Проблемы и перспективы развития туристической отрасли Казахстана

Вечкинзова Е.А.1,2, Дарибекова А.С.3
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
2 Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук, Россия, Москва
3 ЧУ «Академия «Bolashaq», Казахстан, Караганда

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 8 (Август 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46552593
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлен анализ текущих проблем и перспектив развития туристической отрасли Республики Казахстан. Проводится анализ деятельности отрасли, динамики объемов туристического потока, численности работников и т.д. Подробно рассматриваются основные проблемы отрасли, непосредственно влияющие на динамику ее развития. В статье использованы результаты форсайта туристической отрасли Казахстана.

Ключевые слова: развитие, туристическая отрасль, форсайт, Казахстан

JEL-классификация: L83, Z31, Z32



Введение

Туризм – активно развивающаяся отрасль экономики. И хотя туристские дестинации Казахстана еще не представлены широко на мировом рынке туризма, но обладая уникальными природными ресурсами и объектами культурно-исторического наследия, страна имеет огромный потенциал, чтобы занимать достойное место в мировом туризме.

В Казахстане расположены три объекта культурного наследия и два объекта природного наследия, внесенные в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако привлекательность туристической отрасли характеризуется не только красивыми природными ландшафтами и историческими достопримечательностями, но и развитой инфраструктурой и сервисом, транспортной доступностью и безопасностью.

Сегодня туризм в Казахстане не является высокоприбыльным и инвестиционно привлекательным направлением бизнеса. В структуре ВВП Казахстана туризм занимает всего 1,8% [3]. Ограничения передвижения иностранных туристов, связанные с Covid-19, безусловно, негативно отражаются на въездном туристическом потоке Казахстана, но одновременно дают возможность переориентировать исходящий туристический поток на внутренний туризм, а также провести анализ деятельности отрасли, выявить пробелы эффективности туристической деятельности и направить усилия государственных регулирующих органов и частных инвесторов на решение наиболее острых проблем и определение дальнейших приоритетов развития туристической отрасли Казахстана.

Цель данной статьи состоит в анализе основных проблем туристической отрасли Казахстана и формировании на их основе экспертных прогнозов развития отрасли. Основной тезис состоит в том, что любой из пяти предложенных прогнозов развития туристической отрасли может быть реализован в Казахстане с равной долей вероятности. А ограничения, связанных с Covid-19, можно рассматривать не только как фактор, временно сдерживающий развитие отрасли, но и как вынужденный «перерыв», позволяющий оценить потенциал и выбрать стратегию развития отрасли.

Современное состояние туристической отрасли Казахстана

За 2019 год объем услуг, предоставляемый различными компаниями сферы туризма в Казахстане, вырос на 17%, на 14% увеличился поток посетителей по въездному туризму, на 5,6% – расходы иностранных граждан в поездках по Казахстану [3]. Развиваются туристические дестинации, увеличивается количество мест размещения и объектов культурно-развлекательного назначения.

По данным Всемирного экономического форума, в 2019 году Казахстан занял 80-е место из 140 стран в мировом индексе конкурентоспособности в сфере туризма, улучшив показатель на 1 позицию по сравнению с 2017 годом [1].

Таблица 1

Казахстан в мировом индексе конкурентоспособности в сфере туризма


Балл
Место
Индекс конкурентоспособности в сфере туризма,
в том числе по субиндексам:
3,7
80
Бизнес-среда
4,7
49
Безопасность и охрана
5,6
63
Здоровье и гигиена
6,5
12
Человеческие ресурсы и рынок труда
4,7
57
Готовность информационных и коммуникационных технологий
5,0
60
Приоритизация путешествий и туризма
4
91
Международная открытость
2,5
113
Ценовая конкурентоспособность
6,3
4
Экологическая устойчивость
3,8
118
Инфраструктура воздушного транспорта
2,7
75
Наземная и портовая инфраструктура
2,9
87
Инфраструктура туристического обслуживания
3,4
90
Природные ресурсы
2,6
89
Культурные ресурсы и деловой туризм
1,7
65
Источник: составлено автором на основании источника [1].

Туризм включен в число приоритетных отраслей, развитию которых Правительство Казахстана уделяет большое внимание:

• определены 10 территорий развития туризма;

• внедряются электронные визы «e-visa»;

• реализуются меры по повышению безопасности туристов и профессиональному информационному сопровождению;

• осуществляется программа бесплатного авиаперелета детей до 16 лет «Kids go free» в каникулярное время для отдыха на казахстанских курортах.

В Государственной программе развития туристической отрасли Казахстана на 2019–2025 годы определены следующие приоритетные дестинации [2]:

• горный кластер Алматинского региона – с потенциалом 2,5 млн туристов в год;

• озеро Алаколь – с потенциалом 2 млн туристов в год;

• Щучинско-Боровская курортная зона – с потенциалом 2 млн туристов в год;

• развитие историко-культурного туризма Туркестана – с потенциалом 1,5 млн туристов в год;

• развитие MICE туризма в городе Нур-Султан – с потенциалом 1 млн туристов в год;

• развитие пляжного туризма Мангыстау – с потенциалом 750 тыс. туристов в год;

• Баянаульская курортная зона – с потенциалом 450 тыс. туристов в год;

• Имантау-Шалкарская курортная зона – с потенциалом 400 тыс. туристов в год;

• озеро Балхаш – с потенциалом 400 тыс. туристов в год;

• развитие туристской зоны «Байконур» как развлекательного туристского хаба – с потенциалом от 250 до 500 тыс. туристов в год.

Если до пандемии Covid-19 в общем объеме турпотока страны в среднем 74% приходилось на внутренний туризм, то в 2020 году доля внутреннего туризма составила уже почти 91% (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика туристического потока Республики Казахстан

Источник: составлено автором на основании источника [3].

Всего в 2020 году объем туристического потока снизился на 24% по сравнению с 2019 годом. Основное снижение произошло за счет сокращения выездного туризма в 3,66 раз.

В 2020 году гостиницами и другими местами размещения было обслужено 3,58 млн посетителей, что почти в 2 раза меньше, чем в 2019 году (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика показателей туристических мест размещения

Источник: составлено автором на основании источника [3].

По итогам 2020 года количество мест размещения достигло 3514 единиц, из которых 2095 единиц – гостиницы, 1419 единиц – прочие места для размещения [3].

Из 250 гостиниц, имеющих категорию звезды, наибольшую долю составляют трех- и четырехзвездочные гостиницы. На долю гостиниц, имеющих 5 звезд, приходится 12% гостиничных объектов, а на долю 1-звездочных – 5% [3].

Качество туристических услуг зависит не только от наличия культурно-исторических объектов и мест размещения, но и в большей степени от наличия квалифицированных кадров в туристической отрасли.

По итогам 2019 года в отрасли было занято около 46,2 тысяч человек [3]:

• в деятельности туристических агентств и операторов, бронировании и сопутствующей деятельности – 7,4 тыс. человек со среднемесячной заработной платой 109 тыс. тенге;

• в предоставлении услуг по временному проживанию – 30 тыс. человек со среднемесячной заработной платой 133 тыс. тенге;

• в санаторно-курортных организациях – 8,8 тысяч человек со среднемесячной заработной платой 102 тыс. тенге.

Ежегодно учебными заведениями страны выпускается более 2 тысяч молодых специалистов. По итогам 2019/2020 учебного года было подготовлено и выпущено [3]:

- выпускников вузов – 621 человек, в том числе по направлениям:

• туризм – 227 человек;

• ресторанный и гостиничный бизнес – 394 человека;

- выпускников ТиПО (технического и производственного обучения) –1708 человек, в том числе по направлениям:

• туризм – 797 человек;

• организация обслуживания гостиничных хозяйств – 911 человек.

В августе 2020 года компанией DAMU RG в рамках проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест» Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан были проведены трехдневные форсайт-сессии, посвященные прогнозу развития и формирования картины будущего туристического сектора Казахстана. Методология форсайт-исследования была построена на базе технологического форсайта компетенций (STF), разработанной Международной организацией труда (МОТ), Агентством стратегических инициатив РФ и МШУ «Сколково» (РФ) и адаптирована под реалии, стандарты и требования казахстанской экономики.

В рамках проведения форсайта туристической отрасли Казахстана 72 отраслевых эксперта определили основные 10 проблем, оказывающие значительное влияние на перспективы развития отрасли (рис. 3).

Рисунок 3. Проблемы, оказывающие наибольшее влияние на развитие туристической отрасли Казахстана

Источник: составлено автором на основании результатов форсайта туристической отрасли Казахстана.

Рассмотрим основные проблемы развития туристкой отрасли Казахстана: инфраструктуру, качество сервиса предоставляемых услуг и кадры.

Туристическая инфраструктура. Развитие туристической инфраструктуры оказывает существенное влияние на конкурентоспособность туристских дестинаций и объем туристических потоков.

По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан [3], на конец 2019 года в Казахстане насчитывалось 2095 гостиниц, 84 домов отдыха, 80 санаториев, 52 турбазы, 42 кемпинга и мотеля. Культурно-развлекательную программу туристам предлагают 250 музеев, 154 парков отдыха, 101 кинотеатр, 65 театров, 36 концертных организаций, 18 зоопарков и 3 цирка. При этом на 100 тыс. посетителей въездного туризма приходится примерно 3 музея, 2 парка, 1 кинотеатр, а театров, зоопарков и цирков – меньше одного.

Транспортная инфраструктура имеет следующий уровень развития: на 1000 км2 территории страны приходится 35,3 км автомобильных дорог, из которых 30,5 км имеют твердое покрытие. А объекты сельского или горного туризма в большинстве не обеспечены качественными подъездными дорогами.

В 2019 году Казахстан в мировом индексе конкурентоспособности в сфере туризма из 140 стран по уровню развития отдельных направлений инфраструктуры занимал с 65 по 90-е места [1].

Низкий уровень развития туристической инфраструктуры создает серьезные трудности в привлечении потока туристов.

Сервис услуг. Второй значимой проблемой, по мнению экспертов, является низкое качество сервиса туристических услуг.

Даже при наличии хорошо развитой туристической инфраструктуры, отвечающей всем международным требованиям, низкое качество услуг приведет к негативной оценке деятельности сферы туризма в целом.

Вопросы повышения качества услуг в отрасли необходимо решать комплексно, начиная от маркетингового продвижения туристских дестинаций до предоставления индивидуальных услуг по требованию туристов. Эксперты отрасли сходятся во мнении, что в первую очередь качество сервиса услуг зависит от профессиональной подготовки персонала отрасли.

Кадры. По мнению экспертов, сегодня туристическая отрасль Казахстана ощущает острую нехватку квалифицированных кадров.

При всей важности развития туристских дестинаций, объектов транспортной и культурной инфраструктуры, охраны окружающей среды, расширения ассортимента предоставляемых услуг и привлечения клиентов необходимо помнить о персонале туристической индустрии. Обслуживающий персонал является визитной карточкой сферы туризма. Поэтому подбор, подготовка и эффективное управление персоналом относятся к числу важнейших задач компаний отрасли.

В 2019 году Казахстан занял 57-е место из 140 стран в мировом индексе конкурентоспособности в сфере туризма по уровню развития человеческих ресурсов на рынке труда [1].

Снижение уровня квалификации кадров связано в том числе с невысоким уровнем подготовки специалистов высшими и средними профессиональными учебными заведениями, оторванностью программ подготовки от реальных потребностей отрасли.

Стоит также отметить, что из выпускников колледжей 2019/20 учебного года всех специальностей только 71% получили квалификационный разряд, 61% были трудоустроены сразу после обучения, 12% продолжат обучение в вузах и колледжах, а 27% выпускников будут самостоятельно искать место применения полученным знаниям [4].

Следовательно, более четверти выпускников колледжей смогут найти работу по специальности только в том случае, если полученная ими профессия окажется востребованной на рынке труда, а уровень их профессиональной подготовки будет соответствовать требованиям работодателей.

Прогноз развития отрасли

В рамках форсайт-сессий проекта «Развитие трудовых навыков и стимулирование рабочих мест» Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан 72 отраслевых эксперта попытались заглянуть на 10–15 лет вперед и оценить, как будет развиваться сфера туризма в ближайшем будущем, в каком направлении. В трехдневной форсайт-сессии принимали участие представители Комитета индустрии туризма МКС Республики Казахстан, Казахстанской туристской ассоциации, региональных туристических управлений и ассоциаций, учебных заведений, а также ведущих компаний сектора: ТОО «Open Travel Advisory», «Туристік Қамқор», MOUZENIDIS TRAVEL ASTANA, ТОО «Туристический центр «Золотой Караван», Международный альпинистский лагерь «Хан Тенгри», Rahat Palace Hotel и др.

Участники форсайт-сессии были разделены на 3 тематические группы:

1. Перспективы развития туристических агентств.

2. Перспективы развития туристских дестинаций и туроператоров.

3. Перспективы развития деятельности по предоставлению услуг временного проживания, питания и других сопутствующих услуг.

На протяжении трех дней эксперты определяли, под влиянием каких трендов и технологий будет развиваться туризм в Казахстане, совместно проектируя образ будущего отрасли и определяя новые востребованные профессии на ближайшие 10–15 лет. В результате согласования экспертного видения будущего отрасли с учетом научных публикаций [5–11] (Denisov, Petrenko, Mazhitova, Shabaltina, 2020; Denisov, Petrenko, Daribekova, Shabaltina, 2020; Denisov, Daribekova, Petrenko, Shabaltina, 2020; Dobrynina, Okolnishnikova, 2020; Kireeva, Pavlenko, 2021; Grebenyuk, Salauatova, 2018; Daubaev, Iskakova, Tulegenova, Pyagay, 2019) и достигнутого уровня развития [3, 4] сформировался ряд прогнозов, относящихся к важнейшим аспектам туристической отрасли будущего.

ПРОГНОЗ № 1. Сфера туризма Казахстана в ближайшие 10–15 лет будет успешно развиваться, но не все компании готовы к предстоящим переменам.

Несмотря на существующие в отрасли проблемы, 57% экспертов отрасли предполагают, что сфера туризма в Казахстане в ближайшие 10–15 лет будет успешно развиваться. Этот факт примечателен еще и тем, что опрос экспертов проводился в сложный для отрасли период, когда деятельность сферы туризма была полностью приостановлена в связи с пандемией, вызванной коронавирусной инфекцией COVID-19, когда было прервано транспортное сообщение со всеми странами, а туристам пришлось отказываться от заранее приобретенных туров.

Именно в период затяжного перерыва в своей деятельности компаниям отрасли представилась возможность подумать, как и в каком направлении они будут развивать свой бизнес, готовы ли они к предстоящим переменам, будут ли внедрять в свою работу новейшие технологии? Опрос показал, что, по мнению 58% экспертов, уже сейчас компании отрасли готовы к предстоящим переменам, причем 14% из них однозначно в этом уверены.

Однако треть экспертов сомневаются в готовности отрасли к переменам, а 10% из них уверены, что туристический бизнес однозначно к этому не готов.

ПРОГНОЗ № 2. Лидерами технологического прорыва станут компании по организации конференций и торговых выставок, развития туристских дестинаций и их маркетингового продвижения.

Эксперты отрасли предполагают, что наибольшего технологического прорыва в ближайшие 10–15 лет можно ожидать в следующих направлениях туристической деятельности:

• в сфере организации конференций и торговых выставок (76%);

• в сфере развития туристских дестинаций (71%)

• в маркетинговом продвижении туристских дестинаций (63%).

Организация конференций и торговых выставок. Проведение выставок в последнее время становится все более актуальным направлением ввиду совершенствования технологий и методов их проведения, а также использования современного оборудования и новых методов по возведению выставочной конструкции и ее оформлению.

Технологии постоянно развиваются, поэтому выставки с каждым годом наполняются более красочными и необычными решениями с целью привлечения как можно большего числа посетителей. При организации выставочных композиций используются технологии виртуальной или дополненной реальности или голографические компоненты.

В форматах проведения конференций в ближайшем будущем также будет происходить серьезная трансформация. Уже сегодня используются интеллектуальные устройства для голосования участников конференций или синхронного перевода.

Развитие туристских дестинаций. Туристская дестинация – важнейший элемент туристического бизнеса. Полагая, что в сфере развития туристских дестинаций будет наблюдаться качественный технологический прорыв, эксперты в первую очередь имели в виду, что дестинации будут постепенно превращаться в умные дестинации, например, как частный случай умного города, затрагивая аспекты энергосбережения и устойчивого развития, а также повышения комфорта и безопасности туристов.

Ценность дестинации, как и любого другого товара и услуги, увеличивается по мере ее инновационного развития. Инновация в туризме – это новое направление, которое способно за счет внедрения новейших технологий более качественно оказывать услуги и значительно расширять их ассортимент – например, предложить туристам совершить виртуальную прогулку по историческим местам или разработанное мобильное приложение в качестве тур-навигатора местных достопримечательностей, ресторанов, мест развлечений и отдыха.

Маркетинговое продвижение туристских дестинаций. С каждым годом растет число компаний, которые предоставляют услуги отдыха, проживания и развлечения, а также компаний, которые являются посредниками между туристами и туристскими дестинациями, а следовательно, растет конкуренция за каждого туриста. Поэтому сегодня без использования современных технологических решений маркетингового продвижения услуг на туристическом рынке ни одна компания не сможет выдержать конкуренцию за потенциального туриста.

А так как маркетинговое продвижение туристического продукта все больше переходит в онлайн-пространство, потенциал которого невозможно даже оценить, то в ближайшие годы повышенным спросом будут пользоваться специалисты, в совершенстве владеющие знаниями и навыками умного маркетингового продвижения турпродукта во Всемирной паутине.

ПРОГНОЗ № 3. Основными проблемами сферы туризма будущего могут стать: сокращение мер государственной поддержки государства, сокращение турпотока из-за низкого дохода населения и высокая стоимость внедрения новейших технологий.

Проблемы в отраслях экономики были всегда, одни оказывают на развитие компаний незначительное влияние, другие, наоборот – существенное.

Эксперты сферы туризма сформировали рейтинг проблем, с которыми, по их мнению, с большей долей вероятности им придется столкнуться в ближайшие 10–15 лет.

По мнению экспертов отрасли, в ближайшие 10–15 лет компании, предоставляющие туристические услуги, в первую очередь могут столкнуться с:

• сокращением мер поддержки туристического бизнеса со стороны государства (67% экспертов);

• сокращением туристического потока в связи со снижением уровня доходов населения (60%);

• недоступностью внедрения новейших технологий в связи с их высокой стоимостью (58%);

• частичным или полным закрытием границ для въезда/выезда, ограничениями в получении виз (52%).

Сокращение мер государственной поддержки туризма. В настоящее время правительство страны принимает активное участие в развитии туризма, выделив его в число приоритетных отраслей развития экономики страны.

Но эксперты отрасли обеспокоены, что в будущем эти меры поддержки будут сокращаться и компании останутся один на один с проблемами, которые в одиночку им будет решить не по силам.

Сокращение турпотока из-за снижения уровня доходов населения. Основным источником дохода населения является заработная плата, темп роста которой, по данным статистики, в реальном выражении (с учетом индекса потребительских цен) ниже темпа роста самих цен.

Хотя опасения игроков отрасли в отношении выездного туризма не в полной море обоснованы. Так как на протяжении анализируемого периода не выявлена закономерность снижения выездного турпотока от снижения уровня реальной заработной платы.

А вот на показатели объема внутреннего турпотока в большей степени может иметь влияние рост индекса цен на услуги гостиниц и ресторанов, в области культуры, развлечения и отдыха, а также пассажирского ж/д транспорта, темп роста которых в значительной степени превышает рост реальной заработной платы.

Недоступность новейших технологий в связи с высокой стоимостью их внедрения. Компании туристического бизнеса относятся к числу активных сторонников новейших технологий. Современные разработки в области электронного маркетинга, искусственного интеллекта открывают новые возможности для сферы туризма.

Эксперты отрасли отчетливо понимают, что без внедрения инновационных технологий им невозможно будет конкурировать на рынке предоставления услуг туристического продукта. При этом они отмечают, что высокая стоимость новейших технологий не позволяет повсеместно внедрять эти технологии в своих компаниях.

ПРОГНОЗ № 4. Драйверы развития отрасли в будущем – повышение спроса на услуги внутреннего туризма, проведение в стране спортивных соревнований, политических и экономических мероприятий мирового масштаба.

Эксперты отрасли сформировали рейтинг потенциальных возможностей, которые, по их мнению, с большей долей вероятности могут проявиться у них в ближайшие 10–15 лет. Развитию туристической сферы будут способствовать:

• увеличение спроса на услуги внутреннего туризма;

• проведение в стране различных международных спортивных мероприятий;

• проведение в стране политических и экономических мероприятий мирового масштаба;

• эффективная поддержка компаний отрасли, внедряющих новейшие технологии, со стороны государства.

ПРОГНОЗ № 5. Драйверами успешности на рынке труда в сфере туризма будут надпрофильные навыки.

Чтобы овладеть новой профессией и построить успешную карьеру, необходимо понимать, какими навыками необходимо обладать. По мнению экспертов туристического бизнеса Казахстана, чтобы и в будущем оставаться востребованным специалистом, мало заниматься только повышением своего профессионального уровня. Ведь уже сейчас крупные компании отрасли охотнее принимают на работу и продвигают по службе тех специалистов, которые обладают лидерскими качествами и знают методы эффективного управления.

Наиболее востребованными стилями мышления будущего, по мнению экспертов отрасли, будут творческое/креативное мышление, а также логическое и аналитическое.

Среди навыков социально-личностного взаимодействия будут наиболее востребованы: мультиязычность и мультикультурность, клиентоориентированность, умение работать как в команде, так и самостоятельность.

Ведущими навыками будущего в области корпоративного управления будут навыки управления процессами и проектами, межотраслевого взаимодействия и гибкого планирования (Agile-методы).

Наиболее востребованными навыками будущего в области работы с новыми технологиями станут: знание основ программирования, разработки и использования мобильных приложений, а также навыки взаимодействия с технологиями виртуальной и дополненной реальности.

Заключение

Сегодня мировые тренды в сфере туризма сосредоточены в таких направлениях, как:

- углубление и расширение цифровизации и автоматизации в сфере предоставления туристических услуг и гостиничного бизнеса;

- ужесточение экологических требований к ведению бизнеса в сфере туризма;

- изменение потребительских предпочтений и популяризация в стране эко-, агро- и этнотуризма.

В этой связи казахстанские эксперты туристической отрасли сформировали ряд идей, связанных с внедрением цифровых инноваций и с изменением спроса и потребительских предпочтений на услуги сферы туризма. Казахстанские турагентства в будущем будут консультантами по путешествиям, так как большинство путешественников предпочтут самостоятельно бронировать туры и билеты, используя онлайн-платформы. А сам туризм будет представлен двумя сегментами:

- первый – массовый и доступный по цене за счет активного использования инновационных технологий;

- второй – персонализированный элитный сегмент, в котором на всех этапах путешествия, от выбора тура до полного сопровождения туриста, осуществляется человеком.

Разработанные пять прогнозов развития отрасли не являются взаимоисключающими, а скорее взаимодополняющими, и отражают возможные позитивные и негативные траектории развития отрасли. Оценивать вероятность реализации прогнозов в 10–15-летней перспективе достаточно сложно не только в связи с бурно развивающимися IT-технологиями, влияющими на все стороны жизнедеятельности общества, но и в связи с непредсказуемостью проявления эпидемии COVID-19, негативно влияющей, прежде всего, на туристическую отрасль и мобильность людей. Тем не менее технологии построения будущего, такие как форсайт, позволяют экспертам и ведущим акторам туристической отрасли действительно формировать совместное будущее, прежде всего путем согласования ценностных ориентиров деятельности и формирования общего целевого видения.


Источники:

1. Всемирный экономический форум, Индекс конкурентоспособности путешествий и туризма 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2019/country-profiles/ (дата обращения: 01.08.2021).
2. Государственная Программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000360 (дата обращения: 01.08.2021).
3. Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. Статистика туризма. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.gov.kz/official/industry/22/statistic/7 (дата обращения: 01.08.2021).
4. Информационно-аналитическая система «Талдау» Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. URL: https://taldau.stat.gov.kz/ru/Search/SearchByKeyWord (дата обращения: 01.08.2021).
5. Денисов И.В., Петренко Е.С., Мажитова С.К., Шабалтина Л.В. Экономика впечатлений. Управление развитием туризма в Казахстане // Креативная экономика. – 2020. – № 12. – c. 3687-3696.
6. Денисов И.В., Петренко Е.С., Дарибекова Н.С., Шабалтина Л.В. Государственное управление развитием туризма в Казахстане: кластерный подход // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3359-3374.
7. Денисов И.В., Дарибекова А.С., Петренко Е.С., Шабалтина Л.В. Стратегическое управление развитием туризма в Казахстане // Экономические отношения. – 2020. – № 10 (4). – c. 1039-1050.
8. Добрынина Я.С., Окольнишникова И.Ю. Кластеризация как инструмент маркетингового управления и развития регионального туризма: постановка проблемы // Экономический вестник ИПУ РАН. – 2020. – № 1 (1). – c. 72-82.
9. Киреева М.М., Павленко И.Г. Методический подход к оценке использования ресурсного потенциала территорий для развития внутреннего туризма // Journal of New Economy. – 2021. – № 22 (2). – c. 23-43.
10. Гребенюк Д.Д., Салауатова Д.М. Анализ конкурентоспособности туризма Казахстана и стран СНГ: проблемы развития казахстанского туризма // Global Science And Innovations 2018. Materials of the International Scientific Conference: Евразийский центр инновационного развития DARA. 2018. – c. 484-489.
11. Даубаев К.Ж., Искакова М.К., Тулегенова Ж.У., Пягай А.А. Влияние социально-экономических аспектов на развитие рынка туристских услуг Республики Казахстан в современных условиях // Вестник университета Туран. – 2019. – № 2 (82). – c. 168-174.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 16:07:42