Современные тренды в модернизации российского высшего образования

Насибян С.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (71), Октябрь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17964050
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются вопросы подготовки лидеров, обладающих мультидисциплинарными знаниями, способных строить эффективные коммуникации, гармонизировать отношения с внешней и внутренней средой бизнеса. Здесь важно наличие инновационной архитектуры образовательных программ и использование современного управленческого инструментария, информационных технологий.

Ключевые слова: инновации, информационные технологии, менеджмент, банки, сертификация, персонал, стандарты, образовательные программы, мультидисциплинарные знания



Главный принцип воспроизводства человеческого капитала заключается в непрерывности образования [1]. Для формирования целостной системы непрерывного образования Стратегией инновационного развития Российской Федерации до 2020 года предусмотрен целый ряд существенных новшеств. Среди них обеспечение ключевых российских вузов глобально конкурентоспособными профессорско-преподавательскими кадрами (в том числе приведение уровня оплаты и условий труда к уровню международных стандартов за счет повышения нормативов финансирования образовательных программ из средств федерального бюджета).

Время требует кадровой свежести

Отбор вузов предполагается осуществлять на конкурсной основе с учетом наличия в них профессорско-преподавательского состава с подтвержденной международной публикационной активностью в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science). Будут изменены принципы формирования профессорско-преподавательского состава и руководства, научного и управленческого состава вузов. Так, будет введена контрактная основа зачисления на работу по категориям персонала.

С учетом международной публикационной активности претендентов будут введены дополнительные надбавки к оплате труда преподавателей. Кроме того, предусмотрена подготовка нового поколения управленческих кадров в высшем образовании как в ведущих международных университетах и их долгосрочные стажировки, так и в Центре подготовки управленческих кадров в сфере образования (на уровне магистратуры и аспирантуры) с участием представителей ведущих зарубежных вузов. В связи с развитием международной интеграции повышены требования в образовательных программах знаний по иностранным языкам.

Предусматривается также создание регулярно обновляемых рейтингов вузов на основе стандартизированного тестирования выпускников образовательных программ. Вузам, не обеспечивающим должное качество подготовки, будет отказано в государственном финансировании аспирантуры и магистратуры. На основе стандартизированного экзамена, аналогично GRE subject test (индикатора качества подготовки специалиста), признаваемого во многих странах, будет осуществляться прием в магистратуру. Для решения этой задачи предусматривается формирование независимого от системы образования института профессиональных экзаменов.

С внедрением практики проведения профессиональных экзаменов ассоциациями представителей профессионального сообщества будут повышены требования к присуждению профессиональных квалификаций и допуска к профессии по ряду специальностей и видов деятельности. Одновременно прорабатывается вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций путем преобразования существующих образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Эксперимент по внедрению прикладного бакалавриата еще не завершен. Он коснулся, прежде всего, технических специальностей. Разрабатываются предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, прежде всего, по направлениям подготовки в области экономики, юриспруденции, управления и социологии. К 2015 году планируется разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.

Сертификация качества

В соответствии с современными требованиями к качеству продукции и услуг широкое распространение в мире получает сертификация. Как инструмент регулирования качества продукции и услуг она позволяет интегрироваться в инновационные процессы, мировые процессы поставки продукции и услуг. Стандарты качества сегодня распространяются на все сферы деятельности, включая сферу управления (в том числе госаппарат).

В России существуют две разновидности сертификации: обязательная, устанавливаемая государством как средство контроля безопасности какой-либо продукции, и добровольная, рассматриваемая производителем как средство повышения конкурентоспособности своей продукции. Существование целого ряда финансовых операций, требующих обеспечения безопасности их выполнения, обусловливает полезность расширения процедуры сертификации.

Анализ практики банковской деятельности показывает, что в России тестирование и сертификацию проходят программные продукты, обслуживающие различные сегменты финансового рынка (РОССВИФТ). В выдаваемом сертификате указывается перечень банковских операций, на которые он распространяется (платежи, форексные и иные сделки на денежном рынке, документарный бизнес, операции с ценными бумагами и др.). Сертификацию криптографической защиты информации осуществляет Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ). Ассоциация российских банков создает аттестационные центры, аккредитованные в системе лицензирования и сертификации ФАПСИ, с целью оказания помощи в получении соответствующего сертификата. Однако возможно и создание разными организациями параллельных и конкурирующих между собой процедур. Способом избежать дублирования может стать унификация и стандартизация требований.

Применительно к банкам в соответствии с требованиями к кредитным организациям «Базель-2» и стандартами МСФО целью сертификации является обеспечение заданного качества услуг с использованием единых методов расчета рисков, повышения организованности и ответственности персонала и руководства бизнес-структур. Требования к сертификации становятся универсальными и обязательными как для финансово-банковского сектора, так и для потребителей кредитных и инвестиционных ресурсов — в реальных секторах экономики.

В России с 1999 года осуществляются подготовка и сертификация за рубежом экспертов международной категории А1, что необходимо для формирования национального института независимых экспертов, способных самостоятельно решать задачи гармонизации СМК в соответствии с требованиями ISO 9001, 19001 и технических регламентов. Завершается обучение вручением сертификатов, подтверждающих компетентность персонала в соответствии со стандартом ISO 17024 (с аккредитацией в странах ЕС и Швейцарии).

Европейский опыт

Перспективы стандартизации банковского образования в Европе, создание новой системы сертификации компетенций и аккредитации образовательных учреждений в области финансовых услуг в рамках транснационального проекта CERTIFIED обсуждались еще в марте 2009 года на очередном заседании Ассоциации европейского банковского образования (EBTN). Были определены профессиональные позиции и банковские направления, рекомендованные 17 европейскими странами, нуждающиеся в сертификации.

Для специалистов и менеджеров среднего звена, наиболее нуждающихся в сертификации, предложены профессиональные позиции (управляющий филиалом, тренинг-менеджер, специалист по комплайенс, специалист по управлению отношениями с клиентами, специалист по внутреннему аудиту) и банковские направления (ретейл, корпоративный бизнес, средний и малый бизнес, риск-менеджмент, управление активами и пассивами, операции call-центра).

Большой популярностью в России пользуются специалисты, обладающие международными сертификатами в сфере финансов, эккаунтинга и аудита. Так, для получения сертификата необходимо сдать более десятка экзаменов. Серьезные трудности у российских бухгалтеров в получении сертификатов АССА связаны с недостаточным владением иностранным языком и ограниченностью финансовых возможностей. В результате только единицы российских бухгалтеров прошли все испытания и именуются АССА, СРА, СА. Подавляющее же большинство, пройдя обучение по продукту АССА, получают диплом по международным стандартам финансовой отчетности (DiplFRS).

Российский опыт

Единственная русскоязычная программа, имеющая международный статус, — это CIPA (Certified International Professional Accoutant — Сертифицированный Международный Профессиональный Бухгалтер). Несмотря на международный статус, она является и российской, поскольку используется 7-ю ведущими профессиональными организациями, входящими в Евразийский совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов, каковой объединяет 24 ассоциации из 9 стран СНГ. Отметим, что обучение на этой программе по стоимости существенно ниже, чем по ее аналогам.

Учитывая глобальные тенденции, необходимо создание российской инфраструктуры подготовки сертифицированных специалистов. Механизм сертификации в соответствии с Законом РФ от 10.06.1993 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» предполагает создание системы сертификации, включающей совокупность участников сертификации (создатели системы сертификации, органы по сертификации, производители продукции, исполнители услуг) и правил, установленных в этой системе (положений, осуществляющих регулирование и координацию всех сторон деятельности данной системы).

В связи с объединением в 2011 г. усилий двух ведущих мировых профессиональных ассоциаций в области учета и управления в Великобритании (CIMA) и США (AICPA, The American Institute of Certified Publik Accountant) и созданием глобального профессионального сообщества CGMA (CharteredGlobalManagementAccountant) возрастает значимость и своевременность включенного обучения. Специалисту, обладающему профессиональной квалификацией CIMA, автоматически присваивается высшая квалификация CGMA.

Во всем мире специалисты с дипломами о высшем образовании и сертификатами признанных международных организаций имеют большие шансы в области карьерного роста. Очевидно, что подготовка и сертификация специалистов в соответствии с международными требованиями важны для экономики России в период перехода на Международные стандарты финансовой отчетности и формирования практического опыта их применения [2].

Международная профессиональная сертификация студентов не является самоцелью, она рассматривается факультетом как составляющая учебного процесса, как средство повышения конкурентоспособности выпускника и оправдания работодателя. Первые успехи студенты факультета продемонстрировали в 2011 г. в международном проекте CIMA (TheCIMAglobalbusinesschallenge), по результатам которого в качестве финалистов интеллектуальных соревнований получили возможность по приглашению за счет средств английского банка принять участие в соревнованиях в Китае, где они прошли стажировку в финансовых институтах и транснациональных компаниях. Впоследствии получили приглашения на работу. Победители регионального конкурса 2012 г. получили сертификаты на обучение за счет средств CIMA.

Выводы

В современных условиях нарастающей сложности управленческой функции подготовка лидеров, обладающих мультидисциплинарными знаниями, способных строить эффективные коммуникации, гармонизировать отношения с внешней и внутренней средой бизнеса достигается благодаря инновационной архитектуре образовательных программ и использованию современного управленческого инструментария, информационных технологий. При этом на основе применения единой учетной системы управления ресурсами предприятия, ERP-2 (программы MicrosoftDynamicsNAV) для принятия решений межфункционального характера в учебном процессе предусмотрена подготовка к сдаче экзамена на получение сертификата Microsoft, подтверждающего профессиональные управленческие навыки работы выпускника, что обеспечивает ему высокую конкурентоспособность при трудоустройстве.


Источники:

1. Горелов Н.А., Кораблева О.Н. Знание и креативность – основные черты нового социума [Текст] // Российское предпринимательство, 2012, № 2.
2. Никитина Я.А. Проблемы и перспективы перехода малых и средних предприятий на международные стандарты финансовой отчетности [Текст] // Российское предпринимательство, 2011, № 5. Вып. 2.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:03:53