Особенности применения информационно-аналитической работы в коммерческой деятельности
Глухих В.Р.1
1 Омский государственный университет путей сообщения
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Торгово-экономический журнал *
Том 2, Номер 1 (Январь-Март 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=24245015
Цитирований: 3 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы специализации информационно-аналитической работы в коммерческой деятельности, проанализирован механизм ее алгоритма, выявлены особенности в области понятийного аппарата исследований, вопросы обеспечения потребностей безопасности при защите коммерческой информации и вопросов организации коммерческой разведки. Рассмотрены возможности применения бизнес-анализа при оценке деятельности коммерческой организации.
Ключевые слова: коммерция, бизнес-анализ, алгоритм анализа, коммерческая информация, информационное обеспечение торговли
Введение
Информатизация общества ставит новые задачи в области коммерческой и торговой деятельности, поскольку при решении профессиональных задач нельзя обойтись без информационно-аналитической поддержки и прогнозирования результатов работы и возможных рисков. Также остро встает вопрос с расширением профессиональных компетенций в области аналитики специалистов, связанных с коммерческой деятельностью и торговлей: коммерсантов, товароведов-экспертов, менеджеров [1].
Бизнес-анализ является новым направлением аналитической работы, связочной предпринимательской деятельностью, и определяется «как совокупность задач, методов, квалификаций и возможностей, необходимых для четкого определения проблем, стоящих перед бизнесом, и для описания их решения» (Бариленко, 2011). В результате на сегодняшний день бизнес-анализ «можно рассматривать как новое, перспективное направление не только в практике экономической работы, но и в развитии аналитической науки» (Бариленко, 2011).
На сегодняшний день актуальными также являются вопросы инновационных технологий, связанных с подготовкой специалистов коммерции как в области информационного обеспечения торговли и обучения профессиональным навыкам и компетенциям (Базилевич, Брылова, Глухих, Левкин, 2012), так и в сфере бизнес–аналитики (Кравченко, 2010).
Кроме того, по применению информационно-аналитической работы в коммерции практически нет источников информации, в то время как по проведению бизнес-анализа и общих аспектов аналитической работы, особенно в сфере правоохранительных органов и органов государственного управления, такой информации достаточно много. Это подтверждается нашими собственными исследованиями во время поиска информации к этой статье, в том числе и на сайте электронной библиотеки Российского индекса научного цитирования при обзоре литературных источников (Бариленко, 2014; Буланова, 2014; Галкина, 2013; Герасимова, Филатов, 2012; Горшкова, 2006; Дуденков, 2013; Дуденков, 2014; Дьяконова, Дьяконов, 2010; Киселева, 2013; Филатов, 2012; El-Telbany, Elragal, 2014; Henfridsson, Lind, 2014; Ogiela, Ogiela, 2014; Rajnoha, Kádárová, Sujová, Kádár, 2014; Seng, Lai, 2010).
Поэтому мы поставили цель изучить особенности использования информационно-аналитической работы в коммерческой деятельности, используя методы сравнения, аналогии, формальной логики и системного подхода.
Основная часть
Понятие бизнеса как предпринимательства является более широким по сравнению с понятием коммерческой деятельности, поскольку она предусматривает только процесс сделки купли-продажи товаров совместно с обеспечивающими эту сделку видами деятельности. Таким образом, коммерческая деятельность является более узким понятием, чем предпринимательство.
Используя метод аналогий, можно утверждать, что первой особенностью информационно-аналитической работы в коммерческой деятельности, по сравнению с подобной работой в деятельности предпринимательской, у нее будет более узкая специализация. Таким образом, можно утверждать, что понятие информационно-аналитической работы в коммерции более узкое, чем понятие бизнес-анализа, и может являться его составной частью.
Вторая особенность заключается в основных понятиях информационно-аналитической работы в коммерческой деятельности, таких как объект, предмет изучения и цель.
Объектом изучения, в отличие от объекта изучения бизнес-анализа, где им является хозяйственная деятельность (Зайцева, 2013), в данном случае является коммерческая деятельность.
Предметом изучения, в отличие от предмета изучения бизнес-анализа, где им является конкретный аспект анализа бизнеса (Зайцева, 2013), является проблемно-ориентированная область коммерческой деятельности, в первую очередь связанная с процессом заключения договоров купли-продажи в процессе заключения коммерческой сделки.
Целью информационно аналитической работы в коммерческой деятельности является эффективное информационное обеспечение предварительной подготовки и проведения коммерческой сделки, прогнозирования ее результатов, а также обеспечение информационной безопасности.
Третья особенность информационно-аналитической работы в коммерческой деятельности состоит в особенностях алгоритма, который предусматривает структуру задач как обусловленных общей структурой алгоритма информационно аналитической работы и бизнес-анализа, так и из специфических задач, связанных с коммерцией. В этом алгоритме можно выделить пять основных этапов.
1. Сбор деловой информации. Здесь учитываются аспекты надежности делового партнера, его репутация, экономическая информация об особенностях сделки с учетом возможных условий, выдвинутых деловым партнером, макроэкономическая и политическая информация, информация о конкурентах и возможных условиях, которые они могут предложить вашему деловому партнеру, информация о возможных рисках.
2. Обработка информации. Здесь учитываются аспекты надежности источников и достоверности информации, определяется, соответствует ли информация по своему содержанию, форме и свойствам будущему анализу, осуществляется классификация и группировка информации.
3. Проведение анализа. Здесь учитываются аспекты взаимосвязи различных видов обработанной информации, формируется общее представление о проблемах, которые могут возникнуть при заключении сделки, создается основа для подготовки концепции проведения деловых переговоров и параметров будущей коммерческой сделки.
4. Формирование концепции параметров коммерческой сделки и проведения деловых переговоров. Здесь учитываются аспекты подготовки условий сделки в виде разработки предварительного проекта договора. Разрабатывают все возможные варианты заключения договора. При этом учитывают лимиты результатов: как возможный максимально выгодный результат, так и границы минимально выгодных результатов, за которые нельзя выходить при заключении сделки. В проекте также учитывают и все остальные особенности коммерческой сделки, выявленные в ходе предыдущего анализа: риски, возможные форс-мажорные обстоятельства, вопросы ответственности сторон, арбитража и т.д.
При подготовке переговоров учитывают вопросы безопасности, как участников переговоров, так и вопросы безопасности информации, связанной с содержанием договора.
5. Прогнозирование проведения переговоров и результатов заключенной коммерческой сделки. Здесь учитываются аспекты возможных вариантов развития событий деловых переговоров, основанных на созданной концепции и учитывающих как возможные варианты заключения договора, так и личностные особенности договаривающихся сторон. Создается прогноз поведения при разных вариантах развития событий. Прогнозируются варианты развития событий после заключения договора и во время выполнения его пунктов. Рассматриваются различные варианты действий при разных вариантах развития событий.
Четвертая особенность информационно-аналитической работы в коммерческой деятельности связана с обеспечением безопасности коммерческой информации. В деловой информации коммерческую тайну могут иметь:
• сведения о заключенных или планируемых контрактах;
• данные о поставщиках и клиентах;
• обзоры рынка, маркетинговые исследования;
• информация о конфиденциальных переговорах;
• планы развития предприятия и его инвестиций;
• калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень прибыли (Милевич, 2007).
В соответствии с этими разделами и могут выстраиваться аспекты информационно-аналитической работы. Информационная часть работы предусматривает сбор данных о сведениях и источниках информации, подлежащих защите, существующих в организации правилах ограничения доступа к информации, используемых методах защиты информации. Аналитическая часть работы предусматривает выявление возможных угроз, слабых мест в защите информации, составление прогноза развития тенденций в области охраны информации, разработку мер по нивелированию прогнозируемых угроз путем предложения плана мероприятий по улучшению системы информационной безопасности в организации.
Пятая особенность информационно-аналитической работы в коммерческой деятельности обусловлена вопросами организации обеспечения коммерческой разведки. Информационная часть работы предусматривает сбор данных по аспектам деятельности коммерческих организаций, юридических и физических лиц, связанных с коммерческой деятельностью, информации об адресах, транспорте, условиях конкретных коммерческих сделок и другой информации. Аналитическая часть работы направлена на прогнозирование развития событий и создание условий упреждающих действий в отношении конкурентов или нежелательного развития ситуаций. Методы работы в коммерческой разведке аналогичны методам любой другой разведки, но с условием законодательных ограничений по их применению организациями, не являющимися государственными службами безопасности.
В качестве примера применения информационно-аналитической работы в коммерческой разведке мы можем привести только учебные примеры, так как реально проделанная работа в этом направлении является коммерческой тайной. В качестве же учебного примера можно рассмотреть выполнение задания для самостоятельной работы студентами направления подготовки «Торговое дело» профиля «Коммерция» Омского государственного университета путей сообщения при изучении дисциплины «Основы информационно-аналитической работы». Студентам была поставлена задача информационно-аналитического обеспечения возможного коммерческого стартапа в городе Омске.
Для решения этой задачи студенты должны выполнили следующие этапы работы.
1. Сбор предварительной информации о предмете исследований. Осуществлялся с использованием открытых источников информации, таких как интернет, рекламные публикации, открытые статистические источники информации и т.д.
2. Оценка надежности источников и достоверности, классификация и группировка информации.
3. Предварительный анализ по выявлению наиболее перспективного направления деятельности.
4. Сбор информации о состоянии дел в выбранном направлении деятельности из открытых источников. Выявление конкурентов.
5. Коммерческая разведка на торговых предприятиях возможных будущих конкурентов уже работающих на потребительском рынке города Омска с целью выявления конкурентных преимуществ и возможных достоинств и недостатков в конкретных предприятиях торговли. Методика разведки подразумевала работу звеньями по два-три человека в каждой торговой точке конкурентов, с целью дублирования запоминаемой информации. Чтобы не вызвать подозрений во время сбора информации в торговых точках им были поставлены следующие условия:
· не пользоваться записанными условиями задания на бумаге или электронной версией задания на мобильном телефоне;
· не рассказывать в торговой точке, что они являются студентами направления подготовки «Торговое дело» и выполняют здесь учебное задание;
· не пользоваться фотоаппаратом, мобильным телефоном, диктофоном и другими подобными устройствами, фиксирующими информацию.
При сборе информации студенты использовали визуальное наблюдение и персонал торговой точки в качестве источника информации. При визуальном наблюдении оценивались:
· для внешнего окружения магазина – название и наружное оформление магазина, его адрес (район расположения в городе Омске), наличие удобных подъездных путей;
· для торгового зала – его оформление, примерная площадь, рациональность ее использования, применяемое оборудование, рациональность освещения, температурный режим;
· для оценки работы персонала – наличие продавцов, контролеров, охраны, кассиров, их количество, поведение во время работы;
· для оценки товара – ассортимент, цены, фирмы и страны-производители, оформление выставленного товара, наличие ценников, какая информация расположена на ценниках, есть ли описание товара, характеристики или реклама товара;
· для оценки услуг – есть ли дополнительные услуги в торговой точке, есть ли о них визуальная информация в торговом зале.
При работе с персоналом как источником информации студенты должны были сыграть роль неискушенного покупателя, и спровоцировать работников магазина на максимальную откровенность. В этом случае во время работы студенты оценивали:
· сразу ли подходит к покупателю продавец или продавец-консультант;
· как во время общения с покупателями ведет себя персонал магазина продавцы, продавцы консультанты, кассиры, охрана;
· компетентность и продавцов и продавцов-консультантов при ответах на вопросы покупателей;
· правдивость и объективность информации, полученной от продавцов и продавцов-консультантов при ответах на вопросы покупателей.
Сразу после выхода из торговой точки студенты фиксировали на бумаге полученную информацию.
6. По результатам коммерческой разведки проводилась обработка информации с последующим анализом. Все звенья объединялись в общую аналитическую группу и проводили совместный анализ, который включал в себя:
· выделение на карте города Омска посещенных торговых точек с указанием основных интересуемых показателей (цены, фирмы производители и т.д.);
· бальную оценку выявленных показателей в торговых точках;
· построение многоугольника конкурентоспособности по выявленным показателям. Эта схема представляет собой лепестковую диаграмму с расположенными по осям показателями конкурентоспособности. Единицами измерения служит балльная оценка показателей. По занимаемой общей площади построенного многоугольника можно судить о сравнительной конкурентоспособности торговой точки;
· объяснение и обоснование полученных результатов как во время коммерческой разведки, так и экономических и логистических аспектов, полученных в результате предварительного сбора информации;
· прогноз для стартапа по этому направлению.
При данной методике применения информационно-аналитической работы в коммерческой разведке мы сознательно опускаем проблемы логистики торговых точек в торговой зоне, стратегии вытеснения конкурентов и расчета экономических показателей, которые тоже являются частью этой работы, по той простой причине, что они уже достаточно хорошо изучены и полно освещены в научной и учебной литературе в отличие от алгоритма применения и особенностей информационно-аналитической работы. Следует лишь добавить, что алгоритм информационно-аналитической работы очень тесно увязан с формированием профессионального мышления коммерсанта и является одним из составных факторов успеха его коммерческой деятельности. Применение данного алгоритма работы находит применение не только в учебных целях и не только для прогнозирования возможностей будущего стартапа, но и в реальной коммерческой деятельности уже работающих предприятий торговли с целью повышения конкурентоспособности и выявления слабых и сильных мест торговых точек.
Шестая особенность информационно-аналитической работы в коммерческой деятельности заключается в том, что в качестве аспекта деятельности может быть рассмотрена сама коммерческая организация. В этом случае при оценке деятельности коммерческой организации будут справедливы принципы общего бизнес-анализа, аналогичные при его проведении в любой организации, занимающейся бизнесом.
Выводы
Таким образом, можно выделить следующие основные особенности применения информационно-аналитической работы в коммерческой деятельности:
1. Более узкая специализация по сравнению с бизнес-анализом.
2.Специфические особенности в области понятийного аппарата исследований.
3. Собственный оригинальный алгоритм применения.
4. Обеспечение потребностей информационной безопасности при защите коммерческой информации.
5. Обеспечение вопросов организации коммерческой разведки.
6. Возможность применения обычного бизнес-анализа при оценке деятельности коммерческой организации.
Выявленные особенности информационно-аналитической работы могут быть использованы в работе с информацией в коммерческих организациях, а также при обучении студентов экономических специальностей, связанных с коммерческой деятельностью.
[1] Паклин, Н.Б., Орешков, Е.И. (2013). Бизнес-аналитика: От данных к знаниям. СПб: Питер.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:08:47