Workforce strategic planning in socially important branches of the regional economy
Simonova M.V.1, Sankova L.V.2
, Mirzabalaeva F.I.3,4
1 Самарский государственный технический университет, Russia
2 Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А., Russia
3 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
4 «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 55 | Citations: 1
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 17, Number 8 (August 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54383742
Cited: 1 by 07.12.2023
Abstract:
The implementation of national projects in socially important branches of the regional economy is largely determined by their staffing, which currently represents a growing risk zone. This zone is characterized by a shortage of qualified personnel, an outflow of promising young people, and an aging staff. In the article, within the framework of an interdisciplinary approach, the problems of long-term workforce strategic planning in the field of education and healthcare, forecasting the volume of training and staffing needs based on social and labor standards are considered. Workforce strategic planning of education and healthcare in Russia's regions involves not only monitoring of personnel needs in the regions, but also knowledge of trends in the development of industries, forecasting changes in internal and external environment, and building an information system.
Keywords: staff, education, healthcare, employment, digitalization
JEL-classification: J24, M51, M54
ВВЕДЕНИЕ
Национальные проекты «Образование» и «Здравоохранение» определяют целевые ориентиры в целом для страны и отдельно для каждого региона, достижение которых является обязательным условием для региональных органов власти и необходимым для населения регионов, заинтересованных в повышении уровня и качества жизни. Кадровое обеспечение систем образования и здравоохранения является существенной не только научной, но и практической проблемой в силу системообразующего характера этих видов деятельности, от полноценного функционирования которых зависит социальная стабильность в регионах и перспективы повышения уровня и качества жизни [1; 25]. Однако существующая система кадрового обеспечения в сфере образования и здравоохранения не позволяет полностью обеспечить потребность населения в этих социально важных сферах общества. Кадровое обеспечение образования и здравоохранения в регионах страны находится под давлением разнородных и разнонаправленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера, приводящих к дефициту квалифицированных кадров [12; 20], оттоку из этих отраслей перспективной молодежи, старению кадрового состава [7], что ставит под угрозу реализацию Национальных проектов [14]. Трансформация трудовых отношений в образовании и здравоохранении, вызванные цифровизацией большинства процессов, изменением социальных потребностей населения, повышением запросов к уровню и качеству жизни, приводят к изменению структуры занятости в образовании и здравоохранении, требований к оплате труда, статусу и социальному положению работников образования и здравоохранения [2]. Виды деятельности «Образование» и «Здравоохранение» представляют собой крупные и значимые элементы регионального рынка труда, системы подготовки кадров, которые во многом формируют спрос и предложение, но и находятся под давлением других видов деятельности в регионе [6]. Социальная значимость этих видов деятельности [5] и накопленные проблемы дефицита кадров требуют постановки вопроса в ракурсе кадрового обеспечения образования и здравоохранения, что позволяет охватить весь цикл профессиональной деятельности от профориентации до социальных гарантий и пенсионного обеспечения, без анализа которых невозможно решить существующие проблемы в долгосрочной перспективе.
Исследования показывают, что по результатам корреляционного анализа данных по субъектам РФ существует слабая прямая зависимость между плотностью населения региона и всеми индексами развития инфраструктуры, кроме социального [13].
Проблемы кадрового обеспечения образования и здравоохранения и риски, препятствующие достижению в регионах целей Национальных проектов «Образование» и «Здравоохранение», вызывают необходимость научного обоснования и поиска практического решения задач повышения эффективности кадрового обеспечения на среднесрочную и долгосрочную перспективу, поиска новых научных ориентиров для выработки механизмов противодействия этим угрозам, создании условий для эффективной занятости по воспроизводственной модели и развития трудового потенциала с целью повышения уровня и качества жизни населения регионов Российской Федерации.
Для решения указанной проблемы необходимо выполнить анализ и стратегирование процессов на рынке труда и в системе профессиональной подготовки, разработать информационную систему поддержки среднесрочных и долгосрочных прогнозов кадрового обеспечения образования и здравоохранения, идентификацию и характеристику имеющихся вызовов возникновения структурных и количественных дисбалансов; соответствие укрупненных групп специальностей подготовки в образовании и здравоохранении целям, обозначенных в Национальных проектах «Образование» и «Здравоохранение», и в соответствии с социальными, трудовыми нормативами по этим видам деятельности.
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ОТРАСЛЕЙ
Для решения проблем необходима разработка долгосрочного проектирования кадрового обеспечения в областях образования и здравоохранения, что позволит найти управленческие инструменты для достижения целевых показателей, обозначенных в национальных проектах «Образование» и «Здравоохранение», прогнозировать объемы подготовки и кадровую потребность в соответствии с социальными и трудовыми нормативами в этих приоритетных отраслях на воспроизводственной основе. Для достижения этой цели необходимо более широкое использование возможностей автоматизированных информационных систем, запрограммированных на решение задач с большим объемом данных и показателей, факторов воздействия, характеризующих текущую ситуацию.
Количественная характеристика занятости в сферах образования и здравоохранения по Российской Федерации показывает структурные изменения, которые имеют как системные причины, так и глубокие долгосрочные последствия, приводящие к ухудшению качества жизни населения. Так, в 2010-2021 гг. можно констатировать общее сокращение численности среднего медицинского персонала, начиная с 2015 года; при этом число врачей даже несколько увеличилось с 715801 чел. в 2010 г.. до 741858 чел. в 2021 г. (рис.1).
Рис.1.
Численность врачей всех специальностей и среднего медицинского персонала
(физических лиц) в организациях, оказывающих медицинские услуги, на конец года,
тыс. чел. Составлено
авторами на основе: [19]
В сфере образования динамика численности занятых представлена в таблице 1. На фоне увеличения численности учителей и практически стабильной численности мастеров и преподавателей СПО резко сократилась численность профессорско-преподавательского состава по всем уровням высшего образования в 2021 году по сравнению с 2010 годом.
Таблица 1. Численность преподавателей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам по уровням образования
Численность, тыс. чел
|
2010 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Всего учителей по образовательным
программам начального, основного и среднего общего образования (без
совместителей)
|
1067,1
|
1083,3
|
1087,3
|
1352,6
|
Преподавателей
и мастеров производственного обучения системы СПО
|
-
|
21,8
|
21,5
|
21.7
|
Профессорско-преподавательского
состава по всем уровням высшего образования
|
356,6
|
229,3
|
223,1
|
217,7
|
Анализ динамики численности учителей в разрезе федеральных округов (рис.2) РФ позволяет констатировать следующее: во-первых, лидирующие (с большим отрывом) позиции Центрального федерального округа по данному показателю за весь исследуемый период; во-вторых, заметный рост численности данной категории работников только в ЦФО при сокращении или стабилизации показателя в других федеральных округах; в-третьих, на втором месте по численности учителей располагается Приволжский федеральный округ с негативной динамикой показателя; в-четвертых, практически стабилизация числа учителей в других (Северо-Западном, Уральском, Дальневосточном и др.) федеральных округах. В области обеспеченности населения врачами и средним медицинским персоналом присутствует ряд негативных явлений: снижение обеспеченности на 10 тыс. населения, высокие территориальные различия, разнонаправленные тенденции по регионам РФ, различия по условиям оказания помощи, старение персонала и др.
Разнонаправленная динамика кадрового обеспечения в сфере образования в федеральных округах вызывает необходимость более детального анализа существующих практик определения и прогнозирования кадровой потребности в данной группе работников по регионам.
Рисунок 2 - Численность учителей в организациях, осуществляющих деятельность по образовательным программам общего, основного общего, среднего общего образования по федеральным округам (чел.). Источник: Составлено авторами на основе: [8].
Более глубокий анализ кадрового обеспечения показывает рост доли потребности в специалистах практически по всем позициям в сфере здравоохранения и образования (рис.3). В частности, в области здравоохранения потребность в специалистах для замещения вакантных рабочих мест выросла с 7,9% в 2016 г. до 10,5% в 2022 г.; среднего медицинского персонала с 3,1 % в 2016 г. до 5,7% в 2022 г. это более высокие показатели по сравнению со специалистами других сфер деятельности и среднероссийскими показателями.
Рисунок 3 - Удельный вес потребности в медицинских работниках и работниках образования для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест, в %.
Составлено авторами на основе [15] за 2016, 2018, 2020, 2022 гг.
В разрезе федеральных округов и регионов показатели обеспеченности населения врачами, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях (человек на 10 тыс. населения) также сильно различаются (см. рис. 4).
Например, в 2021 году этот показатель варьировался от 44,18 в Северо-Западном ФО до 33,85 в Южном ФО) при среднероссийском показателе 37,72). Причем в рамках самих федеральных округов в также отмечается высокая дифференциация показателя. В 2021 г. в среднегодовом исчислении максимальное значение в ЦФО наблюдалось в Москве (46,75), минимальное значения- во Владимирской области (27,66); в Северо-Западном ФО максимум в С-Петербурге (61,74), а минимум в Псковской области (26,01); в Южном ФО лидировала Астраханская область (45,95), а аутсайдером по данному показателю являлась Ростовская область (30,77); в Приволжском ФО максимум наблюдался в Мордовии (46,73), а минимум в Ульяновской области (31,48); в других федеральных округах максимальные показатели - Югра, Томская область, Чукотский АО, а минимальные – в Курганской области, Хакассии и Еврейской АО. В июне 2023 г. максимальная обеспеченность населения врачами, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях (человек на 10 тыс. населения) наблюдалась в Чукотском АО (70,1), а минимальная – в Еврейской АО.
Рисунок 4 - Обеспеченность населения врачами, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях (человек на 10 тыс. населения).
Источник: Составлено авторами на основе: [8].
По данным Центрального НИИ организации и информатизации Минздрава, в 2022 году численность медицинских работников в учреждениях государственного сектора сократилась в 79 регионах. Значительный дефицит кадров наблюдается в Татарстане, Чувашии, Калужской, Челябинской, Брянской, Липецкой и Кемеровской областях, а также в Краснодарском крае. Профицит врачей есть в 11 регионах, в том числе в Красноярском крае, Москве, Воронежской, Тверской, Астраханской и Кировской областях, Республиках Ингушетия, Дагестан, Крым, Северная Осетия—Алания. За период с 2000 по 2020 годы обеспеченность населения врачами сократилась на 9,7 %, специалистами со средним медицинским образованием на 12 % . Идет старение врачебных кадров, занятых в государственном секторе здравоохранения [3]. Рассматривая проблему обеспеченности населения средними медицинскими работниками, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях (человек на 10 тыс. населения), отметим, что наибольшая обеспеченность отмечается в Магаданской области, а наименьший показатель в Калининградской области. Все вышеизложенное создает запрос на разработку прогнозов кадровой потребности в работниках сферы здравоохранения в разных регионах.
В сфере образования сокращается в последние годы доля потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест по всем позициям. Наиболее резкое сокращение показателя наблюдалось для преподавателей курсов иностранного языка. В 2020 г. наибольший показатель удельного веса потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест наблюдался среди тренеров и инструкторов-методистов по спорту. Анализ данных на рис. 5 показывает динамику и структуру кадрового дефицита работников в сфере образования, позволяя выявить наиболее проблемные области с кадровым обеспечением.
Статистические данные рисунка 5 свидетельствуют о росте потребности организаций во всех группах специалистов высшего уровня квалификации за период с 2016 по 2022 гг. Резкий рост потребности наблюдается в преподавателях иностранных языков (с 2,1% в 2016 году до 7,4% в 2022), преподавателях компьютерной грамотности (1,8% и 4,3% соответственно) и т.д.
Рисунок 5 - Удельный вес потребности в работниках сферы образования высшего уровня квалификации для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест по всем формам собственности, в % на 31 октября. Составлено авторами на основе [15] за 2016, 2018, 2020, 2022 гг.
Ситуация с заявленной потребностью в некоторых медицинских специалистах высшего уровня является катастрофической (см. рис.6). Потребность во врачах скорой медицинской помощи и парамедиках для замещения вакантных рабочих мест составила 25,2% в общем числе рабочих мест (в данная категория работников наблюдает острая потребность на протяжении длительного периода). Динамично растет потребность в диетологах и специалистах по рациональному питанию (более чем в 3 раза, с 4,7% в 2016 г. до 15,6% в 2022 г.). Высокой остается потребность во врачах-специалистах, физиотерапевтах, специалистах в области медицинских аспектов охраны труда и окружающей среды и др. Формируя программы по реформированию исследуемых сфер профессиональной деятельности, определяя стратегические ориентиры по подготовке кадрового потенциала, внедрению новых подходов в оплате труда, необходимо учитывать потребность работодателей, профессиональные риски, повышать привлекательность профессий, сокращать информационную асимметрию на рынке труда, проводить соответствующую профориентационную работу среди абитуриентов и т.д. Авторами проанализирована ситуация с наличием специалистов высокой квалификации, вместе с тем ситуацию с работниками среднего уровня также нельзя считать благоприятной.
Таким образом, существует реальная проблема оценки кадровой обеспеченности в социально значимых отраслях, поскольку разные источники информации представляют разные данные о наличии кадрового дефицита и обеспеченности.
Рисунок 6 - Удельный вес потребности в медицинских работниках высшего уровня квалификации для замещения вакантных рабочих мест в общем числе рабочих мест по всем формам собственности, в % на 31 октября. Составлено авторами на основе [15] за 2016, 2018, 2020, 2022 гг.
Современные вызовы региональных сегментированных рынков труда, связанных со сферами образования и здравоохранения, имеют прямые последствия для структуры и объема занятости, характеризуются целым рядом проявлений. Выделим из них угрозы кадрового обеспечения:
- неуверенность работников в соответствующей необходимому уровню жизни заработной плате, неэффективные системы оплаты труда, снижающие мотивацию и не приводящие к нужным результатам трудовой деятельности;
- широкое распространение неустойчивой занятости, приводящей к разрушению стандартной занятости, ущемлению трудовых и социальных прав работников;
- угроза роста незаполняемости вакансий, обусловленная отсутствием специалистов нужной квалификации или низкой оплатой труда. Например, в 2022 г. по данным проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», медучреждения только Петербурга были укомплектованы средним медперсоналом на 57,79% (при плановом показателе 66%), врачами — 70,71% (плановый показатель 84%) [11];
- неконтролируемый рост интенсивности труда и затрат рабочего времени сверх установленных нормативов;
- неконкурентоспособность значительной части работников вследствие отсутствия необходимых компетенций, обусловленная повсеместным распространением цифровых экосистем;
- отсутствие вследствие укрупнения достаточного количества учреждений образования и здравоохранения для удовлетворения потребностей граждан в достойном уровне жизни, особенно в малых городах и сельских поселениях;
- заинтересованность работодателей в использовании гибкой занятости для экономии затрат на рабочую силу;
- нарастающая асимметрия социально-трудовых отношений в системах образования и здравоохранения, когда они становятся для работников вынужденными и неблагоприятными;
- тенденции формализации отношений с гражданами, пользователями услуг систем образования и здравоохранения и др.
Таким образом, в современных условиях возникают существенные риски дисбаланса кадрового обеспечения сфер образования и здравоохранения, когда потребности населения и цели Национальных проектов «Образование» и «Здравоохранение» в регионах не могут быть обеспечены в силу отраслевой количественной и качественной нехватки кадров в регионах.
Процесс оптимизации сектора здравоохранения до пандемии выразился в сокращении численности отдельных категорий медицинских работников (среднего и младшего медицинского персонала), больничных коек, что в свою очередь снизило доступность медицинских услуг в региональном срезе. Однако сокращение кадров происходило неравномерно в региональном разрезе [10].
Проведенный анализ нормативно-правовой базы реализуемых прогнозных решений в области кадрового обеспечения в регионах позволяет констатировать отсутствие единой методологии. Как правило, по регионам осуществляется прогноз кадровой потребности [16; 17; 18] в целом с учётом дополнительной потребности в специалистах в рамках проводимых мониторингов перспективной кадровой потребности на среднесрочную перспективу. Как показывает анализ нормативных материалов при формировании прогноза учитываются многие кадровые и экономические региональные показатели, которые не в полной мере отражают реальные потребности рынка труда из-за ограниченности используемых параметров и данных, отсутствие достоверности в оценке работодателями планируемой потребности в кадрах, слабое проецирование на реальные инвестиционные планы регионального развития.
Проблема стратегического планирования кадрового обеспечения социально-значимых отраслей осложняется еще и отсутствием возможности выстраивания единой стратегии кадрового обеспечения регионов на всех уровнях образования, поскольку у регионов отсутствуют законодательно установленные полномочия по участию в управлении федеральными образовательными организациями высшего образования, расположенными на их территории (ст. 6 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», эти вопросы относятся к компетенции федеральных органов исполнительной власти) [4].
Возможный вариант для поиска решений с учётом влияния множественных разнородных факторов на занятость в сферах образования и здравоохранения состоит в использовании метода программно-целевого проектирования кадрового обеспечения образования и здравоохранения на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Метод позволяет создать условия для реализации проактивной политики кадрового обеспечения на региональных рынках труда и стратегического проектирования на принципах соответствия трудового потенциала образования и здравоохранения целям и задачам Национальных проектов; разработать механизмы снижения угроз на отраслевых рынках труда в социально-значимых секторах российских регионов, что в итоге должно способствовать повышению уровня и качества жизни населения.
Процесс стратегического планирования каровой потребности в сферах образования и здравоохранения регионов России должен учитывать, как общемировые тренды в сфере труда и занятости, так и качественные и количественные трансформации потребностей в данных услугах. Сегодня цифровизация является ведущим трендом, изменяющим сферу труда, производства и потребления во всех странах. Проблемы кадрового обеспечения здравоохранения и образования находит отражение в работах отечественных ученых [9; 22; 23].
Обращаясь к мировой практике, отметим, что в проектировании занятости удачно сочетаются экономическая методология и цифровые технологии. Построение математических моделей для создания автоматизированной системы достаточно широко используется как отечественными, так и зарубежными авторами. Смыкова Н.В., Авдеев А.С. и Гунер М.В. используют автоматизированное выделение информационных признаков для разработки автоматизированной информационной системы оценки потенциала трудовой деятельности выпускников и соискателей, что может являться элементом разработки автоматизированной информационной системы прогнозирования занятости [30]. Модели для прогнозирования возможности трудоустройства с использованием логистической регрессии предложена в работе [27]. Заметное влияние на исследование стратегий занятости в научной литературе оказали последствия мировой пандемии. Математическое моделирование при разработке кадрового обеспечения применяется во многих сферах деятельности, в том числе и в здравоохранении [29].
Мониторинг рынка труда и занятости на основе информационных технологий сегодня применяют различные российские регионы. Например, в Забайкальском крае, Нижегородской области, Ивановской области и других регионах РФ используют АС «Мониторинг рынка труда», в Самарской области проектирование профессиональных треков педагогов проводится с использованием АИС «Кадры в образовании. Самарская область» [24]. Однако возможности этих и других подобных систем отечественных разработок достаточно ограничены в части проектирования кадрового обеспечения. Исследования бюджетной сферы экономики показывают нарастание рисков оттока кадров, ухудшению качества предоставляемых услуг населению, что предопределяет необходимость формирования более сбалансированной системы кадрового обеспечения [21]. Исследования кадрового потенциала и занятости населения российских авторов определяют методологические аспекты формирования региональной и отраслевой структуры трудового потенциала, типов и форм занятости [28].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научной литературы позволяет констатировать отсутствие общепринятой и единой методологии определения кадровой потребности для сферы здравоохранения.
Разработка АИС под заданные параметры позволяет создать программный комплекс проектирования кадровой потребности в социально-значимых отраслях для среднесрочного и долгосрочного прогнозирования отраслевой занятости. Представляется, что прогнозирование кадрового обеспечения на базе автоматизированной информационной системы, должно включать следующие этапы:
- разработка социально-экономической модели кадрового обеспечения по видам деятельности «Образование» и «Здравоохранение»;
- определение целевых показателей занятости выбранных регионов с выделением кадрового обеспечения видов деятельности «Образование» и «Здравоохранение» на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
- разработка экономических подходов, моделей, методики баланса спроса и предложения на отраслевом рынке труда для разработки параметров функционирования АИС;
- оценка разработанных в АИС прогнозных сценариев структуры кадрового обеспечения на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
- определение возможностей и угроз баланса отраслевой занятости на среднесрочную и долгосрочную перспективы;
- оценка достижимости установленных целей по Национальным проектам «Образование» и «Здравоохранение» с учетом ресурсных ограничений и угроз развития;
- выбор сценариев развития структуры кадрового обеспечения для формирования «Дорожной карты» стратегии;
- выполнение стратегического планирования занятости, высвобождения, потребности по ВЭД «Образование» и «Здравоохранение» по прогнозным сценариям;
- разработка плана мероприятий, «Дорожной карты» реализации стратегии кадрового обеспечения образования и здравоохранения;
- оценка сопоставимости и верификации прогнозных и реальных показателей, полученных с использованием АИС на показателях прошлых лет кадрового обеспечения образования и здравоохранения.
Стратегическое планирование кадрового обеспечения социально-значимых отраслей предполагает использование в том числе и традиционной методики SWOT-анализа [26]. При этом в качестве возможностей предлагаемой методологии стратегического панированная кадрового обеспечения социально-значимых сфер в регионах можно выделить, например, не только учет вариантов сочетания социальных и мотивационных факторов для планирования социально-экономической политики в регионах России, но и возможность минимизировать «кадровый голод» в системах общего среднего и профессионального образования.
Применение цифровых технологий для решения проблемы стратегического планирования кадрового обеспечения сфер здравоохранения и образования в регионах найдет отражение в разработке электронной базы данных АИС, предназначенной для накопления, хранения и выдачи по запросам пользователей отчетной и прогнозно-аналитической информации, полученной в процессе эксплуатации АИС, разработка программного приложения для администрирования базы данных АИС.
В современных исследованиях появляются методы цифрового моделирования занятости с учетом имеющейся информационной базы и учитывающей особенности регионов, подтверждающие изменение структуры рынка труда. Встречаются отдельные публикации на смежные темы, связанные с влиянием цифровой экономики на качество жизни населения и новые возможности для формирования «умной» системы расселения, влиянием цифровизации на компетенции и квалификации, появление цифрового неравенства. Однако стратегическое планирование занятости и кадрового обеспечения, особенно на длительную перспективу, редко встречается в исследованиях в силу высокой неопределенности в развитии ситуации и количества влияющих факторов.
Становление новых моделей развития социально-значимых отраслей России на современном этапе, в условиях кардинальных трансформаций экономической обстановки на внутреннем и внешнем рынках и серьезных демографических вызовов невозможно без грамотного выбора стратегии дальнейшего кадрового обеспечения данных отраслей. Кроме того, необходимо учитывать изменения в самом профессиональном пространстве в сферах образования и здравоохранения под влиянием цифровизации и других объективных процессов, эффекты изменений в смежных сферах. Помимо традиционных методов и подходов к стратегическому планированию представляется целесообразным применение методологии форсайта.
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование кадрового обеспечения образования и здравоохранения позволит снизить риски кадрового дисбаланса за счет оптимизации структуры занятости, подготовки кадров, системы оплаты труда и др. Решение проблемы кадрового обеспечения в сфере здравоохранения и образования невозможны без повышения статуса медицинских и педагогических работников, внедрения системы достойной оплаты труда в указанных секторах.
References:
Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2022 [Russian Statistical Yearbook. 2022] (2022). (in Russian).
Ananchenkova P.I., Bludov V.V., Spasennikova M.G., Tyunkov V.V. (2019). Transformatsiya kadrovogo obespecheniya rossiyskoy sistemy vysshego obrazovaniya [Transformation of personnel provision for Russian system of higher education]. Bulletin of Baikal State University. (4). 617-624. (in Russian). doi: 10.17150/2500-2759.
Bashkin O., Dopelt K., Mor Z., Leighton L., Otok R., Duplaga M., … Davidovitch N. (2021). The future public health workforce in a changing world: A conceptual framework for a european–israeli knowledge transfer project International Journal of Environmental Research and Public Health. (18(17)). doi: 10.3390/ijerph18179265 .
Benrachou N. (2023). Developing strategic planning in organization higher education Human Progress. (2(1)). 20. doi: 10.34709/IM.191.20.
Celine S., Dominic M. M., Devi M. S. (2020). Logistic Regression for Employability Prediction International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. (9 (3)). 2471–2478. doi: 10.35940/ijitee.c8170.019320.
Dokhkilgova D. M., Inalov E. A. (2022). Sistema upravleniya razvitiem sotsialnoy sfery na munitsipalnom urovne [Management system for the development of the social sphere at the municipal level]. Aktualnye voprosy sovremennoy ekonomiki. (11). 1132-1139. (in Russian).
Dubitskiy V. V., Konovalov A. A., Kislov A. G. (2021). K resheniyu aktualnyh zadach kadrovogo obespecheniya v sisteme professionalnogo obrazovaniya [To solving actual problems of staffing in the system of vocational education]. Professional education and labor market. (3(46)). 6-20. (in Russian). doi: 10.52944/PORT.
Esenina E. Yu. (2022). Problema kadrovogo obespecheniya regionalnoy sistemy SPO [The problem of the regional vet system staffing]. Professional education and labor market. (2). 22-35. (in Russian).
Klepach A.N., Lukyanenko R.F. (2023). Rossiyskoe zdravookhranenie: makroekonomicheskie parametry i strukturnye problemy [Healthcare in Russia: macroeconomic parameters and structural issues]. Problems of forecasting. (2(197)). 76-96. (in Russian).
Latyshova A. A., Kupeeva I. A., Gazheva A. V. (2021). Otsenka likvidatsii defitsita spetsialistov so srednim meditsinskim obrazovaniem v Rossiyskoy Federatsii po itogam 2020 goda [Assessment of the elimination of the shortage of specialists with secondary medical education in the Russian Federation by the end of 2020]. Menedzher zdravookhraneniya. (7). 66-72. (in Russian). doi: 10.21045/1811-0185-2021-7-66-72.
Manshin R. V., Moiseeva E. M. (2022). Vliyanie infrastruktury na razmeshchenie naseleniya i razvitie regionov Rossii [Influence of infrastructure on population distribution and socio-economic development of Russian regions]. Economy of the region. (18(3)). 727-741. (in Russian). doi: 10.17059/ekon.reg.2022-3-8.
McNair D. S. (2015). Enhancing Nursing Staffing Forecasting with Safety Stock over Lead Time Modeling Nursing Administration Quarterly. (39(4)). 291–296. doi: 10.1097/NAQ.0000000000000124.
Migunova Yu. V., Sadykov R. M. (2019). Kadrovoe obespechenie meditsinskikh organizatsiy v respublike Bashkortostan [The personnel support of medical organizations in the Republic of Bashkortostan]. Problemy sotsialnoy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. (2). 177-181. (in Russian). doi: 10.32687/0869-866X-2019-27-2-177-181.
Safonov A.L., Dolzhenkova Yu.V. (2022). Oplata truda v byudzhetnoy sfere: sostoyanie i tendentsii razvitiya [Remuneration in the public sector: state and development trends]. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (1(46)). 64-71. (in Russian). doi: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-64-71.
Samsonova E. M., Labzin A. V. (2020). Problema kadrovogo obespecheniya sistemy obshchego obrazovaniya Samarskoy oblasti [Problem of personnel support of the system of general education of the Samara region]. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (1-2(40)). 131-134. (in Russian). doi: 10.24411/2500-1000-2020-10078.
Siburina T.A., Devishev R.I., Miroshnikova Yu.V., Vechorko V.I. (2017). Prognozirovanie kadrovogo potentsiala v zdravookhranenii na printsipakh strategicheskogo planirovaniya [Forecasting human resource potential in health care on the principles of strategic planning] (in Russian).
Simonova M. V., Sankova L. V., Mirzabalaeva F. I., Privorotskaya E. V. (2021). Demand for engineering qualifications in the transformation period Lecture Notes in Networks and Systems. (139). 666-675. doi: 10.1007/978-3-030-53277-2_79.
Smykova N. V., Avdeev A. S., Guner M. V. (2020). Selection of Informational Signs for Forecasting Employment of Graduates Izvestiya of Altai State University. (1(111)). 128–132. doi: 10.14258/izvasu(2020)1-22.
Son I.M., Kupeeva I.A, Nesvetaylo N.Ya., Leonov S.A., Gazheva A.V. (2015). Podkhody k raschetu potrebnosti sistemy zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii vo vrachebnyh kadrakh [Approaches to calculating the need of the Russian Federation health care system for medical personnel]. Zdravookhranenie. (1). 44-51. (in Russian).
Tsybatov V. A. (2021). Tsifrovizatsiya tselepolaganiya: ot formirovaniya tselevogo plana do razrabotki stsenariya razvitiya [Digitalization of goal-setting: from the formation of a target plan to creation of a development scenario]. Regionalnaya ekonomika. Yug Rossii. (4). 14-25. (in Russian). doi: 10.15688/re.volsu.2021.4.2.
Veselkova E. G. (2023). Normativnoe regulirovanie voprosov monitoringa protsessov meditsinskogo obrazovaniya i obespecheniya kadrami sfery zdravookhraneniya [Regulatory regulation of the issues of monitoring the processes of medical education and the provision of personnel in the healthcare sector]. Pravo i obrazovanie. (2). 27-34. (in Russian).
Zhuk A.P., Rozenfeld I.I., Tishkina S.N., Alkhasov T.G., Lukyantseva D.V., Bezdenezhnyh T.P. (2019). Rossiyskiy opyt ispolzovaniya podkhodov k raschetu potrebnosti vo vrachebnyh kadrakh [Approaches to assessing the demand for medical personnel in the Russian Federation]. Farmakoekonomika. Sovremennaya farmakoekonomika i farmakoepidemiologiya. (12(3)). 230-238. (in Russian).
Страница обновлена: 01.05.2025 в 17:36:36