Принципы построения системы управления знаниями организации в контексте развития экосистем

Илькевич С.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 4 (Апрель 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлена разработка и систематизация принципов построения системы управления знаниями организации в условиях расширяющихся экосистемного контекста деятельности. Экосистемные факторы в существенной степени сказываются на системах управления знаниями в первую очередь в следующих пяти аспектах: более высокие требования к гибкости, необходимость коллаборативных подходов к управлению знаниями в экосистемах, растущая зависимость от цифровых технологий, глобальный характер построения как бизнес-моделей, так и систем управления знаниями, а также приоритезация задач устойчивого развития, в том числе через построение более партисипативных организационных культур путем создания среды, в которой сотрудники чувствуют себя свободно в выражении своих идей и при обмене знаниями. Учет центральных аспектов экосистемного контекста позволяет более точно сформулировать содержание и целеполагание в рамках представленных в статье десяти принципов построения системы управления знаниями. Создание и развитие эффективной системы управления знаниями в организации требует комплексного подхода и последовательного плана организационных преобразований. Статья предлагает достаточно системный и актуальный взгляд на решение данной комплексной задачи.

Ключевые слова: экономика знаний, управление знаниями, система управления знаниями, способности, компетенции, отличительные компетенции, динамические способности, информация, данные, основанные на знаниях динамические способности

JEL-классификация: D80, D83, Q56



Введение

В свое время Уинстон Черчилль отмечал, что «империи будущего – это империи разума». Данное высказывание можно в полной мере отнести к современным бизнес-империям, которым критически важно создавать эффективную модель организационного развития, которая должна базироваться на полноценной системе управления знаниями. В современном контексте создание эффективной системы управления знаниями в организации включает в себя множество взаимосвязанных компонентов. Такая система требует наличия четко определенной стратегии, которая будет направлять все усилия по сбору, формированию, обработке и распространению знаний. Также важным для системы управления знаниями является внедрение технологий, которые облегчают доступ к знаниям и способствуют их оперативному использованию.

За последнее десятилетие исследования в области управления знаниями резко активизировались из-за растущего интереса исследователей и практиков в этой области [11]. Особый интерес в последние несколько лет представляет пересечение двух областей – управления знаниями и концепции динамических возможностей, основанных на знаниях (KBDC). Результаты исследований показывают растущее признание объяснительного потенциала концепции KBDC как особенно важной для поддержания конкурентных преимуществ бизнеса, организационной гибкости и успешного внедрения инноваций [13], а также для реализации наиболее масштабной разновидности инноваций – инновации бизнес-модели [18]. В контексте взаимодействия управления знаниями с отличительными компетенциями недавно предложена интегративная концепция цикла управления знаниями и отличительными компетенциями организации [1].

Создание знаний – это в контексте бизнеса прежде всего разработка новых инноваций, которые ранее не существовали в организации; а контекстуализация становится в полной мере успешной, когда новый контент органично и с очевидной пользой для владельцев встраивается в бизнес-процессы компаний [14]. Однако создание системы управления знаниями не ограничивается лишь процессными, продуктовыми, техническими и стратегическими аспектами [Титов, 2025]. Культурная трансформация внутри организации также играет критически важную роль. Необходимо формировать атмосферу, способствующую обмену знаниями и инновациям, в рамках которой сотрудники чувствовали бы себя вовлеченными и мотивированными делиться своими идеями и опытом. Комплексное и интегративное понимание всех этих составляющих – стратегического планирования, технологического обеспечения и культурных аспектов – является необходимым условием для достижения высокой результативности и эффективности системы управления знаниями. Это, в свою очередь, также способствует созданию инноваций и обеспечивает достижение устойчивых конкурентных преимуществ.

Эффективное управление данными предполагает в первую очередь управление данными как активами в современном цифровом ландшафте. Оно включает взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), разработку политики и интеграцию управления данными в организационную культуру и процессы. Особую важность представляет качество согласованности инициатив по управлению данными и знаниями с бизнес-целями организации для повышения общей организационной гибкости, оперативности и результативности [20].

Однако в текущей экосистемной парадигме развития бизнеса и управления знаниями появляются новые специфические проблемы и угрозы. В частности, стоит отдельно отметить нарастающую по остроте проблему, когда крупные технологические компании занимаются практиками, которые позволяют им присваивать знания, созданные более мелкими фирмами и исследовательскими институтами (пользуясь сделками слияний и поглощений), что в свою очередь подрывает потенциал инноваций и экономического роста у менее доминирующих игроков на соответствующих рынках. Это в конечном итоге усугубляет неравенство возможностей в инновационной экосистеме. Крупные технологические компании занимаются своеобразным хищничеством в области знаний, включая агрессивные стратегии приобретения, монополизации данных и дальнейшее манипулирование правами интеллектуальной собственности. Социально-экономические последствия хищничества в области знаний в конечном итоге подавляет творческий потенциал всего общества и препятствует устойчивому развитию [16]. Происходит интенсификация использования нематериальных активов в цепочках создания стоимости и создание своего рода знаниевых источников рыночной власти, который некоторые исследователи не без оснований называют интеллектуальным монополистическим капитализмом – Intellectual Monopoly Capitalism [8]. Ситуация дополнительно усугубляется тем, что многие цифровые бизнес-модели во многих секторах экономики не так просты для понимания, особенно учитывая их динамичное развитие и разнообразие [4], а также множественность параметров и плоскостей в инновационной деятельности компаний [5], которые можно весьма различными подходами интерпретировать и оценивать. В этих условиях знаниевый компонент как особый вид производственного и финансового актива становится центральным в рамках эвристической модели «эффективного интерпретатора», которой в современной парадигме при оценке бизнеса придерживаются как розничные, так и институциональные инвесторы [2].

Основная часть

Влияние экосистемного контекста на системы управления знаниями

Экосистемный контекст современного развития бизнеса влияет на системы управления знаниями (СУЗ) несколькими значимыми способами. Целесообразно отметить пять наиболее значимых аспектов влияния экосистемного контекста на СУЗ.

Во-первых, динамичная и взаимосвязанная природа бизнес-экосистем требует гибкой СУЗ, которая может вмещать различные источники информации и потоки знаний. Эта гибкость позволяет организациям быстро адаптироваться к меняющимся рыночным условиям за счет более высокой гибкости.

Во-вторых, отношения между участниками экосистемы, включая партнеров, поставщиков и клиентов, приводят к более высокому уровню важности общих знаний. Успешная СУЗ должна способствовать обмену знаниями и сотрудничеству, совместному творчеству и инновациям среди всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Совместный, коллаборативный подход усиливает своеобразный коллективный интеллект экосистемы, как совокупность способностей всех участников экосистемы ставить и решать задачи, что в конечном счете обеспечивает конкурентные преимущества и рост благосостояния для всех.

В-третьих, растущая зависимость от цифровых технологий в экосистемах ведет к значительным преобразованиям, особенно в части того, как создаются, хранятся и становятся доступными знания. Расширенная аналитика, искусственный интеллект и облачные вычисления предлагают новые возможности для использования и более эффективной коммерциализации информации, основанной на данных. А это требует, чтобы СУЗ интегрировала эти технологии для повышения эффективности и результативности.

В-четвертых, глобальный характер современных бизнес-экосистем привносит дополнительные сложности, связанные с культурным разнообразием и разнородной нормативно-правовой средой для участников из различных юрисдикций. СУЗ в контексте компаний и организаций с высокой степенью интернационализации должна быть разработанной таким образом, чтобы выходить за пределы географических границ и с минимальным количеством конфликтов и противоречий вмещать разнообразные базы знаний.

В-пятых, соображения устойчивого развития становятся неотъемлемой частью бизнес-экосистем, побуждая организации принимать социально ответственные практики. СУЗ должна тоже в полной мере соответствовать этим ценностям, в первую очередь за счет стимулирования обмена устойчивыми практиками и инновациями в экосистеме, а также формирования культуры ответственности и достаточного уровня этической осведомленности.

Для большей наглядности связей рассмотренные пять экосистемных аспектов управления знаниями можно встроить в интегративную концепцию цикла управления знаниями K. Dalkir [9]. В рамках данной концепции при переходе от этапа сбора/создания знаний к обмену и распространению знаний оценивается в первую очередь содержательное наполнение знаний и их общая релевантность. Затем знания контекстуализируются для их более предметного приобретения и применения, а затем происходит актуализация, которая позволяет в том числе понять, какие пласты знаний нужны на следующей итерации, поскольку речь идет о своего рода восходящей спирали, а не просто о цикле [10]. Дополнение пяти экосистемных аспектов в интегративную концепцию цикла управления знаниями K. Dalkir в качестве пяти факторов представлено на рис. 1.

Рис. 1. Интегративная концепция цикла управления знаниями в контексте развития экосистем

Источник: составлено автором

Стоит отметить, что на рис. 1 отсутствует индикация (например, стрелочками) взаимодействия факторов с этапами и процессами не только для сохранения относительной простоты и ненагроможденности изображения, но также в силу того, что такого рода взаимодействия происходят практически во всех возможных комбинациях. Выделенные пять экосистемных аспектов управления знаниями в совокупности раскрывают и подчеркивают необходимость в том, чтобы СУЗ постоянно развивалась в ответ на трансформационные процессы, происходящие в контекстах более узких и более широких экосистем. Логика построения бизнеса, включая общую и операционную бизнес-модели, а также логика выстраивания и развития СУЗ требуют во все большей степени учета нюансов экосистемных взаимодействий.

Десять принципов построения системы управления знаниями

В данном подразделе будут представлена совокупность десяти основополагающих принципов системы управления знаниями с учетом экосистемного контекста. Данный конгломерат принципов позволяется учесть отмеченные в предыдущем разделе аспекты влияние экосистемного контекста на системы управления знаниями и повысить их эффективность и результативность.

Принцип 1. «Северная звезда». Принцип «Северной звезды» (North Star) в контексте организационного управления символизирует не только чувство идентичности для различных участников, но и служит основным ориентиром для всей деятельности всей организации. Важным аспектом функционирования организаций является то, что знания формируются и, в значительной степени, самоорганизуются вокруг этой ключевой организационной цели. Эффективная организация, управление и использование знаний требуют первоначального выявления ключевых факторов, способствующих успешному функционированию бизнеса.

Существует прямая связь между четкостью стратегии управления знаниями и легкостью доступа сотрудников к необходимым фактам и информации в нужный момент времени. Чем более сфокусирована и стратегически выверена система управления знаниями, тем эффективнее сотрудники могут осуществлять поиск и получение актуальных данных. Кроме того, когда база знаний организации ориентируется на узкий круг значимых целей, она становится значительно более актуальной и предметной. Это не только позволяет сократить время на поиск информации, но и усиливает связь между знанием и целями организации, обеспечивает более быстрое применение знаний в практических решениях.

Принцип 2. Ясно сформулированные цели и задачи системы управления знаниями представляют собой ключевой принцип, необходимый для успешного внедрения и функционирования данной системы в организации. На начальном этапе крайне важно определить, какие именно результаты организация стремится достичь через использование системы управления знаниями. Целеполагание должно быть ориентировано на выявление конкретных потребностей и ожиданий организации. Например, ключевыми параметрами могут выступать такие аспекты, как улучшение координации и взаимодействия между сотрудниками, что способствует более продуктивной совместной работе. Также важным показателем может служить ускорение процессов адаптации новых сотрудников, что является критическим моментом для быстрого включения их в рабочие процессы, а также для сокращения времени на вводное обучение.

Принцип 3. Ориентация развития системы управления знаниями на ключевые и отличительные компетенции организации представляет собой важный принцип, имеющий огромное значения для формирования долгосрочных и устойчивых конкурентных преимуществ. По мере развития организации происходят динамические изменения в ее способностях (capabilities, capacities) и компетенциях (competencies), которые постоянно улучшаются и комбинируются в новые конфигурации. Внедрение управления знаниями для управления новыми способностями свидетельствует о том, что управление знаниями не только обеспечивает конкурентные преимущества, но и является средством выживания организации за счет усовершенствования или создания новых возможностей и компетенций [7]. Организация в рамках такой парадигмы в контексте современной экономики знаний и экосистемных взаимодействий может быть определена как интенционально направленная знаниевая система, стратегическим образом выстраивающая свой пул отличительных, ключевых и уникальных компетенций в рамках восходящего спирального и усложняющегося воспроизводства потоков данных, информации и знаний [1].

Принцип 4. Дизайн, ориентированный на потребности сотрудников организации, играет ключевую роль в создании эффективных и интуитивно понятных систем управления знаниями. Система управления знаниями должна разрабатываться с учетом особенностей и требований сотрудников организации, особенно в части интерфейса и навигации. Удобство интерфейса и навигации достигаются в первую очередь через внедрение четких и интуитивно понятных категорий и функций поиска. Перспективным также представляется использование модели, основанной на оценке параметров подтверждения ожиданий (подтверждение ожиданий, воспринимаемая полезность и удовлетворенность) в сочетании с факторами управления знаниями (обмен знаниями, приобретение знаний и применение знаний), поскольку такая методология помогает точнее отслеживать и интерпретировать улучшения в дизайне системы управления знаниями [6].

Принцип 5. Релевантность контента и управление информационными потоками представляют собой еще один ключевой принцип эффективного функционирования системы управления знаниями. Специалисты, отвечающие за наполнение контента и архитектуру информационных потоков, должны быть хорошо обученными и ознакомленными с ключевыми принципами управления знаниями, что позволит им эффективно оптимизировать как сам контент, так и информационные потоки внутри базы данных знаний. Такой подход подразумевает не только техническую экспертизу, но и способность к аналитическому мышлению, чтобы оценивать потребности пользователей, идентифицировать пробелы в существующем контенте и предлагать стратегии для их устранения.

Кроме того, команда должна активно взаимодействовать с другими подразделениями и конечными пользователями, собирая обратную связь и адаптируя свою работу согласно изменениям в потребностях организации. Это обеспечит не только высокое качество и актуальность информации, но и её адекватное представление, что, в свою очередь, повысит общую удовлетворенность пользователей и эффективность информационных потоков. Таким образом, организация эффективных механизмов по управлению контентом и информацией становится важной задачей для достижения стратегических целей компании.

Принцип 6. Открытость к цифровым решениям, цифровая трансформация, использование технологий больших данных и внедрение систем на основе искусственного интеллекта в совокупности составляют еще один значимый принцип для успешного развития организаций в современном информационном обществе, и значимость этого принципа в последние годы становится все более очевидной. Аналитика больших данных предоставляет ценную информацию о том, как знания используются внутри организации, что позволяет выявлять существующие пробелы в знаниях и находить возможности для их оптимизации и улучшения. Такое углублённое понимание помогает не только повысить качество принимаемых решений, но и усилить стратегическое планирование. При этом необходимо обеспечить хорошо скоординированное и четкое понимание возможностей цифровизации в контексте стратегии управления знаниями, категоризации цифровых инструментов во взаимосвязи с бизнес-процессами [15].

Решения на основе искусственного интеллекта играют важную роль в управлении знаниями, так как способствуют эффективной категоризации контента, формированию персонализированных рекомендаций и улучшению поиска информации. Важным аспектом также является необходимость обеспечения сопряженности и синергичности между системами управления знаниями и управления цифровой трансформацией [3]. Эти системы не должны существовать изолированно: их интеграция и взаимодействие позволят создать комплексную экосистему, в которой потоки информации будут оптимизированы, а процессы обмена знаниями - автоматизированы.

Принцип 7. Интеграция инструментов совместной работы в систему управления знаниями представляет собой важный принцип, способствующий эффективному обмену информацией и взаимодействию между пользователями. В современных организациях наличие инструментов, таких как форумы для обсуждений или общие рабочие пространства, позволяет создавать удобные условия для совместной работы, что, в свою очередь, упрощает процесс обмена знаниями и идеи между сотрудниками на различных уровнях. Использование асинхронной коммуникации становится особенно полезным инструментом. Асинхронные коммуникационные каналы, такие как электронная почта, чаты и специализированные платформы для обмена сообщениями, позволяют участникам обсуждений взаимодействовать в удобное для них время, что значительно увеличивает продуктивность и качество взаимодействия.

Принцип 8. Стимулирование процессов создания, обмена, распространения и активного использования знаний является основополагающим мотивационным принципом. Исследования показывают, что доверие, коммуникация, информационные системы, вознаграждения и организационная структура положительно связаны с обменом знаниями в организациях. Поэтому очень важной задачей является помощь всем стейкхолдерам организации в понимании важнейшей роли организационной культуры в накоплении и распространении знаний с целью стать лидерами в использовании своих знаний [12]. При этом необходимо обращать внимание на взаимосвязи между доверием, организационным психологическим климатом, процессами управления знаниями и общей эффективности организации [17].

Принцип 9. Обучение, поддержка и обратная связь являются значимым принципом успешного функционирования системы управления знаниями, особенно на начальных этапах ее внедрения. В начальный период внедрения системы управления знаниями необходимо организовать разнообразные обучающие мероприятия для сотрудников, направленные на развитее навыков эффективного использования системы. В эпоху стремительного развития технологий и растущего внимания к совместному обучению понимание эффективных методов и технологий обмена знаниями становится обязательным условием для оптимизации результатов обучения [19].

Принцип 10. Когнитивная эффективность и предотвращение информационной перегрузки являются также значимым принципом в управлении знаниями для долгосрочного и устойчивого стимулирования развития когнитивно-личностного потенциала сотрудников за счет преобразования неявных знаний в явные. До разумных пределов можно сказать, что чем больше таких преобразований произойдет, тем лучше будет общая продуктивность и эффективность работы в организации. Однако следует учитывать, что чрезмерные попытки извлечь и систематизировать все доступные знания в организации могут иметь негативные последствия. Постоянный сбор и компиляция информации со всей организации могут привести к перегрузке сотрудников данными, что затрудняет их способность эффективно фильтровать важную информацию от менее значимой. В результате возникновения такой информационной перегрузки работники могут испытывать дезориентацию и сниженную мотивацию к обмену знаниями, что, безусловно, подрывает саму идею сотрудничества и совместного обучения. Необходимо сосредоточиться на более целенаправленном подходе к управлению знаниями, уделяя приоритетное внимание именно тем знаниям и данным, которые существенно влияют на эффективность работы и достижение стратегически значимых организационных целей. Ориентирование на ключевые области знаний, которые действительно способствуют прогрессу и развитию компании, позволяет минимизировать риски перегрузки информацией и повысить вовлеченность сотрудников в процесс обмена и распространения знаний.

Заключение

Сформулированные в настоящей работе десять принципов разработки и развития системы управления знаниями с учетом экосистемного контекста деятельности организации предоставляют возможность правильно расставить приоритеты. Это в свою очередь способствует достижению как быстрых, так и долгосрочных и устойчивых результатов в области организационных преобразований. Создание и развитие эффективной системы управления знаниями в организации требует комплексного подхода, который включает в себя четыре ключевые областей деятельности, на пересечении которых наиболее целесообразно формулировать и уточнять принципы построения системы управления знаниями организации в контексте развития экосистем. Представленная в настоящей работе совокупность принципов обусловлена текущими и перспективными аспектами развития и сопряжения этих четырех областей (плоскостей) деятельности организации. Целесообразным представляется кратко пояснить релевантность каждой из них.

Во-первых, стратегическое планирование становится основополагающим компонентом, поскольку оно позволяет организации адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды и внутренним запросам. Четко сформулированные стратегические цели дают возможность определять направления, в которых следует развивать систему управления знаниями, обеспечивая тем самым её соответствие общим целям бизнеса, общей и операционной бизнес-моделям.

Во-вторых, налаживание полноценных процессов является критически важным для функционирования системы управления знаниями. Оно включает в себя разработку и внедрение стандартов, регламентов и процедур, которые обеспечивают эффективный обмен и сохранение знаний. Эти процессы должны быть интегрированы в повседневную деятельность сотрудников, чтобы гарантировать их вовлеченность, активное участие и взаимодействие прежде всего между собой.

В-третьих, эффективное использование технологий является важным аспектом, позволяющим оптимизировать процессы управления знаниями. В современном мире наличие соответствующих инструментов и платформ для хранения, обработки и распространения знаний существенно улучшает доступность информации, что, в свою очередь, повышает общую производительность организации.

В-четвертых, культурная трансформация также играет значительную роль в успешном внедрении системы управления знаниями. Изменение корпоративной культуры в сторону поощрения открытого обмена информацией, совместной работы и признания ценности знаний может оказать глубокое воздействие на динамику взаимодействия сотрудников. Создание среды, в которой сотрудники чувствуют себя свободно в выражении своих идей и обмене знаниями, способствует более активному вовлечению в процессы, а это в конечном итоге приводит к более высоким результатам в организации в плоскостях устойчивости, конкурентных преимуществ, рыночной ниши, операционной и финансовой эффективности и результативности.

Сопряжение данных четырех своеобразных систем координат (плоскостей, измерений) – стратегического планирования, наладки процессов, использования технологий и динамики культурных изменений – формирует устойчивую и динамичную систему управления знаниями на продуктивных принципах в контексте развития экосистем.


Источники:

1. Илькевич С.В. Интегративная концепция цикла управления знаниями и отличительными компетенциями организации // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2024. – № 4. – c. 333-337. – doi: 10.17747/2618-947X-2024-4-333-337.
2. Илькевич С.В. Эвристическая модель «эффективного интерпретатора» в портфельных инвестициях в высокотехнологичные компании // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 116-128. – doi: 10.17747/2618-947X-2022-2-116-128.
3. Титов С.А., Линдер Н.В., Трачук А.В., Ховалова Т.В., Устинова О.Е., Кузнецова М.О. Управление цифровой трансформацией бизнеса: концепции, кейсы, методы и инструменты. / Монография. - Москва: ИНФРА-М, 2025. – 223 c.
4. Хачатурян М.В. Особенности развития цифровых бизнес-моделей организаций в современных условиях // Креативная экономика. – 2022. – № 5. – c. 1975-1992. – doi: 10.18334/ce.16.5.114648.
5. Хачатурян М.В. Особенности цифровой трансформации управления инновационной деятельностью компаний // Креативная экономика. – 2022. – № 2. – c. 555-572. – doi: 10.18334/ce.16.2.114165.
6. Al-Sharafi M.A., Iahad N.A., Al-Emran M., Iranmanesh M., Al-Qaysi N., Arpaci I. Understanding the impact of knowledge management factors on the sustainable use of AI-based chatbots for educational purposes using a hybrid SEM-ANN approach // Interactive Learning Environments. – 2022. – № 1. – doi: 10.1080/10494820.2022.2075014.
7. Anshari M., Hamdan M. Understanding knowledge management and upskilling in Fourth Industrial Revolution: transformational shift and SECI model // VINE Journal of Information and Knowledge Management Systems. – 2022. – doi: 10.1108/VJIKMS-09-2021-0203.
8. Durand C., Milberg W. Intellectual monopoly in global value chains // Review of International Political Economy. – 2020. – № 2. – p. 404-429. – doi: 10.1080/09692290.2019.1660703.
9. Dalkir K. Knowledge Management in Theory and Practice. - Oxford: Elsevier-Butterworth Heinemann, 2005.
10. Dalkir K. Knowledge Management in Theory and Practice. / 2nd E. - Cambridge, MA: Massachusetts Institute of Technology, 2011.
11. Farooq R. A review of knowledge management research in the past three decades: a bibliometric analysis // VINE Journal of Information and Knowledge Management Systems. – 2024. – doi: 10.1108/VJIKMS-08-2021-0169.
12. Ismail Al‐Alawi A., Yousif Al‐Marzooqi N., Fraidoon Mohammed Y. Organizational culture and knowledge sharing: critical success factors // Journal of Knowledge Management. – 2007. – № 2. – p. 22-42. – doi: 10.1108/13673270710738898.
13. Kaur V. Knowledge-based dynamic capabilities: А scientometric analysis of marriage between knowledge management and dynamic capabilities // Journal of Knowledge Management. – 2023. – № 4. – doi: 10.1108/JKM-02-2022-0112.
14. Mohajan H.K. A Comprehensive Analysis of Knowledge Management Cycles // Journal of Environmental Treatment Techniques. – 2016. – № 4. – p. 121-129.
15. Panda S. Digitization of Knowledge Management Methods: An Essential Approach // International Journal of Knowledge Management. – 2022. – № 2. – p. 25-32. – doi: 10.5281/zenodo.7760149.
16. Rikap C., Lundvall B.Å. Big tech, knowledge predation and the implications for development // Innovation and Development. – 2020. – № 3. – p. 389-416. – doi: 10.1080/2157930X.2020.1855825.
17. Sahibzada U.F., Jianfeng C., Latif Kh.F., Shah S.A., Sahibzada H.F. Refuelling knowledge management processes towards organisational performance: mediating role of creative organisational learning // Knowledge Management Research and Practice. – 2020. – № 1. – p. 1-13. – doi: 10.1080/14778238.2020.1787802.
18. Tapia S. Business Model Innovation in the Big-Data Era from the Perspective of Knowledge-Based Dynamic Capabilities: Case Study of a Fintech. / In book: Human-Centred Technology Management for a Sustainable Future. - Cham: Springer, 2024. – 89-99 p.
19. Zamiri M., Esmaeili A. Methods and Technologies for Supporting Knowledge Sharing within Learning Communities: A Systematic Literature Review // Administrative Sciences. – 2024. – № 1. – p. 17. – doi: 10.3390/admsci14010017.
20. Zhang Q., Sun X., Zhang M. Data matters: A strategic action framework for data governance // Information & Management. – 2022. – № 4. – p. 103642. – doi: 10.1016/j.im.2022.103642.

Страница обновлена: 18.04.2025 в 22:45:32