить манипулирование отдельными «недобросовестными» экспертами своими оценками с целью получения желаемой для них оценки, что, естественно, нарушает объективность итогового результата» [6] (Vanko, Ermoshina, Kuvyrkin, 2006).
Рассмотрим возможность и алгоритм использования метода экспертных оценок в механизме открытого управления в рамках инвестиционной программы финансирования развития наиболее важных производств в контексте обеспечения энергетического развития Арктики.
Для этого расположим по неубыванию для некой величины R оценки группы, состоящей из N экспертов [22] (Makarov, 2016):
r1 ≤ r2 ≤ … ≤ rn. (3)
Далее введем некое количество вспомогательных чисел, равное количеству привлеченных экспертов (N) [22] (Makarov, 2016):
qk = 100–100 (k – 1) / N; k = 1, 2, ..., N. (4)
Соответственно, эти числа должны поделить некий условный отрезок [0%, 100%] на количество равных частей N. Далее для каждого номера k определим величину [22] (Makarov, 2016):
min (rk, qk). (5)
Наконец, из всех полученных минимумов выберем наибольший [22] (Makarov, 2016):
maxmin (rk, qk). (6)
k
который и будет итоговым решением в приведенной методике.
Как отмечается исследователями, «в теории коллективного принятия решений математически доказывается, что описанный выше способ является механизмом открытого управления, то есть, согласно теоретическим выкладкам, защищен от манипулирования со стороны экспертов» [6] (Vanko, Ermoshina, Kuvyrkin, 2006).
При этом необходимо соблюдение следующего условия, параметры эффективности ξ1, ξ2, ... , ξn должны удовлетворять условию нормировки, что, в свою очередь, с позиции теории вероятности, априорно предполагает полноту и замкнутость набора целевого множества Цi инвестиционной программы промышленного развития, включая все возможные подпрограммы. Однако в рассматриваемом механизме открытого управления величина ξi определяется экспертами для отдельно для каждого набора целей Цi, как правило, связанного с i-й подпрограммой или развитием i-го производства в составе производственного комплекса по отдельности либо комбинацией подпрограмм (производств), что в целом не гарантирует выполнения условия нормировки приведенного выше. Соответственно, мы можем получить ситуацию, когда [6] (Vanko, Ermoshina, Kuvyrkin, 2006):
(7)
Решением данной ситуации является переход от полученных экспертных оценок ξi к перенормированным оценкам [6] (Vanko, Ermoshina, Kuvyrkin, 2006):
ξi* = ξi / С. (8)
Данное решение, восстанавливает условие нормировки значимости каждой отдельной цели (например, развития каждого из промышленных производств) программы или подпрограммы, с одной стороны, и не нарушает условие обязательной актуальности каждой из целей программы/подпрограммы Цi, с другой стороны.
Мы предлагаем дополнить данное решение авторской моделью, учитывающей возможное влияние каждого из подпроектов развития каждого из конкретных производств, развиваемых в рамках регионального промышленно-производственно-добывающего комплекса, либо при формировании/оптимизации промышленно-производственно-добывающего кластера, на конечный результат.
Итак, предположим, что известны функции воздействия каждой цели инвестиционной программы на конечный результат функционирования регионального промышленно-производственно-добывающего комплекса либо промышленно-производственно-добывающего кластера. Подобная функция наиболее вероятно носит стохастический характер и может быть выведена по результатам анализа мировой и отечественной практики.
Соответственно, мы получим:
ΔQпрпкi = fi (Цi,). (9)
Далее, в свою очередь, получаем:
∑i ΔQпрпкi = ∑i fi (Цi,). (10)
И в качестве условия нормировки выходит:
ςi = ∑i fi (Цi,) / ∑i ΔQпрпкi. (11)
Также необходимо дополнить эту модель коэффициентом синергетической совместимости каждого рассматриваемого производства с другими производствами, входящими в региональный производственно-промышленный комплекс или региональный промышленно-добывающий кластер.
Этот коэффициент также должен по аналогии с коэффициентом ξi рассчитываться на базе экспертных оценок и по такой же методике.
Соответственно, итоговый коэффициент нормировки значимости целей мы получим:
αi = ξi × ψi × ςi. (11)
Реализация интегральной цели государственной программы развития предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности Цint требует обоснования и выделения объема финансовых ресурсов Ф(Б)РПint, которые потребуются для осуществления запланированных проектов с учетом достижения определенных показателей данных проектов, то есть выполнения принципов полноценной реализации и обеспечения минимизации рисков. Предполагается, что реализация будет обеспечена органами государственной власти и государственными структурами за счет бюджетного финансирования путем создания и использования целевого фонда развития добывающей и перерабатывающей промышленности арктических территорий.
Этот интегральный объем финансирования целевого фонда должен распределяться для реализации целей программы и подпрограмм Ц1, Ц2, ..., Цn с соответствующими им объемами ресурсов Ф(Б)РПi = Ф(Б)РП (Цi), i = 1, 2, ..., n.
Для полноты модели и учета существующих реалий также предположим, что полученные объемы финансирования из средств целевого фонда развития промышленности Ф(Б)РПi,в условиях существующей неопределенности в экономике, дефицита бюджета и сложностей с осуществлением внешних заимствований будут, как правило, недостаточны для максимально эффективного достижения каждой из целей Цi государственной программы развития промышленных предприятий:
(12)
Вопрос
упирается в доступность и стоимость иных источников финансирования. Отметим еще
раз, что объем предоставляемых на реализацию программы бюджетных ресурсов,
формирующих фонд развития промышленности , предполагает полноценное финансирование программы и
достижение каждой из целей Цi
программы и подпрограмм.
Однако с учетом отечественных реалий в качестве механизма вовлечения в участии в программе развития региональных производственных комплексов и/или регионального промышленно-производственно-добывающего кластера региональных органов власти, муниципалитетов либо если в программе будет предусмотрено использование механизмов софинансирования, что является не редким и для зарубежной и для отечественной практики, в нашу модель будет включена необходимость привлечения частных инвестиционных фондов (главным образом, средств ПАО «Газпром»). Соответственно, будем считать, что реализация государственной программы промышленного развития территорий Арктики потребует привлечения инвестиционных фондов Ф(Ч)РПj, j = 1, 2, ... , m, финансирующих (софинансирующих) комплексы мероприятий и всю реализуемую деятельность по выполнению целей Цi программы.
Для оптимизации и управления процессом инвестирования введем следующие параметры управления:
INVprij – объем инвестирования средств целевого фонда Ф(Ч)РПj при реализации проекта Цi.
Помимо этого, будем считать известными следующие параметры:
рj – стоимость единицы вложения в фонд Ф(Ч)РПj, j = 1, 2, ... , m.
Наконец, следует считать известными максимально возможные объемы бюджетного финансирования из средств целевого фонда Ф(Б)РПi каждого проекта Ц1, Ц2, ..., Цn.
Эти начальные данные исследуемого процесса удобно представить в виде следующей таблицы (табл. 1).
Таблица 2
Реализация интегральной цели Цint = {Ц1, Ц2, ..., Цn} государственной программы развития промышленного-производственно-добывающего кластера, смежной промышленности и инфраструктуры на основе бюджетного фонда энергетического развития Арктики и частного финансирования
Инвестиционные
фонды Цели Программы развития |
Ф(Ч)РП1
|
Ф(Ч)РП2
|
...
|
Ф(Ч)РПm
|
Предельные
объемы бюджетного финансирования
|
Ц1
|
р1
INVpr11 |
р2
INVpr12 |
...
|
рm
INVpr1m |
Ф(Б)РП1
|
Ц2
|
р1
INVpr21 |
р2
INVpr22 |
...
|
рm
INVpr2m |
Ф(Б)РП2
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
Цn
|
р1
INVprn1 |
р2
INVprn2 |
...
|
рm
INVprnm |
Ф(Б)РПn
|
Соответственно, мы получаем следующие ограничения по предельным объемам финансирования государственной программы энергетического развития регионов Арктики на базе добывающих и перерабатывающих производств:
≤ Ф(Б)РПi, i = 1, 2,
..., n. (13)
Соответственно, когда известна общая величина объема доступного бюджетного финансирования целевого фонда промышленного развития Ф(Б)РПint = Ф(Б)РП(Цint), заложенного на реализацию всей программы развития промышленного-производственно-добывающего кластера, смежной промышленности и инфраструктуры на основе бюджетного фонда развития добывающей и перерабатывающей промышленности и частного финансирования, возникает проблема разделения программы на потоки или подпрограммы Ф(Б)РПi = Ф(Б)РП(Цi) и финансирования достижения целей Цi каждого из образующих потоков:
F(Цint) = (14)
Для окончательного определения параметров возможного множества решений целевой функции необходимо задать дополнительно к максимальным размерам целевого фонда бюджетного финансирования максимальные возможности частного финансирования – предельные значения мощностей Vj частных инвестиционных фондов (инвесторов) по использованию средств финансирования:
Ф(Б)РП (Фj) = ≤ Vj, j = 1, 2, ..., m. (15)
Основываясь на определенных выше ограничениях и введенных параметрах управления процессом реализации государственной программы энергетического развития регионов Арктики INVprij, а также заданной целевой функции процесса, мы можем получить экономико–математическую модель оптимальной политики устойчивого развития предприятий отраслей промышленности и промышленного комплекса, которая учитывает параметры и приоритеты устойчивого развития, и имеет вид:
F (Цint) = → max
≤ Ф(Б)РПi, i = 1, 2, ..., n
≤ Vj, j = 1,
2, ..., m
INVprij ≥ 0
αi [0, 1], i = 1, 2, ..., n,
(16)
Заключение
Предложенная модель является по своей сущности задачей линейного программирования и, следовательно, в соответствии со свойствами задач подобного типа всегда допускает нахождение оптимального решения: Цintopt = {Ц1opt, Ц2opt, ..., Цnopt} с помощью традиционного симплекс-метода, в случае необходимости используя свойства взаимно-двойственных задач.
Также, когда первые две системы ограничений на параметры управления потоком средств, направляемых на финансирование развития предприятий/отраслей промышленности, INVprij имеют форму уравнений, возможно применять методы решения транспортной задачи с логистическими коэффициентами затрат [6] (Vanko, Ermoshina, Kuvyrkin, 2006):
cij = αi × рj. (17)
Возвращаясь к проблеме устойчивого развития предприятий и отраслей промышленности и их взаимодействия с другими смежными отраслями, следует отметить, что в каждой группе целей общей программы {Цпр.компл, Цкласт, Цпромпр, Цинфр, Цр.соц.рег, Цэкол} есть наиболее значимые подпрограмммы, специфичные для эффективности реализации всей интегральной программы в целом и учитывающие особенности рассматриваемого предприятия, отрасли, региона.
References:
Agarkov S.A. (2022). Osobennosti prostranstvennoy organizatsii innovatsionnyh protsessov v arkticheskom regione: vyzovy i zadachi sovremennosti [Spatial organization of innovative processes in the Arctic region: challenges and tasks of modernity]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (3). 1759-1786. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.3.116273.
Akhenbakh Yu.A. (2012). Modelirovanie mekhanizma vzaimodeystviya subektov regionalnoy ekonomiki na osnove kontseptsii formirovaniya i razvitiya nauchno-proizvodstvennyh klasterov [Modeling of the mechanism of interaction of regional economic entities based on the concept of formation and development of research and production clusters]. «FES: Finance. Economy. Strategy ». (11). 17-23. (in Russian).
Balandin D.A., Balandin E.D., Pytkin A.N. (2019). Prioritety prostranstvennogo razvitiya arkticheskikh territoriy [The priorities of spatial development of the Arctic territories]. Journal of international economic affairs. 9 (3). 1735-1746. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40926.
Bashmakova E.P., Toropushina E.E. (2019). Sotsialnoe predprinimatelstvo kak faktor samorazvitiya territoriy rossiyskoy Arktiki [Social business as a factor of self-development of the Russian arctic territories]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 481-496. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41415.
Detter G.F. (2018). Formirovanie funktsionalno polnoy innovatsionnoy infrastruktury v ekosisteme arkticheskikh regionov [Creation of a functionally complete innovation infrastructure in the ecosystem of the Arctic regions]. Russian Journal of Innovation Economics. 8 (1). 91-104. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.8.1.38754.
Dontsova O.I. (2022). Sostoyanie promyshlennogo razvitiya Arkticheskoy zony kak sostavlyayushchey natsionalnoy sotsialno-ekonomicheskoy sistemy [Industrial development of the Arctic zone as part of the national socio-economic system]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (9). 2515-2528. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.9.116153.
Drobot E.V., Makarov I.N., Pochepaev I.A. (2020). Kontseptualnye osnovy ustoychivogo razvitiya v XXI veke: printsip triedinstva i podkhody k otsenke vozdeystviya biznesa [Conceptual foundations of sustainable development in the 21st century: the Triple Bottom Line concept and approaches to business impact assessment]. Leadership and Management. 7 (4). 643-658. (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.4.110931.
Drobot E.V., Makarov I.N., Pochepaev I.A. (2021). Kak kompanii mogut ispolzovat chelovecheskie resursy dlya dostizheniya tseley ustoychivogo razvitiya [How companies can use human resources to achieve sustainable development goals]. Leadership and Management. 8 (1). 85-108. (in Russian). doi: 10.18334/lim.8.1.110932.
Grin A.A. (2019). Potentsial i proizvoditelnost almaznyh mestorozhdeniy Arktiki [The potential and productivity of diamond deposits in the Arctic]. Journal of international economic affairs. 9 (3). 1747-1758. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40894.
Gumba Kh.M., Kuzovleva I.A., Prokopenkova V.V. (2015). Ekonomiko-matematicheskoe modelirovanie vzaimosvyazi faktorov razvitiya zhilishchno-stroitelnogo klastera regiona [Economic and mathematical modeling of development factor relationship in regional housing and construction cluster]. Bulletin of the Irkutsk State Technical University. (5 (100)). (in Russian).
Ivanova S.A. (2021). Smart city v Arktike: obzor sovremennyh issledovaniy i praktik [Smart City in the Arctic: a review of current research and practices]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (1). 157-170. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.1.111805.
Khazanov A.M., Dzhavadov T.E. (2018). Alternativy rossiysko-kitayskomu partnerstvu v Arktike [Alternatives to the Russian-Chinese Partnership in the Arctic]. Journal of international economic affairs. 8 (3). 445-452. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.3.39175.
Kisilev V. V. (2009). Ekonomiko-matematicheskoe modelirovanie protsessov ustoychivogo razvitiya regiona [Economic and mathematical modeling of the processes of sustainable development of the region]. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski. (3). (in Russian).
Konovalova L.V., Ushakova T.N., Zykova N.V., Khudyakova O.N., Malinina E.S. (2022). Analiz dinamiki indikatorov sotsialno-ekonomicheskikh faktorov obshchestvennogo zdorovya arkticheskikh territoriy Arkhangelskoy oblasti [Analysing the dynamics of public health socio-economic indicators in the Arctic territories of the Arkhangelsk region]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (11). 3007-3022. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.11.116535.
Konovalova L.V., Zykova N.V., Ushakova T.N. (2020). Reytingovaya otsenka sotsialno-ekonomicheskikh faktorov obshchestvennogo zdorovya arkticheskikh territoriy Arkhangelskoy oblasti [Rating of socio-economic factors of public health in the Arctic territories of the Arkhangelsk region]. Journal of international economic affairs. 10 (3). 899-918. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.3.110740.
Makarov I.N. (2016). Ekonomiko-matematicheskaya model optimizatsii vybora i finansirovaniya infrastrukturnyh proektov na baze gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Economic and mathematical model for optimization of selection and financing of infrastructural projects based on the state and private partnership]. Russian Journal of Entrepreneurship. (20). 2643–2654. (in Russian).
Makarov I.N., Evsin M.Yu., Kolesnikov V.V., Spesivtsev V.A. (2017). Neobkhodimost byudzhetnogo finansirovaniya v sovmestnyh gosudarstvenno-chastnyh proektakh promyshlennogo i transportnogo razvitiya [The need for budgeting in joint public-private projects of industrial and transport development]. Russian Journal of Entrepreneurship. (24). 4139-4150. (in Russian).
Makarov I.N., Kolesnikov V.V., Shirokova O.V., Kadilnikova L.V. (2017). Teoretiko-institutsionalnyy bazis formirovaniya sistemy gosudarstvennogo upravleniya protsessom reindustrializatsii ekonomiki: politekonomicheskiy analiz [Theoretical and institutional basis for the formation of public administration system of economic re-industrialization process: political analysis]. Russian Journal of Entrepreneurship. (24). 4051-4070. (in Russian).
Matvienko I.I. (2018). Normativno-pravovaya baza innovatsionnogo razvitiya i innovatsionnaya infrastruktura arkticheskikh territoriy [Regulatory framework of innovation development and innovation infrastructure of the Arctic territories]. Russian Journal of Innovation Economics. 8 (3). 435-452. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.8.3.39432.
Matvienko I.I. (2020). Analiz innovatsionnogo razvitiya regionov Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii [Analysis of innovative development of the Arctic zone regions in the Russian Federation]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (1). 307-324. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.1.100663.
Mitryukova K.A. (2023). Transportnyy karkas Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii [The transport framework of the Russian Arctic zone]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (5). 1371-1388. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.5.117587.
Nalivaychenko E.V., Tishkov S.V., Volkov A.D. (2023). Vliyanie innovatsionnogo razvitiya na energoemkost ekonomiki Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii [The impact of innovative development on the energy intensity of the Russian Arctic zone]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (1). 547-564. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.1.116859.
Napolskikh D.L. (2016). Modelirovanie protsessov klasterizatsii regionalnyh ekonomicheskikh sistem [Modeling of regional economic systems' clustering]. Society: politics, economics, law. (10). (in Russian).
Napolskikh D.L. (2018). Ekonomiko-matematicheskoe modelirovanie territorialnogo razvitiya na osnove formirovaniya klasterov ratsionalnogo prirodopolzovaniya [Economic and mathematical modeling of territorial development based on the formation of clusters of rational nature management]. Trendy i upravlenie. (3). (in Russian).
Nikulkina I.V., Filimonova L.M., Zolotov E.Yu. (2023). Drayvery rezilentnosti arkticheskikh poseleniy: na primere Arkticheskoy zony Respubliki Sakha (Yakutiya) [Drivers of Arctic settlements' resilience: on the example of the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (1). 61-74. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.1.117099.
Nikulkina I.V., Gordyachkova O.V., Gerardi Zh. (2020). Faktory, opredelyayushchie rezilentnost sotsialno-ekonomicheskikh sistem arkticheskikh poseleniy [Factors determining the resilience of socio-economic systems of Arctic settlements]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (12). 2977-2988. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.12.111478.
Nikulkina I.V., Romanova E.V., Gerardi Zh. (2021). Faktory rezilentnosti arkticheskikh poseleniy na primere Arkticheskoy zony Respubliki (Sakha) Yakutiya [Factors of Arctic settlements resilience on the example of the Arctic zone of the Republic (Sakha) Yakutia]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (12). 3073-3086. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.114056.
Perederieva S.A. (2022). Ekonomiko-matematicheskoe modelirovanie politiki ustoychivogo razvitiya [Economic and mathematical modeling of sustainable development policy]. Matematicheskoe i kompyuternoe modelirovanie v ekonomike, strakhovanii i upravlenii riskami. (7). 248-252. (in Russian).
Potanin M.M. (2007). Modelirovanie effektov realizatsii na Dalnem Vostoke krupnyh energeticheskikh proektov [Modeling the effects of large-scale energy projects in the Far Eastern economy]. Vestnik DVO RAN. (5). 156-161. (in Russian).
Prudskiy V.G., Fedoseeva S.S., Balandin D.A. (2022). Upravlenie razvitiem prirodookhrannoy infrastruktury arkticheskogo territorialnogo prostranstva Rossii [Managing the environmental infrastructure development of the Russian Arctic territorial space]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (5). 1493-1510. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.5.114600.
Shalyapina M.A. (2018). Razrabotka instrumentariya upravleniya mezhklasternym vzaimodeystviem na osnove resursno-orientirovannogo podkhoda [Development of tools for managing inter-cluster interaction based on a resource-oriented approach]. Perm University Herald. ECONOMY. (4). 549-571. (in Russian).
Shesterikova N.V. (2008). Ekonomiko-matematicheskaya model formirovaniya strategii ustoychivogo razvitiya predpriyatiya [Economic and mathematical model for forming the strategy of a companys sustainable development]. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. (2). 190–194. (in Russian).
Tortsev A.M., Smirennikova E.V., Studyonov I.I., Novoselov A.P. (2018). Teoretiko-metodicheskie aspekty otsenki innovatsionnogo razvitiya regionov Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federatsii [Theoretical and methodological aspects of evaluation of innovative development of the Arctic regions of the Russian Federation]. Russian Journal of Innovation Economics. 8 (3). 417-434. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.8.3.39386.
Vanko V.I., Ermoshina O.V., Kuvyrkin G.N. (2006). Variatsionnoe ischislenie i optimalnoe upravlenie [Calculus of variations and optimal control] (in Russian).
Vasin H. C., Andryukhin A. V. (2011). Postroenie kontseptulnoy i ekonomiko-matematicheskoy modeli ustoychivogo ekonomicheskogo razvitiya predpriyatiya [Construction conceptual and economic-mathematical model of steady economic development of the enterprise]. \. (2-1). 476-484. (in Russian).
Volkov A.D. (2021). Mirovoy opyt primeneniya ekonomiko-pravovyh rezhimov i ego ispolzovanie v prostranstvennoy organizatsii ekonomiki Arkticheskogo regiona [World experience of economic and legal regimes and its application in the spatial organization of the Arctic region]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (6). 1389-1404. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.6.112298.
Yadykin V.K. (2013). Ekonomiko-matematicheskaya model razvitiya energeticheskogo kompleksa [The economic-mathematical model of energy complex developing]. Π-Economy. (5 (180)). 166-171. (in Russian).
Zakharev Ya.O. (2018). Predposylki razvitiya sotrudnichestva KNR i Kanady v Arktike [Prerequisites for the development of cooperation between the PRC and Canada in the Arctic]. Journal of international economic affairs. 8 (4). 549-554. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.4.38939.
Zhulanov E.E., Aftakhova U.V. (2018). Ekonomiko-matematicheskoe modelirovanie regionalnogo promyshlennogo klastera [Economic and mathematical modeling of a regional industrial cluster]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin. (1). 263–277. (in Russian).
Zhuravlev V.V., Varkova N.Yu., Zhuravlev N.V. (2020). Sovershenstvovanie strategicheskogo upravleniya ustoychivym razvitiem ugledobyvayushchikh predpriyatiy Yakutii na osnove integratsii mekhanizmov prinyatiya resheniy i ekologo-ekonomicheskoy otsenki biznesa. Chast 1 [Improvement of strategic management of sustainable development of Yakutia coal mining companies on the basis of integration of mechanisms for decision-making and eco-economic business evaluation. Part 1]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Ekonomika i menedzhment. (2). 145-157. (in Russian).
Страница обновлена: 15.04.2025 в 13:39:05