Государственное регулирование локального рынка труда города Иркутска: проблемы и направления совершенствования
Носырева И.Г.1
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 11 (Ноябрь 2022)
Цитировать:
Носырева И.Г. Государственное регулирование локального рынка труда города Иркутска: проблемы и направления совершенствования // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 11. – С. 1855-1868. – doi: 10.18334/et.9.11.116597.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49891474
Аннотация:
Проблемы государственного регулирования рынка труда отдельных территорий становятся актуальными в период экономического кризиса, когда безработица растет быстрыми темпами. Автор проанализировал ситуацию на официально регистрируемом рынке труда города Иркутска, определил тип сложившейся конъюнктуры, выявил специфические особенности безработицы. В статье сформулированы основные проблемы, препятствующие эффективному функционированию рынка труда в городе Иркутске, по результатам проведенного исследования предложены рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости населения.
Ключевые слова: рынок труда; занятость; безработица; государственное регулирование занятости населения; государственная политика занятости населения
JEL-классификация: J21, J64, J23, J24
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в периоды экономических кризисов повышается уровень безработицы, возникают проблемы в функционировании рынка труда, требующие государственного регулирования. Вместе с тем эффективно функционирующий рынок труда можно рассматривать как один из важнейших показателей уровня социально-экономического развития государства с рыночно ориентированной экономикой.
В настоящее время, когда пандемия и обострение международных отношений усложняют экономическую ситуацию в стране, наблюдаются кризисные явления в экономике, на первый план выходят проблемы государственного регулирования занятости населения и снижения безработицы. В этих условиях не всегда традиционно реализуемые меры государственного регулирования занятости на отдельных территориях оказываются достаточными. Поэтому особое значение имеет разработка предложений по совершенствованию механизмов государственного регулирования занятости населения с учетом сложившейся на локальном рынке труда специфики и социально-экономических условий.
В этой связи государственному регулированию занятости населения необходимо уделять повышенное внимание, и особенно роль государства в регулировании ситуации на рынке труда возрастает в период экономических кризисов, с которыми время от времени сталкивается любая экономическая система.
При реализации мероприятий государственной политики занятости населения в масштабах города Иркутска одним из главных критериев эффективности государственного регулирования занятости населения является именно достижение социальной стабильности, а также обеспечение и поддержание процессов развития экономики города Иркутска. Данных целей можно достичь с помощью проведения определенных мер в рамках целостной системы, которая находит отражение в виде реализации различных государственных и ведомственных целевых программ.
Целью нашего исследования, проводимого на территории города Иркутска, было выявление основных проблем, которые связаны с функционированием системы государственного регулирования рынка труда и деятельностью государственных органов, занимающихся решением данных вопросов, а также разработка путей их решения.
В задачи исследования входило: рассмотреть основные направления и выявить особенности государственного регулирования занятости населения в городе Иркутске; проанализировать динамику показателей, отражающих ситуацию на локальном рынке труда города в динамике за последние годы; сформулировать проблемы государственного регулирования занятости населения на данной территории; предложить ряд практических рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования занятости населения в городе Иркутске.
Объект исследования – государственное регулирование занятости населения.
Предмет исследования – механизмы государственного регулирования занятости населения в городе Иркутске.
В качестве основных методов исследования были использованы: метод анализа документов; социологические методы (наблюдение и интервьюирование); статистические методы обработки и представления информации: табличный метод, метод временных рядов.
Элементы новизны проведенного исследования: выявлены особенности функционирования локального рынка труда города Иркутска на основе анализа статистических показателей, являющихся индикаторами ситуации на официально регистрируемом рынке труда; определено влияние пандемии COVID-19 на динамику основных показателей рынка труда и уровень безработицы в городе Иркутске; сформулированы ключевые проблемы, препятствующие эффективному функционированию локального рынка труда; предложены рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости населения города Иркутска.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и рекомендации, сформулированные автором, могут быть использованы органами муниципальной и региональной власти, а также региональным отраслевым министерством (труда и занятости) и центром занятости населения для совершенствования механизмов государственного регулирования рынка труда на территории города Иркутска и на территории других муниципальных образований Иркутской области. Кроме того, материалы исследования можно применить в образовательном процессе.
Рассмотрим основные результаты исследования.
Город Иркутск ‒ административный центр Иркутской области, которую можно отнести к достаточно развитому индустриальному региону. По величине он является шестым городом в Сибири. Численность населения г. Иркутска на начало 2022 г. составляла 617 249 чел. На начало 2021 г. она составляла 617 315 чел. Можно сделать вывод, что в последние два года наблюдается незначительная убыль населения ‒ на 66 чел., или на 0,1%. Численность трудовых ресурсов на начало 2021 г. в городе Иркутске составляла 410,9 тыс. чел.; в том числе трудоспособное население в трудоспособном возрасте – 362,7 тыс. чел. [5].
В отношении промышленного развития в городе преобладают такие отрасли, как обрабатывающие производства, авиастроение, энергетика, пищевая промышленность, добывающие производства.
Рассмотрим основные особенности занятости населения и остановимся подробнее на анализе показателей занятости в городе Иркутске в динамике за последние 12 лет (табл. 1).
Таблица 1
Динамика числа работников, занятых в средних и крупных организациях города Иркутска, и их заработной платы
Годы
|
Численность занятых, чел.
|
Относительное изменение, в % к
предыдущему году
|
Среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата, р.
| |
В городе Иркутске
|
В Иркутской области
| |||
2010
|
192072
|
н/д
|
26072
|
22241
|
2011
|
192621
|
100,29
|
29101
|
25168
|
2012
|
194358
|
100,90
|
33431
|
29165
|
2013
|
195887
|
100,79
|
37216
|
32999
|
2014
|
196312
|
100,22
|
39981
|
35844
|
2015
|
191537
|
97,57
|
40960
|
37328
|
2016
|
188085
|
98,20
|
43856
|
40099
|
2017
|
184736
|
98,22
|
46980
|
43164
|
2018
|
186181
|
100,78
|
51733
|
47824
|
2019
|
185329
|
99,54
|
55715
|
51977
|
2020
|
184792
|
99,71
|
59392
|
56047
|
2021
|
185802
|
100,55
|
64404
|
61071
|
Анализ приведенных в таблице 1 данных показывает, что численность занятых на крупных и средних предприятиях города в последние 12 лет колеблется в интервале 184–196 тыс. чел. и характеризуется то небольшим ростом, то снижением. При этом наибольшая численность занятых на крупных и средних предприятиях города Иркутска наблюдалась в 2014 г., а наименьшая – в 2017 г. Относительно среднемесячной номинальной заработной платы по начислениям следует отметить, что она на протяжении всего рассматриваемого периода была в городе Иркутске несколько выше, чем в целом по Иркутской области.
Если сравнивать со статистическими данными по Российской Федерации, то в 2021 г. зарплата работников по начислениям в среднем в месяц по полному кругу организаций в целом по экономике РФ составляла 57244 руб. [9]. Небольшое превышение среднероссийских показателей, вероятно, связано с применением районных коэффициентов в городе Иркутске, а также районных коэффициентов и северных надбавок в ряде организаций Иркутской области.
Охарактеризуем соотношение спроса и предложения на официально регистрируемом рынке труда города Иркутска (табл. 2).
Таблица 2
Показатели спроса и предложения на официально регистрируемом рынке труда города Иркутска
Годы
|
Численность безработных на 01.01,
чел.
|
Потребность в рабочей силе на
01.01., чел.
|
Доля вакансий для рабочих, %
|
Численность безработных на 1000
вакантных рабочих мест, чел.
|
Коэффициент напряженности на
рынке труда (соотношение зарегистрированных незанятых и вакансий на 01.01)
|
2017
|
1818
|
13249
|
85,7
|
137
|
0,20
|
2018
|
1253
|
12129
|
83,7
|
103
|
0,15
|
2019
|
1208
|
15763
|
83,7
|
77
|
0,10
|
2020
|
1284
|
12697
|
76,6
|
101
|
0,10
|
2021
|
6716
|
12949
|
85,1
|
519
|
0,62
|
2022
|
1751
|
11818
|
77,9
|
148
|
0,20
|
Как показывает анализ данных, приведенных в таблице 2, конъюнктуру рынка труда города Иркутска можно охарактеризовать как трудодефицитную. На 1000 вакансий чаще всего приходится около 100–150 безработных. Исключение составил 2021 г., когда на 1000 вакансий приходилось более 500 официально зарегистрированных безработных граждан. Однако невозможность заполнения заявленных работодателями в государственную службу занятости населения вакансий связана, прежде всего, с качественным несоответствием спроса и предложения на рабочую силу. Примерно 76%, а в отдельные годы эта цифра доходила до 85%, составляют вакантные рабочие места для лиц рабочих профессий, а в структуре безработных преобладают лица, являющиеся специалистами, а также лица с высшим образованием.
Опишем подробнее результаты деятельности Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Иркутска» (ОГКУ «ЦЗН города Иркутска») (табл. 3).
Таблица 3
Результаты деятельности ОГКУ «ЦЗН города Иркутска»
Показатели
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
1. Оказано консультаций, ед.
|
46468
|
41548
|
47726
|
48044
|
120541
|
46047
|
2. Оказано услуг по содействию в поиске подходящей
работы, чел.
|
13614
|
12166
|
10878
|
10597
|
27963
|
17633
|
3. Трудоустроено, всего, чел.
|
6996
|
8381
|
5935
|
5854
|
12565
|
10925
|
3.1. Уровень трудоустройства от ищущих работу, %
|
43,3
|
56,4
|
46,7
|
48,0
|
42,5
|
42,5
|
3.2. Уровень трудоустройства от незанятых граждан, %
|
31,7
|
50,1
|
37,2
|
37,7
|
37,3
|
36,9
|
4. Присвоен статус безработного за январь-декабрь,
чел.
|
4585
|
3667
|
3246
|
3558
|
21122
|
5862
|
4.1. Трудоустроено безработных граждан, чел.
|
2256
|
2419
|
1647
|
1751
|
8482
|
3007
|
4.2.
Уровень трудоустройства безработных граждан, %
|
34,6
|
44,1
|
36,6
|
36,7
|
37,9
|
23,9
|
На основании приведенных в таблице 3 данных можно сделать вывод, что в период пандемии в 2020 г. по сравнению с другими рассматриваемыми периодами времени резко выросло количество оказанных населению консультаций (в 2,5 раза), а также количество оказанных услуг по содействию в поиске подходящей работы (в 2,6 раза), что свидетельствует также о возрастании нагрузки на персонал Центра занятости. Численность трудоустроенных граждан в абсолютном выражении в 2020 г. тоже резко увеличилась. Уровень трудоустройства от ищущих работу (в процентном отношении) несколько снизился, что говорит о наличии трудностей с трудоустройством данной категории лиц как в период пандемии, так и после нее. За последние шесть лет также можно наблюдать резкий рост численности граждан, которым в течение года был присвоен статус безработного: в 2020 г. данный показатель вырос по сравнению с предыдущим годом в 5,9 раза. В то же время в качестве положительной тенденции следует отметить, что уровень трудоустройства от незанятых граждан и уровень трудоустройства безработных граждан (в процентах) в период пандемии (в 2020 г.) не снизился, а по безработным – даже несколько вырос, что свидетельствует об активной работе специалистов Центра занятости по поиску и привлечению работодателей к сотрудничеству.
Резкий рост показателей обратившихся за получением услуг в государственную службу занятости, а также численности безработных граждан города Иркутска может говорить о возрастании объемов высвобождения рабочей силы из различных организаций города. Посмотрим, так ли это (табл. 4).
Таблица 4
Данные о высвобождении работников из организаций города Иркутска
Показатели
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
1.
Получены сведения о высвобождении работников с предприятий города (по дате
подачи сведений), чел.
|
5934
|
3929
|
4060
|
4860
|
4763
|
3984
|
1.1.
Планируется уволить по причине высвобождения с начала года (по дате
высвобождения), чел.
|
4781
|
2573
|
2489
|
2508
|
2822
|
2777
|
1.2.
Из высвобожденных обратились в ЦЗН
|
1309
|
1072
|
972
|
797
|
724
|
546
|
1.3.
Трудоустроены от обратившихся
|
451
|
540
|
278
|
309
|
259
|
237
|
1.4.
Уровень трудоустройства от обратившихся, %
|
34,5
|
50,4
|
28,6
|
38,8
|
35,8
|
43,4
|
Приведенные в таблице 4 данные говорят о том, что в 2020 г. в городе Иркутске не произошло резкого возрастания численности граждан, увольняемых из организаций по причине высвобождения, как это можно было ожидать. Следовательно, работники увольнялись с прежнего места работы по каким-то другим причинам.
Проанализируем реализуемые ОГКУ «ЦЗН города Иркутска» мероприятия (табл. 5).
Таблица 5
Данные о мероприятиях, реализованных ОГКУ «ЦЗН города Иркутска»
Показатели
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
1.
Численность безработных на 01.01.
|
н/д
|
1818
|
1253
|
1208
|
1284
|
6716
|
1.1.
Из них лица, получающие пособие, чел.
|
н/д
|
1440
|
1013
|
1008
|
962
|
3358
|
1.2.
Доля получающих пособие в общей численности безработных
|
н/д
|
79,2
|
80,8
|
83,4
|
74,9
|
50,0
|
2.
Направлены на досрочную пенсию, чел.
|
37
|
36
|
47
|
13
|
14
|
8
|
3.
Оформлены на досрочную пенсию, чел.
|
37
|
36
|
46
|
11
|
14
|
8
|
4.
Уровень безработицы, %
|
0,56
|
0,39
|
0,33
|
0,36
|
1,97
|
0,52
|
5.
Направлены на обучение безработные граждане, всего, чел.
|
401
|
398
|
418
|
407
|
428
|
525
|
5.1.
Завершили обучение, всего, чел.
|
388
|
385
|
393
|
393
|
399
|
496
|
5.2.
Трудоустроены после прохождения обучения, чел.
|
191
|
265
|
274
|
269
|
240
|
267
|
6.
Направлены на общественные работы, всего, чел.
|
365
|
354
|
297
|
367
|
257
|
290
|
7.
Продолжительность «существования» вакансий на конец отчетного периода, мес.
|
8,2
|
8,6
|
8,9
|
8,8
|
9,2
|
9,7
|
8.
Продолжительность безработицы на конец отчетного периода, мес.
|
4,7
|
5,2
|
4,7
|
4,2
|
4,9
|
3,8
|
Относительно мероприятий, реализованных Центром занятости населения, следует заметить, что среди них присутствуют как мероприятия пассивной политики занятости, так и активной политики. Несмотря на резкое возрастание численности безработных граждан на начало 2021 г., доля получающих пособие безработных снизилась с 74,9% в 2020 г. до 50% в 2021 г. Резко выросший в 2020 г. уровень безработицы в городе Иркутске пришел к своим обычным значениям уже в 2021 г. В то же время следует подчеркнуть, что на протяжении всего рассматриваемого периода уровень безработицы в городе Иркутске всегда был ниже, чем в среднем по Иркутской области. Например, на начало 2021 и 2022 гг. он составлял в Иркутске 1,97%; 0,52%, тогда как в Иркутской области данный показатель составлял 2,5%; 1,0% соответственно [6]. Кроме того, следует отметить, что за последние 6 лет уровень регистрируемой безработицы в городе Иркутске в целом можно охарактеризовать как относительно невысокий. В рассматриваемый период он составлял менее 1%, за исключением 2021 г., когда его значение резко выросло до 1,97% из-за пандемии коронавируса, которую можно отнести к ситуационному фактору. Преобладание низких значений уровня регистрируемой безработицы на протяжении последних шести лет можно объяснить, с одной стороны, тем, что в городе Иркутске – высокая степень концентрации и диверсификации производства, что дает возможность переквалифицироваться и сменить профессию в случае необходимости или повысить квалификацию. С другой стороны, в крупных городах открываются большие возможности для развития самозанятости, предпринимательской деятельности, вторичной занятости, гибких форм занятости и т. д.
В последние два года безработных граждан стали активнее направлять на профессиональное обучение. В то же время можно отметить тенденцию к возрастанию продолжительности «существования» вакансий на конец 2020 и 2021 гг., что говорит о структурном несоответствии спроса и предложения. Что касается продолжительности безработицы, то она несколько возросла в 2020 г., но уже в 2021 г. снизилась ниже обычных значений. Таким образом, в течение 2021 г. ситуация на рынке труда города Иркутска стабилизировалась, и социальная напряженность несколько спала.
Рассмотрев ситуацию на официально регистрируемом рынке труда, остановимся подробнее на финансовой стороне вопроса и проанализируем объем денежных средств, израсходованных на финансирование мероприятий по содействию занятости населения в городе Иркутске (табл. 6).
Таблица 6
Объем денежных средств, израсходованных на реализацию основных мероприятий по содействию занятости, руб.
Показатель
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Выплата пособий по безработице
|
70211300
|
53273500
|
99000200
|
732215500
|
176935667,03
|
Выплата стипендий безработным, направленным на профессиональное
обучение
|
1437277,4
|
1971035,54
|
2662000
|
3104997,54
|
1893268,09
|
Организация стажировок выпускников профессиональных
образовательных учреждений
|
1938200
|
1802300
|
6614600
|
3293800
|
4814700
|
Профессиональное обучение и доп. профобразование
безработных граждан
|
1873700
|
1923300
|
2020100
|
1835300
|
4102000
|
Содействие самозанятости безработных граждан
|
665400
|
729100
|
590900
|
590600
|
685500
|
Организация проведения оплачиваемых общественных
работ
|
641200
|
544400
|
868200
|
2306600
|
657200
|
Организация временного трудоустройства
несовершеннолетних (14–18 лет) в свободное от учебы время, безработных
граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в
возрасте от 18 до 25 лет, имеющих среднее профессиональное образование или высшее
образование и ищущих работу в течение года с даты выдачи им документа об
образовании и квалификации
|
3620500
|
3729100
|
4631100
|
4317200
|
4948300
|
Предоставление
частичного возмещения расходов на оплату стоимости найма временного жилья
|
1407084,49
|
795200
|
787474,29
|
474000
|
612825,71
|
Организация
сопровождения при содействии занятости инвалидов
|
-
|
-
|
69000
|
62600
|
74800
|
Организация
социальной занятости инвалидов
|
-
|
-
|
255000
|
-
|
222700
|
Приведенные в таблице 6 значения показателей свидетельствуют, что наибольшие затраты на выплату пособий по безработице приходились на 2020 г., это было связано с резким ростом численности безработных граждан в период пандемии. Выплата пособий по безработице – наиболее существенная статья затрат. Также значительно увеличились расходы на выплату стипендий безработным гражданам в период профессионального обучения. Кроме того, реализуемые мероприятия были направлены на организацию стажировок выпускников, профессиональное обучение, организацию общественных работ, организацию временного трудоустройства несовершеннолетних и других категорий, испытывающих трудности в поиске работы, и т. д.
Анализируя статистические данные по составу безработных города Иркутска по состоянию на 01.10.2022 г., мы пришли к следующим результатам: 62,9% – это женщины. Если анализировать по причинам увольнения, то 66,4% были уволены с предыдущего места работы по собственному желанию, и лишь 6,2% – в связи с высвобождением, что говорит о преобладании в городе Иркутске фрикционной безработицы, т. е. безработицы, имеющей добровольный, а не вынужденный характер. В возрастном составе безработных граждан преобладают лица среднего возраста, а также граждане предпенсионного возраста, что во многом обусловлено демографическими процессами старения населения. Анализ образовательного уровня безработных граждан показывает, что в численности безработных преобладают лица с высшим образованием, их насчитывается 63%, а также лица со средним профессиональным образованием, которых 22,4%. Как правило, неквалифицированным работникам легче найти работу, т. к. в общем числе заявленных в Центр занятости вакансий на профессии рабочих приходилось 77,9% вакансий в 2022 г. Среди безработных граждан города Иркутска значительной является доля лиц, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов (49,1%). Длительно безработные, которые более года не могут трудоустроиться, составляют 13,7%. Инвалиды в структуре безработных занимают 7,5%. Это говорит о том, что необходима реализация мер государственного регулирования, направленных на содействие трудоустройству лиц, являющихся социально незащищенными категориями населения.
Выводы
Таким образом, для рынка труда города Иркутска характерна трудодефицитная конъюнктура с ярко выраженным качественным несоответствием структуры спроса и предложения, что препятствует заполнению большого количества зарегистрированных в службе занятости вакансий.
Пандемия оказала значительное влияние на ситуацию на рынке труда города Иркутска: в 2020 г. резко выросло количество обратившихся за содействием в трудоустройстве граждан, что повлекло за собой резкий рост безработицы и увеличение расходов на выплату пособий по безработице.
Государственное регулирование занятости населения в городе Иркутске имеет ряд особенностей, связанных с высокими показателями занятости населения; уровень средней заработной платы в городе Иркутске превышает средний уровень по области; уровень безработицы в Иркутске – ниже, чем в целом по региону, это связано с большим количеством экономических субъектов, расположенных на территории города; преобладает фрикционная безработица, носящая добровольный характер (большая часть безработных уволены по собственному желанию с предыдущего места работы); Центром занятости зафиксирована достаточно высокая потребность в рабочей силе, значительно превышающая численность безработных; в государственном регулировании занятости населения широко применяются инструменты активной политики занятости.
Среди проблем, препятствующих эффективному функционированию рынка труда в городе Иркутске, следует отметить проблему дефицита трудовых ресурсов, прежде всего дефицит высококвалифицированных рабочих кадров, а также проблему структурного несоответствия спроса и предложения на официально регистрируемом рынке труда города Иркутска, когда характеристики рабочей силы и ресурсов труда не соответствуют современным требованиям работодателей. Дефицит высококвалифицированных кадров образовался в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса [3] (Gnevasheva, 2011). Высокие требования к качеству рабочей силы связаны также с переходом на Национальную систему квалификаций [1] (Bylkov, 2017).
Кроме того, среди безработных граждан, зарегистрированных в городе Иркутске, имеются «застойные» безработные, имеющие длительный (более одного года) период безработицы и не замотивированные трудоустраиваться. Это воздвигает определенные барьеры к реализации основной функции безработицы в экономике города Иркутска, которая нацелена на формирование мобильного резерва потенциальных работников. Наряду с этим на рынке труда города Иркутска присутствуют категории населения с пониженными шансами на трудоустройство, рост продолжительности безработицы которых обусловлен ростом требований работодателей к кандидатам на вакантное рабочее место. Среди них – молодежь без опыта работы; лица старших возрастных групп. Следовательно, имеющийся на сегодняшний день трудовой резерв в городе Иркутске не соответствует по основным параметрам качества рабочей силы современным требованиям со стороны работодателей.
Еще одна проблема государственного регулирования занятости населения города Иркутска связана с цифровизацией оказания государственных услуг в данной сфере. Поскольку в период пандемии востребованность удаленного получения государственных услуг резко возросла, в том числе за счет увеличения численности безработных, то автоматически возросли и нагрузки на портал «Госуслуги». Более того, в ноябре 2021 г. были зафиксированы кибератаки на портал «Госуслуги», где организаторы таких атак пытались дезинформировать граждан, а также наблюдались различные сбои в работе данного портала. Это вызывает беспокойство пользователей относительно защиты персональных данных и снижает доверие граждан к данному порталу. Поэтому возникает проблема защиты персональных данных клиентов.
В период пандемии широкое распространение получило развитие удаленной работы. Впоследствии многие работодатели начали развивать гибридные формы занятости. Данные процессы способствуют расширению возможностей занятости населения и реализации трудового потенциала, особенно молодежи, а также специалистов, владеющих цифровыми технологиями. В то же время возникает проблема повышения требований работодателей к цифровой грамотности кандидатов на вакантные рабочие места. В перспективе это может осложнить возможности трудоустройства лиц старшего поколения, не владеющих цифровыми инструментами.
Наряду с перечисленными проблемами одной из актуальных проблем также является проблема легализации самозанятости. Дело в том, что для рынка труда города Иркутска, как и для всего российского рынка труда, долгие годы были характерны большие объемы неформальной самозанятости населения. Отличительными особенностями такой самозанятости (с целью повысить собственный уровень жизни и уровень жизни семьи) были: неформальная деятельность в режиме теневой экономики; уход от уплаты налогов; серые схемы выплаты заработной платы, которая выдавалась работникам «в конвертах»; преобладающая ориентация на сферу торговли и сферу услуг; торговля без кассы с использованием наличных денег; отсутствие официального оформления трудовых отношений; привлечение в такую деятельность помогающих членов семьи (например, в фермерских хозяйствах); сочетание самозанятости с другими видами трудовой деятельности, а также использование ряда ресурсов, доступом к которым располагает работник по основному месту работы, для повышения доходов в рамках самозанятости. Поэтому с изменениями в законодательстве, связанными с внедрением налога на профессиональный доход [12], открылись новые возможности для легализации самозанятости, используя специальный, более льготный налоговый режим по сравнению с предпринимательской деятельностью. Перспективным направлением является развитие инновационной самозанятости, способной сгладить противоречия между сложившимся разделением труда и достигнутым уровнем научно-технического прогресса [8] (Serbinovskiy, Mukuchyan, 2013). Это позволит осуществлять такую профессиональную деятельность в рамках правового поля, увеличить налоговые поступления и положительно повлияет на занятость населения.
Заключение
Экономический кризис, вызванный пандемией новой коронавирусной инфекции, оказал существенное влияние на занятость населения и рынок труда города Иркутска. Это отразилось на росте безработицы, изменениях в организации трудовых процессов, широком внедрении цифровых технологий, развитии гибких форм занятости населения.
Проблемы государственного регулирования занятости населения довольно разнообразны по своим причинам, формам проявления и последствиям для общества [4] (Guskova, 2010). Данные проблемы непосредственно связаны с социально-экономическими процессами, протекающими в экономике в целом. Среди основных факторов, препятствующих нормальному функционированию рынка труда и развитию эффективной занятости в городе Иркутске, следует также отметить: низкую цену труда, неравенство в доходах, бедность, безработицу, структурные диспропорции, слабую позицию профсоюзов, депопуляцию, пониженную мобильность работников и их незащищенность, неразвитость инфраструктуры рынка труда, недоверие к государству, социальный пессимизм, неразвитость институциональной структуры, тенденцию к несоблюдению законов [2] (Varshavskaya, 2009), проблему утечки умов и др.
В нынешних условиях становится необходимым выстраивание взаимовыгодной системы отношений между государственной службой занятости, работодателями и населением в целях сбалансированного функционирования рынка труда города Иркутска и достижения эффективной занятости.
На основании проведенного исследования можно предложить ряд рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования занятости населения в городе Иркутске, включающий: применение социологических опросов клиентов государственной службы занятости населения с целью выявления степени удовлетворенности качеством оказанных государственных услуг в области занятости населения для дальнейшего повышения качественных характеристик оказываемых государственных услуг; применение методики Дональда Киркпатрика для оценки эффективности профессионального обучения безработных граждан, прошедших курсы по направлению государственной службы занятости населения; рекомендации по повышению позитивного имиджа государственной службы занятости населения в глазах работодателей как партнера по привлечению в качестве кандидатов на вакантные рабочие места квалифицированных специалистов – в целях увеличения доли заявленных вакансий по позициям специалистов и других служащих и другие рекомендации.
Внедрение предложенных рекомендаций позволит повысить эффективность государственного регулирования занятости населения в городе Иркутске.
БЛАГОДАРНОСТИ:
Автор статьи выражает благодарность за предоставленные статистические данные и содействие в проведении исследования директору Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Иркутска» Нюргачеву Олегу Александровичу. |
Источники:
2. Варшавская Е.Я. Гибкость занятости: зарубежный опыт и российская практика. - Кемерово: ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2009. – 255 c.
3. Гневашева В.А. Управление занятостью. / Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2011. – 168 c.
4. Гуськова И.В. Трансформация рынка труда России. / Монография. - Н. Новгород: НИМБ, 2010. – 288 c.
5. Информация о положении на рынке труда города Иркутска за январь-июль 2022 года. Интерактивный портал Министерства труда и занятости Иркутской области. [Электронный ресурс]. URL: https://irkzan.ru/News/Detail//3092ca87-2fa4-4928-8749-03a5671d646d (дата обращения: 06.11.2022).
6. Информация о положении на рынке труда в Иркутской области на 1 января 2022 года. Интерактивный портал Министерства труда и занятости Иркутской области. [Электронный ресурс]. URL: https://irkzan.ru/Documents/Detail/1023acdb-1678-4b6b-a550-0ec013fbb490 (дата обращения: 06.11.2022).
7. Материалы статистической отчетности ОГКУ «Центр занятости населения города Иркутска» за 2017–2022 гг
8. Сербиновский Б.Ю., Мукучян Р.Р. Инновационная самозанятость населения в России:. / Монография. - Новочеркасск: Лик, 2013. – 263 c.
9. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Российской Федерации в 1991–2022 гг. Интернет-портал Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 06.11.2022).
10. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата ра-ботников, занятых на крупных и средних предприятиях Иркутской области, по муниципальным образованиям за 2010–2021 гг. Интернет-портал Территориального органа Федеральной службы государ-ственной статистики по Иркутской области. [Электронный ресурс]. URL: https://irkutskstat.gks.ru/storage/mediabank/Srednmes_nom_zp_MO_2021(1).html (дата обращения: 06.11.2022).
11. Среднесписочная численность работников, занятых на крупных и средних предприятиях Иркутской области, по муниципальным образованиям за 2010–2021 гг. Интернет-портал Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. [Электронный ресурс]. URL: https://irkutskstat.gks.ru/storage/mediabank/Srednspis_chis_rab_MO_2021(1).html (дата обращения: 06.11.2022).
12. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 N 422-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
Страница обновлена: 16.07.2024 в 09:22:04